и
ЕЧУ ДНЮ ВОЗДУШНОГО
a ‘ сы ы   ТОВАРИЩЕСКАЯ ПОМОЩЬ

НАВСТ

rr

*

TANWHCKHA COKON

ОТЛИЧНАЯ ПАРА

Атака длится недолго. Конус показался
B прицеле. Еще миг, и легчик открывает
огонь, Затем, отвернув в сторону, гвардии

старший лейтенант  Тесленко — подает
команду ведомому:

— Атакуйте! :
‚Заходя на цель, летчик  Рыбальчен-

ко потерял высоту, и ему пришлось вести
огонь с большим углом кабрирования.
Траеса прошла ‘сзади конуса. Командир
лары остался недоволен действиями ведо-
мого.

— Повторяем заход. Больше внимания
маневру! — приказал Тесленко.

Но и на этот раз Рыбальченко стрелял
неудачно. ^

После посадки летчики направились к
‘командно-диспетчерскому пункту.

— Разрешите узнать результаты стрель-
бы? — обратился гвардии старший лей-
тенант в руководителю полетов, стоявше-
му у сброшенного конуса.

‚ — Вы задание выполнили, Рыбальчен-
ко — нет, — последовал ответ.

Это не было неожиданностью — для
‘командира пары, Он знал, что пули Ры-
бальченко должны были пройти мимо. це-
ЛИ.
Осмотрев полотнище, летчики присели
и закурили. к

— Вы достигли значительных успехов
в технике пилотирования, но со стрельбой
У вас дело обстоит неважно, — сказал
Тесленко. — Причины ваших ошибок —
неумелый маневр при занятии исходного
‘положения для атаки и неточность при-
целивания. В первом заходе вы снизились
значительно больше, чем нужно было. Шо-
этому вам пришлоеь атаковать конуе с
чрезмерно большим углом кабрирования, &
это очень трудно сделать, не имея проч-
ных навыков. Правда, благодаря умению
пилотировать вам удалось выдержать
взятый угол’ кабрирования, и ‘если бы вы
еще точно рассчитали упреждение, ‘то  ре-
зультат стрельбы был бы иной. В повтор-.
ных атаках вы очевидно  нервничали,
Маневр был выполнен еще хуже, разворо-
ты резкие, стреляли под большим ракур-
сом и. опать при больном угле кабрирова-
НИЯ.

Для офицера Рыбальченко это был
первый вылет на воздушную стрельбу по
прибытии его в гвардейскую ‘часть. Он
обладал основательной теоретической ‘под-
тотовкой. й хорошей техникой пилотирова-
ния; не было лишь у летчика постоянства
и уверенности при ‘стрельбе.  ^

Старший лейтенант Тесленко изучил
летные качества своего нового напарника
н стал обучать его, передавая свой опыт.
А ведомому было чему поучиться у коман-

дира пары. Офицер Тесленко — участник
Великой Отечественной войны, ныне от-
личник боевой учебы. ты

Воманлир пары Тесленво рассказы-
вал своему напарнику о бессмертных под-
вигах летчиков, завоевавших Части наи-
менование твардейской, о ее боевых траз
дициях. И у молодого летчика  родилоеь
желание быть достойным преемником тех,

‘Ето покрыл боевое знамя части: ‘неувядае-
стре-

мой славой. Офицер Рыбальченко
мился перенять опыт старших товарищей
и добиться успеха в учебе. Тесленко помо-
гал ведомому овладевать иекусством меткой

1 стрельбы, внушал” летчику уверенность В

cede, ея
..Ча другой день летчики пришли в
класс. Просмотрев кадры пленки кинопу-

леметов и сравнив их, летчики точно оп-

ределили ошибки Рыбальченко. С помо-
шею макетов самолетов ‘гвардии старший
лейтенант Тесленко подробно об’яснил ве-
домому, как следует производить маневр

при заходе на стрельбу. Затем. летчики

стали тренироваться в прицеливании. по
модели конуса.

— В следующий ‘раз. полетим на учеб-.

