9 января 1948 г., № 7 (921%.
	Фотоэтюд капитана М. Рунова.
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		Плоды
настойчивой
‘учебы
	Вогда на одном из комсомольских собра-
ний в подразделении капитана  Гаврушко
был поднят вопрое о подготовке механиков
из числа лучших мотористов, младший сер-
жант Волков попросил ввести ето в. эки-
паж лейтенанта Лапина. Механиком здесь
был. сверхерочник старшина Чебыкин,

Старшина тепло встретил Волкова. C
первых же дней опытный механик стал
об’яснять молодому моториету конструк
тивные ‘особенности истребителя. Начал он
е показа заправки. самолета горючим и
маслом. Через некоторое время Волкову
уже поручалась ‘более, ответственная рабо-
та—предполетный осмотр, зарядка стоек
шасси, ‚ проверка’ маелофильтра. ‘Волков
продолжал настойчиво учитьея и теорети-
чески. Ему много помогал” старший техник
эскадрильи: он предоставил в его распоря-
	EN КУ

жение техлическую „литературу H cay pag’.
яснял наиболее трулные paazexti- yuebun- f
	ков и наставлений. Аомеомолед Чебыкин
внимательно следил ‘за работой своего мо-
ториста, поправлял’ его, учил грамотно’ экс-
плоатировать самолет.
	(Старшина Бирюков, секретарь комео-
	‚мольской, организации подразделения, часто
	беседовал с Волковым, рассказывал 06 уст-
	ройстве сложных агрегатов:  карбюратоза,
	регулятора постоянства мы BakyyM-
помпы и др.
Когла старшина Чебыкин ушел в’ очерел-
	ной отпуск, его заменил моторист Волков,
	Навсегха ему запомнился тот день, когда
он сам, без посторонней помощи выпустил
самолет в воздух.

—- Все в порядке! — улыбнулся  лет-
чик Лапин, вылезая из кабины, и Волков
от радости даже не нашелея сразу, что от-
ветить.

Недавно приказом по части ие
сержант Волков был назначен механиком
самолета. Молодой механик продолжает
настойчиво учиться.

Гвардии ставший сержант
Г КАШНКАЛОВ.
	Сборы командиров
эскадрилий
	ПРИБАЛТИЙСКИЙИ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 8
января. (По телеграфу от наш. корр,). Про-
ведены пятидневные методические сборы
командиров эскадрилий. В начале сборов
были подведены итоги минувшего учебного
года, затем заслушаны доклады передовых
офицеров о методике обучения летного с0-
става. Так, офицер Кретов рассказал 06 op-
ганизации ‘предварительной и. предполетжой-
подготовки, о том, как следует комплекси-
ровать летные упражнения.

Поучительных было занятие об’ исполь-
зовании тренажерной аппаратуры,  прове-
денное офицером Михайловым. С большим
интересом был выслушан доклад офицера
Кольцова «Организания контроля за  тех-
никой пилотирования и оценка элементов
подготовки летчика-истребителя».

Офицеры тт, Скряга, Суровешкин, Чевл-
Gam поделились опытом работы по. обеспе-.
чению безаварийности в своих  подразде-
лениях. Командиры эскадрилий совершили
практические полеты ‘на боевых машинах.
	ИНИЦИАТИВА ВОДИТЕЛЯ.
Отарательно, с инициативой ухаживает
	за своей машиной водитель бензозаправ щи»
	Ка, сержант оайцев. Он своевременно уетра-
няет малейшие неисправности в ней, вни-
мательно проверяет состояние бензошланга,
пистолета, герметичности цистерны. Следит
38 тем, чтобы ни одна канля горючего не
была потеряна.

Бензозаправщик потребовал ремонта.
Недостаток замаеных частей угрожал дли-
тельным простоем малины. Сержант Зай-
цев попросил у командира разрешеняя от-
ремонтировать своими силами. < Воманкир
капитан Шуббо разрешил.

Десять дней работал водитель над вос-
становлением бензозаправшика. On mepe-
брал шасеи, сменил резину, отремонтировал
респределятель электропроволки, ° коробку
скоростей, произвел покраску. Сейчас эта
малина безотказно обслуживает полеты.

