3 января 1948 г. № 2 (916).
	n СОКОЛ
	ТАЛИНСКИ
	  Борьба с осадочными помехами

ee ge er И а ©
	в самолетном радиоприеме
		данном случае достаточно удалена OT Caos
	уть в мастерству
	В эскадрилье капитана Горева—
	отличная груп?
	овая слетанность
		У ИИ

мосферные помехи, оказывают существен-

ное влияние на ‘качество редиоприема. На-  Применение электростатически экрани-

более вредными при. радиосвязи” в воздухе ровашных рамочных антенн позволяет до
va? я WaT e OTe уменьшения помех

д АА ФА

лета.
	являются осзлочные помехи. Особенно pcs -
ко они проявляются в самотетных прием-
никах при полетах Tepes области снега,
града или. дождя. Появляющиеся в этих
случаях непрерывные трески могут на зНа-
чительное время полностью ЛИШИТЬ В0З-
можности Вести” ралиотрием, Е

Осалочные помехи возникают при Иро-
хождении самолета через области скопле-
кий электрически заряженных частиц» Ca-
молет, пролетая в такой облести, заряжает-
ся, и заряд этот возрастает до тех пор, по-
Ra He возникнет коронный разряд на кд-
кой-нибудь острой ето части. Атмосферные
помехи, возникающие от’ этого коронного
разряда, “H представляют собой «осадочные
помехи». Они появляются вследствие обра-
зования сильного ‘индукционного поля, В
котором электрическая составляющая ком-
понента несколько сильнее, чем магнитная.

Осадочные помехи могут быть почти
исключены ¢ помощью специального уст-
ройства для разряда самолета и применения
электростаически экранированных рамоч-
ных антенн.

Устройство для разряда самолета ©9-
стоит из очень тонкой проволоки длиной
1,5 м., присоединенной к самолету через
сопротивление примерно в 100.000 ом, вы-
полненное в виде графитованного и покры-
moro резиной канатика длиной в 1,5 м.
Применением тажото устройства достигает-
ся так называемый «мягкий» коронный
разряд, ‘который создает минимум искаже-
ний при радиоприеме. «Ворона», образую-
шаяся вокруг волочащейся проволоки, в
	ститнуть дальнейшего. уменьшения бо
Это об’ясняется тем, что 19-

при приеме,
добные автенны реагируют только На маг-
OHS

HATHOS Toe, B TO BPeMA Kak WHAVRIN
поле, создаваемое коронным разрядом, есть
тлавным образом поле электрическое.
Осадочные помехи иногда наблюдаются
и на аэродромных станциях, преимущееть
венно в арктических и экваториальных 80+
нах. BO BpeMA снежных бурь, пылевых
штормов и гроз. При этом помехи поЯв-
ляются из-за соприкосновения частиц све»
та или пыли © антенной и веледетвие 0б-
разования индукционных полей от возни
кающих поблизости коронных разрядов,
Осадочные помехи особенно часто про-
BISWA в высокоширотных районах.
Осенью и зимой в ЭТих местностях число
дней с осадочными помехами доетитает 10
— 18. В средних широтах осадочные по-
‘Mex наиболее интенсивны летом, в пери-
оды сильных гроз. Так, например, в Цент-
ральной Европейской части CCCP они до-
стигают макеимума в июле, когда число
дней © грозами составляет 5—8 и даже 10.
Что касается борьбы с осадочными по“
мехами на наземных станциях, то, по на-
ему мнению, не следует ожидать прин-
	— ee et

пипиальных трудностей при создании си.
	стем; аналопичных тем, которые применя-
ются для радиоприема в полете. Предупре-
ждать же о появлении осадочных помех
могут радиолокационные станции метеоро-
логической службы.

Инменеэ В. БАРАНУЛЬНО. .
	Подготовке. к этим полетам капитан Lopes
	и командиры звеньев уделяли ocobee BHAMA-
ние. Они потребовали, чтобы каждый лет-
чик составил подробный. конепект по. вые
поднению предстоящих упражнений, Kon-
спекты просматривались и утверждались
командиром эскадрильи, Это позволило Го-
реву болеесполно и точно ‘определить сте-
пень готовности каждого к полету.

