15 ноября 1949 г., № 269 (1493),
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ.
		os eh TR ID NN a ORE

Па стендовой
стрельбе
	В воздух взвилась тарелочка,  Вурсант
энергично вскинул ружье, быстро прице-
лился и плавно нажал на спусковой крю-
чок. Раздался выстрел, и осколки таре-
лочки упали на землю. Все это произошло
в течение двух-трех секунд. Попадание
—отличное.

Снова появляется в возлухе цель, и
снова слышится выстрел. У курсанта —
скупые, натренированные движения, ост“
рый глаз. Навыки в обращении с оружи-
ем пригодятся будущему летчику и при
выполнении воздушных стрельб.

Стендовая. стрельба — любимый any
спорта офицеров и курсантов нашего учи-
лища. Мы рассматриваем ее, как одно из
эффективных. средств, вырабатывающих ка-
	чества. необходимые летчику в воздушном.
	бою; быстроту реакции, стрелковую с©но-
ровку и смекалку:

При выполнении стрелковых упражне“
ний на самолете курсант, по существу,
встречается с теми же факторами, что и
при стрельбе из дробового ружья. № ним
относятся: наблюдение за целью, умение
взять правильное упреждение, точное оп-
ределение момента выстрела. Стендовая
стрельба в авиационных частях является
хорошим видом стрелковой тренировки,
Преимущество ее перед некоторыми други-
ми вилами стрелковых тренировок, ©0сто-
ит в том, что здесь обучение авиаторов
проводится без всяких условностей, Стрель-
ба по тарелочкам вызывает здоровый спор-
тивный задор, вырабатывает стрелковое
чутье. Попасть в тарелочку, летящую о
скоростью. шестнадцать-—двадцать метров
в секунду, с первого раза удается не
каждому. Нужен известный опыт, который
достигается тренировкой.

На практических уроках главное вниз
манию уделялось личному показу обучаю-
щего, точности выполнения каждого тре-
нировочного упражнения. Руководители
стрельб. офицеры Кудин и Васильев умело
об’яенили курсантам приемы стрельбы по
каждому олементу: стойку, хватку оружия,
прикладку, прицеливание, технику спускз
курка. Это дало положительные результа-
ты. В стрельбах по круглой неподвижной
мишени курсанты подразделения офицера
Шалдина, например, дали высокий урезуль-
тат.

Прежде чем приступить к практическим
стрельбам по тарелочкам, мы провели в
курсантами несколько занятий в классах;
Приемы стрельбы об’яснялись по схемзи и
плакатам. В первый день стрельб проде-
монстрировал свое мастерство отличный
стрелок, участник всесоюзных соревнова-
ний по стендовой стрельбе офицер Шашу-
рин. Затем для каждой смены выбрасыва-
лось по две тарелочки. Курсанты учились
«стрелять» ‘по ним, не открывая огня:
Предварительная подготовка положительно
сказалась Ha качестве практических
стрельб. Курсанты Веденский, Лапин, Тим-
мо, Лысяков и другие на первом же заня-
тии разбили по четыре-пять тарелочек ив
десяти. На восьмой стрельбе эти же кур-
санты поразили уже по восемь целей. (ей-
	чае нет ни ‘одного курсанта, который OH.
	не имел на своем счету битых из дробового
ружья тарелочек,.

Оценка. упражнений ведется по балль“
ной системе. Последнее упражнение соот
ветствует при этом нормам стендового
стрелка’ третьего’ разряда.

Качество выполнения воздушных стрельб
зависит, тлавным образом, от правильного
сочеталия маневра и огня, от способно-
стей курсанта. от техники пилотирования,
	Но мы © полной уверенностью можем 34-.
ЯвИТЬ, ЧТо на качество воздушной: стрель-.
	бы большое влияние оказала  стендовая
полготовка курсантов.
	Стендовая стрельба в училище приняла
	Максовый характер. Она потребовала боль-
шого расхода учебных материалов, в ча
стности тарелочек. Мы решили освоить
производетво этих тарелочек своими сила-
ми, Инженер-капитан Перельман нашел
нужные материалы, сделал пресс, и сейчас
мы можем изготовлять их в любом коли-
честве, .

Стендовая стрельба всецело себя оправ“
дала, как важное средство формирова-
ния качеств воздушного бойпа.

