очи ть мн

i

Е рабатываются „И совершенствуются в: про-

ТРЕНИРОВКА

Основная задача ‘штурмана. бомбардиро-
BOYHOTO экипажа — точное выполнение
любого боевого задания в любых, даже са-
мых сложных условиях.

Каждый полет на бомбометание можно
подразделить Ha несколько последовательно
выполняемых этапов, но основной задачей
полета является поражение пели в задан
ное время, .

Поражение цели, как известно, обеспе

чиваелея путем меткого бомбометания, ко-  .

торов зависит от целого ряда условий, в
том числе от правильного определения ис-
ходных  припельных” данных, 0т точности‘
выхода на цель, прицеливания =H Teoh
Все эти навыки в значительной мере OT--

цегсе наземной тренировки. Bor почему
систематическому тренажу экипажа бем-
баодировщика ‘необходимо wear особен-
ное внимание.

Для этой цели мы ибпользуем заме-
чательный бомботренажер Делюнова, ко-
торый позволяет прививать летчикам И
штурманам навыки в ‘обращении с бомбар-
дировочным оружием самолета ив ‘прине-
ливании.

Сложность техники бомбарлировочного
вооружения современного самолета требует
от штурмана плановой, систематяческой
тренировки, которая приносит весьма ощу-
тительные результаты. Так, например,
лейтенант Вотинов ‘вначале не всегда
удачно бомбил на полигоне, & когла начал
регулярно тренироваться, то стал  отлич-
ным бомбардиром. Та же самее можно. <ка-
зать и про офицеров Буковарова, Больша-
кова и других. Обучение на тренажере,
имеющемея у нас, лает возможность отра-
батываль все основные элементы, создавая
обстановку, ну, к реальным услови-
ям полета,

Для того, чобы enue была про-
хуктивной, на тренажере сделаяо такое
же оборудование, какое ‘имеется в кабине
штурмана на самолете. Мы установили
действующий электрический’ и. аварийный
сбрасыватели, в также различные оптиче-
ские и коллиматорные прицелы. Это позво-
лило улучшить тренировку, приблизить ее
в действительным условиям полета и по-
могло осуществить более полный pete
3a paborol штурмана.

Вот пример. При первых самостоятель-
ных полетах отдельные экипажи произво-
дили лишние «холостые» заходы на цель.
Причину этого выявить удалось не сразу.
Лишь при занятиях на тренажере мы У6-
тановили, что штурманы этих экипажей
лейтенанты Кожевников и Баранов забыва-
ли снимать замки держателей с .предохра-
Еителя. Сейчас этот недостаток устранен.

Были и Чакие, правда‘ немногочислен-
ные, случаи, когда некоторые штурманы
не включали во-время электрический сбра-.
сывалель,  что также вело. к повторным. за-
ходам на цель. Тренажи позволили Г
и. этот недостаток.

Качество тренировок во многом зависит
‘от степени знания штурманом навигаци-
онной и бомбардировочной аппаратуры.
Лтурман, который хорошо знает аппарату-
ру, сноровието „работает. и на тренажере,
ив воздухе. У`нас ‘был ‘однажды такой
случай. Лейтенант: Нефедов во время ‹ тре-
нировки в оптическим прицелом заявил
руководителю занятия, 910 ‘он ‘почему-то’
совершенно не видит цели. Проверка пока-
зала, что Нефедов не умеет правильно
пользоваться окуляром прицела.

Для продуктивной учебы очень важно,
чтобы тренажер был тщательно подготов-
лен и отрегулирован, иначе во время ‘3а-
нятий могут быть заминки. Также важно,
чтобы руководители занятий тшательно го-

ШТУРМАНА.

товились к каждому тренажу, заранее со-
ставляли методические указания, которые
предусматривали бы типовую задачу и ме-

тодическую последовательнесть” трениров-.

ки. Вначале тренировки должны быть по
возможности. простыми; например опреде-

ление направления и скорости. ветра „Ка“ {).
ким-либо одним. способом. Затем ‘трениров- 0.

ки усложняются, и, наконец, на тренажере `
отрабатывается задача, полностью.

