‚К 150-летию со дня сме

Суворов принадлежит не только прош-  шевного склада, особенностей ‘его ума’ й

лому России, но и современности. Его бое-
вые заветы и сейчас имеют большое знз-
чение для советеких воинов,

Основное, что отличало Суворова от
многих его современников и что опреде-
ляло собой облик этого выдающегося че-
ловека, — это глубоко национальный ха-
рактер его военного искусства.

Русская армия в эпоху Суворова имела
ряд коренных отличий от остальных евро-
пейских армий своего времени, которые
комплектовались по найму или путем вер-
бовки из деклассированных элементов всех
национальностей. Солдаты этих армий от-
‘носились к военной службе, как. в небез-
опаспому, ° но прибыльному  ремеелу.. Ни-
какие иные побуждения, кроме материаль-
ного расчета и жажды обогащения; не ру-
ководили, да и не могли руководить, ими
на войне. Понятно, что такие армии шли
в бой лишь на основе механической; па-
лочной дисциплины. Солдат, по известно-
му требованию прусожого короля Фридри-
xa Il, должен был бояться. палки капрала
больше, чем неприятеля. 9Эт0 определяло
собой п тактику: войска дрались лишь
при плотном линейном поетроении, локоть
в локтю, так как только таков построение
обеспечивало контроль начальников и
власть  капральской палки. то, разу-
меется, совершенно исключало какую бы
то ни было инициативу, понимание боевой
задачи й 68 сознательное выполнение:
солдат превращался в «простой механизм,
артикулом предусмотренный».

Русские подражатели прусской военной
системы, особенно самодур-император Па-
pea I, a тавже иностранцы Ha русской
службе, именно так и рассматривали рус-
ского солдата, не замечая глубоко принци-
пиальной разницы между русской армией
и доуглии армнями Евроны, А разница
эта заключалаеь в том, что русская армия
комплевтовалась по рекрутской повинно-
ети из национально однородной массы вре-
постных крестьян. ‘

Русский ° солдат-крестьянин отбывал
воинскую службу, как тяжелую, но вее же
общественную повинность, & Не из-3а Ha-
дежды на доходы.

Вще в своей первой кампании — Семи-
летней войне 1756—1763 гг. — Суворов
Ha позктике убедилея в отличных мо-
рально-боевых качествах русской армии и
ве превосходстве над прусской армией.
На основе опыта этой войны Суворов —
смелый новатор ‘военного дела и горячий
патриот — активно включился В борьбу
передовых людей своего времени за в03-
рождение и развитие русского националь»
ного военного искусства и создание соб-
ственной системы обучения и воспитания
войск.

За последующие три десятилетия своей
жизни А. В. Суворов добилея выдающихея
успехов и как полководец, не знавший
поражений, и как великий мастер воин-
ского. воспитания,

Взгляды Суворова на обучение и воспи-
тание солдата, его огромная полувековая,
практика непосредственного командования
войсковыми частями и соединениями с0-
ставили стройную и оригинальную сиете-
му воинского воспитания. 970 была на-

циональная, чисто русская, прогрессивная

система.

Военно-воспитательная система Суворо-
ва взяла все лучшее от русских военных
традиций Петра Т и прежде воего — за-
ботливое, отеческое отношение ‘к солдату.
Такое. отношение основывалось у Суворо-
ва на глубоком гумавизме, в котором. от-
разились передовые взгаяды прогрессивной
русской интеллигенции того времени. Для
Суворова солдат — человек, и человек ра-
зумный, способный через объяснение и
убеждение воспринимать воинские знания
и навыки. Исходя из этого, Суворов стре-
милея воспитать вывокобоестособного
воина, привить ему интерес к военному
делу, возбудить здоровое честолюбие и
жажду подвига. Это предопределяло реша-
ющее значение морального элемента в 00е-
вой подготовке и боевой деятельности су-
воровских войск. :

На моральную сторону воспитания Су-
воров обращал большое внимание. И этим
его система резко отличалась от господет-
вовавшей в Европе прусской военной
муштры. j Е :

Но одного морального воспитания было
все же мало. Суворов побеждал не только
«духом» своих войск, но и их высокой Ooe-
вой подготовкой, Уже в первой  инетрук-
ции по обучению и воспитанию под на-
званием «Нолковое учреждение», написан-
ой лично Суворовым в период командова-
ния  Суздальским полком (1768 —
1768 гг.), мы читаем следующие приме-
чательные строки: «Не надлежит мыслить,
что слепая храбрость дает над неприяте-
лем победу, но единственно смешанное ©
оной военное искусство».

