`ето деталей и

ТРЕБОВАТ
КОМАНДИРА ЭКИПАЖА

Подготовка авиационной техники к 1по-
лету состоит из ‹ определенной  сиетемы
профилактических осмотров материальной
части самолетов, авиадвигателей, вооруже-

ния и специального оборудования, Эта си-

стема слатается из предполетного, старто-

вого, послеполетного и других видов 06.

мотра боевых машин. Назначение всех 0с-
мотров в том, чтобы держать материальную
часть в постоянной боевой готовности, не
выпускать в полет неисправных машин.

Высокое качество проведения осмотров и
подготовки авиационной техники исключа-
ет неполадки в работе материальной части
в воздухе и гарантирует безопасность 10.
лета. Инженерно-технический состав, кото-
рый несет основную ответственность за
HOIOTOBEY боевой техники к. полету, как
правило, успентно справляется е этой pa.
ботой. Однако в отдельных случаях меха-
ники, специалисты по вооружению, радио-
и электрооборудованию, мастера по прибо-
рам и офицерский инженерно-технический
состав нарушают правила . технического
обслуживания.

Касаясь в настоящей статье лишь Bod-

просов, связанных в прелполетным оемот-
ром, мы хотим 0060 остановиться на роли
командира экипажа в этом серьезном эта-
пе подготовки материальной части к по-
лету.

Сотласно существующим указаниям, в
предполетном осмотре мотора, самолета,
вооружения и спецпоборудования принимает
Участие весь экинаж. Командир экинажа,
руководя работой подчиненных, воспиты-
вая их в духе требований воинеких уста-
зов и наставлений, должен добиться тако-
го положения, чтобы технический состав
точно, в срок и с высоким качеством вы-
полнял все регламентные работы, чтобы
нелостатки, на которые он указывает по-
сле каждето полета, устранялиеь незамед-
тительно. Высокая требовательность, глу-
бокое знание авиационной техники, уме-
ние грамотно ee эксплоатировать — вот

основные условия, которые позволяют
летчику наиболее тщательно проводить
предполетный осмотр. В лень  нолетов

командир экипажа, приходя на стоянку,
выслушивает доклад механика © тотовно-
сти самолета и мотора к полету, а затем
проверяет работу подчиненного по подго-
Фовке материальной части.

Именно такого положения добился в
своем полразделении командир звена стар-
ий лейтенант Пушкарский. Xopomie  из-
учив подчиненных, зная их достоинства и
недостатки, тов. Пушкарекий вместе о
техником звена проводит среди старшин и
сержантов звена большую воспитательную
работу, настойчиво обучает их правильно,
своевременно, с высоким качеством гото-
вить материальную часть к полетам. Вы-
сокая требовательность отличает офицера
Пушкарекото при проведении предполетно-
то осмотра, Принимая, например, матери-
альную часть, он строто руководствуется
требованиями наставлений и инетрукний,
ттательно осматривает все, что должен
зтроверить летчик перед вылетом. И, как
прямое следствие такой организации рабо-

СТАЛИНСКИЙ

ты, в звене старитего лейтенанта нет ни
единого случая невыполнения задания по
вине летного и техническото состава. Его
подразделение является передовым в ча-
ети,
Практика работы показывает, что на-
рушения в проведении предполетноге 0с-
мотра имеют место прежде BCeTO там, где
низкз требовательность командиров экина-
‘жей к работе технического состава, где’
руководящий инженерно-технический  е0-
став слабо контролирует работу своих
подчиненных.

В Н-ской авиационной части при под-
головке самолета к полету механик гвар-
дии старший сержант Аверьянов оставил
ведро на складывающейся пирамиде mac-
си. Убирая шасси в воздухе, летчик He
смог поставить ето в положение  «убра-
но». После неоднократных попыток y0-
рать шаеси, летчик прекратил  выполие-
ние задания и произвел посадку Ha aapol-
ром. :
_В чем причина этого летного проиеле-
ствия? Прежде всем в том, что механик
самощета гвардии старщтий сержант Азерь-
янов исключительно халатно относя в.
выполнению своих служебных  обязанно-
стей. Нерянгливо работая на материальной
части, он поместил ведро там, где оно ни-
котла не должно находиться. Повинен и
командир экипажа офицер Иванов, кото-
рый не произвел предполетный осмотр ма-
шины, нарушив тем самым инетрувцию по
экеплоатации самолета. Ответственность 3a
вынужденную ‘посадку несут и стартий

=

Сегодня исполняется 10 лет се дня на-
граждения экипажа самолета «Родина».
Указом . Президиума ‘Верховного Совета
СССР от 2 ноября 1938 года командиру
экипажа `В. С. Гризодубовой, второму
пилоту П. J. Ослпенко и штурману
М. М. Расковой за осуществление

&
ВысокиЕ показатели в боевой и политической подготовке у летчиков Н-ской
части. Они в совершенстве овладели современной техникой. На снимке:
отличники боевой и политической ‘подготовки. Слева направо: лейтенанты Борис
Моисеев, Владимир Пронякин и Иван Озеронский.

