_ „августа 1949 r,, № 180 (1404), СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ , р

Географическая карта
на политзанятиях

Географическая карта — незаменимое
наглядное пособие для руководителя по-
литзанятий. Карта дает слушателям He
только пространственную ориентировку, но
и помогает реально представить, тде’ то
или иное событие совершается, способет-.
вуег более серьезному усвоению изучаемо-
го материала. Какова, бы ни была тема по.
литзанятий, обойтись без географической
карты очень трудно. :

Ha каждом политическом занятии в ка-
честве учебного пособия я использую. гео-
графическую карту, К ней  обращаенься
как при рассказе по теме, так и во время
беседы. Я всегда приучаю солдат  поль-
зоваться картой при чтении книг, газет
ит. д. Молодой воин, изучая, скажем, Te.
роические подвиги Советской . Армии в
Великой Отечественной войне, при помо-
щи взрты отчетливо представит себе, как,
велико то расстояние, которое прошли с
боями наши войска от Сталинграда до
Берлина, какие водные. преграды па своем
пути они форсировали, какие горные
хребты преодолели. Географическая карта
помогает воинам понять ‘трудность и Bee
величие подвига, совершенного Советекой
Армией в борьбе ‘с немецко-фашистскими
захватчиками;

Да ‘только’ ли для Этой “темы нужна
карта? А беседы о размещении новостроек
послевоенной сталинской пятилетки, 9
грандиозном плане, пуеобразования  приро-
ды, о просторах и богатствах нашей Роди-
ны? Разве можно предетавить величест-
венный размах мирного созидательного тру-
да советского народа, не обратив своего
взора нё географическую  каргу? Даже
простое сравнение на Rapre необозримых
пространств нашего Отечества с любой
другой капиталистической страной  тово-
рит уже о могуществе нашей страны, о
ве отромных богатетвах,

В классе, где проходят занятия труппы,
висят у нас физическая и политическая
карты СССР, карты Европы, Китая, стран
Средиземноморекого бассейна. Но часто
по ходу занятий приходится изтотовлять

i дополнительно свои карты-плакаты, Так,
например, к теме «Выполнение послевоен-
ной сталинской пятилетки — дальнейший
шаг по пути к коммунизму» мы своими
силами изготовили карту, нь которой в ри-
сунках изобразили основные новостройки
пятилетки. Выше надписи «Минск»,
например, появился рисунок автомобиля,
обозначающий, что здесь построен новый
автомобильный завод. Вдоль Сибирской же-
лезнодорожной магистрали нанесены. ‘ри-
сунки столбов электропередач. Эта дорога
по плану послевоенной пятилетки элехтри-
фицируется. Карту усеяли рисунки нефтя-
ных вышек, тракторов: Кипы мануфакту-
ры, станки, изображающие отрасли про-
мышленности,—вое это выразительно и на_
глядно свидетельствует о силе и расцвете
нашей Родины; которая сразу же после
войны покрылась многочисленными ново-
стройками. Солдаты группы прочно уево-
или материал этой темы, научились  сво-
бодно ориентироваться на географической
каре. Эта красочная’ карта-плакат
способствовала возникновению  оживлен-
ной беседы. `

В моей группе люди из разных краев и
областей Советского Союза. Солдат Cepe-
бряков — с Урала, Мамаев — с Кавказа,
Икласов—из Казахетана, Войтович и К-
ротаев—волжане, Грачев-—сибиряк, Треки-
ло и Саяпин родились в Башкирии. Каждый
из них, подходя к карте; горячо и взволно-
занно говорил о своем крае, городе, поселке.
Много интересного узнали в тот. день сол-
даты от своих товарищей об Ишимбаев-
ском месторождении нефти, о Карагандин-
ском каменноугольном бассейне, ю.богат-
ствах Сибири.

Изготовление схематических карт мы

практикуем и по другим темам. Так, на
занятиях использовались сделанные сами-
ии солдатами” карты-схемы: «Разгром
немцев под Москвой», «Разгром немцев
под Сталинградом», «Победа под Курском»,
«Десять сталинских уларов». Тему «Co-
ветские Вооруженные Силы в период ино-

Чем глубже изучаются документы, кз-
сающиеся деятельности А. Ф. Можайского,
тем шире раскрывается перед. нами по-
истине огромный талант этого иселедова-
теля, Ученого, конструктора, бескорыст-
ного труженика и патриота своей Родины.