Сочетание методов обучения и воспита-
ния не исключало, разумеется, _ мер при-
нуждения. Суворов требовал от солдат и
офицеров строгой вбинекой дисциилины,
безусловного ° и полного выполнения
приказов начальников. Дисциплина не мо-
тла поддерживаться без взысканий,
Но не в суровости наказаний видел Суво-
ров главный рычаг воздействия на солда-
та. В том же «Нолковом учреждении» он
писал: «Умеренное военное наказание,
смешанное < ясным и кратким истолкова-
нием погрешности, более тронет честолю-
бивого солдата, нежели жестокость, при-
водящая оного в отчаяние», ;

Как воспитатель войск Суворов доби-
валея  поразительных для своего времени
уснехов. Забитых, униженных крепостни-
чеством крестьян-рекрутов он в короткий
в00к  превращал в «чудо-богатырей», в
спаянное единой волей, высокодисципли-
пированное и отличес обученное войско.

В чем же заключалея «секрет» подоб-
ного успеха? Этот «секрет» точно и 95-
разно выразил один из пламенных. поеле-
доралелей полководца, поэт и’ партизан
Отечественной войны 1812, года. Денис
Давыдов. Он писал, что Суворов «...поло-
жил руку на сердце русского солдата и
изучия его биение», Дейетвительно, имен-
но в отличном знании руеского креетьяни-
на-солдата, в глубовом понимании его ду-

национального характера заключался ко-
рень суворовских успехов.

Это знание и понимание солдатского
сердца нашло ‘наиболее яркое отражение в
знаменитой суворовской «Науке побеж-
дать». В ней воплощены все основные
черты суворовекого военного искусства,
сущность которого сам полководец выра-
зил в классической формуле: «Три воин-
ские искусств» — глазомер, быстрота, нз-
тиск». В «Ндуке побеждать» мы находим
краткое изложение тактических  прие-
мов и правил ведения ‘всех основных
видов боя. Она пропитана ‘высоким насту-
пательным духом, активностью и реши-
тельностью боевых действий, готовностью
довести каждую боевую схватку ло ее
важнейшего в то время акта — штывового
удара.

Не содержание «Науки побеждать» не
ограничивается только этим, Суворовсвая
инструкция ‘дает также основные указа-
ния и о методах обучения ‘войск, Суш-
ность суворовского метода можно свести
к положению: обучать только тому, что
нужно в походе и в бою, и только так, как
необходимо для боя. Никакой плацпарад-
‘ности, никакой погони за внешней , кра-
сивостью строевых «экзерциций» и PY-
жейных. приемов, чем так увлекались
представители прусской школы обучения.

Великий русский полководец добивался
от солдата яз механического, бездумногмо
выполнения команды, 8 сознательного,
«охотного» отношения в делу. «Всякий
воин должен понимать евой маневр», —
товорил Суворов. Основа’ же понимания
«маневра», т, е. боевой задачи, заклады-
валась еще в мирное время, в ‹ процессе
боевой подготовки, :

Примечателен тот @axt, aro ~CyBopos
писал свою «Науку побеждать» не только
для офицеров. но и для’ солдат. Вторую
часть «Науки побеждать». составляет епе-
циальный раздел, который ‘называется
«Словесное поучение солдатам 0 знании,
дня них необходимом». В этом разделе’ на-
шли яркое выражение основные  положе-
ния строя и Тактики в ‘объеме, необходи-
MOM для солдата, а также комплекс MO-
ральных требований и служебно-бытовых
правил, установленных Суворовым в под-
чиненных ему войсках,

«Наука побеждать» и всея суворовекая
система в целом воспитывали русских с01-
дат в духе патриотизма, любви к России и
уважения Ко всему русскому, прививали
им такие замечательные воинские качест-
ва. как честность, ‘правдивость, чувство
боевого товарищества, ° инициативность,
сметливость, гуманное отношение к побеж-
‘денному противнику и уважение к правам
мирного населения. В сочетании с. твер-
дыми навыками боевой подготовки, не-
укротимым наступательным духом и мо-
бильностью суворовекой тактики эти вы-
сокие моральные качества делали суворов-

Текие войска действительно непобедимыми.

