‚ Щади

„.Юраеная площадь Москвы — столицы
великого Советского Союза. В этотодень к
ней приковано внимание народов всего ми-
ра — народов. борющихся за мир, за де-
мократию, за’ социализм. На Красной пло-
сходятея мноточисленные  динии
братских связей. Й живое олицетворение
их — делегации многих народов мира на
гостевых трибунах Ленинского мавзолея.
Перед ними расстилается огромный про-
стор этой площади. На синеватой брусчат-

Ke ‘твометрически правильный четырех

утольник войск. На фасаде ГУМ а огромные
буквы призыва: «Да здравствует 1 Мая!».
Шестнадцать знамен и шеетнадизть гербов
олицетроряют нерушимое единство наролов
шестнадцати союзных республик Советской

‚ страны. В центре — отромные портреты

` турного уровня трудящихея — по пути Е

ФЕ

`° экономические

оляции многочисленную армию фашистской

двух гениев человечества, создателей Сою-
за Советских Социалистических Реепуб-
лик — Владимира Ильича ЧЛенинь и
Иосифа Виссарионовича Сталина.

Необычайно ранняя и теплая весна по-
радовала, сегодня Москву чудесным солнеч-
ным днем. В ярком солнце, щелро залив-
шем город, в глубокой голубизне безоблач-
ного, неба, в самом утреннем прозрачном
воздухе таитея неуловимое  ошущение
празлничной радости. Стройный рях  за3е-
леневших многолетних лип передо зданием
ТУМ’» привлекает внимание Beex собрав-
шихся. .

Никогда, еще не росли липы на Красной
площахи, А сегодня их молохая, яркая в0-
лень провела широкую изумрудную полосу,
подчеркнув новым цветом кумачевое ¢ 80-
лотом убранство этого здания.

На Красной, плошади все готово в тра’
диционному первомайскому параду Boopy-
женных (Сил Советского Союза. Готовы
войска. Почетные тости расположились на
трибунах. Срели них мы узнаем народных

Речь начальника Генерального штаба Советсной Армии
генерала арини С; М, Штеменко

Товарищи солдаты и матросы, сержан-
ты и старшины! :

Товарищи офицеры, генералы и адми-
ралы! у

Трудящиеся Советского Союза!

Наши хорогие зарубежные гости, при-
ехавшие к нам на Первомайский  празд-
НИК!

От имени и по поручению  Советекого
Правительства и Центрального Вомитета’
Всесоюзной Коммунистической ‘партии
большевиков приветствую и поздравляю
Bac c днем Первого Мая. Nie

Советский народ, руководимый партией
Ленина—Сталина, встречает Первомайский
праздник новыми победами, Советское го-
сударство уверенно идет но .пути: дальней-
шего экономического процветания и неук-
пенного подъема материального и КУлЬ-

коммунизму.

Пять лет тому назад — 9 мзя`1945 го-
да — Вооруженные Силы советского на-
рода принудили к ‘безоговорочной капиту-

Термании и победоносно закончили войну.
Советский народ, BCA нала страна. понесли
тяжелые жертвы в этой войне. Однако баа-
тодаря социалиетической системе советеко-
го хозяйства и мудрому руководству пар-
тии большевиков и Советского Нравитель-
ства наша страна за истекщее пятилетие
не только восстановила свое хозяйство, но
достигла еще более высокого экономиче-
ского уровня, чем в довоенное время.
Неуклонный подъем нашей промышален-
ности и сельского хозяйства, снижение
себестоимости производства, ‚ увеличение
производства товаров широкого потребле-

ния ведут в дальнейшему росту изобилия.

в нашей стране и повышению блатгосостоя-
ния советского народа. ,

В странах капитализма увеличиваются
затруднения и противоре-
чия, свилетельствующие о нарастаний эко-
номического кризиса. Трудящиеся этих
стран все больше и больше терпят лише-
НИЯ И бедствия. все сильнее испытывают
Ha code произвол реакции и гнет капита-
листического строя.

Товариити!

