maf

“

13 августа 1949 г., № 190 (1414),

Отвечаем. на вопросы’ читателей
ее ЕАИС ВИН

.„СТАЛИНСК

Коммунистический метох

СТроительств

Советские люди, борющиеся под руко-
водством партии большевиков, великого
(талина за победу коммулизма 1 в нашей
стране, отдают все свои силы делу  даль-
нейшего укрепления экономического и во-
енного могущества. Родины. Высокий пат-
фиотизм нашего народа находит свое яркое
появление, во военародном социалистича-
ском соревновании,

Самоотверженный труд, инициатива и
эБтузиазм тружеников  социалистического
общества приносят все, новые и новые
победы нашей стране, Яркой илаюстрацией
этому служат итоги выполнения государ-
ственного плана восстановления и разви-
тия народного хозяйства CCOP на 1949
тод за второй квартал.

Валовая продукция. всей промышленно-
emu CCCP so Il ‘квартале 1949г. выросла
10 сравнению с тем же периодом прошлого
тода на 20 процентов, В июне 1949 г.
среднесуточный выпуск валовой продукции
промышленности превысил средний уро-
вонь довоенного, 1940 г. на 41 процент,

Замечательные успехи отмечаются и в
сельском хозяйстве. Рост посевных площа-
дей, увеличение поголовья скота в колхо-
зах и совхозах, высокое качество полевых
работ, дальнейшее оснащение вельското хо-
зяйства тракторами, автомобилями, комбай-
нами и другими сложными машинами
все это бесспорно свидетельствует о том,
что наше социалистическое сельское хо-
зяйство усешно и быстро решает зада-
чи, поставленные большевистской партией
и советским правительством.
`Влагодаря социалистическому: соревнова-
нию советский народ, направляемый пар-
mei Ленина-——Сталина, досрочно выполнит
предвоенные сталинские пятилетние пла-
ны, Достиг выдающихся успехов в ты
Великой Отечественной войны и обеспечил
невиданный под’ем народного хозяйства в
послевоенный пермод,

В настоящее время содиалистическое е0-
ревнование прочно вошло в. жизнь и быт
нашего народа. Оно поистине стало всена-
родным. Свыше 90 процентоввеех работ-
ников промышленности, транспорта, МТС
и в0вх030в страны охвачено социалистиче-
ским соревнованием, В нем участвуют дё-
сятки миллионов тружеников колхозных
полей, Сбылись вещие слова В; И. Ленина
ТОМ, ЧТО «Только социализм. уничтожая
классы, и, следовательно, порабощение
масс, впервые открывают дорогу для co-
ревнования действительно в массовом мас-
пабе». ;

Социалистическое соревнование, ‘выра-
жая высокие моральные качества рабочего
власса, колхозного крестьянства и интел-
литенции напей страны, демонстрирует ве-

—

Тичайшие преимущества советекото  етроя
перед строем капиталистическии,
Товарищ Сталин назвал  социалистиче-

ское соревнование коммунистическим   Me-
тодом строительства сопиализма. Социали-
стическое, соревнование, указывал он, есть
выражение деловой, революционной само-
критики маес. Оно стало могучей движу-
щей силой в развитии советекого юбщеет-
ва, тем рычагом, при помощи которого, по
выражению товарища Сталина, рабочий
власе призван перевернуть всю  хозяйет-
венную и культурную жизнь етраны на
базе социализма.

В каждый период развития нашего на-
родного хозяйства социалистическое сорев-
нование росло и развивалось по восходя-
щей линии, приобретало новые, более вы-
сокие формы. Важнейшим этапом в разви-
тии социалистического соревнования яви-
лось стахановское движение, возникшее в
1935 году на базе индустриализации стра-
ны, на базе освоения новой техники пере-
довиками произволства и позволяющее до-
биться тех высших показателей произво-
Дительности труда, которые необходимы
Для перехода от социализма к коммунизму.

В послевоенное время, в эпоху гигант-
ких восстановительных и созидательных
работ, в период постепенного перехода от
социализма к коммунизму, социалистиче-
ское соревнование получило свое дальней-
шее развитие. Характерной чертой нынеш-

него социалистического соревнования На-.