За отличную работу сержант Зайцев
	имеет несколько благолатуностей.
	(Наш корр.).
	Шодготовк
	a RUT aA
	_ведомото бомбардировщика
	отсутствует. Следует сказать и о- том по-
рочном методе оценок действий летчиков,
который еще до сих пор практикуется в
некоторых подразделениях. Этот метод с0-
стоит в том, что действия ведомого экипа-
жа оцениваются не по фактическим ре-
зультатам его работы в полете, а за полет
всей группы в целом. Например, офи-
‘пер Юдин не производил в воздухе
навигационных измерений и, определений
элементов полета, не работал в картой, не
следил за ориентировкой и не вел счисле-
ния пути. Но он все же получил  отлиЧ-
ную оценку только потому, что группой в
целом полет был выполнен успешно. По-
добный метод оценки является вредным, и
он должен быть решительно изжит,

Тщательный контроль за подготовкой
ведомого экипажа, всесторонний анализ
ошибоЕ и своевременный разбор Их также
способствуют успешным групювым дейст-
ВИЯМ. Е

Очень важно, чтобы контроль за дейст-
виями ведомого экипажа в групповом по-
лете осуществлялея непосредственно ко-
мандиром. В этом отношении заслуживают
внимания методы контроля, практикуемые
Героем Советокого, Союза офицером Серби-
вым. Для Tore, чтобы установить, кав
пользуются ведомые радиополувомиаеом в
полете. тов. Сербин дает кажлому экипажу
	задание. момент прохода. самолетом ROVE
ющей радиостанции отмечать сигнальной
ракетой. : 1
	В одном из марнрутных полетов © вы-
ходом на приводную радиостанцию веду-
щий группы, не дойдя до радиостанции,
умышленно дал ракету. Тотчас же ноеле-
довали подобные сигналы © некоторых
ведомых самолетов. Велико же было разо-
чарование летчиков, когда’ они увидели
новый сигнал, поданный с борта самолета
ведущего и действительно обозначавший
момент прохождения приводной радиостан-
ции. Таким образом тов. Сербин точно
установил, какие экипажи не пользуются
в полете средствами радионавитации, и на
разборе подверг их действия резкой крити-
Ke,

Вполне очевидно, что подготовка ведо-
мых должна отвечать тем задачам, кото-
рые будут выполняться в групповом поле-
те. Однако наряду с этим в каждом груп-
пором полете могут быть элементы, само-
стоятельно  отрабатываемые ведомымн. С
этой целью ведомому экипажу следует да-
вать конкретное задание, которое он дол-
жен выполнять в данном групповом поле-
те. Зная уровень подготовки подчиненного,
Командир должен обращать внимание на те
элементы, которые недостаточно отработа-
вы летчиком,

Наиболее сложной и вместе с тем эд-
фективной формой индивидуальной тре-
нировки ведомого экипажа при групповом
		духе. При этом не следует забывать, что
после передачи вождения групны ответет-
венность 3а управление ‘и безопасность ‘по-
лета с командира не снимается, а, наобо-
рот, еще более повышается.

Предметом 060б0й заботы командиров в
подготовке ведомого экипажа  бомбархиров-
щика должно быть: обучение правильному
распределению внимания, развитие отлич-
	ной осмотрительности, своевременное вы-
полнение в воздухе указаний  веду-
mero. Эти задачи в   значительной
	степени мотут быть решены умелой” орга-
низацией розыгрышей полетов на земле,
проведением тренажей в кабине самолета.
Так, например, выход по РИВ на кочую-
щую радиостанцию и определение расчет-
ного места по вычисленным радиопеденгам
могут быть отработаны в подвижном ра-
днэфицированном автобусе.

Подготовка ведомого экипажа бомбарди-
розшика к грунповым полетам затрагивает
значительно болыпе вопросов, нежели мы
разобрали в настоящей статье. Но’ всегда
командирам следует  руководствоваться
принципом, лежащим в основе обучения
летного состава, — строго соблюдать посте-
пенный переход от простого к сложному.
Это позволит воспитывать авиаторов, глу-
боко знающих овое дело, инициативных,
творчески решающих поставленные перед
	ними задачи.
Подполковник И; АНОЕВ.,
	Организация службы времени
	Штурман части должен тщательно проду-   полнительным сигналом подается предвари“
мать вопрос о размешении приемников И! тельный сигнал, состоящий из двух редких
	ударов. Сразу же за предварительным сит-
наюм подается псполнительвый  сигнал од
ним ударом в колокол или рельс. Точность
исполнительного сигнала не должна превы-
шать 5 секунд.

