9 10 августа 1949 r., Ne 187 (1411).

2 :   СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ _—

Капитан Авдонин учит
молодых штурманов ^

Штурман экипажа лейтенант Стафий-
чук дважды не выполнил задания по бом-
бометанию. Докладывая о результатах по-
лета, он говорил, что расчеты производил
правильно. Но об’яснить, почему бомбы не
попали в цель, Стафийчук не мог, и уста-
новить истинную причину его неудачи
было трудно. Штурман подразделения ка-
питан Авдонин начал анализировать прак-
тику бомбометания лейтенанта Стафийчу-
ка. Опытный специалист обратил внима-
ние на одну особенность. Если у Стафий-
чука первая бомба падала в Цель, т и
последующие, при повторных заходах, ло-
жились хорошо. Ho когдь первая. бомба
падала далеко от круга, 10 M Bee после-
дующие шли мимо цели.

— Как вы вводите корректировку? —
спросил Авдонин лейтенанта. :
— Обыкновенно, — ответил лейтенант.

Тотла Авдонин предложил  Стафийчуку
решить небольшую задачу.

— Вы бомбие с высоты 2.000 м.
Угол прицеливания—сорок четыре граду-
са. Бомбы упали ¢ перелетом на 180 м.
Исправьте ошибку.

Преизведя расчеты,
Нил:

— Второй заход буду делать
прицеливания пятьдесят градусов.

— Теперь бомба упадет с недолетом,—
заметил капитан. -—— Для того, чтобы она
легла в цель, надо угл прицеливания

Стафийчук 06’яс-

в углом

увеличить не на шесть градусов, а на
три.
Ошибка штурмана экипажа была уста-

новлена. Он производил неправильно KOp-
ректировку. Определив по сетке прицела
ютклонение в прадусах, Стафийчук вводил
эту поправку и в угол прицеливания.

Чтобы научить штурмана экипажа гра-
MOTHO производить корректировку, капи-
тан Авдовин использовал тренажер Делю-
нова. После классных занятий штурман
подразделения пришел ео своим  подчи-
ненным Ha батчлер. Авдонин поставил
водную:

— Высота 2.800 м., направление вет-
ра-—140 градусов, скорость-—четыре мет-
ра в секунду. Произведите бомбометание, —
предложил он Стафийчуку.

Штурман экипажа подготовил  расчет-
ные данные. Авдонин сверил их. Они бы-
ли правильными.

— Язвам изменил угол отетавания бом-
бы, передвинув угол лампочки разрыва
вперед, — пояснил Авдонин.

— Бомбы сброшены, — докладывает
штурман экипажа.

— У вас недолет, — ставит очередную
вводную командир.

С помощью прицела Стафийчук опреде-
тил недолет в градусах. Затем,  сообра-
зуяеь с заданной высотой, перевел  гра-
дусы в линейные величины. У него полу-
чилось 190. м:

— Какой угол прицеливания вы долж-
ны взять теперь?—спрашивает Авдонин.

— Тридцать один прадуе. ;

Так было решено несколько задач. В
последующие дни штурман подразделения
и штурман экипажа систематически зани-
мались на тренажере. Стафийчук стал
быстро и точно производить расчеты по
корректировке. Но ему нехватало практи-.
ческих навыков. В частности, нужно бы-
ло отработать глазомер. Обучал ео этому
Авлонин разными способами. Он заставлял
Стафийчука на глаз чертить линии в 3,
5, 8, 10 сантиметров. Когда молодой
штурман достиг необходимой точности в
этом деле, он получил задание вычерчивать
определенной величины круги,
ники, квалраты. Находяеь Ha

ИЕ ТЕ ЕИЕЕЯЗАИ:

аэродроме,

На научные
темы

Часто говорят: дует ветер.

Ветер — это движение воздуха,
мещение его над землей.

Ветры различают по их направлению и
скорости, или, как говорят, по силе.

Скорость, силу ветра измеряют метрами
в олну секунду. ,

Силу ветра принято также
в условных цифрах -— баллах.

Где и почему возникает ветер?

Причина ветра — различвое атмоефер-
ное давление в разных местах на земле.
Вак известно, атмосферное давление силь-
но убывает с высотой. Но и у самой по-
верхности земли давление воздуха никогда
ве бывает одинаковым и постоянным.
Причиной этого является  неравномерный
нагрев земной поверхности, от которой
по-разному нагреваются массы воздуха.

