a

,

НАКАНУНЕ ДНЯ ВОЗ

Стойкость и мастерство.

_ Полет был тщательно подготовлен. По-
лучив задание, летчик и ‚Штурман деталь-

но уточнили маршрут, верно рассчитали’:
время прохождения над характерными:

ориентирами, старательно произвели все

необходимые навигационные расчеты. Ка-

залось, не было оснований опаезться, что
будут серьезные затруднения в пути. Но,
как нередко бывает в жизни, полет ока-
зался куда сложнее, чем. можно было
предполагать: $ G25.

‚ На некотором‘ расетоянии от” своего
вэродрома бомбардировщик неожиданно

встретил облачность. Экипаж не свернул

в сторону. Бо?ьшой опыт, тщательная
подготовка в полету позволяли ему уве-
ренно вести самолет по приборам.

; „.Шетчив твардии капитан Моргунов

иевольно вспомнил фронтовой эпизод. Ero,
вкипаж однажды производил боевую:

разведку. Где-то в лесу штурман должен
был отыскать замасвированные   танки.
Сколько ни кружилея самолет, но просмо-
треть лес с большой высоты оказалось не-
возможным. По взгляду штурмана летчик
понял, что надо. снижаться. “4

‚Прибор показывал 2.000 метров. Ничего
tie видно! Но вот до земли  осталовь ме-
нее 1.000 метров. Тетчив увидел  огнен-
ные вспышки. Поползли, ломая деревья,
«тигры», засуетились солдаты. В небе во-
круг самолета образовалось огненное
кольцо. Черные шапки разрывов порой за-
стилали горизонт, В этом шквале огня
летчик не дрогнул, Он уверенно держал
питурвал в своих руках. Несмотря на то,
9310 в плоскостях самолета появились про-
боины, он не подавал виду о грозившей
опасности ни молодому штурману, ни в0з-
душному стрелку-радисту, который по его
приказанию уже успел передать донесение
10 радио 0 месте сосредоточения немецких
танков. Только после то, как штуомаН

закончил разведку и подал команду, Мор-

гунов снизился до бреющего ‘полета, и са-
молет скрылся от вражеских зениток. .

Это воспоминание: о фронтовых буднях
ободряюще подействовало Ha летчика. В
конце концов сейчас лететь было: куда
легче, чем тогла, в тылу врага. Однако он
еще не подозревал, каким грозным и опаг-
ным противником окажется стихия на 0с-
новном участке полета.

По расчету времени штурман БлизнюЕ
определил место, откуда уже следовало
вести свои наблюдения за местностью, и
дал об этом знать летчику. Моргунов вема-
тривалея в причудливую волнообразную
массу, плотно закрывавшую землю, и He
находил в ней ни разрывов, ни просветов.
Он замечал, как нервничал штурман. И

РЕЗУЛЬТАТ УПОРНОЙ УЧЕБЫ

БЕЛОМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ  ОВРУГ: (Наш
_корр.). Первым поднялея в воздух само-
лет-буксировщик, пилотируемый твардии
капитаном Сергеем Тюряковым. Вслед: за
ним на своем красноврылом истребителе

‚взлетел летчик, участник Великой Отече-.

ственной войны гвардии старший ‘лейте-

нант Михаил Делаев. Делаев быстро отыс-.

Bal конус, внезапно и стремительно ата-
ковал его. Когда самолет отвалил от кону-
са, исходное положение для атаки заняли
другие истребители. Через несколько ми-
нут буксировщик сбросил конус. Он был
весь  изрешечен. Воины подразделения
офицера Дякина отлично выполнили уп-
ражнение по стрельбе.

В это же время за много километров от
аэродрома молодой летчик гвардии лейте-
нант Борис Слесапев в паре с гвардии
‘лейтенантом Андреем Поляковым  соверша-
ли полет. Гвардии лейтенант Слесарев за-
метил впереди себя две удаляющиеся точ-
BH.

eee чик». — перелало оно врля-

Моргунов устремижя вниз. Просвет

`расстилалаеь дымка. Это значительно ус-

веслами. Перед Моргуновым встал образ

‚сложных условиях, сказались высокая.

все-таки бывалый летчик не спешил ©
принятием решения.
Наконец, отыскав в облачности «окно»,

оказался ‘узким, ° небольшим. Уже в
горизонтальном полете штурман Близнюк
обнаружил перекресток дороги; Убедив-
шись в точности своих расчетов, он ука-
зал летчику курс дальнейшего следования.