Тетчики учитись упорно и’ настойчиво.
Их старания увенчались успехом. Очеред-
ные полеты на бомбометание показали воз-
росшее умение штурмовиков, - Многие лет-
чики бомбили значительно лучше, чем
	раньше. Олнако недостатки еще были: ве-.
	домые вторых пар бомбили слабо. Вомандир
эскадрильи обратил на это внимание. По
опыту войны Горев знал, что, когда группа
бомбит из боевого порядка «пеленг», край-
нему ведомому летчику всегда бывает труд-
но рассчитать точный заход Ha цель.
звеньях же его эскадрильи крайними ведо-
мыми оказались менее подготовленные, они
отрывались от-ведущих и сбрасывали бомбы
MEMO цели.
	Чтобы облегчить условия выполнения уп-
ражнений, Горев. решил поставить молодых
летчиков на место первых ведомых и, таким
образом, дать им необходимую тренировку.
Практика вскоре показала, что такая‘ пере-
становка полностью: себя оправдывает. Лей-
тенанты Егоров и Лобанов быстро научи-
лись держаться в строю и метко бомбить
в составе группы. Все последующие упраж-
нения они выполнили на «хорошо» и «от-
ЛИЧНО». /
	Капитану Гореву и командирам звеньев
немало пришлось потрудиться над тем, что-
бы поднять уровень воздушно-стрелковой
подготовки штурмовиков. Командир эскад-
рильи помог подчиненным разобраться в
основных положениях теории воздушной
стрельбы; он занималея с летчиками в
стрелковом классе, обучал их определению
дальности открытия огня и ракурса цели и
т. д. Не ‘успокаиваясь на этом, командир
эскадрильи поднимался в воздух е летчика-
ми, практически показывал им, как пра-
Вильно строить маневр для стрельбы. Упор-
ный и настойчивый в достижении цели, ка-
питан Горев» добился того, что летчики его
эскадрильй стали успешно выполнять все
упражнения.

Недавно в части проходила проверка бое-
вой подготовки. Эскадрилья капитана Горе-
ва показала отличную групповую  слетан-
ность. Летчики отлично взлетают звеньями
с отраниченной полосы, быстро осуществ-
ляют посадку парами. ,
		эскадрилья
	Нло офицерское собрание. Вомандир. под-
водил итоги боевой учебы. Внимательно
слушая доклад, офицеры с нетерпением
ждали, как будет  опенена их работа. Но
капитан Горев знал, что его эскадрилья не
заслужит похвалы. Стоит вспомнить хотя
бы последний полет звеньев по маршруту...
При заходе на нель лейтенант Егоров отстал
от группы, оброшенные им бомбы не по-
‘разили  0б’екта. Ведущее звено’ He
выполнило ‘упражнения; плохо действо-
вало и звено старшего лейтенанта Дьячен-
ко. Не лучше было и во время полетов на
трупновую  сяетанность... На’  разворотах
один ведомый отставал от строя, другой
не выдерживал своего места по высоте, тре-
тий нарушал заданный интервал,

И вот сейчас, при подведении итогов, Ra-
питану Гореву приходится выслушивать
справедливые упреки командира. Да, его
подразлеление сильно отбстало. Значит, нахо
приложить все силы и наверстать упущен-
ное, сделать эскадрилью передовой.

После собрания Горев глубоко проанали-
зировал ошибки, выявленные в последних
групповых полетах.

Основная причина низких результатов
бомбометания — плохая прелварительная
	_полготовка в полетам и слабая слетанность,
	завлючил Горев. БВомандир подразделе“,
ния много думал над тем, как улучшить
организацию наземной подготовки и прежде
всего — к полетам на групповую слетан-
ность. дн решил больше уделять внимания
каждому элементу полета. Стал системати-
чески проводить праклические занятия.
Для этого использовалось не только епеци-
ально отведенное   время, но и полтора-два
ч868 дополнительных.