но-боевом самолете. Покажу вам, как
нужно строить заход. для атаки, — CKa-
зал Тесленко, выходя из. класса.
..Тесленко и Рыбальченко снова в в03-
духе. Они летят на учебно-боевом ‘самоле-
те. Командир пары, управляя машиной,
следит за тём, чтобы каждое его’ дви-

‘жение было безукоризненно четким, каж-

ое действие — безушечно точным, Он
задался целью образцово построить маневр
при заходе на’ стрельбу, чтобы ведомый,
наблюдая за его действиями, до конца
разобрался в причинах своих ошибок,
Заметив конус, Тесленко снижается,
разворачиваясь влево, а затем, набирая
высоту, атакует цель.
‚ — Новторате! — приказывает Теслен-
ко силящему в другой кабине напарнику.
Рыбальченко прилагает. все’ ‘усилия к
тому; чтобы проделать, все Tak же, как
Тесленко. Но это: ему не удается, он до-
пускает прежние ошибки, }
Гвардии старший лейтенант. приказы-
вает прекратить атаку, снава показывает
Рыбальченко, как надо действовать, и за-
ставляет его повторять атаки. пока He
убеждается. наконец, в том, что ведомый
твердо‘ ‘усвоил маневр. Ри
‚ Во втором вылете на стрельбу Рыбаль-
ченко уверенно и грамотно провел три
атаки. После посадки, как и в первый
раз, летчики пошли осматривать полотни-
ще конуса: Упражнение было выполнено
xopouro. а
Поздравив ведомого с первым успехом,

Тесленко посоветовал {ему не. удовлетво-
ряться достагнутым, а добиваться’ более
высоких результатов. ue м:
‚ Четыре месяца летают вместе офицеры
Тесленко и Рыбальченко. Хорошая ‘слава

идет 0б этой паре. Теперь твардии лейте-.

нант. Рыбальченко: стреляет о отлично, B 10-
лете он точно соблюдает интервал и ди-

станцию, умело действует в групповых.

«боях». és

Крепкая воинская pym0a cBAakIBaer Be-

душего с ведомым, В одном из. учебных
воздушных боев  Рыбальченко занял
весьма выгодное положение для атаки и
уже собирался открыть «огонь» по’ само-
лету «противника», кав   вхруг заметил,
что ведущему угрожает опасность “быть

зтакованным сверху, Рыбальченко энер-

гичным маневром развернулся. наветречу

«противнику», заставил, его ‚ отказаться от.

атаки и в. то же, время заснял этот само-
лет на пленку своего кинопулемета. —
Гвардии лейтенант Рыбальченко уже во-
шел в боевой строй. На-днях нам довелось
увидеть кадры кинопленки, на которых
были зафиксированы результаты ето атак,
в групповом учебном бою. Звено, в соста-

ве которога’ была’ пара,” возглавляемая
офицером Тесленко, = находилось над
«об’ектом» в тот момент, ‹ когда назем-

ная радиостанция. предупредила о. прибли-
жении самолетов «противника». Летчики
усилили наблюдение за воздухом. Первым
заметил «чужие» самолегы  Рыбальченко.
Развернувшись «вее вдруг» нз 90 граду-
сов, звено первой же атакой расстроило
боевой порядок бомбардировщиков и ета-
ло оттеснять «противника» от «об’екта».
На пленке кинопулемета Рыбальченко окл-
зались заснятыми два самолета. Оба они
были «поражены» в наиболее уязвимые
места. Лва самолета «противника» «ебил»
и твардии етарший лейтенант Тесленки. ›
Летные. книжки офицеров Тесленко и
Рыбальченко неизменно заполняются от-
личными оценками. Помогая друг другу,
летчики неустанно повышают свои теоре-
тические ^ знания, ‘овладевают основами
марисизма-ленинизма: в:
Много внимания эти офицеры ‘уделяют

‘воспитавию и обучению членов своих
экипажей. Гвардии лейтенант Рыбальчен-.

ко—в прошлом механие звена —прекрас-
но знает материальную ‘часть мотора, ед-
молета и специального ‘оборудования, Оп
регулярно проводит занятия и собееедова-
ния с техническим составом по: темам их
специальной ‘подготовки.

_ День. Воздутного Флота экипажи ‘летчи-  .
ков  Тесленко и Рыбальченко встречают,

отличными показателями,
Гварлии майер С. КУЗЬМЕННО,

(Корр. «Сталинского сокола»).

