{ октября 1949 г., № 232 (1456).
	СТАЛИНС

кии

co
	Иностранные отклики на ноту советского —
правительства гогославскому правительству
			°Тазета «Ниве таагше курант» печатает
изложение ноты под заголовками: «Раз-
рыв между Россией и Югославией Москва
	заявляет, что договор о дружбе отпадает».
	Газета «Телеграаф», излагая ноту по
	Ректор института искусств поэт и ROM-
нозитор Марче Бреслашу заявил предста-
вителям печати: «Как гражданин свобод-
ной республики, как один из участников
строительства социзлизма в моей стране,
я от всей души привететвую ноту совет-
ского правительства, направленную само-
званцам, засевшим у руководства ютослав-
ского государства. Нота эта полностью
разоблачает поджигателей войны и их
слуг из Белграда. Белградекие заговорщики
теперь уже не смогут двурушнически ма-
скироватьея ‘ширмой «дружбы» с Совет-
ским Союзом. Советская нота полностью
отвечает интересам румынского народа,
ибо и ему угрожают тнусные провокаторы
	ГИ агенты американского империзлизма».
	Румынские газеты публикуют полный
текст ноты и. широко комментируют реше-
ние советского правительства.
	Газета «Гласул о арматей», приветствуя
ноту советского правительства, заявляет,
что эта нота помогает ютославекому  на-
роду,  питающему чувства искренней
дружбы к. Советскому Союзу и странам
народной демократии, еще лучше увидеть
гнусное предательство кликой Тито нацио-
нальных интересов Югославии, в резуль-
тате которого эта страна попала в лапы
жадного и агрессивного империализма.
		ПРАГА, 30 сентября. (ТАСС). Чехосло-
вацкие газеты на первых страницах под
крупными заголовками опубликовали се.
тодня ноту советекого. аа yore
славскому правительству,
<’ Печать подчеркивает, что npanyreaber-
Bo CCCP cunraer-ceéa свободным от 9бя-
зательств, вытекающих из  советско-
отославского договора, ввиду Pore, что
правительство Тито грубо растоптало этот
договор своей глубоко враждебной по отно-
	шению к Советскому Союзу подрывной
деятельностью.

Газета, «Обрана anty> в передовой
	статье пишет: «Процесс Райка на  убеди-
тельных фактах © неопровержимой яс-
ностью показал, что банды Тито и Райка
являются коварными исполнителями пла-
нов американского и английского имие-
риализма, подготоваяющего войну против
Советского Союза и стран народной  демо-
кратии». Процесе в Будапешие, пишет да-
лее газета, подтвердил, что империазлиеты
и их атентура продоажают против CCCP
политику,  проводившуюся интервентами
сразу же носае социалистической револю-
ции в России. Ныне эту политику в03-
тлавляют США.
		Нота воигеремого правительства
	правительству
	OP OCHABCHO iy

БУДАПЕШТ, 80 сентября. (ТАСС). 30
сентября министр иностранных дел  Вен-
герской народной республики Дьюла Кал-
лаи принял посланника, Югославии в Бу-
дапетте Д. Иовановича и от имени пра-
вительства Венгерской HaporHoit pecrrys-
	тии и в интересах этого отдельные руво-
водители югославского правительства вели
тайные переговоры с полицейским пишио-.
ном и провокамором, атентом. империализ-
ма Ласло Райком.

После окончания процесса югославское
правительство незаконно выслало из Юго-.
славии сотрудников. венгерской миссии В
Белграде, несмотря на то, что они, в OT-
личие OT сотрудников югославской мис-
сии в Будапеште, проводивших систе.
матическую ишионскую деятельность, на-.
правленную против Венгерской налодной
республики, безупречно выполняли свой
дипломатические обязанности. Таким ofpa-
30M ютославское правительство в течение
нескольких лет ведет себя. враждебно по
отношению к Венгрии, и вместо осущест-
BACHHA дружественных и союзнических CT-
ношений оно делало вее для свержения
венгерской народной демократии, оказыва-
ло помощь внутренним и внешним врагам
Вентерской народной республики, затопта-
ло в грязь вентерско-югославский договор
‘6 дружбе, сотрудничестве и взаимной по-
мощи.