Торев еще раз проверил, как изучили
летчики оборудование кабины самолета,
умеют ли они. безошибочно, быстро и точно
пользоваться отдельными агрегатами. Затем
летчики выходили на аэродром, где прово-
дились занатия на самолетах. Дистанции и
интервалы между машинами  устанавлива-
ись точно так же, как в воздухе. Ведомые
летчики запоминали, как проектируетея са-
молет ведущего, тренировались в определе-
нии расстояния до него на-глаз. После та-
кой тщательной подготовки на земле капи-
тан Горев и командиры звеньев провели по-
хазательные полеты, На двухместном само-
лете они учили летчиков, кав правильно
строить заход на пель и осуществлять про-
тивозенитный маневр, как определять угол
пикирования, листанцию до пели и высоту
вывода из  пикирования. Затем экипажи
сводились в звенья, которым- давалось не-
сколько тренировочных полетов на группо-
вую слетанность. г
	Передовая

Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Командование Н-ской авиачасти в целях
популяризации лучших методов воспита-
тельной работы с воинами и наиболее гра-
мотной эксплоатации материальной части
сжемесячно проводит методические советы
части, на которых анализируется работа
передовых эскадрилий и экипажей. ;

На-днях состоялся очередной методиче-
ский совет, Обсуждалея опыт работы вс-
кадрильи капитана Кравцова,

Офицер Кравцов обстоятельно paccrasaa
о работе вверенного ему подразделения, о
воспитании летного и технического 6оста-
ва, Здесь налажен строгий контроль за
учебой. Командиры экипажей не оставля-
ют без внимания даже малейшие недостат-
ки в летной практике и своевременно на
них реагируют. Это содействует повыше-
нию качества летной работы. Летчики
приучены требовательно относиться к ма-
териальной части.

Так же слаженно и дружно работает тех-
нический состав эскадрильи. Предполетные
и послеполетные осмотры, которые произ-

ХИМИЧЕСКОЙ лаборатории Военно-воздушной

Wourneevwnarn PInamherenn tavrean yvuesuceceuy М:
	инженерной академии имени
	Жуковского. Профессор, _ доктор химических наук инженер-полковник Д. Та-

о а К И _

Фото капитана М. Рунова.
		расенков (слева) проверяет знания слушателей академии старших
	нантов М. Киселева и Л. Касьяненко.
  у
		ТЕМПЫ
		Как достигнута высокая производительность труда
		в Н-ской авиаремонтной
	Авиаремонтная 0838; где начальником
инженер-подполковник Котов,  восотанав-
ливает авиационные моторы. До недавнего
времени база не справлялась с выполне-
нием программы. Об’яенялось вто слабой
политической и воспитательной работой
среди военнослужащих и вольнонаемных,
плохой организацией социзлистического с0-
ревнования, низкой — производственной
KYABTYDO. .

Командование, партийная и комсомоль-
ская организации приняли все меры к тому,
чтобы изжить эти недостатки. Регу-
лярно стали проводиться политзанятия, бе-
седы. С большим под’емом прошяо обсуж-
дение обращения ленинградских рабочих о
досрочном выполнении плана второго ‘года
пятилетки. Была развернута повседневная
борьба за высокую воинскую и производет-
венную дисциплину, установлено шефство
коммунистов-стахановцев над. отстающими,
Все это дало возможность части выйти в
чиело передовых в системе ремонтных баз
	Если в апреле 1947 года  производете
венный план был выполнен всего лишь на
71 процент, то, начиная с июня, он ежеме-
‘сячно перевыполняется.

За короткое время сделано многое. для
повышения ° производительноети труда.
Раньше из склада мотор перетаскивалея в
промывочный цех на руках, на что е дру-
тих Участков снимались рабочие; теперь
мотор легко и быстро передвигается по мо-
норельсу, сконструированному и построен-
ному своими силами. Недавно из цеха раз-.
борки в цех ремонта агрегатов с первого’ на
второй этаж детали мотора  перетаскива-
лись рабочими: теперь OHH поднимаются
	организации   лифтом. В цехе сборки моторов сделан кон-
	вейер. Эти и ряд других мероприятий дали
возможность специалистам заниматься ис-
ключительно ремонтом, не отрываявь на
	В кажлом цехе теперь есть стахановцы,
закончившие производственную  протрамуу
еще к 30-летию Великого Октября. Ими
горлится цех, их примеру следуют другие.
	Передовым в 0838 явлается цех ремонта
деталей, где начальником коммунист етар-
птий техник-лейтенант Волков — волевой,
требовательный командир, хорошо  знаю-
щий и любящий свое дело. Основное ядро
нех4 — комитниеты и комсомольцы. Они
	же потом воспроизведено, В ошибке же 6у-
Дет виновата не память, а педатог.