ж * * °

Суворов ‘не был по-настоящему оценен
В
нечно, его признавали выдающимся пол-
ководцем: слава сЯворовских побед не мог-
ла быть забыта. Но суворовекие традиции
воспитания и обучения войск не поддер-
живались, = большинство официальных
военных деятелей России, во главе © па-
рями, игнорировало их т
`Сама основа воспитательной системы
Суворова и его побед казалась царям и
крепостникам-офицерам опасной, чуть ли
не крамольной, т. в. она исходила, из то-
го, что солдат — прежде всего человек, и
строилась на внимательном, любовном от-
ношении к солдату и его нуждам. Суво-
ровская система гордо провозглашала, что
Россия и русские обладают своим 60бет-
венным военный  искусетвом и что им He-
зачем итти на поклон в иностранцам, 060-
бенно к немцам, потому что «русские
прусских всетда бивали».

Только Великая Октябрьская  социали-
стическая революция вернула народам Рое-
сии их национального тероя, — великого
‘русского полководца Суворова.

Советская Армия знает и чтит имя Су-
  ворова с первых лет оеваего существова-
ния Советские. солдаты, офицеры и гене-
ралы явились подлинными наследниками
суворовских воинских традиций.

Официальным актом возрождения суво-
ровеких боевых заветов в новой обетанов-
ке явилось включение основных положе-
ний «Науки побеждать» в первую служеб-
ную книжку красноармейца. Образец этой
книжки. составленный Высшей военной
инспекцией в 1918 году. содержит исто-
рическую надпись: «Утверждается, нак
обязательная ana всей Красной ‘Армии,
Председатель ВЦИН: Я. Свердлов.  Предбе-
датель Совнаркома В. Ульянов (Ленин)».

Енижка, просмотренная и одобренная
Лениным, стала документом большого по-
литического значения. В ней в ежатом
виде излагалиеь права и обязанности
краснозрмейца, основные правила диеции-
лины, несения службы, обращения с ору-
жием; поведения в бою, были приведены
главнейшие положения  суворовской так-
  тики и воинского ‘воспитания. Суворовские
боевые заветы были сформулированы ко-
ротко, в виде 10 афоризмов, под общим
заголовком «Наука побеждать». Правда,
авторы книжки несколько переделали су-
воровский текст, приспособив его к требо-
ваниям времени,. но емысл и дух суворов-
ских изречений остался  неприкосновен-
ным. Вот эти афоризмы:

«1. Солдату надлежит быть здоровому,
храброму, твердому и. правдивому. >

2. Всякий воин должен понимать евой
маневр.

3. Тяжело в учении — легко в походе;,

легко в учении — тяжело в походе.

4. Стреляй редко — да метко, штыком
коли крепко.

5. Где пройдет олень,
солдат.
° 6. Граждан Республики не
Солдат не разбойник.

1. Три военных искусства: первое —

там пройдет и

глазомер, второе — быстрота, третье —
натиск. :
8. Ученье — свет, неученье -— тьма;

дело мастера. боится.

рти А. В. Суворова

Боевые заветы великого полководца

дореволюционной царской России. Ко-,

обижай.:

9!  Пбелушание, ‘обучение, дисциплина,
чистота, здоровье, опрятность, бодрость,
смелость, храбрость — победа.

10. Негоден Tor солдат, кто отвечает:
«не могу знать». Проклятое. «не могу
знать»! От «немогузнайки»  много-мною
беды»,

Уже само назначение и характер крас-
ноармейекой книжки как солдатского до-
кумента сделали суворовские. изречения
весьма популярными в зрущи.\ Но дело. не.
ограничилось одной книжкой. Ее текст
послужил оеновой для многих лозунгов и
листовок периода гражданской войны, Со-
ветскиетвоины Тогда продолжили! и: УМНо-
жили традиции суворовеких  «чудо-бога-
  a t ;
coped». eet :

Имя Суворова‘ приобрело ‘для нашего
народа и советских Вооруженных Сил
особенно большое значение в грозные годы
Великой Отечественной войны.