фялу с массовостью являются целеустрем-
ленность и конкретность обязательств каж-
дого из его участников. «Теперь, — ука-
зывает В. М. Молотов, — широко распро-
странилось новое движение, заключающее-
ея в том, что отдельные рабочие берут на
себя личные обязательства лоерочного вы-
полнения годовых планов и пятилетки B
целом, чего не было в довоенное. время».

Борьба за восстановление и дальнейптее
развитие народного хозяйства в послевоен-
ный ‘период поролила небывалый ~ TORO
труовой активности массе.  Воодушевлен-
ный исторической победой на фронтах Ore-

ны

‘Совет жен работает активно

у
Дружно и организованно работает. совет
жен нашего авизгарнизона. Для членов ce-
мей личного состава систематически чи-
таются лекции и доклалы на самые разно-
образные лемы. Лишь 28 последнее время
Здесь были проведены следующие лекции:
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
(лектор — один из лучших педатотов шко-
лы [. А. Макарова), «Детские инфекцион-
ные заболевания и их профилактика»
(врач Миненко), «Брак и семья в Совет-
ском государстве» (тов. ЛуБъянова), «Кос-
мополитизм = оружие американской реак-
ции» (политработник Пержаков), «Пушкин
— юрюсть русской литературы» (же-
на офицера Борисова). Ежемесячно органи-
зуются доклады о международном положе-
НИИ. ee
Большое внимание уделяет совет жен ор-

танизации политических занятий, ПолитзА-
‚ нятия ведутся в определенный день и 980.

Выделены опытные, хорошо подготовлен”
‘ные ^ руководители = офицеры . Бордюг,
Ключников, Никифоров, Багреев, Варламов,
Гусаковевий. bake

Женщины: самостоятельно изучают 0ио
трафию И. В. Сталина. В настоящее вре-
Ma занятия проходят по программе полит-
вружков. ‘

Читательские конференции, . WOcBAILeH

‚ пые произведениям «Повесть о настоящем

Наш читатель Л. Карпов ` просит
рассказать на страницах газеты о
том, какие новые черты приобрело
в послевоенный период социалисти-

ческое соревнование — коммунисти-
ческий метод строительства социа-
лизма. }

чественной войны, наш народ закрепляет
эту победу новыми успехами на трудовом
фронте, не жалея своих сид для блага и
процветания Родины. Десятки тысяч рабо-
чих-стахановцев, ‚ овладевших новейшей
послевоенной техникой, уже выполнили и
поревыполнили свои пятилетние планы.
Свыше двух тысяч предприятий страны
вще в конце прошлого года завершили
свои иятилетние задания. Вся страна -ye-
пешно борется за досрочное выполнение
сталинекой послевоенной пятилетки.

С огромным под’емом соревнуются в эти
дни трудящиеся Москвы за осуществление
своего обязательетва, данного
Сталину, — выполнить В Этом Году пяти-
летку по об’ому производства. Примеру
москвичей следуют труженики передовых
предприятий всей страны. В Свердловской
области, например, насчитываются тысячи
таких стахановцев, как тт, Пономарев,
Никобенко, Земцов, Соломаха, Еременко,
которые выполнили с начала пятилетки от
пяти до двадцати и более годовых норм.

Горячее творческое соревнование идет
сейчас не только между отдельными pax
бочими, но и между бригадами, цехами,
участками, предприятиями. 3a последние
ды характерным стало соревнование
предприятий и отдельных отравлей произ-
водства.

Многообразна и разностороння  ненеся-
каемая инициатива трудящихся, раскрыва-
ющая все новые и новые черты социали-
стического соревнования. В прошлом году,
по инициативе москвичей, начало и
распространилось по всей стране  замеча-
тельное патриотическое движение за MO-
билизацию внутренних резервов, за рента-
бельную работу предприятий, за сверхила-
новые накопления. § :

Передовые стахановцы не уловлетворя-
ются сейчае только количественным уве-
личением выпускаемой продукции. В рав-
ной мере они обращают теперь свое внима-
ние на ассортимент, на качество, на сверх-
плановое снижение себестоимости изделий.
Снижение себестоимости ‘продукции дает
нашему государству огромные сверхплано-
вые накопления. Только в 1948 году
сверхплановая экономия от снижения себэ-
стоимости превысила шесть миллиардов
рублей. : 2