Результат настойчивой работы

ТРУППА СОВЕТСКИХ ОКБЕУПАЦИОН-
`НЫХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ. (По телеграфу
ст наш, корр.). Нах аэродромем нависли
тяжелые дождевые тучи. Они заволокли
все небо. Продолжать полеты › стало
невозможно, Руководитель полетов отдал
приказание зарулить боевые самолеты на
стоянки и приготовить турельные уста-
новки для стрельбы © земли по конусу.

— Буксировать конус будет «По-2»,—
сказал командир. — Раз не удается  ле-
тать, продолжим учебу. на земле...

Через полчаса легкий «По-2» с кону-
сом поднялся в воздух. Над границей лет-
ного поля конуе стал быстро распус-
каться, и вот уже его белый цилиндр про-
тянулся на длинном фале за самолетом.
Самолет-буксировщик развернулея и
полетел вдоль асфальтированной рулежной
дорожки. Вогда самолет показался над се-

ЕН: Ор

авиационно-техничееких

ди раевекли воздух. Стреляли из подвиж-   тенанта Яковлева, встречают День Воздуи-

ных установок летчики Баранов и Чуп-  ного Флота новыми ‘успехами

в учебе.

рина. Затем к пулеметам встали офицеры   Каждую минуту драгоценного летнего. вре-

Маслов и Балашов.

Буксировщик сделал еще два захода,
Наконец, конус был отцеплен и упал на

‘траву. Авиаторы подбежали к распластав-

шемуся полотнищу. Командир подразделе-
ния стал подечитывать количество пробо-
ин в конусе. Все летчики отлично выпол-
нили упражнение. Лучше других стрелял
офицер Баранов,

Пока производился подсчет пробоин и шло
обсуждение результатов стрельбы, «По-2»,
пилотируемый лейтенантом  Старковых,
опять поднялся в’ ‘воздух, Летчики ‘снова
заняли! свой! места у ‘пулеметных устано-
BOE... é

a ee ee ЕК eee Be КВЕСТЫ ee,

Слава русского

240 лет назад, 8 июля 1709 годз, ок-
рестноети тихой Полтавы * стали полем
кровавой битвы между двумя армиями —
молодой русской регулярной армией, с2з-
данной трудами и гением Нетра Велико-
то. и сильнейшей в Западной Европе
шведской армией Карла ХИ. Здесь, на по-
лях Полтавы, решались судьбы  подыма-
ющейся русской нация, решалея вопрос
политической и экономической  независи-
мости русского государетва,

Шел уже девятый год, как «Роесия мо-
лодая, в бореньях силы напрягая», вела
упорную борьбу за возвращение своих ис-
конных земель, отторгнутых от нее шведа-
ми, Эта борьба являлась одновременно
борьбой за выходы к морю, без чего не-
мыелимо было развитие страны. «Ни одна
великая нация не находилась в таком
удалении от всех морей, в каком Нребыва-
‘ла вначале империя Петра Великого», —
писал К. Марке.

Борьба со Швецией была тяжелой и по-
требовала колоссального напряжения всех
сил страны, мобилизации материальных
средств и большого ратного труда русских
воинов, Начало Северной войны ознамено-
Baloch крупным поражением русской ар-
мии под Нарвой (в 1700 г.). Но Петр не
был обескуражен поражением. Наоборот,
уроки Нарвы побудили его с кипучей
энергией взятьея за Формирование новых
полков, производетво новых, более совер-
шенных орудий, укомплектование частей
своим, русским командным составом и,
главное, за тактическую выучку войск.
Обучение армии воинскому искусству и
привитие. ей боевых навыков стало глав-
ной залачей Петра на ближайший период.
Военная обстановка. сложившаяся  поеле
Нарвы, благоприятетвовала этому. apa,
считая, что © «мужиками» покончено,
ушел с главными силами в Польшу и там
надолго увяз; Herp  хоропю использовал
момент для решения основной. зтратегиче-
ской задачи — овладения линией р. Не-
вы и выхода к морю. Одна за другой бы-
ли взяты шведские крепости Horedypr,
Ниеншанц, Уарва, Дер. В устье Невы
была заложена новая столица—0.-Петер-
бург, приступлено к строительству флота.
В ходе боевых действий в Ингерманландии
и Ливонии русские войска добились ряда

