4 oo СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ 10 декабря 1949 г., № 291 (1515),

ЖЖ ЖЕ ЖИ о о ВЕ ЕЕ ии ижнимоииниииниинважианни
	RIHHEA в эти отношения, работать на
отрыв Болгарии от Советекого Союза.
— Циехав”в Москву, —— говорит Xpu-
	стов, — я явился к Георгию Димитрову и:
	сообщил ему о возложенных на меня Трайчо
Костовым задачах. Конечно, я сообщил тель-
ко 0б официальной стороне моей миссии.

— Теоргий Димитров при встрече co
мной подчеренул, что Болгария в настоя-
щий момент находится в тяжелом положе-
нии и нуждается в экономической, полити-
ческой и всесторонней помощи Советского
Союза. Он перечислил наши‘ экономические
нужды и сказал, что в настоящий момент
Советский Союз может оказать отромную
помощь Ролтарии и что такую огромную
и бескорыстную помощь Советский Союз
будет оказывать нам и в будущем и что
никакая другая страна в мире не смогла
бы оказать нашей стране такую беско-
рыстную помощь.

2 января 1945 гола в Москву приехала
болгарская терговая делегация. Как изве-
стно, в то время Болгария нахолилась В
полной экономической изоляции. и только
	‘Советский С0юЮ3 протянул нам братскую
	руку помоши.. :
Переговоры начались поеле приезда бол-
гарекого министра торговли Нейкова и
членов делегации Ивана Стефанова, Бери-
ca Симова и др.
Трайчо Бостов, говоря со мной ранее о
составе налией торговой делегации, — про-
	должает показание Христов, — сказал. что
	В ее составе будет Иван Стефанов, которо-
му я должен оказать подное доверие. Сте-
фанов по приезле заявил мне, что по лого-
воренности с Трайчо Костовым мы лолж-
ны сделать все, чтобы срывать и затрул-
нять хол переговоров. Главные  затрудне-
ния намечалось осуществить по линии цен
Ha товары. Вычиелением пен занялся сам
профессор Стефанов с помощью одного ста-
тистика. Переговоры протекали медленно.
Сказались трудности, которые мы создавали.
В этот момент в переговоры вмешался
Геортий Димитров и сорвал нашу враже-
скую линию, которую мы проводили но
отношению к Советскому Союзу.
Советский Союз, чтобы < не ‘оставить
Болгарию без товаров, дал распоряжение
своему министерству внешней торговли и
другим соответствующим органам аванси-
ровать Болгарию товарами. И в то время
	как мы саботировали и срывали перегово-
		ры, советские корабли везли товары
нашей страны.
	14 марта 1945 года был подписан тор-
	говЫй договор, который был обоюловыгол-
	ным, но более благоприятным лля Болга-
рий. я
	Бернувшись в апреле 1945 года, обрат-
	но в Болгарию, заявил Христов, я посетил
	Трайчо Востова, который меня принял в
своем кабинете в ЦЕ партии. Я хотел ло-
	ложить ему о ходе торговых переговоров и.
© достигнутых результатах, но. он остано-
вил меня. сказав. чтз это. излитна ‘тар.
	51 Меня, сказав,  чт9 это. излишне, так
как профессор Стефанов подробно ero oc-
	ведомил как 00 обстановке, так и о холе
неретоворов в Москве и 0 Доститнутом co-
	TACHA. . we
-— Трайчо Костов, — сказал далее 0б-
	виняемый Борис Христов, — начал гово-
рить © международном положении. Он под-
черкнул снова, что противоречия между
Советекии. Союзом и  знгло-американцаии
вее больше углубляютея и что нам необ-
ходимо принять более определенный курс
	на отрыв от Советекото Союза. Он мне
	Казал, что по этому же пути илет Юго-
	славия, но у нее болынше успехов в этом
отношении, нежели у нас. Я пообещал
Трайчо Воетову приложить все усилия в
этом направлении. .
Перед тем. как я Ушел из его кабине-
та, Трайчо Востов дал мне указание, что-
бы по возвращении в Москву я установил
СВЯЗЬ © торговым советником Югославии
	удвоный промеее болгарского госула
		‚ДОПРОС БОРИСА ХРИСТОВА
	на пооптрение и укрепление’ частнохозяй-
ственного сектора. Это позволило бы устз-
новить в Болгарии такой же режим, ка-
кой существует в западных капиталиети-
ческих странах, сблизиле бы нашу страну
CO странами англо-американского блока,
т. е. все произошло бы тав, как было про-
велено: в Югославий.
	`’Трайче Востов не раз высказывал  со-
	жаление © том, что не могаа быть 06у-
	ществлена федерация с Югославией. ‘про-
	ект которой был поелетавлен югославеви-
	ми руководителями ‘еще в 1945 году.
«И все-таки, — говорил он, — мы холж-
ны продолжать политику сближения с
Югославией и. установить более тесный
контакт с Тито. Без этого мы не сможем
включить Болгарию в рамки фелератив-
	ной Ютославии»:
По требованию Кирилла Славова,, . пока
	зал далее Начев, я собирал свеления о хо-
хе следотвия по делу активного деятеля
оппозиционной группы земледельцев Цетра
Коева, о ходе следствия по лелу. Николы
	Петкова, 3 весной 1948 ода. по поруче-
	вию Вирилла Славова, я добыл через
Николу Задгорскотго, моего шурина, мате-
риаты © различных отделах управления
государственной безопасности, о штатах и
	Хх Личном составе, о размерах ленежных
	средств, расходуемых  госулатетвом на 9р-
ганы управления государствентюй безопае-
ности. Я должен заявить, продолжал
	меня в первый раз к Николе далгопекомт,.
он заявил, что я могу товорить © Задгор-
ским свободно, так как он давно уже свя-
	зан с английской разведкой,
	СОФИЯ, 8 декабря. (ТАСС). После ло-
проса Ивана Стефанова суд перешел‘ к ло-
просу подсулимого Николы Начева, быв-
шего заместителя председателя Тосуларет-
венного комитета по экономическим и фи-
нансовым вопросам при совете. министров.

