14 ноября 1948 г., 26 270 (1184).

Председатель  ВЦСПС. тов. В. В. К  узнецов
о предложении Генерального совета
британских тред-юнионов временно
пренратить деятельность Всемирной

федерации профсоюзов

GTiTb атомнов OPY ANG, сократить на одну трет
ружения и вооруженные силы пяти великих держа

= GG

sant

° полбюро в

Ворреспондент газеты «Труд» обратился
к председателю ВЦСПС тов: В. В. Бувие-
TOBY с вопросом: как он расценивает ре’
шение Генсовета конгресса британских
тред-юнионов от 27 ожтября 1948 года
внести на обсуждение очередной сессии ив-
полбюро Всемирной федерации профсоюзов
(BOL) предложение © временном прекра-
щении деятельности федерации и, в случае
отказа, федерации приостановить евою дея-
тельность, о выходе британоких тред-юнио-
Hop wes BOI.

Qrpeuat Ha Bompec, por, Ryanemon вая-
вил:

— Предложение Генеральном совета
конгресса британоких тред-юнионов о вре-
менном прекращении деятельности Всемир-
вой федерации профсоюзов является глубо-
ко ошибочным и вредным как для между-
народном профсоюзного движения, тж и
пля рабочего класса Англии. °

Принятие предложения о временном
пюеращении деятельности Всемирной фе-
перация профсоюзов нанесло бы  серьез-
ный ущерб делу международном  профсо-
юзного движения и жизненным интересам
трудящихся и было бы выгодно только
тем, ко хочет расколоть ряды рабочего
класса и ослабить ем. :

Заявление Генсовета mpn  MOTHRUDOBKE
своем решения 00 имеющихся разногласи-
ях внутри ВФИ является неубедительным,
Разумеется, в федерации, как и в друтих
подобном рода массовых организациях,
имеются разные точки зрения по некото-
рым вопросам. Это вполне естественно, ибо
федерация об’единяет в своих рядах про-
фессиональные союзы всего мира, без раз-
личия расы, национальности, религии или
политических убеждений. `

Наличие разных точек зрения по’ от:
дельным вопросам‘ вовсе’ не означает, что
непобеяены непрепдолимые разногласия В
федерации, и никак не может служить ipa
чиной для прекращения деятельности ВФИ
или выхода из нее отдельных националь-
ных прозцентров.

Трехлетняя деятельность ВФП показала,
что наличие‘ разных точек зрения по от-
дельным вопросам’ не является  препятете
вием для международного ‘сотрудничества
профсотювов, если
общих интересов рабочего класса и трудя-
щихея во всех странах мира и руковод-
ствуютея принципами, на основе которых
создана Всемирная федерация профсоюзов.
Тот факт, что все решения руководящих
органов ВФП, включая решения сессии ис-
сентябре 1948 г. в Париже,

принимались единогласно, ‘свидетельству-
ет 0 отремлении профоюзных °организа-
ций, входящих в ВФП, к согласованным
решениям и действиям.

Решение Генсовета британского конгрес-
са тред-юнионов от 27 октября в. г, вы-

(Окончание. См. №№ 268 и 269
«Сталинского сокола»).

Речь А. Я. Вы

‚ вых профцентров,

профооюзы исхолят из

зване нео действиями Всемирной федерации
профсоюзов или ее отлельных напиеналь-
4, ВИДИМО,
другими соображениями руководителей бри-
танских тред-юнионов, © Которых они
уматчивают,

профсоюзов

Веемирная федерация SB

ляется важнейшей организацией рабочего

класса в ето борьбе за улучшение усло-
BH жизни рабочих и всех трудящихея, 3a
их экономические и социальные

TAHIR KH подготовки новой войны, за проч-
НЫЙ и длительный мир между народами, В
нынешних условиях, когда трудящиеся
должны вести ожесточенную борьбу против
наступления капиталистических монополий
на жизненный уровень народных маке, как
никогда ранее, необходимо крепить меж-
дународное профсоюзное единство,  разви-
вать деятельность ВФИ.