Подполковник С. ЖУНТОВ,
	писал в небе иммельман, сделал переворот
и, набрав положенную высоту и скорость,
снова повторил для ззкрепления навыков
0бе ‘эти фигуры, . ,

Так была покорена скорость новой ма»
шины. :
	Выработанная система ‘наземной подго
TOBRH неизменно обеспечивала летчику
Япвовлеву успех в воздухе. При непосред-
ственной помощи командира подразделения
он быстро и’в совершенстве отработал на
	реактивном самолете весь сложный‘ и выс-
	ций пилотаж, Во веей его работе по ов-
Ладению новой боевой техникой ярко п-
явились  большевистекое мужество ‘и
упорство, творческий подход и величай-
шее чувство ответственноети за выполне-
ние своего воинского долга. Гвардии лей-
тенант, Яковлев в ходе освоения новой
боевой техники научился умело сочетать
строжайшую воинскую ‘дисциплину © раз-
умной инициативой, глубокие теоретиче-
ские знания с повседневной летной прак-
THRO.

Командование высоко опенило заслуги
офицера Яковлева в овладении реактивны-
ми самолетами, об’явив ему несколько 614-
годарностей. Вак отличник учебы и актив-
	вый комсомольский работник © Dayana

Яковлев награжден Почетной грамотой
ЦЕ ВЛЕСМ.
	Гвардии лейтенант Яковлев — участник
	многих воздушных парадов над родной
Москвой. Полет над ликующей столицей,
демонстрация перед’ народом, партией и
великим Сталиным могущества и боевой
готовности наших Вооруженных Сил яв-
ляются величайшей честью для любого <9-
ветского воина. Поэтому свош кратковуе-
менные, но незабываемые полеты в. па-
радном строю гвардии лейтенант Яковлев
всякий раз принимает, как новую награ-
RY, Боторую OH должен оправдать еше
лучшим выполнением приказов Министра
Вооруженных Сил Союза, Ср.
	И он выполняет их так, как подобает
выполнять офицеру-большевикх,
	Подполковник М, МАККАВЕЕВ.
		А инициативу и находчивость в по-

лете летчик гвардии старший лей-
тенант Владимир Федотов получил бла-
годарность от командира, На снимке:
гвардии старший лейтенант В. Федо-
тов. К
	Фото. капитана В. Мелведева;
	Повые учебные
пособия
	Чтобы улучшить методику обучения, в
Н-ской авиачасти изготовлено много но-
вых наглядных пособий. Заново переобо-
рудован класс теории двигатедей. В этом
ЕЛ:есо представлены почти все нужные.
для изучения типы двигалелей со схема-
ми. Красочно и наглядно выполнена схе-
ма классификации реактивных двигателей.
Имеется макет, демонстрирующий силу тя-
ги реактивного самолета. Здезь же нахо-
дятея портреты Циолковекого и Чаплы-
гина, приводятся выдержки из их трудов,
свилетельствующие © приоритете ‘наших
ученых в развитии реактивной техники.

В клаюсах материальной части, ‘кроме
разрезных двигателей, а также схем и
чертежей, имеются макеты всех основных
агрегатов. Над устройством макетов много
потрудились офицеры Есимов и Молчанов.
На изготовленных ими макетах можно на-
глядно проследить устройство, взаимодей-
ствие`и работу каждого агрегата. Нримене-
ние макетов значительно облегчает работу
преподавателя, повышает качество обуче-
НИЯ.

В классе материальной, части самолетов
представлен оригинальный щит — панель
запуска, пробы и остановки двигателя.
Он исключительно нагляден и полезен для,
обучения слушателей.

Под руководством офицера Ралионовича,
выполнен М8!” ‘еамолета с располэжен-.
ными на нем всеми электрическими прибо-
рами и агрегатами. Макет наглядно пока-
зывает размещение всего электроенецобо-
рудования на самолете.

