11 октября 1950 г., № 242 (1775).
		HHCKHH
		Потон приветствий
		Коллектив артели Пищепродукт, гор.

Куйбышев;
Колхозники колхоза имени Сталина
	ON EE 71

Котелевского района Полтавской области;
Медицинские работники гор. Татарска
Новосибирской области;
Колхозники колхоза «Вторая пятилетка»
Айртауского района Кокчетавской области;
	Учащиеся Таганрогского строительного

техникума;
Колхозники колхоза «Коммунар» Ново:

Псковского ‘района Ворошиловградской
области*
	Рабочие, инженерно-технические работни-
ки и служащие Ленинградской типографии
издательства Министерства легкой промыш-
ленности; :

‘Собрание партийных, советских и обще-
ственных организаций Комаринского рай-
она Полесской области;

Рабочие, ‘инженерно-технические  работ-
ники и служащие Сальянской дистанции
службы пути Азербайджанской ж. д.;

Комсомольцы и молодежь Ивановского
района Пинской области;

Коллектив работников витаминного заво-
да, гор, Вологда;

Колхозники колхоза «Сеятель» Курилов:-
ского района Саратовской области;

Коллектив работников народного образо-
вания Унгенского района Молдавской ССР;

Трулящиеся Развиленского района Po-
стовской области;

Кленкий райком КП(б) Белоруссии и
исполком районного Совета депутатов тру-
дящихся Барановичской области;

Красногвардейский райком ВКП(б) и
дяшихея Ростовской области;

Работники и учащиеся профессионально-
технической школы Министерства местной
промышленности, гор. Уфа;

Коллектив работников газеты «Ленин-
ская правда» Ленинского района Сталин-
градской области:

Коллектив работников Днепропетровско-
го радиоузла;

Колхозники колхоза имени Пугачева Ма-
каровского района Саратовской области;

Женшины Корнештского района Молдав-
ской ССР:

Колхозники, рабочие и интеллигенция
Воротынсксго района Горьковской области;

Колхозники колхоза «Красный пахарь»
Солодчинского района Сталинградской об-
ласти;

Колхозники колхоза имени Ворошилова
Теректинского района Западно-Казахстан-
ской области:

Колхозники колхоза «Память Чкалова»
Злвинского района Новосибирской обла-
сти:

Коллектив работников конторы перекач-
	ки нефти и воды треста Бориславнефть
Дрогобычекой области;
_ Колхозникй сельхозартели «Память
	Ильича» Аркадакского района Саратовской
области;

Медвенский райком ВКП(б) и исполком
пайонного Совета депутатов трудящихся
Курской области.

(Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	ПЕРЕДОВИКОВ УЧЕБЫ
	ка. Не раз он вамостоятельно выпускал са-
молет в воздух.

За время службы в авиации Рахимов.
полюбил коллектив своей части, он стал.
для него родным. Когда настала пора демо-’
билизоваться, Рахимов’ подал командиру
рапорт с просьбой оставить его на еверх-
срочную службу. Команлование удовлетво-
рило его просьбу.

Выступившие на вечере воины расека-
зывали о передовых методах работы cep-
жанта Бутобая Рахимова, призывали лич-
ный состав учитьея у него воинскому
мастерству.

В подразделении были проведены вечера
чествования и других отличников, в TOM
числе авизмеханика старшего сержанта
Цымбалова и моториста сержанта Каза-
Кова.

Радиоузел систематически организует
радиопередачи, посвященные отличникам.
	терной чертой этого периода является
внедрение в авиацию реактивных двигате-
лей, благодаря чему значительно возросла
скорость полета.

` Применение реактивных двигателей на
самолетах открыло новую эру в развитии
авиации. Честь открытия этой новой эры
принадлежит нашим отечественным ученых
й изобретателям, разработавшим принципы
реактивного — лвижения,. Энциклопедия
ссылается на труды Константинова, Третее-
ского. Соковнина и других пионеров реак-
тивной техники. В 1909 тоду русский ин:
женер Герасимов разработал турбокомпрее-
сорный воздушно-резктивный двигатель.
Двумя годами позже инженер Горохов ©03-
дал компрессорный воздупно-реактивный
двигатель пульсирующего типа.