Москвичи положили также начало но-
вому движению,  развернувшемуея на
предприятиях страны, =— борьбе за. уско-
рение оборачиваемости оборотных средетв.
В, начале этого года коллективы 103 мос-
ковских предприятий в письме товарищу
Сталину писали: «Подечитав свои возмож-
ности, ‘мы обязуемся так построить работу
предприятий по иснользованию материаль-
ных ресурсов, чтобы Ha каждый  оубль
‘оборотных средств значительно увеличить
выпуск продукции и за очет DO BEICBO-
бодить в 1949 году из оборота для нужд
нашего народного хозяйства 400 миллио-
нов рублей». ‘

По самым скромным подсчетам, ускорив
оборачиваемость оборотных средств, мо-
сковская промышленность может высвобо-
дить более одного миллизода рублей, необ-
ходимых для дальнейшего развития народ-
юго хозяйства страны. t

Стахановцы-новаторы, проникнутые го-
рячим чувством любви к`своей сюциали-
стической Родине, стремятся овладеть но-
вой техникой, освоить передовые методы
труда с тем, чтобы двинуть дальше произ-
водительные силы советском общества. В

процессе вдохнювенного творческого е03и1з-

ния они открывают и умело используют
все новые и новые производетвенные pe-
зервы,

Умелая, разумная организация труда, по-
стоянною совершенствование и эффектявное
использование наличномю  оборулования,
всемерная экономия средств и матерпалов,
высокая культура вого производства —
таков ныне стиль передовиков › социали-
стического соревнования, славные дела ко-
торых воодушевляют весь советский  на-
род на усиление борьбы за коммунизм.

Слова товариша Сталина © том, что но-
вые пути в науке и технике нрокладыва-
ют иногда не общеизвестные в науке лю-
ди, & простые люди, практики,  новаторы
дела, блестяще подтверждает сама жизнь,
рождающая каждодневно замечательные 06-
разцы патриотических начинаний произ-

человеке» Б. Полевого и «Молодая  гвар-
дия» А. Фадеева, показали значительный
культурный ‘уровень’ жен офицеров.

Немало внимания приходится уделять е0-
вету жен и работе с детьми. Избран роди-
тельский комитет под председательством
жены офицера Е. Григор. Члены комитета
повседневно оказывают шЕоле помощь. Они
оборудовали пионерскую комнату, организо-
вали две детские ‘художественные выстав-
ки. 9е0бой заботой пользуются дети, отцы
которых погибли на фронте. Только за по-
следнее время этим детям выдано более
двадцати пар обуви, костюмы и материзл
на платья.

Активное участие приняли женщины и
в озеленении территории гарнизона. Около
каждого корпуса разбиты цветочные влум-
бы, посажены деревья.

Многие жены офицеров занимаются
спортом. В первой летней спартакиаде ча-
сти активно участвовали женщины. Нер-
венство по волейболу завоевала команда,
тде капитаном жена офицера тов. Нивень.
По прыжкам. в высоту первые места заня-
ли Глушкова, Золотарева, Неверова, Стар-
кова и Смирнова, по гранатометапию —
Малюкова. В эстафете неплохие результа-
ты показали Тнатовская, Гушлевекая,
Шишкова.

а соц
о

товарищу.

иализмиа

водетвенников, двигающих вперех: развитие
социалистической экономики.

Старший мастер цеха микрометров /№05-
ковского завода «Калибр» тов: Российский
проложил юдин из тех новых путей B TeX-
нике производства, © которых отоворил
товарищ Сталин. Перестроив коренным, 06-
разом в своем ‘цехе организацию труда и
Bech технологический процесс, тов. Рос-
сийский начал давать, сменные задания
каждому рабочему, организовал  поточный
метод обработки деталей. Это означало me-
реход всего цеха на коллективную  стаха-
новскую работу. р

Метод коллективного стахановского 1ру-
да — новое ‘явление в социалистическом
обревновании — показал блестящие ре-
зультаты. В цехе, руководимом Российским,
Bee рабочие, соревнуясь между собой; пз-
ревыполняют среднепрогрессивные нормы.,
При том. же количестве людей цех выпу-
скает сейчас В месяц больше продукции,
чем выпускал он за целый год до войны,
Брак сократился в 14 ‘раз. Резко снизи-
лась себестоимость. _
_ Bee новое и передовое быстро восприни-
мается. советскими людьми. Уже многие
предприятия страны,  подхватив ценную
инициативу тов. Российского. перешли на
коллективный метод стахановекого труда.