Исходя ‘из этого, правительство Вентер-
ской народной республики с сегодняитнего
дня считает себя свободным от всех 06Я-
зательств, вытекающих из указанного до-
		ВАРШАВА, 30 сентября: (ТАСС). Все
польбкие газеты публикуют сегодня ноту
	правительству. &. югославекому
Hora Советекою Союза  югославскому
	правительству, пишет газета «АЖице Вар-
шавы», подтвердила известный факт, что
тогославское правительство грубо  растоп-
пало и порвало в клочки советеко-юго-
славский договор от 1945 года. 0 циниз-
ме титовцев свидетельствует 10 обстоя-
тельство, ‘что они заключали договор ©
дружбе с Советеким Союзом с тем, чтобы
облегчить себе диверсионную работу про-
тив Советского Союза. ь

Империалисты всегда используют  пре-

дателей. Поэтому нет ничего удивитель-
‚ ного, Что свои коварные планы они свя-
” зали в наиболее подлыми предателями —
титовиами. Благодаря. бдительности демо-
кратических сил планы ‘эти’ были pas-
облачены и в настоящее время обращают-
ся против их авторов и исполнителей,

(о времени опубликования „резолюции
Информационного бюро, пишет газета
«Речь Посполита», ютославское правитель-

_ ство все более явно обнаруживало в своей
деятельности враждебные Советскому Сою-
зу тенденции.

Поэтому, пишет в заключение газета,
нет ничего удивительного, что при таких
обстоятельствах советское правительство
сочло бебя свободным” от обязательств,
вытекающих из договора 6 дружбе, взаим-
ной помощи и сотрудничестве, заключен.
но с югославеким правительством в
1945 rowy.
		_ ПОНДОН, 80 ‘сентября. (ТАСС), Бе вн-
тлийские газеты на видных местах поме-,
щают сообщения о том, что в ноте юго-
славскому правительству советское прави-
тельство денонсирует договор о дружбе,
взаимной помощи и послевоенном сотруД-
ничестве между СССР и Югославией.

«Дейли уоркер» помещает на перво?
полосе полный текст ноты советского пра-
вительства. Газета указывает, что «Совет-
ский Союз денонсировах заключенный в
1945 году договор о. дружбе и сотрулниче-
стве с Югославией, потому что правитель-
етво Тито грубо  растоптало и разорвало.
его в клочки».

Другие тазеты помещают краткое изз0-
тение ноты советского  позвительства.
	крупным заголовком «Резкая нота югослав-
CKOMY правительству», пишет: «Эта нота
указывает, что во время процесса Райка
выяснилаеь враждебная деятельность пра-
вительства  Тито против. Советского. 601038.
Югославское правительство стало орудием
империалистических труни. Советское прз-
вительство считает себя свободным от обя-
зательств, взятых в 1945 юм».

«Процесс, проходивший перед’ буда-
пепиеким народным судом с 16 по 24
сентября 1949 тод& по делу anTurocyzap-
ственных заговорщиков —= Ласло Райка и
его сообщников, и приговор, ‘вынесенный
народным судом, показали, что нынешнее
тославское правительство череё. своих
венгерских агентов, в качестве слуг импе-
риалистических лержав. организовало зато-
	` ИНДИЯ
ДЕЛИ, 30 сентября. (ТАСС). Индийские
	югоставское правительство. через своих
риалистических держав, организовало зато-
BOD, направаенный Ha свержение венгер-
ской народной демократии. Процесс, . про-
водившийся будапештеким народным 6у-
лом, доказал, что для организации  заге-
вора и подготовки убийства .руководя-
щих венгерских государственных деятелей,
членов венгерского правительства  ми-
нистр ютоолавского правительства Ран-
кович тайно приезжал в Венгрию. Ha
процессе также доказано, что ютославское
правительство ужеев 1947 тоду, в м0-
мент подписания венгерско-югославского
договора о дружбе, сотрудничестве и вза-
имной помощи; подготавливало свой план
свержения вентерокой народной ‘демокра-
		Ра ТА ОЕ н Иа У

жениё ноты советского’ правительетва. т 30 сентября опубликовали сообще-
ние о деноноировании советским  прази-

ФРАНЦИЯ ‹ ‹   тельетвом советеко-ютославского’ договора

ПАРИЖ, 30 сентября. (ТАСС). Bee ce-  0 дружбе и сотрудничеетве. Газеты приво-
годняшние парижские газеты публикуют   дят изложение текста ‘ноты советского
частично или полностью ноту советекого   правительства югославскому правительст-
правительетва правительству Югославии.   ву.
	ШВЕЦИЯ
	Большинство газет помещает сообщения 0
советской ноте под затоловками: «Москва
денонсируст договор © дружбе с Ютослави“
ей». Газета «Юманите» лает к сообщению
заголовок: «Правительство СССР денонеи-
рут советско-югоблавский договор, грубо
нарушенный Тито»,