Теперь уже документально установлено,
что Можайский не прекратил работу после
полета своего первенца, Наоборот, вооду-
шевленный успешным результатом испы-
таний, он с еще большим рвением при-
нялся за дальнейшие теоретические и экс-
периментальные исследования, стал <озда-
вать новый, более совершенный самолет.

Проведя глубокие теоретические исследо-
вания, А. Ф. Можайский уже в начале
1883 г. при определении лобового сопро-
тивления крыла ‘второго своего самолета
пользовался формулой, чрезвычайно близ-
кой к современным. ^

Поразительный результат дает простая
подстановка обозначений, принятых в. на-
стоящее время, в формулу Можайского: мы
получаем основные формулы современной
аэродинамики! х

При проектировании второго самолета
Можайский расчетным путем определил,
чт «при 15° наклона аэроплана к гори-
зонту отношение вертикальной  составля-
ющей сопротивления к горизонтальной рав-
но 3,78», Эта величина была найдена в
результате следующего опыта: «Испытуе-
мая плоскость, установленная при помощи
оттяжки под углом 15° к горизонту, была
привязана к шнуру, продетому через блок,
укрепленный наверху стойки, установлен-
ной на тележке; к другому концу шнурка
прикреплена Ффунтовая гирька, лежавшая
на тележке. Тележка приводилась в бы-
строе движение, причем, когда скорость до-
етигала определенной  величины, плоскость
поднималась в воздухе и держалась на вы-
соте блока. При этом фунтовая гирька еще
не отделялась от тележки, следовательно,
натяжение шнура, равное горизонтальной
составляющей сопротивления воздуха Ha

ской войны» иллюстрирует

‘Занятия более” доходчивыми,
облегчают усвоение материала, повышают

Казать на карте даже границ CCCP. Ceit-

охарактеризовал

странной военной интервенции и граждан-
схема трех
походов Антанты. Эти натлядные пособия
вместе с теографической картой делают
значительно

внимание и интерес солдат к уроку.

Изложение материала на
менно  сопровождаю` TOKA30M отдельных
пунктов, границ на карте. При этом вы-
зываю к карте самих слушалелей. Dro
оживляет занятия, заставляет. творчески
работаль вею труппу,

Работа с картой-—живое и увлекательное
дело. Ею мы занимаемся не только Ма за-
HATHAX по расписанию, но и во внеучеб-
ное время. Нам удалось добиться, что да-
же ранее отстававшие в учебе солдаты
теперь неплохо знают географию ‘и <ейчас
хорошо учатся, .

Солдаты Мамаев, Войтович и Галанов в
первые дни занятий группы не могли по-

‘Час они свободно ориентируются не только
по карте СССР; но и по карте мира, (од-
дат Войтович на итоговой беседе уверен-
но и четко показал на карте Калинин-
традекую область, Печенгу, ‘Южный Са-
халин, Курильские острова, Порт-Артур
и! др. Эн сделал географический обзор и
хозяйственно-экономиче-
ское значение этих мест. Солдат Кунгур-
цев, рассказывая 9 жизни и революцион-
ной деятельности товарища Сталина, по-
казал на карте Гори, Тбилиси, Баку, Там-
мерфоре- и другие ‘места, связанные ¢ pe-
волюционной ‹ деятельностью товарища
Сталина.

На каждом политзанятии я HOCROIBRO
минут учебного времени отвожу на 10,
чтобы ответить ва лекущие вопросы. Жру-
ме того, раз в неделю в конце урока мы
делаем 00зор международных  cobsrruit,
Здесь снова широко используется карта.

Для изучения карты мы используем и
вечерние свободные часы.

Часто у нае организуются вечера во-
просов и ответов у географической карты.

