Мименися

не полигоне

Лейтенант Иваненков, окончив авиаци-
онное училище, прибыл в строевую часть,
В жизни молодого офицера это было ‹обы-
тием исключительно большой важности.

Лейтенанту ‘хотелось кз можно скорее:

войти в строй, обучиться высокому иекус-
ству штурмового удара по наземным це-
ям, впитать дратоценный боевой опыт,
которым располатают многие летчики. ч8-
сти. Молодой авиатор еще в училище хо-
рото усвоил ту истину, что в действиях
пигурмовиков, как вирочем и вообще в так-
тике, не может быть шаблона. Естествен-
но, что Иваненков ожидал увидеть в 1по-
лете на тактическом фоне  обетановкт,
близкую к боевой действительности, в ко-
Topol ему придется учиться разнообразным
приемам атак наземных целей. :

Но векоре лейтенант разочаровалея. Не-
сколько полетов на полигон убедили зетчи-
ка, в том, что летная учеба в подразделении
строилась по шаблону. Лейтенант Ива-

ненков; ха и не только он, а и другие летчи-

ки подразделения веегла штурмовали одну
й ту же цель. Мало того, заход на эту цель
постоянно производилея с одного направле-
ния и, как правило, © левым разворотом.
В таком полете не надо было. раэнообра-
зить приемы пегурмовки, не требовался
поиск тактической цели — она была вид-
на с воздуха на большом удалении. №оро-
че говоря, в подразделении, куда был наз-
начен лейтенант Иваненков,  укоренился
шаблон в обучении пегурмовиков действи-
ям по тактическим пелям. Здесь переетали
заботиться © TOM, чтобы в полете создава-
таюь обстановка, близкая к боевой дейст-
витетьноети, чтобы полигон был учебным
полем боя. Упрощенчество в обучении
штурмовиков, отсутетвие тактического фо-
на в полете, однообразная обстановка на
полигоне — вот что явилось причиной
заученных действий молодого летчика.

Иваненкова и его сослуживцев.

Полин в подготовке авиаторов зани-
маст исключительно важное ‘место. On
предназначен для обучения летного соста-
ва бомбометанию и стрельбе, Овладевая
этими важнейшими элементами боевой
подготовки, авиаторы учатся одновремен-
но умению решать сложные тактические
задачи, вырабатывают навыки, необходи-
мые для действий в сложной обстановке
боя. Эдесь, над полигоном, воздушные вои-
ны учатся противозенитному маневру, OB-
ладевают искусством. поека различных
тактических целей, оттачивают мастерство
меткото удара по разнообразным обектам,
расположенным вдали за линией фронта
и непосредотвенно на поле 60я.. ‘

Но полеты на полигон могут сталь на-
стоящей школой боевого мастерства лишь
в TOM случае, если стрелково-бомбардиро-
вочное поле. оборудовано в строгом  ©0-
ответствии © наставлением, & вся органи-
зация полигонной службы будет полностью
отРечать современным требованиям. При-
мер с обучением лейтенанта Иваненкова

Берегут и отлично обслуживают самолеты

Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Хорошо работают авизенениалиеты экина-
жа Героя Советского Союза твардии стар-
шего лейтенанта Шаповалова,

Примерная работа механика самолета
старшины сверхерочной службы Зайченко-
ва, механиков старших сержантов Артюхи-
на, Мурзина и моториста сержанта Тощи-
нина неоднократно отмечалась в приказах
командования. ;

Старшина сверхерочной службы: Зайчен-
ков ТОЛЬБО За два последние года за от
личную дисциплину, умелое обслуживание
боевой техники, д также за успехи в по-
литической подготовке имеет более 25 по-
ошрений. Son

Авизопециалисты работают слаженно, во
всем помогают друг другу. 06 их патрио-
чическом труде говорит хотя бы такой
факт. Недавно при осмотре самолета после

На темы летней учебы.

‘вать, чтобы ето указания 06 устройстве

‘тическом фоне, Работники тылового

‘создана обстановка, близкая к боевой,

‚ма и вновь установлен двигатель. Машина
вышла на полеты без опоздания, налетав

обстановка.