Страна переживала один’ из самых тя-
желых и ответственных моментов своей
многовековой‘ истории:   страшный, жесто-
кий враг, провозгласивший . своей целью
истребление и порабощение народов CCCP
‘и уничтожение ‘Советского государства,
вторгся глубоко внутрь нашей Родины и
непосредственно угрожал ее столице —
Москве. В ноябрьские ‘дни 1941 года,
когда решалея вопрос O дальнейших еудь-
бах нанюй Ролины и всего человечества,
пад миром прозвучал спокойный, полный еи-
лы и уверенности голое великого Сталина,
обращенный к войскам, выстроенным для
парада на исторической Красной площади.
Вождь советского народа призывал воинов
Советской Армии быть достойными зели-
кой освободительной миссии, выпавшей на
их долю. «Пусть вдохновляет. вассв этой
войне, — говорил товарищ Оталин; —
мужественный образ наших великих пред-
ков — Александра Невского, Димитрия
Донекого, Кузьмы Минина, Димитрия По-
жарского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова! Пусть осенит Bac победоносное
знамя великого Ленина!».
Так в самый ответственный момент на-
шей истории Суворов предстал в сознании
советских воинов как мастер’ воинекого
умения, как носитель герзизма, етойкоети
и любви к Родине. Полководческое на-
слелство Сузорбва внимательно изучали
поседевигие ‘генералы, на чьей ответетвен-
ности лежало руководство массами войск,
сосредоточенными волею Сталина для
контрнаступления под Москвой. В жизни.
Суворова искал пример и молодой солдат,
страстно желавший ‘отомстить захватчи-.
кам за порутание родной земли, отогнать
врага от столицы и уничтожить его,

Й советские воины уже в период вели-
кой битвы за Москву доказали, Что они
достойны своих знаменитых предков, что
‘они имеют право называть себя. наследни-
ками воинской славы Суворова.

29 июля 1942 года, в дни, когда наша
страна отражала новый отчаянный на-
тиск, врага на юге, Президиум Верховного
Совета СССР обнародовал Указ об. учреж-
дении ряда новых военных орденов, в том
числе и ордена Суворова трех степеней.
Никогда еще в истории имя Суворова He
‘было поднято на такую выеоту, окружено
такой   всенародной любовью и вниманием.
Новые. ордена. символизируют  неразрыв-
  ную связь нашего поколения советских
людей, борющихся за коммунизм, с всем
лучшим и достойным, чем богата история
России и ее народов.

В
«Орденом Суворова награждаются коман-
диры Красной Армии 3a выдающиеся
успехи в деле управления войсками, от-
личную организацию боевых операций и
проявленные при этом решительность ‘и
настойчивоеть в их проведении, в резуль-
тате чего была достигнута победа в боях
за Ролину в Отечественной войне».

Эти замечательные качества советские
генералы и офицеры вскоре блестяще про-
явили ‘в” развернувшейся исторической
Сталинградской битве, 8 Также в. последу-
ющих. славных. наступательных операциях
Советской Армии. Ордена Суворова заслу-
‘‚женно украсили грудь’ сотен генералов и
офицеров, в том числе веех выдающихся
советских полководцев сталинской школы.
Этим. почетным. Знаком награжден, вели-
чайший полководец всех времен и народов
И. В. Сталин. т у

Суворовекие боевые заветы, умножен-
ные традициями Советской Армии, долж-
ны стать достоянием и младшего поколе-
HUA созетских воинов. Это налало свое
отражение в решении партии и Советеко-
го правительства 0 создании суворов-
ских училищ. ен

Следует, однако, иметь в виду, что с0-
ветекие боевые традиядии не являются
простым продолжением прошлого, каким
бы величественным и достойным подража-
ния оно ‘ни было. Мы не просто ‘прини-
маем и продолжаем суворовекие заветы, а
творчески перерабатываем, их в духе ©0-
временноети, в полном соответствии 6 060-
бенностями и характером ’ Советской Ар-

мии, как армии нового типа; армии социа

листического.  ‘государетва: ‹ ‘Ясно; что’ по
своей классовой. сущности. и политическо-
му содержанию советские боевые: традиции
являются совершенно’ Новыми традиция-
ми, сложившимиея в условиях социали-
отичёского строя ‘и оботащенными опытом
Великой Отечественной войны,

Сущность важнейших боевых. традиций,

Советской Армии заключается прежде
всего в безграничной любви и преданности
советских воинов своей социалистической
Родине и великой партии Тенина——Сталиназ,
в нерушимой верности военной присяге, во-
инскому долгу, боевому знамени, в героиче-
еком поведении в бою, в духе боевого то-
варищеетва, в стремлении к отличному
овладению своей воинской специальностью
и постоянному повышению политических
знаний. Это новые традиции, Но в них
вошло составной частью вее то лучшее,
что мы унаследовали от пронитого. Поэто-
му, несмотря ня все различие эпох, обета-
новки и социальных отношений, важное
место в советских боевых традициях при-
надлежит и боевым заветам великого

Суворова.
Полковник‘ Е. БОЛТИН,
кандидат военных наук.

