‚  ЗАМЕТНИ О МАНЕВРЕ И ОГНЕ

2. Практическая наземная
подготовка

Основы успеха в воздухе закладываются
Ma земле. Это авиационное правило, став-
шее поговоркой, пожалуй, наибольшее знз-
чение имеет при овладении отневым ма-
стерством. Меткое поражение целей при
воздушной стрельбе в огромной  сжепеня
зависит от практической подготовки на
вемле. ‘

В систему такой подготовки входят те-
оретические занятия и тренировки на раз-
личных тренажерах. (0 некоторых видах
гренировок я и расскажу в данной статье.

В методическом городке нантего подраз-
деления установлен  электротренажер. .Пе-
pel каждым вылетом летчики ‘проходят
здесь десятиминутный тренаж. Они отраба-
тывают или шцифуют навыки в прицели-
вании, в умении брать упреждение на ско-
рость цели под различными ракурбами. °

ав это делается? На стенде изображе“
ны силуэты, конусов и самолетов пох раз-
ными ракурсами. Мишень п обстановка
напоминают ту обстановку, в которой эки-
пажам предстоит действовать во время по-
лета. Величина воздушных мишеней точно
такая, какой величины кажутся действи-
тельные воздушные цели с расстояния
050 — 200 м. гров. Для каждой цели.
имеется определенного цвета: точка упреж-
дения, “оторая начинает светиться толь-
KO после того; как обучаемый нажмет у
прицела кнопку. Руководитель тренажа с
указкой в руке обычно находится около
стенда у прицела, укрепленного н& трено-
re. ,

Летчик производит наводку на силуэт
самолета, который расположен под опре-
деленным ракурсом. Он находит упрежден-
ную точку, останавливает движение указ-
ки руководителя тренажа в том месте, ку-
ха произвел прицеливание, и нажимает на
кнопку. Заторается лампочка, и сразу вид-
HO, правильно прицелилея летчик или
ошибся. Если взято слишком больное уп-
реждение, то светящаяся точка не совпа-
дет ни с точкой, где остановилась указка
руководителя, ни с центром прицела.

Занятия нь тренажере повторяются до
тех пор, пока летчик не добъется точного
определения упрежденной точки для oT-
крытия огня по всем целям, которые он
видит перед собой на стенде. С помощью
этого- тренажера многие летчики добились
высоких показателей огневой подготовки.

Охно время лейтенант Антипов ‘никак
ие мог поразить конус. Очереди, выпущен-
ные им, обычно проходили вызие или ни-
же. Об’аенялось это тем, что летчик не-
правильно определял направление  движо-
ния цели, и она проходила у Hero He Beer-
д через центр прицела. Систематически
занимаясь на электротренажере, Антипов
сравнительно быстро приобрел  необходи-
мые навыки и стал успешно вынолнять
упражнения по стрельбе. :

У лрутото летчика в воздухе наблюдалось
непостоянство в одних и тех же действиях,
Он неправильно определял
цели и каждый раз атаковал  конуе на
различных утлах кабрирования. В приоб-
ретении прочных навыков по определению
дальноети цели, ракурса и угл кабриро-
вания и этому летчику также помогли
практические занятия в методическом го-
родке, в том числе систематические деся-
тиминутные тренировки на электротрена-
жере,

ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ

Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Воины H-cxoro  авиатехнического  под-
разделения готовятся к зиме. Они капи-
тально отремонтировали столовую для лич-
Horo состава, Сейчае ремонтируютея обще-

SESE Ee ee ee ИРот

Утомление и ощущение усталости знако-
мы каждому человеку. Хроническое утом-
ление и переутомление организма могут
привести к резкому ослаблению здоровья
человека веледствие функциональных рас-
стройств ряда органов и сиетем, и глав-
ным образом центральной нервной системы.
Внешне это проявляется в повышении раз-
дражительности, в апатии, вялости, отбут-
ствии желания работать, в ощущении уста-
лости до начала работы; в падении общего
тонуса. У человека ухудшаетея аппетит,
он теряет в весе, страдает бессонницей
или, наоборот, спит «как убитый».