свидетельствует о том, что не везде ее
созданы необходимые для учебы условия.
Бывают случаи, когда на полигонах дли-
тельное время не меняется  мишенная
обстановка, отсутствуют нужные тактиче-
ские цели. Естественно, что бомбометание и
стрельба по одним и ‘тем же мишеням
приучают летчиков и штурманов к шаб-
жону. Подобная обстановка  сковывает
инициативу авиаторов, мешает творческо-
му подходу к решению учебно-боевых 3a-
дач.
` Чем же можно об’яснить, что на неко-
торых полишнах нет тактических целей,
He меняется мишенная: обстановка?
Об’ясняетея это тем, что есть еше та-
кие руководители, которые не забо-
тятся © том, чтобы политны были обору-
дованы должным образом. Они полагают,
что этим обязаны заниматьея лишь
командиры тыловых  подразлелений, a
не летных. Нег слов, работники тыла не-
сут ответотвенность за оборудование поли-
тонов. Ho из ‘этого вово6 не следует, что
командир летного подразделения не дол-
жен интересоваться тем, ках подготовлено
учебное ‹ поле боя. Наоборот, он обязан
постоянно заботиться 06 этом, проявлять
должную инициативу ‘и, наконец, требо-.

полимна выполнялись в точности.
‘Правильно, например, поступает коман-
дир Н-ското’ подразделения. Благодаря 69
постоянной заботе об устройстве полигона и
творческой инициативе в обучении воздуш-
ных воинов в этом подразделении каждый
полет проводится на соответствующем так-
под
разделения, выполняя требование команди-
ра, создали мишенную обстановку на
стрелково-бомбардировочном поле, ми-
шени полигонная команда  пбремещает и
маскирует согласно указаниям руковолите-
ля полетов. Таким образом, на. полигоне

Следует отметить еще одну инициативу
этото командира. Юму’ удалось согласовать
учебу своих подчиненных с выходом в по-
ле соседнего саперного подразделения. Ca-
перы охотно построили авиаторзм ‘перелра-
ву и другие инженерные сооружения; Для
них это была серьезная учеба, если учесть,
что после ‘ударов штурмовиков по этим
целям саперам приходилось восстанавли-
вать их заново. Такое взаимодействие в
учебе принесло огромную пользу авиато-
рам. ; i
Опые показывает. что можно создать на
каждом полигоне настоящее учебное поле
fox. Для этого имеются все Н600хо-
димые условия. Долг авиационных коман-
диров-——создать на полигонах такую обста-
HOBRY, которая бы способствовала неуклон-
ному росту боевого мастерства авиаторов,
позволяла выработать им качества, необхо-
димые для решения сложных учебно-бое-
вых задач. ; :

полетов была обнаружена трещина в одном
из подкосов подмоторной рамы. Mamma
должна была стоять 3—4 дня. Но блато-
даря отличной организации труда и боль-
шому желанию обеспечить полеты ва-
молет был отремонтирован за 6. часов,
при этом был снят ‘двигатель, заварена pa-

в этот день больше других самолетов под-
разделения.

Авиаспециалисты экипажа неустанно
борются за продление жизни боевой техни-
ки, экономят каждый трамм топлива и
смазочных. материалов, Этличный уход.38
звиадвигателем позволил продлить срок его
работы на 20 часов. Только за этот год
экипаж Героя Советского Союза старшего
лейтенанта Шаповалова сэкономил большое
количество горючего.

ЕЕ ЕЕ ВИ ИЕ ee a ee НЕ pe Re aE eee MN eg 1 se

Обучение мтуртаненогау глазогиеру

Летчику-истребителю в каждом полете
неизбежно приходится решать ряд задач,
связанных © саАмолетовождением. Если Ha
многоместном бамолете штурманекие во-
просы решает штурман, то на одноместном
самолете вся работа по самолетовождению
ложится на летчика. В этом случаю летчи-
ву-истребителю приходят’ на помощь так,
называемый птурманский глазомер и ра-
счеты в уме.