Такое свойство памяти, Bak  длитель-
ность удержания, характеризуется MARCH
мальным сроком, по истечении которого 8a-
печатленнюе етще может быть воспроизведе-
но, Один разведчик, пролелев над, железно-
дорожной станцией, может подробно расека-
зать о ней только сразу после полета» в дру
той каждую деталь воспринятой обетанов-
ки — железнодорожной станции — помнит
длительное время. ‘

Когда мы говорим: у человека хорошая
ОПовНоСТЬ Памяти, это значит, что его п4-
мять быстро и лео воспроизводит сведе-
ния, необходимые в данный момент. Летчик
может, например, хороню залюомнить весь
изученный материал по новому мотору. Но
если у него плохая готовность памяти, то,
разбирая пуичину отказа мотора он в0=
	время. не вепомнит всех имеющихся у него
сведений, которые’ помогут установить при-.
	чину неисправности двитатетя. Эт качест.
	  BO Памяти влияее также и на летвость ус-
	воения маериала. В сочетании с определен-
ными особенностями мышления, готовность
памяти определяет сообразительность и на-
ходчивость человека.

Общая продуктивность памяти может
быть оценена только по соотношению OT-
дельных ее качеств, разобранных wana,

Шо хараклеру запечатлевания и воспро-
изводимых представлений различают три
основных ‘вида памяти: зрительную, слухо-
ВУЮ и двигательную. В летной практике
зрительная память играет важную роль. дна
имеет большое значение при ориентировке в
полете; благодаря ей летчик с большим или
меньшим успехом запоминает входы и вы-
ходы из зоны, результаты равведки, бом-
бометания и т. д.

Примером слуховой памяти может слу-
жить узнавание типа самолета по звуку,
определение работы мотора на-етух и т.п.

На свойствах двигательной памяти ©сво-
вываетея усвоение отдельных физических
движений человека. У различных людей
зрительная, слуховая и двигательная  па-
мять развита не. одинаково, т. е. ЛЮДИ 06-
лалают не олицаковыми валами памяти.
	поставлены на самые ответственные учает-
ки и своей примерной работой и дисципли-
ной сплачивают коллектив. Секретарь ком-
сомольской организации авиамеханик рядо-
‘вой Савельев производственную программу
выполняет не меныше чем на 150 процен-
тов; он давно уже работает в счет задания
1948 года. Внесенное им рационализатор-
ское предложение  млозволило в 3,5 раза
сократить время на ремонт главного шату-
на мотора,
	Почти половина работающих в цехе ов-
ладела двумя или несколькими специаль-
ностями и в случае необходимости может
заменить рабочих соседних узлов. Наиболее
способные специалисты смело выдвигают-
ся на руководящие должности. Так, напри-
мер, коммунист Дурнов прибыл в цех сле-
сарем по ремонту поршней. Упорным тру-
дом он освоил три специальности и сейчас
вылвинут на должность мастера.
	Помещение цеха теперь радует глаз. Де
тали авиационного двигателя не терпят
‘трязи. Вот почему в цехе борьбе за чи-
стоту уделяется особенное внимание, по-
этому и случаи брака здесь стали исклю-
чением.
	_ В цехе ремонта агрегатов секретарь
комсомольской организации солдат Лукша,
давая не менее двух норм в день, уже
давно, Вавончил годовую программу. Воль-
нонаешиый слесарь Степанов, работая о на
ремон\@  бтвететвенного агрегата мотора,
выполняеи ворму на 300 процентов. Раци-
онализаторы цеха своими силами построи-
ли! стенд дли испытания карбюраторов,
приспособление для испытания воздушного
компрессора АК-50.
	В хорошо оборудованном гальваническом
цехе ремонтники освоили сложный процесс
пористого хромирования. Выполняя ответ-
отвенные задания по хромировке деталей,
сержант Пуняев дает 2 дневные нормы. В
электроцехе передовиками являются стар-
щий сержант сверхерочной службы Бабин,
старший сержант Артамонов, в механиче-
ском пехе — токарь сержант Троицкий,
сверхерочник сержант Кирилин и хругие.
	‹ Ремонтники He останавливаются на до-
стигнутом. Каждый понимает, что это
	лишь первые успехи, которые необхолимо
	закрепить.
: Инженер-капитан В. ПИМЕНОВ.
	ИТ В ТОМ, ЧТо вид хараклеривует Te
особенности памяти, которые в разной сте-
пени свойственны каждому человеку, & под
типом понимается вид памяти, характерный
для данного человека. Чтобы хорошо запом-
нить ч10-либо, один человек должен повто-
рить название, определение и т. п. велух.
А другой лучше всего ‘залюминает то, что
он прочел. Но бывает и тах, что люди, 06
ладающие хорошей зрительной памятью;
олуховые восприятия воспроизводят в ви-
де зрительных образов; Устный приказ
«выполнить полет на высоте! 1:000 метров»
в сознании летчика со зрительным типом
памяти может отразиться в виде как бы
записанной цифры «1.000» или образа
соответствующей высоты.
	Ярко выраженные чистые типы памяти
встречаются очень редко. Более, распростра-
ненным является смешанный вид памяти с
преобладанием зрительной. Запечатлеваться
й воспроизводиться могут не только ранее
воспранятыю образы, но и пережитые вмо-
ции. Именно эмоциональная память закрел-
ляет иногда переживания первого полета
или первого боя на долгие годы,