Первые ненщины Герои Советского Союза

сокол

Фото майора И. Цветкова.

прямой без посадки принадлежал француз-
ской летчине Дюпейрон, Он был установе
лен в мае 1938 года и равнялся 4.360,4
километра, :
Таким образом, советокие летчицы зна-
чительно превысили рекорд Дюпейрон.
Перелет экипажа «Родина» протекал в

2 ноября 1948 г., № 260 (1174),

ВАЖНОЕ ДЕЛО ЗАБЫТО

В 1-м Чкаловском училище не пропагандируют
опыта отличников

— У механика сержанта Шучкина 30-  форм; Дело ше только в том, чтобы в под-
лотые руки, — рассказывает? командир   тазделениях знали своих отличников 110
подразделения капитан Укодкин. — Он в   фамилиям и в лицо. — и 910, конечно,
совершенстве знает свое дело, любит его.   важно, — но надо добиваться главным 0б-
У него какие-то свои, особые приемы’ в   разом того, чтобы все военнослужащие
труде. Например, запустит мотор, приелу-   знали о делах отличников, подражали им
щшаетея к его работе и сразу узнает, 1де в работе и учебе, перенимали их опыт ов-
и чт в нем неисправно. Он успевает и с
работой справляться, и учиться, и това-
рищам помотать. Ето все у нас уважают.

— Мы знали, например, — продолжал
командир, —как тепло относится ПГучкин к
матери: он часто пишет ей и от Нее ак-
вуратно. получает письма. И вот мы ре-
шили порадовать старушку и отметить
1Цучкина: написали от имени командова-
ния ей письмо — тепло, or души,
В конверт вложили карточку — сына..
а на карточке написали: «Горхитесь, ма-
маша, своим сыном!». На вечерней повер-
ке это письмо зачитали перед строем —
пусть знают все, какая честь оказывается
старательным воинам! С тото дня Шучкин
стал трудиться еще энергичнее. Вот какая
сила заключена в поошрении! i

Дальше командир подразделения капя-
тан Уколкин рассказал нам о том, как, после
этото пиеьма механики старались заслу-
жить поотшрение. Старшие сержанты
Черданцев, Сивоклоков, Дегтярев и мно-
гие другие, чтобы заслужить право на-.
зываться отличниками, стали работать еще
лучше.

— И вот, — стыдно признаться, —
это большое и нужное дело заглохло У

Многое в этом отношении может сде-
лать командир подразделения, если он ca
всеми воинами будет всесторонне гразби-

им возможноеть делиться своим опытом в
работе и учебе. 90 принесет несомненную
пользу как самим отличникам, так и все-

метод популяризации лучитих воинов вы-
зовет у них новый прилив энерпии, уси-
лит их стремление к овладению военным
делом.

& сожалению, эти формы работы е от-
личниками практикуются не во всех пода
разделениях. Взять, к примеру, подразде-
ление капитана Ильина. Kak и везде,
злесь проходит сейчас подготовка матери-
альной части к зимней эксплоатации. Мез
хеники тщательно осматривают машины,
приводят в порядок моторы, утепляют их.
Пример в работе показывают отличники

спыт не стал достоянием веего  техниче-
«кого еостава. Правда, фамилии этих то-
 варищей встречаются иногда в «боевом
листке», но в коротеньких заметках нельз
зЯ рассказать 06 их опыте. Значит, тре-
  буются другие формы передачи  этото

ладения боевым мастерством. i

рать действия отличников и предоставлять

му личному составу подразделения. Такой

учебы Каров, Иванов и другие. Однако их.

‚жение лоротостоящей материальной части.

техник эскадрильи гвардии старший тех-
ник-лейтенант Саблин и техник звена, не
проконтролировавииие качество предпотет-
ной подготовки самолета.