Проходят ‘они’ оживленно. ‘Как-то’ на од:

HOM ‘из таких вечеров возникла беседа о
ваналах, связывающих между собой моря
нашей Родины. На карте отыскали и Ве-
ломорско-Балтийский канал имени Сталина,
и канал имени Москвы. Разтоворилиеь об
их значении, о грандиозных перспективах
гидроэнергетики, вспомнили при этом мо-
гучие реки Сибири, озера Байкал, Севан
и другие, +

Изучая карту, мы используем карман-
ный теографический атлас СССР. В конце
того атласа имеется перечень названий,
помещенных на картах. Он помогает сол-
датам быстро находить тот или иной
пункт на карте. Широко используются
также учебники теографии и географиче-
ский справочник «Мир в цифрах», в ко-
тором указаны длинз рек, глубина морей,
высота гор, площадь материков. 4

Большой популярностью у солдат поль-
зуются книги и брошюры по географии

‚калей Родины. Однажды мы несколько
вечеров посвятили коллективному обсуж-

дению книг Н. Михайлова «Над картой
Родины», «Просторы и богатства наптей
Родины», потом провели по ним беседу.
Тема этой беседы — «Воин, люби свою
Родину!».

Таким образом, работа с картой, по cy-
ществу, далеко выходит за рамки геотра-
фии. Она способствует воспитанию воинов
в духе животворного советского  палрио-
тизма, вызывает у них законную гордость
своей социалистической Родиной. Не слу-
чайно поэтому группа неизменно получает
отличную оценку, причем проверяющие
каждый раз отмечают умение солдат поль-
зовалься географической картой.

Географическая карта — серьезное под-
спорье в политическом воспитании вои-
нов-авиаторов. Ею должен пользоваться
каждый руководитель политических заня-
тий.

Старший лейтенант Г. МАТВЕЕНКО,

руководитель группы политических _
занятий.

плоскость, не превышало одного фунта,
между тем, как 8В6с плоскости, равный
вертикальной составляющей, был 3,7 фун-
та. При дальнейшем увеличении скорости
гирька отделилась от тележки». Опыт под-
твердил расчеты конструктора:

Таким же путем, при помощи этих про-
стейших аэродинамических ‘весов. Можай-
ский определял под’емную силу крыла и
лобовое сопротивление своего самолета при
разных углах атаки. Достойно внимания и
то, что еще в те далекие годы. Можайский
в ввоих изысканиях и расчетах пользо-
вался отношением под’емной силы к лоб0-

вому сопротивлению, известным теперь как

«аэродинамическое качество» самолета.
Ему удалось установить, что «при уклоне
плоскости к горизонту в 6° отношение
вертикальной составляющей к горизонталь-
ной составляющей равно 9,6»  Современ-
ные данные полностью подтверждают ре-
зультат, полученный Можайским почти
семьдесят лет тому назад. Наибольшее
аэродинамическое качество получается на
углах атаки примерно 6°.

Занимаясь многие годы изучением птичь-
их крыльев, для которых характерны боль-
шие удлинения, Можайский не случайно
выбрал малые удлинения крыльев
самолетов. Это — результат кропотливых
изысканий, преследовавших цель устано-
вить рациональные размеры частей са-
молета, Не должно порождать недоумения
приведенное нами высозое аэродинамиче-
ское качество самолета — 9,6 при угле
атаки 6”. Современные аэродинамические
исследования полностью подтверждают ре-
зультаты, полученные Можайским. Крылья
самолетов при малых удлинениях порядка
1—2 обладают совершено необычными
аэродинамическими качествами: они име-
ют очень высокие коэфициенты под’емной
силы и весьма малые коэфициенты лобово-
то сопротивления. Конструктор поступил
совершенно правильно, отказавшись от еле-
пого подражания природе, Кроме того, Мо-

уроке я.непре-.  ,

ИЕ

1овые материалы о творчестве А,

своих

‘бам. принимается за разработку проекта

ОММУНИСТ гвардии лейтенант
 В. Пащенко — один’ из ‘лучших
летчиков Н-ской авиачасти, Все полет-
ные задания выполняются им на «от-
лично», .
Являйсь командиром звена, он He-
устанно работает над тем, чтобы все его
подчиненные стали отличниками учебы.

Фото капитана М, Рыжака.

Александр КОРЕНЕВ

ГОРЛОСТЬ
РОДИНЫ

Любит Родина ‘племя героев,
Авиаторов славный отряд,

Чьи машины сверкающим строем
Над страной необ’ятной летят.

Мчатея в небе красиво и гордо,
Трудового народа сыны Hak
‚ Что хранят нерушимо и твердо
Города и просторы втраны.

06 их подвигах громкая слава
Облетела, как песня, весь свет,
Это Партия их воспитала
И ведет по дороге побед!