Большов государственное. вначение ‘имеет
соревнование за внедрение скоростных ме-
тодов обработки металлов резанием. Ини-
циатором это плодотворного ‘начинания

выступил ленинградекий TORAPb-HOB atop

Борткевич, ныне лаурват Оталинокой пре-
мии. Скоростная обработка металла нахо-
дит все более широкое распространение на
наших заводах, позволяет многим тысячам
стахановцев перевыполнять нормы, подни-
мает работу всей промышленности Ha HO
вую. высшую ступень. _

’ Широкий отклик в промышленности по-
лучил почин коллективов Коломенского
завода имени Куйбышева и Сормовекото
завода имени Жданова в борьбе за эвоно-
мию металла. Не так давно
лекстильщицы-стахановки Мария Рожнева
‚и Лидия Кононенко начали движение за
экономию сырья, подхваченное многими
тывячами рабочих и работник.

Сотни тысяч советских рабочих и ин-
женерно-технических работников  подхва-
тили инициативу — стахановна-новатора,
лауреата Сталинской премии Александра
Чутких. Тов. Чутких зажег пламя Все60ю3-
ного социалистического
звание бригад отличного качества. По его
почину нынепеней весной только на поед-
приятиях легкой промышленности в сорев-
новании на звание бригад отличного кёче-
ства участвовало 25 тысяч бригад, об’еди-
няющих 200 тысяч рабочих,
°_ Это соревнование быетро ‘распространи-
лось во всей промышленности. на транс-
порте. Оно перекинулось также В сельское
хозяйство. : .

Советское крестьянство He отстает от
рабочего класса. Социалистическое  сорев-
нование в сельском хозяйстве также при-
0брело характер массового, всенародного
днижения, 06 этом ярко свидетельствуют
письма колхозников великому вождю наро-
qa товарищу Сталину. Колхозники и кол-
хозницы соревнуются за’ дальнейший под’-
ом артельного производства на основе пе-
редовой мичуринской  агробиологической
науки, за получение высоких устойчивых
урожаев, за вышюлнение трехлетнего плана
развития общественного. животноводетва, за
претворение в ‘жизнь сталинского плана
преобразования природы.

«Самое замечательное в`соревновании, —
говорит товарищ Сталин, — состоит в том,
что оно производит коренной переворот во
взглядах людей на труд, ибо оно превра-
щает труд. из зазорното. и тяжелого бреме-
ни, кавим‘он считался раньше, в дело че-
сти, в дело славы, в хело доблести и ге-
ройства. Ничего подобного нет и не может
быть в капиталистических странах».

Эти слова великого вождя глубоко во-
или в сознание и повеедневно воплощают-
ся в делах миллионов” советских людей,

Партия и правительство, лично товарищ
Сталин высоко оценивают труд рабочих,
колхозников WM интеллигенции нашей
страны. Лучшие из них удостаиваются
высоких правительственных наград и зва-
ния Героя Сопиалистического Труда.

В новом под’еме бюциалистического ео-
ревнования. ставшем законом фазвития со-
BeTCKOTO общества, ярко сказываются лпо-
литическая зрелость, животворный `пАтри-
отизм. советских людей, повседневная 9)
танизационная и воспитательная работа
большевистской партии, направляющей
всенародные ‘усилия к одной общей целя
— в торжеству коммунизма.

Подполновник В. СВЕТЦОВ,

Хорошо работают кружки  художествен-
ной олмодеятельности. Немалая заслуга в
этом также принадлежит женщинам. Тан-

цовальная труппа под руководством
Т. Воротовой подтотовила «Танец  пасту-
шек» из оперы «Евтений Онегин»,

«Гопак», «Татарский танец». В хоровом
коллективе, где бессменным старостой яв-
ляется А. Кинева, активно участвуют тт.
Попова, Грудцева, Дмитриева, Скородумова
и другие. Лучшими солистками являются
Трулцева и Гаврилова. Есть У нас и чтецы
— тт. Борисова и Малышенко. Авизторы
охотно посещают концерты художественной
самодеятельности.