Внедрение передовых методов обучения,
нагаядность в обучении на каждом заня-
тии, несомненно, булут способствовать ус-
пешному решению учебно-боевых задач.
	Инженер-майор А. ЗАСЕДАТЕЛЕВ,
	Сто поошрений
гвардейца Блинова
	ПРИБАЛТИИСВИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(Наш корр.). За годы послевоенной учебы
сверхерочник Блинов помог четырем мото-
ристам стать звиационными механиками.
Они так же, как и их учитель, являются
отличниками боевой и политической под-
готовки. :

Гвардии старшина сверхерочной службы
Блинов — примерный воин. 3a время
службы в рядах Советской Армии он имеет
свыше ста поошрений — благодарностей,
премий, награл.
	Автопарн готов ‘н зиме
	‘Or качества таботы автомобильного
транспорта в значительной мере’ зависят
ход боевой подготовки и хозяйственная
деятельность частей и подразделений. Но-
вые, еще более ответственные задачи
встают перед офицерами, водителями и ре-
монтниками автомобильной службы нака-
нуне зимы. Нужно подготовить машины к
перевозкам грузов,” очистке летных полей
и обслуживанию полетов.
	В автопарке Батайского училища летом
автомашины и тракторы перекрывали
	монта. Уакономлено много горючего, сма-
зочных материалов и’ запасных частей.
Когла Нагрузка несколько снизилась,
командование автопарка широко организо-
вало ремонтные работы, чтобы привести
материальную часть в полную  техниче-
скую исправность и готовность к зиме. ^
	...Юдна 38’ другой машины в’езжают в
ремонтную зону. Здесь бригада  техник-
лейтенанта Курочкина производит  теку-
ший и средний ремонт. › Этог небольшой
	‘коллектив быстро возвращает машинам их
	былую прочность, проходимость.
	Бригада до начала ремонтных работ
подготовила к зиме мастерские, привела в
порядок помещение, ’ исправила  паровое
отопление, установила производственное
оборудование. Мастерские теперь оснаще-
ны двумя токарными, Ффрезерным и pac-
точным станками. Имеются авкумулятор-
ный и вулканизационный цехи. Это позво-
	тило расширить номенклатуру ремонтиру“
	емых и заново изготовляемых мастерскими
агрегатов и запзоных частей, Вулканиза-
тор Подвальный установил специальное
оборудование и оевоил’ ремонт автомобиль-
ных шин. Токарь рядовой Пешков нала-
дил производство ‘° высококачествейных
поршневых колец. Электрики младнитй
сержант Бондарь и вольнонаемный Артамо-
нов изготовили стенды для испытания
электрооборудования.
	Коллектив мастерских умело ремонтиру-
ет машины всех марок. Организованная, на
месте реставрация изношенных деталей и
производство новых способствуют повыше-
	нию технической  тотовности автопарка.
	Мастерские производят своими силами и
такой ремонт, который ранее выполнялся
HA 3aBot1e.
	Большая работа проделана по благоует-
	ройству пунктов технического обслужива-
ния и подсобных помещений. Бригада
младшего сержанта Чучалова отремонтиро-
вала склад, в котором хранятся запасные
части, переконсервировала все агрегаты и
детали. Затем она отремонтировала крышу
и произвела внутреннюю отделку тиспет-
черского пункта. Силами бригады Чучалю-
в отремонтировано ‘помещение воломасло-
	грейки. Испытания водомаслогрейки ern
хорошие результаты, Пропуевная cir
ность. ве вполне обеспечит aanpapey

всего транспорта одновременно.
	За подготовку машин BK зиме наряду ©
командирами’. персональную  ответствен-
ность несут и водители. Планом-графиком
были. определены сроки перевода каждой
машины на зимнюю ‘экеплозтащию. В
назначенный день мапгина  онимадась ©
диспетчерского учета. Водитель производил
сезонный осмотр. составлял технический
	акт. Воманлир отлеления составлял расочи-
	танный по часам план работы водителя,
заявку на потребные расходные материалы
и детали, Эти планы. утверждал командир
подразделения.
	Раньше других подготовилось к зиме под-
разделение специальных машин. Промыты
емкости водомаслозаправщиков и бензоза-
правщиков, заменены фильтры  раздаточ-
ных систем. Вузнец Соперников изготовил
цепи противоскольжения, шанцевый инст-
румент. В складе лежат готовые комлплек-
ты снаряжения для каждой автомашины.
Своими силами слеланы теплые чехлы.
	Теперь в автопарке стоят свежевыкра-
шенные, словно новые. автомобили. Они
укомплектованы всем необходимым и пол-
ностью подготовлены к зиме.
	Достижению успехов в подготовке мате-
риальной части парка к зиме в. значитель-
ной мере  епособствовала пелеустремленная
деятельность партийной и комсомольской
организаций. Коммунисты и ‘комсомольцы
обсудили на своих собраниях, как лучше
обеспечить ‘подротовку материальной части
к зиме. Коммунисты офицеры Вурочкин,
Прудкий, Руденко, вольнонаемный Гладчен
ко, комсомольцы младший сержант Чуча-
лов, рядовые Подопригора, Пешков и мно-
тие другие явились настоящими вожакА-
ми в работе. Они мобилизовали весь лич-
НЫЙ состаз на отличное качество ремонта.
	Серьезное внимание обращено на боевую
H политическую подготовку личного со-
слава автомобильной службы. Составлен
конкретный план политической и техниче-
ской учебы водителей, подготовлена учеб-
ная база. В этом тоду водители занимают-
ся в новом техническом классе, оснащен-
ном учебными пособиями по материальной
части, парковой службе. эксплоатации и
ремонту.