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ,

т

=.

ВОТА\СОВЕТСК

14 мдя Солстеков Поболветво! п!   Иране
направило Иранскему Правуельству ноту
следующего содержания:

«Повольетво CCCP в Иране, по’поруче-
нию Советского. Нравительствз» . обращает
внимание Правительства Ирана Ha то, что
за последнее время в ряде органов  иран-
ской печати появились сообщения 06 орга-
низации «Акционерного! Обуества ‹ иран-
ской нефти» для разведок и добычи нефти
на всей территории Ирана, за исключением
районов, входящих в концессию Англо-
Иранской нефтяной» компании.” ^ Во Чаетно-
сти, такое сбобщение было опубликовано в
тазете «Кейхан» 25 апреля 1950 т. В этом
Общество иранской нефти». в Настоящее
время заключает контракты с иностранны-
ми предприятиями на производство топу-
графических работ; геологических изыска-
ний и аэрофотосъемок, в первую очередь,
в так называемой зоне №
в себя северную часть Хоросана, Горган,
Мазандеран и Гилян, т. е. районы, грани-
чащие с ‘Советским Союзом.

Rpome чого, ° «Акционерное Общество
иранской нефти», по сообщению той же
печати, закупило у‘американских. ‚ компа-
ний нефтяное оборудование для работ в
той‘ же зоне № 1. Одновременно. заклю-
чаются контракты Cc © соответствующими
американскими экспертами.

В этой связи следует напомнить, что
так называемая Плановая организация не
разработке и выполнению семилетнего пла-
на Ирана в марте этого года прислала По-
сольству извещение © назначении торгов
на производство аэрофотосъемочных работ
И составление карт граничащих с Совет-
ским Союзом районов северо-восточной Ча-

АКАВКАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-
РУГ. Авиамеханик сержант В. Сло-
бодянюк— отличник боевой и политиче-
ской подготовки. Материальная часть,
обслуживаемая им, работает безотказно.

Фото старшего лейтенанта А; Папаян.

В частях

и подразделениях

«ОТЛИЧНИК БОЕВОЙ И ПОЛИ-
ТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ KOMCOMO-
ЛЕП  ГВАРДИМ СТАРШИНА ЛЕВЯ-
ТОВ» — с такой повесткой‘ дня недавно
состоялось открытое комсомольское собра-

`\, НРАВИТЕЛЬС

‘сообщении указываетея, что «Акционерное.

1. включающей,

eratyte ордена Суворова говорится:

ние в подразделении, где секретарем ком-
сомольской организации гвардии старитина
Карповский, пишет в редакцию гвардии
лейтенант Пяткин. С’ ‘докладом на собра-
‚нии. ‘выступил . командир. подразделения.

`И докладчик, ‘и выступавшие в. прениях
воины рассказали об опыте работы тов.
Левятова. Собрание принесло большую
пользу ‘авиаторам.

`ОДНОДНЕВНЫЙМ СЕМИНАР  СЕКРЕ-
ТАРЕЙ комсомольских организаций прове-
ден в Н-ском ’ авиасоединении, сообщает
старшина ^ Гайворонский. Комсомольские
руководители прослушали лекцию о меж-
дународном положении, затем обменялись
опытом своей работы. С интересом выслу-
шали присутствующие выступление стар-
шего сержанта, Полякова, ^ рассказавше-
го о том, как возглавляемая UM KOMCO-
мольская организация помогает командиру
и партийной организации выращивать  от-
личников боевой и политической подготов-
ки, распространять их опыт среди воинов-
авиаторов.

ПЕРЕДОВАЯ МОЛОДЕЖЬ ВСТУПАЕТ
В РЯДЫ ВЛКСМ, пишет нам о. тов.
Иванов. За последнее времяв  Н-ском под-
разделении. приняты в комсомол, отличники
учебы —= лучшие. воины ‹ тт. Шлома, Жу-
равлев, Аксенов, а также: вольнонаемные
Гогорюшкина, Максимова ‘и другие, ‘

ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ, БЕСЕДЫ на
политические темы регулярно проводятся в
Н-ской авиачабти, ` сообщает в ‘редакцию
твардии младший техник-лейтенант Кисе-
лев, За последнее время здесь были про-
читаны доклады, посвященные жизни и
деятельности В. И. Ленина.