Весь пропесс. ааа, по натлему.
мнению, должен’ состоять из.трех этапов:
подготовка прицпельных данных, техника
выполнения бомбометания; тазбор» из об яв-

тление оценок, за выполненный тренах. ‚

Само собой разумеется, что упражнения
на тренажере ‘должны. строго. соответетво-
вать тем упражнениям, которые штурману
предстоит ‘выполнять, в воздухе. .Тренаж
мы стараемся ‘проводить накануне дня по-
летов. ‘0с760е внимание летчиков во время
тренировки обращаем ‘на; выдерживание
заданной высоты си ‚окороети полета, -&
также на’ правильность ‘производства дово-
‘ротов на боевом пути. и выдерживание бо-
евого курсз по компасу. Что касается.

штурманов, то от. них важно добиться.

правильного определения боевого угла, раз-
ee прицела (БУРП), точности расчета

ий установки угла прицеливания, правиль-.
ной техники прицеливания, четкой, подачи
команд летчику и т. д,

При проведении тренировок рекомендует-
я производить в течение каждого ‘заня-
тия нс более 5—6 заходов на пель. Цель
указывается руководителем в’ помощью
указки.

Особое значение при бомбометании имеет
точное определение скорости й. направле-
ния ветра. Некоторые  штурмавы непра-
вильно определяли ветер и плохо. бомби-,
ли. Так, например, было с лейтенантом
Ганаковым. Но стоило только ему по-
серьезному. заняться тренировкой на аппа-
ратуре; как он стал
вое полетные упражнения по: бомбомета-
Huw, Самостоятельные тренировки, прово-
димые изо дня. в день; помогли также и.
офицеру Зарину встать B ряды хороших
бомбардиров.

Вполне естественно, что знание матери-
альной части бомбовооружения, аппарату-
ры, умение точно ‘определять ‘ветер, БУРИ,
угол прицеливания ‘и правильно произво-
дить боковую наводку — все это должно
быть в пентре внимания руководителей
занятий.

При работе на тренажере ОИ
фиксировать все основные ошибки штур-
мана, допущенные в. ходе занятий. После
каждой тренировки, как правило, следует
проводить краткий, сугубо конкретный
разбор.

Только глубокое. и серьезное. изучение
каждого обучаемого на. тренажере. даст в0з-
можность старшему штурману воспитывать.
метких бомбардиров, умеющих грамотно
разбираться во всех вопросах теории и.
практики бомбометания,

Конечно, без овладения теорией бомбо-
метания не может быть и речи о точном
поражении цели с воздуха. Это обязывает
п штурмана и летчика систематически по-
полнять свои теоретические знания,  3а-
креплять эти знания: в процессе. тренажей.
и умело использовать в практической лет-
ной работе.

Наряду е тренировками мы организо-
вали консультации по теоретическим в0-
просам бомбометания, в процессе которых
каждый штурман и летчик‘ индивидуально
получал необходимое раз’яснение по инте-
ресующему его вопросу.

Подполновник П. ЦВЕТКОВ,

ВЫСОКИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ СТРЕЛЬБЫ

Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Низко над аэродромом пролегеп самолет-
бувспровшик и ©бросил конус. `Векоре. к
конусу подбежали офицеры и курсанты.
Полотнище его’было густо ‘усеяно разно-
цветными: пробойнами.

— Молодец Сапунов!
один из курсантов.
Сапунов поразил конус несколькими
пулями и получил высокую оценку коман-
дира. Отлично стреляли также курсанты.

— BOCKIHRHYI

Подрыгало и Царев.

отлично Выполнять)

‚ Большая заслуга Жукова передо со-
ветской Родиной заключается в_ том, что.

конструкций. :
7.150’ часов и налетал’ без ‘аварий’ почти

SEAR OK

Гри и
‘за’ штурвалом

(СВЫШЕ 30 лет Александр Иванович
Жуков служит в. ‚авиации. Еще
юношей в. 1911 году ‚он поступил в лет-
‚ную ’школу Российского общества B03-
‘духоплавателей. Пройдя: школу, мотори-
стов/! ‘он’ самоучкой выучился летать,
Старому! летчику. знакомы ‚все, . марки
машин == от той, на, которой он получил
в 1916 году первое воздушное креще-
‘ние, до самых последних опытных об-
`разцов самолетов.
Сразу же. пос Великой Октябрь-
‘ской социалистической: революции Ane-
ксандр Иванович  Жуков, будучи пред-
’седателем‘ ‘ревкома  Московской школы
авиации и воздухоплавания, явился ор»
ганизатором подготовки советских лет»
1:

по его инициативе была начата подготов-.
ка летных кадров из рабочей молодежи
без отрыва от производства. Лично Жу-
 ков’ обучил. летному мастерству свыше
400 ‘авиаторов. ‚
А. И. Жуков был в числе учителей

и воспитателей замечательных. советских
летчиков — Валерия Чкалова, Михаила
Громова, Маврикия Слепнева и’ многих
других, прославившихся на весь мир
 героическими полвигами ¥
В 1924 году Жуков‘ стал работать по
испытанию’ отечественных самолетов. :
Отлично владеющий техникой ‘пилотажа,
‚ знающий ° и’. любящий ‘своё ‹ дело,
А. И. Жуков облетал более 9.500 се-
рийных ‘самолетов
‘On

самых
провел в

различных
воздухе

2 миллиона километров.

