3 января 1948 г., №7 (921.
	СТАЛИНСКИИ СОКОЛ
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ
Е ПВН БН EE AIUD
	О чем говорили коммунисты
	HO и партбюро Части BO главе ©

гвардии майором Сидорских. Они не за60-

тились о выращивании актива.
Комиунисты тт. Михеев и Сильченко го-
	ворили на бобранни о недостатках в руЕо-
	BOACTBE ‘комсомольской организацией, 6
безответетвенном отношении ‘отдельных
коммунистов к партийным поручениям.
частности, было указано на такой факт.
Недавно’ намечалось провести ° комбомоль-
ское. собрание. С ‘докладом на нем должен
был выступить: коммунист Райков. Kouco-
мольцы во-время пришли ка собрание,
ждали. локладчика более часа, но тищетно:
тов; Райков, не явился. А партбюро. про-
шло. мимо этого грубого нарутения пар’
тийной дисциплины.

По вине нартбюро было сорвано и лу-
ree Комсомольское собрание. Члены ВЛЕСМ
оказали ‘больнтое ховерие кандидату партии
Ермакову, избрав его в состав бюро. Ho
тов. Ермаков нб`утруждает ‘себя посещени-
вм комсомольских собраний.
	В своих выступлениях коммунисты
гвардии капитаны Агафонов, Датвие, Баха
рев и другие рассказали 6 том, что опыт
отличников. учебы у них не делается до-
стоянием всех воинов.
	Собрание’ приняло резолюцию, которая
обязывает новый состав партийного’ 0000
помогать командиру эскадрилья в выфащи-
вании отличников ‘боевой, и политической
подготовки, в воспитании! воинов-=натрио-
тов нашей Родины, вбемерно’ содействовать
укреплению лиепиплины.
	Майор И. ЦВЕТКОВ.
	(По телеграфу от наш. корр.).
	В своем отчетном докладе на партийном
зобрании секретарь парторганизации гвар-
ий старший лейтенант Ерошов очень ма-
10 говорил о недостатках в работе партий-
ного бюро. Он привел много цифр, пере-
чистил, фамилии о?личников боевой и по-
литической подготовки, отметил, что боль-
шую помощь бюро оказывают работники
политотдела, и этим ограничился.
	Олнако прения показали, что не всё’ в
парторганизации обстоит благополучно. В
своих выступлениях коумунисты  подверг-
ли резкой критике деятельность партийно-
ro бюро эскадрильи.
	— Секретарь парторганизации в своем
отчетном докладе очень мало говорил 0
TOM, RAR парторганизация помогала коман-
диру в достижении высоких показателей в
баевой и политической подтотовке, в ук-
рецлении воинской дисциплины, в воепи-
тании личного состава, — сказал офицер
Рева. — И это не случайно. Партийное
бюро эскадрильн считало своей обязанно-
стью только проведение собраний. Оно ‘не
оказывало командиру номощи в. вынолне-
нии задач, стоящих перед эскадрильей.
(яно время я был отетающим штурманом.
Мне долго не удавалось добитьея точного,
безоптибочного поражения бомбами целей.
Я обращая за ‹ помощью к отдельным
офицерам, но они ничем не могли мне но-
мочь. А партийное бюро ни разу не ноин-
тересовалось, почему я был в числе oT
стающих. Не была оказана помощь и дру-
тим коимунистам— летчикам и штурманам
нашей  эекалрильи. У нас’ отеутствует
популяризация опыта лучших экипажей.

Резкой критике полверг работу партий»
		ного бюро также гвардии капитан Мураш-
Ко. Он сказал:

— Существенный недостаток в  дея-
тельности  парторганизации нашей эскад-
рильи заключается в том, что она’ новее-
дневно не заботилась о примерности каж-
дога коммуниста в боевой и! политической
подготовке. Вот пример. Во нашу  эскад-
рилью в начале 1947 года прибыл комму-
нист гвардии техник-лейтенант  Горонгко.
С ним тогда никто не побеседовал. Севое-
тарь лишь ознакомился с личным делом
прибывшего офицера. С первых же’ дней
пребывания в эскадрилье Горопгко’ не вы-
полнял заданий командования, ‘нарушал
дисцинлину. Так длилось несколько меся-
цев. За это время он получил несколько
взысканий. Однако партийное бюро не 0б-
ращало внимания на поведение коммуниета
Горошко. Члены бюро не принимали мер и
по отношению в коммуннету Лазарашвили,
который недобросовестно относился к сво-
им служебным обязанностям.

