ЗАМЕТНИ О МАНЕВРЕ И ОГНЕ

СстАлИиНнСскКиЯя СОКОЛ

1. Теоретическая подготовка

узнать ‘до того, как поднимешься на нем

Меткое поражение воздушных и назем-
ных целей для летчика-истребителя —
вершина мастерства, венец боевой зрело-
сти. Это мастерство доститается повоеднев-
ной упорной учебой, кропотливым совер-

‚ шенствованием своих теоретических зна-
HU и практических навыков,

Чтобы метко поразить цель, надо преж-
де всето знать теорию воздушной стрель-
бы, баллистические свойства оружия, а
затем точно соблюдать правил стрельб.
Это — истина. И все же ‘о ней нередко
забывают отдельные летчики. До сих пор
можно, например, наблюдать тавие факты:
з первом заходе летчик открыл огонь (6
большой дистанции, при повторной атаке
Tal очередь с малой дистанции и только в
третий раз ототрелялея по цели с ‘требуез
мой дистанции, причем во всех случаях
стрельбы он польоьовалея одними и. теми
же расчетными данными. Можно ли, стре-
ляя так, метко поразить цель? Вонечно,
нет! Чтобы убедиться в этом, досталечно
заглянуть в учебник по теории воздушной
стрельбы, вспомнить законы движения
пуль и енарядов -— их траектории.

Допустим, что оружие пристреляно на
400 метров. Ведение огня из этого ору-
ия, без соответствующей поправки, 6
дистанции 250—300 метров уже окажет-
гя мало эффективным. Вогла 06 этом 6e-
ведуешь ев некоторыми летчиками с учеб-
ником в руках, раз’ясняешь им путь
движения пули в воздухе после вы-
‚ стрела, то они ¢ ‘обидой заявляют: нам,
‚мол, 910 известно 60 школьной скамьи,
Практика же учит: мало вопоминать тео-
рию между дел или только на зачетных
‘сессиях, ею необходимо пользоваться на
практических занятиях, уметь применить
ее для достижения успеха непосредетвенно
в воздухе. :

На, разборах полетов и в беседах о про-
введенных стрельбах порой даже опытные
истребители жалуются на To, ч10 им-де
почему-то не удалось метко поразить на-
земную цель. При этом летчики старатель-
но доказывают, что они точно произвели
расчеты, внесли поправку на ветер, пра-
вильно сделали заход на цель, безошибоч-
во прицелились. На заданный же вопрос
командира -—— с какой дистанции открыли
огонь и при каком утле пикирования, лет-
зики называют приближенные ’ цифры,
подчае колебяющиеся от 50 до 100 метров
й от 5 до 10 градусов.

Оттибочность подобного мнения станет
совершенно очевидной, как только вник-
нешь в теорию ведения огня по наземным
целям. Цифры, приведенные в таблицах
учебника о вероятности попадания пуль и
снарядов при стрельбе с разных дистанций
и при разных углах пикирования, убеди-
тельно говорят о необходимости точного
соблюдения заданной дистанции и опреде-
денното угла пикирования.

Можно назвать. ряд летчиков  налиего
подразделения, которые раньше недооцени-
вали значения точного определения  ди-
станции и угла пикирования при стрельбе.
Олнако после глубокого изучения законов
стрельбы они поняли, что только точ-
ное соблюдение этих законов  помо-
жет им в совершенстве овладеть  огне-
вым мастерством. В свое время пренебре-
жительно относилея к теории стрельбы,
например, лейтенант Фролов. Именно
вследствие этото он Bel стрельбы при
меньшем угле пикирования, чем предус-
мотрено, и с больших дистанций. Раз-
умеется, что эти нарушения отрицательно
‚оказывались на результатах стрельб. Изу-
чение теории и практические занятия на
земле и в воздухе помогли лейтенанту
Фролову ликвидировать отставание по от-
невой подготовке. С р

При изучении материальной части от-
дельные летчики не всегда обращают вни-
мание на особенности повеления  своето
самолета в момент пикирования. Кое-кто
привык считать, что боевая машина по-
знается лишь в полете. Между тем неко-
торые общие особенности самолета можно

See ЕЕ ЕЕ ЕАН 5

Sa

В помощь командиру звена

‘Летают на таких машинах,
вводе их в пикирование делают  незначи-
тельную просадку и вибрируют.