Опыт показывает, что сложная и быст-
ро меняющаяся обстановка не дает воз-
можности ‘летчику применить инструмен-
тальное ренение задач. В то же время хо-
роший штурманский глазомер и прибли-
женный расчет в уме предохраняют во
мнотих случаях летчиков от совершения
грубых ошибок в полете и связанных с
ними последетвий. Следовательно, разви-
тие штурманского глазомера и умелое ре-
шение задач в уме имеют для летчиков-
истребителей чрезвычайно важное ‘значе:
ние.   Fe

Чтобы получить такие навыки, необхо-
дима систематическая, почти ежедневная
тренировка как в классе, так и вне 610
с руководителем и самостоятельно. В про-
цессе тренировок следует постоянно’ 3260=
титься о целеустремленноети каждого: за-
HATHA, добиваться, чтобы: каждый элемент
глазомера и приближенных расчетов в уме
был усвоен. летчиком сознательно. Вопро-
сы или вводные, задаваемые летчикам на
занятиях, должны быть конкретными и
ясными. и, как правило, соответствовать
действительной обстановке,

В результате систематических трениро-
вок летчик должен научиться быстро оп-
ределять на глаз любое расстояние на
земле и на карте с максимальным откло-
нениви от истинного расстояния до 5. —
10%: определять на глаз направления на
земле и на карте с точностью в пределах
5. — 102; вести ечисление. пути в уме по
скорости и времени, а также определять
нутевую скорость в полете, определять уг-
лы сноса и поправки в курсе по боковому
увлонению; уметь вести счет секунд в уме

© точностью до 1—2 секунд за полмину-
ты; быетро и безошибочно переводить ком-
пасный курс в магнитный, иетинный о и
обратно, а также вводить поправки в 10-
казания приборов.

Rak лучше проводить тренировки? Раз-
берем для примера некоторые вопросы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ
: И НАПРАВЛЕНИЙ

Конспект руководителя занятий по этому
вопросу должен состоять из трех разделов:
a) расстояния, 6) углы и в) вычисления,
связанные с определением расстояний и
углов. я

Составляя конепект, руководитель заня-
тия — штурман, командир звена обязан
позаботиться о том, чтобы в нем был ео-
блюден основвой принции: «от простого к
сложному». Во время занятий у каждого
летчика должны быть своя карта масштаба
1:500.000 или 1: 1.000.000, карандаш
и чистый лист бумаги.

1, Определение расстояния.

Прежде всего нужно отрабатывать на
карте района своего базирования (а эт
очень важно, т. в. вместе с этим изучает-
ся и район полетов), подобрать расстояния
между ориентирами в круглых сотнях км,
затем-—полеотнях (50, 100, 150, 200 кк
и Др.) и далее переходить к доеяткам
и пр. Следует привести побольше
образных примеров,

разно-

2. Определение направления

Тренировку в определении направлений
следует начинать с ‚изучения углов: 0°,.
До, 90, Sos): TBO): ао Ш
3155. Затем-делением прямого угла на
три части, т, е, 30°, 60°, 120°, 150°
и т. д. По-мере усвоения этих величин
нужно. переходить к изучению угловв 10°.
20’, 30 50S We ay a.”

Третий раздел конслекта должен cocTo-
ять из смешанных задач (примеров), на
которые летчик должен отвечать  еразу:

: участник Великой Отечественной
“ боях ‘сбил 7 ‚вражеских самолетов.

MOB является ‘отличником боевой и политической подготовки,

‘войны капитан В. Абрамов в воздушных
. В период мирной учебы офицер Абра-

одним из лучших

летчиков Н-ской авиачасти. Свой богатый боевой опыт он передает молодым лет-

чикам,
хороший спортсмен,

активно участвует в общественной жизни подразделения и славится как

Фото майора Т: Мельника.

На стоянке в дни материальной части

В Н-ской авиачасти хорошо организова-
на работа авиаспециалистов на дэродроме.
В течение всего рабочего дня на стоянках
самолетов поддерживается образцовый во-
инский порядок. Отведенное для работы
время, как правило, используется техниче-
ским составом с предельной насыщен-
ностью. :

Такой порядок достигается ` благодаря

тщательному планированию работ. Инжене-
ры подразделений заранее составаяют пла-
ны подготовки авиационной техники, ко-
торые утверждаются старшим инженером
части. Помимо этого, у каждого техника
имеется индивидуальный план работы, в
нем конкретно указано, какие работы не-
обходимо выполнить на каждой машине,
сколько времени отведено и затрачено Ha

выполнение ‹ отдельных операций.

‚Строгий учет времени и контроль за

‘подготовкой самолетов позволяют в течение.
намеченный.