Большой популярностью среди женщин
пользуются кружки художественной “BH
шивки. Ими руководят жены офицеров
Юшкова и Неверова. Советом жен проведено
две выставки, на которых демонстрирова-
лись лучшие работы. Лучшим рукодельни-
цам тт. Мороз, Архиповой, Буяновой, Моря-
ROBO вручены грамоты.

Заботятся женщины и о создании уюта
в комнатах политпросветработы; Для всех
комнат пошиты занавеси, вышиты дорож-
ки, сделаны абажуры.

Н. КЛОЧКОВА,
инструктор пе работе среди
семей военнослужащих,

*
hs

ii

московские  .

соревнования Ha

ий сокол.

М ЕХАНИКИ по электроспецоборудо-
ванию гвардии старшина Б. По-
луев (справа) и сержант Ф. Котов —
отличники боевой и политической под-
готовки. За образцовое обслуживание
авиационной техники им об явлено не-
сколько благодарностей: от командова-

ния: р
4 Фото майора’Т, Мельника.

Комсомольцы—
отличные спортсмены

Среди высоких, вечно зеленых сосен

расположен спортивный городок. Н-екого

авиаподразделения. Здесь есть переклади-
на, брусья и другие гимнастические cHa-
ряды. Оборудованы места для прыжков в
длину. и высоту. Неподалеку расположен
стадион с футбольным полем,  волейболь-
ными и баскетбольными площадками. Вее
это построено руками комсомольцев  под-
разделения. ‘ :

Здесь вее солдаты и вержанты носят
значки ГТО. А ведь не так давно многие
из них не умели выполнить ( простейнкие
гимнастические упражнения,

Большая роль в привлечении всех вои-
нов к занятиям физкультурой и спортом
принадлежит комвомольекой организации.
Она много сделала для пропатанды массо-
вого спорта. Дело началось так. В прошлом
тоду на одном из комсомольских собраний
встал вопрос о том, что необходимо добить-
ся отличной физической закалки каждого
воина: .

Командир подразделения, присутетвовав-

ий на этом собрании, сказал:
’ — У вас есть ‘отличное  средотво для
достижения этой цели — спорт. Каждый
из вас должен стать хорошим. физкультур-
ником:

Было принято. решение — веем членам
ВЛЕСМ сдать нормы на значок ГТО. Ком-
сомольцы регулярно проводили тренировки
по бегу, прыжкам иона. гимнастических
снарядах. Они привлекли к занятиям спор-
том и несоюзную молодежь.

Рядовые Головченко и Синицын. никак
не могли уложиться в норму в GeTe на

дистанцию 100 метров. Пример показал

комсомолец Босак. Он пробежал стометров-
ку за 12 секунд. Этото результата он = 10-
билея благодаря упорным тренировкам. По-
советовавитись в товарищем, Головченко и
Синицын стали чаще выходить на беговую
дорожку. Они научились правильно брать
старт, отработали технику бега и вскоре
достигли хороших результалов.

С каждым днем вее больше и большие
воинов ‘принимало Участие в занятиях
легкой атлетикой. Скоро спортом стал за-
ниматься весь личный востав. Воины еда.
ли нормы ГТО по бегу. Тогла было решено
провести соревнования бегунов на 100,
1.000, 3.000 метров, « .

`Освоены были нормативы по гимнасти-
‘ке и плаванию. é

Вольтинство комсомольцев-физкуль-
турников является передовиками боевой и
‚политической подготовки, диециплиниро-
ванными воинами,

‘Гвардии младший лейтенант

В. КЛЮЧЕВСНКИЙ.

ВЫДАЧИ

(К 150-летию со дня смерти В..И. Баженова)

Ceroyna советский народ отмечает 150-
летие CO дня смерти выдающегося русско-
го зодчего, вилнейшего представителя оус-
ской архитектурной школы восемнадцатото
столетия В. И. Баженова:

Баженов родилея 12 марта 1737 года в
сл6’ Дольском, Малоярославецкого уезда.
Детство же и юность Баженова, кАк и поч-
ти вся его жизнь, протекали в Москве.

Василий Баженов очёнь разо ощутил

свое призвание художника.

Едва выйдя из летекого возраста, Баже-
нев трудитея, чтобы юблегчить положение
бедствующей семьи. Сначала он. работал у
одного из московских” живописцев, 8 затем
поступил в «Архитекторскую команду»,
учрежденную Известным архитектором то-
го времени Ухтомским, Заметив  исключи-
тельную одаренность Баженова, Ухтомский
записал его в число учеников гимназии,
существовавшей при Московском универ-
ситете.