«Я, — заявил Начев. — полностью
признаю свою вражескую  двятельноесть,
совершенную мною по отношению к родине
и болгаревому народу. В своих показаниях
на предварительном следствии я подробно
описал все, что совершил, участвуя в
преступном заговере против Народной рес-
публики Болгарии,

Я родился в семье крестьянина еерел-
няка, по профессию агроном. В 1932. году.
Я стал членом рабочей партии (коммуни-
стов). В 1933 году, после получения выс-
шего образования, я © поммцью моего ‘те-
cra Спаса Задгорского поступил На’ работу
® крупному промыпленнику Кириллу Сла-
вову,. сблизился © ними его средой. Мой
тесть Спас Задгорекий был тооцкистом».
	Осенью 1941 гола Вирилл Олавов по-
требовал у Николы Начева сведений об
урожае зерновых культур. Начев собрал
эти сведения в министерстве земледелия,
где он работал в то ‘время, и передал их
Жириллу Славову, получив 3a это 50 ты-
еяч левов. ^

«Эта крупная сумма, — заявил Начев,
— соблазнила меня, несмотря на то, что
от Еприлла Славова мне было известно,
что сведения собирались для английской
Тазведки. Я согласился давать подробные
сведения и впредь». ^
`В 1942 rory Hager дал Славову све-
дения о балансе зерновых культур урожая
этото года.

В феврале 1943 года он был вызван к
начальнику политического отделения‘ бол-
тарской погиции Гешеву, который потре-
бовал от него сведений © его связях с
коммунистами. Никола Начев обязалея ра-
ботать лля полиции. го

После 9 сентября 1944 тол, Никола
Начев работал в министерстве земледелия,
а затем в экономическом отделе Центоаль-
ного комитета Болгарской рабочей партии
(коммунистов), ‘руководимом тогла Петко
Куниным,

Весной 1945 тода, заявил Начев, Ки-
рилл Славов посетил меня в ПК и сказал,
что своим назначением в ПЕ я обязан
Трайче Костову. При этом Бирплл Славов
потребовал от меня личной встречи с Ко-
стовым. Эта встреча состоялась, сказал
Начев, и я был поражен дружескими от-
ношениями между Кириллом Славовым и
Востовым. :

В апреле 1946 гола Костов поручил На-
чеву сообщить Вириллу Славову 0’ том,
что шансы на соглашение между земте-
дельческим союзом Николы Петкова и
Болгарской рабочей партией (коммуни-
стов) все более уменьшаются.

В этом же году Кирилл Славов -потре-
боват от Начева сведений об урожае sep-
новых культур. Начев выполнил это тре-
бование. То же самое произошло изв 1947
году. В начале 1946 гола Никола’ Налев
при содействии Кирилла Славова был на-
значен на работу в Государственный коми-
тет по экономическим ‘и финансовым во-
просам, прелседателем которого яавлялея
Трайчо Костов. . te

«В это время, — заявил Hayes, —

в уже не скрывал своего вражеского
отношения к политике Центрального коми-
тета партии и болгарского правительства,
руководимых Георгием = Димитровым, и
называл эту политику односторонней пото-
му, что она не предусматривала распире-
ния экономических связей © западными
империалиетическими государствами».