Наибольшее развитие теория реактивно.
го двяжения получила в знаменитых рабо-
тах №. 9. Циолковского. Он вылвинул на-
учную теорию полета ракеты и обосновал
возможность применения реактивных апиа-
PATOR для межпланетных сообщений, дав
описание реактивного двигателя © жидким
топливом. В голы советской власти плодо-
творная деятельность К. 9. Циолковского
благодаря заботам большевистской партий,
товарища Сталина получила всенародную
поддержку и признание.

Советские ученые продолжали труды Ци-
OLKOBCKOPO. Инженер А. М. Люлька В
1937 г. осуществил конструкцию первого
советского турбокомпрессорного воздутно-
реактивного двигателя. В начале Великой
Отечественной войны советекие конструк-
торы создали первый в мире реактивный
самолет, а нат летчик Г. Я. Бахчиванджи
испытал его. Впоследствии советские лет-
чики первыми в мире освоили одиночный
и групювой высший пилотаж на реактив-
ных самолетах.

Кроме отмеченных статей. в Большой
советской энциклопедии освещен целый
рял других авиационных тем. Авиаторы
найдут в этом томе нужные сведения по
Гражданекому воздушному флоту. авиани-
	энному вооружению, приборам,  метеоро-
логической службе, авиационной астроно-

MMH, авизционно-технической службе
HT. X.
	Помещенные в первом томе Большой с0-
ветской энциклопедии материалы ссвиде-
тельствуют 0 том, что наш великий народ,
руководимый партией Ленина — Сталина,
создал свою могучую авиацию, р том числе
Военно-Воздушные Силы Советской Армии,
зорко стоящие на страже мира и безопае-
ности социалистического государства.

Инженер-полковник П._ СОБОЛЕВ.
	В связи с семидесятилетием товари“
И. В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали;

Колхозники колхоза «Путь к коммуниз-
му» Кашарского района Ростовской 06-
ласти;

Колхозники колхоза имени Сталина Ру-
довского района Тамбовской области,

Колхозники колхоза имени Кагановича
Комсомольского района Сталинградской
области:

Работники Орловской областной конто-
ры Госбанка, преподаватели и учащиеся
Финансово-кредитного техникума;

Коллектив рабочих и служащих артели
«Мебельшик» Еланского района Сталин-
градской области;

Коллектив мелининских работников Туго-
луковского района Тамбовской области;

Колхозники колхоза имени Шезченко
Валковского района Харьковской области;

Коллектив работников Нижне-Тавдинско-
го химлесхоза Тюменской области;

Колхозники колхоза «Новый мир» Степ-
новского района Ростовской области;

Колхозники колхоза имени Карла Маркса
Ольховатского района Харьковской обла-
сти;

Коллектив работников Башкирской опыт-
ной станции животноводства;

Колхозники колхоза имени Буленного
Лопатинского района Пензенской области;

Колхозники колхоза «Первый мспех» Сам:
пурского района Тамбовской области;

Колхозники колхоза имени Ленина Ка:
сум-Исмаиловского района Азербайджан-
ской ССР:

Колхозники артели имени Ленина Олых-
ского района Волынской области;

Колхозники колхоза имени Куйбышева
Зеньковского райсна Полтавской области;
	Коллектив спепиалистов сельского хозяй-.
	ства Унгенского района Молдавской ССР;
о Трудяшиеся Васильевского района Запо-
рожской области:

Коллектив работников Туапсинского лес-
хоза Краснодарского края;

Шполянского района Киевской области;

Куйбышевский райком ВКП(б) и испол-
ком районного Совета депутатов трудящих-
ся Калужской области:

Колхозники колхоза имени «Правды» Ба:
лахнинского района Горьковской области;

Трудяшиеся Пичаевского района Тамбов:
ской области; :