О великой ‹ дружбе В. И. Ленина и
И. В. Сталина рассказал в своей лекции
офицер Гуртовой. Офицеры Долгих, Самсо-
нов, Потапов, Круглов в своих беседах го-
ворили о достижениях народного хозяйства
СССР в послевоенный период.

Г;

сти Горгана, Мазандерана и юго-западной
части Гиляна. В извещении указывается,
что районы аэрофотосъемок должны быть

16 мая 1950 г., № 115 (1648),

ОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

У ИРАНА

» Барто для ‚ пеологичесжих, про-

наноосны! в и \
мышавуных. и Чебонных ›Пелей и тать в
небольшой части — для целей лесоводет-

ва! ирригации и городской планировки.
„В ответ на это извещение Советское
Посольство заявило Иранскому Правитель-
ству, что объявлению указанных торгов
являетея непонятным и что; по мнению
Посольства, все эти работы должны (прово-
длиться не иностранцами, & самим Ираном;
Несмотря на елеланное Посольством 8 ап»
реля напоминание, Иранекое Правительст-
ва до-настоящего воемени. не, дало ответа
на указанное заявление Посольства. Тем
временем Иранское Правительство прохол-
жает осуШоствлять В районах вдоль совет-
спогиранской границы мероприятия, и\е-
‘OIC, как это видно из упомянутого из
вешения Плановой организации Ирана, и
военное значение, причем к проведению
этих мероприятий привлекаются иностран-
ные и, в частности, американские специ-
алисты.
‚ Советское Правительство в своей (нот
от 31 января 1948 г. уже обрашщало вни-
мание Иранского Правительства на pat
фактов, свидетельствующих 0 TOM, что
деятельность указанных выше иноетран+
ных представителей в Иране может ¢o-
здать опасность для границ СССР.  Прозо-
димые в настоящее время в северных рай-
онах Ирана мероприятия в связи © дея-
тельностью «Акционерного Общества иран-
ской нефти» показывают, что Иранское
Правительство преследует в этих районах
цели, не совместимые с добрососедскими
отношениями между СССР и Ираном, пре-
дусмотренными положениями Советско=
Иранского Договора от 26 февраля 1921 г.
Советское Правительство ожидает, что
Иранским Правительством будут приняты
необходимые меры к устранению ^с03да-

шегося ненормального положения».
(ТАСС).

В О ее
Литературный журнал в части

Н-СЕИЙ АВИАТАРНИЗОН. (Наш. норр,).

По инициативе комсомольской организации
в Н-ской ‘авиачасти ‘издаетея  рукопиет
ный ‘литературно-художественный журнал
«Комсомолец». Цель журнала — помочь
начинающим авторам ‚вынести их  луч-
шие произведения на обсуждение ‚ всего
личного состава. К участию в. журнале
широко привлекаются одаренные солдаты,
сержанты и офицеры.

В первом. номере журнала помещены
стихи, рассказы, а также портреты отлич”
ников учебы — механика старшины Сму-
рыгина, младигих сержантов Лятунина и
Якимова, воздушных .. стрелков-радистов
старитего. сержанта Голенкова, младшего.
сержанта Гусева и. других, сделанные мо-
лодыми художниками-авиаторами.

Вольное место в журнале . занимают
стихи. Начинающие поэты-авиаторы пи-
пГУт.о великом вожде пародов . товарище
Сталине, о. любви к Родине, воспевают от-
личников учебы.

Журнал открывается стихотворением ме-

‘ханика-Лятунина» «Вождю».. Молодой. автор

пишет: ая :

Ваше слово творит чудеса,

Оно смелых героев рождает.

На заводах, в полях и лесах —

Веюду доблестный труд таецветает,

Младший сержант Гусев в  стихотворе-
нии «Сталину слава!» восклицает:

Сталин — великий нали вождь и отец,

Сталин — народного счастья творец!

В своем творчестве воины-авиаторы вы*

‘ражают ‘чувства глубочайшей блатодарно“

сти вождю народов за заботу о расцвете
нашего Отечества, 06 укреплении могуще-
ства социалистического государства. — Ha-
чинающие поэты стремятся показать в
своих стихах передовиков ‘боевой и поли-
тической учебы.

Первый номер «Комсомольца» привлек
больное внимание авиаторов. Воины с ин-
тересом ‘читают произведения своих одно
полчан.