Сокол Родины! Гордое званьв,

В нем “народа любовь и почет,

`И весь труд свой, мечты и дерзанья
Посвящает народу пилот.

‚С восхищеньем, в надеждою, е пееней,
Прославляя отвагу и трух,.

Смотрит: Родина вдаль поднебееья,
‘Tye стремительно звенья идут,

Над родною страною широкой
Неустанную вахту несет...
Гордость Родины,

Сталинский сокол —
Враснозвездный советский пилот!

к

По следам наших выступлений

«КОГДА ЗАХОЧУ,_
‚ ТОГДА И ПОКАЖУ»

‚ Люд таким заголовком было опубликова-
но в «Сталинском  соколе» (№ 158 от
1 июля с, г.) письмо сержанта А. Медчен-
KO 0 ПЛОХОЙ работе’ НАЧАЛЬНИКА RayOa тов.

полностью подтвердились. Командование и
партийная организация наметили вонкрет-
ные меры по улучшению работы клуба,

ложено дисциплинарное взысканию.
eee ero

воторые  применяются в современном са-

молетостроении, должен был выбрать мд-

лые удлинения крыльев своих самолетов
для сохранения достаточной прочности
конструкции при малом ее веса.

Глубокие теоретические и экоперимен-
тальные исследования, а также многочие-
ленные расчеты, выполненные после по-
лета первого самолета, давали ученому
полное право утверждать, что ‹.. поеле-
дующие мои занятия по разработке вопро-
а дали ряд практических. выводов, пред-
ставлявших возможность сделать изложе-
ние теории более ясным, & вычисления
более определенными»,

Анализ схемы первого самолета и до-
полнительные изыскания   рациональных
размеров его частей убедили койструктора
в том, что схема выбрана правильно, HO
что, возможно. и цообходимо дальнейшее
соверптенетвование зппарата.

Можайский разрабатывает проект двух-
местного военного самолета с большей
продолжительностью ‘и дальностью полета.
Конструктор предполагал вооружить эти.
ми самолетами русскую армию.

Произвеленные аэродинамические рас-
четы показали, однако, что для нового
самолета нужны два двигателя мощностью
не менее 50 л. с. каждый. И Можайский

такого двигателя,

Два двигателя, построенные на Вал-
тийском судостроительном и механическом
заводе по чертежам Можайского, предетаз-
JAIN coho выдающееся достижение тех-
Кики того времени. При мощности 50 л.с.
оли имели. улельный вес 4,9 кг на 1 a, ¢,
Следует отметить, что в 1903`т, удельный
вес бензинового двигателя ‘братьев Райт
составлял 6 кг на 1. с,

Одна. лишь ‘эта заслуга — создание
первых в мире легких. двигателей, ‘пред:
назначенных для установви на самолеты,

‚  досок...

‚был выглядеть отлично.

выведены из строя брусья, хотя на складе

Бороздыко. Факты, изложенные в письме,

На тов, Бороздыхо приказом по части на-

}, Мозкайекого

жайский, не располатавший материалами, ,

Физкультура и спорт.

Вернуть былуо славу

Важдого, кто приезжает в Н-ское авиа-
подразделение, чтобы ознакомиться с с0сто-
нием массовой спортивной работы; на-.
чальниь физической подготовки и спорта
твардии старший, лейтенант Шайдулин при-
глашает к себе в комнату. Перед приез-
жим раскрывается пухлая панка.

— ознакомьтесь с этим делом, и вы
увидите, какая большая массовая спортив-
ная работа проводится в нашем подразде-
лении,— любезно говорит тов. Шайдулин.

Каких только бумаг в этой папке нет!’
Приказы, планы, директивы...

Все эти бумаги составлены тщательно,
% знанием дела. В них называются фами-
тии лиц, ответетвенных 3& проведение в
жизнь намеченных. мероприятий, точно
указываются сроки и. место спортивных
занятий, соревнований, тренировок...

‘физической подготовке и организаторами

a Что же скрывается за этими плана-
Mi?