С учреждением в Петербурге Академии
художеств Московскому ‘университету бы-
ло предложено отобрать группу наиболее
одаренных юношей и направить их в
академию. В числе первых был принят в
академию в архитектурный клаб и. Ва-
женов. и

Одновременно в эти же‘ толы Баженов
сотрудничал у архитектора адмиралтейет-
ва Чевакинского и участвовал в возвеле-
нии ‘круппейшего по’ тому времени coopy-
жения ‚ Никольского военно-морского
собора. Есть основания полагать, что
именно Баженов является автором лучшей
части этого сооружения — Соборной коло-
БОЛЬНи. 7

В 1760 тоду Баженов был направлен
Академией хутожеств в заграничную
командировку. За время командировки Ба-
женов достиг европейской известности.

—-

Французкий король Людовик ХУ пред-

ложил Баженову остаться в Париже при-
дворным архитектором, Баженов  отказал-
ся. Он (Beem сердцем стремился на роди-
ну. Горячее чуветво патриотизма, желание
послужить народу, создать достойные его
памятники архитектуры  воодушевяяли и
`ВлОхНОВлЯЛИ ТО.

По возвращении в Петеубург Баженов
не хотел ограничиться только архитек-
TYPHOM деятельностью, а стремился посвя-
титЬ себя воспитанию новых архитектур-
‚ных кадров и. с. этой целью занять кафед-
РУ в Академии художеств. Руководство
авадемии предложило ему пройти испыта-
ние и разработать проект Екатеринтофеко-
го дворца. С энтузиазмом принялея Ба-

женов за работу. Самый проект Екатерин-

гофекого дворца до нас не дошел, но со-
хранившаяся пояснительная записка Ба-
“MeHOBA свидетельствует 06 идейном богат-
‚тве и содержательности его художеетвен-
ного замысла,

Проект Икатерингофекого. дворца был
одобрен Академией хуложеетв, Однако хо-
тя Баженов и был избран в члены Петер-
буртекой Академии художеств, но в пре-
доставлении профессорекой кафедры ему
было отказано. Топдминий состав академи*
ков-космополитов был напуган глубокой
идейностью Баженова и самостоятельно
стью его взглядов. г:

Баженов, оказавший такое могучее в03-
действие Ha Boe последующее развитие
русской архитектуры, был лишен возмож-
ности заниматься в стенах Петербургской
Академии художеств воспитанием нацио-
нальных архитектурных кадров. Он ч0ез-
вычайно остро переживал это лишение и
впоследетвии с больной торечью писал:
«Иностранцы отнимают у русских не
только хлеб, но и самый случай показать
свое усердие в искусстве»,

Чиновному Петербургу Баженов не
пришелся ко двору. В 1768 тоду он пере-
ехал в Москву, где работал в скромной ро-
ли архитектора артиллерийского ведомства.
Баженов поставил перед собой задачу воз-
родить архитектурное величие Москвы, ре-
конструировать Времль и воздвигнуть на
его территории монументальный дворец, во-
площающий идею величия Москвы как
сердца России...

Высокая патриотическая идея вдохнов-
ляла Баженова при проектировании Боль-

moro Еремлевского дворца. Он стремилея
построить дворец «Ё славе Российской им-
перии, к чести своего века, к укреплению
торода, ‘к утехе и удовольствию своего на-
рода». Эти тордые слова Баженов начер-
тал на медной доске, положенной в фунда-
мент при ‘закладке дворца. До нае дошла
речь, произнесенная Баженовым на торже-
стве закладки Кремлевского дворца, про-
нНикнутая патриотическим пафосом, испол-

‚ненная глубоких мыслей об. архитектуре и

восхваляющая Национальное русское зод-
чество. Яркими поэтическими словами го-
ворил Баженов © овоей менте постройть
такой дворец, который заставит прекло-
ниться другие евронейские народы перед
творческим гением русского народа.