Начинанив комсомольской организации
принесет несомненную пользу. Командиры,
политрабогники, партийная ‘организация
должны помочь авторам и художникам в

‘совершенствовании ‘мастерства, в повыше“

нии идейного ‘содержания журнала. ^

`ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

«НЕУВАЖЕНИЕ К ПРИНЯТЫМ РЕШЕНИЯМ»

В «Сталинском соколе» 30’марта с. г.
была опубликована корреспонденция PBap-.
дии подполковника П. Напяна «Неуваже-
ние к принятым решениям». В ней кри-
тиковалась деятельность партийного бюро,
возглавляемого тов. Каданцевым, которое
не выполняет решений отчетно-выборного
партийного собрания.

Папяна,

Из политоргана ‘нам сообщили, что
факты, указанные в. корреспонденции тов.
соотвелетвуют действительности.

Тов. Каданцев предупрежден, ему даны

указания, как перестроить работу партий-

ного бюро. Для оказания помощи партий-
ной организации политорган принял необ-

ходимые меры.

КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ

Три года назад ленинградский писатель
Илья Бражнин написал пьесу о воветеких
самолетострочтелях — «Крылья». Повесть
«Главный конструктор»* написана Ha TOT
же сюжет, что и пьеса; действуют в ней
те ‘ке самые герои, что в пьесе. И хотя
он» не является буквальным и точным

Новое; обладающее могучей, неодолимой

силой, веегда  побеждает. Таков закон нашей

социалистической действительности. Ники-

‘pa Юрьевич: приходит в юсозванию того,

что‘ он накануне’ творческого . крушения.
«Вы ‘думаете, ‘так легко подойти. и ека-
зать, — товорит он Демъяновой; —- твое

переложением пьесы, и, более того, даже
самый сюжет, не говоря уже о деталях и
чаетностях, в значительной степени изме-
нен автором, читатель вправе судить ©
ней не как 0 новом; самостоятельном про-
изведении, а как о втором,  переработан-
ном издании уже ‘ранее знакомой ему
КНИГИ.

Повесть «Главный  конетруктор» вое-
производит образы советских людей, вос-
питанных партией  Ленина-=—Оталина   в
духе великих и животворных идей совет
ского патриотизма, — конструктора Шз-
трова, инженера Демьяновой, старого рабо-
чего-производственника Копусова, летчика
Левченко и многих других. Это — люди
вдохновенного труда, дерзновенной, смело
ломающей все препятетвия, науки, новато-

крыло смело и прекрасно построено, ты
дерзок, ‘и твоя дерзость чудесно оправдана.
А я... Я только еторож, состоящий ‹ при
таблице умножения, Вы думаете, ‘это так
легко выговаривается?. Ведь.это.... это. точно
разверзшаяся под’ ногами пропасть. И. че-
рез. нее ‘надо, обязательно надо перепрыг-
нуть». Старосельскому удается: перепрыг=
нуть через нее, стать_в. одну. шеренгу с.
Шатровым, Демьяновой, Левченко.

В период работы: Шатрова над  Новм
крылом к уже готовой, сделанной им со-
вместно co Старосельским Конструкции ca-)
молета Никита Юрьевич был болен, по-
знакомиться с этим крылом он смог лишь
в ночь ‘накануне правительственных: исны-
таний. На первый взгляд может показаль-
ся, что автор как бы уводит читателей в

ры, люди высокого творческого порыва и
накала. i
С первых же‘страниц повести писатель
привлекает внимание, читателей k ee 0C-
новному.. конфликту —.к борьбе между но-
вым и старым. Носитель нового, передово-
го — Алексей Степанович Шатров. Носи-

сторону от борьбы между новым и ста-
рым, между Шатровым ‘и Старосельским.
На самом деле, писатель не заставляет
своих героев говорить друг другу обидные,
горькие слова. Он даже не сталкивает их

часов решают все! Старосельский  провб-

ЧТо 38 видимым уважением. Старосельекого

a ae

тель старого, косного — Никита Юрьевич
Старосельский. Конфликт между ними при
созлании нового самолета. а точнее, при
испытании его, и составляет сюжетную и
идейную основу повести. Читатель долгое
время не в состоянии, разобраться в суще-
стве этого конфликта, в том..на чьей же
стороне авторские симпатии; Бражнин 3а-
ставляет читателя внимательнее втлядеться
в лица героев, подумать над тайным и
истинным смыслом их слов. и действий.
И только постепенно становится. ясным,