Член партии гвардии сержант Льдов в
своем выступлении на собрании вскрыл
недостатки в воспитании партийного ак-
THBA,

— B нашей эскадрилье, — отметил
тов. Льдов, — имеются группарторги. Оня
призваны помогать командирам звеньев
воспитывать личный состав, бороться 32
высокие показатели в боевой и политиче-
ской подготовке. Однако группарторги ни-
какой работы не вели. В течение отчетно-
го года они по три-четыре раза менялись.
От них не требовали точного выполнения
партийных обязанностей. Их даже многие
коммунисты не знали. Повинно в этом не
только партийное бюро нашей эскахрильй,
	История одной рецензии
		му, чтобы уговорить редакцию придержать
рецензию и тем избавить книгу от «преж-
	хевременной и необоснозанной компромета-
	нии». В длинном письме, занявшем почти
четыре страницы, тов. Беляков не нашел
места, чтобы опровергнуть рецензию по су-
ществу, но зато он не постеснялея в выбо-
ре «аргументов», чтобы опорочить автора.

Что же так взволновало руководителей
кафедры и факультета? Почему они Tab
Убоялись рецензии?

Секрет раскрыл сам тов. Беляков в том
же письме. Оказывается, его не столько
беспокоит качество книги, сколько судьба
авторов, и даже не обоих, а лишь одного
из них, именно того, который служит под
	началом самого тов, Белякова,
	В № 11 журнале «Вестник Воздушного
флота» 3а 1947 год опубликована рецен-
зия кандидата технических наук Н. Куд
рявцева на книгу Б. Г. Ратца и Н. В. КВри-
воносова «Вомпасная навигация», состав-
ляющую часть нового учебника но самоле-
товождению.

В рецензии справедливо указывается на
серьезные недостатки книги. Не говоря уже
о том. что книга плохо отредактирована, в
ней имеются существенные ошибки в трак-
товке некоторых важных вопросов компас-
ной навигации. —

„Ничего необычного в опубликовании этой
рецензии нет. Но сама история 6 01уб-
ликованием рецензии тов. Кудрявцева На-
столько необычна, Ч10 0 ней стоит рас-
сказать подробнее.
	Статья тов, Кудрявцева еше не была
набрана, н, в результате бестеч-
HOCTH отлельных уаботников ре-
	дакции журнала, о ней уже узнали заинте-
ресованные лица. Одним из первых по по-
воду рецензии в редакцию журнала при-
шел начальник кафедры аэронавигации
	  Краснознаменной POSHHO-BOSIVINHOH акаде-
	мии В. Поляк. Свой визит тов. Ноляк уве-
ковечил следующим письмом:
«Случайно (?!- Г. 3.) я узнал, что в
«ВВФ» № 11 идет рецензия Н. Кудряв-
цева о книге Ратц-—ПКривоносов... По этой
книге мы учим наших слушателей. Ва-
федра аэронавигации, которую я возглав-
ля, наметила подробный открытый раз-
бор книги весной 1948 года... (?!-—Г. 3.).
В таком виде, как вы собираетесь ее пё-
чатать, рецензия принесет не пользу, &
вред. Рецензия неполна, однобока и спо-
собна  дезориентировать читателя, & не
помочь разобраться в дефектах и досто-
HHOTBAX этого учебника для академии...»
Далее следуют ссылки на авторитетных
лиц, втянутых В. Поляком в обсуждение
ненапечатанной рецензии.