ворится в описании самолета,

но влияющих на меткость стрельбы.

оружия, ето баллистических свойств, 060
бенностей экоплоатащии ит, п. Хорошее
знание оружия, умение пользоваться им

помогают нам добиваться высоких показа-
телей по отневой подготовке. В течение

обязательно лично пристреливать

бе, поднялся в воздух лейтенант Фролов.

эксплоатации данного оружия, © He
правильно им пользоваться в воздухе, до-
пустил ошибки в ето экеплоатации и не

ственной войны, в том числе книги триж-
ды Героев Советското Союза А.

способствует. совершенствованию

ОЕ ae

подразделения
которые при

в воздух. Метчики нашего

0б этой
особенности машины ‘совершенно яено го-
Поэтому в
первом же полете на стрельбу можно не

допуетить открытия огня в момент просад-

ки и вибрирования самолета, отрицатель-

00б0е внимание мы уделяем изучению

1948 w 1949 ww. я, например, постоянно

выполнял упражнения по стрельбе отлич-
но. Одпим из важных условий, обеспечи-
вающих мне успех в огневой подготовке,

являетоя то, что я почти все время летал

на одном самолете, пользовалея одним, хо-

ротно мною изученным оружием, которое

веегха, пристреливал сам.

считают, что He
оружие
своего самолета. Ошибочноеть такого мне-
ния подтверждают факты, В один из лет-
ных дней на самолете, на котором я вы-
полнял успешно вее упражнения по стрель-

` Некоторые офицеры

Перед этим он не ознакомилея с оружием
самолета. Летчик me знал особенностей
емог

выполнил упражнения по стрельбе.

Пастольными книгами для нае, истреби-
телей, стали книги героев Великой Отече-

Покрышки-
на, И. Кожедуба, дважды Героя Советекото

`Союза А. Ворожейкина и др. Изучение

опыта прославленных воздушных воинов
наших
теоретических знаний и практических
навыков. }

-Я расскажу 0 таком случае. Один из
‚летчиков налиего подразделения сиетемати-

чески выполнял упражнения по стрельбе’
только отлично. Более того, каждый раз в
конусе оказывалось столько пробоин, еде-
ланных этим летчиком, что их хватило бы
на несколько отличных ‘оценок. Мы, ко-

нечно, заинтересовались «опытом» сослу-

живца, И оказалось, что он в момент ата-
ки цели уравнивает скорость своего само-
лета со скоростью движения цели. Кроме’
того, он пристреливаетея к конуеу почти
на одной ‘с ним высоте, выдерживая не-
большой интервал и короткую дистанцию.

Затем летчик производит доворот на конус

и путем крена в противоположную сторо-
ну создает скольжение самолета, пооле
этого ведет стрельбу с прямого прицелива-
НИЯ. &

‚- Чтобы доказать несостоятельность прак-
тики уравнивания скорости самолета и
цели, подбирания необходимото ‘крена и
скольжения, нам пришлось обратиться к
опыту героев Великой Отечественной вой-

ны, Книги Покрышкина, Кожедуба. Воро-

жейкина помогли нам раз и навсетда убо-
дить защитников порочного метода  веде-
ния огня в том, что он вреден в Yueb-

ных условиях и совершенно неприменим в

боевой обстановке.
В теоретическую подготовку летчика к

стрельбам входят и многие другие вопро-

сы, в том числе отличное знание различ-
ных формул, необходимых ‘для производет-
ва расчетных данных на стрельбу, изуче-
ние влияния. ветра на стрельбу. по. назем-

ным целям и т.°. Практика учебы на
земле и в воздухе дает основание сделать

один непреложный вывод: меткое пораже-
ние целей в воздухе немыслимо без глубо-
KOTO усвоения. законов ‘воздушной стрель-
бы, без умелого. их применения в практи-
ческой учебе, i

Старший лейтенант Я. ЖУРИН,

EO a ae ee grist

ВЕНО гвардии старшего лейтенанта С. Науменко — передовое в Н-ской авиачасти. Все летчики звена  — ‘отлич-

» ники боевой и политической подготовки, мастера скоростных полетов.

