10 декабря 1949 г. № 291 (1515).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
				$ По залам Центрального музея красной Армии
А А   OTEDELIO новую фазу в наступлении ныпих
	зано с великими победами советского наро-
да, и его доблестных Вооруженных Сил.
Священные реликвии Великой Отечест-
	венной войны, собранные в’ Центральном
	‘музее’ Красной . Армии, ‚рассказывают ©
выдающейся роли великого Сталина в 01-
танизации исторической победы над фа-
шиетской Германией.

„Тяжелое ° испытание выпало” нашей
Родине, когда гитлеровская Германия веро-
ломно напала на Советский Союз. Вот но-
мер «Правхы»”за 4 июля, в котором Напе-
чатано выступление по радио Председателя
Государственного Комитета Обороны
И. В. Сталина. Вдохновенные слова вождя
полны непоколебимой решимости и веры В
нашу победу.

Множество ‘экопонатов рассказывает о
том, как ответил советский народ на при-
зыв: вождя. Срёли них-——письма советеких
патриотов на имя товарища Сталина с
просьбой о зачислении их в Действующую
армию, которые выставлены B OLHOM из
залов музея. Все эти письма выражают од-
но стремление = быть Там, где решаются
сульба Родины, ве честь и независимость.

30 июня 1941 тода Презилиум Верхов-

ного’ Совета CCCP, IK BRO(6) и СНК
CCCP приняли‘ решение о создании Госу-
дарственного Комитета Обороны во главе с
товарищем Сталиным. Олин из стендов ‘по-
священ соратникам ‘товарища’ Сталина =—
членам Государственного Вомитета Обороны
первого состава: В. М. Молотову. В. Е. Во-
ронилову, Л. П. Берия, Г. М. Маленкову.
Тут же — Указ Президиума Верховного
Совета, СССР. от 19`июля 1941 года о на-
	значении Прелседателя Совета Народных
	Комиссаров СССР И. В. Сталина. Народным
Вомиссаром Обороны СССР;

Bor рисунок художника П. Васильева.
На нем изображен товарищ Оталин во
время выстунления 6 докладом о 24-й го-
довщине Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции, на торжественном 3ace-
дании Московского Совета 6 ноября 1941
rola. ©

Посетители музея   видят фото парада
Вооруженных Сил на’ Красной площади
7 ноября 1941 года и. номер «Правды» ©
пламенной речью вождя; с этой речью он
обратился в воинам Советской Армии с
трибуны мавзолея Ленина.

В зале 1941 года экспонируются. подар-
ки красноармейцев, присланные товари
Сталину. На деревянной шкатулке над-
пиеъ: «Родному отцу и учителю великому
Иосифу Виссарионовичу Сталину. От 6of-
цов, командиров и политработвиков Н-ской
части». Вот барельеф И. В. Сталина, изго-
товленный из дерева. Этот подарок солдат
Н. Ф. Слаламатов делал в перерывах между
боями,

Товарииг Сталин ‘непосредственно руко-
водил обороной столицы. На стендах одного
из залов — фотоснимки и документы, рас-
сказывающие © разгроме немецео-фашист-
ской армии под Москвой.

В музее экспонируется удостоверение
№ 000001 к медали «За оборону Mo-
сквы», которой награжден товарищ
(Сталин.

Великий вождь внимательно следил за
героической и стойкой борьбой советских
воинов на. всех участках огромного
фронта. Он. лично руководил разгромом не-
мецко-фашистских захватчиков Под. Ста-
линградом. «Требую, чтобы вы приняли
все меры для защиты Сталинграда. Ста-
линград не должен быть сдан  противни--
ку», — гласит приказ товарища Сталина
командующему  Сталинградеким фронтом
от 5 октября 1942 года.