Это поспешное вменательство тов. Поля-
ка в дела журнала положило начало много-
	 - численным попыткам CO стороны OTBETCT-
	венных работников штурманского факуль-
	‚тета академии оказать на редакцию давле-
	ние с целью не допустить выхода в свет
рецензии тов. Кудрявцева. Никогда еще так
интенсивно не работал телефон, связываю-
щий академию с редакцией, как в-эти дни.
Здесь были и просьбы, и уговоры, и даже
прямые требования не печатать рецензии.
Помимо атак на редакцию, одновременно
был нанесен удар и по автору рецензии.
Пользуясь служебной зависимостью рецен-
зента, ‘руководители факультета потребова-
ли У него черновик рецензии и, заполучив
таковой, подвергли его исследованию с тем,
чтобы найти в рецензии «уязвимые» места.
Через несколько дней после «визита»
тов. ПШоляка в редавцию прибыл на-
чальник факультета А, Беляков, и архивы
редакции обогатились еше одним письмом:
«Кудрявцев представил мне... черно-
Вик этой рецензии, которую он составил
no собственному  почину», — пишет
	А. Беляков, не допуская, видим, и мы-
сли о том. что ето подчиненные могут
писать рецензии в журналы «по cdéeT-
	венному почину».
Далее тов. Беляков пишет:
`«Ё сожалению. я не могеличить и
	щийся у меня черновик с тем, что наб-
рано в «Вестнике» — не застал зам.
релактора».
	Здесь нельзя не заметить, что тов. Бе-
ляков должно быть принял редакцию жур-
		считывал, что ему позволено .«еличать»
черновики чужих рукописей с типографским
набором,

Bee письмо тов. Белякова сводится в то-
	о сбветской поэзии  стлелал капитан Ря-
	увидели ровные,
	 Штрека, черно-серебуистые, как чугунные
	тюбинги метро. Над нами была ровная кров-
‘дя. Ни сверху, ви с Углов не торчал ви
один кусок. угля. Перел нами была не неше-
	ра, проложенная под землей при помощи
	бура и линамита. обушком и лопатой, е рва-
	ными краями и  нависающей кровлей, &
ровный, чистый тоннель, ‚ выточенный в
УГольном пласте аккуратной малиной.
	— Это принципиально HOB штрек, —
	говорили нам инженеры из KOBCTPYETOPCRHO-
го бюро Макарова. — На него не давит
потрявенная взрывами порода. Какая эконо-
мия взрывчатки, леса, людекого труда!
Любуясь новыми чертами полземного ми-
ра, мы шли и прислушивались к напряжен»
	вому ровному гулу, который доносился из
	забоя, гле работал комбайн.

И вдруг в серебристом тумане утольной
пыли мы увидели танк. Самый настоящий,
знаменитый «Т-34» на широких подвиж-
ных гусеницах штурмовал грудь забоя. Там,
тле была башня, сидел машинист я управ-
лял не пушкой. вращающейся по орбите, &
штангой и двумя параллельными барами от
врубмашин. Зубья баров подрезали пласт
сверху и снизу, & зубья штанги, приелонен-
ной к пласту вертикально, словно строталь-
ный станок, ечищали несколько сантимет-
ров утольного слоя.

Весь этот режущий аппарат, уюреплен-
ный на гусеничном ходу, продвигаясь спра-
ва налево и слева направо, словно гигант-
ская бормашина, прокладывал путь для до-
бычи угля — новый птрек. ^

Измельченный  утоль сымалея на лоток
конвейера и подавался перегружателем на
вагонетки, которые не успевали оменяться.

Нажимая всей своей тяжестью на твер-
дый пласт, подземный танк медленно вра-
mas гусеницами. И было заметно его мед-
ленное, но верное и непрерывное продвиже-
нив вперед. ^

Никаких бурильшиков, ‘отпальщиков,
подрубщиков и навалостбойщиков. Их 3a-
менила машина, управляемая веетго двумя
лЮлЬМИ — машинистом и его помощником.

Вел ее черный от угольной пыли молодой
и веселый человек Иван. Иванович Дид, до
91070 несколько лет работавший врубмаши-
	нистом и малтинистом угольного комбайна.
	Сын землепаниа. придя на шахту, он назал
	Не замечая, ид какой шаткой позиции он
стоит, тов. Беляков пишет:

«Я сам Ратца защищать не собираюсь,
Учебное пособие создавалось до мозг
прихода в академию и без моего участия,
но я хочу защитить своего подчиненного
Ёривоносова».

Вот, оказывается. где зарыта собака!
Ратц не работает на факультете — его мо-
HO критиковать. Кривоносов — на фа-
культете, его критиковать воспрещается.
Тут задевается «честь мундира». Не служи
тов. Кривоносов под началом тов. Белякова,
он, согласно сей философии, мог бы выпу.
скать какиё угодно плохие книги, и тов. Бе-
ляков безучастно смолчал бы.

