4 ноября 1950 г., № 263 (1796).

`Повторяются
прошлогодние
ошибки
	В некоторых подразделениях П-ской
звиачасти учебный год в сети партийном
просвещения В прошлом году началея не-
организованно. Отдельные руководители
кружков пришли на занятия неподготов-
пленными и провели их на низком идейном
уровне. Произошло это потому, что полит-
отдел несерьезно отнесся к подбору  Шо-
пагандистов, не организовал учебы руко-
водителей политшкол и кружков.
	Эти же ошибки ‹ повторились в новон
учебном году. В подразделениях к РУКо-
водству кружками партийного  просвеще-
ния пришло немало молодых пронаганди-
слов. Казалось бы, работники политотдела
помогут им х0р0Шо подготовиться к заня-
пиям -— побеседуют с каждым Из, них,
узнают, в чем они испытывают затрудне-
ния. Однако этого не произошло. Будучи
неподготовленными, отдельные пропаган-
дисты не сумели хорошо провести первые
занятия.

Путанно излагал первую тему учебной
программы руководитель кружка по изу-
чению «ЁКраткого курса истории ВЕЛ(б)»
тов. Некляев. Он приводил неточные фор-
мулировки, перескакивал с, одного таздела
на другой. останавливался. на второстелен-
ных вопросах. Руководитель допустил не-
мало досадных оговорок; неточных форму-
лировок. В отведенное для занятия время
ов. Некляев не сумел уложиться,
	Слушателеи кружка занятие не удовле-
творило.

Как же могло случиться, что-первое за-
нятие и по содержанию, и по методике
оказалось неподготовленным? Причина
этото заключается в том, что к организа-
ции занятий в сети партийного просвеще-
ния в политотделе соединения отнеслись
формально. Прошлый учебный год кружок,
руководителем которого сейчас назначен
тов. Некляев, изучение «Араткого куреа
истории ВКП(б)» закончил шестой. главой.
На сборах же пропагандистов перел новым
учебным годом работу начали с изучения
восьмой главы. Таким образом, промежу-
точную тему. с которой должно было Hae
чаться занятие; пропагандистам пришлось
тотовить самостоятельно.
	Тов. Некляев на пропагандистекой рабо-
те’ впервые. Олнако ни в части, ни в по-
литотделе помощи ему не оказали. Такое
отношение к обучению м воспитанию про-
пагандистов не может быть терпимым. Ш»
пагандист, как неоднократно  подчеркива-
лос в решениях ЦК ВЕП(б). является
центральной фигурой в системе партийно-
го просвещения. От того, как он теорети-
		качество учебы, идейное направление за-
HATHE.
	Недооценка, значения партийного пр-
	_свещения проявляется и B TOM, ¥TO 0 CBX
	порт в ряде подразделений вопросы органи-
зации ‘учебы коммунистов на партийных
собраниях не обсужлалиеь. Одним из не-
достатков в работе кружков в прошлом
году было отсутствие необходимой литера-
туры и наглядных пособий. Этот недоста-
ток до сих пор не устранен. Тов. Вязынин
— руководитель кружка по изучению био-
графий В. И. Ленина и И. В. Сталина —
на весь кружок имеет всего три книги и
совсем не тасполатает наглядными yueb-
ными пособиями. Нет нужной литературы
для самостоятельной подготовки слушате-
лей и в кружке, которым руководит тов,
Разанцев.
	Ошибки, допущенные в организадия
партийного просвещения в прошлом году,
не были своевременно устранены и Te
перь повторились вновь.

Майор Ф. ЛУШНИКОВ,
	СТАЛИНСКИЙ сокол
		НАЧАЛСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД В КРУЖКАХ И ПОЛИТШКОЛАХ
	Повседневная забота.
о воспитании пропагандистов -
		кой метод повышает чувство ответетвенно-
сти у пропагандиетов.