— Кюстов считал, что без помощи. ка-
питалистических стран Запада мы не
сможем восстановить наше народное хо-
зяйетво и обеспечить его правильное pas-
витие. Он находил, что Болгария напрас-
но лишена помощи, которую могла бы по-.
лучать от Англии и Америки, и чте B
этом отношении Тито проводит более трез-
BY и реальную политику. По мнению
Костова, было бы лучше взять Rype Ha
смягчение классовой борьбы в стране и.
	Следующим допратшиваетея подсудимый

рис Христов, бывший болгарский TOD-
говый предетавитель в Москве. Христов
признал себя виновным и дал полробные
показания. Он рассказал суду, как стал
сотрудником полиции — агентом-провокато-
ром, как после сентябрьекях событий в
1944 голу по предложению Петко Кунина
стал работать в экономическом отделе
Центрального комитета партии.

— Во второй половине ноября, — по-
казал Борис Христов. — я был вызван
секретарем ЦЕ Трайчо Костовым, который
обобщил мне, что я буду послан болгар-
CEHM торговым советником в Москву. В
своих инструкциях © моей работе в Моек-
ве Трайчо Костов сказал мне, UT моя
ниссия в Москве состоит из двух частей
— официальной и неофициальной. Это его
сообщение очень меня поразило. ’Трайчо
Костов тут же сказал мне. что по’ моей
официальной линии я получу конкретные
указания от Георгия Димитрова. который
тогда находилея в Москве. Что же Kacaer-
ся неофициальной стороны - моей миссии,
то по этому вопросу Трайчое Костов из’
явил желание лично со мной поговорить.

Мое смушение нарастало. Трайчо Кос-
тов, заметив это, предложил мне присесть
на. диван, и был особенно внимателен и
любезен ко мне, располагая к откровен-
ности. Трайчо Костов начал разговор ©
международном политическом положении.
Он сказал: Несмотря на то; что’ война
между демократическим лагерем и фаши-
стской Германией еше не закончена. уже
вырисовывается новый вооруженный кон-
фликт -—— между Советским Союзом и анг-
л0-американиами.

По мнению Трайчо Востова, еще ‘не
ясно. каким булет исход. этого вооружен-
Hor конфликта, и поэтому Болгария лол-
жна пока держаться в стороне от него,
чтобы не потерпеть военного разгрома. Он
потчерянул, что ‘в этом отноптении Hama
страна должна лачать куре Wa постепен-

Петвенного. преступиииа Трайчо: остова и  ВГО СООбЫНиНОВ

rem
	чал усиленно подбирать калры для хости-
жения ‘еВоих целей, ‘он помог Павлову
стать членом ЦКК, а Петко Кунину—чле-
ном Политбюро, Иван Масларов был наз.
начен. на работу в Орготдел ЦЕ партии:
— Таким образом, — сказал Павлов,
— Костов окружил себя своими людьми т
	ву, угодную и вытодную Вюстову. Какова
эта политика, Костов раз’яонил мне вна-
чале 1945 года, во время одного из на.
ших разговоров в ето кабинете в ЦЕ. Ro
сетов тогда заявил, что «теперь мы Ka-
всегда связаны друг © друтом» и он в
намерен скрывать от меня еще одно Raz.
ное обетоятельство, &а именно, что он со:
гласилея «установить контакт с антлича-
нами в лице их представителя при СЕ
полковника Бейли»,

Далее Костов заявил, что Бейли с00б-
щил ему © намерениях антличан. раско-
Глоть с помощью Гемето Отечественный
фронт и создать открытую юпнозинию 2
	стране. При этом Аостов добавил, что мы’
	должны считаться с этими планами ди:
тличан и не чинить препятствий и 33-
труднений Гемето, который, по его мно-
нию, должен скоро вернуться в Болгарию.

И действительно, — сказал далее Пазв-
лов, — Гемето, вернувшись в Болгарию,
развил пеирокую вражескую деятельность
в стране и в Отечественном фронте. 91
быстро скомпрометировало его, ион бы
отстранен от руководства Земледельческих
союзом. Гемето сменил Никола Петков, ко-
торый продолжил политику раскола (те.
чественно!о фоопта, а впоелэлетвии стал
о Главе открытой оппозиция в нашей
стране.

От Костова я Узнал, поололжает Пав:
	лов, что он установил тесный контакт о ^
	Николой Петковым, ссылаясь на то, Что,
Петков действует также по указаниям п
в интересах англичан. Далее Павлов по-
дробно раюсказал 0б известной уже по №-
казаниям друтих подсудимых  вражукй
деятельности в экономической жазни стла-
ны, в чем особенно большую актизность
проявили Стефанов,  Кунин, — Кочемилов,
Говедарский и др.