успехов,

(К 240-JIETHIO CO ДНЯ
ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ)
и

Шведская армия вторглась ” в пределы
России в 1708 г. № этому времени Рос-
сия осталась одна, без союзников, в труд-
ной внешнеполитической обстановке, Евро-
пейские политики пророчили скорое пора-
жение России. Сам Kapa был уверен в
легкой победе. в

Однако «триумфального марша» на Мо-
скву не получилось. Вторжение шведов в
пределы страны не застало врасплох
русскую армию. Наступлению шведов был
противопоетавлен продуманный в общих
чертах стратегический план активной 0бо-
роны,  предусматривавший  изматывание
‘противника, задержку его на переправах и
дефиле, «оголожение» неприятеля путем
эвакуации н уничтожения местных средств,
С первых же дней вторжения шведам при-
шлоеь горько разочароваться. Их армия
встречала на своем пути лесные засеки,

сожженные села, При появлении шведских.

отрядов крестьяне уходили в леса, зака-
цывали свой хлеб в ямах или сжитали его
На КОРНЮ.

Генерального сражения В тот момент
Петр избегал, не желая подвергаться рис-
ку, но русокая армия, отетупая в ‘глубь
страны, преграждала путь чиведекним авзан-
тардам при их попытке обойти расположе-
цие русских; многочисленные отряды Ha-
падали на шведов ‘с флангов и тыла, раз-
рушали лути сообщения, ухудшали и без
того трудное продовольственное положение
таведов.

Убелившиеь в невозможности прорваться
на Москву в Смоленском   направлении,
Варл повернул нз Украину в надежде най-
ти там хорошие квартиры, ‘продовольствие
и пополнение, ‘обещанные ему изменником
Мазепой. Однако и’ на Украине, ‘так. же
вак’ в Белоруссии; ‘в Северской земле,
шведов ожидал такой же прием. какой веег-
‘да оказывали интервентам на русской зем-
ле. Украинский народ не пошел за измен-
ником Мазепой: он осталея верным 09-
дружеству с братским русским народом,
Армия шведов двигалась по Украине, пре-

мени OHH используют для’) занятий, 6ез-.
устали тренируются в. стрельбе‘ по в03-
душным и наземным ‘целям, совершен

вуют свое летное: и боевое мастерство: ‘Ha
каждый день командир подразделения’ с0-

ставляет два варианта плановых таблин..

Если погода не ‘позволяет ‘летать на _б0-
вых машинах, то авиаторы ^ выполняют
летные задания на легкомоторных. самоле-

тах. Если же низкая облачность не ‘озво-
ляет выполнять и второй вариант плано-.

вой таблицы, то авиаторы идут на пло-
щадку для ‘стрельбы ‘по ‘конусу изн же
тренируются на’ тренажерах, в кабинах
самолетов,

оружия .

следуемая русской армией, подвергаясь нз-
падениям отрядов, выделенных из регу-
лярных войск. украинских казаков, a
также партизанских отрядов из местных
жителей. На пути от Гродно до Полтавы
шведская армия, не проведя’ ни одного
крупного сражения (не считая Лесной),
потеряла около 15 тысяч убитыми, плен-
ными, умершими от голода и болезней, за-
мерзшими, дезертирами ©

Проведя тяжелую для вебя зиму 1708—
1709 гг, в районе Ромны, Гадяч, Лохви-
цы, Карл: вновь решил двинуться на М -
скву через Харьков, Белгород. Это направ:
ление прикрывала крепость Полтава, Карл
решил взять Полтаву. но ‘малочисленный
гарнизон и население города оказали: геро-
ичеекое сопротивление врагу. Эт. сопро-
тивление еще более усилилось с прибыти-
вм к Полтаве главных сил русекой армии.

Единственным средством выручить Пол-
таву был генеральный бой со`шведами, так
как город все же не ‘мог долго еопротив-
ляться целой шведской армии, Вирочем,
решение о генеральном сражении уже’ со-
зрело к этому времени независимо от
судьбы Полтавы. Вопрое ‘был’ только в
 выборе момента.

Карл тоже стремилея к генеральному
сражению, но его решение дать генераль-
ный бой русским было необдуманным и
авантюристичным, покоящимея на совер-
шенно необоснованной уверенности в сво-
OM, фактически уже утраченном превосхол-
огве. В русских же войсках перед гене-
ральным вражением была проведена тща-
тельная подготовка в оперативном, такти:
ческом п моральном отношении. Петр ста-
вил перед войсками задачу не только
разбить армию шведов, но н уничтожить
ве. С этой пелью он принял меры Е 34-
хвату переправ. через Днепр и Шеел, что-
бы преградить пути отступления шведов В
Польшу. Были построены различные ykpe-
пления, организована служба тыла.