*

Начинается цервомайский парад,

Парад открывают военные академии,
советское офицерство — воля и мозг. aD-
мии. Этим как бы подчеркивается, что. Со-
ветекую Армию ведет к нобеле сталинская

Наука; что воинская доблесть У Hat OTT.

Hig

‘щади. С любовью и гордостью привететву-

таб Советской Армни тенерал.

избранников — депутатов Верховного Co-
вета СОСР и Верховного Совета РОФСР,
министров, Героев Советекото Союза и Ге-
роев Социалистического Труда, лауреатов
Сталинской премии; выдающихся. cTaxar
новцев промышленности и воциалистиче-
кото сельского хозяйства, ученых,  дея-
телей культуры и искусства. 3. со

Внимание всех находящихея, в эту ми-
нуту на Красной площади приковано к
Ленинскому мавзолею. На его гранитную
трибуну поднимаются товарищ И. В; Сталин,
тт. . М. Молотов, Г. М. Маленков;
1. П. Берия, К. Е. Ворошилов, А: И. Микоян,
Л. М. Raranopuy, . H. A. Булганин,
А. А. Андреев, Н. С. Хрушев, А; Н. Ковы-
ron, H.. M. Шверник, М. А. Суслов,
П. В. Пономаренко, М. Ф. Шкирятов. Нал
площадью возникает бурная, восторжен-
ная овация.

Великий Сталин... © любовью и торло-
стью обращают к нему взоры воины. (9-
ветской Армии, стоящие на Врасной пло-

ют великого вождя и полководца лучитие
представители советского народа. собраз-
шиеся на трибунах.   fs)

...10 часов утра. С первыми ударами’
Кремлевских курантов из ворот Спасской
башии выезжает начальник  Генеральното
армии
Штеменко. Приняв рапорт командующего
паралом  генерал-полковника Артемьева,
тенерал Штеменко вмеёте с ним объезжает
войска, поздравляя их е праздником Пер-
вото мая, Могучее «ура!» перекатывается
по рядам в ответ на приветствие.

Объезл войск окончен, Генерал Штемен-.
ко поднимается на трибуну мавзолея и 05-
ралцаетея с речью к войскам, стоящим на
площади, к Вооруженным Силам Советеко-
го Союза, ко всему советскому чароду..

Советская Армия и Военно-Морской
Флот, вместе во всем нашими народом,
встречают день Первото Мая, твердо уве-
ренные в своей силе и мощи и готовые 8a-
щищать ‘нашу прекрасную Родину от по-
сягательств любого агрессора.

Вооруженные Силы Советского Союза
надежно охраняют  неприкосновенность
границ Советского государства и твердо
стоят на страже мира и безопасности на-
шей Родины. а

Цуств не забывают поджигатели войны,
что бешеная тонка вооружений, сколачи-
вание агрессивных блоков, создание вокруг
Советского Союза и стран народной демо-\
кратии военных плацдармов и организация
всевозможных провокаций ` не запугают
народы Советского Союза и встретят решя-
тельный отпор со стороны сторонников
мира во всем мире.

Товарищи! и

Советское Правительство, партия боль-
шевиков, товариш Сталин призывают весь
советский народ своим созидательным. тру-
‘дом умножать силы! нашего социалистиче>.
eROTO государства, добиваться новых побед
в строительстве коммунизма.

Верные своей социалистической Родине,
партии и правительству, воины Boopy-
женных Сил и впредь будут неустанно
работать над дальнейшим повышением
своей боевой и политической подготовки.

Советский народ может быть твердо
уверен, что его ‘Армия. Авиация и Военно-
Морской Флот всегда готовы с честью вы-
полнить свой священный долг перед Po-
Диной,

Да здравствует Первое Мая — день с5-
лиларности трудящихея всего мира, день
братства рабочих всех стран! ры

Да здравствует героический  советек
_нарол и его Вооруженные Силы!

Правительство!
Да здравствует Коммунистическая пар-
тия большевиков —- вдохновитель и орга-
низатор всех наших побед!
Слава нашему `любимому °
учителю товарищу Сталину!
Ура! у ;

Nee

рается на устои  марксистоко-ленинской
теории. Многие высшие военные учебные
заведения, питомцы которых в о четком
строю проходят, держа равнение на три-
буну мавзолея, созданы в первые дни

рождения Советской власти, и их первыми

Ла здравствует наше родное Советское  .