Всемирная федерация профсоюзов долж-
на и будет существовать на основе -прин-
ципов, изложенных в ее уставе, ибо этого
требуют интересы рабочего класса всею
мира. Этого требуют и интереы рабочих
Антлий, которые не могут не
то прекращение деятельности ВФП осла-
бит международную солидарность рабочего
класса и будет наруку лишь черчиллям и
их лрузьям из лагеря реакции и имиериа-
листической агрессии,

Задача всех национальных профцентров,
входящих в федерацию, заключается в
том, чтобы всемерно украпаять
междунарюдном  профебюзном движения,
крепить федерацию и не допускать прек-
рашения ве деятельности.

`Что касается советских профолюзов, то

они готовы и впредь сотрулнизать со всв-
ми профсоюзными центрами, в том числе
и с конгрессом британских тред-юнионов,
гомовы и впредь делать Bee.
для обеспечения плодотворной деятельности
Всемирной федерации профсоюзов в запиту
жизненно ‘важных интересов — рабочего

Rlacca ¥ eTO демократических прав, в
борьбе за прочный и длительный мир во

всем мире. Ив этих целях советокие

профсоюзы выступают против хотя бы и
временного прекращения деятельности Веез

мирной федерации профсоюзов, за дальней-
шее укрепление профсоюзного единства.

Над песками Средней Азии

Над безбрежными песками Кызыл-Ку-
MOB ровным строем’ идут три ‘самолета.

Раннее утро. Низкое солнце косыми лу
чами выпукло очерчивает рельеф земной
поверхрости. Длинной грядой тянутся чер-
ные бархатные складки хребта Султан-
Упздаг. Ветер еще не успел взметнуть над
пустыней марево песчаной пыли, а солн-
це нагреть пескм. Воздух чист, Вее благо-
приятотвует с’емке, и, когда WOR пласко-
CMMH появляются развалины’ древнего
замка, строй рассыпается. Воздушные ap-

‚хеологи начинают работу.

Авиация и археелогия. Фуквально —
н0бо и земля. Но эти далекие, на первый
взгляд, понятия оказываются тесно свя-
занными между собой, и самолет не толь-
ко помогает быстро и легко преодолевать
пространства, но и проникать в ‘глубину

° ВоКоВ:

Экспедиция Академии наук, возглавля-
емая доктором исторических наук профес-
вором С. П. Толетовым, в течение олиннад-
цати лет подряд ведет раскопки древних
памятников в Вызыл-Кумах и Кара-Вумах,
воскрешая историю когда-то могучего 10-
сударства Хорезма. В результате упорном
труда советеких ученых сокаждьтм годом
В0@ яснее вырисовывается картяна очень
высокой культуры.  возданной предками
современных узбеков, туркменов. казахов
H кара-Калпаков семнадиать веков TOMY
назад. Значение слелочных открытий труд-
но перооценить. Многими успехами архео-
Логи обязаны авиации,

Самолет дал возможность ° производить
наблюдения, глазомерные с’емки, & также
фото- и кинос’емку древних сооружений 6
разных высот и под различными углами
Зрения. Все oT позволило профессору
С. П. Толетмову и его сотруднику архитек-
тору М. А. Орлову за последние  четыро
года, работая совместно с летчиками, прое
ложить в среднеазиатских песках десятки
воздушных исследовательских маршрутов,
детально изучить много памятников ан-
тичног и средневековом Хорезма и OT-
рыть ряд новых, доселе неизвестных.

Используя легкомоторную авиацию, ра
ботники экспедиции без труда совершали
посалки на больших такырах вблизи древ-
них сооружений, дополняя данные в03-
Душной разведки наземными исследовани-
Ями — раскопками, архитевтурными ^0б-
мерами, зарисовками и т. п. Особенно эф-
фективтым для археологии оказалось в03-
душное фотографирование. При наземных
работах зачастую трудно различить линия
и формы полуразрушенных строений, раз-
мытых дождями, занесенных песком, п0-
рюших саксаулом и тамариском. С боль-
ой высоты хаотические линии, выцук»
али почвы и еле заметные градации
окраски песка приобретают геометрически
правильные формы, & произведенные 8900-

фотокамерой — снимки
прошлом, воспроизводят формы построек и
планы древних городищ, —

Например, несмогря на многолетние pac-
копки, только с воздуха Удалось заметить
вокруг столицы древнем Хорезма города-
` крепости Топрак-Кала систему ороситель-
следы огромного

ных Каналов, а также.
храма вне городища,

При с’емке` каждой крепости обнаружи-
вались новые ценные для науки детали,
почти неразличимые при наземных иселе-
дованиях. Авиация прочное утвердилаеь в

арсенале средств научных изысканий.