За многолетнюю безупречную и са:
моотверженную работу’ в. качестве : лет-
чика-испытателя 1-го класса ‘он получил
несколько правительственных наград,

На снимке: старейший’ летчик-
испытатель 1-го класса ие
`Иванович: Жуков. :

‚ Фото’. и текст Г, Прозцоны

ЗА НО УЧЕБУ

ЧВАЛОВ, 6: сентября. ‘(Mo телеграфу or)

наш, ‘норр.). Офицеры-преподаватели 1-го
Чкаловского авизучилиша’ настойчиво по-
вышают свои специальные и политические
знания. Многие из-них учатся на заочных
отделениях военных зкадемий, занимаются

‚  заочно в институтах. Свою учебу они уме-

10 сочетают с воспитанием курсантов.

‚ Недавно группа офицеров-авиаторов 3a-
кончила заочное отделение Чкаловского пе-
датгогического института; < Преподаватели
майоры Редькин, Шевченко и капитан
Чиповецкий за успешную учебу получили
дипломы с отличием. пы

ий GPRS

HA. ПОЛИГОНЕ

На бомб saprmbonotnoM поле авиаторы за-
крепляют теоретические знания по бомбо-
метанию, приобротенные летным оставом
в ходе наземной ‘учебы, Мы уделяем боль-
шов. внимание з оборудованию . полигоиз и
организации работы на нем, Больщая pa-
бота по подготовке целей к бомбометанию
осуществлена нашими штурманами офипе-
рами Матросовым, Тачковым и Рогожи-
ным. Благодаря заботам офицеров на на-
шем полигоне своими силами изготовлена
новая цель, и все оборудование полигона
приведено в должное состояние.

Раньще авизторы. жаловались, что из-за
плохой ‘деятельности полигонной‘ команды

нарушалась четкая и планомерная работа

экипажёй. Засечки разрывов Ир воетда 1 с0-
ответетвовали действительному ^ месту, па-

“дения бомб. Благодаря своевременно при-

нятым мерам и стараниям старшины Крут-
ских; сержанта Карачейцева и’ других воп-
нов этот пробел был устранен.

Много усилий потрачено, чтобы органи-
зовать надежную связь между полигоном и
экипажами в воздухе. Сержант Ники-

дились.на своем посту, и в летний период
радиостанция работает бесперебойно, нз-
дежно. обеспечивая связь полигона с воз-

годарность.
Успешная работа, авиационного полиго-
на во. многом: зависит... и от руководителя
полетов на’ полигоне; На’‘этой. ответствен-
пой работе у нас используются наиболее
опытные ‘офицеры. Как в одиночных, так и
в прупповых полетах обеспечивается чет-
кое руководство всей учебной‘ работой эки-
пажей с КП полигона. Руководитель поле-
тов на полигоне следит за строгим соблю-
дением всех ‘установленных ‘правил лётной
службы и инетрукции no эксплоатации
полигона. Ещетло начала’, бомбометания он
poopengct организацию работы полигонной

Старшина Базимиров прибыл в подразде-
ление в период. интенсивных полетов на
бомбометание и стрельбу. В беседе коман-
дир указал старшине на ряд. недостатков
в подготовке оружия к стрельбе и указал,
как их устранить, .