Систематическая учеба, направленная
на повышение уровня политических зна-
ний и квалификации водителей, гаранти-
рует безаварийную работу автотранспорта,
четкое и бесперебойное обеспечение боевой
	подготовки летных подразделений училища
	в зимний период.
	Гвардии майор С, КУЗЬМЕННО.
	В АВИАГА

РНИЗОНЕ
	Устав внутренней службы Вооруженных
Сил требует, чтобы военнослужащие всег-
дв имели бодрый воинский вил, были по
Форме, чисто и аккуратно одеты, строго
соблюдали правила воинской вежливости
и отдания чести. Эти требования — закон
воинской жизни. Внешняя опрятность, об-
разцовая выправка и подтянутость явля-
ются показателем внутренней  сознатель-
ной дисциплины воина, признаком диеци-
нлины и организованности. части, подраз-
деления. ~ ;

Между тем некоторые военнослужащие
не всегда четко выполняют требования уе-
тавов. Можно иногда ветретить не только
солдат и сержантов. но даже и офицеров,
которые нарушают форму одежды: ходят
с расстегнутыми воротничками, в грязных
сапотах, ‘в помятыми погонами ‘и т. mm, ©
подобного рода нарушениями в Н-еком
авиагарнизоне ведется решительная борь-
ба. Выделенный в распоряжение комендан-
Та гарнизона наряд  веетда задерживает
военнослужащих, нарушающих уставные
требования, и принимает необходимые ме-
Dbl. :

Комендант авиагарнизона старший лей-
тенаят Барашников ведет учет всех слу-
чаев нарушения ‘требований ‘устава лич-
ным составом тарнизона. Анализ показал,
что больнинство этих случаев сводится
® нарушению формы одежды. Об’ясняются
эти случаи нарушения в первую очерель
тем, что некоторые команлиры ослабили
требовательность к внешнему виду подчи-
ненных:  увольняли солдат и сержантов
из расположения части без тщательного
осмотра их обмунлирования, не проверяли,
знают ли они правила поведения нз улице
и в общественных местах,

Командование потребовало от офицеров-
точного выполнения уставного порядка
увольнения из расположения части, Те-
перь в назначенный: чае дежурные по MOL
Тазделениям, как требуат Устав внутрен-
ней службы, выстраивают увольняемых и
доклалывают. Of этом старшинам, которые
проверяют внешний вид солдат и сержан-
тов, состояние и пригонку - обмундирова-
ния, & также. знание ими правил. отдания
чести и поведения в общественных местах.

Вопросам укрепления лисциплины и. по-
рядка в авиагарнизоне были ‘посвящены
строевые собрания личного состава, ‘пар-
тийные и комсомольские собрания. Эти
собрания имели большое  воспитательное
значение. Воины-авиаторы глубже уясни-
ли смыел требований уставов, Вооружен-
ных Сил и теперь четко выполняют . их.
Получив. разрешение на ‘увольнение’ из
расположения части, младшие авизепециа-
листы ий механики приводят в образцовый
порядок обмундирование и только после
этого получают увольнительную записку.
На улицах и в общественных местах авиа-
TODA ведут себя с лостоинотвом и честью,

строго соблюдая правила поведения, пред.
усмотренные уставом.
	Находясь за пределами части, авиаторы
	не только сами служат примером соблюде-
ния общественных правил, но, в случае
необходимости, содействуют местным орга-
нам власти в наведении порядкз.