Навлов показал, что Костов  осветомил
его о разговорах, которые Костов имел с
агентами англо-американской разведки пе
югославскими руководитвлями. Он 5:
щил ему также © планах присоелинения
Болгарии к Югославии.
	ского влияния нз Балканах и особенно в
Болгарии, которую они считают важных
для себя стратегическим районом,

Выполняя инструкции английской рз-
ведки, я стал членом партии н успел з3-
воевать в ев рядах известное доверие, в
результате чего был назначен директором
внептней торговли.

В 1947 году, сказал далее Тутев, mons
посетил секретарь английской миссли в
Софии Хауз, который сказал, что ему из-
вестна моя служба в английской развед-
ке, и потребовал собрать материалы o 10-
варообороте Болгарии, главным образом с
Советским Союзом и странами народной
демократии. Эти сведения я собрал и пе-
фелал Хаузу. По инструклиях Xaysa и
Трайчо Костова я затормозил на четыре
месяца болгаро-венгерокие торговые пере-
товоры, ,

— По распоряжению Трайчо Roctosa 1
также затянул и болгаро-чешекие  торго-
вые переговоры, которые Начались в ле
кабре 1948 года ш прололжалиеь ло апре-
ля 1949 гола. oe

Далее подсудимый Тутев заявил, чо
euy были ‘известны ‘распоряжения Трайчо
Костова 06 утаивании от советских пред-
ставителей цен и’ условий, на которых
Болгария торгует с капиталистичесвиии
странами.
	‚Фии три раза. Это было в 1946 голу. За
‘время своих встреч © Блэком и Кларком я
передавал им информацию для амернкан-
ской разведки.

— Я встречался также с американским
посланником в Софии Дональлом Хийтом и
Яцевичем — военным атташе американ-
ской миссии, Им ‘обоим я дал еведения 0
денежном обращении в Болгария a 0 pas
мерах банковских вкладов.

Хийту полсудимый давал другие сведе-
ния © болгарской экономике.

Далее подсудимый Цончев признался,
что он, принимая’ участие в ‘работе бол-
тарских торговых делегаций в Советском
Союзе в 1946 — 1947 гг. способствовал
саботажу и задержке торговых  перегово-
ров с СССР.

Подсудимый показал, что Иван Crea
нов передал ему инструкцию вести вевин
способами борьбу с растущим  влияниех

ветского! Сотоза. Однажды. сказал Цон-
yes, Стефанов мне заявил: «Есть видные
члены партии, которые, считают, что 10
некоторым вопросам нужно будет спорить
и бороться с Советским Союзом». Стойл-
HOB напомнил, что среди таких членов
партии находится и Трайчо Костов.

На мой вопрос, сказал Цончев, какую
цель преследует заговоршический центу,
возглавляемый Трайчо Костовым, Creda-
Нов ответил, что нужно действовать так,
Чтобы замедлить построение социализма в
нашей стране.
	Допросом. подсудимого Цончева закончи-
	лось сегодняшнее вечернее Заседание сула:
	ти московские артисты. Народная артистка
СССР лауреат Сталинской премии В. Бар-
сова исполнила несколько русских народ-
ных песен, а также песню «Расцветали в
поле цветики» ‘из оперы  Гречанинова
«Добрыня Никитич». Две албанских вз-
годных песни спела на албанском языке
певица К. Григорян. Перед гостями также
выступили П. Лисипиан, В. Савельева и
группа солистов Kpacnosnavernoro ан-
	самоля песни и пляски Советской Армии.
	Ответственный редактор
Б. ПВ. ПАВЛОВ.
	Изд. No 4262.
	В начале 1947 года в Москву с торго-
вой делегацией прибыли снова для участия
в торговых переговорах Боню Петровский
и бывший тотда министром торговли Йор-
дан Божилов. Ilo словам ‘Петровекото,
Трайчо Востов дал указание проводить
вражескую работу в двух. направлениях:
требовать от Советского Союза большее
количество товаров, чем то, которо нам
действительно было нужно для нашей про-
мышленности и сельского хозяйства и
поддерживать старые ценьз торгового ^ <0-
глашения 1946 гола. хотя на междуна-
родном рынке кон’юнктура изменилась В
пользу промышленных товаров.

На этот раз переговоры также затяну-
лись, но нам были направлены советекие
товары аванеом, и наша промьииленностьв, в
	особенности текстильная промышленность,
	была спасена от кризиса и простоя.

— В этот момент ко мне. — говорит
Христов, — снова пришел Жиберна. Он
одобрил наш курс и посоветовал быть 6б0-
лее твердыми и более неуступчивыми. Он
сказал, что ютославекая тортовая делега-
ция, которая в то время прибыла в Моск-
ву, занимает такую же позипию.