Цамять различается и по епоеобам запо-
минания, Их можно назвать TPH: TAR Hash
ваемое «механическое» пиано, a
социативное и смысловое.

Механическим называют запоминание мз-
териала без осмыюливания его или Уста-
новления каких-либо связей между этим
материалом и предшествующим опытом.
Произвольное заучивание, которое опирает-
ся только на механическое запоминание, в
педагогической практике. называют «sy6-
DEEL.

При ассоциативном запоминании новый
материал связываетея с тем, который уже
имеется в памяти, Так, стараясь запомнить
номер телефона 19-14, мы можем связать
эту цифру с годом начала первой империа-
листической ‘войны,

При емыеловом  запоминании в памяти
закрепляется только смысловое содержание
воспринятого, в то время как внешняя
Форма его может быть значительно или па-
же соверлтенно изменена. Например, уелы-
шанная Фраза «здесь позавчера ‘приземлил-
СЯ аэроплан» может быть при  емыеловом
запоминании воепроизвеленной — примерно
так: «тут третьего лня сел самолет».
	Оптибочно ‘мнение о том. что He-
	Выставка работ рационализаторсе
и изобретателей
	В Н-ской части организована выставка
работ воинов-рационализаторов и изобрета-
гелей. .

Ha BEICcTaBKe UpelcTaBleHO MHOTO 9RCIOHS-
тов, предложений рационализаторов и изо-
бретателей. В определенные часы здесь
присутствуют авторы этих предложении.
Они рассказывают посетителям о своей ра-
Gore. ,

В одной из комнат предетавлено приспо-
собление для буксировки конусов; оно поз-
воляет производить замену пораженного ко-
нуса в воздухе без посадки самолета. При-
способление сконструировано и изготовлено
‘вардии старшим  техником-лейтенантом
Ильяшенко и уже применяется для учебных
стрельб в воздухе. :

На выставке представлен ряд ценных ра- .

бот гвардии инженер-капитана Тарантова и
‘вардии сержанта Кортина. Они еовместно
сконструировали установку, позволяющую
производить одновременно проверку всех
самолетных приборов. Инженер-капитан Та-
рантов также изготовил специальное ‘при-
способление для проверки кислородных при-
боров. -

Внимание посетителей привлекает уста-
ковка, сконструированная гвардии старшим
ехником-лейтенантом Гнетневым. Установ-
ка представляет собой ‘комбинированное
приспособление для испытания карбюрато-
ров, бензопомн и фрикционов.