Выполняя приказание, Базимиров закре-.
пий за каждым специалистом самолет, на-

вой. техники к вылету, и особенно тшаг
тельно следил за выполнением регламент-
ных работ, По инициативе старигины было

‘организовано рабочее место для‘ SHCTRE

смазки оружия.
Получив задание на летный день,’ стар-
шина собирал оружейников и каждому
указывал, к какому часу и что подгото-

регулярно проводил техразборы, на кото-

„Советский

Вышел из печати и расеылается ° под-
писчикам литературно-художественный
журнал Главного Политического’ Управле-
nua Bod ня Сил СССР «Советский
воин»

Журнал открывается и «Пламен»
НЫЙ борец за дело коммунизма»,  поевя-

ущенной годовщине co дня ‘емерти A. A,

Жданова. _

В › статье › А. Бакалова «Самое” дорогое».
расзказывается о Родине, о созидательном
труде советского народа, о славных тради-
циях Советской Армии. В номере’ опубли-
кованы рассказы: Андрея  Шманкевича
«Сирнал жизни» и Б. Привалова «Леген-
да о Зельберфольке». з также отрывов из
«Повести © двух кораблях» Н. Панова —
«Бой у чюленьих островов»,

В журнале напечатаны стихи Ивана
Неходы «Смотрю на карту Украины», Ни-
колая Сидорова «На посту» и «В родном

краю», Ивана Юрченко «Курск», А. Ма-.
‘карова «Баллада о новом доме», Виктора
Федоровича «Раесказ солдата», Андрея

Малышко «Урожай», Анатолия Рыбочки-

на «На политинформации».

тин и солдат Слепов самоотверженно тру-.

духом. Сержантам Караченцеву, Никитину.
‚и солдату , Слепову pone об’явил бла-

0 своими подчиненными приказы и

Yad строго. контролировать подготовку б0е-.

команды и контрозифует в6 в ходо выпол-
нения полетов.

Но этим нё ограничивается деятельность
руководителя, Он. тщательно фиксирует все
ведостатки, работы полиюна, доводит до
‚сведения начальника полигона в66 3aMe-
‘ченные ошибки и следит за их исправле-
нием, Четко ‘организованная.
ная радиосвязь экипажей с полигоном
обеспечивает надежное управление с зем-
ли, помогает, летчикам выполнять задания
без происшествий. .

На каждый летный день составляется

плановая таблица полетов на полигоне, ко-
Торая находится у офицера, назначенного
Ha полиюн, у руководителя’ полетов” на
зэродроме вылета, и у дежурного штурмана
na КДИ. Этим обеспечивается точное при-
бытие экипажей на пель. Такой порядок,
полностью оправдавший себя, установлен
по инициативе штурмана капитана Тачко-
ва.

Her особой надобности. доказывать, ка
кое большое значение имеет фактор вре-
мени в полетной работе, Прибытие само-
летов строго в. назначенное время на цель
диспиплинирует экипажи, приближает по-
лигонное бомбометание к условиям боевой
обстановки. Малейшее опоздание приводит
в неприятным последствиям особенно при
групповых полетах на ‹ бомбометание и

при выполнении заданий в сложной 06.

становке. Руководители полетов Ha поли-
тоне помнят 0б этом и строго следят 3a
неувлонным выполнением плановой табли-
цы.

В результате напряженной учебы авиз-
торов и повседневного руководства ими. со
стороны старших. штурманов качество
бомбометания 38 летный период эначитель-
но улучшилось. В этом немалая заслуга и
воинов, обслуживающих наш  авиацион-
ный полигон,

т Ф, МОИСЕЕВ,

Оружие в исправности.

рых‘ детально характеризовал работу каж-
дого специалиста по ‘вооружению, указы-
вал на их недостатки и положительные
стороны;

Старшина. Базимиров настойчиво изучал
Ha-
CTAaBAeHUA, устройство и действие авиаци-
онного: вооружения.

Результаты этого труда не замедлили
сказаться. Летный состав стал’ выеказы-
вать удовлетворение по поводу тщательной
подготовки вооружения. В «боевых ‘лист-
ках» появились заметки

‘службе авиаспециалиетов.

` За образцевую подготовку средств во-
оружения к полету старшина Базимиров
имеет 8 благодарностей: его портрет поме-

вить.,В конце летного дня тов. Базимиров щен на доске отличников части.

Капитан 3. ЧУДАЙКИН.

войн“ № 16

Под рубрикой «Замечательные люди нз-
шей Родины» дана’ статья кандидата фи-
лологических наук Н. Шиманова «Алек-
сандр  Николаевич Радищев» (к ApyxcoTse-
тию со дия рождения). —

`В статье Г. Грёбнева «Образ советского
воина в кино» рассказывается о творче-
стве лауреата Сталинской премии Бориса
Андреева. В рецензии А. Иванского  тово-
ритея о постановке  пъесы Вадима (Собко
«За вторым Фронтом» на сцене Централь-
Horo театра Красной Армии.