В разгар переговоров фуководитель хе-
легапии Божилов заболел. Тотла в Москву
	снова прибыл Грайчо Востов и вновь упор-
	Но продолжал защищать линию, котору:о
до тех пор полдерживали мы: я, Боню
Петровский и Божилов, — линию прелят-
ствий и срыва торговых переговоров меж-
ду Болгарией и Советским Союзом.

Трайчо Костов пожелал познакомиться
с югославским торговым советником Жи-
берной, пя познакомил их в одном из но-
меров тостиницы «Националь».

В это время Трайчо Костов ветречалея
с находившимея в Москве  югославским
министром внепней торговли Петровичем,
который устроил в честь Трайчо Костова
обед, на котором присутствовал и Боню
Петровский, тах как он нахолилея в тес:
HOH связи с его югославеким коллегой,
помощником министра внешней торговли
_Цриобрия.

Позже Трайчо Костов был принят юго-
славоким послом в Москве Владимиром По-
повичем. После этих встреч мне показа-
лось, что Трайчо Костов очень упорно и
твердо проводит вражескую линию’ кото-
рой мы придерживались во время пере-
TOBODOB.

Но ив 1947 ау, продолжает показа-
ния Христов; наши усилия не оправлалиюъ.
Торговое соглашение, очень благоприятное
для нашей страны, было заключено.

Прокурор Владимир Димчев: Нос боль-
HM опозданием.

Подсудимый Борис Христов: Да, торго-
вое соглашение было полинеано с запозда-
нием и, если бы Совелекий Союз снова не
авансировал бъ. нас товарами, наша про-
мышленноеть осталась бы. 623 сырья“ и это
вызвало бы затруднения в налпем народ-
ном хозяйстве.

Наша вражеская работа в таком на-`
правлении’ продолжалась и в 1948 году.

Во время ведения переговоров я енова
навестил Жиберну, которогс енабдил необ-
ходимой информацией. Торговые перегово-
ры по ‘нашей вине ‘опять. затятивались.

В этот момент в Москву прибыла бол-
тарская правительственная делегация во
главе с премьер-миниетром ‘Георгием Ди-
митровым. Он предпринял все меры, бла-
годаря которым торговые переговоры бы-
ли завершены‘ очень быстро и весыма, бла-
PORPHATHO для нашей страны. 1 апреля
1948 года в Москве было поднисано тор-
товое соглашение ‘на 1948 тол. Наряду с
другими соглашениями, регулирующими
экономические и торговые отношения меж-
ду Болгарией и Советеким Союзом, ©отла-
шение’ на 1948. год явилось широкой ба-
30H для восстановления и  лальнейнего
	На вечернем заседании суд приступил к
допросу ‘подеудимого . Николы Павлова,
бывшего ‘администраливного секретаря По-
литбюро ЦК БЕЙ, впоследствии получив-
шего пост заместителя министра  строи-
тельства и путей сообщения,

Подсудимый признал себя виновным. Он
заявил, что во время ‘следствия против
членов HK sp 1942 roxy ‘капитулировал
Hepes начальником ‘политического OTAeTe-
ния болгарской полиции Гешевым, подпи-
Cal заявление о том, что отказывается от
всякой политической деятельности, и 906е-
щал сотрудничать с полицией. —

После того, когда он вместе с Трайчо
Востовым попал в Плевенскую ‘тюрьму,
Костов сообщил ему, что знал о его `кали-
туляции от самого Гешева, и добавил:
«Нужно держаться ‘дружно 1. следовать
своей собственной линии. Из этого я п-
нял, ‘что Востов проводит и’ хочет прово-
дить в дальнейнем свою левосектантекую
линию, которую он проводил до 1942 го-
да».

—— После этого откровенноге разговора,
который я имел с Костовым, — сказал
далее Павлов, — Костов в последующих
разговорах раскрыл передо мной цели и

задачи той работы, к которой ` он меня

привлек в “Илевенской тюрьме. Востов не
раз подчеркивал, что он имеет в Ввиду за-
хват руководства партией, когда партия
снова станет легальной, а потом и правя-
шей партией, после чего будет осущест-
влен захват и веего государственного уп-
равления.

По показаниям Павлова Трайчо Костов
поддерживал в Плевенской тюрьме тесную
связь также с Иваном Масларовым, Сте-
фаном Богдановым и Георгием Ганевым.
После 9 сентября 1944 года Трайчо Бо-.
стов назначил Ботданова и Ганева на от-.
ветственные посты в Управлении госудат-
ственной безопасности. а, Павлов» — Ун-
равляющии делами ИК. В  сентябре-
октябре 1944 гола Костов поручил Павло-
	  ву найти его полицейское леле и передать
		э19 дело ему.

Трайчо Костов также потребовал от
Павлова подобрать материалы, компроме-
тирующие членов ЦК и лругих руководя-
щих работников партии. Иавлов. подобрал
компрометирующие материалы 06 Иване
Масларове, Петко Кунине и Боню Петров-
ском и передал их Востову.