свое высокое летное искусство над Тушинским аэродромом,   ь
На снимке (слева направо); командир звена гвардии старший лейтенант С. Науменко, гвардии старшие лейтенанты
H, Лазарев и Н. Дердиенко, гвардии лейтенант Л. Рязанов.

В День Воздушного Флота `ССОР звено показало

Фото майора Т. Мельника.

Творчество школьных рационализаторов

С каждым днем в частях и подразделе:

ниях, авиаучилищах и школах растут ря-
ды рационализаторов и изобретателей. Их
творческая инициатива направлена к то-
му, чтобы еще выше поднять качество
боевой подготовки авиаторов, лучше орга»
низовать учебный процесс. ;
‚ В мнопочиеленных письмах, поступаю®
щих в редакцию, рассказывается © поло-
жительном опыте рационализаторов, об их
смелых начинаниях, подробно анализиру-
ются отдельные предложения.

Известно, какую огромную роль в 0бу-
чении будущего летчика играют нагляд-
ные пособия. Они помогают курсантам
быстрее освоить то’или иной агрегат, за-
крепить теоретические знания.

— №ласе воздушной стрельбы — один
из лучших в нашем училище, — сообщает
твардии подполковник В. Вапустянов. —
В этом большая заслуга о преподавателя
офицера Фастовец. Он изготовил ряд цен-
ных макетов и тренажеров. К ним отно-
сятся, например, макет, спускового  меха-
низма пулемета, который позволяет  по-
нять взаимодействие частей оружия, дейст-
вующая синхронная ‹ установка. Хорошим
пособием является изготовленный тов. Фа-
стовец тренажер, помогающий  куреантам
приобрести навыки в определении ракуреа
цели, дальности стрельбы и углов упреж-
дения.

Далее тов. Капустянов рассказывает” в
том, сколько энергии, выдумки, изобрета-
тельности вкладывают преподаватели, что-
бы сделать обучение более наглядным.

ЮЭтличительной чертой рационализаторов
являетея забота о государственных  инте-
ресах. Внедрение рационатизаторских пред-
ложений в больпинстве случаев не только
способствует повышению успеваемости
курсантов, но и приносит стране значи-
тельную экономию средств, дорогостоящих
материалов, горючего.

Капитан С. Федосеев пишет, что за год

\

*

ОБЗОР. ПИСЕМ,
ПОСТУПИВШИХ

‚В РЕДАКЦИЮ
ver .

летчики-инструкторы, преподаватели, тех-

НИКИ. Внести сотни предложений, реализа-.

ция которых дала экономию около 70 ты-
eta рублей. Применение одного только
предложения капитан Валатина дало воз-
можность механикам  остар\иему сержанту
Тупицину, старшинам Пономареву, Пали-
цину, Шмарину сэкономить несколько сот
килограммов торючего,

— Хараклерная особенность ботьшинет-
BR предложений, — пишет далее тов. Фе-
досеев, — состоит в том, что на их 0су-
ществление не требуется больших затрат:
макеты, тренажеры могут быть изтотовае-
ны своими силами. Они просты ‘m0 3a-
MBICIY, портативны, удобны.

Интересный вопрос — пропаганда  ра-
ционалиезтороких предложений, новшеств,
приспособлений, которые применяют  от-
дельные воины, — поднимает в своем
письме техник-лейтенант М. Наумов. On
предлагает как можно  пире популяризиро-
вать достижения и опыт  рационализато-
ров, сделать их достоянием всего личного
состава.