Коллектив работников редакции и THNO-
графии газеты. «Социалистична перемога»
Двуречанского района Харьковской обла-
сти:

Исполком Гродненского районного Сове-
та депутатов трудящихся Гродненской об-
ласти:
	Физкультурники гор. Киска Краснодар-
ского края;
Коллектив работвиков  Пластуновской
	МТС Краснодарского края;

Коллектив связистов Глухозской конторы
связи Сумской области;

ки и служащие гадячской торфартели
«Уларник» Полтавской области;
		Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН, 10 октября
(Наш спец. ковр,). Новыми успехами в
боевой и политической подготовке  ветре-
чают воины-авиаторы Н-ского авиаподраз-
деления 33-ю годовщину Великой Октябрь-
ской социалистической революции.
	В нынешнем году здесь значительно
пополнились ряды отличников. Командо-
‘вание, партийная и комсомольская оргз-
низации приложили немало усилий к тому.
чтобы опыт отличников сделать достоянием
всех воинов. Здесь систематически прово-
лятея вечера чествования отличников,
	Надолго запомнился вечер, когда  лет-
чики, воздушные стрелки, авиамеханики и
младшие  авиаспециалиесты чествовали
отличника боевой и политической  подго-
товки сержанта Бутобая Рахимова. Мо-
торист сержант Рахимов хорошо ` изучил
технику и е успехом заменяет авиамехани-
	В решающих битвах под Москвой и
Сталинградом наша авиация, взаимодейст-
вуя с наземными войсками, успешно вы-
полнила возложенные на нее задачи. В
Сталинградеком сражении, говорится в
энциклопедии, по указанию И. В. Сталина
были применены новые  тахтические
приемы, в частности непрерывное ог-
невое воздействие авиации на поле боя,
ставшее основным принципом в боевой
практике советских Военно-Воздушных
Сил. Ожесточенные бои на Кубани, под
Курском, в Берлинской операции, против
японских империалистов показали не толь-
ко качественное превосходство, но и ко-
личественный перевес нашей авиации. (0-
ветокий Воздушный Флот надежно обеепе-
чивал действия сухопутных войск. Из
80 тысяч самолетов. которые‘ немцы по-
строили за последние три rota войны,
75 тысяч было уничтожено на советеко-
германюком фронте.

Нроизводетво большого количества само-
летов в нашей стране стало возможным
благодаря техническому прогрессу всех от-
раслей социалистической индустрии, 060-
бенно металлургии и машиностроения, ог-
ромному патриотическому подъему работ-
ников = авиапромышленности. Товарищ
Сталин дал высокую оценку авиастроите-
лям: «В ходе войны трудовой энтузиазм
рабочих, работниц, инженеров и служа-
щих,  изобретательность и талантливоеть
советских авизпионных конетрукторов по-
зволили вооружить Hay авиацию многи-
мй тысячами прекраеных боевых самоле-
в. которые на своих крыльях несли
смерть врагу и бессмертную славу нашему
великому советскому народу».

Всеми своими успехами советская авиз-
ция обязана вдохновителю и организатору
побед советского народа великому Сталину.
Товарищ Сталин разработал основные
принципы использования авиации на вой-
не, разрешил основные вопросы организа-
ции советских Военно-Воздушных Сил,
указал конкретные формы и методы опе-
ративного и тактического использования
авиации. Война подтвердила правильность
положений советской военной науки о том.
что успех в современной войне достигается
совместными усилиями сухопутных войск,
Военно-Воздушных и Воённо-Мереких Сил.

Большой интерес для авиаторов прел-
ставляет раздел «Авиация после втопой
мировой войны», в котором рассматрива-
ются пути развития этого рода войск в
послевоенные годы, приводятся летно-так-
тические данные некоторых опытных и
принятых на вооружение самолетов. Харак-
	Действенные методы
обучения штурмовиков
	Для летчика-штурмовика бомбометание
является одним из основных элементов
боевой подготовки. Обучая летчика бомбо-
метанию, мы прививаем ему прочные на-
выки, основанные на глубоких теоретиче-
ских знаниях.