Только с помощью авиации окспедиции
профессора  Толстова „удалось разрешить
еу-

вопрос © времени функционирования
xovo русла Узбой, являющегося предметом
многолетней дискуссии между учеными.

Впервые в мире Хорезмская экспедиция
RAR
органическое средетво научных работ. За
рубежом в этом направлении были сдела-
д им
часть из них совершалась богатыми мецена-

Академии наук применила авиацию

ны лишь отдельные Попытки,

тами в целях получения эффектных,
во бесполезных для Науки

чими монополиями и кондернами, привры-
вала собой поиска сырья в чужих  стра-
вах.

Советские ученые сочетали авиаразвед-
ву и авиас’емку с наземными языскания-
другим. В результате

ми, дополняя одно
полученных данных удзется релтать важ-
нейшие вопросы истории,

В этом году в четвертый раз экепеди-
ция работала совместно в летчиками авид-
отряда, которым командует тов, В. Пущен-
ко. Воздушный отряд
профессора С. П. Толстова на трех самоте-
тах, пилотируемых летчиками. В. Пущенко,
T. Зубреевым и В. Еременко, совершил не-

сколько полетов над памятниками. разбро-

ванными в Кызыл-Вумах. Четыре фотока-
меры и два киноаппарата непрерывно
«обстреливали» землю. Один 3a другим
под плоскостями возникали памятники, от-
стоящие друг от друга не только на сот-
ни километров, ной Ha мном веков:

Джанбаз-Кала [У века дж Hamel ann,
античные Топрак-Кала и Бурлы-Кала,
средневековые Кават-Вала, Аяз-Кала a
другие... :

Нелегко летать над песками Средней

Азии. Воздушные потоки, жестоко болтают
машины, песчаные бури и смерчия-—тут по-
вседневное явленяе, и образуются они вне.
запно, & внедэродромные  посадкя возле
памятников требуют  большото летного
мастерства и опыта. № чести советских
летчиков следует отметить, чо они блес-
тяще справляются ве тяжелыми летнымя

условиями.
М. БЕРКОВИЧ.

Альманах, изданный при жизни А. С. Пушкина

РОСТОВ-на-ДОНУ, 13 ноября, (По te
лефону от наш. корр.). Недавно ростовский

букинистический магазил” Rorasa приоб-:

рел редкую книгу — один WB номеров
альманаха «Северные цветы», Он стал вы
ходить в 1825 тюду, вскоре после топ,
как парекое правительство закрыло альма-
пах, издаваемый декабристами Рылеевым и
ВБестужевым. Будучи другом Пушкина,
поот-релактюр Дельвиг привлек к сотруд-
пичеству в «Северных цветах» Александ-

ра Сергеевича, а также поэтов Крылова,
ВБаратькнокого, Вяземского, Глинку и xpy-
тих,

Приобретенный — Когизом — экземпляр
альманаха «Северные цветы» вышел в
1827 ду. В нем помещены отрывки из
третьей главы «Евгения Онегина». про-
изведения Баратынского. Дельвига и др,

Альманах передан в библиотеку Poc-
POBCROTO государственного университета
имени В. М. Молотова.

какими-то’

права и.
свободы, против реакции, против пропа-’

понимать,

влинство

необходимое

Гасоказывалт 0

снимков, a
часть, финаненруемая нефтяными и 100-

под руководством

заезженные аргументы

предложение имеет? в виду применить и в

Известно, чт еще в ноябре 1947 cosa
советский  Миниетр Иностранных Да
В.М. Молотов внес в Совет Министров
Иностранных Дел в Лонлоне во время
Лондонской сесеин предложение . советской
делегация о мирном урегулировании гер-
манского вопроса, © мирном  урегулироза-
нии с Германией, Можно было бы напом-
HMTh, ITO B COBOTCRAX предложениях по
этому вопросу, внесенкых в Совет Мини-
отров. Иностранных Лел в ноябре 1947 №-
да в Лондоне, говорилось: ‹...руководству-
ACh ранее принятыми бовместными 0еше-
ниями наших правительств, Совет Мини-
стров Иностранных Дел должен признать
неотложной, поскольку это‘ касается вр
ты, необходимость приступить к подготов-
ке мирного договора © Германией и 1ас-
смотреть при этом как вопросы, относя-
щиеся к процедуре подготовки мирного до-
говора с Германией, так п основные в
просы самого мирного договора».