план, поддерживать в отличном состоянии
боевую технику.

рабочего дня осуществить

Особенно следует отметить инженерно-

технический состав подразделения, где ин-

женером офицер Голосной. На ‘стоянке са-
молетов этого подразделения всегда образ-.
цовый порядок.

Здесь всегда имеются емкости для слива
отстоя бензина и масла, противопожарное

имущество, оборудованы склад для запас-
ных частой, комната для ведения

техни-

ческой документации. — ’

За весь порядок на стоянке полностью
отвечает дежурный офицер, а в дни, отве-
денные для работы на материальной чаети,
он же наблюдает за организацией работ на
каждом самолете и следит за соблюдением
распорядка дня. В такие дни здесь работа-
ют особенно четко, а время используется
с наибольшим эффектом,

Перед началом

расстояние от одного ориентира до другого
и направление в градусах.

При определении расстояний mo карте
очень важно запомнить летчику, что: один
градусе широты равен 111 км, а один гра-
дус долготы на mupotax: 30° == 89 км,
40°. = 78 км; 502 == 67 жы. 60—56
кмит, д. р р

Для запоминания величины углов реко-
мендувтея применять картотеку углов раз-
личных величин от 5° до 350°.

Обычно на занятиях руководитель 3а-
дает вопрос по существу темы, a потом
называет фамилию отвечающего. В данном

Me
Дол) мо
ветер 39 30 ит
aonema

„оценйи” граве-

{+
gener or PTY
58 oe а

пройденного роесто-
яний - 50 &м.

=“
же случае, нам кажется, целесообразней де-
пать наоборот: следует вначале назвать
фамилию, а потом задавать вопрос, Такой
порядок положителен тем, что он лишает
слушателя возможности заблаговременно
подготовиться к ответу.

Весьма полезно проводить комплексный
тренаж по восстановлению ориентировки—
определению расчетного. места (РМ) о
штилевой точке при помощи ечета в ум
й глазомерной. прокладки линии. пути.

‚Как это делается? Руководитель заня-
тий составляет несколько задач и решает
их графическим путем на отдельных ли-
стах прозрачной бумаги, лучше всего Ha
вальке. 38 исходную берется любая точка

работ офицер Головной г

Е ee ee eh eee К ЗЫ ИЕ as

ставит. задачу Ha день. Он не только
контролирует работу технического состава,
‚но нередко сам показывает, как нужно вы-
полнять наиболее сложные задания, Вак-
то тов. Антонов неправильно производил

монтаж колеса. Заметив это, офицер Голос-.

ной помог Антонову правильно выполнить
эту операцию.

Инженер Голосной повседневно воспиты-
 вает у своих нодчиненных любовь к авиа-
ционной технике, добивается бережного к

С этой целью в подразделении регуляр-
но пооводятся специальные беседы с тех-
ническим составом. Так, например, за пос-
‘леднее время были проведены беседы:
«Товаринг Сталин -—— создатель нашей
авиации», «Первоклассная советская тех-
ника», «Выдающиеся деятели‘ советского
самолетостроения», «Реактивные двигате-

1ее технически подготовленные офицеры
Островский, Фоменко, Соколов.

В подразделении широко развернута про-
паганда, опыта авиаспециалистов-отлични-
ков Соколова, Ковальчука, Потехина и
других. Здесь хорошо также налажена то-
варищеская взаимопомощь.

В конце дня, как правило, проводятся
технические разборы,

Борьба за рациональное ‘использование
рабочего времени, организованность и дис-
ципливу стала неот’емлемой частью всей
деятельности. инженерно-техничеекого с0с-
taba. Выполняя приказ Министра Воору-

женных Сил Союза ССР. инженерно-техни->

ческий состав добивается новых успехов в

обучении и воспитании воинов, в отлич-

HOM обслуживании боевой техники,
Гвардии младший техник-лейтенант _

К, КИСЕЛЕВ,

на проведенной вертикальной линии —
меридиане. С полученной точки РМ прово-
дятся три окружности‘ радиусом 5,8 и

12% от пройденного расстояния, что 03-

начает оценки решения задач: 5% — от-
  лично, 8% — хорошо, 12% — удовлет:
ворительно.