Целиком себя оправдала и такая форма
воспитания пропагандистских кадров, вак
взаимное посещение занятий. Будучи на
занмтиях у других, пропагандист имеет
возможность перенимать передовой опыт,
учиться ‘на ошибках и промахах товари-
щей и тем самым совершенствовать CBOE
мастерство:

У нае вошло в. систему, что члены. пар-
тийного бюро периодически присутетвуют
на занятиях. Это дает возможность по-де-
ловому контролировать учебу коммунистов,
своевременно оказывать помощь пропаган-
	дистам. .

Член бюро тов. Гвоздицкий присутетво-
вал на занятии в политшколе. которой
руководит лейтенант Рябов. On обратил
	внимание на то. что тов. Рябов  ИзЗ-3а
неопытности вместо живой беседы прово-
дил занятие в форме вопросов и ответов.
Причем он ставил вопросы так. что Ha
них можно было ответить одним словом—
«да» или «нет».

Занятие, проведенное тов. Рябовым, бы-
10 подробно разобрано на совещании про-
патанхистов. Это послужило хорошим уро-
KOM для всех руководителей кружков и
политшкол. Парфтийное бюро посоветовало
молодому руководителю политшколы лей-
тенанту Рябову поприсутствовать Ha 3a-
нятиях У более опытных  пропагандиетов
тт. Горшенина и Шевченко и посмотреть,
как следует методически правильно орга-
низовывать И проводить занятия.

Важным средством повышения полити-
ческого уровня пропагандистских кадров,
расширения их культурного кругозора,
являются лекции. Идя навстречу руководи-
телям политшкол и кружков, бюро в своем
плане работы на ноябрь и в последующие
месяцы наметило организовать для пропа-
тачдиетов ряд квалифицироюванных лек-
ций и докладов о гажнейших фешениях
партии и правительства, о внутреннем и
международном положении и на другие
актуальные темы.

Мы стремимся улучшить деятельность
нашей библиотеки, добиваемся, чтобы про-
пагандист веегда мог получить в ней
необходимую ему литературу, наглядное
пособие.

Пропагандист — центральная фигура: в
системе партийного просвещения. Он оп-
ределяет качество и идейную направлен-
ность занятий. Заботиться о теоретическом
росте и методическом мастерстве пропаган-
дистских кадров с первых дней нового
учебного года — значит поднимать каче-
ство партийного просвещения на уровень
современных требований.

_ п. СИМОНОВ,
секретарь партийной организацни.
	Руководствуясь указаниями Центрально-
го Комитета ВЕП(б), наша партийная opra-
низация провела значительную работу по
подготовке к началу нового учебного года
в еистеме партийного просвещения. Особое
внимание было уделено подбору пропагаж-
дистских Ragpos. Руководителями полит-
TKO и кружков у нас являются коммуни-
сеты; имеющие выеокую теоретическую под-
готовку. навыки пропагандистской работы.

Перед ‘началом учебного года многие
пропаганлисты нашей части прошли под-
готовку на курсах пропагандистов, KOTO-
рые были организованы политотделом ©0-
единения. Однако этим мы не ограничи-
лись..У нае организован постоянно дейст-
вующий семинар, где руководители круж-
gon и политшкол повышают свои теоре-
тические Знания. приобретают  методиче-
‘ские ‘навыки. обмениваются опытом своей
работы.

Итоги первых дней партийной учебы
показывают, что большинютво пропаганди-
стов лобросовестно готовится к занятиям.
	На высоком идейном уровне провел заня-
	тие руководитель Кружка По ИЗУЧЕНИЮ
	«Краткого курса истории ВЁП(б)» капитан
Гортиенин. Успешно справляются ‚60 свои-
ми обязанностями и многие другие пропа-
гандисты. ‘

Вместе с тем первые занятия выявили
и недостатки. Отдельные пропагандисты, —
например, старший лейтенант Бакеев, лей-
тенант Рябов. — надеясь на свой старый
багаж знаний. не подготовились как сле-
дует к занятиям.