Перед нами — план постройки стадио-
на. В нем предусмотрено’ вое до мелочей:
сколько потребуется для засева  футболь-
ного поля семян; подробно расписаны ме-
роприятия по устройству. беговой  дорож-
ки, места для прыжков: указывается  по-
требное количество ‘кирпичного щебня,
крупно-зерниестого песка, опилок, твоздей,

По плану стадион авиаторов” должен
A HoT как он
выглядит на самом деле: огромное зеленое
поле; по одной стороне его растут выео-
Rue тополи, по другую—етояе полустнив-
Hime, поломанные скамейки: среди высо-
кой травы белеют пешеходные дорожки,
они тянутся во все стороны от аэродрома
к жилым домам. Проходя по ним, летчики
с усмешкой говорят:

— Собирались посеять красную  овся-
ницу да разную луговую травку, 3 вырос
бурьян...

Не осталось и следа от беговой дорожки.
Она заросла сорной травой. Перед летней
‹партакиадой, недавно проведенной здесь,
то-то из епортеменов хотел  потрениро-
ваться в прыжках в длину и высоту. Но
Ha стадионе специального места для  тре-
нировок не оказалось;

Во позанимается на перекладине, ye-
‘тановленной в ‚ спорлгородке. тот потом
долг ходит 6 мозолями на’ ладонях: за-
ржавевшие перекладины непритолны для
гимнастических упражнений. Уже’ давно

имеются к ним запаеные части, Опасно
стало подниматься на сопревшем ‘Канате,
и в нему никто никогда не подходит. Ло-
пинг, установленный летчиком  Кожуро-
вым, — это была личная его инициатива,
— почти всегда находится под замком:
ЕИЮЧ хранится у начальника физической
подготовки и спорта. Другого спортивного
инвентаря в городке не было и нет.

На складе лежит достаточное количест-
BO спортивного обмундирования, однако
впортемены пользуются им почему-то
лишь во дни праздников и соревнований.

Планом, составленным офицером ПГайду-
‘иным и утвержденным начальником шта-
ба, предусмотрено проведение занятий в
различных спортивных секциях. Установ-
лены дни и порядок подготовки спортеме-
нов. И что же? Тренеры и список епорт-
сменов имеются, а’вот секций — нет. Вы
ли когда-то секции легкоатлетов, футболи-
сетов, баскетболистов и пловпов, HO они
давным-давно распались.

Много мероприятий наметил ‘тов. Шай-
дулин провести на сборах внештатных

ПРИМОРСКИЙ ‘ВОЕННЫЙ `ОКРУГ,

1 августа. (По телеграфу от наш, спец. корр.).
`Герой Советского. Союза капитан Гуляев —
один из лучших спортсменов-мотоциклистов
`Н-ского, авиагарнизона. Он увлекается также
охотой и рыбной ловлей, :
Жена летчика Гуляева — ‘Елена Боле:
олавовна успешно сдала нормы TTO 29-й

соревнованиях, тов. Гуляева завоевала среди
женщин первенство авиационных частей
округа по гимнастике.

дает право Можайскому занять место в
ряду выдающихся деятелей науки и тех-
ники. От создания снециального авиаци-
онного двигателя во многом зависело с0з-
дание самолета. Александр Федорович Мо-
жайский блестяще разрешил” эту задачу.

Вопрос о втором самолете рассматривал-
ся ва заседании комиссии Русского техни-
ческого общества 22 февраля 1883 г. под
предоедательством М. А. Рыкачева. В жур-
нале заседания этой комивсии увазывает-
ся, что «прибор т. Можайского основан на
принципе аэроплана; он состоит из матер-
чатой плоскости, наклоненной к горизон-
ту под малым углом: Ло  вередине этой
плоскости приделана лодка на колесах. В
лодке помещаетея сильная и легкая паро-
вая машина, приводящая в движение три
винта... Вее три винта расположены в пе-
редней части прибора, В задней части ‚на-
ходится руль». На самолете имелись эле-
роны; было и поворачивающееся хвосто-
Boe к0лесо. ]

Комиссия в cBOeM решении отмечала
далее: «..ввиду того, что прибор его уже
почти готов. и что Ha Hero затрачены
большие средства, считается желательным,
чтобы отдел оказал содействие А. ®. Мо-
жайскому окончить его прибор и произве-
сти интересные опыты над летательных
аппаратом. столь. больших размеров».