ряет’ раечеты Шатрова. Проверяе? © тай:
ной надеждой найти ошибку. И’ ‘терпит
поражение, признает свои` методы, ^©вои
взгляды на жизнь ошибочными. Страницы
повести, ‘поевященные этой ночи; написа-
ны Бражниным искренне, взволнованно,
тёмпераментно.   lide
Старосельский побит. а Шатров одержи-
вает победу, прежде всего, в силу того,
что один из них глубже, вернее ‘и полнее
понимает Вопроы ‘и требования жизни.
Именно 0б’ этом‘ говорит вторая сюжетная
линия повести, связанная © самим‘ иепыта-

«К факту; к формуле этого факта» скры-
ваются. косность,. застой, ‘творческая ‘10-
бость, а порывы Шатрова, внешне неожи-
ланные и рискованные, не что. иное, как
проявление его напряженных! исканий, по-
стоянная творческая  неудовлетворенноеть
уже сделанным, страстное, неудержимое
стремление ‘к. новому, более зрелому -и.00-
вершенному,

но. Летчик увеличил машине  натрузку:
Не выдержали ‘заклепки на крыле. Лев=
ченко чистосердечно рассказывает марша-
лу авиация о евоем проетупке. 3a napy-
нение летной диениилины он несет нака-
зание. Но’ так же, как Левченко понимает
свою вину, так и маршал понимает иек-
ренние мотивы проступка, совершенного
летчиком.

`* Илья  Бражнин. Главный” консто\ктор.   ° «— Беспокойным человек’ с войны
  «Советский писатель». Ленинград. Стр. 148.   Шел, — товорит он», у
Цена`5 руб, 25 коп. И   В. раскрытии. конфликта между новым и

при-

нием самолета. Испытания прошли неудач.  У

Повесть о сомолетостроителях

старым, в раскрытии неудержимого стрем-
ления советских людей к новым победам
во имя своей социалистической Родины и
заключается главная ценность произведе-
ния‘ Бражнина. Однако наряду © неосло-
римыми достоинствами ему - присущи И

серьезные, значительные недостатки.

Повесть называется «Главный  конет-
руктор». Три образа — Шатрова, Crapo-
сельского и летчика Левченко — выпиеа-
ны автором ярко, полнокоовно. Остальные
обрисованы бегло, подчас схематично;
Вот аспирант’ Андрушкевич, ученик, Crapo.
сельского. Как и ето учитель, он нахо
дится на «мертвом горизонте». Он лишь
суммирует— и констатирует факты. hak
ученый, он ничего не хочет, ничего не
ищет. Появившиеь\ в. первой главе и 3a-
интересовав читателя, Андрушкевич затем
исчезает. Вее ето ‘последующие появленля
мимолетны, случайны. Сложный процесс
преодоления косности, творческой робости
не раскрыт автором совершенно. Вот Ан-
на Федотовна, жена Шатрова. Как Gaels
ная, бесцветная тень, проходит она ‘по по-

вести. Вот сын Алексея Степановича Ни-
Колка,
лишь в первой и последних главах, Неиз-
вестно зачем выведен в повести и дирек-

между $060, Одна почв; сего’! несколько: родне завода Никифоров. Сюжетные

неизвестно зачем появляющийся

нии произведения, евязанные именно с
этими. персонажами. также не получили в
произведении должного и  убедительного
развития и завершения, Блатодаря всему
этому в повести много лишнего; второсте-
mee нередко заслоняет главное, веду-

Но самую ‘серьезную неудачу писатель
потерпел’ пря. изображении образа парторга
завода Сухарева. Изображая Сухарева
технически отсталым! человеком, автор, по-
= своето’ желания, лискредитирует его.

роме того, впечатление таково, что Суха-
рев искусственно введен в’ произведение; .

странить: его — и ничто не изменится. А
это грубо противоречит правде жизни, яв-

et непростительной ошибкой Браж-
ay

Автор ‘поступил бы правильно, если бы
проявил большую требовательность к себе;
Тогда бы ‘он избежал ошибок. При после-
дующих изданиях книги имеющиеся в ней
недочеты надо устранить.‘ Это‘ потребует
влумчивой и кропотливой работы. Тема,

ноднятая ‘авт ром полност ‹ к
’ ei bi0 С Е
i ODO: 4), 06 заслуживает

Юр. ЗУБКОВ,

=>

и