„..Уже несколько ‹ часов длился Goll ¢
переменным хуенехом, Утром шведекий  ко-
роль начал выдвигать свою армию из л0-
щины навстречу русским.

В начале 9-го часа противники сблизи-
лись на пушечный выетрел, «и грянул бой,
Полтавский бой». Русекие открыли огонь

было выполнено. успешно.

а ; an! и ВО, `  Трифонов, старший сержант Шатохин, во-
рединой аэродрома, две пулеметные очере-  Авиаторы подразделения старшего лей-

олегов командир наградил его именными

тающие самолеты сжатым

. лерийекого огня. Сблизившись на диетан-

На всю жизнь ‘запомнит воздушный
стрелок гвардии старший сержант Hoarop-
нов тот день, когда он впервые yo
задание по.воздушной стрельбе с оценко
«отлично».

Успех был достигнут ‘упорным трудом, в
результате длительной учебы и тренировки
на земле и в воздухе. В подразделении
‚помнят, ‘например, ^ как» однажды, уча-
‘ствуя в полете на стрельбу, . Подторнов
выполииа задание с посредотвенной оцен-
кой. Этот случай послужило уровом для
всего личного состава. Командиры ©га-
ли еще более настойчиво прививать
подчиненных любовь к’ своему оружию,
учили тщательно. готовить стрелковые Ус-
тановки к полету. Комсомольская оргави-
запия также приняла активное участие в
этом деле. Она организовала беседы лучших
воинов о том, ‘как сберегать   и’ готовить
боевое оружие к стрельбе.

Воспитательная работа принесла свои
плоды. Возлушные стрелки подразделения
офицера Забелина, и в TOM числе твардии
старший сержант Подгорнов, стали выпол-
нять стрелковые упражнения в воздухе
только с оценкой «отлично», Так было и
сеподня.

Команлир похвалил Подгорнова ва при-
мерную стрельбу, а’ потом сказал:

—В экипаж, в’ котором вы ‘служите,
назначен новый воздушный стрелок —
сержавт Валакин. Помотите ему быстрее
овладеть своей специальностью.

Познакомившись © новичком и 0бетоя-
тельно расспросив его о том, гдвоон учился,
воздушный стрелок Подгорнов привел
лакина к самолету, чтобы проверить его
знания стрелково-пушечного вооружения и
установок. Внимательно наблюдал Подгор-
нов за действиями новичка. о

— Стрелок из вас выйдет хороший, —
сказал он Балакину, — только нужно
еще многому учиться,

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 7  Вечером за игрой в шахматы в комиа-
юля. (По телеграфу от наш. норр.): В0И-   те политпросветработы сони продолжили
ны Н-ской авначасти большими успехами   сесть,
в боевой и политической подготовке. вотре-
чают ‘ввенародный праздник -— День В03-
лушного Флота. Все полетные задания вы-
полняются только хорошо ‘и отлич-
но. Высоких показателей добились летчи-

# ЕХАНИК самолета старшина Н. Ар-
хипов образцово готовит свою ма-
шину к вылету. Произведя послеполег-
ный осмотр и ‘подготовку и убедив-
шись, что машина в полном порядке,
- старшина Архипов спокойно уходит на
отдых. Правильно эксплоатируя моторы,
‚старшина Архипов помог экипажу толь-
„ коза этот год сэкономить. 1.500 кило-_
‚граммов авиабензина. На снимке: стар-
шина И. Архипов зачехляет самолет,

Фото капитана А; Дмитриева.