Летчики Лукашин и Ткаченко при по-
летах на полигон неумело строили маневр
для выхола на цель. Они неправильно
производили третий разворот, на вепомо-
тательный курс выходили с запозданием.
Из-за этого авиаторы или совсем не виде-
ли цель или @ трудом просматривали ее.
Вот почему результаты бомбометания у
них оказывались обычно низкими.

Обучением Лукашина и Ткаченко занял-
ея офицер Маслов.

Проанализировав оптибки летчиков, он
обратил их внимание на неправильное
построение маневра. Чтобы изжить этот
недостаток, офицер Маслов стал заниматься
¢ полчиненными на миниатюр-полигоне.
	При этом он обращал 060006 внимание
летчиков на построение третьего разворота
при заходе на цель.

В процессе занятий выявилась еше одна
ошибка, присущая обоим летчикам. Ока-
залось. что они, выполняя третий  разво-
рот, не привязывали ето к заранее = Ha-
меченному ориентиру. Тогда офицер Маслов
потребовал от Лукашина и Ткаченко, что
бы они тщательно изучили район  поли-
тона, его хзрактерные ориентиры, распо-
ложение пелей. Шо нескольку раз вычер-
чивали офицеры напамять район поли-
гона co всеми ориентирами. Проверяя
знания авиаторов, командир добивалея от
них не просто перечисления всех  ориен-
тиров в районе полигона, но и требовал
четкого рассказа о практических  дейет-
виях на каждом этапе маршрута.

Когла летчики основательно изучили
район полигона, тов. Маслов перенес за-
нятия в кабину самолета. Тренажи в ка-
бине машины проводились так: самолет
устанавливали в линию горизонтального
полета, производилась подвеска учебных
бомб. и на определенном расстоянии от ка-
бины под соответствующим углом выкла-
дывалась мишень. Летчик, сидя в полном
снаряжении в кабине, занималея под ру-
ководетвом инструктора.

Офицер Маслов проводил такие тренажи
очень живо. Давая тт. Лукашину и Тка-
ченко вводные, он внимательно следил за
их действиями, показывал, как надо вы-
полнять тот или иной маневр. В случае,
если летчик ошибался в расчетах, неточно
строил маневр, руководитель тренажа
прекращал «полет» и вновь заставлял по-
зторять «заход» на цель.

После нескольких таких тренировок, и
решения задач по расчетам на бомбомета-
nié y офицеров появилась уверенность в
действиях, они приобрели опыт и необхо-
димые навыки.

Убедившись в том, что авиаторы  хоро-
THO овладели искусством построения ма-
невра на земле, офицер Маслов запланя-
ровал каждому из них несколько полетов
на учебно-боевой машине.

Первый полет он произвел е Тукаши-
ным. Подойдя к пели. летчик приступил к
построению маневра. Своевременно сделав
второй разворот, ФЧукашин поторопилея с
третьим. Однако инструктор предупредил
летчика, что разворот делать еще рано.
Учтя это замечание. летчик, правильно вы-
полнил третий и четвертый развороты.
	БИБЛИОГРАФИЯ
	— Теперь вы поняли свою ошибку? —
спросил командир и, получив утвердитель-.
ный ответ, приказал повторить атаку и
произвести фотобомбометание.

В следующем заходе Лукашин правиль“”
но построил маневр и метко поразил цель.
На последнем заходе, точно расечитав тре-
тий разворот, летчик не обратил внима-
ния. что на вепомогательном курее  само-
лет идет с набором высоты. Фетчик ввел
машину в пикирование раныше времени, в
результате «бомба» упала с. недолетом.

В последующих учебных полетах этот
недостаток был устранен.  Дешифриро-
ванные снимки подтвердили, что упраж-
нения по фотобомбометанию летчик Лука-
шин выполняет хорошо.

Целеустремленная наземная NOATOTOBKA,
регулярные тренажи и полеты на полигон
е инструктором закрепили знания летчика,
привили ему уверенность в действиях. В
дальнейшем он успешно выполнял сложные
задания на бомбометание.