Факт это или не факт? Факт, который
Нельзя опровергнуть, факт, который гово-
рит © том, что советское правительство
год тому назад виосило в Совет Министров
Иностранных Дел в Лондоне предложение,
Которое я сейчас огласил, по мирному уре-
тулированию е Германией. В силу этою
‘советская делегация предлагала в первую
очередь рассмотреть такие основные вопто-
‘CH, относящиеся к подготовке мирном до-`
`повора с Германией, как воиресы of obpa-
зовании общегерманского демократическом
правительства, о созыве мирвой конферен-
цин для рассмотрения проекта мирно
отовора © Германией п`0б основных ди-
рективах для выработки мирного договора
© Горманией:

_ А какова была судьба этого советского
предложения? Судьба его была такова: это
предложение было отклонено по  пнп-
циативе Соединенных Штатов Америки п
Великобритании. Моди представители Вели-
кобритании считают, что марное урегули-
рование с Германией является одним из
важных условий, способных обеспечить
международное доверие, TO должно быть
ясным, что удар по международному дове-
pul нанесли именно представители трех
правительств в Совете Министров Ино-
странных Дел, отклонившие советские
предложения о мирном договоре с Герма-
nel.

Unto же получается? Мы вносим предло-
жение о Мирном урегулировании © Герма-
нией; его отклоняют. Теперь, через гол,
нам говорят: Еели бы вы сделали шаг по
налравлению к мирному урегулированию с
Германией, то тогда международное хове-
рие ойренто бы. Но мы сделали этот шах
мы внесли соответствующий документ. А
вы какой шаг сделали? Пошли ли вы
навстречу этому предложению? Согласились
ли вы с этим предложением? Нет, вы от-
клонили ето. Какое же вы имеете право
говорить о том, что нельзя принять совет-
ское предложение о сокращении вооруже-
ний, потому что нет междунарохного дове-

что нет мирного урегулирования с Герма-
нией, и что Советский Союз лолжен был
сделать в этом направлении какие-то ша-
ги, тогда как Советский Союз уже год то-
WY назад сделал эти самые шаги?

Если вы считаете, что 063 такого усло-
вия нет международном доверия, то вы
должны нести ответственность за то, чо
нет этого междунаролного доверия. ибо, от-
клонив советские  прелложения о мирном

подорвали то междунарожное доверие, о ко-
тором вы здесь лицемерно вздыхаете.

‘Английский делегат заявил далее, чт
Ойл бы только советскому правительет-
Ву согласиться представить, хотя бы в
общих чертах, сведения о своих вообружен-
ных силах и вооружениях, как уже еде

укрепления международного доверия, Же-
лая блеснуть своей
Анелийский представитель к этому  доба-
вил, чта советское правительство, ° конеч-
‘1%, не сделает такого шага и, конечно, от-
вергнет такое предложение,

Увы, наш прелсказатель и здесь прова-
AHNCH, так как советское правительство со-
вершенно ясно и определенно заявило и
это заявление облекло в конкретное пред-
ложение, включенное в проект советской
резолюции, что международному контроль-
ному органу должны быть представлены
всеми пятью государетвами, a следова-
тельно, и Советским (0ю030м, полные офи-
циальные сведения 0 вооружениях и воору-
женвых силах.

Ho лопустим. чю прав предотавитель
Великобритания, который мворил, что
стоило бы талько Советскому Союзу дать
согласие на прехявление всех своих дан-
ных 9 вооружениях и вооруженных силах,
как был бы сделан большой шаг вперед.
Мы согласны предетавять ‘эта сведения,
Мы 00 этом не только сказали е трибуны,
HO мы записали это в проект вашей peso-
люции. Значит, отпадает препятствие к
тому, чтобы принять наше предложение,
В таком случае, почему же вы его непри-
нимаете? —

Це ясно ли, что это опять-таки только
отговорка. предназначенная для того, что-
бы прикрыть свое нежелание осуществить
сокращение вооружений, как ато предла:
габг соволекая делегация.