_ Успехи передовых
ВОИНОВ

— Командир нашего экипажа гвардии
старший лейтенант Никулинский—опыт-
ный летчик и требовательный офицер, так
что придетея немало, поработать, —. гово-
ки подразделений, которыми командуют   Рил Подгорнов. — Мне тоже ee at труд-
дважды Герой Советского Союза офицер   Но было, но помогли товарищи. А теперь
Алексенко и офицер Кожухов. Выполняя   Я Вам Помогу... _
очередное упражнение по бомбометанию, _ — Спасибо, торячо поблагодарил
летчики, ведомые этими ‘офицерами, все Балакин своего нового товарища.
бомбы уложили в цель. В дии подготовки к полетам Балакин

Группа летчиков подразделения офицера   огромным усердием трудилея на матери-
Алексенко отрабатывала другую сложную   альной части. Работа спорилась в ловкях
задачу. Несмотря’ на трудности, задание   руках.
Ь За его действиями внимательно наблю-
делами  вотречают дал гвардии старший сержант Подгорнов и,

авиации ВОИНЫ тогда это требоваловь, ‘приходил на по-

подразделений.   мощь. Он показал воину; как производить
Начальник радиостанции младший сержант НИ

Замечательными .
празднив сталинской

дитель, бензозаправщика солдат Бориеов-
«кий, стартериет солдат Ломтюгин и мно-
гие другие. имеют только’ отличные ‚ пока-
затели в учебе. ; i
-› Солдат Борисовский за время службыв  Коллектив, Н-ской авиаремонтной базы
армии получил свыше 50 поощрений, Не-  настойчиво ‘борется, за отличное качество
давно за четкую работу по обслуживанию   ремонтных работ, За короткий срок здесь
освоен ремонт сложных агрегатов авка-
часами. , ционной Техники. .

Ряды отличников непрерывно пополня- Мастер цеха Шевцов вылускает. продук-
ютея новыми воинами. Больших успехов   цию только отличного качества. Он внес
добился радист младший сержант. Туровец.   несколько ценных, рационализаторских
В дни полетов он держит четкую связь с   предложений, которые облегчили и уско-
самолетами. ‘За образцовую о работу кохан-   рили ремонт матернальной части. В этом
дир 0б’явил ему благодарность. , цехе созданы все устовия для того, чтобы

Свыше ста поощрений получил за годы   каждый рабочий выпускал отличную про-
службы начальник компрессорной станции   дукцию. Разработанная технология ремон-
сержант Жаринов. Он отлично обслужи-   та вооружения позволяет ритмично прово-
вает полеты, бесперебойно снабжает ле-   дить все операции. Благодаря хоролно op-
воздухом. танизованной технической учебе работаю-

НИЕ PU SS} ED

„Производстве

‚ядрами и картечью. Шведы продолжали   оружия, и снаряжения, Потери русских —
движение, стремясь миновать зону артил-   4.635 убитыми и ранеными,
инж.

Полтавское сражение является большим
а ИА военного искусства на-
у   чала века. Большая победа русеких
sini стояли ‘веколебимой войск под Полтавой была не и, „Не
у результатом стечения благоприятных об-
 Тогда шведы направили свой удар на   стоятельств, а ‘зрелым плодом положитель-
Новгородский пехотный полк, одетый, в  ной erparernn Петра. Стратегическая ини-
отличие от других, в серые кафтаны. Карл   цизлива, перешедшая к русским прояви-
считал этот полк за новобранцев и соере-   лась в форме тактической ЦНИЦиАТИВЫ Ha
доточил против него двойной плотности   Полтавском поле сражения, инициативы
полк, рассчитывая прорвать здесь линию   удержанной русскими от начала до конца
русских. Чаетично это удалоеь. 1-Й 0а-   боя. Петр создал обстановку для боя и
тальон новгородцев не выдержал двойного   вынудил своего противника. принять бой
превосходётва, и шведы прорвалиеь в этом   в этой обетановке.
пункте через первую линию. Пегр лично Подтотовкой поля сражения — построй-
повел в контратаку второй батальон нов-  кой редутов Петр сумел обратить в свою

цию ружейного выстрела, противник. от-

крыл огонь. Залп ‘еледовал. за залном, вы-   вк
рывая многочисленные жертвы из сомкну-
тых ‘рядов. Русские’

$

дов. Шведы были вычуждены развернуть
‚В то время, как центр и правый фланг   силы раньше и начать Gof с расстрой-
боевого порядка сдерживали натиск, шве-   ства, беспорядка и поражения отдельных
дов, конница левого фланга под командо-   Частей, me