Ослабленный организм легко подвергается
всяким болезнетворным воздействиям. В ре-
‘зультате хронического ‘утомления значи-
тельно снижается производительноеть и
качество профессиональной работы.

Выполнять летные упражнения при яв-
лениях утомления очень трудно. Точность
пилотирования самолета,  прицельная
стрельба, взлет и посадка, требующие тон-
кой согласованности работы органов чуветв
(зрения и слуха) и нервно-мышечной ко-
ординации рабочих движений летчика,
ухудшаются. Времени на обдумывание ре-
шения и выполнение поставленных задач
‘требуется все больше, появляются ошибки
‚в технике пилотирования.

° Вот почему командир части вместе с
Ввиационным врачом должны так регламен-
`тировать режим труда и отдыха летного
состава, чтобы явления остаточного утом-
ления и переутомления были устранены
_ или Же в крайнем случае сведены до ми-
нимума. С другой стороны, летный состав
Cam должен строго соблюдать распорядок
`нетного дня, уставовленный командиром
части. :

Выявить начальные формы остаточного
`’ утомления и переутомления является. пер-
 воочередной задачей авиационного врача.
`В противном случае среди летного’ состава
будет расти число лип с так называемой
хпарциальной недостаточностью» (т. е, ог-
ланиченно годных), ‘которых приходится
тибо целиком ототавлять от летной работы

дальность До  .

Поучителен и другой пример. Лейтенант
Ифимов допускал серьезные опгибки в оп-
ределении дистанции до цели. Как прави“
ло, он открывал стрельбу с большого рах-
стояния и, конечно, не попадал в цель,
Офицер Чиж и другие опытные. летчики
стали ето учить точному определению
дальности цели. В методическом городке
подвешивалея натуральной величины Wr
нуе: Летчик в прицелом отходил от конуса
на установленную дистанцию, ловил его в
прицел под заданным ракурсом и брал ун-
реждение, соответствующее заданной даль-
ности и ракурсу цели, В ходе тренировки
летчику указывалось на допускаемые. о им
`онгибки, давались советы, как устранять
их. Такие занятия проводились регулярно.
06 их эффективности . свидетельствует тот
факт, что лейтенант Ефимов научилея мет-.
ко поражать воздушные цели.

Много времени уделяю тренировкам и я,
На установленных в методическом городке
тренажерах систематически ‘совершенствую
свои навыки в прицеливании, в определе-
нии дистанции до цели и ее ракурса. Ни
‘в один из полетов на стрельбу я не от-

правлюсь без тщательной и воесторонней

тренировки на земле. Именно это позволя-.
ет мне отлично. выполнять самые сложные
упражнения. по орневой подготовке.

Так же, как к строльбам по воздушным
‘целям, мы серьезно готовимея и & полетам
‘на полигон, Перед такими полетами каж-
дый летчик непременно поднимается Ha
установленную в Методическом городке
вышЕх и е прицелом, в руках производит
наводку по движущемуся макету ‘полигона,
на котором обозначены цели. Отсюда, с
вышки, перед нами открывается картина,
восироизводящая реальную оботановку, на-
‘блюдаемую с воздуха. Внизу, в миниатюре,
нанесены линейные и площахные ориенти-
ры, населенные пункты. Передвигающийся
‘макет полигона дает возможность трениро-/
ваться в определении дистанции для oT-
Ерыкгия огня, позволяет залюминать, как
проектируются цвли при пикировании под
разными углами. Иногда занятия на выш-
ке проводятся < использованием кинопуле-
мета. Такие тренировки значительно  по-
вышатт качество наземной подготовки к
стрельбам и позволяют своевременно вы-
явить всевозможные ошибки и устранить
ИХ.