Грандиозное строительство идет сейчас
в социалистической Москве. 06 этом по-
вествует очерк И; Селищева и П. Хохлова
«Москва строится»,

В номере напечатан также ответ писа-
теля тя Первенцева на письмо рядо-
вого Влепикова: в ответе  рассказы-
вается ы героях романа «Кочубей».

бесперебой»,

7 сентября 1949 г., № 211 (1435).

. В. боветеком. козлитете
‚защиты тира

ба состоялось заседание Советского.

комитета защиты мира, ° избранного Beeto-
юзной конференцией сторонников мира.
На заседании был образован прези-
Диум Советского комитета защиты мира в
составе тт, Тихонова Н. С., Грекова Б. Д.,
Корнейчука А. Е., Ершовой Т. И., Вави-
лова 6: И, Фалеса А. А. Михайлова
№: Поповой {Н.*В,, Симонова’ К. M.,
Суркова А. А., Герасимова С. А.
Предеедателем Советского. комитета 3а=
щиты мира noopan писатель H. C:; Taxo-

HOB.
‚ (ТАСС).

Вечер молодежи
Н-СКИЙ. АВИАГАРНИЗОН. (Наш. корр,).

Недавно здесь состоялся молодежный ве-.

чер на тему; «Наше
коммунизм, наше поколение
при коммунизме»,

Мысль о проведении такого вечера заро-
дилась на семинаре комсомольских работ-
ников, когда обсуждались мероприятия п
реализации решений ХГ с’езда ВЛЕСМ. В
разработке плана вечера и в подготовке к
нему активное участие приняли’ многие
комсомольцы,

В подразделениях состоялись беседы
‘атитаторов с молодыми воинами на темы:
«Приветствие ЦК ВВП(б) Х1 с’езду ВЛКСМ
— боевая программа комсомола», «ХГс’езд
ВЛАСМ — с езд молодых строителей комму-
низма», «Борьба советской молодежи: 32
досрочное = выполнение послевоенной
сталинской пятилетки». В подразделениях
были выпущены стенгазеты и «боевые
листки», посвященные отличникам боевой
и полилической подтотовки. В фойе офи-
церскога клуба комсомольцы оформили фо-
товитрину «Боевой путь ленинеко-сталин-
ского комсомола». и выетавку «Это сделано
руками молодых воинов».

На молодежный вечер, состоявшийся в
офицерском клубе, пришли почти вее мо-
лодые авиаторы гарнизона. С докладом вы-
ступил офицер Сидоров.

Затем слово’ взял делегат ХТ с’езла
ВЯКСМ тов. Гавришев. Он говорил о том, как
молодежное звено, которое он возглавлял,
выраетило рекордный урожай пшеницы.
интересом слушали собравшиеся и рассказ
секретаря комсомольской организации пе-
релового цеха Н-ского завода тов. Бутова
0 молодых стахановцах, досрочно завёр-
шивших выполнение годового плана.

Жапитан Грачев посвятил свою ‘речь ру-

поколение построит
будет жить

о примерной   Ководящей и организующей роли больше-

вистской партии в борьбе за построение
коммунизма.

На этом же вечере состоялось вручение
почетных ‘грамот ЦЕ ВАВСМ, которыми

были награждены комсомольцы-—отлични-

ки боевой и политической подготовки. Пер-

вым получил почетную грамоту летчик
лейтенант Ефремов, добившийся высоких

показателей в ‘боевой учебе, Грамоты были:

вручены механику сержанту Смирнову,
радисту сержанту Виноградову и другим.
Участники вечера тепло приветствовали
своих ‚товарищей, ‘узостоившихся почетных.
наград.

В заключение: коллектив”

церт.

НАГРАДА РАДИСТАМ

ПРИКАРПАТСВИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
6 сентября. (По телеграфу от наш. норр.).
Экипаж.  радноетанции,. = возглавляемый
старшиной Карловским, добился отличных
успехов в учебе и работе. Начальник ра-
диостанции Карповский, старший радиоте-
леграфист младший. сержант Амосов и ра-
диомехание младший сержант Шелехов —
мастера, своего. дела. Экипаж в- результате
упорной учебы и тренировки добилея пол-

Статья кандидата, филологических наук   ‘ной взаимозаменяемоети,

И. Миримекого посвящена поэту-гуманисту
Гете. в связи с двухеотлетием со дня его
рожления.