ванием Меншикова вела бой со шведской   Важными огобенностями ‘отлачалея ли.
конницей, охватывая ее с фланга: Швед-   нейный боввой порядок Петра. Вторая ли-
ская конница’ стала отходить и открыла   ния, стоявшая на увеличенной дистанция
фланг евоей пехоты. Теснимое в фронта,   рассматривалась как линия частных nol
угрожаемое с фланга правое крыло шведов   держек. Расположение вторых батальонов
дрогнуло и стало подаваться назах. Коле-   полков за своими‘ первыми ‘батальбнами.
бание и ноустойчивость передались ‘ по   УКрепляло ‘боввой порядок. Общий резерв. и
всей линии. Русские усилили натиск, и   Отдельные обеепечиваюние отряды Надеж-
«непобедимые господа шведы скоро хребет! но парировали’ всякие случайности. В X0-
показали», Kak пронически’ записал в   де сражения вторая линия почти не при-
журнале военных действий Петр. Отход ‘по   няла участия в бою, так чть имевиееся у
всей линии перешел в паническое бегетво.   рубских численное превосходство? не-яви-
Преследуемые русскими, неся большие по-   лось решающим фактором победы в Пол-
тери, шведы бежали к Будищенекому ле-   Тавеком сражении. Решающими фактора-
ву. У леса Петр остановил армию, пору-  МИ явились превоехолство ‘стратегии Mt
ЧИВ дальнейшее преследование коннице, Тактики Цетра, высокие боевые качества

Шведы, бежавшие к лесу, ий моральный дух русских войск,

наткнулись
на казаков Скоропадского,  преградивиих Sree сражение оказало большое
им путь на запад, и повернули к своему 8 военное искусство ^Запалной

Европы. Известный военный деятель Мо-
риц Саксонский в 1732 г, писал 19 пово-
ду полтавских редутов: «Невозможно было
наступать на московскую пехоту, ‘не взяв
этих редутов. ‘так как нельзя ‘было ни 0е-

лагерю, но лагерь был уже занят русской
пехотой, которая к этому времени ликви-
днровала остатки колонны противника.
ля шведов остался один путь — вниз
по р. Ворекла к Переволочне.

Ба-.

тавить их Позади себя, ни пройти между
ними, не подвергаясь опаености быть уки-
чтоженным их огнем. Рак шведский ко-
роль, так и вго’ генералы; ничего не энав-
шие 06 этих мерах, только тогда ‘увидели
в чем дело, котда наткнулиеь ца редуты.
т Но так как малиина была пущена в ход,
264   то уже нельзя было остановить ве. ни от-

Для преследования шведов вне поля
сражения уже вечером были назначены
гвардейские полки под командованием Го-
лицыиа и..10 драгунеких полков,

‘Общие потери шведов. в Полтавеком.
вражении: 9.234 убитыми, 18,794  плен-
ными. Русские захватили 32 орудия,

8 июля 1949 г., № 159 (1383),

Ф Л.О ТА
Me)

сборку, рассказал о взаимодействии ча
стей, поделился опытом стрельбы из этого
оружия. ›

Хуже обстояло дело У Балакина с т
ретической учебой. На занятиях 10 B03
душно-стрелковой подготовке сержант He
мог толково ответить на заданные руково-
дителем вопросы.

Ничего у’ меня He получается,,, —
оправдывалея Балакин перед новым зу.
том. — Разве все запомнишь? Требуют
та много!

— Потому и твардейцами зовемся, что
образцово справляемся с любым заданием,
mee отвечал ему Подгорнов.

Когда занятия окончились, он подвел
Палакина к доске отличников гвардейско-
го подразделения и, ‘указывая на фотогра-
фии передовиков. учебы, подробно расока-
зал о том, как они достигли  мастеретва:

— Видите, большинетво из’ них тоже
комсомольцы. Они удостоились чести
быть на доске отличников благодаря тому,
что тшательно готовились к каждому заня-
тию, упорно трудились Ha материальлой
части. Вот. взять ‘хотя бы Комсомольща
сержанта Маркелова. Он прошел путь. 0
моториста до техника самолета, Вначале
ему тоже было нелегко, у него тоже «ни-
чего. на получалось», Ho он настойчиво
учился; Теперь фотография Маркелова, как
‘видите, на доске отличников. И вы можете
этого добиться, только надо научиться пе»
одолевать: трудности.