— Бывает, говорится в письме тов. На-

умова, —. что механик или оружейный.

мастер для облегчения своей работы скон-

струирует какое-либо новое  приспособле-
`нив, но’ © нем мало кто знает. Мы прове-
ли большую раз’яснительную работу среди.

авизотециалиетов, призвали их делиться
своим опытом. 9т0 дало хоротние результа-
ты. Старший авиамеханию старшина Гро-
зин нашел ст0соб, позволяющий во много
раз ускорить ремонт зарядных  штуцеров.

06 этом с1000бе он рассказал всем меха-

никам. Механик самолета сержант Уша-
ков часто прибегает в различным присло-

соблениям. Однако до последнего времени
0б его опыте ‘никто не имел представле-

ния. Было известно, что Ушаков-—хоро-
`ший механик, & как он добивается успеха,

над этим мало” кто задумывалея.  Сей-

час тов. Ушакова часто можно видеть, в.

кругу механиков. Он беседует © ними 0

том, как лучше готовить машины в поле-

там. .
У авиаторов огромный интерес в новой

технике. Они, естественно, хотят больше

узнать о принципах работы реактивного
двигателя, 06. усовершенетвованных прибо-
PAX и правильно поступают, когда прико-
вывают к этим вопросам внимание рацио-
нализаторов. С их помощью воины смогут
лучше понять и осмыслить многие. разде-
лы учебной программы. —

«Изготовить макет, связанный © но-
вой техникой, — дело трудное, — пишет
майор  авиационно-техничеекой службы
С. Кузьмич. — Злевь нужны

ванных специалистов, Следует отметить
большую работу, проделанную в этой об-
пасти офицером Христок. Он помог нам,
например, изготовить
дель, демонстрирующую принцип получе-
ния реактивной тяги». }

В той же части вначительное место в
деятельности рационализаторов занимает
пропаганда приоритета отечественной нау-
ки и техники.

В ряде писем рассказывается о системе

поощрения новаторов, называются  фами-
Лии воинов, оптичившихеся в рационализа-
торокой работе. :

Надо всячески поддерживать начинания
рационализаторов, создавать им условия
цля плодотворной работы, следить за тем,
чтобы каждое дельное предложение было
внедрено в жизнь _

‚Используя боевой опыт

В воздух взлетают два истребителя. Ге-
рой Советского Союза . офицер Виктор
Иванов внимательно наблюдает за ни-
ми. Заметив, что летчик Павлов. проявля-
ет порячность и не соблюдает дистанции,
он передает по радио;

— Павлов, выдерживайте заданную ди-
станцию! ,

Проводя разбор полетов, офицер Иванов

Se aoe tele, ИИ

КАК СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ ПОСАДКИ

При проведении полетов в подразделе-   звеньев уделяют должное внимание вопро-

ниях офицеров Яковинкого и Мусиенко
Ha посадку затрачивалось значительно
больше времени, чем установлено нормати-
вами. Об’яснялось это тем, что промежут-
ки между приземлениями отдельных еамо-
Летов не выдерживались и не учитыва-
лись. [lo журналу хронометража точное
время приземления также установить было
нельзя, так Кав в нем записи ведутся с
округлением до целых. минут. Поэтому на
‘разборе полетов командиры были лишены
возможности подвергнуть подробному ана-
лизу причины чрезмерного увеличения’
сроков посадки и установить, кто именно
из летчиков виновен в этом. Проведенный
однажды замер показал, например, что
старший лейтенант Сафонов и лейтенант
Сытник имели временной интервал на по-
садке 2 мин, 7 сек., а лейтенант Макаров
приземлился спустя 1 мин. 52 еек. после
посадки лейтенанта Шупикова и т. д; Ее-
ли предположить, что в возлухе эти эки-
пажи выдерживали скорость около 300 км
в час, то расстояние между ними при захо-
де на посадку составляло от 8,5 до 10 км.
Эти цифры убедительно говорят, что мож-
но было без всякого опасения сократить
расстояние между самолетами в три-четы-
ре раза, а значит”и уменьшить общее вре-
мя посадки группы. }
Этмеченные нами недостатки. явились
результатом плохой подготовки экипажей к
полетам, в первую очередь ео стороны
командиров звеньев. Между тем при орга-
низации и проведении полетов необходимо
уделять самое серьезное внимание посадке.
Дело в том, что посадка, во-первых, сама
по себе очень сложный элемент, а во-вто-
рых, время, затрачиваемое на посадку,
при групповых полетах в общем балансе
полетного времени составляет довольно
вначительную часть. Следовалельно, каж-
дый командир, организующий или возглав-
ляющий полет, обязан заботиться о макси.
мальном сокращении срока погадки, обее-
печивая, конечно, и полную безопасность
полета.

