810 вдохновенный труд, огромное упоретво
’ И мужество выдающегося русского летчи-

лями, Нестеров своими’ вылающимиея ›по-

’ бу за утверждение основных принципов

Жизнь Петра Николаевича Нестерова —

ка-новаторз. Посвятив себя служению’. за-.
реждающейся авизции, ‘обогащенный всем
тем, что уже было достигнуто в области
летания русскими учеными и изобретате-

летами, публичными выступлениями и на-
учными. рефератами словно выводил прак-
тиков летного дела на ‚тот. единотвенно
зерный путь, следуя которому. можно было
отЕрыть и усвоить, основные. принципы
управления самолетом. ; :

Неутомимый экспериментатор, проница-
тельный в теоретических  исканиях, на:
стойчивый в практических делах, Нестеров
брался за решение самых насущных и са-
мых сложных в 10 время проблем летания:
И все, над чем работала его ‘пытливая
мысль, приобретало стройность: и ясность,
все, за что брались его смелые руки, осу-
ществлялось с неизменным успехом; прак.
тика, жизнь постоянно подтверждали or-
ромную ценность открытий и достижений
зылзющегося  авиатора. Но вместе с тем
точка зрения Нестерова была’ всегда диа-
метрально противоположна взглядам, кото-
рых придерживались официальные  «вер-
шители» судеб молодой отечественной’
авиации. И поэтому вся деятельность вдохе.
новенного исследователя представляет со-
бой ожесточенный поединок с рутинерами,.
не прекращавшуюся ни на один день. борь-

петания.

`В обстановке, когда понятие «крен ап-
парата» звучало синонимом. елов «полом-
  ка», «авария», «гибель». Петр Нестеров
нашел в себе мужество не только отстаи-
вать целесообразность и прямую необходи-
мость создания крена во время разворота,
но и пошел тораздо ‘дальше. Он’ практиче-
ски открывает, & затем дает глубокое. тед-
ретическое об’яснение изменению функций
рулей на глубоких виражах. Сейчас: любой
юноша, обучающийся в аэроклубе, хорошо
знаком @ этой особенностью”. пилотирова-
ния самолета. Тем’ легче нам понять H
оценить смелость и искусство’ русского
авиатора, выполнившего глубокие виражи
с креном в 70-—80° градусов на крайне
несовершенном аппарате“ и одновременно
сумевшего в столь необычном ‘по тем вре
менам полете глубоко” проанализировать
свои действия и поведение машины.

Титулованные особы и высокопоставлен-
ные чины, у которых летчик’ находился’
в подчинении, не соизволили высказать
‚своего одобрения этому открытию Нестеро-
ва. Для распространения опыта ‘летчика
среди масвы авиаторов не было ровным,
счетом ‘ничего ‘предпринято. Между тем
Нестеров, ‘прочно ‘усвоив именно эту 050:
бенность летательного ‘аппарата; сумел 9д-
нажды с изумительным мастерством раз-
зернуть и посадить на аэродром внезапно
вопыхнувший после взлета самолет. И во-
преки категорическим запретам начальства,
которое посчитало доводы авиатора-иселе-
дователя относительно перемены рулей не-
убедительными, товарищи Нестерова по
профессии пошли по его стопам.

_ 9 сентября 1913 тода — одна из ва-
мых ярких дат в истории мировой  авиа-
ции. Думается, что если в хронологиче-
  ской таблице к истории летного дела раз-
  мещать‘даты не в порядке ‘их’ естествен:.
_ вой последовательноети. а по значению,
  которые они имеют для развития авиации,
  № 9 сентября 1913 года должно быть
  смело поставлено на второе место — вслед
за 1 августом 1882 года, котла впервые
 B мире поднялся в воздух аппарат Алек-
_ сандра Можайского.
  9 сентября
ЕЕ ГЕИ =

a ELAR

ee

waa

Se

В разнообразной и плодотворной дея-
 ельности Петра Николаевича Нестерова на
  виационном поприще 9с0бое место-зани-
ет петля, выполненная им 9 сентября
  913 тода. Осуществлением этой фигуры. в
  зоздухе подводился итог одному из самых
‘апряженных периодов жизни выдающегося
етчика-новатора: Дальнейшие судьбы! про=
  вланного им эксперимента, развитого со-
етекими авиаторами в стройную систему’
‘ысшего пилотажа, и ‘утверждение за этой