Нельзя без волнения читать бебсмерт-
ные записки коммунистов и пепартийных
большевиков, до последнего вздоха защи-
щавиих советскую Родину. Вот клятва
‘бойцов Сталинградского фронта. которую
они приняли в письме на имя Верховного
Тлавнокомандующего в самые тяжелые
для Сталинграда дни. Большой интерес
представляет подлинник письма товарищу
Сталину личного состава стрелковой ди-
визии. Герои Сталинграда поклялись
своему вождю отстоять город и не допус-
тить врага к Волге. Эта клятва, скреплен-
ная подписями тысяч бойцов  Сталин-
градското фронта, была выполнена. С име-
нем Сталина они шли в бой и побеждали
Bpara,

Подолгу стоят посетители музея у кар-
THH, на которых советские художники вза-
печатлели образ Иосифа Виссарионовича
в годы войны. «Партизаны на приеме у
товариша Сталина» — так названа кар-
тина художника Ф. Модорова. Она воскре-
шает ‘в памяти события 1942 года:
товарищ Сталин в присутствии В. М.
Молотова и Е. Е. Ворошилова принимает
партизан. .

Вот рисунок художника А. Кручины. На
нем изображен товарищ Сталин, навенаю-
щий раненых бойцов в одном из москов-
ских госпиталей. Вождь, точно любящий
отец, ласково смотрит на прикованного к
постели воина. Товарищ Сталин проявлял
исключительное внимание и заботу о ра-
неных ‘воинах Советской Армии.

Гитлеровцы пытались под : Курском
устроить о Советской Армии «немецкий
Сталинград». Орловско-Курское спажение
		В честь 70-летия товарища Сталина
	ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУТ,
9 декабря. (По телеграфу от наш. . корр.).
С огромным политическим. пол’емом тото-
	SOME PE шпаван дловиам Под смом  ГОТо-
BATCH  воины-авиаторы. округа Ев зна-
менательной дате -— 70-летию co AHA
	рождения мудрого учителя и вождя Иосифа
Виссарионовича Оталина.

Во всех авиачастях ‘и подразделениях
проходят ‘беседы и доклады о великих” за-
воеваниях Советской страны, достигнутых
под водительством товарища Сталина.
	‚Беседы агитаторов о жизни и
	° ПРИВАРПАТСВИИ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
9 декабря. (По телеграфу от наш. норр.).
В авизчастях округа широко развернулась
подготовка к 70-летию co JHA рождения
‚великою вождя народов товарища
И, В. Сталина. _
Агитаторы подразделения офицера, Ряза-
’ нова провели белы < воинами на те.
	В клубе и комнатах политиросветработы
Н-ской авиачасти создаются выставки и
фотомонтажи на темы: «В. И. Ленин и
И. В. Сталин — ортанизаторы и вожди
большевистской партии и Советского. гоеу-
даретва», «Товарищ Оталин и Советская
Армия» и ряд друтих. В ряде авиачастей
началась демонстрация художественных п
документальных фильмов © жизни и pe-
волюционной деятельности В. И. Ленина и
И. В. Сталина.
	деятельности великого BO-FAA
	МЫ: «Товарищ ИВ Оби — мт
	полководец советских Вооруженных Сил»,
„р м TW...
	о СГУ № м УАЗ, АИ,

«В. И. Ленин и И. В. Cranna — oenorate-
vet eee ae a
	Е MM RAM be

ли большевиетской партии и социали-
стического государства».
Создается большой фотомонтаж на тему

«Товарищ И. В. Сталин в годы Великой
Отечественной. войны».
	Вооруженных Сил. 3& месяц упорных 6065
— < Б июля по 5 августа 1943 г, —
фашисты потеряли в районе Бурска. и Бел-
города одними только убитыми 120 тысяч
солдат и офицеров. .

В музее выставлен макет домика кол-
хбэнипы ФВондратьевой в селе  Хорошово;
под Ржевом. 4—5 августа 1943 года
Здесь  остапавливался ‘ товарищ Сталин,
приезжавигий Ha TOY участок фронта. В
этом ломике великий вождь подписал при-
каз о ‘первом салюте в Москве в честь 0-
вобождения нашими’ войсками городов’ 0р-
ла и Белгорода,

Вот уникальный экспонат, который ¢
большим интересом осматривают посетите.
ли; Это телеграфный аппарат  «Бодо-Д»
№ 233, который в период Великой Отече-
савенной войны находился в ставке Вер-
ховного Главнокомандующего. По этому
aunapary товарищ Сталин лично вел пере-
поворы © действующими фронтами и ар-
МИЯми.