Журнал богало иллюстрирован puCyHRa-
ми, цветными снимками, Фотоочервами,

Tr, Варповский; Амосов и Шелехов об.
разцово обесцечивают управление полета.
ми, всегда держат бесперебойную связь:
Личный состав передового экипажа недав-
но награжден ценными подарками.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

ОТКРЫТИЙ П.

8 сентября 1914 тода по всему миру
разнеелаеь печальная весть о героической
гибели выдающегося ° русского военного
летчика Петра Николаевича Нестерова, ое-
новоположника высшего пилотажа, авиа-
тора, разработавшего основные принципы
ведения воздушного боя истребительной
авиации, напионального героя, впервые в
мире применившего таран.

Петр Николаевич. Нестеров был: ярким.
выразителем всех лучших качеств тех
русеких летчиков, которые  нлодотворно
трудились над развитием зарождающейся
авиации и сочетали в себе находчивость,
пытливость. ума, высокую культуру и
необыкновенную смелость. Эн прилагал все
усилия к тому, чтобы . русская авиация.
развивалась свеим, не зависимым от. ино-
странного влияния. путем, так как ечитал
отечественных авиационных. конструкто-
ров, ученых и летчиков самыми 61060б-
ными и талантливыми деятелями;  дости-
жения которых в, области, авиации служат
примером для всего мира. «Что нам. ино-
странные летчики, которых все нам ты-
ут в глаза! Обойденся без них! Мы руе-
ские». — заявлял патриот, когда KT0-
либо,. раболепетвуя, . преклонялея перед
иностранными авторитетами. ,

Bea жизнь П, Н. Нестерова была на-
полнена творческой деятельностью. Им по-
етоянно руководило стремление слелать все
от него зависящее, чтобы русская  воен-
ная авиация заняла ведущую. роль во
всех вопросах боевого использования, была
хорошо подготовлена к ведению боевых
действий. Полностью отдаваясь служению
этой пели, П. Н. Нестеров в своих много-
численных выступлениях убедительно до-
казывал. что воздушные бои начнутся в
первые же дни войны и поэтому к ним не-
обходимо серьезно готовить и самолеты и

летный состав. Ов говорил:, «Участие авиз-

‚ции в. будущей. воздушной войне сведется
к борьбе между самолетами различных ти-

пов. Неизбежные воздушные бои будут

Н. НЕ

>. р
Полковник А. КРАВЧЕНКО

*

сходны е нападением ястребов на ворону»,

Бак известно, взгляды на возможность
ведения боев в. воздухе среди иностранных
авиационных предотавителей были в то
время совершенно иные, «Рой самолетов
между ‘с0бою» ими  расценивалея, Kak
«глупая и бесполезная ‹ игра», . Однако
вспыхнувшая вскоре первзя мировая вой-
Ha целиком. подтвердила глубокую . спра-
ведливость высказываний Ц. Н. Нестерова
и показала вею’ несостоятельность и
ний зарубежных теоретиков.

Но Нестеров He только предовазывал не-
избежность воздушных боев. С первых
дней своей летной деятельности он начал
вести упорную работу по созданию истре-
бительной звиации, Прежде воем он ре-
шил разработать в осуществить на прак-
тике выполнение таких же фигур, которые
совершались ястребами при нападении на
свои жертвы. ибо невозможно успешно ве-
сти воздушный бой на самолете, не облада-
ющем желанной подвижностью. Нужно
было заставить самолет легко маневриро-
вать в горизонтальной и вертикальной
плоскостях и всецело подчинить его полет
воле летчика,

Первые шаги П. Н. Нестерова по изы-
сканию различных маневров были направ-
лены на определение всех возможностей

‘маневрирования самолета в горизонтальной:

плоскости. Имевшийся в этом. отношении
опыт, не удовлетворял П. Н. Нестерова,
так как в.тот период летчики выполняли
Развороты, как правило, без кренов, лишь
немногие, более смелые. авиаторы реша-
лись при развороте незначительно накре-
лять зппаратьь, Плохая устойчивость car

молетов, частые аварии и катзотюфы сту-.

CTEPOBA

жили основной причиной, побуждавшей
летчиков   опасаться: кренов: °.