Партийное бюро не могло пройти мимо
этого факта. Мы обсудили итоги первых
занятий. потребовали от секретарей пат-
тийных  ортанизаций  авизподразделений,
от пропагандистов немедленно устранить
выявленные недостатки.

Бюро сделало для себя определенные
выволы. Мы @ще раз убедилиеь в не-
обхолимости постоянно контролировать де-
ятельность пропагандистов, повседневно
оказывать им помощь в работе.

Основной формой подготовки пропаган-
дистских кадров у нас являютея постоян-
но действующие семинары. Опыт показы-
вает, что наряду с квалифицированными
лекциями по кажлой теме учебного плана
на семинаре следует обсуждать и основные
вопросы. связанные с методикой проведе-
ния занятий.

Важно и необходимо также ортанизовы-
вать и проводить разбор планови конспек-
тов пропагандистов. Так, в частности, у
нас был пооведен разбор тезисов рассказов
пропагандиста Бакеева по первым темам
учебного плана.

В обсуждении тезисов приняли участие
все участники семинара. Они критически
обсуждали каждое положение, дали ряд
пенных советов руководителю кружка. Та-
	МНОЖИТЬ ЧИСЛО ОТЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
	Шлодотво рное лето
	серьезно готовиться к полетам. Появилась
слетанность экипажей. Вее чаще и чалие
против фамилий офицера Черного и его
подчиненных появлялись оценки «хорошо»
й «отлично» за полеты по маршруту, бом-

бометание. стрельбы.
	Ежемесячно оценивая ход учебы, коман-
дир все больше убеждалея, что старший
лейтенант Черный и его подчиненные уе-
пешно выполняют стоящие перед ними за-
дачи.

— Вам нужно закрепить ‘успехи, —
сказал однажды командиру подразделения
старший начальник и обстоятельно расска-
зал. как это сделать.
	Речь шла 0 дальнейшем повышении
профессиональных навыков у летчиков,
птурманов, воздушных стрелков-радиетов,
технического состава, о высокой культуре
в работе каждого авиатора. Из беседы с
командиром старший лейтенант Черный
понял, чего он хочет от него, стал более
требовалелен к себе и своим подчиненным,
стремясь повысить культуру труда.
	Прошел еще месяц напряженной работы.
Наблюдая, как прилежно, в какой строгой
последовательности, в раз навсегда уста-
новленном порядке тщательно осматривает
	штурман кабину самолета —— переговор-
ное устройство, радиополукомпас, высо-
томе», часы, прицел... или we, Kak
	безупречно готовит лейтенант Савченко
полетную калугу и затем аккуратно укла-
лывает ее в свой планшет, как. проверяет
перед вылетом наличие перочинного ножа,
резинки, затачивает `карандаши..., —
командир © удовлетворением отметил появ-
ление у подчиненных этих полезных на-
выков. Вель все это—тщательный осмотр
кабины. нож, резинка, мягкий карандаш
— признаки культуры в работе авиаторов.
	Этот же факт о возросшей культуре
труда авиаторов, подтвердил и инженер.
	Инженер рассказал, что командир подраз-
деления Черный и его подчиненные умело
ин бережливо эксплуатируют боевую техни-
ку, потому что хорошю: знают ее. Есть на
самолете трудно лостулные места, куда
не всякий лень дотаягиваетея рука ме-
	ханика. Например, между передним лон-
	жероном центроплана и передней кромкой
крыла, в мотогонлольных отсеках или хво-
стовой части самолета. Но на машинах,
обслуживаемых тт. Шерстовым, Фельштин-
ским и Пономаревым, всегда все исправно и
чисто. Кроме того, . отличник учебы
авиалор комсомолец Шеретов ввел в строй
мантину, которая He была в экс-
плуатации полтора года. Теперь на ней
успешно совершают полеты.

Еще факт. Такая, кажется, «мелкая» де-
таль. как контровка. Раньше, бывало, мо-
торист или механик законтрит кран и
вместо того, чтобы аккуратно подрезать
концы, оставит в спешке длинный «уе».
Теперь этого не увидишь... Все контрится
	аккуратно, любовно, технически безун-
речно.