Командир экипажа обязан так воспиты-
вать подчиненных, чтобы ето механик,
мастер по вооружению, специалиет по 0бо-
рулованию-—весь технический соетав был
проникнут чувством глубокой личной 0т-
вететвенности за успех полета, за сбере-

Осуществляя постоянный. контроль за ра-
ботой подчиненных, летчик должен  пря-
учать их к тому, чтобы они даже самое
маленькое дело выполняли добросовестно ‘и
аккуратно, памятуя, что в авиации нет
мелочей. Забвение этой истины приводит
в весьма нежелательным последетвиям.
Для того, чтобы иметь прочную таран-
THIO OT летных проистествий, командиры
экипажей должны строго вышолнять свои
служебные обязанности, не допускать Ha-
рушений в эксплоатации и обелужи-
вании материальной ° части. Им надо
личным примером показывать  техня-
ческому составу, как следует  прово-
дить 06мотр материальной части,  ис-
ключающий выпуск в воздух неисправной

боевой машины. Это одна из важнейших
обязанностей каждого командира экипажа,

добросовестное выполнение которой будет
способствовать повышению качества пред-
полетного осмотра авиационной техники.
Иншенер-подполновник С. ФИЛИППОВ.

Самолеты к зиме подготовлены

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 1 ноября. (Наш
корр.). В подразделении офицера ‘Ткаченко
недавно проверялось состояние ‘материаль-
ной части. ФШервым проверялея  самолет-
эталон, поятотовленный коммунистом Mexa-
Ником старптим сержантом Сокольниковым.

— На этом самолете можно учить ме-
заников, как готовить технику в зиме, —
говорит проверяющий после осмотра.

Не только эталон. но и вее остальные
Машины оказались в отличном состоянии.
Хорошо подготовил свою машину механик
Белов. Он работает в должности. механика
всето лишь полгода И 38 этот короткий

Aan shee

реактив

Относительная простота устройства ре-

‚активного двигателя и надежность работы
агрегатов обеспечивают

безотказность пвигателя в воздухе. Редко
встречающиеся отказы двигателей лроие-
ходят в основном на земле, в период его
вапуска.

Как известно, мощность, развиваемая
турбиной любого двигателя на малых обо-
ротах, недосталочна для приведения во вра-
щение компрессора. Нижней границей об-
ласти самостоятельной работы реактивного
лвигателя являются обороты порядка 800
—1.200 об/мин. Поэтому понятно, что
раскрутить двигатель до этих оборотов
без постороннего источника энергии не-
возможно. 3

В качестве постороннего источника
энергии, используемого для запуска турбо-
компрессорных реактивных — двигателей,
широко применяется двухтактный двухци-
линдровый бензиновый мотор мотоцикле
ного типа. Мотор устанавливается во вход-
ной части двигателя и связан © носком
вала компрессора при помощи храновика,
который автоматически входит в зацепле-
ние с валом компрессора при лостижении
пусковым мотором оборотов, близких к
100 об/мин. Когда вал двигателя раскру-
чиваетея до границы самостоятельной рз-
боты, через форсунки в камеры сгорания’
подается пуековое топливо, и пусковой мо.
тор выключается.

Этот короткий по времени (порядка 30
—40 секунд) запуск двигателя является,
между тем, очень ответственным. На тща-
тельный Уход за пусковым мотором дви-
тателя должно быть обращено особое вни-
мание. В настоящей статье мы хотим по-
казать те узлы пускового мотора; за ко-

’ торыми нужно следить, чтобы обеспечить

бесперебойный запуск реактивного двига-
теля.

Прежде чем приступить к запуску мо-
тора, нужно провернуть его 2—3 раза от

руки, чтобы убедиться в отеутетвии за-

ен = ы ee ей

=

сров сумел овладеть авиационной  техни-

кой.

Подготавливая самолеты к зиме, звиа-

ционные механики проявляют инициативу,
мастерстве и товарищескую взаимопомощь.
Закончив оборудование своею самолета,
механик Иванов помог товарищам Шуето-
ву и Тюману; помогал в работе другим
механикам сержант Пленов. В результате
нодразделение закончило подготовку к зи-
ме на десять дней раньше срока.

Умело руководили всеми работами капи-
тан авиационно-техничеекой службы Чер-
касов и старший - техник-лейтенант Не-

вратной пружины необходимо плавно 3в03-
вращать рукоятку в исходное положение.
Нельзя запускать заклинившийся мотор.
Не следует производить запуск мотора
электростартером более трех pas подряд
продолжительностью по 20 сек., так Kak
это приводит к перегреву стартера, что мо-
жет вызвать обторание электрообмотки ро-
тора или шунтовой обмотки, выкранивание
коллектора и даже заедание сателлитов пла.
нетарного редуклора, находящегося в кор-
пусе стартера. Целостность обмоток прове-
ряется «прозваниванием» клемм «б> и

«14» клеммовой коробки пускового мотора.
Kpome того, при перегреве стартера Ma--

C10 из полости планетарного редуктора
через сальниковое уплотнение может по-
пасть в полость ротора, к щеткам коллек-
тора и создать изолирующий слой между
коллектором и щетками. Этот дефект мож-
но быстро устранить, провернув пусковой
мотор за крыльчатку охлаждения в 06б-
ралную сторону. При этом щетки соскре-
бут с коллектора изолирующий слой и вос-
становят контакт, Если перед вылетом об-
наруживается, что электростартер не ра-
ботает, то мотор можно запустить от руки,
a по окончании полета сразу же устранить
неисправность. Для этого пусковой мотор
снимается и устанавливается Ha  етэнд
для выявления и устранения дефекта. Ко-
нечно, прежде чем искать неисправность в
самом стартере, следует убедиться в цело-
сти и отеутотвии замыкания на массу
электропроводки OT кнопки  (тумблера)
включения стартера в кабине дю реле
стартера.