“Второй самолет’ строился на’ Балтийском
судостроительном ‘и механическом заводе:
Однако из-за подрывной деятельности
агентов иностранных разведок и продаж-
ности царских чиновников” работы ‘по
постройке аэроплана тормозились ине бы-
ли доведены до конца. Этому способетво-
вали также и изменения, происшехдитие в
составе правления Балтийского Завода.
Продолжавшаяся ‘затем несколько лет пе-
реписка, Можайского с различными прави-
тельственными учреждениями He дала
никаких результатов. _

При пожаре на Балтийском eyjoerpon-
тельном заводе 14 сентября 1895 г. по-
тиб второй, почти тотовый самолет этого
талантливейшето ‘конструктора.

Видно, даже недостроенный второй ‘са-
молет Можайского не давал покоя врагам

ступени. Участвуя недавно в‘ спортивных  .

руководителей занятий по физической под-
готовке и спорту. Ё плану приложено да-
же расписание занятий, в котором точно
указаны дни и часы их проведения.

Бак же выполняется этот план? На этот
вопрос гвардии старший техник-лейтенант
Соловьев ответил так:

— С нами, руководителями занятий по

массовой спортивной работы, никакой уче-
бы нет,

То же самое говорят и другие зктиви-
сты физкультуры и спорта. Вее ови нре-
доставлены самим себе, никло ими не ру-
ководит,

Если судить по плану тов. Шайдулина,
то подготовка в летней спартакиаде в
подразделении должна была начаться за-
Долго до ee открылия. В действительности
же подготовка к спартакиаде совершенно
не велась. Лишь за 2—3 дня до начала
ве отдельным воинам об’явили приказ, что
они выезжают для участия в спартакиаде,

Трудно было рассчитывать на успех не-
подготовленным вк соревнованиям  спорт-
сменам, Но это меныше всего беспокоило
начальника физической подготовки и
спорта. Его главной заботой было’ «обеспе-
чить» в приказном порядке определенное
количество участников. спартакиады. Не-
удивительно поэтому, что многие спорт-
смены этого подразделения оказались не-
подготовленными к соревнованиям и He
сумели противостоять другим командам,
которые по-настоящему готовились к спар-
такиаде, Были. и неожиданности. Так, же.
на офицера Надежда Стеценко заняла на

re Ha 100 метров. До этого в подразделе-
НИИ НИКТО, В Том числе и офицер Шайлу-
лин, не знал, что она’ занимается спортом.

B H-crom подразделекии мното есть
воинов, горяче любящих физкультуру и
спорт. Среди них немало таких спортеме-
нов, которые неоднократно выходили побе-
  дителями на окружных соревнованиях; в.
их чиеле: легкозтлеты офицеры  Акин-
фиев, Салодянкин, гвардии старший  сер-
жант Логвинов; гимнасты офицеры Спири-
донов, Осямов, Ушаков. К сожалению, все
эти спортемены-активисты не привлекают-
ся теперь к, работе,

Это был когда-то передовой физкультур-
ный коллектив, теперь он. стал отстаю-
щим, В этом повинен прежде всего на-
чальник физической подготовки и спорта
твардии старший. лейтенант Шайхулин. Его
часто можно застать за составлением 0че-
редного плана или донесения, а вт в
спортивный городок он не заглядывает, Ha
занятиях по физической подготовке при-
сутствует редко. Имея высшее спортивное
образование, офицер Шайдулин давно сам
перестал заниматься физкультурой и спор-
том. Сослуживцы ни разу не видели вто
на тренировке по какому-либо виду епор-
Ta.

В стороне от непосредственной органи-
зации и проведения массовой спортивной
работы в подразделении стоят партийные
‚и комсомольские руководители. За послел-
нее время они ни разу не обсудили вопрос
о физкультуре и спорте на партийном и
комсомольском собраниях. Как видно, то-
варищи забыли простую истину: мало на-
учиться составлять хорошие планы физи-
ческой подготовки и массовой спортивной
работы, — надо по-большевистски вынол-

НЯТЬ ИХ.
Майор И. ЦВЕТКОВ.
(Корр. «Сталинского сокола»).

’ ЖЕНЫ ОФИЦЕРОВ ЗАНИМАЮТСЯ СПОРТОМ

Хорошей спортсменкой зарекомендовала
себя и жена офицера Александра Федоров-
на Петропавловская, Она ‘участница мно-
гих гимнастических соревнований.