Чем выше давление воздуха, т, е. чем
сильнее воздух сжат, тем сильнее ов стре-
митея расшириться, раздатьея во вое сто-
роны. Но куда воздух может расширяться,
когда им окружена вся земля? Туда; где
воздуха меньше, где давление его ниже.

‚ И воздушные массы «текут» из мест в

большим давлением воздуха в те места,
где атмосферное давление меньше. Чем
больше разность этих давлений в каких-
либо двух соседних областях, тем стреми-
тельнее происходит между ними  передви-

перз-

обозначать

жение воздушных масс, тем сильнее там
дует ветер.
Вот почему возникает на земле ветер,

и вот почему он так различен по своей
силе — от легкого ветерка до урагана.

Вея земная атмосфера — от экватора до
полюсов — находится в ПостояЕном дви-
жении. Благодаря этим огромным переме-
щениям воздушных масс и возникает на
земле большинетво различных, многообраз-
ных ветров, как постоянных, так и пере-
менных.

Важна и разнообразна деятельность
ветра на земле. Более того, ветер просто
‹ необходим для нашей жизни.

Веем извество, что дождевые тучи
это сгустивииеся водяные пары, 06разо-
вавшиеся под действием солнца из воды

’ морей, рек и озер. ели бы отсутствовал
ветер. то тучи разражались бы дождем на
том же самом месте, где и образовались.
Все материки земного шара представляли
бы собой сухую, выжженную и безжиз-

у

лейтенант тренировалея в определении
расстояний до` предметов. : j
После тщательной и всесторонней под-
готовки на земле штурман экипажа полу-
чил разрешение снова подняться в воздух
и самостоятельно произвести  бомбомета-
ние. Бомбы легли вблизи цели. Стафий-
чук получил оценку «посродетвенно». Но
эта весьма скромная оценка явилась на-

треуголь-

чалом будущих успехов молодого иигуфма-

на.

Авдонин лейтенанта.

Стафийчук ‘твердо следовал указаниям

своего учителя. Наряду с отработкой прак-
тических навыков молодой штурман про-
должал и теоретические занятия.

Сейчас штурман Стафийчук является
хорошим бомбардиром. Если в прошлом №-

ду он не выполнил ряда заданий по бомбо-
метанию, то в этом году молодой штурман
кеизменно получает за бомбометание высо-

кие оценки, Теперь его ставят в пример

другим, как отличника боевой подготовки.

Успех штурмана Стафийчука — боль-
шая заслуга капитана Авдонина. Надо
сказать, что этому опытному  командиру-
воспитателю обязаны своим мастерством и
другие молодые штурманы, Однажды не
выпелнил задания по бомбометанию штур-
ман лейтенант Парасенко.

— Почему? — спросил капитан Авдо-
нин лейтенанта.

— Да вот, — замялея Парасенкою, —
летчик неправильно держал куре.

— Хорошо, я сам слетаю с вашим лет-
unKOM, — сказал Авдонин,

(брошенные капитаном бомбы легли

точно в пель. Для убедительности Авдо-

нин показал Параеенко снимок фотоконт-
роля.

— Значит, причина не в летчике, —
заключил опытный штурман.

На другой день, занимаясь с Парасенко
на батчлере, капитан Авдонин увидел, что
молодой штурман не усвоил способов юпре-
деления углов сноса. Обнаружились у не-
то и другие недостатки. В момент боковой
наводки капитан Авдонин неожиданно на-
жал на правую педаль тренажера и дал
ВВОДНУЮ. oe

— Цель сходит с курса.

Парасенко растерялся. Подав сперва
команлу` влево, он в ту же секунду, не
дожидаясь, пока самолет займет устойчи-
все положение, подал команду о повороте
вправо.

Руководителю тренажа было ясно, что
суетливость и неуверенность действий Па-
расенко — главный его недостаток. Много
и кропотливо занимался капитан Азвдонин
с молодым штурманом, учил его четкой
последовательной работе в воздухе и 060-
бенно на боевом курсе...

Штурман подразделения капитан Авдо-
нин проявляет большевистскую заботу о
бомбардировочной подготовке - экипажей.
Он хорою знает своих подчиненных, и это
дает ему возможность правильное и целе-
устремленно строить процесс обучения
каждого иигурмана.