вождю и .

слушателями были герои боев тех времен,

‘боев, происходивших пол‘ Нековом и Нар

вой. Питомпы Краснознаменной ордена
Ленина — Военно-Воздушной инженерной

‚ академии’ имени‘ Жуковекого-—А. 0, Яков-

лев, А. И. Микоян, С. В; Ильюшин и дру-
гие прославили крылья Родины, создав
лучшие в мире ‘боевые . самолёты. У, них
учатся, им. подражают” ‘авиационные кон-
структоры всех стран.

Почти в одно, время с‘ головными частя-
ми наземного парада над Красной пло-
щадью появилея четырехмоторный бомба»-
дировшик, эскортируемый истребителями.
Это — флатманский корабль командующе-

‘то воздушным парадом гвардии  тенерал:

лейтенанта авиации В. Й, Сталяна.

В четком строю прошла колонна тяже-
лых боевых кораблей — воздушных лин-
коров. Ее вел Герой Советском Союза
твардии полковник Романов, Гости Крас
ной площади, тысячи москвичей на ули-
цах столицы е любовью и гордостью  про-
вожали ваглялом’ грозную армаду,

3а  бомбардировщиками волна 33а
волной проходили в безоблачном небе сд-
молеты разных форм, размеров, скоростей,
видов применения. Винтовые и  резктив-
ные, огромные и миниатюрные — они

`демонстрировали ботатство и мощь нашей

страны, перодовую мыель советских кон-
сТрудторов. великое умение рабочих и ин-
женеров, высокий уровень советской про-
мышленности. ; Be

Россия — родина авиации и  воздухо-
плавания, Ей принадлежит бесспорный

`приоритет в области важнейших откры-

тий и изобретений,

Расцвет авиационного могущества на-
шей Ролины начался после Великого Ок-
тября. Ленин и Сталин стояли у колыбе-
ли современной советекой авиации. Исто-
рия хранит более двухсот документов 06
авизции, поднисанных В. Й. Лениным. В
толы сталинеких пятилеток, следуя при-
зыву великого вожля: летать выше всех,
дальше всех, быстрее всех: советские лет-
чики поставили свою Родину на первое
место в мире по количеству. и качеству

‚авиационных рекордов. В те годы выросли

такие богатыри, как великий летчик на-
шего времени Валерий Чкалов.
° 75 тысяч немецких вамолетов, уничто-
женных соретской авиацией за годы Вели-
кой Отечественной войны, являются убеди-
тельной иллюстрацией могущества нашей
авиации, : т и ne
Советские летчики не остановились на

достигнутом. Сегодняшний парад — яокая’

демонстрация этого. Мы идем вперед. Честь
первых полетов на реактивном. самолете
принадлежит советскому пилоту капитану
Григорию Бахчиванджи. Первыми в мире
выполнили высший пилотаж ‘на `реактиве
ных машинах офицеры Советской Армии
Полунин, Храмов, Стефановский. За не-
сколько послевоенных лет тысячи авизто-
ров награждены орденами и мелалями.. 9то
лучшее. свидетельство темпов и размаха
овладения новой боевой техникой.
х „Над Красной площадью проходят краено-
звездные эскадрильи’ бомбардировщиков,
вихрем проносятся скоростные  истреби-
тели... _ г. i
ТИироким, флотеким шагом по “Красной
площади проходят моряки. По отанжево-
черным  ‘ленточкам  бескозырок нетрудно
узнать ‘матросов-гвардейцев. Они при-
ехали с Балтики и Черноморья, с Северно-
то морското флота. ^ №
Р — великая морская держава; На-
ша государственная граница на три чет-
‘верти проходит по’ морям. Назн Народ лю-
бит море. На многих землях мира первыми
побывали руеские люди. Огромный материк

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

МИЯ

Южного полутизрия — Антарктида — от-
крыт и описан русекими моряками,  Вели-
кий северный морской путь освоен  совет-
скими людьми, Немало островов на Тихом
окезне новят имена наших славных ©00те-
чественников.