Английский делегат ne оставил без вни-
мания и вопрос о «вето», повторив старые,

против принципа

алинотгласия, Которое, якобы, советское

рия, а международного ловерия нет потому,

урегулировании с Германией, вы тем самым

лан был бы большой шат в направлении:

проницательностью,.

аботе международного контрольного орта-
на. Трудно понять зачем › понадобилось
Макнейлу так  изврашать дело, особенно
после всех тех раз’яснений, которые были
уже ланы советскими представителями по
этому вопросу.

Напомним, что в третьем докладе атом:
Ной комиссии от 19 пюня 1946 г. в том
меоте, где излагается позиция по’ этому
вопросу’ советского правительства, прямо
говорится: «...контрольные органы и орга-
ны инопекции должны осуществлять свои
контрольные ‘и пнопекторокие функции,
действуя на основе своих собственных ПрЗ-
вил, которые допжны предусматривать при-
нятие в соответствующих случаях реше-
ний большинством голосоз».

1946 г. на заседании Первого комитета
Генеральной Ассамблеи заявлении главы
советской пелегации В. М. Молотова по

на подобные речи противников совотеких
предложений заявил, что «совершенно не-
правильно изображать дело так, что будто
бы какое-нибудь государство, располагаю-
щее «правом вето», будет в состоянии по-
метать осуществлению контроля и инспек-
тирования», В. М. Молотов продолжал:
«контрольные комиссии — не Совет Без-
опасности, и поэтому нет никаких. основа-
НИЙ говорить, что, пользуясь «правом ве-
10», какая-либо держава будет в  состоя-

ля, Всякая попытка, — говорил В. М.
Молотов, — воспрепятетвовать проведеняю
Контроля или инспектирования по приня-
тым Советом Безопасности решениям бу-
дет не чем иным, как нарушением реше-
ния Совета Безопасности».

Значит, совершенно неправильно
куется вопрос о так называемом «вето» в

тротыното органа. Конечно, право «вето»
принадлежит
BUTCH IM ONO кому-нибудь, или не нравит-
ся (мы внаем, что есть делегации, кото-

защиптать, пока он из Устава не иеклю-
Чен. Мы вправе бороться за него вевми
мерами, всеми сплами и средствами, чтобы

краеугольный камень Устава, краеутоль-
ный камень всей Организалии  06’единен-
ных Наций,

Но это другой вопрос, & здесь идет во-
Шо 0 том, что никто никогда; по крайней
мере, что касается Советокого Союза, не
предлагал и не предлагает применить пра-
BO «вето» в работе контрольных органов.

Значит, противники и критики  совет-
оких предложений или сознательно  сме-
Шнвают эти два вопроса, чтобы ввести в
заблуждение ненскушенных людей, или
действуют по недоразумению, потому что
они сами не разобрались как следует в
Этих вопросах, не разобрались в том, что
одно дело — работа контрольных органов,
одно дело — механизм голосования в Me-
ждународном контрольном органе, & другое
дело — Совет Безопасности, хругое дело—
механизм голосования в Совете Безопасно-
сти. Смешивать эти вопросы нельзя.

Мы говорим ясно и точно: междунарол-
ный контрольный орган должен быть без
«вето», Совет Безопасности — 6 «вето».
Значит, никто не смеет говорить, что мы
будто бы хотим в международный контроль-
ный орган включить право «вето». Her,
этого и не было с самого начала. Я вам
привожу документ, опубликованный в. тре-
тьем докладе, и я вам привожу заявление
авторитетнейшего руководителя советской
внешней политики Министра Иностранных
Лел  С00Р Вячеслава Михайловича
Молотова, которое уже два года тому на-
‚зад было произнесено в Первом комитете в
Нью-Йорке.

После всего того, что было высказано,

‘как же английские представители и неко-
торые другие представители позволяют себе
вновь возвращаться к вопросу о «вето»,
пытаясь и на этот раз использовать этот
жупел, чтобы попробовать сорвать приня-
тие советских прэдложений.
Мы видим, однако, что все эти попыт-
ки достаточно неуклюжи, и мы надеемся,
WTO OTH попытки постигнет такая же не-
Удача, какой многие другие попытки т&-
кого же рода.