При обучении молодых штурманов ка-
питан Авдонин широко использует” тре-
нажную аппаратуру: прицелы, переноеный

-батчлер, тренажер Делюнова, Этот апна-
рат по предложению Авдонина здесь зна-
чительно усовершенствовали: увеличили

количество прицелов, полностью ввели В
действие штурвал, установили аварийный
ебрасыватель и электросбрасыватель. Это
позволяет максимально приблизить на-
земную тренировку пегурманов к условиям
реального полета.

Майор М. ВЕРБИНСНИЙ,

некную пустыню. Все реки ушли бы в
моря. Ведь именно ветры приносят нам от
морей все те массы воды, которые питают
водой реки и дают жизнь растениям, a
значит, и животным.

Разнося влагу по всей земле, ветер
уравнивает и температуры воздуха раз-
личных мест. От морей ветер приносит в
жаркие места влажный, прохладный в03-
дух, & из пустынь и жарких стран в хо-
лодные страны — жару и сухость.

Ветер делает и еще одно великое дело
— он очищает воздух, которым мы ды-
шим. Ветер уносит от жилых мест испор-
ченный воздух, а взамен приносит  чи-
стый воздух полей и лесов. Даже в ком-
нате вы открываете ежедневно око или
дверь, чтобы ее «проветрить».

Таким образом ветер производит на зем-
ле огромную работу. Чтобы понять,  на-
сколько велика эта работа, приведем лишь
один пример. Ежегодно нал Москвой выпа-
дает около 150 миллионов тонн воды в
виде ‘дождя. Вели ‘бы мы захотели привез-
ти эту воду в Москву по железной дороте,
вам потребовались бы тысячи  железнодо-
рожных эшелонов:

Ветер — это огромная даровая  энер-
тия. Люди поняли это давно и дали энер-
гии ветра красивое название — голубой
Уголь.

По расчетам ученых, энергия ветра пре-
вышает энергию всех видов ископаемого
топлива в два с половиной раза! Более
того. Энергия ветра просто ненстощима,
До тех пор, пока на земле будет светить
солнце, будут существовать и ветры.

Велика энергия ветра в нашей erpane.
Почти в каждом районе у нае дуют ветры
со средней скоростью не менее 3,0—3,5
метра в секунду. 0с0бенно постоянны
сильные ветры в. районах Балтийского мо-
ря, на Камчатке, на Каспийском  побе-
режье. Еели энергию ветров этих мест
перевести в электричество, то на “каждом
квадратном километре здесь можно  полу-
чить от 60 тысяч до 1 миллиона кило
ватт-часов электрической энергии в год!

Попытки использования ветра известны
человеку очень давно. Первым тином вет-
ряного двитателя была ветряная мельница.
Уже в древней Руси ветряки  перемалы-

— На боевом курсе не торопитесь,
действуйте четко и уверенно, — учил

АПИТАН

K

вооружения самолета.

Правильная оценка учебно-боевото вы-
лета способствует повышению качества
летной подготовки, оказывает пемощь лет-
ЧИЕУ в дальнейшем  совершенствовании
боевого мастерства. Й, наоборот, непра-
вильная оценка — завышенная или зани-
женная—отрицательно влияет на качество
боевой учебы, мешает летчику стать
опытным воздушным бойцом.

жен об’ективно и строго подходить к оцен-
ке учебно-боевото вылета, к выполнению
летчиком каждого элемента, начиная от
взлета и кончая посадкой.

Некоторые командиры, желая  предста-
вить ©в0е подразделение в лучшем свете,
иногда ставят завышенные оценки подчи-
ненным. Этим они, прежде всего, расхола-
живают личный состав своего подразделе-
НИЯ. .

При оценке учебно-боевого вылета нель-
зя делать никаких «скидок». Если летчик,
выполняя тот или иной элемент полета,
допустил ошибку, то необходимо не только
указать ему на нее, но и снизить балл. В
этом случае летчик будет знать, что дан-
ный элемент им не отработан, и примет
все меры к устранению выявленного недо-
статка.