у
$

i римером того, кав относятся люди социа-
 иотического государства ко веему, что
  чужит делу прогресса. В день трилдати-
 ятилетия со дня героической смерти та-
\ антливою летчика полезно вспомнить не-
  оторые ‘детали его работы по’ реализации
  уелого замысла, детали, весьма характер-
  ыв для судьбы многих сткрытий, сделан-
  ых нашими соотечественниками в усло-
яях дореволюционной России,
жезл
  Всего год прожил „Нестеров после. то-.
1ь как выполнил петлю в воздухе, 8 сен-
:бря 1914 года, соколиным ударом прота-
  звив врага, погиб сн, лучший из первых
хвоевателей и защитников родного. неба.
   олько в этот последний год получил он
  вестнооть. В этому времени отновитея и
  чьшинетво материалов, скупо рисующих
ИТ Ю Жизнь.
  Но в коротвих статьях и содержатель-
` ых рефератах Нестерова, его письмах и
о выступлениях сжато из-
   жены мысли и фавты, характеризующие.
   угую сторону биографии авизтора. В втих.
   вументах вырисовывается целеустремлен-
ий процесс рождения, вынашивания и,
  конец, осуществления петли в воздухе,
  Пламенное желание летать толкает по-

‘чика Нестерова на неслыханно ‘дерзкий:
‚ тем временам поступок: скромный &р-
 ллерийский офицер является на дом к
енному министру, чтобы добиться. разре-
звия стать военным летчиком. Так, сделан`
1л первый шаг на пути‘ в осуществлению
MBICIOB, которые. начали волновать его
сле первых же непродолжительных под’

‘ние этого достижения. Петля была по-

`ный бой подняли на степень высокого ис-  .
кусства,

‚выдающимися трудами и достижениями в

‘духоплавательном отделе генерального’ шта-  .
6a царской армии, пугались’ всякой но-

‘то ‘отечественной  авиации не знала .пере-
‘дышек, его упорный труд не прекращался:

Но сложным маршрутам. © Mi \

1913 тода Петр Николаевич

ригурой имени Нестерова являются ярким

5 ее

$ `

* т ; 1 у ont to ale
я 1 wh д ^ $

Нестеров претворил в жизнь свой и:
замысел, вынангиваемый в течение He-
скольких лет..В этот день он первым из
авиаторов мира выполнил в воздухе замк-
нутую кривую в вертикальной плоскости
— петлю; заложив тем самым основы
высшего пилотажа. Нам. летчикам, 060-
бенно ‘хорошо ‘понятно историческое ‘значе-

рогом, переступив’ который. человек мог. с
гордостью заявить, что еделан еще один
важный шаг на пути завоевания воздунг-
‘ной: стихии. Петля -явилаеь ключом,
открывавшим скрытые дозеле возможности
летательного анпарата, . особенно в. вер-
тивальном MaHeBpe. Петля послужила
‘началом к созданию Tex разнообразных,
‘чрезвычайно сложных фигур, которые со-
ставляют нынче арсенал выешего нилота-
жа всех летчиков мира, Только после вы-
полнения петли и лишь На ее основе:
могли возникнуть те элементы пилотирова-
‘ния, которые так плодотворно обогатили
практику летчика и, в частности, воздуш-

Таким образом, Петр Нестеров ‘своими

области летного дела вооружил авиаторов  .
всех стран знанием кардинальных 960-
бенностей пилотирования самолета как по
‘горизонту, так и по вертикали. т
Но не суждено ему было при жизни
дождаться признания ‘и должной оценки
своих трудов. Рутинеры ‘и бюрократы в
золоченых мундирах, воебедавиие в воз-`

‚винки в летном деле. ‘Они поспешили Ha-
ложить свинцовую лану на’ открытия но-
ватора. Царские чиновники постарались’
посильнее уязвить’ честь” и’ достоинство
‘патриота-авиатора, публично угрожая ему
арестом, и приняли все меры к тому, что-
бы его начинание осталось без последова-
телей, — впредь русским ‘летчикам было
категорически запрешено выполнять петлю.