Баждый такой лиет являет собой свое-
образный шаблон, при помощи которого и
проверяется точность решения задач лет-
чиками на карте,

Рассмотрим для примера ‘одну задачу.
Дано; истинная воздушная скорость 300
км/час, направление ветра (куда дует)

‚ скорость ветра 40 км/час, магнитное
склонение —- (минус) 10°. Полет выпол-
HAIGH за облаками по треугольнику.

Графическое решение задачи на кальке
(«шаблон» для ‚руководителя) будет вы-
глядеть так, как на изображаемой схеме,

Имея у себя такую задачу,  руководи-
тель занятия читает летчикам условие
«дано». Затем каждому обучаемому на его
карте в любом месте показывает исходную
точву «А» и засекает время.
У летчика на столе должны быть только
карта, чистый лист бумаги и карандаш,

Получив приказание «приступить к ре-
шению», каждый самостоятельно решает за-
дачу: сначала в уме определяет истинные
Бусы -и расстояния по этапам, & затем
пристунает Е тлазомерной прокладке пути
на карте. Определив РМ, докладывает ру-
Боводителю: «готово», И

Руководитель, отметив Время, наклады-
заст «шаблон» на карту, совмещая мери-
дианы и исходную точку «А», определяет,
как решена задача. Если точка РМ, най-
ценная летчиком на карте, попадает в
первую окружность = 5%, оценка дается
«отлично», и т. д. Проверив всех, руково-
дитель об’являет результат ‘проверки и

об’ясняет допущенные летчиками ошибки. .

«Универсальность» такой задачи  оче-
видна; она дает одновременно ‘хорошую
тренировку для расчетов в уме, развивает
глазомер и способствует изучению и совер
шенствованию одного из способов восета-
новления ориентировки.

Подполковник М. БАЛИЧЕВ.

ней отномения и отличного обслуживания. .

ли» и т. д. Проводят такие беседы наибо-

При этом

Великий

13 августа 1949 г. № 190 (1414),

‘русский

Г a OUuUsMOMOr

{К 120-летию со дня рождения И. М. Сеченова)

_ Среди выдающихся деятелей науки,

составляющих влаву и гордость великото
ь : занимает

тенизльный ученый, новатор биологиче-
мыслитель-материалиет Иван

русского народа, видное место

ской науки, ) :
Михайлович Сеченов. „Товарищ Сталин в
своей исторической речи в суровые #0-

ябрьские дни 1941 тода назвал имя Сече-
нова в Чиеле других наших. соотечествен-
составляющих тордость великой

НИКОВ,
  русской нации.

Й. М. ‘Сеченов ‘родился 1 (13) Августа
1829 тода в селе Теплый Стан, Курмыти-

ского уезда, Симбирской губернии (ныне
село Сеченово, Горьковекой, области).

В возрасте 14. лет Оеченов поступил в
lwo ‚ военно-инженерное училище

жил в армии офицером-сапером:
времени относится его’ первое знакомство 6
идеями русской революционной демокра-

‘  тии. Эти идеи увлекли его настолько, что

он принял решение оставить военную

службу, поступить в университет и тавим

образом. стать ближе в освободительному
‘движению. Это был переломный момент в
жизни Сеченова, период, когда он, m0 его

собственным словам, из юноши, плывиего

инертно по течению, стал сознательным
человеком, имевшим уже готовый жизнен-
ный план и знавшим, куда WTVH и. что де-
tats. Мировоззрение Сеченова  складыва-
лось под влиянием работ Белинского, Гер-
цена и Чернышевского, Уже с самого на-
чала своей научной деятельности И. М,
Сеченов выдвинуля в ряд  тенизльных
естествоиспытателей того времени.

2.0 1860 тода профессор Сеченов  прето-
давал физиологию в Петербургской Ме-
ико-хирургической академии, При этом
о вводит одно очень важное новшество:
свои лекции сопровождал демонстрацией
опытов над животными, Он стро и п9-
следовательно придерживалея материали-
стического мировоззрения в физиологии.