Е нам в часть прибыл молодой летчик
лейтенант Алферов. Невичка стали BBO-
дить в строй. Летчик грамотно выполнял
почти все элементы полета. Но при по-
садке неизменно допускал одну и ту же
ошибку — нланировал с малым утлом, 0-
храняя при этом скорость за счет мотора.
Командир не придавал этому ocoboro 3Ha-
чения, считая, что летчик исправит не-

овладеть боевым оружием. На снимке: ‘офицер Попенко (слева) проводит

; ровки,

Вомандир или руководитель полетов дол-

авиационно-технической службы В. Попенко регулярно проводит занятия с летчиками, помогает им отлично
занятия с летным

дочет в процессе самостоятельной трени-
и не-снизил оценки за полет.

Летчик же рассудил так: если коман-
дир поставил за полёт хорошую оценку, TO
допущенная ошибка не существенна. В
‚дальнейших полетах офицер Алферов не
только не устранил ее, но еще больше
усутубил, и в конце концов ето ошибка
закончилась поломкой самолета.

Для правильной оценки учебно-боевого
вылета необходимо располагать  достаточ-
ными данными, глубоко проанализировать
их и. только после этого выносить. опре-
деленное и точное суждение ‘о действиях
летчика. В нашей части, например. оцен-
ки даются в строгом соответствии < су-
шествующими указаниями. Учитывая ха-

рактер задания, мы оцениваем действия’

летчика  поэлементно или в целом по
каждому упражнению.

Основанием для определения балла слу-

хат данные с полигона, детифрированные
снимки кинопулемета, наблюдения руково-
дителя полетов, доклады командиров групп
или ведущих ‘пар. На старте у нае ведет-
ся специальная книга, в которую записы-
ваются все замечания руководителя поле-
тов. Запись производит человек, выделен-
ный из числа стартового наряда.
о Руководитель полетов, внимательно на-
блюдая за вылетом, сразу же отмечает
ошибки летчика на взлете, при наборе вы-
сотьь на разворотах. ‹ Е

‘Одновременно за действиями летчика в

‘воздухе следит и стартовый чарях. 0 сво-

их наблюдениях он докладывает руководи-
челю полетов. Boe эти замечания позволя-

На левом
фланге

Автомашина со стартовым  имущестьу
под’ехала к складу. Старший сержант Ал.
дашкин  быстро погрузил техническое им).
щество, и машина направилась на app).

дром.

Зачем вы такой «батаж» везете? —
спросил у старшего сержанта один из кур
зантов.

— Может,
Алдашкин.

понадобится... =— ответил

составом по изучению
Фото майора Т. Мельника.

Оиенка учебно-боевого вылета

ют руководителю дать об’ективную оценку
действиям летчика по элементам от взлета
и до посадки.

Руководитель полетов, в свою очередь,
отмечает, правильно ли летчики делают
маневр над целью, с каким утлом пики-
руют, когда производят вывод из пикиро-
вания, учитывают ли влияние ветра.

В полетах па маршруту за действиями
экипажей ведут наблюдение командиры
звеньев — 3a своими подчиненными, и
каждый старший летчик — за своим ве-
домым.

Такой контроль необходим не только
для разбора полета, но и для его безопас-
ности. У нас был случай, когда командир
группы не сумел уследить за всеми свои-
ми ведомыми и не заметил, как один из
них ‘ототал, потерял ориентировку и про-
извел вынужденную посадку.

Но окончании полетов мы  суммируем
все наблюдения и, разобрав их, даем оцен-
ку всей группе и каждому экипажу в от-
дельноети.

Особенно строго ‘и всесторонне мы под-
ходим к оценке полетов молодых летчиков,
которые не обладают достаточными навы-
ками. Правильная оценка помогает  моло-
дым воинам глубже понять причины своих
ошибок и быстрее устранить их.

06’ективные уценки являются действен-
ным средетвом воспитания авиатора, они
заставляют его сосредоточивать внимание’
на наименее отработанных элементах и ун-
‘ражнениях и тем самым содействуют по-
вышению его мастерства.

Подполковник В. ЕРОШ.

Мастер штурмового удара

Воины Н-ской авиачасти хорошо знают
твардии капитана Фукалова. Его по праву
называют мастером штурмового удара. На
фронте офицер Фукалов совершил 128 б0е-
вых вылетов, уничтожил много живой си-
лы и техники противника. Родина высоко
оценила заслуги этого офицера и награди-
ла его тремя орденами Красного Знамени,
орденами Александра Невского, Отечест-
венной войны П стенени, медалями «da

„ГОЛУБОЙ УГОЛЬ“.