Охнако ` деятельность энтузиаста на’ бла-

Осуществив петлю, он начинает ‘ подго-
товку к перелетам по различным, доволь-.

г

Не получив ни малейшей ‹ помощи от
казны, лишенный какой бы то ни. было
моральной поддержки со стороны власть
имущих, полагаясь только на свои силы и
личные сбережения, Нестеров’ предирини-
мает один из самых значительных нереле-
тов тото времени ‘по маршруту, Киев —
Петербург. Чтобы‘ иметь” возможность‘ за-
правлять! самолет в пути.‘ летчик‘ вы
сылаег вперед по железной. дороте- ‘бочки
¢ горючим: Можно представить себе: -не-
Укротимую- энергию этого: человека, если
он, несмотря на ‘труднейшие условия пере
лета, успел в течение одного дня покрыть
расстояние в 1.250 км и уже в сумерках
приземлился. па.Гатчинском аэродроме. -

8 сентября 1914 года Петр Нестеров по-
гиб. Отважный, сокрушительный ‘таран
вражеского самолета, первый в мире таран
в первом. воздушном бою который. ‘знает
история ‘авиации, олицетворяет еобой ог-
ромное упорство летчика-новатора, ‘перво-’
открывателя основных . принципов  ис-
пользования самолета. Ето подвиг с огром-,
ной убедительностью говорит. о: непоколе-
бимой верности Нестерова избранному“ ®и-
‘зненному пути. Этот тероический  посту-
пок, так ярко выразивштий величие души
рубского авиатора, воспринимается нами
как итог его содержательной жизни, как
последнее слово, обращенное к людям кры-
латого: племени;   в

И мы имеем законное право сказать, что

емов на аэростате: он зачислен в офицер-
скую воздухоплавательную школу.

Но, как прирожденный исследователь,

Нестеров. — еще новичок ‘среди людей
авиации -— сразу же обращается к самой
злободневной теме, с великой страстью об-
суждаемой в то время авиаторами  воех
стран: как предостеречь еще хрупкое, сла-
бе создание человека — азроплан, от гроз-
‘ных сил воздушного простора, как обеспе-
чить устойчивость самолета?
‚Нестеров усиленно занимается этой про-
блемой; он схватывает самую суть ее и по
мере. того, как углубляется в исследова-
тельскую работу, все отчетливей сознает: в
решении этого вопроса — смыел его су-
ществования. .

Каждый полет, каждое колебание апиа-
ата в воздухе фиксируются его памятью и
служат пищей для размышлений; то нето-
ропливо расхаживая по тесной комналушке,
TO задумчиво склоняясь над кроваткой сы-
на, долго-долго размышляет он © причи-
нах катастроф и падений несовершенных
машин; взгляд его опокойных серых глаз
преображается, когда ом с возбуждением и
трепетом охотника следит за парением
иТицы — взгаял человека, пытающегося
вырвать у природы’ ‘разгадку своболного
фигурного полета... Нестеров чутко приелу-
шивается к голосу’ предшественников, кро-
потливо суммирует их опыт и подвергает
вто строгому анализу. Обогащенный наблю-
дениями, он использует все свои знания
из области точных наук, чтобы ясной фор-
мулой обосновать предположения, выклад-
ками и расчетами подтвердить созревшие
выводы: человек забыл, что в воздухе вез-
Ae опора, фигурный подет возможен, петля
осуществима!