После 9 сентября 1944 гола Постов на-
	Затем суд допросил подеудимото Ивана
Теоргиева Тутева, бывшего директора
вненгней торговли в Министеретве внет-
ней торговли. Он полностью признал себя

ВИНОВНЫМ.
	— В 1936 году. — сказал Тутев, —
я, будучи на службе в болгарском тоого-
	вом представительстве в городе Дюсеель-
дорфе, связался с атентом апглийской раз-
	ведки голландцем Нимеегеном, которому
передавал сведения относительно  болгар-
	ското импорта и экепорта,:

В 1940. году я получил приказ англий-
ской разведки ‘вернуться. в Болгарию и
продолжать там евою штионскую деятель-
ность. В Софии я установил связь < Сул-
таной Pawo Петровой, известной  англий-
ской шиионкой, которой я продолжал да-
вать сведения of экономическом — положе-
нии Болгарии. 3» это я получил от Пет-
ровой 500 тысяч левов.

— В 1943 году, — показал Тутев, —
английская разведка предложила мне вету-
пить в ряды ‘коммунистической партии,
ведя пиионаж внутри ее. От Султаны
Петровой я узнал. что английские поли-
тики считают, что и 063 открытия второго
фронта Советский Союз олержит. победу во
второй мировой войне и установит евое
влияние на Балканах. Англичане решили
воспрепятствовать распространению совет-
	После Тутева был допрошен  подеуди-
мый Цоню Цончев, бывший директор Бол-
гарекого народного банка. Он признал
свою вредительскую деятельноеть в фи-
нансовой области, которую он проводил
вместе со своим двоюродным братом. Ива-
ном Стефановым. ;

B 1936 году он поступил на службув
статистический институт в Софии, дирек-
тором которого являлся американский
шпион Андерсен. В этом институте Цон-
Чев составлял месячные и годовые отчеты
© хозяйственном. положении страны, кото-
рые Андерсен передавал своим  американ-
ским хозяевам,

В 1939 году. заявил далее Цончев, я
уехал в США. где познакомился с атента-
‘ми американской разведки, Джеймсом Клал-
ком и Кириллом Блоком.

В октябре 1945 года я был назначен
директором. Софийского статистического
института, председателем правления кото-
рого был уже Иван Стефанов. В этот пе-
риол американская миссия в Софии потре-
бовала от) меня регулярной передачи све-
дений 06. институте. Я посоветовалея 06
этом со Стефановым. Он счел необходимым
передавать такие сведения. Эти сведения,
бесспорно, носили питионский характер и
были полезны для США.

В 1946 году в разговорах со мной Ки-
рилл Блэк, находившийся в это время в
Софии, не раз намекал мне о намерениях.
США: вмешаться во внутренние дела Boa-
гарии.

С Джеймсом Вларком я встречался в С0-
	ДОПРОС НИКОЛЫ ПАВЛОВА
	ДОПРОС ИВАНА ТУТЕВА
	ДОПРОС ЦОНЮ ЦОНЧЕВА
			В конце 1947 года, после того, как
Тито посетил Болгарию, Кирилл Славов
потребовал or Начева ’ устроить ему
встречу с Трайчо ЁВостовым. Встреча, на
которой присутствовал a Hayes,  состоя-
	которой присутствовал и. Начев,  состоя-
Jab в помешении совет» миниетров.
Трайчо Коетов заявил, что имел отвровен-
ный разговор с Тито, который потребовал
принятия решительных MED AIA отрыва
	Болгарии от Советекого Союза.
— Из дальнейшего разговора,  проис-
пелшего между Костовым и Славовым,
	педшего между В0стовым и Славовым,
— сказал Начев, — мне стало ясно, что
Славов был и. ранее в курсе связи Taro
с Костовым. а Тито, в свою очередь. был
в курсе всей руковолимой Костовым под-
рывной деятельности» в Болгарии.
	что
	Трайчо Востов сказал  Славову,
Тито поручил ему быстро захватить
	свои руки государственный и партийный
зопазат е тем. чтобы на  руковоляних
	постах оказались ‘свои люди, способные
	‘проводить в Болгарии политику Taro и
Востова. Вроме этого, Костов сообщил
Славову, что с Тито было доститнуто сог-
лашение о присоединении Пиринекого
края к Македонской республике. ‘BXOMAMIAL
в Югославию. Костов сказал, что мы мо-
	кем вполне согласиться с этим. присоеди-
нением.