Внизу тянулась широкая река, над ней

ложняло ‹ пилотирование самолета. Через  ’
сизую пелену летчик © трудом просматри-
вал местность и искусно вел самолет, об-
ходя возвышенности. : mitts

Моргунов точно выдерживал заданный
маршрут. Рядом с ним, уставившись в
окошко, вел наблюдение за землей штуз-
ман, Он опознавал замеченные ориентиры,  .
записывал в свой журнал все 10, что было
необходимо для успешного выполнения 3a-
дания. сх i

Этот полет постепенно давал © себе
знать, Авиаторы чувствовали некоторую
усталость. ean f ;

Неожиданно летчик увидел внизу реку
и лодку. Ее швыряло из стороны в сторо-
HY, но лодочник. не прекращал работать

енисейских рыбаков, о которых в одной. из.
своих речей вспоминал товарищ Сталин.
Застигнутые на Енисее бурей, одни рыба-
ки бросили весла, легли на дно лодки ис
трепетом ждали гибели, а другие, сме-
лые, сильные, нажимали на весла, реза-
ли лодкой волны и побеждали стихию...
Вот и он, Моргунов, должен быть храбрым,
непременно пробиться через все преграды
и выполнить задание! dud

‚ В положении, в котором очутился эки-
паж в этом трудном и сложном полете,
завершить его отлично—значит одержать
не меньшую победу, чем та, что
досталась когда-то ‘в 601 с фашист-
скими истребителями. Один советский раз-
ведчик против стаи  «Меесершмиттов»!
Враги атаковывали его и сзади, и сверху, и
с боков. Но Моргунов успевал выходить из-
под удара и сам нападал на’ истребителей.
За этот бой, за разведывательные полеты
твардии капитан Моргунов тогда был удо-
стоен звания Героя Советского Союза. В
полете, который он сейчас совершал в

*

боевая закалка, полученная им на войне,

огромная летная практика и выс0кая ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ORPYT,
теоретическая подготовка, приобретенные

13 июля. (По телеграфу от наш, корр.).
в мирные годы.   i ( pathy рр.)

Самолет только что возвратился с зада-
Гвардии капитан Моргунов вел бомбар-   ния.
дировщик по заданному маршруту и при-

— Как работала материальная часть?
землилея точно в ee? время. У ео мат оне Вы
Майор И. ЦВЕТКОВ.

ник гвардии старший сержант Котов.

— 0тлично! — с удовлетворением от-
° ветил офицер Филатников,

Совершив искусный маневр, летчики
мгновенно оказались в хвосте «вражес-.
ких» истребителей. Завязалея «бой». Ис-
пользовав элемент внезапности, Слесарев
и Поляков добились преимущества в-высо-
те`и атаковали’ «противника»: Я

Вечером на’ послеполетном разборе’
вомандир подразделения  продемонстриро-
вал заснятую пленку кинопулеметов. На.
ней было зафиксировано, что авиаторы
точно поразили дели.

— Задание выполнено на «отлично», —
сказал командир.

Гвардии лейтенант Слесарев не впер-
вые получает высокие оценки. Еще в
прошлом году его фамилия была занесена
на «Доску отличников боевой и политиче-
ской подготовки». С тех пор она остается
‘в списках лучших летчиков части. Офицер
Слесарев дорожит этой высокой честью и
продолжает настойчиво повышать свою
боевую выучку. Недавно гвардии  лейте-
понт СПлосдпав TARHITIAR > жди ня

шины, авиамеханик первым долгом Mpo-

тов сократил до минимума расход  бензи-

чиками обнаружилось, что некоторые из

изводить расчет маршрутного полета. Само
  собой разумеется, что мы сразу. же поста-

летов. Опытные офицеры провели , немало

„ 14 июля 1949 г„ № 164 (1388),

ap
А   nr YI

Они вошли в стро
ращаясь в лейтенанту Васюченко, коман»
дир сказал:

-— Вы слишком увлеклись пилотажем и
забыли о наблюдении 38 землей. В pee
зультате, когда вам была дана команда
изменить зону, вы, не осмотревщиеь как
следует, направились в противоположную
сторону.