Не странно ли; что «честь мундира» эт-
стаиваетея такими негодными методами? Не
лучше ли было бы для поддержания чести,
если бы кафедра аэронавигации еще до вы- -
хода в свет книги обсудила ве и помогла
авторам избежать ошибок.

Создание полноценного ‘учебника, особен
но для высшего учебного заведения, —
большое, сложное и почетное дело. Чем
больше будет здоровой критики, чем больше
замечаний внесут специалисты в труд авто-
ров, тем лучше булет для книги. Этим по-
ложением руководетвовалиеь и редакция
журнала и автор рецензии. Но с этим, как
видно, не согласны тт. Беляков и Поляк,
Вместо содействия критическому обсужде-
нию книги они применили все свои адми-
нистраторекие способности к тому, чтобы
«уберечь» книгу от критики.

В конце концов кафедре аэронавигации
пришлось пересмотреть свой план и перене-
сти обсуждение книги с весны 1948 года
на более ранний срок. Шри 06-
суждении КНИГИ было вокрыто
много трубых оптибок, и серь-
езных недоработок. Tak, в одной тольво
первой главе было обнаружено 13 ошибок,
Число. ошибок оказалось значительно
большим, чем заметил тов. Вудрявцев. Тем
не менее дело и тут не оботтлось без неспра-
ветливых нападок на автора рецензии.

Вся эта неблаговилная история воочию
показывает, что на кафедре и факультете
нет должной критики и самокритики в рз-

‘боте, что узковедомственные интересы по-
‘рой ставятся выше общественных, государ
ственных интересов.

Уместно вспомнить по этому поводу сло:
ва товариша Жданова, сказанные им в до-
кладе о журналах «Звезда» и «Ленинград»?
«Без критики любая организация, в том

_Числе и литературная, может загнить. Без

критики любую болезнь можно загнать
вглубь и с ней труднее будет справиться.
Только смелая и открытая критика помо-
тает совершенствоваться нашим людям, поз
буждает их итти вперед, преодолевать недо-
статки своей работы. Там, где нет критики,
там укореняется затхлость и застой, там
нет места движению вперед».

06 этом следует помнить тт Белякову и
	Поляку. Г. ЗАЛУЦКИЙ.
	В Н-ской авиачасти оборудован класс
парашютной подготовки, в котором
летчики готовятся к учебно-тренировоч-
	ным прыжкам. На снимке; старший
лейтенант В. Орлов (слева) показы-
вает летчику старшему лейтенанту
В. Аржанову, как выполнять развороты
при спуске на парашюте.
	Фото ‘майора Т. Мельника.
	Формальный подход к составлению отчетного доклада.
	Доклал секретаря партийной организации
майора огинова был краток. Основное
внимание докладчик уделил вопросам б0е-
вой учебы и только векользь упомянул 06
идейном воспитании коммунистов, 06 их
политическом  самообразовании, в внутри-
партийной работе.
	У слушавших доклад создалось впечат-
	ление, что они присутствуют не нз Uap-
	тийном собрании, а на строевом совещании,
посвященном какой-то одной — отрасли
служебной деятельности. Формальный
подход к составлению отчетного докла-
14 привел к тому, что тов. Логинов ие су-
мел подробно рассказать о том, что сделано
и чЧ10 не сделано парторганизацией за от-
четный период.

А рассказать было о чем. Коммунисты
этого подразделения являются передовыми
во 2-м Чкаловеком авиационном училище.
Они творчески подходят к обучению кур-
сантов, изыскивают новые, наиболее совер-
щенные методы преподавания. Год назад
успеваемость курсантов по. практическому
	Докладчика дополнили и поправили ком-
муниеты майоры Дапшо и Андреев. Они -
метили, что партийная организация не ин-
тересовалась политическим самообразовани-
ем членов и кандидатов партии. В учити-
ще служит вот уже более десяти лет сверх-
срочник старшина Баканов. Он хорошо
знает свое дело. Но у него слабая полити-
ческая подготовка. Коммунист Баканов за-
частую не может разобраться даже в са-
мых элементарных вопросах текущей поли-
тики. А тов. Логинов и коммуниоты —
преподаватели цикла в течение года He
удосужились побеседовать с тов. Бакано-.
вым, помочь ему повысить свою политичес-
ую грамотность. Секретарь партийной 9р-
танизации вообтще не знает, кто из кочму-
нистов над чем работает, как совершенст-
вует свои политические знания,
	С резкой критикой недостатков внутон-
партийной работы выступил майор Швари-
ман.