Печать социалистической партии и крёй-
не правая печать, комментируя советскую
ному. открьме выступает в роли защитни-
ха и покровителя Тито и его правитель-
	ства.
: ИТАЛИЯ
	СТОВТГОЛЬМ, 30 сентября. (ТАСС). Все
	Ию

He

Ho

=
ую
НИ-
Ib-

ep-

стоктольмские газеты под большими заго-
ловками опубликовали сегодня изложение
ноты советского правительства: правитель-
ству Югославии. Газета «Ню даг» выделя-

‘ет то место в ноте, тде говорится, что

Югославия утратила свою независимость и
сталь инструментом в руках иностранных
империалистов. Югославекое правительот-
в0, пишет газета, уже в течение длитоль-
ного времени проводит ‘явно враждебную

Советскому Сотозу политику, ‘которая -дву-

рушнически маскировалась при помощи
	лживых заявлений о «дружбе» с `Совет-
chum Cowon.
	БЕЛЬГИЯ
	_ Шота польского правительства
	Югославскоглу
			ВАРШАВА, 30 сентября. (ТАСС).  Ce-
годня министерство иноетранных дел Поль-
ши’ вручило посольству Югославии в Вар-
шаве ноту следующего содержания:
	«Министерство иностранных дел уже со-
общало посольству Федеративной народной
республики Югославии в Варшаве в своей
Hore oT 8 сентября с. г., что наряду ©
неопровержимыми фактами ведения шиио-
Haka некоторыми представителями. ФИРЮ,
как Петрович Милич, ведется по. приказу
органов югославского правительства враж-
дебная по отношению к польскому народу
й польскому Тосуларству и совпадающая с
деятельностью. фашистского ‘подполья 1п9-
литическая подрывная деятельность, ко-
торая свидетельствует 0‘ том, что это’ пра-
вительство полностью ‘связало себя с им-
периалистическим ‘лагерем,
	В свете этих фактов польское  прави-
Фельство вынуждено , констатировать, что
вопреки стремлениям и чувствам народов
Югославии и польского народа ютославекое
‘правительство фастоптало н уничтожило
договор © ‚дружбе и взаимной помощи, за-
ключенный 18 марта 1946 ‘года между
правительством Польши и правительством
PHPIO.-
	Процесс Райка и его сообщников — из-
менников родины и югославеких апентов
показал, что в результате полного подчи-
нения югославского правительства импери-
	алистическим кругам, орудием которых он0
являлось Уже в течение ллительного вре-
	мени, & также вследетвие того, что OHO
		усердно выполняет их приказы, лицемер-
ная, враждебная по отношению к CCCP u
странам народной демократии политика
правительства ФНРЮ связана с организа-
цией контрреволюционных заговоров, ‘на-
правленных против независимости и суве-.
ренитета стран народной демократии. В
связи с установлением этих фактов пра-
вительство Польши заявляет, что оно He
	считает себя больше связанным AOTOBODON
	от 18 марта 1946 года. .
Министерство иностранных дел имеет,
кроме того, доказательства, что вышеупо-
мянутая шпионская и диверсионная дея-
тельность правительства ФНРЮ в Польше,
направленная на подрыв ве оборонной и
экономической мощи, а также на органи-
зацию беспорядков. проводится попозжнему
	под руководетвом посольетва ФНРЮ в Вар-
	шаве, в частности сотрудниками атташатов
военного, торгового и правы.
	Считая такое положение нелонустимым.
	правительство Польши решительно требует
прекращения враждебной по отношению к
Польше деятельности посольства ФНРЮ в
Варшаве и немедленного выезда с терри-
тории Польской ‘республики следующих
членов посольства ФНРЮ в Варшаве: co-
ветника посольства Анте Рукавина, воен-
ного атташе подполковника Янко Суснярз,
заместителя военного атташе майора Boru~
ча Влаховича, капитана Милоша Божича,
младшего офицера Владимира Водера, тор-
гового‘ атташе Драгомира Моравича, заме-
стителя торгового атташе `Панто dyruya
и Пресс-атташе Богданку Чиплич».
	РИМ, 30 сентября, (ТАСС). Все вечер
ние римекие газеты под крупными 3а10-
ловками сообщают, что Советский (9103
денонсировал договоо © дружбе, взаимной
помощи и послевоенном сотрудничестве ©
Югославией.