В одной из комнат выставлены  радио-
станции и радиоприемник, смонтированные
гвардии старшиной Самсоновым. По развер-
нутой ехеме по этим действующим монта-
кам летчики; штурманы и, главным обра-
30M, стрелки-радисты изучают работу всех
агрегатов радиостанций и радиоприемника.

За свое предложение, улучшающее про-
цесс обучения личного состава, гвардии
старшина Самсонов удостоился поошрения
от командования. Одним из лучших трена-
жеров, представленных на выставке, приз-

нан тренажер конструкции гвардии старитето
техника-лейтенанта Катлова; он позволяет
летчикам изучать всею материальную часть
системы уборки и выпуска шасси и тренич
роваться.

Интересен действующий макет автомата
пикирования, сделанный гвардии старшим
техником-лейтенантом Яровенко. В макете
представлены все агрегаты самолета и по-
казано их положение в момент пикирования
и при выводе бомбардировщика из пикиро-
вания, летчики могут наблюдать на нем отм
клонение решетки и триммера руля глуби
ны, ‘

На выставке представлено несколько
установок для тренировки в стрельбе. Среди
них лучшими признаны установки, сделан»
ные гвардии старшим лейтенантом Погореч
ловым и-гвардии старшим техником-лейте-
нантом Белоусовым. С помошью этих уста-
новок можно тренироваться в прицеливания
и стрельбе по макетам самолетов, располо-
женным под разными ракурсами и на раз
ных дистанциях.

Высокой оценки командования также 3а=
служили рационализаторские о предложения
по Усоверщенствованию тренажеров и маке-
тов твардии старшины Баранюка, гвардии
старшего техника-лейтенанта Ляховецкого,
гвардии старшего сержанта. Воргина, гварч
дии инженер-капитана Котляра и других,

Выставку посещают командиры, инжене-
ры руководители занятий, летчики и авиа
специалисты. Проведенная одновременно в
выставкой . конференция по обмену опытом
работы и учебы способствовала пропаганде
достижений авиаспециалистов и организа“
ции учебно-боевой подготовки в подравделе-
ниях в 1947 году. Побывавшие на выстав=
ке командиры и руководители занятий наз
глядно увидели наиболее совершенные мето-
ды тренировочных занятий с личным. с0ста=

BOM. .
i: Майор И. ЦВЕТКОВ.

ладе или при разборе полета, нужно выде
лить из него главные мысли.

Цоскольку опыт облегчает запоминание,
руководитель занятий должен  способетво-
вать его нахоплению у слушалелей в данной
области, рекомендуя им соответствующий
материал для чтения, демонстрируя макеты,
приводя иллюстрации, знакомя с историей
предмета и т. д. С другой стороны, надо
иметь в виду, что в начале какого-либо но-
вого курс» запоминание материала 00
ществляется труднее, чем в дальнейшем,

Таким образом, систематическое накоплез
ние опыта и стремление к расчленению
материала на главный и второстепенный
должны лежать в основе тренировки памя-
ти, :

Повторение материала — одно из репа,
ющих условий его прочного запоминания,
Но далеко не всякое повторение приводит к
положительным результатам. Прежде воето
повторение должно быть осмысленным и
целенаправленным. Затем руководитель
должен преподносить повторяемый материал
каждый раз как бы с новых точек, зрения,
увязывая уже известные факты © новыми.