Ето мысль перекликается ©’ тениальны-
‘MA заключениями Николая Егоровича Жу-
‘Ковекого, сделанными еще двадцать лет
назад: планер или птица могут совер-
‘шать полет по траектории, «не имеющей
точек перегиба и представляющей некото-
рые петли...». Так приходят к единому
инению два зачинателя летного дела.

Нестеров уже не колеблется, он уверен;

BUCTCROH партии; великого Сталина.

И ‘оно уже наречено, ния ему. завезено из-за

СТАЛИНСК

ающийся рус

ПИЛОТАЖА

ПАЙ   ВАЛА
все’ наследие Нестерова, через вереницу лет
адресовано нам, советеким летчикам.

Мы имеем право заявить так потому,
что только. великий советский народ пд]
руководством большевистской партии, тез
ниальных вождей В. И. Ленина и И. В.
Сталина, разрушив на одной шесйой séu-
ного шара основы старого мира, сумел. е0-
здать условия: для. подлинного. ‚ прогресса
нашей Родины. Только мы, люди эпохи
великого Сталина, сумели, по-настоящему

оценить и двинуть далеко виерех ‘66, о что

оставлено нам” в наеледство талантли-
выми. соотечественниками, ‹ предотавителя-.
‘ми старших поколений даровитых русехих
изобретателей, конструкторов, новаторов.
Выдающиеся успехи советских летчиков в
овладении авиационной техникой, в даль-
нейнтем совершенетвовании техники лпило-

тирования, ` основы”   которой ‘\ разработаны

Петром  Нестеровым, убедительно говорят о

безграничных ‘возможностях, созданных Ca-   >

мым ‘передовым ‘социалистическим строем
для развития творческих сил человека.
Достаточно проследить только некото.
рые факты биографии Валерия Чкалова,
чобы увидеть, ‘Бат глубокое различны
судьбы этих двух новаторов летного дела,
понять, каким огромным счастьем был для!
великого советского летчика труд в стране,

Te каждый замысел, каждый поступок,

направленный на возвеличение могущеет-
ва Отчизны, ветречает горячий отклик в

серлие народа, находит деловую номощь и“ тт:

отеческую поддержку со стороны больше-

Начав службу воавиации, рядовой: лет-
чик Валерий Чкалов проявляет! выдающе-’
ея мастерство. Заботливая рука Советеко-
TO тосударетва‘ указывает авиатору ‘место,

‘где он сможет наиболее полно применить
‘свое яркое дарование; == Чкалов начинает

испытывать самолеты. Вецело поглощена:
ный ответственной и сложной работой,
неутомимо трудясь над укреплением с9-
ветских Военно-Воздушных Сил’ `Чкалов
вносит ценный вклад и в технику пило-
тирования. Без малейшего промедления

‘новшество, внесеннов им в пилотирование,

становится достоянием воего личного ¢o-
става истребительной авиации.   Big

Чем напряженнее труд. Чкалова, чем
значительное достигнутые им результаты,
тем больше внимания к работе летчи-

Гка, тем дороже он для страны, для народа.

Тучший друг советских авиаторов великий
Сталин следит за его полетами, a 2 мая
1936 года, во время исторической зетре-
чи руководителей партии и правительства
в летчиками, товарищ Сталин обращается!
к Чкалову 60 словами, полными глубокой
любви и трогательной отеческой заботы. :
Окрыленный всенародной поддержкой,
влохновленный ‘встречей “е любимым вож-
дем, Чкалов находит выход переполняв-
шим ето чувствам, — он потрясает мир
беспримерными перёлетами по Сталинским.
маршрутам: Советская Родина венчает са
моотверженный творческий. труд авиатора,
самой высокой награлой — Валерию Чка-
тюву присваивается звание Тероя Совет
ского Союза, он избирается депутатом Вер-
ховного ‘Совета CCCP?”
Отмечая 35-ю тодовщину со дня гибели
Петра Николаевича Нестерова, _ советские
летчики о гордостью патриотов” сознают,
что они сумели неизмеримо обогатить ис-
кусство высшего пилотажа, основы к0\о-
рого зародились на, русской земле, в рус-
ском небе. В совершенстве владея грозной
авиационной техникой, советские авиато-
ры надежно охраняют мирный труд вовет-.
ского народа, народа-творца, марода-героя.
* + Герой Советского Союза
генерал-майор авиации.
77 Б: СМИРНОВ.