Дежурный по гарнизону и комендант
ский наряд етрого следят. также за тем,
чтобы при коллективном посещении воен-
нослужащими кинотеатра еолдаты и сер-
жанты шли строем и в кинотеатре соблю-
дали воинский такт и показывали mpuMeD
воинской вежливости,

Время перехода © летней на ее
форму одежды или с зимней на летнюю
здесь опрелеляея специальным приказом
по гарнизону. В этот период особенно ак-
тивизируется деятельность комендантекого
наряда. Он следит за тем, чтобы на ули-
цах, в общественных местах военнослужа-
щие появлялись только в установленной
форме одежды. Следует сказать, что за по-
ведением военнослужащих вне части и 38
соблюдением ими формы одежды следят не
только должностные лица гарнизона, но и
	все офицеры. Вот, например, ‘капитан
Сушков, заметив на улице не по форме
одетого солдата, остановит ео и, ofe-
	лав замечание, приказывает возвратиться
в расположение части. Так общими усили-
ями комендантекого наряда и офицеров в
гарнизоне добиваются образцового  поряд-
ка.

Важнейнтим условием, обеспечивающим.
высокую. дисциплину и порядок в гарни-
зоне, является исправное несение кара»
ульной службы. Должностные липа гарня-
зона повседневно: наблюдают за правиль-
ным несением службы ‘гарнизонными Ка-,
раулами, исправным содержанием постов,
вараульных помещений и наличием необ-
ходимого имущества в них, Раньше в гар-
низоне не все караульные помещения бы-
ли оборудованы по уставу, это отража-
лось на несении караульной службы. Те-
перь все помещения отремонтированы, со-
ставлены расписания караулов, уточнены
лабели постам и инетрукпии для гарнизон-
ных караулов.

Большую работу повели В этом гарнизо-
не по подготовке к зиме. Служебные по-
мещения, ‘казармы отремонтированы и
отеплены. Проведены противопожарные
профилактические мероприятия. приведен
в порялох военный городок. Сейчае в
казармах чисто и уютно, в подразделениях
устроены. хозяйственные утолки, где имеет-
ея все необходимое для того, чтобы при-
вести в порядок обмундирование, отведены
места лля хранения и чистки оружия. Bee

эти мероприятия безусловно имеют нема-
лое значение для укрепления дисциплины
й порядка в гарнизоне, для повышения
качества боевой подготовки авиаторов.

Подполновнин П. ЗЕЛЕНОВ.
			Инициативный офицер-хозяйственник
	Н-СЕИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш норр.).
В течение дня офицер Иванцов, побывает
во всех хозяйственных подразделениях. Ра-
но утром он справляется у лежурного офи-
	цёра авиационно-технической службы, все
	ли тотово в бесперебойному обслуживанию
полетов, Потом идет в столовую прове-
рить, хорошо ли приготовлен завтрак, ин-
тересуется, довольны ли офицеры, сержан-
ты и <олдаты работой столовой, какие име-
ют. ней претензии. Затем. вместе с летно-
техническим составом едет на аэродром
и проверяет работу всех служб, которые
обеспечивают полеты горючим и техниче-
ским имуществом. Выслушав претензии
командира летной части, офицер Иванцов
тут же на месте устраняет все недочеты,
	Весь рабочий день офицера-хозяйствен-
ника распланирован по часам и минутам.
Й надо отдать справедливость: тов. Иван-
цов успевает сделать все. что он наметил
выполнить 3& день.
	Еще в летнюю пору в подразделении
стали деятельно готовиться к зиме. Зарз-
нее ‹оставили тшательно продуманный
план, Для ремонтных работ создали коман-
ду, в: которую подобрали солдат и сержан-
тов, умеющих выполнять плотничьи, шту-
катурные, столярные и другие хозяйствен-
ные работы. Воины авиатехнического под-
	разделения энергично взялись за дело ив
короткий срок произвели ремонт и строи-
тельство новых помещений.

В порядок. были приведены склады, от-
ремонтированы столовая, казармы и друтие
жилые помещения. По инициативе лейте-
нанта Сзнчеева солдаты выстроили Ha
аэродроме комнату для обогрев» тех-
нического состава и навес’ для аэродром-
ных средств механизации. Ефрейтор
Хашимов < групюй солдат привел в
порядок все аэродромное хозяйство. Желез-
ные катки уже готовы в действию. В по-
рядок приведены волокуши, грейдеры, гла-
ДИЛКИ.