Жены офицеров занимаются спортом в
женской гимнастической секции, существу:
ющей при. гарнизонном клубе офицеров.
Многие из них успешно сдали нормы на
значок ГТО 2-й ступени и выполнили норма-
тивы третьего спортивного разряда.

нашей Родины. Им нужно было его унич-
‘тожить. И пожар «случился».

Второй аппарат А. Ф. Можайского пред-
ставлял собой двухместный военный са-
молет с мощным для того времени паро-
вым двигателем, работающим на три тя-
нущих винта, которые были расположены
перед монопланным крылом, снабженных
элеронами. Фюзеляж самолета предотавалял
собой лодку с хвостовым оперением в ее
кормовой части. Аппарат был. установлен
на колесном шаеви с  ориентирующимся
хвостовым колесом,

Второй самолет Можайского по своему
‘назначению, мощности силовой  установ-
ви, расположению винтов. 10 наличию
элеронов и ориентирующегося хвостового
колеса представлял собой значительный
шаг вперед и был новым свидетельством
огромного самобытного таланта его’ кон-
етруктора. :

‚ Рядом с самолетом Можайского выгля-
дит жалким, неумелым сооружением само-
лет братьев Райт, построенный в’ 1903

wid с0б0й значительный‘   шаг назад” по
сравнению с самолетами нашего русского
конструктора. Бензиновые двигатели аме-
риканцев по удельному весу были зна-
чительно хуже русских паровых машин.
Аэродинамические характеристики биплан-
ной коробки крыльев, опутанной «прово-
очным затраждением» из ‘расчалок и
стоек, не могли итти ни в какое сравне-
ние © весьма высокими аэродинамичееки-
ми качествами ‘русских  монопланных
крыльев © элеронами для поперечного унп-
равления.

Самолеты Можайского’ имели фюзеляжи
в виде лодок в кабинами для экипажа, с
удобными сидениями и штурвалами уп-
равления. Так же продуманно ‘и цёлесооб-
разно размещены были здесь аэронавига-
ционные и контрольные приборы. ‘Самолет
братьев Райт вообще не имел  никакото
фюзеляжа. Рули поворотов за коробкой
крыльев и рули высоты перед ней
крепились в толым фермам из стержней и
расчалов. Па первом самолете братьев

соревнованиях одно из первых мест ов бе-  .

году. Они в действительности предетав-.

.‚ Победа’ авиаторов-

легкоатлетов

Н-СКИЙ ГАРНИЗОН, 1 августа, (Наш
корр.). В течение двух дней здесь проводи-
лись соревнования сильнейших легкоатле-
тов гарнизона.

Успешно выступали спортемены-авиаторы,
завбевавшие ‘призовые места’ по разным
видам. легкой атлетики.

Старший лейтенант Глущенко прыгнул в
длину на 6.м 39 см, установив новый ре-
корд гарнизона. Лейтенант Малин выйграл
бег на 3.000 м. Старший лейтенант Крем-
Чуков показал лучший результат в беге на
400 м, Команда авиаторов также выиграла
две‘ большие эстафеты.

В торжественной обстановке команде-
победительнице ‘был вручен переходящий
приз гарнизона по легкой атлетике. 12 луч-
ших спортсменов награждены. грамотами.

Первенство СССР
по футболу.

ХАРЬКОВСКИЙ «ЛОКОМОТИВ»
НАНЕС ПОРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОЙ
КОМАНДЕ «ДИНАМО»

В последние два дня были проведены
три матча на первенство! СССР по футболу.
Наибольшее значение имела встреча в Харь-
кове, где местный «Локомотив» принимал
лидеров первенства — московских, динамов-
цев. Молодая команда харьковчан, впервые
выступающая в соревновании сильнейших
коллективов   страны, зарекомендовала себя
с Лучшей стороны и вчера снова доказала
свои боевые ‘качества. ree

Несмотря на то, что игра началась круп-
ной неудачей хозяев поля, которые в пер-
вой половине матча после подачи углового
забили гол в собственные ворота, футбо-
листы-железнодорожники не пали духом и
продолжали энергично наступать. В резуль-
тате ряда отлично проведенных атак напа-
дающий, «Локомотива» Борзенко еще до
перерыва сравнял счет. Тот же Борзенко во
второй половине матча провел в ворота ли-
дера и второй мяч.