Рали зерно на муку. Основная часть вет-.
PAHO мельницы — ветровое колесо, со-
стоящее из 4 или 6 крыльев, закреплен-
ных на горизонтальном валу. ;

Первое значительное YcoBepmmeHCTBOBa-
ние ветряных мельниц было сделано во
второй половине нрошлого века.
ветряков стали делать из металла, ° более
узкие и меньших размеров. Некоторые
типы ветродвигателей приобрели  значи-
тельно большее число крыльев, так что они
образовали сплошной круг. Благодаря этому
ветряки стали работать при слабых
Berpax—2,5—3,0 метра в секунду. Такой
ветродвигатель был сконструирован в
прошлом веке русским инженером Давыдо-
ВЫМ.

В настоящее время различают два вида
крыльчатых ветряков-—тихоходные и бы-
строходные. Первые имеют большое число
лопастей (до 64), вторые— малое (3—6).

Лучшие образцы современных крыльча-
тых ветродвигателей используют до
процентов энергии голубого угля.

Долгое время — до начала двадцатого
века — строительство новых ветряков
было чисто практическим делом. Теории
ветряного двигателя не существовало.
Конструкторы «ветровых машин» рабо-
тали вслепую. Каждый из них полагался
только ва собственный опыт. Но вот этим
делом занялея великий русекий ученый
Николай Егорович Жуковский. И вскоре в
стенах Центрального  аэрогидродинамиче-
кого института (ЦАГИ), в Москве, пм
впервые в мире была разработана теория
совершенного ветродвигателя.

Искусство строения ветряных  двигате-
лей стало наукой. В ЦАГИ, по указанию
В. И. Ленина, начались широкие научно-
исследовательские работы по освоению де-
шевой и богатой энергии голубого угля.

Работы ЦАГИ продолжили другие науч-
ные учреждения нашей страны. 38 Годы
сталинских пятилеток ученики и после-
дователи Жуковского — Сабинин; Ветчин-
кин, Врасовский и другие — еоздали де-
сятки самых различных типов ветряков,
простых, дешевых и удобных в работе.

Ветер — это самая непостоянная CTH-
хия. Человек не уверен в том, что он 6мо-
жет использовать ветер в кужное ему в]е-
мя.

Врылья

победу над Германиёй», «За взятие Берли-
на», «За освобождение Праги», «30 лет
Советской Армии и Флота».
. Гвардии капитан всегда служит приме-
ром для других воинов в учебе и диеци-
плине, свято выполняет требования уста-
вов и наставлений Советской Армии: Лет-
чик  Фукалов упорно учитея, расширяет
свой идейный кругозор,
боевую выучку. Подразделение гвардии ка-

В течение последних десятилетий нема-
ло советских изобретателей трудилось над
тем, чтобы построить такой тип ветряно-
то двигателя, который работал бы при лю-
бой скорости, а также’ мог накапливать
энергию для расходования ве во время 6ез-
ветрия. Были сконструированы  ветродви-
‘Татели для самых различных нужд народ-
ного хозяйства. Резко увеличилась и мощ
ЕОСТЬ ветряков. :

Уменьшение веса и увеличение числа
лопастей, ветровых колее разрешили зада-
чу работы ветряков при ветрах силой в
‚5 метра в секунду.

Установка ветрового колеса на ветер
стала осуществляться автоматически, без
‘помощи человека. Если ветер опасно уси-
ливается, лопдоти колеса   ветродвигателя
автоматически изменяют свое положение, и
тем самым умевьшается число оборотов ве-
тровых колбе при любых изменениях си-
лы ветра. `С помощью ряда других прието-
соблений у современных  ветродвигателей
осуществляется превращение изменчивой
энергии голубого угля в электрический
TOR постоянного вапряжения,

Мощеюсть современных ветроустановок
может быть очень велика. От ветрячков в
100 и менее ватт, способных дать элек-
трическую энергию двум небольшим лам-
почкам, советские конструкторы  ветро-
двигателей дошли до таких мощных уста-
новок, как двигатель в 1000 киловатт.
` Один из лучших советских быстроход-
ных ветряков средней мощности . имеет
марку «Д-12». Его мощность — 12-15
виловатт. Этот двигатель можно применять
для самых различных работ: для оевеще-
ния, молотьбы, орошения полей, очистки
и помола зерва, для лесопилок и других
машин. С 1935 года  ветродвигатель
«Д-12» хорошо работает в Арктике, на
островах Ледовитого океана.