— Довладчик ничего не сказал о
том, — отметил тов. Шварцман, —— кто из
коммунистов и какие выполняет изртий-
ные поручения.  Об’ясняется это тем, что
в организации партийным поручениям He
придавали никакого значения.

Matton $. ЛУШНИКОВ,
(По телеграфу от ваш, корр.).
	сное обучение курсантов к реальным усло.
	вВияМ полета, сделали его наглядным и у0е-
дительным.
	На цикле бомбометания в истекшем голу
	реализовано свыше тридцати рационализа-
торских предложений. Майоры ОДогинов и
Андреев, поднолковник Бархов, старший
лейтенант Мясников много и серьезно зани-
маются рационализацией, имеющей целью
облегчить изучение курсантами трудных
разделов программы, выработать у них
нужные практические навыки.
	Охнако не было проявлено должной за0о-
ты 06 идейно-политическом воспитания
курсантов. Ведь обязанность преподавателя
— не только обучать курсанта специально-
сти, но и воспитать из него политически гра-
Мотного. культурного, диспинлинированного
	офицера. Коммунисты цикла бомбометания,
	‘например, не считали ‘нужным интересс-
ваться, как курсанты проводят внеучебное
время, уровнем их политического развития,
не присутствовали на партийных и Е0мсо-
мольских собраниях курсантов. (60 всем
	Новая опера Сергея Прокофьева
	Известный советский композитор лауре-
ат Сталинской премии С. Прокофьев сейчас
усиленно работает над своим новым про-
изведением — оперой по книге Бориса Пе-
левого «Повесть о настоящем человеке».

В беседе‘ е корреспондентом  «Сталин-
ского сокола» (С. Прокофьев рассказал:
	—= Повесть Бориса Полевого меня не-
обычайно взволновала. Я твердо решил на-
писать оперу на сюжет этой повести. В
своем творчестве я впервые обращаюсь к
авиационной тематике, к людям Воздушно-
го флота, чей благородный труд и чьи ле-
тендарные подвиги во время Великой Оте-
чественной войны снискали им порт
любовь советских людей.

Тибретто оперы написано мною совмеет-,
но с М. Мендельсон.
Право первой постановки оперы я. пре-
доставил одному из лучитих театров нашей
страны -— Ленингралекому академическому.
театру оперы и балета имени Кирова. =,

‚В марте этого года я предполагаю дать
театру рукопись оперы, после чего присту-
TIM BR. OPRECTHOBEES.
	По следам наших выступлений
	„олобов кивает на Жилина“
	успеваемость курсантов по. практическому   этом. докладчик и должен был рассказать
бомбометанию ‘не’ превьипала 3,9 Ganza, al antnannravea woe болеттериотеко® вамокри-
	Ha государетвенных экзаменах истекшиего
1947 г. поднялась до 4,36 балла. Этого
удалось добиться благодаря тому, что пре-
подаватели максимально приблизили клас-
	В Н-ской авиачасти комсомольские ор-
ганизации проводят большую работу по
пропаганде среди молодых авиаторов уста-
	ров Вооруженных Сил СССР. Б подразде-
	лении, где секретарем организации, ВЛКСМ
младший лейтенант Рябушко, комсомольцы
настойчиво добиваются того, чтобы каждый
молодой авиатор хорошо знал требования
	собравшимся и © большевистокой самокри-
тичностью векрыть недочеты в работе пар-
тийного бюро. Но тов. ПШогинов этого не
слелал. .
	Пропаганда воинских уставов

воинских уставов и точно их выполнял.
Для этого проводится громкие читки уста-
вов и беседы. Часто перед молодыми авиа-
торами по вопросам воинского воспитания
выступают згитаторы и лекторы. Так, член
бюро ВЛКСМ тов. Крикун провел беседу
на ‘тему: «Быть честным, храбрым и дис-
	газе

циплинированным воином». Секретарь ком-
вомольской организащии тов. Рябушко в
‘беседе с воинами рассказал о боевом зна-
мени: части. Комуунисты Корсаков и Не-
красов выступили перед молодежью ¢ 10k-
ладами о воинской дисцинлине,

Лейтенант Н, СИМДЯНОВ,

Под таким заголовком в газете «Ста-
тинский сокол» в № 280 было опублико-
вано письмо в редакцию Б. Александрова.