О ee oe, ЗАСА

что добъетоя практического подтверждения
‘своих изыюнаний.

Девизом Нестерова становятся два с10-
ва: «виражи и крены». Он проповедует
их в то время, как все газеты пестрят
траурными рамками, в еженедельниках под
рубрикой «Жертвы воздухоплавания» _ пе-
чатаются списки трагически погибших
летчиков, & послелнее слово. авиационной
практической мысли предостерегающе гла-
сит: «Боковая устойчивость — самая
‘ненадежная... Все падения бывают ‘на’ 605%
крен аппарата... кончается гибелью...».

С каждым днем растет внутреннее  Ha-
пряжение Нестерова, каждый. полет его —
приближение к осуществлению мечты.
Так, он_ с великолешным  маетеротвом, над
самой землей (летчик& особенно  хоропю
оценят смыел этого эксперимента) впи-
сывает между вехами вираж с креном в
80 градусов. Вехи поставлены на раестоя-
нии друг от друга’ в двадцать два © поло-
виной метра, ибо. по вычислениям летчика,

рам. Это последнее приготовление. к’ совер-
шению подвига, в котором великая Rep-
зость выступает в тесной’ связи © науч-
ным предвидением. т

Нестеров упорно шел к. выполнению
петли, и мысли его были заняты только.
ею. Между тем в Росии ‘уже чбытовало
словечко «мертвая» петля, и вот откуда
OHO появилось.

Снедаемый мечтой о круглом капиталь-
це и громкой славе, американский  вело-
гонщик Ральф Джонстон бъется в поисках
какого-нибудь умопомрачительното трюка.
Нажонец, выход найден: Ральф, очертя. го-
лову, носится на’ тоночном велосипеде
внутри огромного деревянного юбруча, по-
ставленного вертикально. Бизнес сделан.
Публика восторженно ревет, ‘а верная’ се-
бе американская реклама ° огладиает мир
повой, немного непонятной и потому 069-
бенно холкой сенсацией: «Мертвая ‘пет
ля!..», «Чортова петля!..», «Петля  дья-
Boral...

Таким образом, пока Нестеров, ведая «од-
ной лишь думы власть, одну, Но пламен-
ную страсть», вынашивает CBOE детище,

океана.

8 сентября 1949 г., № 212 (1436),

ий сокол >

К 35-летию ‚героической гибели` П.Н, Нестерова а

i

i AE We

к

ски

П: Н. Нестеров в своем рабочем кабинете,

* у *

В О НЕСТЕРОВЕ

`ЧКАЛО

Великий летчик нашего времени Валерий Павлович Чкалов высоко оценивал. за-
слуги П. Н. Нестерова, ’ называя. его выдающимся ‘летчиком и экспериментатором,
‚основоположником высшего пилотажа. В 1938 году; в связи с двадцатипятилетием со
дня выполнения П. Н. Нестеровым петли; Валерий Павлович опубликовал в газете
«Правда» статью, посвященную этому выдающемуся событию в истории мирозой
авиации. .   ;

TAPAH

ва, дорога круто поворачивает вправо. Ма
шина проходит через утопающее в пыше

ТАМ, ГДЕ COBEPLUEH

За Жолквой, в 30 километрах от Льво-

радиусе виража должен быть равен’ 45 мет-  .

Ниже даются выдержки из’ статьи В.

«Четверть века’ ‹назади ^ в. сентябре
1913` года, русский военный летчик-—ка-
питан П. Н. Нестеров впервые в мире
сделал на самолете мертвую петлю. В
то время в-авиационных кругах еще не
подозревали © ‘возможности фигурных
полетов. Больше того, «когда Нестеров
выступил с теоретическим обоснованием
возможности мертвой” петли, его осмея-
ли и заявили, что ‘самолет не может на-
ходиться., в воздухе вверх колесами:
‚ он-де . неминуемо должен упасть и
разбиться.