Аропотливо обучая подчиненных, офи-
цер Маслов лобилея, что и летчик Ткачен-
ко овладел искусством бомбометания и
сейчас являетея отличником боевой и по-
литической учебы.

Учеба на земле и в воздухе приносит
успехи тогда. когда она проводится на вы-
соком методическом уровне, и, наоборот,
всякое проявление формализма и натаски-
вание в обучении летчиков боевому ма-
стеретву не могут дать требуемых резуль-
татов.

Приведу еще один пример того, как ин-
дивидуальный подход в обучении приносит
успех летчикам. При бомбометании офи-
цео Агарков не умел учитывать влияние
ветра. Так. во время бомбометания с боко-
вым ветром. в момент ввода машины в пи-
кирование самолет сносило, и летчик цель
не поражал. На помощь ему пришел тов.
Шибаев, который путем теоретических рас-
четов, практического показа научил летчи-
ка правильно выбирать линию  предвари-
тельного визировалия и точку прицелива-
ния, вносить нужную поправку на ветер.
Неоднократно офицер Шибаев поднимался с
Атарковым в воздух. Когда летчик стал
отлично поражать цели на полигоне, Ши-
баев допустил Агаркова к полетам для вы-
полнения следующего, более сложного уп-
ражнения. Сейчас этот летчик, безукориз-
ненно справляется с упражнениями по
бомбометанию.

Умело поставленное обучение азиаторов
такому сложному элементу боевого приме-
нения, каким является бомбометание, при-
несло подразделению хорошие результаты.
Так, недавно летчики выполняли комплекх-
ное полетное задание с бомбометанием. На
предварительной подготовке авиаторы  де-
тально изучили поставленную задачу, 3a-
тем каждый готовился самостоятельно.
Офицеры освежили в памяти все правила
работы над полигоном, продумали поеледо-
вательность выполнения задания, тренирэ-
вались на миниатюр-полигоне и в кабине
самолета. Когда командир на розыгрыше
полета проверил знания летчиков, он был
удовлетворен глубокими и точными отве-
тами.

В полете экипажи показали хорошую
боевую выучку: цель была поражена. За-
тем штурмовики стреляли по тактическим
целям. В результате этоге полета все эки-
пажи заслужили высокую оценку. За or-
личное выполнение задания старший на-
чальник объявил авиаторам благодарность.
	Герой Советского Союза
майор Г. ГОЛОВКОВ.
	ЖСТОЯННО совершенствовать свое воинское мастерство — таков девиз
советских летчиков. На снимке (слева направо): летчики-инструкторы — ОТ-
дах еще - aw „= fa

КЮ). Склялнев. П. Сомов,
	личники боевой и политической подготовки А. Калашник,
	Ф. Скляров на самоподготовке перед очередными занятиями с курсантами,
	Фото А. ДМИТРИЕВА,
		ТОВАРИШЕСКИЙ ДОЛГ
	Находясь в городском отпуске, шофер ря-
дховой Гришаев посмотрел новый кино-
	фильм, в библиотеке узнал, какие появи-
	лись новинки художественной литературы,
и обменял книги.

«Зайду ненадолго в городекой парк», —
решил Гришаев. Вогла соллат подходил к
парку. он заметил автомашину. Возле ма-

шины суетился шофер.
— В чем дело? — спросил Гришаев шо-

фера, подойдя к машине.

— Ла вот, мотор отказал. Теперь сиди
здесь, а в часть нужно прибыть в 21 Час.

Тришаев посмотрел на часы. Было 20.30,

— Вы давно шофером работаете? — по-
интересовался Грипаев.

— Нет, всего два месяца,

Хотелось Гришаеву зайти в парк, но
уйти и не помочь товарищу он не мог,

— Разрешите, я посмотрю мотор.

Открыв капот, Гришаев начал осмотр.
Внешне, казалось, все было в порядке.

— Как себя мотор вел перед оетанов-
кой, «чихал»? — спросил Гришаев.