В летные дни тренировочные занятия по
воздушным стрельбам проводятся непосред-
ственно на аэродроме. Для этой цели ис-
пользуются кинопулеметы. По дешифриро-
ванным снимкам фазбираются ошибки лет-
чиков в определении дальности и ракур-
са пролетавших над аэродромом самолетов.
В наземной, подготовке к воздушным
стрельбам занимают определенное место и
стрельбы в тире и на полигоне по букеи-
pyemomy конусу. Особенно большую поль-
зу нам приносят стрельбы по конусу.
Этот вид наземной тренировки способет-
вует приобретению необходимых навыков
для ведения меткой стрельбы,

Методически грамотная система  назем-
ных тренировок дала нам возможноеть вы-
соко поднять уровень огневой подготовки
воего летного состава подразделения. (ей-
час у нас полеты на стрельбу по воздуш-
ным и наземным. целям выполняются, как.
правило, хоропо и отлично.

Старший лейтенант Я. ЖУРИН.

жития. Приводятся в порядок крыши, ок-
наи т д.

_ На ремонтных работах особенно отлича-
ются солдаты Павличенко и Дубовицкий.
Вомандование в виде поощрения предоста-
вило им краткосрочный отпуск.

на некоторое время, либо допускать к ней
с некоторыми ограничениями,

Авиационный врач должен найти в’ ус-
ловиях части пути и способы выявления
остаточных явлений переутомления лиц
летного состава для проведения профилак-
тических мер. Причем в каждом конкрет-
ном случае при изучении явлений утомле-
ния летного „состава врачу необходимо
отыскивать в сложной цепи функциональ-
ных изменений в организме решающее
звено, ведущие факторы. При этом необхо-
димо строго различать, связаны ли эти ве-
дущие факторы утомления пепосредетвенно
с выполнением летной работы или же с
какими-либо другими условиями (плохая
организация труда, неудовлетворительные
бытовые условия ит. д.). Только в этом
‘случае могут быть приняты разумные ме-
ры для борьбы с утомлением.

Под утомлением следует понимать особое
физиологическое состояние: организма, вы-
ражающееся в понижении работоспособно-
сти. Переутомление. характеризуется уже
наличием выраженных функциональных
расстройств со стороны центральной п ве-
гетативной нервной системы,

Авиационный врач и командир части
обязаны помнить, что систематическое
врачебное наблюдение за здоровьем лично-
Го состава является надежным <п0собом
своевременного выявления всёх случаев
остаточного утомления и переутомления.
Необходимо Тщательно еледить за @0етоя-
нием нервно-пеихической сферы. и общим
физическим состоянием здоровья летною
состава, причем вее данные наблюдений
необходимо заносить в летный журнал и
медицинские книжки каждого отдельного:
ЛИЦА.

Большое значение в борьбе с утомлением
имеет также надлежащая организация пи-
тания летного состява. Питание всегда
должно быть полноценным, продукты —
свежими. Надо всячески воздерживаться от
замены основных продуктов. Пищу еледует
приготовлять вкусно, чтобы она была вы-
  сококалорийной, в преобладанием углево-

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ,

Молодцы! Хорошо пилотируют! — наблюдая за полетами своих товарищей,

: говорит капитан А. Арефьев (слева) старшему лейтенанту И. Душонкову.
Такой же похвалы товарищей заслуживают и они сами, когда‘ сидят за штурва-

лами своих грозных машин. Этих офицеров в части знают как мастеров нилотиро-

вания, штурмовки и воздушного боя. Все полетные задания эти летчики выпол- ^

! Новиков,

няют только отлично.

Фото капитана И, Савина.

КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ

ОТЛИЧНИКОВ

Отличники бобвой и политической под-
тотовки —`9то гордость подразделения, его
золотой ‘фонд, Передовые воины’ показы-
‘ вают достойный пример всему личному с9-
ставу в несении службы, ‘в выполнении
приказов. Министра’ Вооруженных  Сил Co-
ветского Союза.

За период летней учебы в нашем под-
разделении значительно возросло число от-
личников боевой `и политической  подго-
товки. В основу работы по воспитанию
отличников мы положили пропатанду пе-
редового опыта лучших воинов.