‚„За двадцать пять лет искусство фи-
гурных ‹ полётов” неизмеримо’ ‘выросло.
Мертвая! - петля, с положившая’› начало
высшему пилотажу, сейчас считается
одной из самых простых фигур и легко
выполняется. даже. учлетами, недавно
севшими за штурвал учебного самолета,
Нов то же время эта ветля является
основой, для очень многих фигур высше-
го пилотажа... т
` Сейчас уже все знают, что  победите-
лем в воздушном бою, при прочих! рав-
ных условиях, окажется тот летчик, ко-
торый, лучше владеет. самолетом, кото-
рый способен взять от мащины все, что

П. Чкалова.

она, может дать, Высший. пилотаж —
одно из непременных условий современ-
ного воздушного боя. Мертвые петли,
боевые развороты, иммельманы, перево-

роты через крыло, ранверсманы, свечки, .

бочки, штопор, пикирование — все эти

` маневры входят в ‘арсенал высшего пи-
лотажа и служат для того, чтобы лет-
чик мог занять более выгодное положе-
ние в воздухе.

„.Советские летчики в’ совершенстве —
владеют техникой ‘высшего пилотажа
как индивидуальной, так и групповой:
Трудящиеся

‚ ную фаботу. ‘наших. лучших г воздушных.

‚ акробатов, полеты знаменитых пятерок,.   Н В ar}
х   ...0. полдень

виртуозное мастерство многих рядовых
` летчиков. fe Vi

...Сегодня, в день своеобразного юби-
лея высшего пилотажа; мы с любовью
и гордостью вспоминаем славного ‘рус-
ского летчика-—-капитана Нестерова. Вго
мертвая ‘петля стала достоянием многих
тысяч советских летчиков,. в; совершен-
стве владеющих техникой высшего пи-
лотажа — могучего средства воздушно-
`го нападения и обороны».

КИЕВЛЯНЕ ЧТУТ ПАМЯТЬ П. Н. НЕСТЁРОВА .

° ВИЕВ, 7 сентября, (По телёграфу от
нашего норреспондента). Киевляне широко
отиочают 35-летие со дня героической ги-
бели выдающегося русского летчика Петра
Николаевича Нестерова,

Ежедневно жители города и его окрест-
ностей посещают могилу Петра Нестерова,
похороненного на Лукъяновоком кладбище,
‚и возлагают на ‘нее

Трудно представить себе более резкий

контраст, чем разница ‘вопонятиях; кото-
рые вкладывалиев в елова “«мертвая пет-
ля» любителями острых ощущений, и тем,
ато означали они для Нестерова,

Jaa первых петля — и -зобязатетьно
«мертвая» — новый способ’ возбуждения
нервов, &. для Нестерова =— логическое
завершение стройной системы ваглядов на
возможности летательного аппарата” для
одних —— символ крикливой славы и чи-

стогана, как вознатраждение з» бесшабаш-

ную решимость, a для Нестерова ` петля,
сделанная в воздухе, — э0’ еще ‘один

смелый, точно. рассчитанный шаг челове-

ка, наступающего на природу. Авиатор
писал в это, время бвоему товарищу: «Ду-
маю и живу только петлей», И как много
товорит нам слово «петля», употребленное
без неизменно ‘сопутствующего ‘ему мрач-
но№ прилагательного, как выражает” оно
веру Нестерова, в успех своего эксперимен-
та,

Но так ити’ иначе, на второй день по-
сле того, как этот отважный и настойчи-
вый человек претворил свою мечту в ре-
&лЬьНОСТЬ ©) таким искуеством, что даже
инструмент, лежавший на’ ‘полу. кабины,
не шелохнулея и ручной анероид, оставлен
НЫЙ в кармане кожаной куртки, ‘не’вы-
пал, — на второй день после этого выда-
ющегося события в истории мировой авиа-
ции петербургские газеты, переврав фами-
IM и инициаль“ летчика, упомянули, ко-
нечно, о мертвой петле Н. Нестеренко; а
He 0 TOM, что Петр Николаевич Нестеров
выполнил свою петлю и что по `справед-
ливости она должна быть названа’ именем
ее творца. . :