Тазеты «Моменто сера» и «Джорнале
делла сера» опубликовали. на центрать-
ном месте первой страницы полный текст
советской ноты,

Тазеты «Джорнале л’Италия» и «lite
берта» поместили изложение ноты.

Атентетво АНСА передало полный текст
	ноты советекото правительетва.
ГЕРМАНИЯ
	БЕРЛИН, 30’ сентября. (ТАСС). Bee ra-
зеты советского сектора Берлина ‘ошубли-
ковали полный текст ноты советского пра-
вительствь правительству Югославии.

Довольно большое внимание ноте coBeT-
ского правительства уделяют также и 18-
зеты западного Берлина.

Все газеты ‘западных секторов, кроме
содержания ноты, помещают краткую
справку о советско-югославском договоре OT
11 апреля 1945 да.
		ВУЛАПЕШУТ, 30`сентября. (ТАСС). Bea
сегодняшние венгерские газеты под боль-
ими заголовками публикуют полный
тет ноты советского правительства пфа-
вительству Югославии. В заголовках газе
ты отмечают: «Из-за враждебной  подрыв-
ной деятельности югославского правитель-
ства советское правительство считает себя
свободным от обязательств, взятых на’ се-
бя по договору о дружбе, заключенному с
Югославией» -(«Сабад неп»), «Правитель-
ство Тито. грубо порвало и втоптало в грязь
договор о, дружбе, заключенный с Совет-
ским Союзом» («Непеава»), «Грубые нару-
пюния ютославским правительством догово-
ра освобождают Советский (003. от взятых
им на себя обязательств» («Мадьяр нем-
geT» ).

ВУДАПЕШИТ, 30 сентября. (ТАСС). Нота
правительства CCCP югославскому прави-
тельству по Поводу враждебной по отно-
шёнию в Советскому Союзу политики те-
перешних правителей Югославии, rpy6o
нарушивших обязательства. взятые ими по
советско-ютославевому договору © друж-
@е, сотрудничестве и взаимной помощи,
привлекла. к себе самое пристальное вни-
мание венгерской общественности.

На предприятиях и в учреждениях, а
также на улицах столицы массы трудя-
щихся, слушавшие передачу ноты, едино-
дуиеНо одобряли решительный шаг совет-
кого правительства. подчеркивая, что по-
сле того. как будапештекий процесс по
делу Райка и его сообщников вокрыл вею
полость и тнусность клики Тито, ни о
каких дружественных отношениях © тепе-
решним югославеким правительством не
может быть. и речи, *
	РУМЫНИЯ

ВУХАРЕСТ. 30’ сентября. (ТАСС). Нота
‘оветекого правительства’ Югославскому
	правительству встречена в Румынской на-
родной республике с чувством. большого
уховлетворения.

Еще вчера вечером, когда бухарестское
радио передало текст ноты, уже появились
первые отклики на ноту.
	БРЮССЕЛЬ, 30 сентября. (ТАСС). /
брюссельские газеты опубликовали вы-
держки из ноты советского правительства
югославскому правительству о разрыве 10-
говора 1945 гола, заключенного между
Советским Союзом и Югославией.

Выдержки из ноты опубликовали се-
голня утренние газеты Автверцена, Льежа
	и Гента. .
ФИНЛЯНДИЯ
	ХЕЛЬСИНКИ, 30 сентября. (TACC). Bee
финляндские тазеты публикуют изложение
	правител

ству Югославии.

`Тазета «Тюэканеан саномат» дает изло-
жение под заголовком: «Политика Тито
привёла, к расторжению договора о дружбе
и взаимной помощи между Советеким Сою-
зом и Югославией. В Югославии возра-
стает оппозиция против ‘Тило». «Badiaa
сана»— «Советский (Союз расторгнут пакт
о дружбе и взаимной помощи-е Югослави-
ей; Ютославия стала оружием империали-
стов против Советского Союза и преврати-
лаеь в орулие этресеивной ‘политики 3a~
		усы Ф.