Пусковой мотор должен начать работу
не позже чем через 10—15 сек. поеле
включения электростартера. Стартер при-
водит в движение коленчатый вал поеред-
ством пары шестерен: малой, установлен-
Ной на стартере, и сцепленной © ним
большой шестерни, связанной с коленча-
тым валом посредством муфты свободном

хота. Большая шестерня ичеет выступы,   «5»

беспосадочното дальнего перелета и усла-   очень тяжелых метеорологических услови-

В ee ee ee ЗЕЕ Ч

Уход за пусковым мотором
огс двигателя

‘`новление женского международном фекор-
Да дальности полета по прямой, за прояв-
ленные при этом выдающееся мужество и
выдержку присвоено звание Героя Совет-

ях. Пролетая над высокими горными кря-
жами, соками, Hal Takei на о высоте
5.000 метров, экипаж «Родина» был ли-
шен ‘всяких ориентиров. Mommas облач-

croro Союза. Валентина Гризодубова, WHo-}xocrs высотой до 8.000 метров, сильные

лина Осипенко и Марина Раскова — пе-
вые советские женщины, получившие это
высокое звание.

Летчицы во главе с В. С. Гризодубовой,
вылетев из Москвы 24 сентября 1938 года
на двухмоторном самолете по маршруту Мо-
‘ква— Дальний Восток, покрыли раестоя-
‘ние около 6.000 километров.

До этого рекорд дальности полета по

шквальные ветры и снегопад создавали
тяжелую обстановку для полета.

Но отважные советские летчицы уве-
ренно вели самолет, преодолевая все труд-
ности. Дальний перелет экипажа  «Роди-
на» является выдающимея проявлением
‘мастерства и мужества советеких летчиц,.

И. КАРГАЛЬЦЕВ.

Точность и согласованность действий

_ Наша авиачасть богата мастерами воз-
душной фотос”‘емки. Многие экипажи при-
обрели опыт и навыки на фронтах Отече-
ственной войны. № ним относятся: Герой
Советекого Союза тварлин капитан Горяч-
кин, летчик твардии старший лейтенант
Манов, погурманы твардии старпвий лейте-

нант Пуляев и гвардии капитан Ручкин..
У этих авиаторов за боевые заслуги имеет-.

ся по нескольку правительственных наз
град.

Но есть и такие искуеные -фотос’вмщи-
ки, которые приобрели мастерстве уже в
мирные годы, совершая только  уУчебно-
боевые полеты, 910 — твардейцы летчики
старший лейтенант Юшков, лейтенант Ле-
бединский и штурманы лейтенанты Сонъ-
кин и Шелковский. Они в

тщательно готовятся к полетам.

Для того, чтобы выполнить задание по
фотос’емке на «отлично». необходимо преж-
де всего изучить его, затем  полпотовить

Se ee

совершенстве”
овладели теорией фотографирования, Bcerra

карту соответствующего масштаба, произ-
вести расчеты, наметить маршрут,  вход-
ные и выходные ориентиры, освоить
Тайон фотографирования, Если Bee эти
‘предписания будут выполнены  послело-
вательно и аккуратно, первая  полови-
на’ дела выполнена. Остается вторая —

полет. Исздесь летчик и штурман должны.

быть на-чеку. Нужно точно. определить все
заданные величины: высоту по прибору,
скорость; путевую- скорость, синтервал ‘фо-
тотрафирования. о

`Вее эти условия как предварительной
подготовки, так и полета авиаторы выпол-
няют с большой точностью. Вроме тото, их
действия отличаютея исключительной с9-
гласованноетью. Еще на земле воздушные
Фотографы точно договариваются, какой
участок работы лолжен исполнять каждый
член экипажа. И в полете внимание каж-
дого воздутиного воина сосредоточено толь-
KO Ha своей задаче.

Гвардии майор Н. БАРАНОВ,

ИЗДАНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ БРОШЮРОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР. И ЦК ВКП(б)
О ПОЛЕЗАЩИТНЫХ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЯХ

Вышло в свет отдельной брошюрой по-
становление Совета Министров CCCP a
IK BRI(6) «