Путем. систематических упражнений мо
‘жет быть значительно увеличена продуктив-
ность даже механического ‹ запоминания.
Эти упражнения особенно необходимы для
усвоения тажюго сложного материала. как
	переговорные коды, сигнальные таблицы
ит п.
	При заучивании малерилла, полезно DYRO4
BOACTBOBATECA следующими соображениями.
У большинства людей продуктивность зая
чивания наиболее высока в вечернее время
Поэтому считается, что механическое. вау=
чивание материала целесообразнее = всего
выполнять под вечер и`повторять на сле-
дующее , утро. Е

Еели необходимо запомнить материал, не
связанный между собой м довольно обигир-
ный по 0б’ему, то полезно разбиваль ето на
небольшие груплы. Легче запомнить мате-
	DHA, если он 0б’единен какой-либо мыслью
В связное пелое.
	Уметь запоминать практически необходи»
мые сведения, об’единяя их с уже извест»
HEM JA того, чтобы легко и быстр вопро
извести ув определенных условиях, — BOP

главное свойство памяти, Ropes ROH

enn Е ЕР
	ОвСоДНевню восПиРыв аться у кажлото лет-
WEA. $
	Подполковник медицинской службы
К, ПЛАТОНАЗВ.
	водит технический персонал, обеспечивают
безаварийную работу материальной части.
По подготовке материальной части к зим-
ней эксплоатации эскадрилья заняла пер-
вое место в части.

В воспитании летного и технического
состава в подразделении капитана Кравцо-
ва ‘большую роль играют партийная и ком-
сомольская организации. Они успешно
помогают командиру 8B идейном воспита-
нии воинов-авизторов, вы организации
дружной и слаженной работы коллектива.
На прошедшей инспекторекой проверке по-
литзанятий эскадрилья капитана Иравцова
	также заняла первое место в части и от-! подсобные работы.
	мечена как лучшая в округе. Отличные
знания показали группы, которыми руко-
водят лейтенанты 0бух и Дмитрин,

Методический совет вынее решение, в
котором одобрил методы работы эскадрилья
капитана Кравцова и рекомендовал исполь-
зовать в других подразделениях богатый
опыт воспитательной работы, накопленный
командиром эскадрильи, партийной и ком-
сомольской организациями,

роспитание памяти
		эти факты, непроизвольно и небсознанно
были нами запечатлены,

Примером произвольного (т. е.  требую-
щего волевого усилия) запоминания и вос-
произведения может служить повторение
полученного приказа. Запоминание, — с©вя-
занное © известным налряжением внимания
и неоднократным повторением, называется
заучиванием. Запоминание правил осмотри-
тельности — пример заучивания.

Разберем пять качеств памяти, от ROTM
рых зависит ее продуктивность, т. е. ее
конечный. эффект. Этими качествами явля-
ютея об’ем, быстрота, запоминания, точность
воспроизведения, длительность удержания и
готовность памяти. Любое из этих качеств в
разной степени развито у казжлото челове-
Ka, оно может изменяться и под` воздейст-
вием определенных причин,

06’ем памяти характеризуется тем коли-
чеством материала, который может быть
воспроизведен тотчас же после однократно-
го восприятия. Так, несколько штурманов,
просмотрев один раз маршрут’ полета, на
протяжении которото встречаются незнако-
мые населенные пункты, смогут запомнить
различное число их названий,

Быетротой запоминания называелхя вре-
мя, необходимое для полного усвоения ка-
кого-нибудь материала. Например, для пол-
ного запоминания маршрута, приведенного
в предыдущем примере,
	Точность запоминания определяется тем,
	насколько соответствует закретленный ма-
териал ранее воспринятому. Названия пунк-
тов маритрута могут быть воспроизведены
после запоминания спустя некоторое время.
Но степень точности при этом будет раз-
личной.

Не следует, однако, смешивать  неточ-
ность запоминания с ошибочным восприяти-
ем или пониманием. Неправильно восприня-
TOO или понятое определение (цифра. факт
ит. п.) всегда окажется неверным и при
воспроизведении. Но если память не внесет
новых искажений, мы должны говорить и
В этом случае о точной памяти. Неточное
выражение руководителя занятий может
быть неправильно понято, тихо сказанное
слово — неверно воспринято, и точно так
	вием забывания являетея устранение из на-
шей памяти масеы фактов, лишенных зна-
чения.

В этом отношении большое практическое
значение имеет темп забывания. Опыт по-
казал, что при механическом запоминании
в памяти сохраняетея примерно следующий
процент материала: через полчаса — 58,
wepes tac — 44, через 9 часов — 36. че-
рез 24 часа —34, через шесть дней — 25
через! 1 месяи = 21.