ГРЕЦИЯ
АФИНЫ, 30 сентября. (ТАСС), _ Все
	. афинские газеты на. первых страницах
‘публикуют. изложение ноты  советокого
  правительства. югославскому  правительет-
			СОФИЯ, 30 сентября. (ТАСС). . Болгар-
ские. газеты публикуют полный текет но-
ты советского правительства югославекому
правительетву. :

«Заключенный 11 апреля 1945 года
договор о дружбе, взаимной помощи и г
слевоенном сотрудничестве между СССР
Югославией. — пишет газета «Изгрев»,—
грубо нарушен‘ и попран нынешним юго-
славским правительством. Судебный про
цесе в Будапеште доказал, что ютославское
правительство проводило и продолжает про-
водить свою враждебную и подрывную де-
ятельность против CCCP».
		ВЕНА, 29 сентября: (ТАСС). Авоетрий:
ское радио передало сегодня полный текет
	ноты советского правительства югослав-
	CKOMY правительству © денонсировании
договора O дружбе, взаимной помощи: и
	‘нослевоенном сотрудничестве между СОХР:
		=

и Югославией. .
НОРВЕГИЯ
	ОСЛО. 29 сентября. (ТАСС).
	из всех норвежских газет лишь «Дагола-
дет» опубликовала сообщение о советекой
ноте югославокому правительству, 0000-:
щение опубликовано под крупными  заго-
повками:  «Советекий Союз расторгнул
пакт о дружбе и взаимной помощи с Югто-
славней», «Югославы сами тастоптали и
разорвали его в клочки».
	ГОЛЛАНДИЯ
		- Современные англо-американские работорговцы
ВЕНА, 30 сентября. (ТАСС). Как уже полнять тяжелые работы, Вогда советская
	миссия по репатриации обнаружила девоч-
ку, американские агенты увезли ее. Сей
час местопребывание  Доры неизвестно.

Комментируя эти факты, газета пишет;
«Американские и английские власти, отрыз
вающие  советских детей от их родителей и
препятствующие их возвращению на роди-
ну, попирают ‘международное право. Предз
ставители так называемой «западной RY Ib-
туры» покрыли себя несмываемым 1030
ром, устраивая свои грязные сделки по
продаже ‘табов ценой страданий тысяч де-
тей».
	и мы вынуждены были согласиться, хотя
тотчас же пожалели 05 этом.

Энергичная ругань за соседним столом
вскоре сменилась раскатистым пьяным.
смехом. Ёто-то зааплодировал. Что же вы-
звало столь бурный восторг публики?. Мы
с недоумением оглянулись и увидели...

Два солидных офицера на четвереньках,
лая по-собачьи, гонялись вокруг стола
друг. за другом. После нескольких крумв
один уже настиг было. партнера и норовил.
вцепиться зубами-в его зад но тот вдруг
вскочил на ноги и отбежал в сторону. Зриз
тели гневно запротестовали против наруз
шения правил «игры», требуя, чтобы «на=
рушитель» признал свое поражение и дал
победителю ceé# укусить.® Неудачник
оправдывался, но’ его все же заставили
«переиграть». Два офицера © высокими
знаками отличия под улюлюканье и IAT
ные выкрики зрителей снова повалилиеь
на грязный пол, и гонки продолжались.

Наши знакомые, подобно всем зрителям,
реагировали бурно. то-то уже yore за-
ключить пари, подсчитывая шансы <гон-
щиков», Наконец, «еправедливость» вос
торжествовала: офицер, нарушивший mpa-
вила «игры», растирал ятгодицу, укушен-
ную победителем.

Сославшиеь на усталость, мы поблаго
рили своих хозяев за гостеприимство, поз
прощалиеь и © облегчением покинули зал.

После яркого электрического света ночь
казалась непроницаемо темной; © моря
дул холодный ветер. Мы медленно шли и
молчали...

— Не понимаю, — наконец произнев
один из Hat, — как можно ‘после ‘этакого
разгула сесть за штурвал?..

Действительно, то, что мы увидели, ва-
залось невероятным. Ведь летчик должен
обладать крёпким ‘здоровьем, выносливыми
нервами, ясной’ головой. Взвинченность
или ‘депрессия, являющиеся следствием ис-
тощения сил, лишают его основных Ka
честв:, хладнокровия, быстрой реакции,
молниеносной `сообразительности,  стойко-
сти в бою. У многих же змериванеких пи-
лотов безраесухдные кутежи считались Нор»
мой поведения, и именно здесь они стремиз
лись показать свою лихость и «ширту
натуры»..: .