Идеи, вложенные Баженовым в проект
Кремлевского дворца, не пропали даром,
Они были“ перенесены в архитектурную
практику его ‘учениками и, в частности,
великим русским зодчим Казаковым, Ёаза-
ков построил в Москве много монументаль-
ных зданий и в том числе Колонный зал
теперентнего Дома Союзов, интерьер кото-
рого по своим художественным мотивам
родственен залам занроектированного Баже-
новым Кремлевского дворца,

Глубокие идеи русского национального
зодчества развил Баженов в архитектуре
построенного им подмосковного дворца в
Царицыне. Баженов отдал этому строитель-
CTBY десять лет своей жизни и создал жи-
вописный дворцовый ансамбль, гармониру=
ющий с природой Подмосковья,

Борьба Баженова за национальную архиз
тектуру не отвечала стремлениям Екалерие
ны, и она приказала дворец сломать. По-
водом для гнева Екатерины послужила из-
вестная ей дружба Баженова с патриотом-
просветителем Новиковым. которого она за
его борьбу против крепостничества вскоре
заключила в Шлиссельбургскую тюрьму. _

’ Буржуазные историки архитектуры Ma~
10 занимались разработкой творческого наз
следия Баженова Ww охотно приписывали
иностранцам авторство ето вооружений.
Советские исследователи много работают
над определением подлинного наследия Ва-
женова. Заслутой Академии архитектуры
СССР, в частности. является то; что она в
настоящее время нашла новые неопровер-
жимые доказательства и с точностью уста-
новила, что именно Баженов является
строителем сохранившегося ло наших дней
старого здания библиотеки имени В. И.
Ленина на Моховой (бывший дом Пашкова,
а затем Румянцевский музей).

Искание новых национальных самостояз
тельных путей развития русской архитек-
туры, последовательная и упорная борьба
с безродным космополитизмом. ото времени
— вот что характеризует весь творческий
путь Баженова. Творчество Баженова во-
`одушевлялось самыми передовыми идеями
своего времени и горячей патриотической
‘любовью к Родине. Баженов боролея за са-
мостоятельный путь развития националь-
ного русского зодчества.

Замечательный 0браз  зодчего-натриота
В. И. Баженова, видевшего в архитектуре
могучее средство прославления Родины и
служения народу, дорог и близок нашей со-
ветской эпохе. Именно в наше время сбы-
ваются патриотические мечты Баженова о

всемирном величии Москвы, 0 славе ее,
гремящей по всей земле.
Баженов возымел смелую, но утопичез

скую для своего времени идею — построз
ить дворец, который являлся бы народным
форумом, служил бы не утехой царей, а
‚возвеличил бы и прославил творческий ге-
ний народа. Замечательный градостроитель
Баженов не шел и не мог ити дальше
мечты 9 преобразовании пентра. Москвы.

Только в наше время стало возможным
поставить архитектуру на службу всему
народу и создать реальный план вонлоще=
ния средствами архитектуры величия Мо-
сЕвЫ, как сердца нашей Родины: Имя этоз
му плану — великие сталинские. предна-
чертания по реконотрукции столицы Co

ветекого Союза.
Е. ЧЕРНОВ,

: член-корреспондент -
Академии архитектуры СССР.

ОРГАНИЗОВАННО ВСТРЕТИМ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.

‚В нашей части значительно усилилась
тяга коммунистов к овладению  больше-
зистекой теорией, повысилось чувство от-
ветственноети каждого: товарища за свой
идейный рост. .

Улучшилось и руководство партийной
организации делом ‘политического просво-
щения, более конкретным и действенным
стал ‘контроль за марксистеко-ленинским
образованием коммунистов.

В истекшем тоду У нас почти все ком-
мунисты были охвачены теоретической
учебой. Работали кружки по изучению би-
отрафий В. И. Ленина и И, В. Сталина, а
также Устава ВЛЕСМ. Значительное число
товарищей из партийного и комсомольского
актива Учились в партийной школе, а
наиболее подготовленные занимались в ве-
чернем университете марксизма-ленинизма.

Часть коммунистов, особенно офицеры,
посещая занятия в группах маркоистево-
ленинской подготовки и семинары руково-
дителей политических занятий, самостоя-
тельно изучала труды В. И. Ленина и
И. В. Сталина.

Партийное бюро, организуя политическое
просвещение, серьезное внимание уделило
подбору пропагандистов, `Руководителями
были. подобраны товарищи, окончившие
вечерний университет марксизма-ленинизма
или школу партийного ‘актива.