Готовясь к полету, авиаторы всегда
внимательно просматривают исправность
	бомбовооружения, надежность открывания
люков, безотказность в работе сбрасывате-
лей — весь ‘самолет, ибо экипажи отлично
знают, что большую работу, проделанную
веем коллективом, может сорвать одна не-
законтренная пробка или неправильно ус-
тановленный пиропатрон.
	Большое складывается из малого. Так по
«мелким», на, первый взтляд, деталям мож-
HO сделать вывод, что за лето значительно
	поднялась боевая выучка авиаторов, ВЫ-
росла их кульгура.

Дисциплина ‘и организованность, целе-
	устремленная наземная подготовка, пра-
вильная методика обучения, высокая куль-
тура авиатора, которая проявляется на
земле и в воздухе, — вот вопросы, на ре-

шение которых была направлена вся рабо-
	та по воинскому и политическому воспита-
	нию авиаторов. Много сделали командир,
партийная и комсомольская организации
подразделения, и их труд оправдался сто-
рицей.

— Вы хотите знать. каковы же общие
итоги работы 38а лето у подразделения Чер-
ного? — спросил нас старший начальник.
	Вместо ответа.он достал документы. Су-
хой и лаконичный язык еводок гласил,
что в подразделении старшего лейтенанта
Черного не было вынужденных посадок,
поломок. Все бомбометания, стрельбы вы-
полнены с оценками «хорошо» и «отлично».
Состояние материзльной части признано
хороптим. В подразделении нет нарупений
воинской диециплины, значительно в0зрос-
10 за, лето число отличников боевой и по-
литической подготовки.

Цифры, за которыми стояли патриотиче-
ские дела авиаторов, были убедительны.

Минувшее лето у авиаторов было перио-
хом напряженной учебы. Охнако и впредь
они не думают снижать взятые темпы.
Воммунисты и комсомольцы офицеры Чер-
ный, Савченко, Шерстов, сознавая свою
личную ответственность за дело защиты
Родины, настойчиво работают и учатся.
Перел ними сейчас стоит задача-—слелать
свое подразделение целиком отличным.
Возможно ли 370?

— Да, возможно, к этому’ обязывает
нас долг! — твердо отвечает етарший
лейтенант Черный.

Майор Б. НИКИТИН.
	служивания. Силами личного состава, за-
ново выстроен склад для хранения техни-
ческого имущества и запасных частей. В
итоге вся материальная часть, вооружение
и снецоборудование к зиме готовы,

В достижении этого успеха болыная за-
слуга принадлежит пзртийной и комсо-
мольекой организациям. Часто BBITy -
скалиеь «боевые листки», в которых ос-
вещалея опыт передовых экипажей, заня-
тых На работе.

Своевременная и высококачественная Нод-
готовка самолетов обеспечит четкую работу
подразлеления в зимний периох обучения.

Майор А. БОДНАР.
	Осень подкралась незаметно. Вак-то
сразу пожелтели купы деревьев, роняя на
дорогу золотой лист, поблекла трава на
летном поле. Из «тнилого» угла по-
дул резкий ветер и принес с юго-запада
косматые тучи. Вот и сейчас они быстро
несутся над аэродромом, образуя MHOTO-
слойный ярус облаков.

Позали осталось время, когда © восхода
солнца и до заката не замолкал н& аэро-
дроме гул авиапионных моторов. По бре-
зентовым чехлам. прикрывающим их, те-
перь мерно, и почти не переставая, стучат
капли осеннего дождя.

В один из таких ненастных вечеров,
когда рабочий день был закончен, около
командира собрались офицеры. Дожль не
переставал. Взглянув в окно, командир 6
оттенком грусти сказал:

— Теперь уж ло зимы не жди погоды,
разве что денек-лругой еще выластея!

И, словно угадав мысли других офице-
ров, вновь заметил:

— Но потрудились мы летом недаром!