(Окончание следует),
	  сообщалось, американские и английские ок-
купационные власти препятствуют репалт-
риации советских детей, находящихся в
западных зонах Австрии.

Газета «Эстеррейхише цейтунг» приво-
дит ряд фактов, характеризующих нравы
англо-американских работорговцев. Англий-
ские власти похитили советского мальчика
Колю Быкова, который должен был вы-
ехать на родину, и направили в лагерь
Шеллёнбах, тде находится также много дру-
гих советских детей. Советская девочка
Дора Подвысоцкая долгое время находилась
в городе Бад Ишль, где ее заставляли вы-
	в том числе и «чудесный пафень» 19м, у
которого жажда «драки» носила какой-то
патологический характер, были способны
Ha сознательный воинекий ‘подвиг. Чело-
век, идущий на самопожертвование, ^ дол-
жен прежде всего обладать безграничной
верой в идеалы, которые он призван защи-
щать © оружием в руках, и, если  потре-
буется, отдать за них свою ЖИЗНЬ. Bot
этой-то веры, Этой духовной мощи, рожда-
ющей у воина презрение в смерти, мы не
могли обнаружить ни У наших ‘собеседни-
ков, ни у других американских авиаторов,
е которыми ло и после этот вечера ветре-
чались в ‘Италии.

Я смотрел на этих людей в военной
форме и думал о том, какие они все pas-
ные и, в сущности, какие одинаковые!
Чем же они так разительно похожи друг
Ha друга?
	В Америке широко рекламируется так
называемая «свобода личности». За трани-
цей мы много слышали, да и сами читали
в буржуазной прессе о праве американцев
жить и мыслить так. как им заблагорас-
судится. Ho в действительности 06рвз.жиз-
ни американского обывателя лимитировали
доллары. Но долларов У одних много, у
других же их вовсе нет. И вся жизнь,
что бы они ни делали, подчинена, одной це-
ли-—-добыть побольше долларов. Этим по
‘тлощена их «евободная мысль», на дости-
жение этой цели расходуется вся их энер-
‘тия. Стремление удовлетворить о только
свои узко эгоистичные интересы, восприя-
тие всех явлений окружающей жизни
сквозь «призму» своего бизнеса — таковы
отличительные черты многих, так называ=
емых средних американцев, порабощенных
волчьим завоном капиталистического обще-
ства. И. если среди них находятся люди,
понимающие всю мерзость подобного обра-
За жизни, то. в а: ра: на них
смотрят. в0со;

К нашему столу. часто подходили амери-
канские офицеры, задавали. нам, вонросы
или просили их выслутать. Мы охотно от-
вечали и слушали JO тех пор, пока в кон-
пе зала не тепыхнул скандал. Кто-то ury-
мел, громко бранилея. Через минуту на.
пол грохнулась. посуда. 6” `опрокинутых сто-
лов. Не желая. быть свидетелями: этой. сце-
ны, мы решили уйти. Но вся компания
запротестовала. Нас просили посидеть еще,
	КОПЕНГАГЕН, 30 сентября. (ТАСС).
Датские газеты печатают сегодня’ текот
ноты совелекого правительства югослав-
скому правительству. Изложение Hors!
	ли и   Ыло также передано по датскому радио.
	Газета «Ланд ог фольк» печатает ноту
советского — правительства’ югославокому
правительству под заголовком: «Советский
(оюз расторгает договор. Договор о друж-
fe перестал существовать в тезультате
	прави-   порывной работы Тито против Советского
	ном наступлении в Белоруссии. Нам при-
Wiech говорить о советском государствен-
ном строе, о колхозах, ю партизанах. Нам
задавали много вопросов, еще аз показав-
ших, что рядовые американцы мало знают
о СССР, что о важнейших событиях, про-
исхолящих В нашей стране, у них наив-
	  Hoe или извращенное представление.
	Постепенно мы снова вернулись к. воен-
ным темам. В словах собеседников хоте-
лось найти ответ, как они относятея к
войне, к своему воинскому долгу. Джемс,
видимо, был человеком открытой натуры,
его легко можно было понять. Он негодо-
вал по поводу того, что война затянулась,
в 10 время как сотни тысяч солдат, кото-
рые еще не нюхали пороха, давно могли
облегчить положение советских армий и
Участь народов, томившихсея под нацист-
ским игом. Его возмущала медлительность
«больших генералов».