В своих дальнейших показаниях Начез
заявил, что, по указанию Славова и при
	помощи Трайчо Костова, на ответственные
	торговцы и промышленники, вак-то: ho~
чемидов, Говедаревий, Димитр  Стойнов.
Через них нровохились мероприятия. пре-
пятетвующие ‹ экономическому ‹ развитию
государства. а также осуществлялся са-
ботаж в министерствах земледелия,  пто-
	мышленности, внутренней торповли и т. д.
В заключение своих показаний. Haver
	признал: «Нели подытожить мою леятель-
ность и деятельность Востова и Слефано-
	Ba, & также лиц, выполнявших их дирек-
TUBLE, то станет ясно. ‹ какой огромный
	ущерб нанесен нами наротному’ хозяйству
страны. Должен заявить, о что наша, ва-
		‘рвать -престиж н авторитет Центрального
комитета партии. руковолимого Георгием
	Димитровым, & в итого ‘ осуществления
конечной цели заговора, к власти лолжно
	а о НИМ  Киловии развития, болгарокого’ наролного хозяйства.

Виктором Яиберной и сотрудничал © ним —— Wohongsa pareanradc Е ага ие = = m.
	По вопружам налгих экономических и TOD-
	‚ /— Цуиферна, навещая меня тогда, го-
ворил, — показывает Хриетов, — что
Югославия` надеется получить более деше-
вую и лучшую помощь 60 стороны амеря-
канцев и англичан.

‚ Шосле от’езда нашей торговой  делега-
ции Я е Виктором Жиберной  встречалея
летом 1948 тода, когда была опубликова-
на резолюция Информбюро компартия о
положении в югославской  коммунистиче-
ской партии. Виктор Жиберна передал мне
тогда доклады Тито и Кидрича — предее-
дателя плановой комиссии Югославии. Я
втадею сербским языком и прочел оба эти
доклада. На меня они ‘произвели плохое
впечатление. В них было какое-то несоот-
‚вететвие, какая-то неувязка между тем,
что писал Тито в свбем докладе, и тем, что
в действительности происходило в Югосла-
вии. В своем докладе Тито говорил о тес-
ных связях между Югославией и Совет-
ским Союзом, а в то же время Тито и
_ютослаюское правительство и вее их орга-
ны фвали эти связи. В своем докладе Тито
говорил о классовой борьбе в Ютославии и
особенно © борьбе с кулаками, а на практи-
ке, как это уже было известно всему све-
ту, кулаки стали опорой титовекой власти.

В 1949 голу наша, делегация полниеалта
торговое соглашение е СОСР; по которому
товарооборот между обеими странами был
увеличен по сравнению с прошлым годом
на 20 процентов.

После от’вэда’ делегации меня опять на-
вестил Виктор Жиберна. Он сказал. что
Югославия решительно пошла по пути
разрыва с Советским Союзом и что Болга:
рия тоже должна итти по этому пути,

В марте 1949 года, сказал затем под-
судимый Борис Христов, я был вызван на
доклад в Софию. По прибытии я связался
по телефону с Трайчо Востовым. Он пря-
тласил меня к себе на. дачу в Кнажево.
При встрече Трайчо Костов был в подав-
ленном, мрачном настроении. Он paccR-
зал мне, что Политбюро ЦК BRI извест-
НЫ все его преступления.