Вечером того же дня лейтенант Bacw-
ченко, вместе с командиром звена занима-
яеь в классе, ‘еще раз изучил контуры
ориентиров в районе полетов. После этого
молодому ‘летчику был ‘лан. провозной по-
лет, после которого инструктор потребовал
от Васюченко подробного доклада 0 том,
над какими ориентирами они пролетали, о
их отличительных признаках ит. д.

Последующие полеты ‘показали, что
лейтенант Васюченко — хорошо ‘овладел
ориентировкой, стал более  осмотритель-
ным, ‘

Не сразу привилиеь штурманские на-
выки и другому молодому летчику—лей-
тенанту Лепилкину. На предварительной
подготовке к очередному полету лейтенант
произвел ‘все необходимые штурманские
расчеты, обстоятельно изучил маршрут,

Наступил день полетов. Пара ° истреби-
телей поднялась в воздух. По условиях
задания на первом этапе маршрута пару
ведет офицер Денисенко, а на втором —
лейтенант Лепилкин. Так и было сделано,
Пройдя ведущим до определенного пункта,
офицер Денисенко подал по радио команду,
своему ведомому выйти вперед, восстано-
вить ориентировку и привести пару на

Год назад в’ нашу часть прибыла
труппа молодых летчиков, Это были гра-
мотные офицеры, Большинство‘ из них 34-
кончили летное училище с отличными
оценками как по теоретическим ‘Дисци-
плинам, так и по самолетовождению. Од-
нако при более близком знакомстве © дет

них недооценивают значения штурман-
ской подготовки. Они полагали, что она
нужна только тогда; когда необходимо про-

рались об’яснить’ молодым летчикам непра-
вильность их представления о штурмая-
ской подготовке летчика. Затем присту-
пили к обучению новичков.

`Учеба началась с изучения района по-

занятий по особенностям  самолетовожде-
ния и ориентировки в нашем районе по-
летов. Молодые офицеры подробно изучили
рельеф местности, аэродромную сеть, Ha-
земные средства обеспечения самолетовож-
дения, характерные линейные и площад-
ные ориентиры.

Чтобы закрепить знания, полученные
на классных занятиях, молодые летчики
вскоре приступили к самостоятельному
изучению района полетов. Под руководет-
вом штурманов они вычерчивали ‘схемы
района и тренировались в определении

Высоко держит честь бывалого воина-фронтовика летчик-истребитель

гвардии старший лейтенант В. Фокин.

готовясь к всенародному празднику — Дню Воздушного Флота СССР, В. Фокин
показывает отличные результаты в освоении новой авиационной техники.

_ Фото Л. Чистяковой.

Сейчас, в дни амирной учебы,

Экономят горючее

лей; для этой цели гвардии старший
жант использует керосин. i

В экономии горючего главное зависит
от летчика. Командир экипажа гвардии
капитан Филатников показывает в
деле хороший пример. Он умело, грамот-
но эксплоатирует материальную часть в
используя наиболее экономные
режимы полета. Пе
чтобы после возвращения
твардии капитана Филатникова не оста-
710—100 килограммов
ленного бензина. ;

3а шесть месяцев текущего года эки-
паж Филатникова сэкономил свыше тон-
ны горючего.

Болыную экономию бензина дают эки-
пажи летчиков гвардии лейтенантов Ни-
`колаева, Сочинского и других.

Производя послеполетный осмотр ма-.

веряет бенз0- и маслобаки. Замерив оетав-.
шееся горючее, он заносит соответетвую-
щие цифры в тетрадь. Авиамеханик Ко-

Ha при подготовке материальной части и
при ‘опробовании мотора. ‘Он’ не тратит.
ни грамма горючего на промывку’ дета-

УСПЕХИ АВИАМЕХАНИКОВ

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
  13 июля. (По телеграфу). Три года назад
в Н-ское подразделение прибыл авиамеха-
ник гвардии старшина Hannes. С первых
же дней он с исключительной старатель-
ностью стал работать на материальной ча-
сти. Обслуживаемый им самолет всегда в
боевой готовности. Не было случая, чтобы
13-38 пеподготовленноети машины сорвал-
ся ‘вылет. Отличник боевой и политиче-
ской подготовки гвардии Сстартяяе Еле 7 орет

3a отличную учебно-боевую и политиче-
скую подготовку командир части неодно-
кратно об’являл старшине Елышеву бла-

‚ Хорошо обслуживает
другой авиамеханик этого `подразделения
——гвардии старший сержант Жиряков. На
материальной части его
признан подготовленным лучше всех
тальных. Вомандир части об’явил ста

свой самолет и

направления и расстояния до наиболее
характерных ориентиров. На первых 1п0-
рах летчики вычерчивали только контуры
ориентиров, затем на схемах изображались
все более широкие участки, и заканчива-
лась эта работа вычерчиванием общей cxe-
мы района полетов.