Для вооруженцев оборудовано  помеще-
ние, в котором имеются все условия для
разборки, сборки и ремонта оружия. Рядом
со стоянками самолетов имеются пожарные
щиты с огнетушителями, ведрами, лопата-
ми, баграми и т. д;

Офицер Иванцов заслужил славу ини-
циативного и заботливого офицера-хо-
зайственника. От его взгляда не ускольз-
нет никакая мелочь, он делает вое ‘необ-
ходимое, чтобы авиаторы ’ могли  успеш-
но заниматься, выполнять все задания.
Офицер Иванцов постоянно заботится 06
улучшении бытовых условий воздушных
воинов, проявляя при этом инициативу и
настойчивость.
	земная Подготовка имеют первостепенное
значение для успешного полета на обыч-
ном сзмолете, то ее роль тем более 803ра-
стают для полета на реактивной машине.
Резерв времени ANA выполнения любого
	упражнения, аюбото элемента, на реахтив-
	ном самолете сведен буквально до мини-
мума и нередко выражается в секундах.
Поэтому без тщательного расчета времени
для выполнения каждого олемента- летно-
го упражнения нельзя подниматьея в воз-
дух.

, Придя к такому заключению после пер-
вых неудач, гва лейтенант Яковлев с
еще большей настойчивостью начал гото-
виться к выполнению фигур высшего пи-
лотажа. Он советовалея с товарищами, 0б-
ращалея за помощью к командиру, еще и
еще раз проверял свои знания материаль-
ной части самолета, законов аэродинамики
больших скоростей, режима работы двига-
теля, шлифовал навыки управления маши:
ной. В рабочей тетради летчика появились
аккуратно вычерченные схемы иммельмана
и переворота и вокруг них — многочис-
ленные цифры. e

Эти цифры обозначали скорость, высоту
и время ввода самолета в иммельман, угол
и продолжительноеть набора высоты, мо-
мент и скорость переворота машины в
верхней точке фигуры, угол и продолжи-
тельность пикирования, момент выхода из
него и, наконец, высоту и скорость пере-
ворота,

Главная цель, которую ставил перед
собой летчик, состояла в том, чтобы, учи-
тывая замечательные возможности нового
самолета, выполнить на нем обе фигуры с
наименьшим радиусом и выйти из них на.
безопасной высоте.

Такой вдумчивый, подлинно научный.
подход к выполнению летного задания“
обеспечивал грамотное использование ско-
рости в полете и экономное расходование
времени, чем в конечном счете и опреде-
ляется маневренность самотета,

Кропотливая и всесторонняя наземная
подготовка дала свой результат. В очеред-
ном. полете в зону пилотирования гвардии
лейтенант Яковлев легко и мастерски вы-.

Равняясь на командира, образцово вы-
полняют: свой воинский лолг члены перело-
	‚вого экипажа Воронежекий, Гуськов и 1о-
	МИН.
За успехи. достигнутые в боевой и по-
	литической подготовке, старший авиацион.
ный начальник об’явил личному составу
передового экипажа благодарность, & капи-
тана Михайлюка наградил ценным подат-
	Лейтенант К. ХАРЧЕННО.
	Экипаж летчика Михайлюка ` по праву
считается одним из лучших. В этом, преж-
де всего, заслуга командира экипажа. Ва-
питан Михайлюк — опытный воин, тре-
бовательный командир, умелый  воспита-
тель. Вея его деятельность подчинена од-
ной задаче: готовить верных и умелых 33-
Щитников Нашей великой ‹оциалистиче-
ской Родины. Он, например, много сделал
для того, чтобы офицеры Сабизин, Бори-
сенко и другие отлично овладели своей
профессией.
	СДАЛИ ЭКСТЕРНОМ ЭКЗАМЕНЫ НА ОФИЦЕРСКОЕ ЗВАНИЕ
	Старшины <верхерочнол службы вомму-
нисты тт. Филиппов и Курдюмов пользу-
ются славой отличных -епециалистов В
Н-ской авиачаети. Будучи авиационными
механиками, они содержали материальную
часть в постоянной боеготовности, безот-
казно обслуживали полеты. Свой богатый
опыт и знания коммунисты Филилнов и
Курдюмов умело передавали мотористам
сержанту Петрову и старшему сержанту
Пустовому.