Заканчивая свои’ показания, подсуди-
мый Борис Христов признался в том, что
он был вовлечен в Шпионскую и враже-
скую группу врагом. болгарского ‘народа
Трайчо Костовым; что действовал для под-
рыва нормальных отношений между Бол-
гарией и Советским Союзом и по поруче-
нию Трайчо Костова снабжал  ипионскими
сведениями таботников ‘ютославекого по-
сольства в Москве.
	конечной цели заговора к власти должно   Говых отношений с Советским‘ Союзом.
было притти правительство Костова с его  . В начале 1946 тода в Москве меняв
‘политикой сближения с капиталистически-  звал по телефону д-р Тодорович и co:
‚ми странами, политикой отрыва от Совет- шил. что югославский торповтуе роватя
	ского Союза и насаждения ТИтовЩины В
Болгазии».
	ный, но решительный отход’ от политики
дружбы с Советским Союзбм. Он сказал,
что Болгарии необходимо освободиться
от односторонних. связей с Советским
Союзом и усталовить связи © запал
	DIMM странами,  тлавным образом ©
Англией и Америкой, и «именно в
этом направлении, — сказал он. =
	валие сотрудничество в качестве  болгар-
ского торгового советника в Москве может
быть полезным».
	— Такая установка Трайчо Кюстова, —
продолжает Христов, — меня поразила. Он
заметил мое смущение и поспешил мне
сказать, что решился на. такой разговор
60 МНОЙ ТОЛЬКО ПОТОМУ, что знает 0 Mocit
работе в Центральном комитете партии и
ему известны некоторые, как’он сказал,
«деликатные моменты из моего прошлого».
Трайчо Костов сказал мне, что OH _ знает,
что. я вгент-провокатор, что. я оказывал
услуги фашистской полиции.
	— Это его сообщение изумило меня, —
	показывает Христов. — Я был. eTpaill Ho
	смущен, испуган, удивлен и’ расстроен.
Тайна, которая существовала между мной
и погибитим после 9 сентября бывшим da-
шистеким полицейским Генчо Саваковым,
оформивитим мое сотрудничество в поли-
ции, оказалась известной секретарю ЦВ
партии. Трайчо Комов ‘сказал, что при
создавшемеся” положении ‘я должен бум
	принять его’ предложение о сотрудничестве
	по вопросам, котерые он поставил передо
мной. Я чувствовал. что ветунаю на опа2-
	ный путь, но не найцел в себе силы отка-
	заться. Я дал сотлаеие Костову выполнять
возложенную Ha меня работу. Тогда он
продолжил и конкретизировал задачи. кото-
рые будут поетавлены перело мной. Он
	сказал, что моя основная затача в качестве’
	торгового. предетавителя в Москве должна
завлючатьея в нарушении братских и дру-
жеских отношений между Болгарией и Со-
ветским Союзом, что слелует вбивать
	Hablero посольства. рлалова пошел в- югм-
	славекое посольство. Там состоялась  ко-
роткая любезная встреча с Жиберной, но-
сившая чисто официальный характер.
	г ТГолорович пригласил Владова к  се-
бе в кабинет, а я остался е Виктором Жи-
	берной,—продолжает Христов. — Я юкд-
зал Жиберне, что. хотел бы установить ©
	ним близкий контакт и сотрулничество по
	вопросам © торговых и экономических от-
ношениях -с Советеким боюзом. Жиберна
сказал; что. это более чем желательно. On
	заявил, что Югославия придерживается кур-
	ca отдаления от Советского Союза. Я <ка-
зал иберне, что мои взгляды такие же и
что в этом же духе я получил соответет-
вующие указания и буду им следовать.

— Жиберна, — показал’ Борис Хри-
CTOB, — предложил снабжать его инфор-
мацией о развитии  болгаро-советеких эко-
номических отношений.

Христов показывает халее. что’ пред-
принятые попытки созлать  тоулности в
	экономических отношениях межлу Болга-`
	рией и СОСР провалилиеь.

— Советские представители, — гово-
рит Христов, — шли на уступки и реша-
ти то один, то другой вопрое в. одноето-
ронне благоприятном для Болгарии на-
правлении. Георгий Димитров, вниматель-
но следивший за ходом переговоров, вме-
шивалея в нашу работу и тем самым ено-
собствовал созданию деловой, дружествена
ной, злоровой атмосферы.

Таким образом, все наши вражеские
замыелы были сорваны Геортием Димитро-
вым. Торговое соглашение 1946 года, ко-
торое было оценено как очень блалопри-
ятное для нашей страны, было успеино
заключено, несмотря на тэ, что вместо за-
болевшего руководителя лелегании, мини-
стра торговли Нейкова, прибыл сам Трай-
ao Roctos, ,

— Носле окончания переговоров, —
продолжает Христов, — меня посетил Жи-
берна и потребовал, чтобы я ему лал ин-
формацию © количестве, ассортименте, ка-
честве и. пенах товаров. Я передал ему и
OTH CBAIOHHA.
		rr
	ВСТРЕЧА. РАБОТНИКОВ ИСНУССТВ
	1-27 (отдел пропаганды),
	Б Москву приехало ансамбль песни
Албанской народной армии. Вчера в Цент-
ральном доме работников искусств состон-
лась ветреча артистов анеамбля с масте-
рами искусств столипы.

Ансамбль песни “Албанской народной
армии с болыпим мастерством спел <Кан-
тату о Сталине» (музыка А. Александрова).

Были также исполнены «Марш Первой
партизанской дивизии», «Песня о народ-
ном албанеком герое», `Вторая сюита’ для
хора из албанских народных песен. Соли-
сты ансамбля спели ряд албанских нарох-
ных песен — «Черноглазая». «Весна при-
шла», «У ручья пел соловей» и другие.

Во втором отделении концерта выступи-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва 83, Верхняя Масловка, д. №73. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: Коммутатор Д-3-25-00 до 03, доб. 1-62 (ors.
1-28 (отдел партполитработы), 1-61 (отдел культуры), Д-1-36-03 (отлел инфоманьи 1.49 7
		О
	‚ отв, секретарь), 1-67’ (отдел боевой
1-92 (секретариат), 1-94 (издательство).
	Типография газеты Военно-Воздушных Сил «Сталинский сокол». Орган. Министерства. Вооруженных Сил Союза ССР.
$ . Г) so > Lt в