В музее висит карта, на которой ярко
показаны 10 сталинских сокрушительных
ударов по врагу. В концу 1944 года в ре-
зультале этих мощных ударов немецко-фа-
_шистские захватчики были полностью вы-
брошены из пределов советской земли. 17
августа войска 3-го Белорусского фронта
вышли к государственной границе с Вос-
точной Пруссией. В армейской газете
«Уничтожим врага» от 19 августа 1944
года напечатано несколько десятков писви
воинов, первыми подешедлших к фашист-
скому логову. Гвардии старший лейтенант
В. Зайцев (сейчас Герой Советекого Союза)
в письме на имя товарища Сталина пи-
сал:

«Дорогой товарищ Сталин

Я риюртую Вам по службе и по душе.
17 августа, в 7, часов 30 минут, на мою
долю выпала честь первым водрузить Ha-
ше победоноеное Красное знамя на госу-
дарственной ‘пранице  социалистического
Отечества, 6 гитлеровской Германией...».

В одном из залов установлен бюст
И. В. Сталина работы скульитора гвардии
рядового Паргизананяна; на груди вождя
—орден «Победа». Указ Президиума Вер-
ховного ‘Совета СССР от: 29 июля 1944 го-
дао награждении товарища Сталина, орде-
ном «Победа»: выставлен в витрине под
стеклом. и

1945 год ознаменовалея еще’ более
крупными‘ операциями’ Советской Армии.
Всеми этими операциями непосредственно
руководил товарищ Сталин. Огромное xo-
личество документов, собранных в музее,
говорит © несокрушимом наступательном
духе воинов Советской Армии, обрушив-
их вею мощь нашей военной техники
на голову врага лля его окончательного
сокрушения.

8 мая 1945 года фашистская Германия
безоговорочно капитулировала. & чел че-
	‚тыре месяца — 2 вентября этого же гола
	— была разгромлена ‘армия империали-
стической Янонии, кофорая также, не вы»
держав ударов Советской Ариий; сложила
оружие. и-4безоговорочно   капитулировала.
В Знаменном зале. ‘окруженный цвета-
ми, стоит бюет великого Сталина, вдохно-
вителя и организатора всех наших побед.
В глубине зала, ва выюоком ^ постаменте,
под стеклом, ярко освещенное, стоит зна-
мя Победы: oo
‘© честью выполняя свою великую Te-
торическую о миссию, Советская Армия,
руководимая товарищем Сталиным, ‘9с-
вободила ` народы” Европы ‘от гитлеров-
ского ‘рабства, ° спасла будущее ‘воего
человечества. В музее хранятся многочис-
ленные подарки от городов, заводов, фаб-
рик, общественных организаций и отдель-
ных граждан“ ` Чехословакии, Польши,
Вентрии, Болгарии, Румынии, Китая, Ко-
pen, Франции и других стран. (овобож-
денные народы выражают чувства благо-
дарности, восхищения могушеством Совет-
	ского Союза й’‘тлубокой любви к совет-
скому народу, его армий и великому
Сталину.
	Б ноябре нынешнего гола в книге от-
зывов появилась эатись членов делегации
общества «Италия-—ОССР». Вот эти теп-
лые строчки наших зарубежных друзей:
«Веб виденное — выше слов. Одно ясно:
это посещение, во время которого мы как
бы сами пережили ‘героические подвиги
Красной Армии, ведомой Генералиссимусох
Сталиным, ‘обязывает нас убилить нашу
борьбу за укрепление дружбы между ча-
пгим народом ‘и советеким народом и ско-
рее превратить Италию в страну поистине
демократическую и прогрессивную, в вет-
ного друга страны социализма».

Центральный музей Красной Армии
пользуется 060бым вниманием советеких
людей и наших зарубежных друзей. Сюла
приходят группами и в одиночку бойцы,
офицеры и генералы, рабочие. колхозни-
ки, ученые и учащиеся.

В музее собрано около 200 тысяч свя-
щенных реликвий воинской славы coRet-
ских Вооруженных Сил, созданных и лю-
бовно выпестованных тениальным вожлем
и `` великим ‹ . полководцем товарищем
Сталиным.
	Капитан А, ЛЕВОЧКИН.