Стармины Филиннов и Курдюмов не раз
	РАССКАЗЫ
ОБ ОТЛИЧНИКАХ
УЧЕБЫ
	отмечались вомандиром подразделения и
части, как лучшие механики и воспитате-
ли подчиненных. Важлый из них имеет
более 20 поощрений.

Нередовые воины были направлены в
училище для сдачи, экстерном экзаменов
на офицерское звание. Экзамены они ‹да-
ли отлично. Старшинам сверхерочной служ-
бы Филишюву и Курдюмову присвоены
звания «техник-лейтенант».

Гвардии старший лейтенант
Т. КОСАУРОВ.
	КОРЕНИЕ СКОРОСТИ
	оТЧИв уже в первом . самостоятельном
полете на новой машине сумел подметить
то главное, на что следует обратить oco-
бое. внимание в последующих. полетах.

С посадкой Яковлев справился не хуже,
чем со взлетом, и друзья OT души пПоздра-
Вили его < успехом,

Предположение = гвардив лейтенанта
вскоре подтвердилось. Отрабатывая  неко-
торые пилотажные фигуры, он обнару-
жил, ‘что ему действительно «некуда де-
вать» скорость. Если н% самолетах с
поршневым мотором ев приходилось  бук-
вально «выжимать», то здесь набор и
особенно потеря высоты осуществлялись с
такой стремительностью, что летчик, вы-
ходя из вертикальной фигуры, должен
был позаботиться прежде всего о пога-
шении скорости.

Особенню долго бился летчик над одно-
временной отработкой двух таких фигур,
Rak иммельман с последующим переворо-
TOM.

Вот машина достигает нзивыюсшей точ-
ки иммельмана. Летчик перекладывает ее
из перевернутого положения в нормальное
и устремляется вниз. С угрожающей бы-
строй летит навстречу земля. А впере-
ди еше одна фигура по нисходящей, из
которой едва ли успеешь выйти прежде,
чем земля окажется пол самыми Пл0еко-
		полнения вертикального пилотажа н& още
большую выеоту, увеличить фадиуе фигур
——значит, пойти по пути наименьшего со-
противления, значит, заведомо ухудиить
маневренность превосходной во веех отно-
шениях малины.

Но что делать?

Для Эдуарда Яковлева было пока несом-
ненным лить то, что надо Как-то «дис-
цинлинировать» скорость, или, вернее, дис-
циплинировать самого себя в смысле стро-
того выдерживания определенной наивы-
годнейшей скорости на каждом элементе
полета. :
	лубая окраска и легкая графическая ©тро-
гость‘ всех линий создавали внечатление
невесомости самолета,

«Уж больно он на вид-то хрупок», —
думал летчик, D0 восхищенно  посматри-
вая на самолет, то неодобрительно взгля-
дывая на свои отяжелевиие руки.

— Еще раз напоминаю, будьте осторож-
ны © сектором управления двигателем. —
сказал Яковлеву команлир подразделения,
когда тот находился уже в кабине самоле-
та, — как можно плавнее движения!

Летчик понимающе кивнул головой и
залустил двигатель.

..«Взлет разрешаю», — сказал фуко-
водитель полетов в микрофон, и голубая
машина с глухим гулом рванулась вперед.
Ее разбег и взлет произошли так етреми-
тельно и плавно, что невозможно было
ни уловить того.момента, ни определить
того места, когда и где именно оторвалась
онз от земли и взмыла,

Руководитель полетов, провожая `взгля-
дом уже почти слившийся в голубым не-
бом самолет. удовлетворенно проговорил:
	— (5 взлетом справилея отлично!

«Взлет — дело не такое, пожалуй,
трудное. Вот не промазать бы на посад-
ке», — думал в это же самое время лет-
чик, находившийся в воздухе,

Яковлев бросил взгляд на приборы, на-
брал высоту и попробовал самолет на раз-
личных скоростях, Необыкновенная лег-
кость, непринужденность полета и вто же
время хорошая устойчивость машины В
воздухе особенно понравились летчику
вселили в него уверенность. что процесс
освоения ее пе будет столь трудным й
длительным, как он предполагал раньше.