Вместо заслуженного признания “Нёсте-
ров слышит из столицы грозный окрик
высокопоставленного чинуиги: «han
смел он рисковать казенным имущест.
вом?». Царский генерал, не задумываясь
над великим смыслом сполета Нестерова
дня будущего военной авиации, требует
посадить под ‘арест на`30’ суток, › вольно-
думца-поручика. Газетные столбцы пестрят
интервью с кем угодно, только ‘не с Несте-
рювым, и Bee они — на один лад. ‘«Пре-
влоняясь перед Нестеровым, мы нисколько
не оклонны поощрять подобные опыты»,
— ззявляет ` французевий... конетруквтоо

‚Дента,

етерова, приезжают летчики.

за Василий Фомин, сбивший в годы Вели-
кой Отечественной войны несколько’ вра-
жеских самолетов и применивитий в одном

из воздушных боев таран, летчики Гре-
` бень, Турыкин, Сердюк и многие ‘другие,

Авиаторы убрали могилу живыми цветами.

Ныюпор. Хмериканец Кертис, конструктор

и авиатор, отвечает на вопрос корреспон»
«Практического значения этому
полету не придаю: и на что-нибудь подоб-
ное сам бы не рискнул... Шо, —- спешит

‚он добавить, — меня приводит в восторг

безумная отвага молодого. авиатора».

Разве осмелитея противоречить столь
авторитетному мнению иностранцев чинов-
ник из воздухоплавательного отдела с эпоз
летами на плечах? «Меня удивляет, —
брюзжит он, — чем’ руководствовалось ‘Has
чальство, разрешив военному летчикху. лро-
изводить эти ненужные опыты». Самая
большая похвала, которой удостаивается
Нестеров, — кличка «русский Пегу». Его
сравнивают с человеком, которого’ случай
навел на мысль`о фигурном полете. С го-
речью и болью в сердце отвергает ее рус-
ский патриот...

И если бы не публичное, ‹ еовершенно
неожиданное признание. французским лет-
чиком Пегу первенства Нестерова в испол-
нении петли («Вот он — автор, петли! »—
врикнут француз, увидев Нестерова в за-
ле Политехнического музея), мало уверен.
ности в том, что русская буржуазная прес-
Ca, TAB KUBO подхватывающая волны сен-
сационных (взрывов, идущие с запада, и
обдававшая холодом молчания все новое
родное, русское, что ‚эта самая’ пресса
ie окрестила бы петлю Нестерова именем

вгу...

Тридцать шесть лет прошло © той поры,
Годы напряженных исканий и ‹ десять. се-
кунд фигурного полета — (910. вклад pyc-
ского. летчика-новатора в развитие авиа-
ции. Совершенная им вертикаль явилась
стезей, по: которой впереди ‘других. авиато-
ров мира пошли советские летчики. Чкалов
и Серов, Грицевец и Талалихин, Покрыш-
кин и Кожедуб и. многие лвугие крылатые
люди-большевики ‘развили ‘начинания
Нестерова’ и дали им конкретное выраже-
ние в новых сложнейших эволюциях, ‚‘б0е-
вых подвигах. Держа в евбих руках math:
му первенства в искусстве выешего пило-
тажа, сталинские сокоты с гордостью вепо-
минают о своем предшественнике и петлю.
—Родоначальницу фигурного подета—на-
зывают его славным именем.

“A. AHOVHOTEHOR,

TOHHOH

осквы помнят изумитель- ..