В сожалению, не вее еще командиры

сам организации и выполнения посадки,
Давая указания летчикам в отношении по-
рядка и последовательносли захода, расче-
та и посадки, они забывают сказать о вре-
мени, которое отводится на этот элемент
полета, и не учат своих подчиненных про-
изводить посадку в минимально допусти-
мые сроки, Редко говорят о факторе време-
ни и на разборах полетов. Совершенно по-
рой игнорируется такое важное для бы-
строй и организованной посадки обетоя-
тельство, как расстояние между самолета-
ми при заходе после роспуска. Между тем
точно установить дистанцию между са-
молетами звена’ при заходе на посадку и
уметь строго выдержать заданную дистан-
цию является прямой обязанностью каж-
дого командира, каждого летчика.

Расстояние между экипажами после их
роспуска на посадку, как известно, преж-
де всего зависит от летно-тактических
данных самолета и его конструктивных
особенностей. В этом легко можно убедить-
ся, если сравнить полеты ^разнотанных
машин. Например, при групповых полетах
на учебных самолетах «Поликарцов-2»
расстояние между ними при захоле на по-
садку можно выдерживать одно; а при по-
летах на бомбардировщиках «Петляков-2»
оно будет иным. Так, самолеты. с трех-
колесной ‘схемой шасси, обеспечивающие
лучший 0бзор передней полусферы, позво-
ляют держать дистанцию в воздухе и па
посадке значительно меньше, чем самоле-
ты © обычной схемой шаюси, хотя их лет-
но-тактические данные могут быть и оди-
наковыми,

Величина дистанций между самолетами
зависит также от уровня подготовки лет-
чиков, размеров и состояния аэродрома,
метеоролотических условий (высота облач-
HOCTH, видимость, направление и скорость
ветра) и от ряда других причин, которые
комаядир звена обязан непременно ‘учиты-
вать, организуя и проводя полет, Прежде
чем дать указания экипажам, какое имен-

но расстояние они должны выдерживать.

между собой на всех этапах полета по

кругу ‘после роспуска на посадку, коман-
дир должен учесть все обстоятельства и-
произвести соответотвующие расчеты.

Для получения первых приближенных
данных командиру звена надо сделать рас-
четы, исходя из минимально потребной ди-
станции. Эти данные он может получить,
пользуясь летно-тактическими и техниче-
скими показателями самолета.  Предполо-
жим, что средняя скорость ‘самолета Ha
планировании при заходе на посадку рав-
на 200 км в чае, т. 6, около 55 метров
в секунду, Пробег с применением тормозов
составит, например, 500 метров и будет
продолжаться 25 секунд. Роли командир
группы, учитывая уровень подготовки
своих летчиков, считает возможным при-
земление каждого последующего самолета в
TOT самый момент, когда предыдущая ма-
шика начала отруливать © посадочной по-
лосы, то вычислить требуемую дистанцию
между экипажами при заходе их на посад-
KY очень легко, коль скоро нам известны
скорость планирования самолета и продол-
жительность ‘пробега после приземления.