Дом в Гори, в котором родился И. В. Сталин. Над домом воздвигнут защитный павильон из гранита и мрамора.
		Выставка при Доме-музее исторических материалов ‚и документов, посвященная
`` ожизни и деятельности И. В. Сталина.
	победе над НЕО ЕО за,
хватчиками». ©...

Среди посетителей домика-музея
встречаетея немало и авиаторов. Уро-
женец Гори, Герой Советского Союза
тенерал-лейтенант ‚, авиации В. Наней-
швили в книге посетителей пишет;

«Домик и музей товарища . Сталина
оставляют исключительное впечатление.
Как приятно проследить путь величай-
его человека налей-энохих ео жизнь
и борьбу за. счастье народов! После. по-
сещения музея уходишь: с желанием ра-
ботать на своем участке еще лучше на
благо наптего счастливого советского
народа».

Генералы и солдаты, ‘ученые и рабо-
чие, колхозники и артисты, люди раз-
личных профессий в искренних и тро-
гательных словах выражают свои. пла-
менные чувства любви. и Да
вождю народов.

«Злесь истоки счастья человечества,
— взволнованно пишут комсомольцы
Армении. -— Варталинекие- горы ‘были
	колыбелью горного орла. бесстралеого
	сорца’ за счастье народов нашей Родины
— CCCP. Brop лень нами никогда ne
	забухется... Примите же наш комсомоль-
	ский привет, товариш Сталин!».
	«Это — на всю жизнь, забыть 06
этом невозможно», ——- восклицает’ лау-
реат о Сталинской премии композитор
Д; Шостакович.

На языках ‘всего мира славитея имя
великого Сталина -— тения человечест-
ва, вождя трудящихся всего мира. На
родине И. В. Сталина были представи
тели Чехословакии, (Франции, Монго-
	лии, Албании. Румынии, Индии. Дании,
	№убы, Бразилии...

«Я приехал в Гори, Е, узнать $
детстве. Оталина, — пишет Мулк Радж
Ананд, из Индии. — Этот человек жил
и живет удивительной жизнью. Силой
своего. Ума, характер» и сердца этот
	великий революционер совзушил такие
	поразительные дела! Быть может горы
Трузии дали ему эту силу...»
«Сталин — символ творческих сил
рабочего класса, его способностей уп-
равлять и строить, — восклицает Opa-
	Дом в Гори,

ОРИ! Древнейший город Грузии,

город исторической славы, родина наше
Го Беликото вождя. г

У полножья горы, неподалеку от ста-
	ринной крепости, стоит малезький J0- -
	мик, сложенный из серого камня; е
квадратными ‘окошечками ‘и резной
террасой. Нал ним воздвигнут. защит-
ный павильон из мрамора и гранита,
Ha фасаде — мемориальная _ доска. е
надписью на русеком и. грузинском
языках: «Зпесь рорился 21 декабря
1879 гова и провел свое детство до
1883 года ВЕЛИНИЙ СТАЛИН».

(0 всех. концов советской земли, из
стран. народной демократии, ‘из всох
стран мира сюда приезжает множество
людей.

С отромным душевным волнением, с
чуветвом благотовения входят люди в
заветный домик, хранящий память о
‘детских годах товарища Сталина.

..Небольшая комнатка, в которой
жила семья Лжуташвили.  Стол, покры-
тый белой скатертью, четыре некра-
шенных табурета, буфет, тахта. На сто
ле — глиняный кувшин и кегосиновая
лампа; на маленьком буфете — camo.
вар и зеркальце. Воги все незатейливое
и скромное убранство комнзтки, в ко-
торой родился и провел севои Jet
ские годы гений человечества Йосиф
Виссарионович Сталин.

Рялом с ломиком-музеем в просторном
и красивом здании размещена большая
выставка исторических документов и
материалов, фотографий и картин, по-

священных жизни и деятельности
И. В Сталина.
	Пламенную любовь к вождю прино-
сят в своем сердце люди, приезжающие
на, родину товарища. Сталина. 06 этой
всенародной любви говорят многочис-
ленные записи, сделанные в 14 книгах
Дома-музея И. В. Сталина, Вот неко-
торые из них:

«Великое счастье жить и. работать в
эпоху Ленина и СОталина!».