Начальник штаба части сообщил  редак-
ции, 910 в настоящее время клуб отремон-
тирован и отеплен. Приняты меры к устра-
нению и других недостатков, указанных в
письме. :
	дила K CROUM соседям, чтобъе. поделиться   воды. Нарк, разбитый по берегам его, зазе-

опытом передовой работы в забоях.

Нам посчастливилось своими глазами
увидеть, как удивительно изменилась ди-
Кая ковыльная. степь за какие-нибуль сем-
надпать лет.

Теперь нае доставил сюла скорый nacca-
жирокий поезд. И назетречу нам но верб-
люды, а мощные паровозы «ФД» тащили
громадные составы с углем по трансказах-
ским магистралям, направляясь на Урал, в
Сибирь, в Среднюю Азию. :

На Урал, в Магнитогорск и на Волгу
ИлУТ также составы © машинами для горной
промышленности и © металлом. Рядом с уг-
лем в казахской стени, по воле больщевиета
ской партий, выросли металлургические и
матиностроительные заводы. Й среди быв-
ших кочевников уже появились не только
шахтеры, теперь веть казахи-машинисты,
цазахи-сталевары, казахи-металлиеты,

На рассвете мы в’ехали в поелелы Ва-

ленел тополями, березами, ивами, окаймляя
горох с юго-запада. Между домами поднялись
аллеи тополей. На горизонте теперь видна
уже не голая степь, & целые роши Зелен-
строя, среди них — яблони, вишни, груши,

В лень нашето приезда в просторном кн»
нотедере «Родина» хемонетрировалея фильм
«Люди без крыльев». Лектором, приле-
евшям из столицы, в парткабинете чита.
лась лекция на тему «Полярная экспансия
США», а в драматическом теалфе готовилась
премьера пьесы К. Симонова «Русский во-
прог».

Город жил полнокровной, культурной
жизнью, и слово «провинция» никак He
шло к нему. т

Больше того, нам предложили посмотреть
новинку техники, которую пока что не
увидишь в действий нигде в мире, — гор-
непроходческий комбайн системы  Макаро-
ва.
	Посмотреть эту машину будущего мыи
отнравились на шахту № 83 в сопровожде-
нии энтуеиаста социалистической Каратан-
хы инженера Суланова.

Тод тому назад в восетанавливаю-
шемся Донбассе мы были свидетелями того,
как бригада комсомольца, Николая Лукичева
проходила по десяти и двенадцати метров
тлавного штрека, поставив тем самым ми-
ровой рекорх скоростной проходки.

то были сверхскорости, достигнутые
благодаря сопиалистическому соревнованию,
изумительно четкой организации труда
	‚О ТЕГ СЗ >>

метили в суровой степи семнадцать   знутри бригады. Группа замечательных лю-
лет назад. Но они, оказывается, дей, истинных патриотов, сколоченная Чу-
и тогда’ были; Стоило помочь им: с0- } о 6 fopneerneo пабогала как ела-
	хранить свои весенние воды,  пожержать
Кое-где плотинами, и речки ожили, как в
сказке: Кокпекты. Нура, Джезли,.. Й se-
лень появилась на их берегах. Палатка пи-
онереких лагерей забелели в этой зелени.

Дивно было ‘видеть все это там, ме в
первый приезл мы с трудом отыскивали ко-
телок воды для чая и несколько веток
колючки для костра,

Носелились на этот  разомы не в палат
ках, а в гостинице нового города.

Вот он, этот город, которого не было на
карте, — Караганда! Он необычен и иело-
хож на вее наши етарые’  города. `Пражие
всего нет окраин. Белокаменные дома были
построены з40ь десять лет тому назад пря
м среди пустыни.