Однако, производя расчет Ha посадку,
гвардии лейтенант Яковлев яоно осознал
основную для себя трудность в  овладе-
нии реактивным истребителем. Ora труд
ность == в освоении скорости. Опыткый

...Машина, пилотируемая Яковлевым,
снова легко взмывает в голубое небо, стре-
мительно выписывает в нем уже знакомую
фигуру—иммельман, пикирует, и летчик
опять с досадой обнаруживает, что для вы-
полнения переворота у него слишком ве-
лик скорость и мала высота. Так повто-
ряется несколько раз. Но летчик не от-
ступает. При каждом полете в зону он
ВНОВЬ и вновь возвращая к комбина-
ции этих двух «неподатливых» фигур.

Яковлев считал, что успех должна pe-
игитТь практика, что только в ходе ее он
научится владеть скоростью и более гибко
использовать ее. Однако при дальнейших
попытках выполнить иммельман с после-
дующим переворотом летчику стало ясно,
aro, кроме скорости, есть еше какой-то
важный элемент, который он упускает из
ВИДУ,

Чо же это за элемент? Яковлев не мог
сразу догадаться. Решение пришлю во вре-
мя воздушного «боя», который он проводил
в очередном полете со своим напарником.
Задание было комплексное—по окончании
одиночного воздушного «боя» надо было
выполнить еще некоторые упражнения,

Высокая скорость и создаваемые ёю пе-
регрузки на организм летчика заставили
Яковлева обратить 00606 внимание на
фактор времени. Внезапность атаки, oco-
бенно первой,  завершающейся метким
прицельным огнем, — вот то главное, Е
чему должен стремиться воздушный боец,
Однако именно это и ве удалось сейчас
Яковлеву. Увлекшиеь  маневрировачием,
он утратил чувство времени. А когда
его взгляд упал на часы, то он в еожале-
нием увидел, что срок пребывания в в03-
духе истекает и пор» возвращаться Ha
аэродром.

«Время! — вот тот второй элемент, ко-
торый мной не учитывалея при отработке
иммельмана и переворота ‘и’ который
«метил» мне-3за 910», — думал Яковлев,
возвращаясь © аэродрома.

Летчик теперь совершенно ясно видел
ошибочноеть своего предположения, что
овладение пилотажем возможно в резуль-
тате отной практики в воздухе, Если на-
	это был совсем новенький, бледноголу-
бой окраски самолет. Важдая линия фю-
зеляжа и крыльев выражали движе-
ние. Казалось, это была не просто маши-
на, & с3м0 стремление, уловленное всепо-
стигающей мыелью конструктора и одетое
им в серебристый металл. Даже на земле,
находясь в состоянии покоя, самолет ка-
32163 летяшим.
	\елание подняться в воздух на новом
скоростном истребителе уже давно 063-
раздельно завладело гваодии лейтенантом
Яковлевым, Все, что было общем в резЕ-
тивном самолете и маптинах с поршневыми
двигалелями, в данном случае мало инте-
ресовало летчика, так как он был совер-
шенно спокоен за свои старые знания и
навыки. Мыели Элуарла Яковлева в про-
	_должениею всей наземной подготовки к
	знаменательному для него полету были
исключительно устремлены к тем 00бен-
ностям новой малины, которые были при-
сущи только ей одной...

«Плавное управление сектором двигате-
ля — одно из основных условий ‘грамот-
ного пилотирования ’ самолета» — эти
слова гвардии лейтенант Яковлев слышал
от инструктора десятки раз, и они 060-
бенно крепко запомнились ему. Почти
каждый день он часами Шюосиживал. у
специального ‘тренажного аппарата, отра-
батывая Необходимый темп и пластич-
ность своих движений в работе с рычага-
ми управления.

Й вот. наконец, завершена наземная
подготовка в Первому самостоятельному
полету. :

Солнечный, без единого „облачка день
вполне соответствовал ра жному наетро-
ению офицера. Возбужденный взгляд лет-
чика любовно скользил по сладкой поверх-
ности плоскостей и фюзеляжа самолета.
Й вдруг Яковлеву почему-то показалось,
ч® руки его отяжелели. Он принялся
сжимать и разжималь кулаки. Нежного-