При производстве этих расчетов надо
обязательно заботиться о соблюдении пра-
вил безопасности полетов. Необходимо учи-
тывать Не только время. затрачиваемое на
пробег самолета, но и время, необходимое
на расстопоривание костыля, на разворот
при отруливании и на самое. отруливание
с посадочной полосы. На вее эти операции
может быть затрачено примерно 5 сек. Та-
RUM образом, если  летчику от момента
‚приземления ‘самолета до его отруливания
с посадочной полосы требуется 30 сек.,
то и временной интервал между самолета-
ми, заходящими на посадку, должен рав-
няться 30 секундам.

Однако расчеты командира не заканчи-
ваются определением минимально требуе-
мой дистанции. Дело в том, что скорость
самолета, начиная © момента роспуска
трупны дб момента ето посадки, значи-
тельно. изменяется, а это неминуемо вы30-
вет изменение и дистанций между ‹амоде-
тами. Если, скажем, в момент роспуска
груниы летчиви держат скорость, равную

указал, что в воздухе летчик должен дей-
ствовать решительно, но от строя. не от-
рываться. Он привел примеры из боевой
практики, показывающие, какие тяжелые
последствия бывают из-за нарушения
дисциплины: полета,

Офицер Иванов — мастер возхушных
боев. На его счету 16 лично сбитых само-
летов противника и 12 — в труппе, Ие-

Пат Sor

320 км в час, то после выпуска шасси
она падает до 270 км, а когда выпуека-
Witt и посадочные щитки, скорость
уменьшаетея до 200 км в час.  Следова-
тельно, на зсех этапах полета по круг
перед посадкой при временном интервале
в 30 сек. дистанций между самолетами
должны соответственно равняться 2.500 м,
2.250 ми 1.650 м. i

Проводя предварительную подготовку к
полету звеном, командир должен опреде-

лять наиболее выгодный пособ построе-

ния маршрута пюсле роспуска, группы, поз-
воляющий экинажам легко установить и
выдержать заданные интервалы между са-
молетами, идущими на посадку. В свою
очередь летчики обязаны четко уяснить
свои действия на всех этапах при заходе
Ha посадку, чтобы сохранить установлен-
ные командиром дистанции. Взять требуе-
мый временной интервал между самолета-
ми и сохранить ето до момента посадки—

дело не легкое, если к тому же учесть,

что маршрут полета по кругу не должен
быть увеличен в сторону четвертого раз-
ворота. Растягивание маршрута в сторону
четвертого разворота, пожалуй, одна из
наиболее часто допускаеных и грубых оши-
бок при посадке группы. Эта’ ошибка сви-
детельствует о том, что методике посадки
командиры не уделили должного внима-
ния, что они не борются за экономию вре
мени, затрачиваемого Ha посадку, и 3a ee
качество.

В качестве примера попытаемся ориен-
тировочно определить один из возможных
и, на наш взглял, наиболее выгодных ва-
риантов построения’ захода на посадку
звена и его роспуска,

Предположим, что группа в правом пе-
ленге находится над. аэродромом в плоско-
сти посадочного «Т». Условимся, что над
аэродромом самолеты булут строить круг,
увеличивая ето в сторону первого и вто-
рого разворотов. Таким образом, чтобы

`взять необходимый интервал между само-

летами и произвести их поочередную по-
садку © временным интервалом между нци-
ми в 30 сек., каждый летчик должен «от-
валивать» от строя через 8—10 сек. пос
ле предыдущего.

Первоначальное расередоточение самоле-
тов даст возможность летчикам  устано-
вить Между собой дистанции при скорости
полета 300 км в час около 800 a

‘заданного, т. е. до 30 или 35 секунд. Ho

‘вать перед посадкой заданный постоянный

пользуя свой большой боевой опыт, он
умело и вдумчиво воспитывает о подчинен-
ных. Авиаторы Гарькавый и Павлов при-
были в подразделение из училища. Долго
и упорно занимался 6 ними командир.
Сейчас они — пёредовики боевой и поли-
тической подготовки.
Напитан Д. БЕЛОВ,

1.000 м. Если второй разворот” каждый
последующий самолет начнет производить
в тот момент, когда впереди идущая ма-
шина будет находиться у него на травер-
36, то это позволит не только легко вы-
держать требуемую дистанцию, но и уст-
ранить какие бы то ни было предпосылки
к увеличению маршрута полета’ над’ аэро-
дромом в сторону четвертого разворота.