— Нет, не «чихал». Хлопки в глуши-
теле были, — ответил пофер.
	«Значит, дело в зажигании»,- Подумал
авиатор.

Проверив крепление проводов, он снял
крышку трамблера и осмотрел распредели-
тель. Молоточек наковальни был без фиб-
ровой пяточки. Отломанная, она лежала на
дне корпуса распределителя.

— Вот виновница вашей остановки, —
сказал Гришаев и показал шоферу извле-
ченную им фибровую пяточку. — Суровые
нитки есть? Давайте.

Гришаев ловко прикрепил выпавшую
прокладочку и уверенно закрыл капот мо-
тора.

— Телерь запустите двигатель.

Работой мотора оба шофера остались до-
	ВОЛЬНЫ.
— Большое спасибо за помощь, — ска-

зал молодой шофер. — Если бы не вы,
	мне долго бы пришлоеь здесь сидеть.
— Ни пуха, ни пера! Торопитеевь, в ва-
шем распоряжении 15 минут, — и Гриша-
ев крепко пожал руку молодому шоферу.
— Моя фамилия Горячев, а ваша как?
— Гришаев, — ответил авиатор и на-
правилея в расположение евоей части.
Капитан И. СЕМЕНОВ.
	Наземная тренировка летчинов
	В нашем подразделении проводятся
стрельбы с ‘вышки по движущимся мише-
НЯМ.

Вот на вышку поднялось несколько че-
TOBE...
	— Огшнь! — подал команду капитан
Саломатнн.

Лейтенант Ныжов. выпустив две длин-
ные  очерели. лоложил 06 окончания
	стрельбы. Носле подечета попаданий oka-
залось, что упражнение не было выпол-
нено.

— В чем причина? — спросил коман-
RED.
	—-Я вел огонь ллинными очередями, —
ответил тов. Ныжов.

— Кроме того, вы плохо прицелились, —
добавил офицер Саломатин.

Когда отстрелялись другие летчики, ка-
питан подозвал лейтенанта Пыжова и при-
казал ему повторить выполнение упражне-
ния. На этот раз результаты были вполне
уловлетворительными.

Стрельба с вышки по наземным целям
приносит большую пользу летчикам. Сде-
ловалою бы сделать подобные тренажеры и
для бомбометания.

Лейтенант П. ЗБОРОВСКИЙ.
		Иичный состав Н-ского полигона умело
готовит полигон к каждому летному дню.

Много старания и инициативы проявля-
ют полчиненные офицера Бабушкина—сол-
даты Лужный и Карпович. Они быстро и
	точно выполняют задания по восстановие-
нию и приведению в порядок целей. Воин
Сенаторов обеспечивает своевременную за-
готовку и подвозку ремонтно-строительных
материалов, являбтея организатором многих
  восстановительных работ.
	Аоротю на полигоне поставлено дело ©
определением результатов стрельб и бомбо-
метаний. Полигонная команла дает летным
подразделениям, экипажам всегда точные
данные о результатах выполнения очеред-
ных упражнений.

Сейчас личный состав Полимнной
команды занят подготовкой к зиме. Ус-
пентно идут отепление и ремонт жилого по-
мешения, столовой, бани.

Майор Н. КРАСИЛЬНИКОВ.
	Вместе с развитием авиационной про-
мышленноети росли и Военно-Воздушные
Силы нашей Родины. Как указывается в
энциклопедии, к 1935 году советская
военная авиация первой в мире почти пол-
ностью перешла на новые скоростные мо-
нопланные схемы. В этом ‘большая за-
слуга наших конструкторов; окруженных
постоянной ззботой партии. Советского
правительства, лично товарища Сталина.

Еще до Великой Отечественной войны
товарищ Сталин поставил перед советекими
авиаторами задачу — летать выше всех.
дальше всех, быетрее всех. Эту задачу
наши авиаторы выполняют © честью.