Слава русского военно-морского флота—
древняя слава. Эту славу приумножили
советские моряки — герои Севастополя и
Одессы, `Ханко и Заполярья. «Моряки под-
водных лодок, надводных кораблей, мор-
ские летчики, артиллеристы и пехотинцы
восприняли и развили все ценное из веко-
вых традиций русского флота», —тговорил
товарищ И. В. Оталин.

Русский народ выдвинул из своих недр
не только мореплавателей, но и выхающих-
cs кораблестроителей. Честь изобретения
подводной лодки приналлежит русским мо-
‘рякам. На русских верфях лоетроен первый
броненосный крейсер, по образцу которого
стали сооружаться боевые корабли этого
типа в Англии и США. у

Первым инициатором и вдохновителем
строительства большого флота явился
товарищ Сталин. По его иницизтиве созда-
ны Черноморский, Северный и Тихоокезн-
ский флоты, укреплен наш старейший
Валтийский флот. Советский народ хочет
видеть евой флот еше более сильным И
могучим! —

Колонну моряков на Врасной площади
сменяет Московское Краснознаменное пехот-
ное училище имени Верховного Совета
РСФСР. Это старейшая кузница кадров (Со-
ветской Армии. Его почетным командиром
считается В. И; Ленин, в списке почетных
курсантов первое место занимает доротое
имя — И. В. Сталин.

Мерным слитным шагом, взяв ВИНТОВКИ
на-руку, ошетиняеь штыками, по Красной
площади проходит советекая пехота—«ца-
‘рица полей». Беесмертными подвигами wa
поле боя она навеки прославила социали-
„стическую Родину. Любимина народа, ©о-
вотская пехота, не таз пронесла свои побед-
`ные знамена по полям Ивропы.

Колонну пехоты заключили  подразделе-
ния самых юных воинов нашей Родины—
суворовцев и нахимовцев:

Велед за пехотой по Красной площади
прогарцевала конница. р

Над колонной конницы ко свистящим
грохотом — характерным звуком полета
редктивных машин, ставшим уже привыч-
ным уху советского человека, —промчались
последние звенья истребителей. Кончилось

великолепное. зрелище воздушного парада.

На Красной плошади продолжается торже-
‘ственный марш наземных войск...
Перед мавзолеем прошло строгим маршем
одно из лучших соединений — Гвардейская
Таманская Краснознаменная, ордена Суворо-
ва стрелковая дивизия имени М, И. Кали-
нина. _ и :
Tayxo ypua моторами, MAIKO . Merecra
‘ишинами по бруечатке,

По мере движения’ артиллерийской ко-

«лонны «возраютали калибры, онараетал гро-

хот, менялея транспорт. Легкие грузовики
‘сменились тяжелыми, тяжелые — тракто-
трамик ге. +)

Артиллерия — ударная сила Советской
‚Армии, «бог войны». Она действовала и ©
пехотой, и с танками, и с кавалерией, гро-
мила врага на‘земле и в воздухе, Знамела
первоклаесной, лучшей в мире советской
артиллерии покрыты неузядаемой. славой.

Танковую колонну на Враеной площади
возглавила одна из старейших бронетанко-
вых частей Советской Армии — Твардей-
‘ская ордена Ленина Краснознаменная ‚Кан-
темировекая танковая дивизия,

на Враеную пло.
‚ щадь вступила артиллерийская колонна.

ПАР

‘Советские танкисты свято выполнили

свой ‘воинский долг перед Родиной. На.

площадях многих городо» Советекого Союза
и Восточной Европы, ‘как Памятники
славы нашего оружия, стоят, поднятые на
пьедестал, боевые сбветские танхи. Брас-
ные флати над их орудийными башнями ды
ли первой вестью об освобождении из Фа-
шистекого рабетва для сотен тысяч людей...

Последние танки . скрылись за. 60бором
Василия Блаженного. По Красной площади
проходит сводный оркестр. Pian eats

Первомайский парад окончен. Пусть он
напомнит тем, вто покушается на мир и
счастье народов, на свободу и независимость
страны социализма, что  несокрушима

4 мая 1950 г, № 105 (1638).