Есть еще другие возражения против co-
ветских предложений, которые представил

скую делегацию этими вопросами, вроде
того. как понимать выражение «вооружен-
ные силы»? Определяется ‘ли соотношение
В одну треть в соответствии с количеством
каждого отдельного вида оружия или с ко-
‚иичеством средств, затраченных на произ-
BOICTBO этого оружия? Вак можно обеспе-
чить справедливое проведение сокращения
вооружений п вооруженных сил ит. д.
ит. п. -
Здесь сегодня бельгийокий представитель
лошел до Торо, что ен проеил раз’яснить,
как можно сократить на одну треть один
крейсер? Я. должен думать, что даже бель-
гийский представитель этото не раз’яснит,
тем более, что никто и не предлагает один
крейсер сократить на одну треть. Я видел,
правда, в одном французском журнале ка-
рикагуру, как на одной лошади сидят три
французских кавалериста, е надписью «Со-
крашение армий НА одну треть». Нос
крейсером даже и этого нельзя проделать.
Но зато я скажу — можно сократить три
крейсера на олну треть. Можно сократить
83 подводных лодки на олну треть и т. д.
й т п. И это сокращение в течение года
должно быть произведено экспертами. eRe-
Ллущими в этих вопрусах в большей eTeHe
Ни, чем некоторые другие. Пе булучи спе-
циалистом военного дела, я злранае могу
сказать, что все это He представляет не-
преодолимых трудностей, тем более; чо в

Следует также напомнить о сделанном в

этому же вопросу. В. М. Молотов в ответ

нии воспрепятетвовать проведению контро

тол-
применении к работе международного кон-.
Совету  Безопаености. Hpa-
рым это «вето» не нравится), но это Устав,

э%0 — принцип Устава, и мы вправе его

он из Устава не был поключен, 1бо это

г. Макнейл. Он буквально засыпал совет-.

анналах даже еще печальной памяти Лиги
наций имеется много материалов по этому
поводу, разработанных в свое время, ибо в

вопросы о сокращении вооружений, в том
числе и на одну треть, Еще эмериканский
президент Гувер вносил зналогичное пред-
ложение, и вносила такие предложения ©
всеобщем сокращении вооружений и совет-
ская делегация двадцать лет тому назад.

Есть множество материалов такого рода,
которые дают возможность технически
справиться в задачей, трудность которой
так подчеркивается сейчас противниками
этого предложения только для того, чтобы
этой трудностью отпугнуть от принятия
этот поедложения.

Оказывается, нельзя сократить на одну
треть флот, если имеммя один крейсер,
оказывается — нельзя сократить флот,
если имеется один дредноут. Нет, все это
задача разрешимая, точно так же, как раз-
решимы BCe задачи, перед которыми стала
втупик английская делегация, кома она
задавала вопрос: «А что такое вооружен-
вые вилы? ». и.

Я кратко мог бы, пожалуй, об’яснить.
Я просто сослалея бы. скажем, на мирный
договор в Италией, или на мирный yoro-
вор с Болгарией и с Румынией, где унот-
ребляется термин «вооруженные силы». и
где в приложениях даже нет никакого 06’-
яснения понятия этого термина, хотя
имеется об’яенение ряла других терминов,
Но ведь 9TO же элементарно. Если г-ну
Макнейлу кажется очеяь трудным решить
эту защачу, то; я думаю, найтутея спе
ЦИаЧисТы этою дела, которые сумеют
разрешить такую проблему — определить,
что такое вооруженные силы, f

Ho Bamno нам ответить на одно — Co-
ветский Союз говорит: все вооруженные
CHIP сухопутные и морские и военно-
воздушные — пяти великих держав вел
вооруженные CHIL подлежат
на одну треть. И товорят нам после это-
Го, это неясно, это туманно, это нереаль-
Ho. Hy, энаете ли, это можно говорить, ко-
нечно, по всякому решительно поводу.
Можно тотда вообще эту фраву раз навеег-
да затвердить п повторять при каждом
рассмотрении каждого проекта для того,
чтобы за эти фразы спрятать свое отри-
цательное отношение вообще
принципу сокращения вооружений и воору-
женных сил. i

Вот почему я и говорю, чо: можно ус-
‚Покоить английского представителя, что
все эти вопросы нетрудно будет решить
в процессе последующей работы на протя-