У нас на партийных ‘и комсомольских
собраниях ‹ докладами часто выступали
отличники учебы. Недавно, ° например, в
части было проведено открытое! комсомоль-
ское собрание, посвященное опыту отлич-
ников учебы штурмана старшего лейте-

‘нанть Чистякова, лейтенанта Дмитричен-

ко, старшего сержанта Сажина.

Для пропаганды достижений лучших во-
инов мы используем также стенную  пе-
чать и местный радиоузел. Командир зве-
Ha старший лейтенант Пономарев методи-
чески правильно организовал наземную
подготовку подчиненных. ЦШичный состав
звена добился четкой сфаботанности, и это
обеспечивает экипажам успешное выпол-
нение каждого полетного задания. Опыту

работы и учебы этого звена были посвя-

щены номер стенной газеты и передача
радиоузла, _

В пропаганде передовиков учебы нема-.

лую роль играет наглядная ` агитация: `В
дни полетов, как только становились из-
вестны результаты ‘выполнения заданий
отдельными экипажами, сразу же‘на аэро-
дроме выпускались стартовки. Лучшим во-
инам посвящалиеь также лозунги и плака-
ты. Таким образом, имена авиаторов, от-
лично выполнивших упражнения, быстро
становились известны всему личному co-
ставу.

-Для пропаганды опыта отлячников
командование и партийная организация
используют самые разнообразные формы. В

дни летной работы на аэродроме проводят-

ся’ беседы передовиков с молодыми летчи-
ками и штурманами по таким конЕретным
темам, как, например: «Вак экипаж добил-
ся успешных результатов в бомбометании
по тактическим целям», «Как выполнять
посадку в сложных условиях» и т. д.
Недавно у нае было проведено -совеща-
ние отличников боевой и ‘политической

Е АЕ: р

Ворьба с утомляемостью летного состава

дов. Нужно иметь в виду, что понижение
работоспособноети может быть обубловлез
но изменением функционального состояния
центральной нервной системы, которая
весьма чувствительна к колебаниям уров-
ня сахара в крови. Поэтому дополнитель:
ный прием углеводов поддерживает высо-
кий уровень сахара в крови, повышает
работосиособность и’ огдаляет  наступление
состояния утомления организма. Ocoboe
значение для летного‘ состава приобретает
содержание в пище витаминов, особенно
витаминов «А» и «С». Витамин. «С» по-
выпнает устойчивость организма к. недо-
статку кислорода.

В системе  мероприятай в борьбе с утом-
лением летного состава большое значение
имеет правильная и четкая. регламентация
рабочего дня летчика. Правильно организо-
вать распорядок. рабочего дня -— это зна-
чит распределить бюджет - времени. таким
образом, чтобы после работы летный состав
имел достаточно времени на. отдых. чтобы
продолжительность
сна ‘была не менее 7 — 8 часов, чтобы
питание было своевременным: и. высокока-
лорийным, i

Особенно следует подчеркнуть, что хро-
ническое недосыпание является наиболее
блатоприятной почвой для. возникновения
Оно ослабляет организм, ведет в истоше-
нию нервной системы и к быстрой утом-
ляемости, Поэтому со случаями нарушения
регламента летного дня со стороны отдель-
ных  недисциплинированных лип’ нужно
вести решительную борьбу.

Что касается самой летной работы, то
здесь лучшим средством борьбы с утомле-
нием и переутомлением является отличное
знание своего дела, тщательная наземная‘ и
летная тренировка. Значение наземной и
летной тренировки заключается в том; что
летчик вырабатывает  автоматизированные
навыки в управлении  самолеми и
его отдельными згрегатами. Эта автомати-
зация в значительной степени разгружает
напряженность нервно-психической сферы
(главным образом со стороны высших пеи-

подготовки. Передовые воины выступили <

ie or

непрерывного. ночного.