В последние
дни здесь побывали Герой Советекого Сою-

рали во-свояси. На этот раз 6

HOH зелени село Воля-Высоцкая, над глав-
ной улицей которого перекинута  дере-
вянная арка с надписью «Колхоз имени
П, Н. Нестерова», Дальше, в километре от
села, на опушке соснового бора, стоит ка-
менный монумент, обнесенный железобе-
оградой. У ето подножья — горка
венков из живых цветов, На юбелиске вы-
сечена надпись на украинском языке:
«8-го сентября 1914 года здесь  герои-

родоначальник высшего пилотажа штабе“
капитан Петр Николаевич Нестеров, пер-
вым в мире совершивший на самолете

НЫЙ Таран».

бе над. селом Воля-Выеоцкая, Жюлковекого
района, произошло первое воздушное сра-
жение ‚в. истории авиации. Летчик 11-го
русского авиационного отряда штабе-капи-
тан П; Н. Нестеров встретился в воздухе
е австрийцем и таранил его «Альбатрос»
колесами своего. самолета... Это был первый
в мире воздушный таран,
Отважному’ руескому’ пилоту,
патриоту

верному
своей Родины П. Н. Неетерову,

‘героически погибщему в бою с врагом, тру-

дящиеся города Жюлквы соорудили на мес.
Te ero THOeIn памятник. `
Cheam старожилов’ города. Жолквы и села
Воля-Высоцкая немало очевидцев этою
знаменитого воздуттного боя. К памятнику
подошел ‘убеленный сединами Николай Низ

витович Цюнка, t }

— Прибыли почтить память храброго
летчика? — обратился он’к нам, снимая
8 головы выторевшую’ добела фуражку.

Николай Никитович — один из тех, RRO
собственными глазами видел, как Нестеров
таранил вражескую машину. Мы попросили
тов. Цюцшка рассказать об этом полробнее,

— Бак сейчас помню, это был ‘тихий
жаркий день, = начал свой расоказ Нико-
лай Никитович; — Я шел из ЖолЕвы в
Волю-Высоцкую. По шуму мотора почуял,
что где-то в небе кружится вражеский ли-
так. Смотрю,
Волю-Высоцкую. Ведь невдалеке от села
располагался ФТусский авиационный отряд.
Я остановился и стал наблюдать, что будет
дальше. Неприятельские самолеты и раньше
появлялись над Жолквой и нашим селом,
но каждый раз, как только русские‘ летчи-
ки поднимались в воздух, австрийцы  ули-

аэродрома’
русского авиационного отряда поднялся

Юдин самолет, который, как потом мы у3-
нали, вел Нестеров,

Набрав высоту, Нестеров бтал заходить

на австрийца, но враг заметил русский са-
молет. Австриец развернулея и, енижаяеь,
пошел назад. Но ему
Нестеров догнал его вот около Этого леса и
сверху ударил своей машиной. Австрийский
самолет рухнул за тем леском,
нохоронив под своими обломками летчика.
Машина же русского’ Явиатора’ упала на
эту поляну, где теперь
ВИК.

пе удалось удрать,
в 0010,

установлен намят-

Жители города Жолквы п соль Воля-

Высоцкая свято чтут память о верном пат-
риоте Родины, мужественном авиаторе Пет»
ре Николаевиче Нестерове.
воздушного
служащие и колхозники Жолквы и Воли-
Высоцкой. собираются У памятника и воз-
лагают на постамент венки из живых пве-
тов. 0
TO воздушного сражения — рассказывают
и © патриотическом подвиге Несте-
з.

В годовщину
Нестерова рабочие,

тарана

тарожилы — очевидцы историческо-

Котда летчикам доводится шролетать нах

местами, где, был совершен первый в исто-
рии воздушный таран,
ный. монумент, установленный
трбели русского авиатора,

полняетея  горхостью за евоего великого с0-
отечественниЕ а.

И они видят скром-
на’ месте
их сердце на-

` Майор И. ЛОЖКИН.

(Спец. корр. «Сталинского сокола»),
Село Воля-Высоцкая, Львовской области,

чески погиб знаменитый русский авиатор, .

«мертвую петлю» и применивший воздуш-:

8 сентября 1914 года в не.

а он, подлец, снижается на’

IN