За десять лет город преобразил местный
дикий пейзаж. Кролючная; перовыхавшая
речка Нуринка превратилась в озеро чистой
	кичевым и Денисенко, работала. как сла-
женный механизм, и достигла небывалых
результатов, повторенных затем Ha Урале
бригалой  Проничкина, в Караганде —
бригадой Акулова... ` .

A Telleph HaM HPCUCTOATO MOCMOTPOTL ма-
шину, заменивтую труд этих людей, уже
на первых порах дающую от 8 до 12 метров
в смену: машина может проходить по кило-
метру в месяц. Это означает: новое шахт-
ное поле можно подготовить в Два месяца
вместо двух лет. Значит, строительство но-
вых шахт может быть переведено с годич-
ных сроков на месячные. Перспектива за-
хватывающая!

На каком-то этапе подземпого пути
один Из инженеров поднял над половой
лампу и еказал:

— Смотрите, ‘отсюда начала свой путь
«манина 21-го века».

Мы внимательно отляделись и сразу з4-
	Молодые поэты у авиаторов
	0 о инициативе работников   бинсвий. Поэты Марк Соболь и Марк Ли-
клуба, где начальником Mali- сянский рассказали бобравшимея 6 своем
состоялась встреча авизлоров творчестве и прочитали свой стихи.
	Вечер вызвал у авиаторов большой ин
терес.
	свой рабочий путь прямо с этих профессий.
	Бак изменилась наша земля, котла
большевики приложили к ней свою живо-
творную руку! Не в Америку надо ехать,
чтобы посмотреть чудеса техники, 4
в Караганду. Здесь, на шахте № 83, в
правом ‘крыле, можно увидеть, каж волей
Сталина осуществляется великая мечта
Ленина — облегчить труд шахтера всемер-
HOH механизапией добычи угая. Именно
здесь велед за угольными комбайнами с03-
дан и применен первый в мире горнопро“
ходческий комбайн системы Макарова.

Такова Караганда сегодня.

Но еще более мощным и величественным
встает ее завтралтний день.

По новому пятилетнему плану в Кара-
танде будет построено 17 новых Угольных
шахт, оснащенных по последнему слову
техники; 24 обогатительных  фэбрики;
крупный завод горно-шахтного оборудова-
ния; заводы кирпичные, цементные, изве-
стковые, метлахских плиток и фарфоро-фа-
янеовых изделий. Созвездию  шахтероких
городов, которые окружат город Караганду,
потэзбуется много строительных  малериа-
108 для больших и малых домов. Полмил-
лиона квадратных метров жилой плошади;
100 километров. шоссейных дорог; 150 ки-
лометров канализационных ин волопровод-
ных труб; 350 гектаров новых садов и Dap
ков; сеть трамвайных линий, связующая
шахтерокие города с основным центром —
Каратандой. Таковы в грубых чертах вала“
ния новото пятилетнего плана.
	_ 80 угольных комбайнов обещали шахтеры
Караганды в своем письме товарищу
Сталину освоить и пустить еще в этом году
и 180 — к концу послевоенной пятилетки.
9 высвободит от тяжелого труда несколь-
ко тысяч лтолей.
	Взяв первенство в соревновании  уголь-
ных басеейнов в текущем году, Караганда
с успехом перевыполняет планы, и ее
юрняки, вдохновленные призывом ленин-
градцев, на своих митингах берутся выпол-
нить овою грандиозную работу вместо пяти
лет в четыре года.
	‚ Тав живет новый угольный бассейн, с03-
данный большевиками в пустынной когла-
то степи. Такие славные дела творятся в
городе, которото ло советской власти но
было на карте. : т
	Караганда.
	Ник. БОГДАНОВ.
	Город в сшепи.
	310 было семнадцать лет назад.

В Бараганду приехали мы кружным пу-
тем на машинах геологоразведочной эксие-
jaan. .

Мы уже привыкли к безжизненной тиши-
He бескрайных казахских степей и к перво-
бытному пустынному пейзажу без призна-
ков человеческого жилья, как вдруг за не-
высокими холмами увидели две черных пи-
рамиды выброшенной из земли породы, ва-
Гонетки наверху и два надшахтных Копра
деревянной конструкдии.