С того дня их часто можно было видеть
вместе. Даже на занятиях в классе они
садились рядом, Подгорнов не только раз’.
яснял товарищу трудные вопросы, кок
следил. за том, чтобы Балакин готовился
самостоятельно к занятиям, давал практи“
ческие советы, как составлять, конспекты,
как делать записи во, время занятий в
классе.

Незаметно для себя Балакин
овладел › основами теории воздушной
стрельбы. Это сказалось ‘на выполнении
полетных заданий. Балакин. метко, и уве-
ренно поражал воздушные цели.

...На-днях сержант Балакин ‘участвовал
в очередном полете. В зоне стрельб  поя-
вилея самолет-буксировщик. Экипаж приз
готовилел в открытию огня, Вогда цель
появилась в поле зрения воздушного
стрелка Балакина, оц по команде открыл
огонь. Самолет-букспровщик сделал но-
сколько заходов, и каждый pas  стредв
Балакин вел меткий огонь.

Когда стрельба была окончена, самолет
направилея на аэродром. К этому временя
буксировшщик уже сбросил конус. Подсчет
попаданий показал, что воздушный стро
лок Балакин отлично справилея с постазм
ленной задачей,

Гвардии лейтенант А. МАКАШЕВ,

успешно

нные. успехи

’ авиаремонтников

щие, здесь, демобилизованные воины: выс
ро приобрели необходимые навыки.

Ромонтники проводят большую работу
по’ созданию ‘учебных наглядных пособий,
Разработана и изготовлена универсальная
установка для тренировки летного состава
& кинопулеметами, оборудована учебная
электрифицированная немая карта.

Сейчас весь личный состав базы, трон
мясь встретить отличными показателяхи
День Воздушного Флота СССР, работает 6
особым воодушевлением. Производетвенные
успехи непрерывно растут.

Капитан авиационно-техничесной

службы А, ИСАЕВ,

ms

вало ожидать, TO © случилось: атакуя
эти редуты, всея шведекчя пехота рас
строилась. Вот каким образом, благодаря
исвусным мерам, можно заставить счастье
СвлонитЬся на свою сторону».

Tak история ‘*’ подтверждает приоритет
русских. в‘ важнейшей области военного
искусства — полевой фортификании и в
тактическом применении в плане bon,
Идея петровских редумв,  перенесенная в
область стратегии, наносит улар стратегия
даинных ‘и тонких линий, Русская армия
стала, представительницей! самой передовой
тактики,

Носле  Полтавского сражения война дли
лась еще 12 дет, но исход ве был предопре-
делен полтавекой победой. Пол Полтавой
было положено начало политическому м9
гуществу империи Петра и решен вопрос
стратегической безопасности новой eros
пы— Петербурга. Ништадтекий ур в
1721г. закрепил за Россией Ингорман-
ландию, Лифляндию,  Эвтлянлию и часть

арелии е гор: Выборгом и Кекстольмом.

Великий ‚  русекий революцизиер-д8*
мократ В; Г. ВБелинекий так оценивал ис
торическое значение Полтавы: «Полиав»
ская битва была #е простое сражение, 38*
мечательное по огромности. военных сил,
по упорству сражающихея и количеству
пролитой ‘крови; ‘нет, это была битва 38
существование целого народа, за будуще
HOCTh целого государства».

Полтавская битва — блестящая а’

RUNS в истории нашего народа, предмет
его национальной гордости. Она вдохио-
Вила великого, русского ‘поэта А. С. Sly

кина, давшего  нозаб
‚ ываемое по кости
образов ‘и i

} Звучности стиха описание
итвы в одноименной поэме, Полтава. —
свидетельство патриотизма русского наро

Да, его сплоченности ‘перед annoy угрозы
иноземного порабощения,

Исторический Урок’ Полтавы (русский
народ увековечил в поговорке: «Погиб как
швед под Полтавой», Полчиша Нанолеона,
дивизии „ последнего немецкого  кайзела
Вильгельма, фалиистекие орды Гитлера,
повторивие путь армин Карла ХИ, разде-
quae и ее судьбу. Эти уроки  исторпи
очень полезно папомнить повым авантюр»
стам и поджигателям войны, мечтающих 0
походе сна Советекий Союз.

‚ Цамять славной Полтавской битвы бу
ACT всема жить в сердцах совелеких лю-

дей.
Подполковник А. КОЧЕТКОВ,

=