выполнении летчиком профессиональных

водержательными Тассказами 0 том, как
они совершенствуют знания и практиче-
ские навыки. Например, коммунист техник
Шихов, у которого за весь период работы не’

было ни одного отказа материальной ча-
сти,
ной экснлоатации’ самолета.
состав с особым интересом прослушал рас-
сказ Шихова о том,
рабочий день.
Такие
пользу, помогают собирать и распростра-
НЯть опыт, накопленный  передовиками

‚ учебы. :

Широко организована у нас помощь OT-
Личников ‘отстающим. Техник самолета
старшина Ажгихин в годы Отечественной
войны обслужил 170 боевых вылетов. Ус-
пепгно работает он на материальной части
и в голы мирной учебы. У него богатый
опыт, и он Умело прививает молодым меха-
никам необходимые навыки работы: В
прошлом. году в экипаж пришел” моторист
сержант Химченко. Он имел неплохую: тео-
ретическую подготовку, но У него  отеут-
ствовали необходимые практические навы-
ки. Старшина Ажгихин много работал. с
ним, рассказывал и показывал, как надо
правильно и последовательно проводить на
самолете предполетные работы, `послепо-
летный осмотр. Ажгихин помог сержанту
Химченко подтотовиться и успешно сдать
зачеты на, механика самолета. Теперь тов.

‘Химченко стал передовиком учебы.

`А вот другой пример. Шялурман офицер
Тимченко долгое время отставал в учебе,
плохо выполнял полеты на бомбометание,
На помощь ему пришел офицер Демченко.
Он помог штурману изучить материальную
часть бомбардировочного вооружения, на-
учил правильно производить расчеты, про-
вел вместе несколько тренировок на спе-
циальной, аппаратуре. Каждый полет Тим-
ченко он подробно анализировал и указы-
вал ему на допущенные ошибки. Блатодаря
конкретной ‘деловой помощи офицер Тим-
ченко устранил серьезные. пробелы в своей
работе и етал выполнять бомбометание от-
ЛИЧНО. eo
Широкая пропаганда опыта отличников,
их помощь отстающим позволяют еще вы-
ше поднять качество летной учебы. Весь
личный состав в своей работе равняется
на отличников, осваивает их передовой
опыт.

хических функций) летчика и означает
высокую степень совершенства и согласо-
ванноети работы органов чувств и нервно-
мышечной ‘координации рабочих движений
при минимальном контроле со стороны с0-

‚знания.

При достижении высокой степени авто-
матизации в выполнении отдельных про-
фессиональных навыков затраты организма
минимальны, Всякий знает. по личному
опыту, пасколько утомительны для начина-
ющих и нетренированных людей катание
на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах
и насколько легко эти виды спорта осва-
иваются после тренировки, когда движения
приобретают автоматизированный характер.

Обнаружив у какого-либо летчика‘ ту
или иную степень утомления, авиа-
ционный врач должен подвергнуть анализу
материалы своего! обследования и уточнить,
Что явилось ‘непосредственной причиной
утомления; выполнение самой летной рабо-
ты, неправильный. распорядок дня или его
несоблюдение плохие жилищно-бытовые
условия и т. п. Только в этом случае он
может наметить правильные профилактиче-
ские меры для борьбы в утомлением.

Следует заметить, что метод наблюдения
и опроса дает. надежные результаты толь-
ко тем авиационным врачам, которые хо-
рошо знают свой летный состав, условия
его профессиональной работы и быт.

При испытании летчика некоторыми те-
стами можно сделать заключение лишь 0
скорости и качестве владения летчиком
задачей данного теста, а’отнюдь He 06
ухулшении выполнения профессиональных
летных упражнений в результате утомле-
НИЯ. !

При соетавлении психологического те-
ста на сообразительность, ориентировку,
концентрацию и об’ем внимания и т. п.
необходимо давать летчику задачи, связан-
ные с ориентировкой на местности и пра-
вильной оценкой разных, быстро меняю-
щихся ситуаций, штурману — прокладкой
курса и т. п. Такого рода задачи близки и
понятны  летному составу и вызывают У
него определенный интерес. В этом. случае
тесты будут точнее отражать ‘изменения в

упражнений при летной работе в случае
утомления: ‚ - : 6

поделился своим опытом правиль-
Технический

как OH планирует

совещания приносят большую

труду делают его творческим и ‘радостным,

2 сентября 1949 г., № 207 (1431).