мои коллеги, которые утверждают, что с0-
ветсвая делегация предлагает  немеддетно
осуществить сокращение вооружений и во-
оруженных сил. 910 неправильно.
предлатаем немехлетно сократить, а гово-
рим: в течение
считаете, что год-—это очень маленький

_5. ИТОГИ

Нам говорят о том, что, прежде чем при-
нимать предложения Советского Союза 0
запрещении атомного оружия и о сокраще-
нии вооружений и вооруженных сил пятью
великими державами на одну треть, необ-
ходимо обеспечить международное доверие;
Но междуналюдное доверие должно быть
обеспечено и для принятия любых других
предложений. Кроме того, принятие co-
ветских предложений безусловно будет ‘со-
действовать укреплению международного
доверия,

Нам говорят, что необходимо предвари-
тельно иметь точные и полные сведения о
количестве вооружений и вооруженных
сил всех заинтересованных государетв. №
советские предложения предусматривают
предоставление международному — кон-
трольному органу именно всех этих нёоб-
ходимых сведений.

Нам говоряг о необходимости обеспечить
контроль за выполнением этих предложе-
ний. Но предложения советской делегации
точно указывают и на необходимость орга-
низовать контрольные органы — междуна-
родный контроль, на который и: возлатает-
ся настоящая задача.

Нам говорят о необходимости учредить
чеждународный контроль, особенно в отно-
щении запрещения атомного оружия. Но
Советский Союз предлагал договориться 06
одновременном заключении и введении `В
действие двух конвенций — о запрещении
атомного оружия и о контроле над атом-
ным оружием. 90 предложение, однако, не
было ‘принято, и не было принято, несмот-
ря На то, что до внесения Советским Сою-
30M этого предложения об одновременноети
двух конвенций делегапии США и Вели:
кобритании настаивали именно на таком
решении этого вопроса,

Нам говорят, что вообще для принятия
предложения Советского Союза не созрели
всв` необходимые условия и чо поэтому
необходимо получить предварительную ин-
формацию 0 состоянии вооруженных сил,
& потом уже принимать те или иные ре-
шения по существу вопроса о сокращения
этих сил. Но требование такой информа-
ции полностью покрывается предложением
Советского Союза представить международ-
ному контрольному органу весе сведения и
% вооружениях и о вооруженных — силах,
Это полностью исчерпывяет весь данный
вопрос. Таким образом, нашим пунктом от-
носительно представления полных  сведе-
ний исчернывается. в сущности говоря,
вея бельгийская резолюция,’ которая  Ha-
правлена на 0. Чтобы обеспечить получе-
ние предварительной информации, Так мы
H говорим: дадим полную информацию.

Чем же эт0 хуже того, что предлагаио”
бельгийцы?
Таким образом, каких-нибудь серьезных,

течение двух десятков лет. разрабатывались  .

сокращению

Е самому

жении года. Ведь неправильно делают Te

Мы не

rola. Be, Moen быть,

шинского в Первом комитете Генеральной Ассамблеи

11 ноября 1948 г.

срок, но я не слышу других предложений.
Год-это срок солидный. Значит, вв не-
медленно, а в течение года.

Потом Бельгия говорит: «Мы не соглас-
ны на сокращение». Но, ведь, господа бель-
гиЙцы, мы ва6 и не приглашаем в этому
делу. Мы предлагаем это пяти великим
державам. Мы знаем, что’ вы не соглаены.
Вы п ве решаете этого лела, потому что
решат дело пять великих держав, у во
торых полавляющая масса вооруженных
сил. Почему вы так горячитесь? Почечу
вы такую активность проявляете? И резо-
люцию внесли. Но было бы более понятно,
вели бы резолюцию внесли бы США, или
внесли бы англичане, или даже французы,
или даже Витай. Во всяком случае, эти
доводы во имеют решительно никакого
значения. :

Английский представитель говорил еще,
‘чо он должен откровенно признать, что
«некоторые государства едва ли могут
провести дальнейшее сокралщение, не под-
вергая опасности выполнение своих 00нов-
ных обязательств, таких как поддержание
порядка, возможно, во многих частях ми-
ра», : ;