Для определения момента подачи сигна-
лов точного времени, проверки бортовых
часов и для сличения личных часов в лю-
бое время суток в штабе или на команд-
ном пункте должны находиться сличитель-
ные часы — хронометр, на который ведет-
ся журнал поправок и ‘суточного хода. При
отсутетвии специального хронометра в- ва-
честве сличительных часов могут быть ис-
пользованы обычные бортовые часы или
другие, позволяющие производить отсчет
временн с необходимой точностью.

При выборе сличительных часов 060696
внимание следует обратить на постоянетво
их хода. Суточная ошибка часов не должна
меняться с течением времени. В крайнем
случае, пуеть этз ошибка будет больше по
величияе, но необходимо, чтобы она была
постоянной.

Для подачи сигналов точном времени и
ведения журнала ка сличительные часы
слелует выделять нескольких офицеров из
числа штурманского состава, несущих пдл-
ную отволетвенноеть за правильность пода
ваемых сигналов и состояние сличительных
часов. Служба времени будет отличаться 0б-
разцевой точностью только тогда.  погда
штурманы будут ежелневно лично контро-
лировать правильность показаний  ча-
сов. веемерна добиваясь необходимой точно-
ети отечета времени. 0с0бое внимание при
контроле следует обратить има правильность
показаний бортовых часов. Они обязательно
делжны проверяться перел каждым выле-
том.

[Итурман обязаи добиваться 0т дет-
вого состава цеуклонного выполнения устд-
новлейных требовапий.

У Е
	Напитан А. БОЙКО,
	репродукторов, расставить их Таким
образом, чтобы весь состав и  офице-
ры штаба могли проверить свои часы в ус-
тановленное время. На занятиях и сборах
летного состава” может быть рекоменловая
следующий способ проверки времени: пгтур-
ман части, зная поправку своих личных ча
сов, дает отечет точного времени.

Примерная схема подобной проверки та-
кова. Штурман предупреждает; «Вни-
мание! Проверьте ваши часы. Сигнал 01-
счета будет дан в 14 часов 23 минуты...
Осталось полминуты... беталось 10 секунд...
Осталось 5 секунд... Внимание... течет!»
По команде «Отсчет» pee присутствующие
устанавливают свои часы или запоминают
поправку, если ошибка показаний часов не
превышает ‘полминуты. Однако основным
способом проверки времени должна бы
проверка по радиостанции.

В том случае, если имеющихся  радио-
средств для приема сигналов точного време-
ни нехватает, могут быть использованы епе-
цпальные звуковые сигналы, подаваемые с
сигнальных постов.
	Сигнальный пост оборудуется подветиен-
НЫм к столбу колоколом илн рельсом. снаб-
женным металлическим ударником. При ус-
тановке сигнальных постов, слелует иметь
в валу, что звуковые сигналы могут прини-
маться на расотоянию oe свыше 1,5 км: При
удалении от сигнального поста более 1,5 км.
возникают ошибки. превьипающие допусти-
мую точность (ошабкя возникают в ре-
зультате неучета скорости распространения
звука).

Сигналы веегда должны подаваться. 8 од-
но п то же, строго установленное время. Ре-
комендуется следующий порядок их подачи;
за 1 минуту 40 момента отсчета времени
непрерывно, в течение 10—15 секунд, 00-
дается сигнал, предупреждающий о проверке
времени. Затем непосредственно перед ис-
	Трупповые полеты являются одним 13
наиболее сложных видов летной подготов-
ки. Успех каждого группового полета в
значительной мерё ‘зависит от хорошей ин-
дивидуальной подготовки и ‘натренирован-
ности ведомых экипажей.

Практика показывает, что лучшей га-
рантией успешных групповых действий
являются продуманная организация инди-
‘видуальной тренировки летчиков, строгий
контроль за их подготовкой в полету, ини-
пиативные ^ действия ведомого экипажа В
полете.

В воздухе все усилия ведомого экипажа
должны быть направлены на выполнение
основных правил группового полета. При
этом летчик не должен  расочитывать на
то, чт ведущий группы подскажет гото-
вое решение в каждом отдельном случае:
экипаж обязан быть готовым в любую ми-
нуту самостоятельно продолжать полет,
Поэтому в процессе боевой учебы надо си
отематически воспитывать у ведомого эки-
цажа способность в инициативным дейет-
ВИЯМ.