_ ЛИЧНЫМ. ПРИМЕРОМ

Немало отличных стрелков-радистов под-
тотовил младший сбржант Новиков. Он 10
праву считается одним из лучших ради?
отов-ИНотрукторов части. ’ Нико из его
сбблуживцев неё помнит такого случая, ко-
тда бы самолет, тде радистом Николай
летал‘ без связи, На самых
дальних марирутах, при самых плохих ат»
мосферных ‘условиях он вылавливает из
эфира свои позывные, у 7
„ Такого мастерства Новиков добился бла-
‘тодаря упорной, систематической  трени-
ровке, отличному знанию материальной ча-
сти, постоянному стремлению совершенст-
вовать евою специальную, политическую и
общеобразовалельную подготовку,

Сержант Новиков любит свою специаль-
ность. Любовь’к ней он. старается привить
и подчиненным. о

Сейчас Новиков обучает операторской
работе в воздухе тт. Широгорова, Гребенки-
на, Рузова и Полякова. Надо сказать, что
сначала, во время
эти воины с большим трудом осваивали
свою специальность. И только на практи-
ческих занятиях под руководством младше-
ro сержанта Новикова развернулись 2X
способности. К концу полигонных полетов
они показали высокие результаты работы.

Об’яенить это можно тем, что Новиков
умело подошел к каждому своему ученику,
учел их личные особенности и, исходя из
этого, проводил обучение. Новиков пони-
мал, что мастерство не’ приходит сразу, ‘что
от него потребуются настойчивость и тер-
пение в процессе обучения воинов.

В первых же полетах он заметил, что
Поляков четко и хладнокровно fpado-
тает на рации, но только до того. момен-
та, пока ему не надо менять волновую нз-
стройку приемника или передатчика, Сто-
ит только дать ему задание перейти на
волну пеленгатора или полигонной  стан-
ции, как он начинает нервничать, делает
много лишних движений. Это приводило к
неуверенному приему и сбивчивой переда-
че на ключе. Стало ясно, что Поляков
не отработал как следует в классе элемен-
ты перестройки рации.

— Больше уверенности в собе и больше
внимательности, тов. Поляков, — fo-
ворил инструктор. — Станцию и ее «кап-
ризы» изучайте на земле.

В течение нескольких дней Новиков са-
дился в одну кабину с Поляковым и по-
казывал, как должен действовать оператор
в полете. Поляков, таким образом, прошел
хорошую тренировку и овладел всеми при-
емами работы,

Совещание

отличников

‹ ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(Наш  корр.). По-празвдничному убран
клуб Н-ской авиачасти. На стенах
портреты отличников, фотовитрины, 0то-
бражающие учебу авиаторов; бюллетени, в
которых рассказывается о лучших вой-
нах. В зале клуба собрались передовики
боевой й политической подготовки, чтобы
поделиться опытом своей работы и учебы.
© докладом выступил командир. Он
‘рассказал о лучших летчиках, техниках,
механиках, мотористах, воинах авиатыла,
 0 том, как в части выращивают отлични-
ков. Затем слово взяли участники совеща-
ния.