Значит, выходит так, что во многих ча-

стях мира сейчас боптанские вооруженные

силы поддерживают порядок. В этих нно-

гих частях мира, Rak известно, почва fOr,

рячая. В некоторых случаях она даже го-
рит под ногами этих самых вооруженных
вил и людей, которые наводят там  поря-
док. Вот для этого нужно держать  воору-
ленные силы, и поэтому не могут этл го-
сударства ‘сократить свой вооружен
ные силы, Великобритания здесь пере-
вликается с Китаем, с той только резни
цей, что Китай употребляет эту аргумен-
тацию в порядке внутреннее  употребле-
ния, & Великобритания в порядке внешне-
TO употребления,

В этой связи вполне понятно заявление
г-на Макнейла о стратегическом интересе
Великобритании в Греции. Раз стратегиче-
ский интерес в Греции, значит войска. Раз
‘стратегический интерес в Китае, значит
войска. Раз стратегический интерее в Ин-
Донезии, значит войска, Да, ну, кк же
можно в таком случае сокращать войска?”
Конечно, те государства, которые № уши
влезли во всякие военные авантюры в ра3=
ных частях мира, — они, конечно, не хо-
тят принять наши предложения.

Вот, в сущности говоря, главные возра-
жения противников советских  предложе-
НИЙ, И ВЫ сами можете теперь судить, на-
сколько они выдерживают критику. Нам
кажется, что они критики не вылержива-
‘ют. Нам кажется, что онй не выдержива-
ют критики потому, что онн не основа-
тельны, потому, что в этих  возражениях
упускается из виду главное и основное, и
вместо главного, основного, вылвигатотея
на первый план второстепенные вопросы,
а главные вопросы вуалируются и отолви-
гаютея куда-то вдаль. :

И ВЫВОДЫ

деловых, заслуживающих внимания с006-
ражений против принятия предложения
Советского Союза о запрещении атомного
оружия, о сокращении вооружений и в00-
руженных сил пятью державами -= нет.
Дело, очевидно, не в тех возраженияхь
которые были представлены. Дело неё в тех
искусственных причинах, на которые свы-
лаются противники советского предложе-
ния. Дело совсем в другом. Дело, очевидно,
В том, ЧТо правящие круги США и Велихо-
британии стремятся не только сохранить
свои вооружения и вооруженные силы на
нынешнем уровне, но и стремятся обеспе-
чить 0006 возможность беспрепятетвенного

дальнейшего роста своих вооруженяя и
вооруженных сил, которые им нужны, вак

и атомная бомба, для осуществления евоих
планов, не имеющих ничего общего е 3a-
дачами, целями и принципами Организации
0б’единенных Наций. Это  этрессивные
планы. Но этим планам противостоят силы
миролюбивых народов.

Вот в чем заключаются хействительные
причины сопротивления четырех великих
держав предложениям Советского Союза,
Действительные причины

советским предложениям заключаются в

лей США и Англии, которая является, ках
сказал Генералиссимус Сталин, политикой
агрессии; политикой развязывания новой
войны. Вот где действительные причины
энергичных усилий, которые делают здесь
делегации США, Великобритании, & вместе
с ними — Витая и Франции, чтобы сор-
вать советские предложения.

Нельзя сомневатья в TOM, что воля
миролюбивых народов к миру и междуна-
родному сотрухничеству одержит верх, что
эта воля устранит все препятствия, кото-
рые воздвигаются на этом пути вилами
реакции и агрессии. Как сказал Генералис-
симуе И. В. Сталин, слишком живы в па-
мяти народов ужасы недавней войны и
слишком велики общественные силы, стоя:
щие за мир, чтобы ученики Черчилля
по агрессии могли их одолеть и повернуть
в сторону. новой войны,

Вот те соображения, в силу которых
советская делегация, уверенная в правоте
своего дела и в правильности прелетаваен-
ных ею предложений о запрещении атом-
ного оружия и сокращении вооружений и
вооруженных сил пятью великими держа-
вами на одну треть, уверенная в том, что
эти прелтожения соответствуют интересам
всех миролюбивых народов и будут crocs.
ствовать делу мира и безопасности во всех
мире, будет настойчиво бороться за свою
резолюцию и призывает другие делегации
поддержать проект советской резолюции,

сопротивления :

самом ‘направлении политики руководите-.