Первокласеная авиационная промышлен-
ность, быстрый рост самолетного парка,
подготовка высококвалифицированных
конструкторских и летных кадров-—вее это
дало возможность советеким Возлушным
Силам занять ведущее место в мировом
развитии авиации. Если на 1 января
1939 года, Советекому Союзу приналлежа-
Jo 17 проц. международных авиационных
рекорлов, то накануне Великой Отечест-
венной войны СССР имел уже 37 проц,
рекордов по дальности и скорости полета,
по высотноети и грузоподъемности.

В соответствующем разделе энциклопе-
дни рассказываетея о Гражданском  B03-
душном флоте нашей страны. Еще в 1941
году воздушный транспорт Советского Сою-
за по протяженности воздушных линий и
по грузообороту занял первое меето в мире.
Сыграв огромную роль в период войны,
Гражданский воздушный флот в настоящее
время быстро развивается, принимая ак-
тивное участие в мирном созидательном
труде советского народа.

В энциклопедии говорится, что в
СССР раньше, чем где-либо, получил
массовое развитие паранпотный и планёр-
ный спорт, на базе которого развилось
парашютно-десантное дело. Совётекой во-
венной науке принадлежит приоритет в
разработке вопросов и в практике органи-
зации крупных воздушных десанлов.

В СССР раньше всех в мире была созда-
на мощная штурмовая авиация.

Свои превосходные качества советекая
авиация проявила в годы Великой Отече-
ственной войны. В энциклопедии пуиво-
дятся слова из доклада товарища Сталина
в ноябре 1941 года: «Наша авиация по
качеству превосходит немецкую авиацию. a
наши славные летчики покрыли себя
славой бесстрашных бойцов». Злесь же
кратко описываются героические подвиги
советских летчиков В. Талалихина и
Н. Гзетелло.

виационная тематика
	в Большой советской энциклопедии
	Вышел в свет первый том второго изда-
ния Большой советской энциклопедии.
Как указывается в постановлении Совета
Министров Союза, ССР. новое издание эн-
пиклопедии призвано «широко осветить
всемирно-исторические победы социализма
в нашей стране. достижения СССР в обла-
CTH экономики, науки, культуры, искус-
ства. С исчерпывающей полнотой следует
показать превосходетво социалистической
культуры над культурой  капиталистиче-
ского мира. Опираясь на  маркеиетеко-
ленинскую теорию, энциклопелия должна
дать партийную критику современных pe-
акционных буржуазных течений в различ-
ных областях науки п техники».

Издание новой энциклопедии является
болышим событием в культурной жизни на-
шей Родины.

Почти четверть века прошло с тех пор,
хак было начато излание Большой совет-
ской энпиклопелии. За это время про-
изошли колоссальные изменения в эко-
номике и общественной жизни нашей стра-
ны. Цол руковолетвом большевиетской пар-
THA, под водительством великого Сталина
народы = Советского Союза  построали
бесвлаесовое сопиалистическое общество aA
уверенно идут вперед по пути к комму-
низму. Советская наука за эти годы обога-
тилась новыми выдающимися открытиями
и изобретениями. Сильно шагнула вперед
советская Техника.

В новом издании энциклопеляи налили
отражение крупнейшие изменения. пронс-
шедшие в экономике СССР. Такие статьи,
как «Авиация», «Авиационная  промыш-
ленность», «Автомобильная промышлен-
ность». «Автоматика» и другие, показыва-
ют грандиозный материально-технический
прогреее Советского Союза.

Статьи первого тома восстанавливают
историческую справедливость относитель-
но приоритета выдающихся открытий на-
ших отечественных ученых и изобретате-
лей в самых различных отозелях науки и
техники.

Остановимся более подробно на статьях,
посвяшевных звиапионным темам.