Конечно, можно было бы брать требуе-
мую дистанцию между самолетами уже в
момент выполнения первого разворота,
увеличив временной интервал между отво-
ротами (отходом) самолетов от группы до

это невыгодно потому, что замыкающий
строй самолёт при первом развороте ока-
жетея слишком удаленным от аэродрома.‘
Наиболее правильным будет в данном слу-
чае пропорционально увеличивать круг
над аэродромом в сторону первого и вто-
рого разворотов. Умение точно вылержи-

временной интервал при переменных ди-
станциях и сохранять их в воздухе после
роспуска вырабатывается в ходе  тща-
тельной наземной подготовки и, главным
образом, непосредственно: в групповых. по-
летах. :

Расстояние между самолетами после poc-
пуска группы на посадку при тех дан-
ных, как мы условились, должно вначале
составлять 2,5 км, а затем умень-
нгаться. Дистанция между только что при-
землившимся самолетом ‘и следующим за
ним должна равняться примерно 1.700
метров. Это расстояние и будет являться
основных критерием возможности безоцае-
ной и В то же время быстрой посадки са-
молетов группы,

Само по себе расстояние 1.700 метров
не может служить надежным  орлентиром
для летчика, тем более, если он недоета-
точно натренирован в глазомерном опреде-
лении дистанции в воздухе, Необходимо.
это расстояние упростить в пользовании,
т. е. «привязать» к чему-то. ‘Безошибоч-
но определить 9% расстояние можно
от чегвергого разворота. Известно,   na-
пример, что четвертый разворот должен
производиться на указанной высоте, a
следовательно, и на определенном удалении
от аэродрома, Зная аэродинамическое ва-
Чество своего самолета на планировании,

уже несколько лет

совет и
практическая помошь высококвалифициро-

действующую  мо-

1 сентября 1949 г., № 206 (1430),

‚Техника служит

им безотказно

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
(Haw корр.). ^ Однажды, . возвратившиеь 6
задания, летчик в тетради приема и сдачи
самолета записал; левый мотор в воздухе
грубо работает, трясет. Авиамеханик ком“
сомдлец старшина Середкин осмотрел ма»
шину, но дефектов не обнаружил. С разрез
шения техника Середкин опробовал мотору

— По всем признакам -— проскальзы»
вание фрикщионов первой скорости Harne-
тателя, === доложил. авиамеханив своему
старшему начальнику,

Старший техник подразделения офицер
Кандаков согласился с механиком и иоста-
вил задачу -— заменить фрикционы Hate
нетателя. Задача была’ нелегкой; но технич
ческий состав экипажа-старшина Середа
кин, сержанты Лузин и Комранов—быета
ро произвел необходимые работы’ на мал

ден в строй. Командир подразделения об’
явил им блатодарность,

Авизмеханик старшина  Середкин вот
обслуживает боевую
технику, и за все это время ‘не было ни
одного случая задержки вылета, по, его
BUHE.

Отличник боевой и политической подто-
‚товки ‘тов. Середкин веегда, содержит свою
‘машину в полной боевой готовности.

Рядом в самолетом старшины Середкина
‘находится машина авиамеханика Муртази-
‘на. Комсомолец Муртазин прибыл в под-
разделение из школы год тому назах: У
него не было опыта практической работы
но, настойчивый и любознательный, он
быстро приобрел навыки обслуживания
материальной части. Ему поручили учеб-
но-гренировочный самолет; этой малиине
больше всего приходится ‹ подниматься в
воздух. Иногда она совершает по двадцать
—вадцать пять посадок в день, Учебно-
тренировочный ‘самолет,  обслуживаемый
Муртазиным, никогда не знает отказов или
задержек: он овсегда готов к вылету.