— Вот и Караганда, — оказал кто-то
йз бывалых снутников,

Навстречу нам показался караван вер-
блюдов. На спинах «кораблей пустыни» по-
качивались не какие-нибудь экзотические
товары, & простые мешки с углем. Живол-
ные были нелепо ‘черны. Повидимому, груз
был тяжел и неудобен, временами верблю-
лы поднимали отчаянный рев и начинали
плеваться, словно прогестуя против такой
перевозки.

Руководители шахт смущенно сетовали,
Что этот драгоценный продукт — беззоль-
НЫЙ уголь, который можно засыпать в до-
	менные печи прямо в натуральном. Виле
Вместо кокса, — приходится отправлять
‘толь примитивным способом Ha Успен-
	ский медеплавильный завод для сожжения
в печах. поскольку других потребителей в
степи нет. До ближайшей железной хороги
около двух тысяч километров... .

Й тут же энтузиасты Караганды начали
рассказывать нам, какие замечательные
пласты залегают под ковыльным покровом
этой безрадестной степи. «

— Это второй Донбасс, это энергетиче-
ское сердце будущем сопиалистического
Казахстана!

В 1931 году, после решения партии и
Правительства о создании здесь мощной
угольной кочегарки страны, Караганда пе-
ежила свое второе рожление. В том же году
в Караганту пришел первый 1063д.

Два да спустя эшелоны ееребристо-
серого караганлянского угля двинулись к
Магнитогореку. Такого чистого угля. кото-
рый без всякой обработки может итти в
цомны вместе с коксом. нет читле в мире.

Spor необычайный уголь сыграл больную
роль в годы Великой Отечественной войны,
помогая магнитогорцам увеличивать вы-
плавку металла для Фронта.

К началу Отечественной войны в Вара-
	ганце действовало 22 щахты, по переписи
1939 года здесь уже насчитывалось 168
тысяч жителей. Могучий коллектив шахте-
рев. самоотверженно работая на оборону,
	увеличил за время войны длину своих за-
	боев вдвое. И Вараганда стала давать ©стра-
не половину того количества угля, что да-
вал довоенный Кузбасс.
	Шахтеры Казахстана били врага и углем
и рублем. На средства их была построена
	мошная танковая колонна — «Шахтер ha-
рагантых

Тысячи  карагандинцев сражались на
фронтах Великой Отечественной войны: Та-
кие воины, как Нуркен Абдиров, Мартбек
Мамраев, Владимир Брусов и Ульянин, удо-
стоены высокой награды, — им присвоено
звание Героя Советожого Союза.

Карагандинский бассейн, созданный в 1о-
ды нятилетов по замыслу великого Сталина,
помог нашему Отечеству выиграть войну,
д сейчас он идет внереди в соревновании 38
выполнение плана послевоенной пятилетки
в четыре года..

В 1932 голу Донбасс оказал братскую
помощь Караганде, прислав оборудование и
400 квалифицированных шахтеров, а во
время Отечественной . войны, после
освобождения его от фашистских захватчи-
ков Караганда послала на помощь Донбассу
и своих горняков, и насосы, и вентиляторы,
и вагонетки, и транспортеры, сделанные на
своих заводах. Е

Рожденная в годы первых сталинских
пятилелок. Караганла строилась на основе
передовой техники страны социализма. Не
случайно она прославилась как родина со-
ветекого угольного комбайна.

Именно злесь. на шахте № 31, советский
	‘инженер Макаров, ныне депутат Берховкого
	Совета ССОР, изобрел и впервые успешно
применил подземную малвину, осуществляю-
щую добычу угля и навалку его на транс-
портеры механическим путем. Теперь здесь
созмано специальное конструкторское бюро
по внедрению этих машин, уже сейчас ос-
воболивших 0т тяжелого трула сотни нава-
лоотбойшиков. Высокой механязацией под-
земного труда, своими замечательными ста-
хановнами Караганда славится на Becb Co-
ветский Cor.

Сюда едут поучиться новому горняки из
старых угольных баесейнов. Нелавно по
приглалению шахтеров Кузбасса большая
делегация карагандинеких стахановцев ез-
	(Спец. корр. «Сталинскоге сокола»).