Такой неожиданный оборот заставил. ди-
намовцев предпринять в конце матча реши-
тельный штурм, в который включилась вся
команда, Лиш стойкая защита хозяев поля
позволила им удержать до финального
свистка победный счет. Таким образом, за-
бив в этой встрече все три мяча и выиграв
матч со счетом 2:1, харьковский «Локомо-
тив» взял реванш у московского «Динамо»
за свое поражениё в первом круге.

+ *

Вчера же столичные торпедовцы высту>
пали в гор. Сталино. против команды «Шах-
тер». Эта игра принесла победу футболистам
Москвы с результатом 3: 0. :

* * &

Днем раньше в Ереване местная команда
«Динамо» встретилась с рижской «Дауга-
вой». Оба коллектива, замыкающие турнир-
ную таблицу, провели матч в упорной
борьбе, которая‘ закончилась со счетом 2:0
в пользу хозяев поля. В результате своего
поражения рижане перешли на последнее
место, уступив предпоследнее футболистам
Армении.

wy

’ Новостё спорта

Ф Латвийский скороход П. Зелтыньй на
соревнованиях в Риге установил новый ре-
корд в ходьбе на 10 км. Пройдя дистанцию
за 44 ‘мил, 45,8 сек., он. на 40,4 cex. улучшил
рекорд бакинца И. Попкова. Другой скоро-
ход Латвийской ССР А. Лиепаскалнс улуч-
щил на 51 сек. всесоюзный рекорд Попкова в
часовой ходьбе — за час он прошел 19 км
782 м. Лиепаскалнс установил новый рекорд
в ходьбе на 20 км-—1 час. 36 мин. 16,6 сек.,
а также показал лучшее достижение и на
15 км — 1 нае 1 мин. 18,6 сек.

Ф Более 300 команд — представитель-
ниц 69 городов страны участвовали в со-
ревнованиях на почетные призы — кубки
СССР по теннису. Второй год подряд обла.
дателями ‚кубков стали теннисисты «Спар-
така» и теннисистки ленинградского «Ди-
намо». С одинаковым счетом 7:9 спарта-.
ковцы обыграли в финальной встрече тен-
нисистов «Динамо» (Ленинград), а тенни-
систки-динамовки — своих московских одно:

Райт не было даже сидения для летчика:
он управлял самолетом. лежа рядом с мо-
тором нь нижнем крыле. На американ-
ском самолете не было и колесного шаг-
‘и — его заменяли два деревянных жи-
деньких полоза. По- сравнению. с ними
русское колесное шасси с ориентирую-
щиися хвостовым колесом было выдаю-
щимея достижением. ee

В целом самолеты русского исследова-
теля, ученого и конструктора по схеме и
конструкции были столь совершенны, что
зарубежным конструкторам ‚ понадобились
десятилетия для того. чтобы достичь их
Уровня,

Роль А. Ф. Можайского в создании и
‚Фазвитии отечественной и мировой авиа-
‘ции огромна. Ему и нашей Родине при-
‘надлежит честь создания первых в мире
самолетов и двигателей для них. Ему пер-
вому принадлежит честь создания зенов
‘теоретической ‘и экспериментальной аэро-
динамики и простейших  аэродинамиче-
CRUX весов, Ему же первому принадлежит
честь частичной резлизации идеи тидро-
самолета и ‘амфибии, применения элеро-
нов, ориентирующегося хвостового колеса,
проектирования И ‘изготовления специаль-

‚ных авиационных приборов, оборудования

самолета  дэронавигационными и’ кон-
трольными приборами,

Русские ученые и конструкторы яви»
лись достойными продолжателями дела,
которому Можайский посвятил более трид-
цати лет своей жизни. Нег никакого co-
мнения в том, что все. творческое наслед-
ство выдающегося русском конструктора
будет еще более глубоко изучено и войдет
в золотой фонд славной истории отече-
ственной авиации.

‚ Мечты и стремления Александра Мо-
жайского в наши дни превратились в дей-
ствительность. Благодаря заботам партии
большевиков, пох руководством товарища
Сталина советская авизция стала лучшей
в мире, а наша Родина — могучей авиа-
ционной державой.

Инженер Г. МОЛЮКОВ,