В подразделении офицера Катулина ин-
дивидуальмая подготовка ведомых экипа-
wel занимает важное место. Каждый эки-
паж готовится к выполнению групповых
полетов весьма тщательно. Сначала он
получает разнообразный тренаж на земле
в работе с агрегатами и аппаратурой, а
затем приступает к индивидуальной тре-
нировке в воздухе. Лишь после того, как
летчик, штурман и стрелок получат необ-
ходимые навыки и будут проверены стар-
шим командиром, экипаж допускается к
трунповым упражнениям в составе похраз-
деления.

Учитывая весь комплекс действий ведо-
мого зкипажа, командир подразделения на
предварительной подготовке полностью рз-
зыгрывает предстоящий полет, дает необхо-
димые указания и одновременно устанав-
ливает, в какой степени готовы ведомые
экипажи к групповому нолету. Не случай-
но поэтому взлет подразделения офицера
Валулина с полевого аэродрома производит-
ся четко и организованно, a chop занима-
ет минимальное время.

Находясь в воздухе, это похразделение
предетавляет с0бою компактную группу,
хороню управляемую и способную уенеш-
но выполнять любое задание в различных
боевых порядках. Подразделение заслужен-
но получило высокую оценку  командова-
ния: бомбометание, выполненное в слож-
ных условиях, отличалось высокой метко-
CTbIO. , :

Насколько необходимы в полете инициа-
тивныв действия ведомых экипажей, пока-
зывает опыт боевой учебы другого подраз-
деления.

В одном из учебных групювых  поле-
тов ведущим был офицер Остапович. Про-
изводя на последнем участке маршрута
снижение с высоты 4.000 метров при 0б-
лачноети в 5—7 баллов, тов. Остапович
не учел нарастающей ‘скорбети самолета,
‘проскочил характерный линейный ориен-
“THD, по которому должен был осуществ-
Ляться выход на свой аэродром, и в тече-
ние 10—15 минут не мог определить сво-
его действительного местонахождения.

Это своевременно было замечено одним
из ведомых—офицером Куприченко. `Стро-
го выполняя свои обязанноети в полете,
он внимательно следил за действиями ве-
‘дущего, сохранял ориентировку и вел счи-
сление пути. В результате сопоставления
отметок фактического пути самолетов е за-
данным маршрутом тов. Куприченко уста-
HOBIE, что группа уклоняется в сторону
от аэродрома посадки, и принял решение
вывести группу на свою базу.

Сообщив 0б этом ведущему, Куприченко
с его разрешения принял команду на` себя,
вышел вперед, вывел группу на характер-
ный ориентир, и бомбардировщики благоно-
лучно достигли своего аэродрома.

Охнако некоторые командиры до сих пор
склонны умалять значение наземной трени-
ровки экипажей перед полетом. Естествен-
но поэтому, что при выполнении, например,
комплексного груниового полета на вы-
	COTE ведомые не умеют сохранять
свои места в боевом ‘порядке, огне-
вое взаимолействие между экипажами
	нарушается, компактный боевсй порядок
	Элемент времени в авиации имеет боль-
пе, подчас решающее значение.

Часы, установленные на борту каждого
самолета, служат ие только для ведения
точного отечета времени, необходимого при
решении определенных тактических задач,
— они являются одним из важнейших при-
боров, предназначенных для контроля  по-
лета.

Чтобы обеспечить правильные показания
часов,  штурманский — состав  органи-
зует службу времени. Она ставит 3a-
дачей добиться, чтобы все часы (снециаль-
ные штурманевие, бортовые, личные часы
летного собтава ин офицеров иетаба) показы-
вали одно и то же установленное точное
время.

Четкая, хоропю налаженная служба вре-
мени отличает те части, где ‘штур-
манекий состав точно ‘выполняет уста-
повленные требования. № там, гле штурма-
ны не контролируют службу времени, там,
как правило, сигналы точного времена т
даются бебпорядочню, время проверки часов
не установлено, журнал понравок на ели-
чиительные часы н суточного хода не ведет-
ся. В результале при отечетах времени воз-
чикают ведопустимые ошибки.