Прежде чем приступить ® выполнению
неизведанного ранее горизонтального Ma-
‘невра и в частности виражей с большим
хреном, П. Н, Нестеров провел большую
исследовательскую работу. Он производил
многочисленные  вычиеления, составлял
графики, рисунки, чертежи и таблицы,
позволившие ему сделать заключение ©
возможности претворения в WAHSAb CBOeTO
‘замыела даже на самолетах. существовав-
ших в то время конструклий. В процессе
песледовательзкой работы П. Н. Нестеров
впервые в мире установил, что во время
выполнения глубоких виражей изменяют-
ca функции рулей глубины и ‘поворота.
Если для создания вращения самолета на
мелком вираже нужно действовать рулем
поворота, то на глубоком вираже вращение
достигалось уже рулями выхоты. Ш. Н.
Нестеров приступил к практической. про-
верке выводов, сделанных на основе теоре-
тических исследований, и вскоре стал. с
большим искусством выполнять виражи с
креном, доходившим ло 60—70 градусов.
Так впервые в мире был разработан и осу-
ществлен маневр самолета в горизонталь-
Ной плоскости.

На основе лично сделанных открытий в
технике пилотирования Jl, H. Нестеров
мог приступать в осуществлению давно
созревшей мысли о выполнении «мертвой
петли». Глубокие виражи служили для
0. Н. Нестерова лишь переходным, но’`0бя-
зательтым этапом в достижении главной
цёли, которая, раскрывала все  маневрен-
ные возможности самолета, необходимые
истребителю для ведения возлушного боя.
С выполнением ‹«мзртвой петли», по идее
П, Н. Нестерова, самолету можно’ было
придать необходимую подвижность в вер-
тикальной плоскости; очень необходимую
для ведения боя в. воздухе,

Пражтическому осуществлению «мертвой
петли» предшествовала еще большая ис-

смотря на, слабость конструкции самолета и

следовалельская’ работа. Она проводилась
Н.Н. Нестеровым параллельно с непрекра-
‘щающейся работой над разрешением про-
блемы выполнения‘ глубоких  виражей.
0 своем замысле выполнить на
«мертвую петлю» П. Н. Нестеров делил-
ся с многими летчиками. Большинство из
них понимало смысл задуманной идеи и
верило в способность П. Н. Нестерова вы-
полнить эту фигуру, Однако находились
н такие авиаторы, особенно среди BoeH-
вых чиновников, которые совершенно от-
вергали возможность осуществления «мерт-
вой петли». Эти люди смеялись над идеей
il. H. Нестерова. Используя  буржуазную.
печать, они травили смелого’ новатора,
всячески ‘мешали ему плодотворно’ работать
над разрешением сложной и опасной mpo-
блемы.

При знакомстве с обстановкой, в которой
приходилось работать П.  Н. Нестерову, не-
вольно вспоминается жизненный путь’ ве=
ликого летчика нашего времени В. И, Чка-
лова. Как непохожи судьбы этих людей!
В, П. Чкалов так же, каки ‘П.Н. Несте-

ров, придавал огромное значение! высшему  .

пилотажу и непрерывно ‘совершенетвовал
ero, считая высший пилота основой ис-
вусства’ воздушного ` боя. Но ‘никто не огра-
ничивал размах творческих” исканий В. П.
Чкалова. Наоборот, он встречал. в этом на
правлении всемерную поддержку коммуни-
стяческой партий, советского правительст-
ва, лично товарища Сталина и‘ всего совет»
ского народа. Талапт же П. `Н. Нестеровь
в условиях царского правительства сковы-
валея, ‘безжалостно ‘душилея, ‘его искания
не находили никакой поддержки: Однако
П. Н. Нестеров, будучи“ человеком твердой
воли, преодолевал нз своем ‘пути’ неимовер-
ные трудности и уверенно шел вперед. Он
ACHO предетавлял себе значение авиации в
будущей войне и ту роль, которую ‘долж-
ны сыграть русские летчики в создании
еенов воздушного боя, и упорно продвигал-
ся в осуществлению намеченной цели. He-

полное отсутствие’ на нем’ пилотажных и
других приборов, бесстрашный русский
летчик решает выполнить «мертвую пет-
ЛЮ».