«Жизнь родного и любимого товарища
Сталина служит для нае влохновенным
	примером юеззаветното служения COBeT-
	скому народу, любимой нашей. Родине».
Записи, относящиеся к голам Bean-
	кой Отечественной войны, звучат етра-
	CTHO, как клятва на верность Родине,
и преисполнены ‹ чувства горячей. пре-
ланности лелу Ленина— Сталина.

«Отправляясь на фронт для борьбы
против немецких захватчиков, — наши.
сал, солдат Мегилев,—я побывал в доми-
ке, где родился превел свои детекне
годы вождь народа товарищ Сталин.
Заверяю товарища Сталина, что’ беепо-
щадно булу громить врага и, если по-
надобится, отдам за Родину свою жизнь».

Интересна запись. ° датированная
9 мая 1945 года. В ней группа воинов
выражает свою благодарность TBODILY
всемирно-исторических побед товарищу
Сталину.

«В день праздника Победы, —. пи-
пут воины, — еще раз посетили до-
мик, где родилея наш любимый Сталин,
который привел Hac к. окончательной
	зильский писатель Жоржи Амаду. —
...Никто в мире не сделал для человече-
ства столько, сколько лвое величайших
людей: Ленин и Сталин».
	— Пусть живет и здравствует на’
	9лаго трудящихся всего’ мира родной
Сталин! — Эта здравица написана на
многих языках. Советские люди, каки
трудящиеся всего мира. выражают свою
пламенную любовь, глубокую благодар-
ность и горячую преданность великому
Сталину == вождю коммунизма.

В Гори все близко и неразрывно свя-
зано < именем И. В. Сталина. На фа-
саде здания сельскохозяйственното TEX-
никума имени И. В, Сталина привлека-
ет внимание мемориальная доска, на, ко-
торой написано: «Здесь, в бывшем ду-
ховном училище, учился с 1-го сентяб-
pa 1888 r. до 1-го июля 1894 г.

ep ae
	ВЕЛИКИЙ СТАЛИН».
	В одной из комнат техникума создан
	“исторический уголок. Документы и ма-
тёриалы рассказывают 0 годах, ‘прове-.
хенных товарищем Сталиным в Горий-
	cohOM училище.
Исторические месть Гори посещает
множество люлей. Приток  лелегаций,
	приезжзющих CWA, на родину вождя,
	особенно ‘усилился. в эти дни, ” когда
весь советский народ и трудящиеся
все мира  тотовятея торжественно
праздновать семидесятилетие со дня
рождения товарища И. В. Сталина.
	По всей стране ширитея всенародное
	социалистическое соревнование. Трудя-
	щиеся Гори ечитают своим почетней-
пгим долгом отметить этот знаменатель-
ный юбилей новыми трудовыми’ побе-
дами. Горийский консервный завод —
лучший в стране. Пятилетний° план сн
выполнил в три года. Завершен уже ‘и
тодовой план. По итогам Всесоюзного
социалистическото соревнования за тре-
тий квартал 1949 гола заводл завоевал
		Министерства пищевой. ‘промышленно-
	сти СОХР, улостоен первой премии,
	У слияния рек Куры и Лиахви пол-
ным ходом идет строительство текстиль-
ного комбината. Он будет одним из
крупнейших в стране.

Годы сталинских пятилеток преобра-
зили лицо города. Горийцы говорят, что
их древний город ныне переживает
цветущую юность. Он строится и ра-
стет © каждым годом. Реконструкции и
благоустройству города уделяется боль-
пе внимание. Идет строительство про-
спекта имени Сталина. Проспект протя-
нется от вокзала ло Дома-музея. Ero
пгирина достигнет 38 метров. В центре
проспекта раскинется большая площадь,
увенчанная величественной — скулыиз
турой И. В. Сталина, ;

Прекрасен ныне город Гори, охвачен-
ный пафосом созидания, Ho eime 60
лее прекрасно ero будущее. On 6y-
лет одной ‘из красивейших жемчужин
Кавказа. город, достойный своей  исто-
рической славы.
	Подполковник А, ВЕРХОЛЕТОВ.
Снимки капитана А. Дмитриева.