подавания, Сеченов сразу же’ встал. в нве-
примиримое противоречие © господетвовав-
шей в то время реакционной буржуазно-
‘пюмещичьей ‘идеологией. Но этим далеко we
исчерпывалаеь передовая, прогрессивная
роль Сеченова в развитии русской  науч-
ной мысли.
Главная заслуга Сеченова перед нашей
Родиной состоит в том, что он положил на-
чало национально самостоятельной  отече-

логии — так вполне заслуженно назвали

вто великие корифеи биологической науки

Б. А. Тимирязев и И. П. Павлов. ‘
Физиология — наука о жизненных от-

кая в сущность процессов жизни растений,
животных и человека, современная физио-
логия, по образному и меткому определению
В. М. Молотова, «делает, вместе с развити-
eM других наук, великую освободительную
работу для умственного развития человека,
освобождая ето от всей этой плесени ми-

хи современной физиолотии имеют большое
значение для развития медицины, ‹ педаго-
тиви, промьшиленноети и. сельского’ хозяй-
ства.

Сеченов не был подражателем  западно-
европейской науви. Развитие русской фи-
зиологии он направил по самостоятельному
пути. Он первым в истории науки начал
производить физиологические опыты над
головным мозгом. Эти опыты имели прямое
й непосредственное отношение к пеихиче-
свим явлениям, которых до Сеченова не
9смеливались касатьея даже самые знаме-
нитые физиологи того времени. До Сечено-
ва эти явления целиком и полностью на-
ходились в ведении религии и ее верных
слуг — идезлистической философии и
пеихологии.

Опыты над толовным мозгом Сеченов
производил по своему методу. Уже ‘в ре-
зультате первых опытов он установил и

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
В Н-ской части  востоялась конференция
рационализаторов и изобретателей, обеу-
дившая доклад © состоянии рационализа-
торской, работы. :

В открытию конференции была приуро-
чена выставка осуществленных  рациона-
лизаторских предложений. Особый интерее
вызвали экспонаты, применение которых
значительно облегчило трудоемкие работы
и обеспечило более глубокое изучение бое-
вой техники. Среди них- предложенное ин-
женер-капитаном Уфимцевым  оригиналь-
ное приспособление для расточки °отвер-
стий в приборной доске самолета.

Посетители выставки имели возмож-
ность ознакомиться с работами майора

Командир звена старший лейтенант Ку-
фочкин во время войны совершил 457 бое-
вых вылетов. В дни мирной учебы он про-
должает углублять свои военные и полити-
ческие знания, совершенствовать  бобёвое
мастерство. Офицер Курочкин умело ^0бу-
‘чает подчиненных, передавая им свой
опыт, воспитывает их в духе железной
воинской дисциплины, беспредельной пре-
данности советской Родине.

Старший лейтенант Курочкин
воспитательную работу с ‘воинами
конкретно и целеустремленно. На какую
бы тему ни проводилась беседа, он’ обяза-
тельно увязывает ее с насущными задача-
ми, насыщает фактами и примерами из
жизни и учебы подразделения. Недавно,

строит

Офицеры командир звена Кожин и
штурман Журавлев CKOHCTPYHPOBAIN и по-
строили малогабаритный бомбардировочный
тренажер. Он установлен в штурманском
классе и используетея для обучения авид-
торов:

\

В

втербурге, которое ювюнчил в 1848 году.

осле этого он около полутора лет прослу-
этому

Выетупив 60 своим новым методом пре

‚ советекого периода своего  тазвития,

ственной физиологии, Отец русской физио-

правлениях организма. Вое глубже прони-

стики и религиозных пережитков». Усие-

— ‘стрелковой кабиной

звена

доказал, что в головном мозгу существуют
060быю «центры», из которых исходят
тормозящие влияния ‘на о. непроизвольные.
(рефлекторные) сдвижения животных и
человека. Эти центры ‘он’ назвал «задержи-
вающими центрами».

Это замечательное открытие Сеченова
впервые пролило яркий свет на т7 слож-
нейшую” работу нервной сиеётемы, с Roo
рой связана психическая  деятельноеть
животных и человека, Оно неопровержимо
доказало, что психическая’ деятельность
подчинена‘ вполне’ определенным законам
природы, обуёловлена естественными при-
чинами, & не существованием какой-то
0с0бой, не зависимой от тела «души»,

Сеченов доказал, что все поступки и
действия человека связаны 6 условиями
его жизни. Этим был нанесен сокрупи-
тельный удар по резкционной . идеалисти-
ческой теории, которая отрывала формиро-
вание психики человека от окружающей
ето среды, теории, которая и поныне гос-
подотвует в буржуазном мировоззрении,

Открытие Сеченова показало далее, что
психическую деятельность надо изучать
такими же научными способами,  кавихи
‘изучается телесная › деятельность живот“
ных и человека, т; 6; 063 всяких ееылок
Ha ‘ нематериальные,  сверхестественные
причины. Впоследствии эти  иселедования
Сеченова на той же  материалистической
основе были подтверждены и развиты
дальше другим великим русским ученым
— И. п. Павловым.