Эти цифры показывают, что процесс за-
бывания идет вначале очень быстро, но за-
тем теми его все более и более замедляется.
Следует, однажю, иметь в виду, что приве-
денные цифры относятся только к механи-
ческому и отчаети ассоциативному _ запо-
минанию. Материал, усвоенный © помоптью
смыслового запоминания, забывается гораз-
до медленнее.
	Шетчики должны знать, что кислородное
голодание сильно влияет на память. 06’ем
и быстрота запоминания под влиянием He}
достатка кислорода резкю онижаются. В or-
дельных случаях залечатленное на выюоте
после снижения полностью выпадает из па-
мяти. Так, один штурман после пролета над
населенным пунктом на высоте 5.000 мет-
ров без кислорода’ дал по’ радио описание
ето с достаточной точностью, но поеле по-

садки многого из виденного вспомнить не
Mor. т
	Таким образом, отрицателен не сам по се-
бе процесс забывания; & только те его про-.
явления, котда забывается то, что в данный

MOMOHT jLOUCRHO быть воспроизведено.

Естественно желание Каждое летчика
улучитить свою память. Свойства памяти, с
воторыми мы познакомились, указывают, в
кажом направлении должна ‘итти работа по
ее улучшению.

Прежде всего следует стремиться к приме-
нению наиболее продуктивных — способов
смыслового запоминания. В случаях, когда
необходимо запомнить сложный материал,
не об’елиненный логическими связями (ла-
ты, название пунктов, время), целесообрав-
но использовать зосопиативное _запомина-
ние. .

Для тренировки и развития памяти су-
щественным является ебздание правильной
установки на запоминание, т. е. в кажлом
отдельном случае’ следует твердо знать, что

из воего матерлалй поллежит’ запоминанию
  в первую очередь, Чтобы хорошо запомнить
материал, высказанный на занятилх, в лок-
	Какими бы знаниями офицер ни обладал,
он должен систематически, упорно и настой-
чиво учиться. Темпы развития современной
авиации и все возрастающая сложность ее
материальной части делают это условие
LI летно-технического состава особенно
важным, необходимым.
	Bech процесс летного, как и любого дру-
гого, обучения был бы совершенно неёвоз-
можен, если бы человек не обладал [de
мятью. Память — это способность сознания
запечатлеть и сохранить, а впоследотвии
Еоспроизвести и узнать все TO, что было в
нантем прошлом опыте, Летя по’ знакомому
маршруту, мы его узнаем, но и не видя его,
мы можем воспроизвести маршрут в своем
сознании. Летчик, докладывающий о ре-
зультатах разведки, описывает  виденное
не по непосредетвенно-воспринимаемой в
данный момент картине, & по. памяти.

Образ; воспроизводимый по памяти, ни-
котла не повторяет в точности образа вос-
приятия. Первый всегда несколько видоиз-
менен и по сравнению с оригиналом  бле-
пен. Но яркость и точноеть зрительных 0б-
разов, остающихся в памяти, могут в эна-
чительной степени возрастать под воздей-
слвием упражнений и тренировок.

Память может воспроизводить не только
зрительные образы. Вепомните звук мотора
учебного самолета и звук мотора боевой ма-
шины, и вы убедитесь, что в вашем созна-
нии © большей или меньшей отчетливосетью
возникалот слуховые образы. Вы можете
вызвать в памяти запах бензина и сравнить
ero © запахом эмалита.
	Как и внимание, память может быть
произвольной и непроизвольной как в про-
цессе запоминания, так и в процессе вос-
произвеления. Иной раз мы очень легко за-
поминаем соверпенно незначительные фак-
ты: случайно услышанное слово, лицо 60=
села и т. п. Иногда также непроизвольно
вопльвалот отдельные образы, отрывки пи-
тат, различные мотивы. Бывает, что только
путем сложных сопоставлений различных
фактов мы потадываемея, корда же они,
		* Окончание. Начало см. №№ 303, 504.
	‘ат не одинаковыми видами памяти.   00ходимо только запоминание, а забывание
Различие между видом и тином памяти   не нужно и вредно. Положительным следет-