‘Среди лучших  авиаспециалистов под
разделения -—— авиамеханик комсомолец
сержант Плешивцев. Еще недавно он был
мотористом. Блатодаря стремлению повы-
шать свои теоретические знания и навые
ки Плешивцев отлично овладел малиной;
Ему доверили самостоятельно обслуживать
боевой ‘самолет. Вскоре командир утвер-
дил его в должности первого звиамехани-
ка. Самолет, обслуживаемый  Плешивцез
вым, веетда в отличном состоянии.

Примеров самоотверженной работы тех
нического состава можно привести мнотбу
Итоги этой работы показательны. Подраз-
леление, техническим составом которого
руководит старший техник-лейтенант Кан-
даков, на протяжении нескольких лет без
аварийно. ведет летную учебно-боевую рё-

Награда отличным
связистам

ПРИКАРПАТСВИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
31 августа. (По телеграфу от наш. . корр.).
Начальники радиостанций старлтина Бай»
ша и младитий сержант Ефимов отлично
обеспечивают управление полетами. Их
радиостанции ‘всегда работают чето и
‘бестеребойно.

Заботливые связисты. Байша и Ефимов
неустанно повышают квалификацию, CoA
вершенствуют свой знания, тренируются в
работе на ключе.

За успехи в боевой и политической под-
тотовке старшина Байша и младший cap
жант Ефимов награждены значками «0т-
личный связиет»,

‚ Этой же награды удостоены связисты
механик телеграфа сержант Кузнедов и
пачальник телефонной станции старший

нетрудно определить более или монее. точ
но и расстояние до аэродрома. Если аэро-
динаиическое качество самолета (учиты-
вая выпущенные шасси и щитки и то,
что планирование осуществляется с рабо-
тающим на небольшом газу мотором) близ-
ко Б десяти, а средняя высота выхода’ из
четвертого разворота составляет 180 —
200 метров, то четвертый разворот будет

производиться от аэродрома на удалении; -

равном произведению высоты (Н) на каче-
ство (К), т. е. около 1.700 — 2.000 м.

Имея такие данные, командир труппы
может заранее указать летчикам конкрет-
ные ориентиры, по’ которым они безоши-
бочно определят требузмую дистанцию
между самолетами. Выполняя четвертый’
разворот при заходе на посадку и вия
впереди летящий самолет, летчик будет
точно знать, выдерживает ли он заданную
дистанцию и обеспечена ли ему беспре-
пятотвенная посадка. Если в момент сво-
его четвертого разворота летчик убеждает
CH, что впереди идущая машина находит-
ся в стадии приземления, то временной
интервал выдержан точно.

Правильность предварительных расче=
тов. интервалов при посадке звена каж-
Abn командир имеет полную возможность
проверить ‚практически, ‘&` затем внести в
них соответствующие поправки с учетом
уровня подготовки экипажей, особенно-

Ore своего аэродрома и метеорологических

условий, Нам кажется, что совсем нетруд-
но командиру, находясь на старте, произ-
вести замеры пребывания каждого са-
молета группы на побадочной полосе
OT момента приземления до момента
отруливания © нев, установить продолжи-
тельность планирования самолетов в мо-
мента выхода из четвертого разворота до
момента, приземления. Вее эти данные по-
могут командиру определить. и 6рганизо-
вать правильный порядок посадки звена,
& также. своевременно векрыть и устра-
нить те или иные недостатки,  допускае-
мые отдельными летчиками при выпояне-
НИИ этого сложного и ответственного! 9ло-
мента полета. Такая предварительная под-
готовка. к посадке обеспечит ей высокое
качество и безопаеноеть, а также позволит
более рационально использовать каждую
минуту летного времени,

Подполковник И, АЛЕКСЕЕВ,

шине. В короткий ерок самолет был BBE.