Мощность одного из лучигих тихоход-
ных ветряков «ТВ-8» доходит до 6 лоша-
диных сил. Этот ветродвигатель  изготов-
ляется на наших заводах по плану пос-
левоенной пятилетки.

‚ В последние тоды советские ивженеры
Сидоров, Аникин, Шаманин, Вармишин и
Назаров сконетруировали новую, более со-
вершенную ветросиловую установку, мощ-
НОТЬЮ Д09%50 квт. с диаметром ветро-
вого колеса 18 м. — «Д-18». Этот ветро-
двигатель -будет с успехом использовав! для
обеспечения  электроэйергией небольших

` железнодорожных станций и поселков, на

Е ee ЕС ee oe BS ee ae pas eke SC EN Oe

нитана Фукалова занимает в части. первое
место по боевой и политической подготов-
ке. т

Выполняя приказ Министра Вооружен.
ных Сил, гвардии канитан Аполлинарий
Ильич Фукалов не останавливается. на до:
стигнутых успехах, он учится сам и учит
своих подчиненных быть всегда верными

В. БАЙКОВ.

совершенствует   военной присяге.

Гвардии подполковник

полярных станциях, в хозяйствах нефтя-
ной и рыбной промышлевности.
Конструкторы «Д-18». в 1948 году бы-
ли удостоены Сталинской премии.
Очень много работают советские
структоры ветродвигателей над тем, как
упростить конструкцию и изготовление
ветряков. В настоящее время уже имеют-
ся такие двигатели, которые можЕео делать
в небольшгих слесаркых мастерских. Основ.
ные материалы для’ изготовления таких
ветродвигателей — дерево и черное желе-
30, а подчас и просто отработанные части
различных сельскохозяйственных машин.
Как можно заставить работать ветер,
когда его нет? Решением такой, ка пер-
вый взгляд невыполнимой, задачи также

заняты сейчас советские конструкторы
ветродвигателей.

Решить эту задачу можно только одним
способом — это научиться «откладывать»
часть голубого угля при работе ветряка в
запас и затем, во время безветрия, исполъ-
зовать этот запас, пока не подует  енова
ветер.

‚Было предложено много проектов акку-
мулировавия (запасания) энергии голубого
угля. Вот главные из них:

Запасать часть вырабатываемого ветро-
электростанциями электричества в акку-
муляторах. По этому предложению по-
строено и работает много типов ветродви-
гателей.

Часть’ энергии ветра можно использовать
на разложение воды. Известно, что вода со-
стоит из водорода и кислорода, а водород
можно использовать как горючее в особых
тазовых (взрывоводородных) двигателях,
Значит, если при работе ветряка получать
из воды водород, то при безветрии этот
водород можно использовать как горючее

И Тем самым не прекращать подачи энер-
гии, 4

Можно, наконец, запасать энергию вет-
ра в виде энергии воды, т. е. строить спз-
ренные установки ветряного двигателя и
водяной турбины.

Работы над конетруировакием  ветро-
двигателей, способных работать  беспере-
бойно, продолжаются.

Однако любые ветродвигатели пригод-
ны лишь в тех местностях, где по крайней
мере 150—180 дней в году дует ветер.
Последнее обстоятельство, однако, не вы-
зывает теперь тревоги. Дело в том, что,
вогда ученые стали более вЕимательно

ROH-

вспомогательных средетв,

И

Чтобы подкрепить свою мысль, етарший

сержант рассказал курсанту пример п
практики.
На машине, которую обелуживает ye.

ханик старшина Вобликов, отлетел py.
хлопной патрубок правого мотора, Не будь
на аэродроме запасных частей, самолет ye
мог бы подняться в воздух. А так как мо.
ханик получил новый патрубок, то черз
двадцать минут машина уже была га
вк полетам.

На аэродроме старший сержант выгру,
зил запасные части ‘и привел в ядов
свое рабочее место.

Тов. Алхашкин не только юбразцово ор.
танизует работу технического пункта ле
вого фланга, но и помогает заправлять
самолеты горючим, проверяет размещению
наличие в 64л-
лонах ожатотго воздуха.