Дик казался человеком, настроенным
весьма скептически. Свое Участие в боях
Дик рассматривал как интересный эпизод,
Но эпизод слишком затянувшийся. Гарри,
напротив, собирался сделать в военной
авиации «настоящую карьеру» и боялся,
что война кончится раньше, чем он OCy-
ществит свое. желание. Ему было досадно,
что его держал в Италии, где мало немец-
кой авиации и тде он не может BO BCI
силу проявить свои качества  летчика-
истребителя. .

(Среди сидевших е нами пилотов был
офицер < глубоким шрамом на лбу. В этом
сухом, жилистом человеке угадывалась
большая физическая сила. Джеме и Дик
рекомендовали его нам, как чудесного пар-
ня, который никого зря не, обидит и при
любых обстоятельствах защитит товарища.
До войны он испробовал много профессий:
был жокеем, боксером, циркачом, автомо-
бильных гонщиком. Он любил сильные
ощущения, стремительные движения, риск
и опабности. Поэтому служба в истреби-
тельной авиаций ему пришлась но вкусу.

Том среди американских летчиков про-
слыл орлом, хотя сам жаловался;

— Второй год. на войне, но еще ни ра-
ЗУ не был в настоящей драке...

3& столом было высказано. иното‘ гнев-,
ных слов по. алресу немцев. Но чувство
воинского ‘долга, как. это понимают совет-
ские люди, было чуждо американским пи-
лотам. Сомнительно, чтобы многие из них,
	НЬЮ-ЙОРЕ, 29 сентября. (ТАСС). Аме-
риканекие агентства и газеты широко. вос-
производят ноту советского правительетва
правительству Югославии © расторжении
советеко-ютославского договор» © дружбе,
взаимной помощи и послевоенном сотруд-
ничестве, ,

Агентства распространили текст ноты,
5 парне потлобнне ‘сообщения о ней.
	Герой Советского Союза гвардии подполковник П. ХРУСТАЛЕВ

В АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИ!
	0  военных лействий город пострадал
	пемного. го самая большая потеря-—зна-
менитая Неаполитанская библиотека, кото-
рую уничтожили ‘немцы. Разрушено еще
несколько исторических зданий. Но кто
знает, во что превратился бы этот замеча-
тельный город, если бы не’  итальянекие
рабочие! Они не дали, фашистским варва-
рам уничтожить Неаполь, спасли его от
бомбежек. Город был освобожден от фаши-
стов не американскими войсками, а трудя-
щимися, поднявигими восстание и сражав-
шимися на баррикадах.

Американские офицеры, ‘правда, не лю-
	били говорить об этом. Во-первых, пото-
му, что им ни © кем не хотелось делить
лавры свеей «победы». Во-вторых, Te

Са (а mn ge
	итальянцы, которые еражались на барри-
кадах и-с немепкими и ©о «евоими» фа-
пистами, теперь не пользовались  благо-
склонностью так называемой гражданской
администрации. Это учреждение покрови-
тельствовало как раз тем людям, © кото-
рыми у итальянского народа были старые
счеты.

(тояли знойные дни. Осматривая сдо-
стопримечательности Неаполя, ‘наблюдая
Жизнь города, мы сильно уставали и по-
глощали неимоверное количество воды CO
льдом. В поисках прохлады мы забрели в
Какое-то кафе в безлюдном переулке. По-
жилая, тучная женщина принесла воду,
хобавив при этом, что она рада была бы
Угостить нае традиционным итальянским
кушаньем — макаронами, но сейчас gum
существуют только на старых рекламных
плакатах, Пришел ве муж, хозяин кафе-—
маленький, щуплый человек: Потом по-
явились два приятеля хозяина-безработ-
	\ НЫЙ Портной и автомобильный механик.
	Итальянцы жаловались На тяжелую
жизнь. В городе безработица и дороговиз-
на. В рабочих семьях давно уже не виде-
ли Ни макарон, ши мяса. Сытно живут
лишь спекулянты и Фашисты, которые
выслуживаюлея перед США,
вакцины
	  Продолжение Начало ©M. «Сталинский
бокол» №№ 229 и 230.