Установление и экспериментальное до-
вазательство Соченовым и Павловым того
‘факта, что психическая деятельность на-
ходится в тесной зависимости OT , самого
организма и окружающих его условий, яв-
ляется одним из величайших достижений
человечества. Работы Сеченова и Павлова
послужили основой для разработки мате-
риалистической физиологии и психологии,

С тех пор, как Сеченов заложил основы
русской физиологии, прошло. уже около
90 лет. За вти годы, особенно в течение
эта
наука продвинулась далеко внеред. Своими
научными открытиями она значительно
опередила все известные физиологические
школы мира. .

Сеченов был не только ученым-фи-
зиологом, но и горячим ‘патриотом, про-
трессивным общественным деятелем, ак-
тивным бордом за новую Россию, одним из
последователей и соратников Чернышев-
ском. Поэтому он с начала 60-х ojos
прошлого века и до конца своей жизни
преследовалея ‘царскими властями, кав
«политически неблагонадежный», ^

Характерной особенностью ‘духовного об-
лика Сеченова является его пламенный’
патриотизм. Дия него не было ничего вы-
ше интересов Родины, народа, русской
науки. Через всю ero замечательную жизнь
красной нитью проходит, беззаветная борь-
б& против преклонения перед иностранщи-
ной в- науке, в защиту передовых русских
ученых И, И. Мечникова, В. 0. Ковалев-
ского и других,

`Пепулярные печатные работы и публич-
ные лекции Сеченова и поныне‘ являются
образцом  общедоступного и вместе г тем
строго‘ научного изложения самых трудных
проблем. естествознания и. философии,

° Поистине знаменательно, ‘что в самок
конце. своей славной жизни (И. М. Соченов
скончался 15 ноября 1905 тгода) всемирно
известный ученый последние свои лекции
читал московоким рабочим на Пречистен:
ских рабочих курсах. Царские власти с
большой поспешноетью отстранили Сечено-
ва от этого благородного дела, которое он
горячо полюбил и которому отдался всей
душой. .

Народы Советского Союза, руководимые
партией Jenmna — Сталина, яя.
И. М. Сеченовым как одних из ярких во-
площений русского национального гения:

Нонференция рационализаторов

авиационно-технической службы Баринова
для тренировки
летчика-истребителя, пособием для трени-
ровки летчиков в прицеливании и опреде-
лении ракурсов.

Высокую оценку получило изобретение
водителя рядового Фокина. Он сконструл-
ровал воздушный: насос, который во мною °

раз, ускоряет накачку ‘автомобильных бал-
лонов.

Конференция во многом помогла Даль.
нейшему развитию рационализаторекй и
изобретательской фаботы в части. Ве уча-
стники обменялись творческим опытом,

it немало новых ценных предложе-
ИИ.

КОМАНДИР-ВОСПИТАТЕЛЬ

например, старший лейтенант проводил

„олитинформацию с солдатами и сержак-

тами на тему «Советская молодежь в борь-

38 досрочное выполнение плана после-
военной сталинской пятилетки». В заклю-
чение политинформации он юботоятельно
рассказал 06 отличниках боевой и поли-
тической подготовки подразделения — лет
чике Пашинине, авиамеханиках Куликове,
Романцове и призвал воинов следовать
примеру передовиков в учебе и труде,

Используя различные формы  воспита-
тельной работы, командир звена Курочкия
добился того, что личный состав звена изо
дня в день добивается новых успехов в
боевой и политической Учебе.

‚ Старший лейтенант А. КАНУБРИНОВ.

БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ТРЕНАЖЕР

‚, Тренажер, созданный тт. Кожиным и
Журавлевым, оказывает большую пользу
летному составу в приобретении практиче-
ских навыков пю бомбардировочной подто-

товке.
Гвардии сермант А, ЕГОРОВ.