Перед каждым летным днем старший
сержант получает у инженера подразделе-
ния офицера Зайцева конкретные указа-
ния и производит расчеты на обслуживе.
ние самолетов.

Пункт технической помощи на аэродрь-
ме служит одновременно. и местом проведе-
ния занятий с механиками в свободно
от обслуживания полетов. время,

Борясь за безаварийность летной учебы
и за экономию учебного времени, техни-
ческий и курсантский состав работает
дружно и организованно. Самолеты не пр
стаивают на левом фланге, и в этом нема.
лая заслуга старшего сержанта Алдашки»
на.

Летчик-инструктор

лейтенант И. ЗОЛОТУХИН,

В жаркий день на озере

ТУРКЕСТАНСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
9 августа. (Наш корр.). В Средней Asm
стоит жаркая потода. В свободные от уче:
бы и работы часы личный состав по
командой старшин подразделений спешит в
авиагородок, чтобы укрыться в тени до-
ревьев, искупаться.

Строем идут к озеру рядовые и еержан-
ты, группами и в одиночку подходят офи
церы,

— Ух, приятно! — улыбаясь, гово.
рит старший сержант Пиминов,  вста-
вая под душ, оборудованный на берегу.

Среди купающихея — лучшие пловцы
гарнизона: старший техник-лейтенант 3а-
ря, лейтенант Никольский, старшина Ба-
чевский, старшие сержанты Горшков, Kon-
цов, Высоцкий. Не одна пара глаз © инте.
ребом наблюдает за умелыми пловцами,

На берегу сидят выделенные от каждого
подразделения дежурные; в их обязанноети
входит еледить за всеми, кто находится в
воде, и во-время оказать нообходимую по-
МОЩЬ.

На другой стороне озера старший лейте-
Haut Бурнин проводит методические заня-
тия физруков подразделений. Он рассказы
вает воинам о том, как’правильно распре-
делять дыхание при плавании, как дер-
жать тело в воде, сочетать движения руки
ног... И тут же`практическим показом ил
люстрирует сказанное.

Уже десятки военнослужащих сдали нор
мы по плаванию Ha значок ГТО первой я
второй ступеней.

Гвардии капитан А. РАПОТА,

ae cae

изучать ветры в различных мебтах, выяс-
нилось, что ветер дует не так-то уж слу-
чайно. В очень многих областях каждый
год в одно и то же время дуют  постоян-
ные ветры. Й если два-три дня безветрия
— обычное дело, то безветренкая неделя
в большинстве мест почти не ветречается,

Именно поэтому в. послевоенном ^ пяти-
летнем плане восстановления и развития
народного хозяйства нашей Родины sai
сано: «...Обеспечить массовое  строитель-
ство в сельских местностях...  ветростан“
Ций...».

Самые различные работы могут выпол
нять ветряки. Размол зерна, зарядка ав
кумуляторов, освещение домов и различ-
ных площадок, снабжение водой отдель-
ных домов и поселков. железнодорожных
полустанков, — вентиляция, = обеспечение
очень дешевой движущей силой различных
машин и предприятий местной промыш“
ленности —— маслобоек, бань, прачечных,
мастерских, — все эти и многие, многие
другие работы мозкет с успехом выполнять
могучий помощник человека — ветер,

и

В степных, засушливых областях, 18
трудно доставать воду, ветряки могут 663
труда поднимать ве с больших глубин,

Прекрасным помощником является Be
тер и при осушении заболоченных земель,

Ветродвигатели дают  полярникам свет
тепло, экономят  остродефицитное в
тех местах топливо. Полярники ‘ заставая-
ют ветер производить все, даже самые
мелкие работы, такие, Kak пилка лов,
TOURS ножей, нагревание электрических
айников. Ветряки помогают  поддержи-
вать связь с Большой Землей, они питают

током радиоприемники и радиопередатчи-
ки,

Так большевики заставляют работать 58
благо нашей Родины одну из самых кап“
ризных стихий — ветер.

Ученые подсчитали, что если ветряные
двигатели установить в каждом колхозе, B
каждом маленьком городке, на каждой же-
лезнодорожной станции, то они могут дать
около полутора лошадиных сил мощности
на каждого человека!

Осуществление этого дела. поможет
электрифицировать все районы Советского
Союза.

Инженер В. МЕЗЕНЦЕВ.