№т0-то загяянуял за перегородку и по-
звал хозяина — к нему по важному делу
пришел американский офицер. Разговор 3&
перегородкой велся довольно громко. Аме-
риканец предлагал хозяину кафе. неболь-
шой: «бизнес». Эн может доставить из Си-
цилии любое количество апельсинов и
продать их ему по сходной ‘цене. `Италья-
Hell заинтересовалея: на цитрусовые боль
шой спрос, поскольку теперь они заменяют
макароны, мясо и хлеб.

— Как же тосподин офицер думает до-
ставлять товар в Неаполь —— морем?

Американский офицер грубо оборвал хо*
зяина кафе, сказав, что это его не. касает-
‘ся. Ero дело получить апельсины в любом
количестве. Расчет долларами или какими-
нибудь другими ценностямя: Итальянец от-
ветил, что ‘ни того, ни другого у него нег.
Он Может платить только итальянскими
лирами. Офицер-бизнесмен сочно выругал-
ся: «С итальянцами невозможно иметь де-
ло. Я знал это еще ‘в Америке, Там mpa-
живабт четыюе миллиона итальянцев, и
все они — бродяги... ».

Хозяин вернулся расстроенным. Разводя
руками, он говорил, что для. итальянцев
теперь, ‘наверное. нет выхода. Эти свиньи
— не трудно было догадаться, KOTO он
имел в виду, — прибирают все к своим
рукам. Они ведут бешеную торговлю и за
все требуют доллары или золото. Но во
всей Южной Италии уже не осталось ни
грамма золота, а доллары — их можно ку-
пить на черной бирже — ценятся дорого.

Итальянская лира для американцев ——

пустая бумажка. В общем. он не видит
никакого выхода. Но автомобильный  ме-
ханик и портной были настроены более
оптимистично, Они’ говорили, что (Выход
веть. только теперь народ не должен дать
	себя одурачить.
	ГААГА, 30 сентября. (ТАСС). Голланд-
ские газеты на первых страницах Поме-
щают изложение ноты советского прави-
тельства югославекому правительству.
	И (Из виденного)}
	цующие пары остановились, разглядывая
советских офицеров.

Один из посетителей, ‘офицер инженерно-
технической службы, полошел к подмост-
кам и энергичным жестом заставил джаз
умолкнуть. Он чт0-то сказал человеку ©
сакоофоном, тот понимающе кивнул голо-
вой, и вот кто-то уже под звуки скрипки
и аккордеона затянул: «Ах, эти черные
глаза...». Трио издавало’ такие скорбные
звуки, будто оплакинало свою собственную
судьбу. Потом солисты и ансамбль испол-
нили несколько старых, давно-давно у нас
забытых мещанских романеов, силясь при-
дать им предельно сентиментальное звуча-
ние. Публика неистово ан й ©м0-
трела в нашу сторону.

— Они играют. enemmarsHo xa Bat, —
сказал майор.

Мы понимали, что copenenin офицерам
хотят сделать приятное. Но хотелось ска-
зать, что не такие песни поет теперь наш
народ, что в этой псевдонациональной му-
зыке и в в ложной интерпретации ска-
зываетея непонимание и духа и силы на-
шего народа.
`В клуб вватилась шумная компания
американских летчиков. Они уселись по
соседотву и долго о чем-то совещались. По-
том один из них подошел к нашему столи-
ку. Он просит русских’ друзей оказать
честь ему и его товарищам ‘и  присоеди-
ниться к их обществу. У летчика было от
крытое. лицо, прямой взгляд. Мы приняли
приглашение и, сдвинув столики, стали
знакомиться. Я запомнил имена троих:
Джемеа — добродушного парня, пригла-
сившего нас, лейтенанта © усиками, кото-
рого звали Диком, и его соседа Гарри.

Hawn новые знакомые’ не обращали
внимания ни на джаз, ни на публику. С
первой минуты между нами установились
простые, непринужденные отношения.

Летчики обнаружили глубокий интерес
к жизни Советской страны. а главное, хо-
тели понять, что лежит в основе грандиоз-
ных успехов нашей армии. Отвечая их же-
ланиям, мы рассказали о Сталинградской
битве. о блокале Ленинграла, о: лобелонос-

Ь

Через. день После возвращения в. Бари.
нас пригласили В офицерский клуб. В
большом зале, уставленном . множеством
столиков, бушевал оглушительный ‘джаз.
Проходя к столикам, мы чувствовали нё
себе любопытные взгляды, Некоторые тан“