9 сентября 1913 года, в 6 часов 15 ми-
нут вечера, поднявшись н& своем одноме-

самолете,

CTHOM самолете над Сырецким аэродромом,
в Виеве, на высоту 1,000 метров, П. П:

етяще выполнил «мертвую петлю», достой-
но названную сейчас. по имени ее автора
«петлей Нестврюва».  Носле приземления
Петра Николаевича на аэродроме все сви-
детели его новой побелы, принесшей заелу-
‚женную славу русской’ авиации,  востор-
женно’ ветретили героя’ и ‘горячо поздрав-
“10H его с тем пеннейшим вклалом, KoTO-
рый был внесен в развитие техники пи-
лотирования. Со всех концов. на. имя Не-
етерова несутся. поздравительные телеграм-
мы от летчиков-друзей. «Мы  преисполне-
ны гордости. как россиане и военные, —
писали П. Н. Нестерову товарищи по  Гат:
чинской авизционной школе, — что. зем-
ля русская амеет во своих рядах столь
сильного и отважного завоевателя. возду-
ха., Шлем» искреннее ` поздравление c ocy-
ществлением давней мечты, основанной на

‚ теоретическом ‚ расчете. Береги с2бя и слу-

жи гордостью русской, военной, авиации!».

Таким образом идея П. Н. Нестерова с
полным успехом была претворена в жизнь.
С этого лня в Росени, & затем и во всех
других странах стал применяться высший
пилотаж, основоположником” которого `` Яв-
ляетея Il. H. Нестеров. «Петлей» был с03-
дан вертикальный маневр — один из ©0-
ставных элементов воздушного боя.

«Петля Нестерова» была величайшим
авиационным’ открытием и’ достижением
Роесин, она прёобразила существовавшую
в то время военную авиацию и позволила
разделить ее на различные роды. В про:
цессе первой мировой войны организаци:

онно была оформлена рожденная = He-
стеровым истребительная авиация.
На основе выдающегося открытия, `сде-

ланного П, Н.  Нестеровым в технике пило-
тирования, ‘многие летчики того. времени
убедились в ложности теории неустойчиво-
CTH самолета в воздухе и стали сами `эке-
периментироваль, пытаясь найти новые
фигуры. Они поняли, что увеличения еко-
рости полета можно достигнуть не только
3& счет повышения мощности мотора, ной
посредством пикирования. Это было: необ-
ходимым условием, обеспечивающим BEI
полнение фигур a: большим углом набора
высоты:

Нестеров н& глазах многих летчиков бле-  новых фигур высшего пилотажа,

‘Благодаря использованию опыта Il. Н.
Нестерова стало возможным выполнение
являв-
шихея видоизмененяем «петли Цестерова»
(боевой разворот. иммельман, ранвереман и
т. п.); Сам П. Н. Нестеров; будучи новато-
ром летного искусства, ‘был близок к вы-
полнепию и этих фигур. Он имел уже за-
рисовки их в своем летном альбоме, HO
авиационные пачальники. Нестерова,  пре-
небрежительно отвосяеь в его опытам, за-
прешали ему продолжать иеследования‘ в
этой области.

Заслуга П. Н. Нестерова имела мировое
значение. Опа не только обогатила- техни-
RY пилотирования, но еще ярче подчерк-
нула талант и смелость, присущие русеко-
Шу человеку. Однако, несмотря на огром-
ную ценность «петли Нестерова» и то не-
бывалое  впзчатление, которов она’ произве-
ла на весь мир,’ некоторые начальники
Нестерова расценивали ‘его подвиг как
«цирвовое трюкачество» и грозили про“
славленному летчику арестом. Только’ зна-
чительно позже была дана правильная
оценка достижению П. Н. Нестерова.

Векоре П. Н. Нестеров приступил к

практическому осуществлению своих но
вых замыслов. Русский летчик ‘ответил ре-
шительным отказом- на предложение сде-
 лать заграничную поездку е «мертвой пет-
лей», несмотря на большие материальныю
ВЫГОДЫ этого турне. Он еще раз’ раз’яс-
Нил, во имя ‘чего ведет свои исследования,
для какой цели выполнил петлю. «Я раз-
работал, — указал П. Н. Нестеров,
и выполнил эту фигуру е пелью pacnin-
рить маневренные качества самолета, что-
бы ‘обеспечить ему возможность вести би
в воздухе».

Совершенно по-хрутому’ поступили ино-
странные летчики. Некоторые из них, каБ
например, франнузский летчик Пегу, ис
пользовали «петлю Нестерова» в целях
личной наживы и в результате публячных
г демонстраций приобрели врупный вапи*

Дальнейшая творческая деятельность

‚ Н. Нестерова была направлена на с0з-
nanne 4M самолета-истребителя, который
должен был иметь хорошую устойчивость
в воздухе и значительно больший эапае

‘прочности, чем самолеты, состоявшие тог*

художеетвене eH
Ной ‘самодеятельности дал больной кон ^^”

С.