В статье «Авиация» подробно рассказы-
вается о том выдающемся вкладе, который
внес великий русский народ в развитие
звиации. Россия явилась родиной аэроста-
	та, геликоптера, самолета, родиной зэроди-! высшего пилотажа. 27 августа 1913 года
	он расечитал и впервые осуществил полет
в виде петли в вертикальной  плоекости.
Эта фигура высшего пилотажа получила
название «петли Нестерова». Ему же при-
надлежит первый воздушный таран. Тру-
дами П. Н. Нестерова были раскрыты ма-
невоенные возможности самолета.
	Талантливые работы русских ученых,
изобретателей, конструкторов, летчиков с
трудом пробивались сквозь  бюрократяче-
ские рогатки цареких ведомств. Многие из
этих открытий получили широкую извест-
ноеть только в советское время. Побела
Великой Октябрьской  социзлистической
революции явилась решающим условием
для бурного развития нашей отечественной
авиации.

Создателями могучего  советекого Воз-
душного Флота являютея В. И. Ленин a
И. В. Сталин. В энциклопедии сказано, что
20 декабря 1917 года был издан приказ о
создании первых красных частей авиации
и воздухоплавания. 24 мая 1918 года ор-
танизовано Главное управление Рабоче-
крестьянского Красного Военно-Воздунено-
го Флота, В декабре 1918 года по указа-
нию В. И. Ленина был создан Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Неизмеримо великз роль товарища И. В.
Сталина в создании советской звиацион-
ной промышленности, в разработке прин-
ципов боевого применения авиации.

Особенно мощный размах наша авиация
получила B ГОДЫ сталинских пятилеток,.
Успешное выполнение сталинской програм-
мы индустриализации страны позволило
подвести под авиационную промышален-
ность материально-техническую основу. К
концу первой пятилетки Советский Союз
имел современную авиационную промыш-
ленность, вполне отвечающую требованиям
обороны страны. В 1933 году товарищ
Сталин сказал: «У нае не было авиацион-
ной промышленности. У нас она есть те-
перь».

Еще более крупные успехи были достиг-
нуты нашей авиационной промышленно-
етью в годы второй пятилетки. За этот пе-
риод объем авиационного производетва вы-
рос в 5,5 раза. Наша авиационная про-
мышленность вышла на одно из первых
мест в мире.
	намики и передовых идеи в области само-
лето- и моторостроения, теории реактивно-
го движения и высшего пилотажа. Это
подтверждается фактами.

В энциклопедии говорится, что в 1731
году. на 52 года раньше, чем за границей,
в России был изобретен воздушный шар.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов
обосновал принцип полета тел тяжелее
воздуха и в 1754 году построил  летаю-
щую модель геликоптера. В 40-х годах
пронлого века русский изобретатель
А. Снегирев предложил проект устройства
управляемого аэростата, снабженного пло-
скостью © изменяющимся углом. наклона.
B 1866 году. на 39 лет раньше. чем за
границей. Н. М. Соковнин предложил про-
ект дирижабля жесткого типа е реактив-
ным двигателем. Замечательный  руеский
ученый Д. И. Менделеев первым высказал
идею стратостата и разработал схему его
конструкции в 1875 году, на 56 лет опе-
редив иностранцев.

На базе всех этих открытий и изобрете-
ний А. Ф. Можайский первым в мире скон-
струировал, построил и испытал самолет.
Вак известно, это испытание прошло летом
1883 года под Петербургом на военном по-
ле в Красном Селе. Лишь в 1903 году. ва
21 год позже, удалось совершить полет
американцам братьям Райт.
	Огромное влияние на развитие авиации
оказали труды Н. Е. Жуковского и С. А.
Чаплыгина. Благодаря их работам «Роееля
явилась родиной аэродинамики и стала ве-
дущей в развитии научно-теоретической
авиационной мысли во всем мире».

В начале ХХ века в России появляется
много талантливых изобретений в облзети
авиационной техники. Большим событием
в мировой истории самолетостроения была
постройка в 1913 году на Русско-Балтий-
ском заводе тяжелого многомоторного само-
лета «Русский витязь», а затем «Ильи Му-
ромца». В результате к началу первой ми-
ровой войны Россия была единственной
страной, располагавшей  многомоторными
тяжелыми самолетами.

В разлеле «Военная авиация»  даетея
враткий исторический обзор применения
авиации в армии. Русекий военный летчик
П. Н. Нестеров явилея основоположником