Летчик лейтенант Бойденко за период
летней учебы все задания Выполнял от-
лично. Он рассказал, кавим образом он до-
стигает выкоких результатов учебы, Crap-
ший лейтенант Вотляров рассказал о том,
как он добился, что все члены его экипа-
жа стали отличниками, 0 работе на мате-
риальной части говорили механик старши-
на Быстров, механик по авиавооружению
старший сержант Болдырев, радиотелегра-
фист старшина Орехов, лучший шофер
подразделения рядовой Богдан и другие. ”

вх

Хорошие результаты при изучении ‚при-
чин утомления и разработке мер его про-
филавтики ‘может дать анализ  производи-
тельности и ‘качества летного труда. Этот
прием иселедования позволяет оценивать
производительность. труда и его качество
как один ‘из важных ноказателей общего
состояния ‘организма во время летной рабо-
ты. Врач части, внимательно ‹ изучивший
особенности летной работы, выделяет 0с-
новные, ‚наиболее важные элементы. ее
(например, взлет, посадка самолета, сохра-
нение своего, места в строю, результаты
летных упражнений и т. п.) и. системати-
чески следит за оценкой командиром ча-
сти качества выполнения данным лицом
летных упражнений. Ухудшение ^ выполне-
ния летных упражнений может оказаться
результатом утомления,

Для изучения утомления летного соста-
ва авиациолному врачу можно также реко-
мендовать метод «функциональных проб»,
выявляющий реакции организма или ка-
кой-либо отдельной его системы (сердечно-
сосудистой, дыхания и др.) на одну и ту
же дозированную нагрузку наз протяжении
рабочего дня, i

В ряде профилактических ^ мероприятий
в борьбе с утомлением исключительно бла-
гоприятное зяачение имеет физическое вос-
питание „летного состава. Но при этом не-
обходимо сочетать обычные методы физи-
ческой культуры (легкая атлетика, плава-
ние, волейбол и т. н.) со специальными
физическими упражнениями (батуты, рен-
ские колеса и т. д.), направленными на
развитие устойчивоети организма к уско-
рениям ит. п.

Большую роль в борьбе ‘в утомлением
играет дальнейшее культурное развитие и
политическое воспитание летного состава.
Воспитание советских людей в духе безза-
ветной преданности партии Ленина—
Сталина и нашей великой ’сопиалистиче-
ской Родине повышает любовь и рвение к
труду, делает труд содержательным, эмоця-
онально насыщенным. Высокая степень
сознания, соцпалистическое ‘отношение к

что в значительной мере повышает бод-
рость советских летчиков.

Подполковник медицинской службы
В. СКРЫПИН.

теоретической учебы,

дайте сыну’ мой отцовский

-- Раньше, бывало, за весь полигонный
маршрут только и успеешь, что связаться
с землей Ja дать одну-две радиограммы,
— рассказывал Гадист после тренировок,
— а сейчас. дашь семь-восемь радиограмм,
и еще остается много свободного времени,

Часто после предполетной подготовки
или после полетов, усевшись на траве вре=
Ди своих подчиненных, младший сержант
Новиков раесказывает UM поучительные
случаи из своей практики.

— Запомните главное. — говори? он
воинам, — в нашем деле нет мелочей:
На все надо обращать одинаковое внима“
ние. ^

Помню; как однажды. у меня в ca-
мостоятельном полете перестал  рабо-
тать приемник, Я сразу же стал оема-
тривать лампы — искать там причину
неисправности. Смотрю — лампы горят. Я
к предохранителю, — но и он цел, пита-
ние есть — и иизкое и высокое. Коман-
дир корабля спрашивает: «Связалея?», ая
молчу — все копаюсь в рации, Холодный
пот о прошиб, стыдно: считалея хорошим
радистом, и вот такой случай... Вдруг по-
чти машинально выдернул вилку наушнич
ков и переткнул ее, сменив полюсы, И сра-

зу же приемник заработал нормально, Ока-.

зывается, и вилка наушников или шлемо-

фона может при неправильном включении,

ее в гнезда телефона замкнуть цепь. и сы-
грать в радистом плохую шутку.

Подолгу сидят и беседуют инструктор и.

ето ученики.

Изо дня в день показом и четким, глу-
боким об’яснением обучает Николай Нови-
ков будущих членов боевых экипажей, Но,
обучая других, он не забывает и о своей
учебе. Его часто можно видеть за книгой,

Младший сержант  Новивов -= чаен
ВЛЕСМ, отличник боевой и политической
подготовки. Недавно начальник связи гро»
верял знания воздушных радистов. Млад»
ший сержант Новиков получило отличные
оценки и по операторской работе, и по

материальной части, и по правилам радио-

обмена.