Для того, чтобы должным ‘образом нала-
‘ить службу времени, необходимое организо-
вать прием сйгналоз точного времени по ра-
тно не реже двух раз в сутки. Широковена-
тельные радиостанции подают сигналы точ=
вого времени в 1, 7. 12 и 19 часов по мпс-
ковскому времени. Для понема сигналов вуе-
уни пужно использовать все имеющиеся в
части ралиосредетва: праемник на метеоро-
логической станции. стартовую радиостан-
иию и самолетные рации. Вроме того, с ус-
пехом могут быть использованы ралиопри-.
смники личного и общественного пользова-
THA, & также радиотранеляционные линии.
Важно. чтобы сигналы точном времени
транелировались не только в служебные и
жилые помешелия, во и в места сбора лич-
ного состава на аэродроме.
		Учебно-тренировочные полеты в Н-ской авиачасти. Па снимке: штурмовики идут .Ha цель.
	Письмо в редакцию

ханики с успехом ‘могли бы ислюльзовать
этот чехол палатку, работая под ним

в ненастную погоду.

Мы считаем, что необходимо установить
сроки службы чехлов, а инженеру частая
или соединения дать право Ha списание
ИХ.

БОРТОВОЙ  САМОЛЕТНЫЙ И МОТОР-
НЫЙ ИНСТРУМЕНТ. Уход за материальной
частью, сбережение ев, повышение боевой
готовности и увеличение сроков службы
самолета и моторз невозможны без рабо-
чего инструмента. Так же, как и чехол, ин-
струмент выдается на самолет только один
раз. Опыт экоплозтации материальной ча-
сти показывает, что на мантине, которая
находится в строю около двух лет, в луч-
шем случае остается ие более 50 процен-
тов инструмента, голного для работы.
самый ходовой, наиболее часто употребляе-
мый инструмент —— небольцеие отвертки,
ключи мелких размеров, плоскогубцы, на-
пильники ит. п. — приходит в негод-
ность.

Мы далеки от того, чтобы снять с меха-
ников ответственность за хранение инет-
румента.` Каждый экоплозтапионник обязан.
относиться к нему с максимальной ‚береж-
ливостью. Но бывает так, что во время ра-
боты  инотруменг попадает под действие
влаги, бензина, масла, кислот и щелочей,
—- все это ускоряет его износ. В результате
через год-два механик вынужден  при-
менять в работе оставиияйея у него. неходо-
вой инструмент.

Замена же изношенного и поломанного
инструмента практически не может проис-
ходить. Почему? Потому что специнстру-
мент изготовляется только заводом — по-
ставщиком самолетов и в строгом соответ-
ствии с количеством выпущенных машин.

Но вель каждому ясно, что инструмент
при массовом изготовлении стоит. копейки,
а’ мотор и самолет — десятки тысяч руб-
лей. И нало жалеть прежде веето не инет-
румент, a материальную часть.

По истечении определенного срока ин-
струмент должен обязательно заменяться.
Выдачу и замену этого инструмента необ-
ходимо фиксировать в самолетном `формуля-
pe.

Нам кажется, что сейчас следует поста-
вить вопрос и 0 повышении качества, инет-

румента, — он должен получить нормаль-

ную термическую и антикоорозийную обра-
ботку, чтобы даже внешний вид его распо-
лагал к бережному обращению © ним.

ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ ПОД КОЛЕСА. К»-
лодки, изготовляемые заводами и присыла-
емые в часть с самолетами, отличаются уди-
вительным разнообразием. С одного завода
приходят обтесанные куски бревев — не
колодки, а колоды, каждая без малого пе
пулу весом. Другой завод изготавливает их
в виде треугольных пирамид из полуметро-
вых досок, сколоченных гвоздями. Такие
колодки служат недолго, быстро ломаются,
8 затем механики приступают к собетвенно-
му изготовлению их. Наконец, третий тип
колодок — металлические, стало быть, дол-
товечные, пригодные для. всех самолетов,
	Новые издания сочинений ПН. Е. 2Муковского
	В преднеловии от редакции говорится:
«Современное развитие науки и техники
раскрывает исключительную глубину и
актуальность научных идей НЯ. Е. Жуков-
ского и значение разработанных им науч-
ных методов в решении труднейших тех-
нических задач. Поэтому ознакомление в
подлиннике с основными направлениями
творчества олного из крупнейших русских
ученых несомненно принесет  значитель-
ную пользу молодому поколению наших
научных работников и инженеров».