Ц

№

оснащенная новейтей техникой Советская
Аруия, охраняющая созидательный трух
советского народа.
 Сегодня, в день первомайского ‘парада.
советский народ с 0с0бым чувством обра-
шзет свой взор к великому Оталину —
к тому, кто создал Советскую Армию,
выпестовал ее, закалил, провел по доро-
там побёд всемирно-исторического значе-
ния и неуклонно продолжает совершенст-
вовать ев мощь, укреплять морально-поли-
тическое единство народа и армии.

Слава Вооруженным Силам Советского
Союза, стоящим на страже мира и безопас-
ности нашей Родины!

и wists

...0 стороны Исторического музея по-
казались колонны демонстрантов. Впереди
их — знаменосен. Весенний ветер колы-
шет алое бархатное знамя с прикреплен-
ным к нему орденом Ленина. Это — знамя
Московского Совета.

За знаменоецем, открывая праздничное
шествие, с букетами цветов идет колонна
юных пионеров, как бы символизирующая,
что это праздник юности, праздник весны
человечества... :

Издали кажется, что все пространстве
от мавзолея до здания ГУМ’ покрылось
яркими весенними цветами. В середине
колонны портрет великого вождя и учителя
советского народа, вождя и учителя тру-
лящихея мира и огромные буквы, обра-
зующие слова: i

Слава Сталину! _

Сталин и ео соратники поднимают
руки, приветствуя  торжествующую моло-
дость, поколение, которому предстоит’ за-
верптить великое строительство коммуниз-
ма. В это время из колонны два пионера—
мальчик и девочка с букетами и? живых
цветов бегом направились к Ленинскому
мавзолею и, поднявшись по гранитным
ступеням на трибуну, преподнесли цветы
Иосифу Виссарионовичу Сталину и Вяче-
славу Михайловичу Молотову.

Й вот заалел флагами, зашумел, словно
весенние воды, широкий поток демонет-
рантов. Идут 1.200  знаменоспев 12 рай-
онов столицы. Велел за ними, на площадь
вливаются 25 тысяч  физкультурников,
Молодые моеквичи поднимают высоко вверх
руки и аплодируют великому Сталину и
его соратникам, Е

На Врасной площади, заполнив ее от
края и до края, колонны 12 районов ето-
лицы. Ленинский, Кировский, Краснопрес-
ненский, Советский, Молотовекий... Высо-
ко реют в воздухе ‘тысячи красных .стягов.
Над головами манифестантов портреты
Ленина и Сталина, руководителей партии
и правительства, выдающихся стаханов-
цев, новаторов науки и техники. На тыся-
чах алых полотнищ и транспарантов —*
первомайские призывы ‘Центрального Ео-
митета партии, рапорты о трудовых побе-.
дах. москвичей — передовиков . борьбы за

выполнение послевоенной сталинской пя-

тилетки, „славных патриотов Отчизны.

Berynag на Ерасную площадь, люди
поворачивают головы в сторону мавзолея,
отцы ‘и матери поднимают на плечи детей
и ищут глазами на гранитной трибуне
человека, чье имя пламенеет в сердцах
всех советских людей. Со всех концов пло-
шади несется: товарищу Сталину — ypa!

В словах и цифрах многочисленных”
плакатов и диаграмм выражена  концент-
рированная воля советоких людей,  кото-

рые со всей творческой энергией, под
водительством большевистской партия,
борются за выполнение послевоенной,

сталинской пятилетки, за торжество ком-
мунизма.

В этот солнечный  первомайский день’

трудящиеся столицы передают братский
привет всем народам, борющимся за мир,
за демократию. На тысячах полотнищ и
транепарантов начертаны слова горячего
привета великому китайскому народу,

одержавшему историческую победу в борь-

бе против империализма и 60 томинда-
новских прислужников, народам. стран Har
родной демократии, прочно ставшим на

путь строительетва, социализма.