Последующим этапом подготовки моло-

дых летчиков: было детальное изучение
района. Здесь уже руководитель ‘занятий

не удовлетворялся общим  предетавлением
обучаемых 06 отдельных участках, а до-
бивался изучения всех ориентиров и всего
района в целом. Для этого использовались
специально вычерченные немые карты
отдельных участков, на которых наимено-

вания ориентиров не были указаны. По
таким картам летчик должен был найти
заданный ориентир, дать его  характери-
стику, указать направление, расстояние
и время полета до него на заданной ско-

рости.

Такая тщательная и постепенная подго-
товка полностью оправдала себя. Летчики
научились быстро ориентироваться 110
местности. В период наземной подготовки
особенно отличились офицеры ° Выскобой-
ник, Корчагин, Пиксасов. Однако когда
молодые летчики приступили к практиче-
скому самолетовождению, оказалось, что
некоторые из них еще не всегда умеют
применить. свои теоретические ‚ знания,
Поэтому в первых же полетах на учебных
и боевых самолетах. в районе аэродрома: и
по маршрутам мы старались привить лет-
чикам максимум штурманских навыков.

Однажды лейтенант Васюченко orpaba-
тывал некоторые фигуры сложного ‘пило-
тажа. Но вот руководитель полетов офицер
Ревин передал летчику команду перейти в
зону «3» и там продолжить выполнение
задания. Васюченко по радио ответил, что
команду он принял и понял ее. Он вывел
самолет на прямую, сделал несколько от-
воротов и доворотов и затем неожиданно
направился в противоположную сторону от
зоны «3». Офицер Ревин, внимательно на-
блюдавший за самолетом лейтенанта Ва-
сюченко, конечно, сразу понял, что лет-
чик потерял ориентировку, и ‘подал ему

рше-   Команду; «Разворот влево на 150».

И
=

свой аэродром. Но летчик этого не сумел
сделать, я

Уверенный в том, что он хорошо изу-
чил район, лейтенант не вел до этого мо-
мента ориентировку и поэтому не смог
сразу определить свое местонахождение,
После недолгих размышлений Лепилкия
принял решение и повел пару с больших
отклонением от заданного курса, В шлемо-
фоне прозвучал голое командира: «Про
верьте ваше решение». Только после этого
предупреждения летчик хорошенько осмот-
релея и исправил грубую ошибку.

На разборе лейтенант доложил, что он
переоценил свои знания и на первом эта»
пе полета не производил контроль пути
счислением по курсу, времени и расстоя-
нию. Не отмечал Лепилкин и пройденные
ориентиры.

Чтобы привить молодому летчику необ»
ходимую осмотрительность, научить ето
четкой  последовательности действий в
воздухе, командир подразделения стал за*
ниматься с ним в классе, давал. ему ввод»
ные по этапам «полета», проверят ero
внимательность и правильность принятых
им решений. В последующих полетах
лейтенант Чепилкин вполне грамотно
и точно вел ориентировку.

Приведенные Здесь случаи заставили
нас обратить самое серьезное внимание нз
штурманскую подготовку молодых  летчи-

ков. АН

{ ‘

Обучая молодых летчиков ведению ви“
зуальной ориентировки, мы одновременно
так же тщательно отрабатывали ¢ ними

самолетовождение с помощью радионавига»
ции, Закончив занятия в классе, перехо-

дили на тренажеры и непосредственно в
кабину самолета. По окончании наземной

подготовки молодые летчики. практически
осуществляли на учебно-тренировочной ма-

шине радиосамолетовождение. Главная цель
здесь состояла в том, чтобы воспитать у.

летчиков чувство полного доверия к этому

$пособу самолетовождения.

Благодаря напряженной и методически
правильной учебе все наши молодые лет=

ЧИБИ вскоре yee a emer. eA meg et ee at
w