Bee работы, вошедшие в двухтомник. в
	основном печатаютоь в том виде, в каком
они вошли в полное ‘собрание сочинений
Н. В. Жуковского, которое было выпущено
	в девяти томах в 1935 — 1937 тт. -
Изланив илдюстрировано большим коли-
	00 инструменте, чехлах
	Сюветекая авиационная промышленность
	  снабжает наши Военно -Воздуиные Силы
	первоклассной боевой техникой. Летчики и
техники хорошо понимают, какой громад-
	ный трул конетуукторов и рабочих вкла-
	дывается в постройку каждой боевой маши-
ны, они знают, каких средетв стоит гоеу-
Дарству изготовление самолетов и моторов,

Любовное. отношение в дорогостоящей
технике, повседневная Забота и уход за
бобвым сружием, вверенным Родиной, яв-
ляется. кровным делом воинов-авиаторов,
это их священная обязанность. Сознание
высокой` ответственности за состояние ма-
териальной части, желание продлить срови
ее годности руководят летным и. техниче-
CKHM составом, занимающимся эксплоата-
цией самолетов и моторов.

Но для того, чтобы содержать 609808
оружие в образцовом порядке и действи-
тельно успешно бороться за его долголетие,
олного желания еще мало. Самая хорошая
материальная часть очень быстро прихо-
хит в неготность, CCH: He используются по
назначению ‹ такие. необходимые в работе
	авиационных механиков предметы, как
	чехлы, инструмент, стеллажи, стремянки,
кололки и ковелки. Мы считаем, что при-
	  шло время остро поставить  в0прзе 00 Этих
	отнюдь не маловажных предметах. 910-
08 настоятельно требует дело сбережения
дорогостоящей материальной части.

Для большей убедительности обратимся
к фактам.

САМОЛЕТНЫЕ ЧЕХЛЫ. Практикой уетз-
HOBICHO, что на самолетах, находящихся
пох открытым небом, ежегодно, а то и не-
сколько pas B течение“ года, необходимо
заменять полотняные и лакокрасочные: по-
крытия, Если подочитать стоимость этих
работ; то окажется, что они превышают
стоимость Нового чехла. Но самолет, если
он в отрою, как правило, получает чехол
только олин 023 — при выходе из 3а30д-
ских стен. Примерно через год-два чехол
начинают  штбпать, латать,  сшаивать,
лишь бы он имел «вид», так каК своего
основного назначения чехол оправдать уже
не может.
	`Громоздкий по размерам зимний чехол не
может быть размещен в самолете-иетреби-
теле при перелетах и перебазированиях.
Для того, чтобы обопечить перебазирование
лаже небольшой группы самолетов, нало
снаряжать  стециальный (и обязательно
возлушный) транспорт с теплыми чехлами.
Но как поступить при перелете зимой оди-
ночного самолета-истребителя?.. —

Мы считаем необходимым, чтобы само-
леты = обеспечивались номбинированными
чехлами, то-есть летний чехол  должев
иметь ватную или иную теплоизоляцион-
ную ‘подстежкт. Весьма желательно, чтобы
чехлы о изготавливались не из брезента.
Брезент непрактичен; он пропускает вла-
гу, намокнув, ломается, а высохнув-—быст-
ро изнашивается на ветру. Чехол же, из-
готовленный из прорезиненной ткани, сто-
ит’ дешевле, и, самое главное, он  CBO-
болен от этих гедостатков. Кроме того, он
легче по весу и занимает меньше места.

Для  самолетов-истребителей необходим
чехол, закрывающий машину полностью.
Он должен не только защищать  вамо-
пет от осадков п пыли, но одновременно
служить и средством 6го маскировки. Ме-
	В  Гостехиздаяе началось печатание
двухтомного собрания избранных сочинений
Н. Е. Жуковского. Этот двухтомник выпу-
скавтся по постановлению Совета Миниет-
ров СОСР от 11 января 1947 года. Главный
редактор издания — академик ЛС. Лей-
бензон.