Рабочие столицы и ее ученые, работни-
ки искусств и студенты несут портреты
— вождя великого китайского народа Мао
Цзе-дуна. руководителей Китайской ком-
партии Чжоу Энь-лая и Лю Шао-ци. Haz
колоннами 25 районов столицы  высятся
также портреты руководителей стран на-
родной демократии = презилента Поль-
ской республики Болеслава Берута и пред-
о

Фото А. Устинова, С. Коршунова н

седателя Совета Министров Юзефа Цитан-
кевича, президента Чехословацкой реепуб-
лики Клемента Готвальда и премьер-ми-
нистра Антонина Запотоцкого. генерально-
ro секретаря ЦК Румынской рабочей пар-
тии Георгиу Деж и премьер-минибтра Py-
мынской народной республики Петру Гро-
за, генерального секретаря ЦЕ Венгерской
партии трудящихся Матиаеа Ракоши и
премьер-министра Венгерской народной
республики Иштвана Доби, председателя
Совета Министров Народной республики
Волтарии Вылко Червенкова,  премьер-ми-
нистра Албанской народной республики
Энвер Ходжа и председателя Народного co-
брания Омер» Нишани,  премьер-миниетра
Монтольской народной республики марша-
ла Чойбалсана, премьер-министра  Корей-
ской народно-демократической республики
Ким Ир Сена и председателя Президиума
Верховного Народного Собрания Кореи Ким
Ду Bona. $

Братский привег трудящиеся Москвы
передают также Германской  демократиче-
ской республике и Народной республике
Вьетнама. ‘героически борющейся за свою
свободу и независимость. Над колоннами
демонстрантов мы видим портреты прези-
дента Германской демократической респуб-
лики Вильгельма Пива и премъер-миниел-
ра Отто Гротеволя, а также президента и
премьер-министра республики Въетнама Xo
Ши Мина. те :

— Трулящиеся воех стран! Разоблачай-
те преступные планы поджигателей вой-
ны! Расширяйте и  укрепляйте могучий
фронт сторонников мира! Защита мира —
дело. всех народов мира!

Этот призыв Центрального Жюмитета
партии воспроизведен на сотнях полотнищ,
которые трудящиеся столицы несут на
первомайскую демонстрацию как 1100308
‘предостережение поджигателям новой вой-
ны. Они несут также портреты руковоли-
телей братских компартий — пламенных
борцов 3a мир, за демократию — портре-
ты вождя французеких рабочих и трудо-
вых крестьян Мориса Тореза, вождя италь-
янскотго. народа Пальмиро Тольятти, вождя
американского революционного рабочего
класса Уильяма Фостера, генерального ге-
хретаря ПЕ коммунистической партии Ис-
пании Долорес Ибаррури, генерального се
кретаря ЦЕ Английской компартии Гарри
Поллита, aly

— Марксистско-ленинская
великая сила в борьбе за коммунизм, —
эти слова начертаны на большом щите,
который несут работники штаба советской
науки — Академии наук СОСР. идущие в
колонне Ленинского района. `Над их ряла-
ми. высятся макеты книг бессмертных
произведений великих корифеев науки —
Маркса, Энгельса, Ленина. Сталина,

Бурной, раздольной рекой течет
демонстрантов...

‚..Кажется, что через Красную  плошадь
проходит вся Москва. Рабочая Москва, Мо-
соква научных деятелей, Москва мастеров
литературы и искусства, Москва передовых
  традостроителей. Над каждой колонной —
первожайские рапорты Родине.

..Прошло уже несколько часов с начала
этого грандиозного праздничного шествия,
но все новые и новые колонны вливаются
на площадь... Звуки оркестров сливаются
в могучим «ура» в чееть большевистской
партии, в честь великого Сталина.

Грандиозная первомайская  манифеста-
‚ция москвичей еще раз продемонстрирова-
ла перед всем миром единство и сплочен-
ность трудящихся столицы вокруг партии,
вокруг великого ‘Сталина, их готовность

поток

бороться» за новые победы о во имя торже-
ства коммунизма,

В праздничной демонстрации
Участие свыше миллиона человек, :
- (TACC);

приняло

В. Ярославцева.

теория —