Парторганизация заботилась и о расши>
рении политического и культурного вруго-
зорА пропагандистов, о совершенствовании
их методических навыков. Значительную
роль в повышении качества учебы сыграло
партийное собрание, на котором мы Obcy-
yuan постановление ЦЕ ВКИ(б) «0 состоя-
нии и мерах улучшения партийного. про-
свещения в Ярославской областной партор-
танизации».

Коммунисты указывали на этом собра-
нии, что недостатки, отмеченные Централь-
ным Комитетом ВВП(б), в известной мере
имеют место и у нас. Были намечены
практические мероприятия, направленные

‚и на состоянии воинской дисциплины, и

‘офицеров Будько, Героя Советского Союза

н& повышение идейного уровня занятий и
улучшение работы с пронагандистами.

Партийное бюро, выполняя волю собра-
‘HEA, различными путями осуществляло
контроль и оказывало помощь членам и
кандидатам партии, занимающимся полити-
ческой учебой. Нередко вопросы повещае-
мости, успеваемости, качества занятий вы-
носились на обсуждение бюро и партийных
собраний в подразделениях. Секретари и
члены бюро беседовали.с коммунистами по
существу изучаемото материала. °°

Так, оперативно реагируя на ‘малейшие
неполадки в организации ‘и проведении
партийного просвещения, мы добились ус-
цешного окончания ‹ учебного года. Боль-
шинство коммунистов и комсомольцев по-
лучили высокие оценки, а слушатели тико-
лы партактива офицеры Корниенко, Нови-
ков, Горохов, Коновалов, Павленко, Рыков
отлично сдали экзамены. по всем дисцип-
линам. С высокими, оценками закончили
учебу в вечернем университете марксизма-
ленинизма коммунисты  Базанцев, Кучин-
ский, Филатов и другие.

Важно отметить и другое. Успешная по-
литическая учеба благотворно сказывается

на боевой выучке. Экинажи членов партии

Рыкова являются лучшими из лучших в
части. По ним равняются, с них берут
пример другие.

Мнотие члены и кандидаты партии, за-
кончившие учебу в системе партийного
просвещения, стали активнее участвовать
во внутрипартийной работе и общественно-
политических мероприятиях, проводимых
командованием,

‘Сейчае развертывается подготовка к но-
pomy учебному году в системе партийного
просвещения. Во веей этой работе мы они-
раемея на накопленный богатый опыт,
стремимся учесть ошибки и недостатки,
имевшиеся в прошлом.

Члобы помочь коммунистам правильно
избрать для себя, форму партийной учебы,

мы беседуем с каждым, выясняем его жез
лания, учитываем стремления, при этом
обязательно принимается во внимание уро-
вень общеобразовательной и политической
подготовки человека. —

Высокое качество занятий во многом
зависит от правильного комплектования
школ. и кружков, от более однородного со-
става слушателей. Такой подход к делу
позволяет наиболее правильно выбрать та
или иные формы партийного просвещения.

Бюро улеляет 9060606 внимание подбору
пропагандистских кадров. В большинстве
своем ото люди, имеющие ‘хорошую теоре-
тическую подготовку, необходимые методи
ческие навыки. es

До начала учебного года пропагандисты
пройдут специальную подготовку, где они
подробно изучат темы, по которым будут
потом сами проводить занятия. Вроме этото,
для пропагандистов организуютея лекции
на различные актуальные темы. ^

Уже сейчас подтотавливается матери
альная база, собирается учебная титерату
ра, приводятся в порядок наглядные mocos
бия.

Как и в прошлом году, значительная
часть нашего партийного коллектива будет
заниматься методом. самообразования. По
опыту других партийных организаций, в
целях контроля и для оказания более лей-
ственной помощи таким товарищам, выде“
ляются специальные консультанты, и в
каждому из них прикрепляется небольшая
труппа занимающихся самостоятельно.

Сейчас мы подбираем, кандидатуры из
числа наиболее подготовленных членов
партии, воторых и будем утверждать конз
сультантами, :

До начала нового учебного года в систе
ме партийного просвещения осталось нез
много времени. Наша партийная оргапиза=
ция принимает все меры, чтобы учебный

тод начать < первых же занятий организо-
ванно и на высоком идейном уровне.

Майор В. ТЕЛЕЖЕНКО.

ies РУССКИЙ ЗОДЧИЙ