‚ Среди других работ публикуются статья:
«0 присоединенных вихрях», «<0 кон-
турах поддерживающих поверхностей аэро-
планов» и’ «Вихревая теория  греб-
ного винта». В этих статьях Н. В. Жу-
ROBCKAH, как ` известно, высказал свою
знаменитую теорию нод’емной силы крыла
и вихревую теорию гребного” винта и тем
самым положил начало современной аэро-
динамики.  Печатаются также работы
«0 парения птиц», «Динамика аэропланов
в элементарном изложении» и др.
		И других насущных вопросах
	могущие применяться и зимой, и летом,
Но они имеют один существенный недостал
ток: во время запуска и пробы моторев car
молеты срываются с этих колодок.

Спрашивается: разве нельзя изготовлять
на наших заводах колодки т единому об»
разцу, надежные и прочные? Нам паж,
можно и должно!

СТЕЛЛАЖИ ДЛЯ ХОЖДЕНИЯ ПО КРЫЛУ.
Отсутствие стеллажей плохо оказываются на
самолете. Он нео только теряет аэродинами-
ческие качества. При хождении по крылу
юбдираются покрытия, предохраняющие ма»
кину от разрушений. Стеллажи, присылае-
мыю с заводов вместе с самолетами, пред»
ставляют. собой. лесенку из деревянных па-
лочек, нашитых или прибитых в матерчатой
тесьме. Такой стеллаж или трам за очень ко.
роткий срок приходит в негодность, и само-
лет обслуживается без него. Иногда же вме»
сто стеллажа используется чехол.
	Выдаваемые ныне стеллажи неудобны еще
и потому, что они могут быть использованы
только на красной линейке. Такой стеллая
нельзя взять на ‘старт. А ведь очень часто
именно ‘на старте механику приходится
становиться на крыло, чтобы помочь летчи-
ку запустить мотор.
	двиаторы-экеплоатационники хотят иметь
портативный, в виде резиновой дорожки.
трап, который бы плотно прилегал к крылу,
нв скользил под ногами, который можно бы-
	ф ло бы легко ‘вымыть, без труда забрать на
	старт, где он сослужит большую службу
для сохранения материальной части.
	СТРЕМЯНКИ. До сих пор нет единого
образца стремянок. Каждая часть мастерит
их на свой вкус и лад, затрачивая на это
большие средства. Но через  непродолжи
тельное время стремянки, изготовленные
«домашним» способом из досок и брусков,
ломаютея, приходят в полную негохность,
	Нлохо обстоит дело с козелками, под’ем-
‘никами. Следует сказать, что из-за отсут
 ствия удобных в работе под’емников и ко-
‘зелков самолеты получают иногда серьез=
‘ные повреждения. Естественно, что yerpa-
‚нение этих. поломок требует больших pate
ходов материала и рабочей силы. Мы счи-
таем, что необходимо установить единый
образец удобных и прочных стремянок,
козелков, под’емников.
	Несколько замечаний о технической ли-_
	тературе. Необходимо, чтобы каждый само»
пет, как паспортом, был снабжен инструк
цией по экоплоатации хля летчика и авиА+
механика.

и хз
	Все; о чем мы вели выше речь,  имеег,
на наш взгляд, весьма серьезное значение
для сохранения и высококачественного 06*
служивания дорогостоящего. и грозного ору=
жия авизторов-—боевых самолетов.
вонрос не только внутриведомственный, но
и государственной важности, поскольку ОН
касзотся разумного расходования народных
средств. У нас есть хорошая пословица’
«Копейка рубль бережет». В данном случае
незначительные расходы на изготовление
доброкачественного инструмента п различ-
ных приспособлений, необходимых для pe
монта и обслуживания самолетов, сохранят
нам многие тысячи, которые понапрасну ва-
	трачиваются в результате названных нам
причин.
	Инженер-подполковник М, ДЕРЯГА.
	зеством рисунков, схем и таблиц, В ЛВУх
томах даются четыре портрета Н. ЕВ. Жу-

ковекого, относящиеся к различным пери

здам его жизни. Первый том открывается

краткой биографией Н. Е. Жуковского, на-

писанной ^членом-корресцондентом Акадее
мии наук СССР В. В. Голубевым.

Тираж каждого тома — 6000 экзом-
	пляров. Все издание составляет 52 печат“
ных листа.
	‚ Одновременно в Гостехиздате продолжается
работа над подготовкой нового полного cob
рания сочинений Н. Е. Жуковского, Оно
будет значительно отличаться OT предыду-
щего; В новое издание включается pag He
опубликованных трудов ученого. В этом
году предполагается выпустить первые то-
ма полного собрания сочинений.