Начальник связи подразделения, в кото-
ром служит Новиков, старший техник-лей-
тенант Фролов говорит;

— На Новикова я могу положиться все-
гда. В любой обстановке он все сделает в
срок и хорошо.

В ответ на похвалу младший сержант
Новиков отвечает:

— Иначе служить нельзя. Это’ — мой

долг, я — комсомолец!
  Г. ГУЛИН,

“

Родительские

наказы

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
В Н-ской части широко практикуется
посылка писем на родину воинов-—отлич-
ников учебы. Такие письма были отправлеч
ны родителям механика по радио старши-
ны Чулкова, механика ‘по’ звиавооружению
сержанта. Малахова, мастера по авиавоору-
жению‘ сержанта Курченко, механика по

\

\

лова. «И

Прибываюнщие на имя команлира части
ответы родителей зачитываются‘ перед’ воем
ЛИЧНЫМ составом. ‹

Вот что пишет из Башкирской АССР
Е. Чулков:

«Искренне. благодарю командование 38
воспитание моего сына в духе беззаветной
преданности, и любви к. социалистической
Родине и большевистской партии. Пере-
наказ, чтобы
он и впредь так. же настойчиво овладевал
военным делом, в совершенстве осваивал
военные дисциплины и, если понадобится,
умело и. бесстрашно тромил врага. Я, co
своей стороны, приложу все силы к тому,
чтобы своим честным трудом укреплять
могущество нашей Родины. Сейчас весь
коллектив нашего  Аскинского леспром-
х0за, где я работаю; добивается пере-
выполнения производственной программы
этого года. -

Передайте горячий привет всем. совет
<ким воинам, бдительно’ стоящим Ha ¢Tpa-
же мирного созидательного труда».

С волнением слушали воины письмо
3. Теслюка из Днепропетровской области,
Выражая благодарность командиру и всем
боевым друзьям сына, он пишет:

«Два моих сына отдали свои молодые
жизни на фронтах. Великой Отечественной
ВОЙНЫ.

Мой третий сын свято чтит память ево-
их братьев, множит их боевые традиции в
мирной учебе. Радуюсь за своего сына, ко-
торый служит примером своим товарищам
по оружию».

Чувством искренней благодарности
командованию части проникнуты и другие
WHChMa,

Такие письма воины части получают
нередко. Родительские наказы, вести из
тородов. и колхозов, в которых  рассказы-

‚вается 06 успехах тружеников промышлен-

ности и сельского хозяйства, влохновляют
воинов на новые достижения в боевой п
политической подготовке. ©

СВЯЗЬ РАБОТАЕТ
БЕЗОТКАЗНО

ПРИБАЛТИЙСВИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(Наш Kopp.) Задолго. до начала полетов
связисты` прибыли на аэродром. Начальник
стартовой радиостанции старший сержант
Серовой заканчивает последние приготов-
ления.-В течение всем летного дня связь
© экипажами» поддерживалась бесперебой-
но. Старший радист младший сержант
Жвакин, радиотелеграфист сержант Скля-

ренко, электромеханик ефрейтор Михайлов.

отлично справились со свойми
стями,

Одновременно со стартовой радиостанци*
ей работала более мощная радиостанция,
которая обеспечила связь с самолетами на
маршруте. Ее расчет возглавляет опытный
радист сержант Белоконев. Мастер своего
дела, Белоконев ввел ‘ценное усовершен-
ствование на радиостанции.

По инициативе старшего лейтенанта.
Погребного в кузове автомашины было
смонтировано три радиостанции. Этот мон-
таж ценен тем, что в случае выхола из
строя одной радиостанции незамедлитель-
но включается другая, и тем самым обее-
печивается бесперебойная радиосвязь,

обязанно-

авиавооружению старшего сержанта Круг т