Постепенно разговор приобретает кон-
кретный характер, переходит на показа-
тели в учебе отдельных авиаторов.
	— Поинтересуйтесь старшим лейтенан-
том Черным. Успехи, достигнутые за лето
этим офицером и его подчиненными, заслу-
кивают внимания, Весной подразделение
ечиталось рядовым. а сейчае MEET BCE OC-
нования стать целиком отличным. А ведь
в нем. как и везде, были и отличники и
«середнячки» и. отстающие. Да вот позна-
комитесь поближе. вами увидите.

{ # =

„Высокого роста. стройный, с энергич-
ным лином, умными, внимательными гла-
зами старший лейтенант комсомолец Чер-
ный — образец лля подчиненных.

_ — Летчик с будущим, — так говорят
о нем командиры.

Старший лейтенант Черный принимал
участие в завершающих битвах Великой
Отечественной войны. Он воевал за OCBO-
бождение Варшавы, летал над Кюстрин-
ским плацлармом на Одере, бомбил  скоп-
ления фашистов в Берлине. Семнадцать
боевых вылетов на пикирующем бомбарди-
ровщике числятся в послужном списке
старшего лейтенанта. Не пропоти бесслед-
но лля летчика и послевоенные годы.
	Олнако олно дело быть отличным рядо-
	вым пилото-г; другое — командиром и 0г
зечать не только за себя. но и за боевую
	й политическую подготовку своих полчи-
ненных. за состояние дисциплины в под-
разделении. Второе — несравненно труд-
нее. Вот почему старший лейтенант Чер-
ный, став командиром, вначале чувствовал
себя неуверенно.

Он не смог, например. сразу наладить
правильные взаимоотноления с подчинен-
ными, не умел пользоваться своими дие-
пиплинарными правами, по-настоящему
не ‘влалел и методикой обучения. Cae-
лав, например, посадку отлично, он не
мог толково. доходчиво рассказать 0б этом.

Были у старшего лейтенанта Черного и
нелостатки в технике пилотирования при
	- полетах в толи ведущего. То он запоздает
	© выполнением разворота, то неожиданно
для ведомых увеличит скорость на вира-
ке или после взлета вдруг станет резко
набирать выеоту, и летчики не поспевают
за своим командиром.

` До сих пор помнят старивий лейтенант
Черный и лейтенант Савченко свой первый
совместный полет. У них не было не-
обходимой еработанности, согласованности
в действиях. Летчик и штурман разобшен-
но действовали над целью, и сброшенные
бомбы не поразили ее.

Неуверенность ведущего, отсутетвие не-
обхолимой требовательноети, умения спло-
тить людей, организовать и провеети за-
нятия отрицательно сказывалиеь и на ре-
зультатах полетов подчиненных.

Нельзя сказать, что старший лейтенант
Черный не статался. Нет, он очень хотел
видеть свое подразделение в чиеле передо-
вых. хотел оправдать и доверие команлова-
ния. но олного желания было мало. Требо-
вались знания. а главное — опыт, 50то-
рых нехватало командиру. Так  обетояло
дело в начале лета, перед наступлением
ответственного периода учебы.

Когда начались интенсивные полеты, в
ранее имевшимся трудностям прибавились
новые. Пришлось, например, ломать одно
очень вредное мнение, возниклиее у неко-
торых летчиков. Дело в том. что отдель-
ные авиаторы надеялись без 060бого труда
на земле, за счет интенсивных полетов
поднять уровень мастерства.

— Не до книг и тренажей теперь:
начались полеты, — не фаз слышал
командир такие разговоры своих подчинен-
НЫХ. :

Командир. партийная и комсомольская
организации сделали все, чтобы разбить
это неправильное мнение. За наземной под-
тотовкой авиаторов был установлен  стро-
гий контроль. Старший лейтенант Черный
сам показывал полчиненным пример глу-
	бокой и всесторонней наземной подготов-
	КИ.

о Жизнь вскоре подтвердила, что командир
был прав, требуя тщательной подготовки
в вылету. Ушел в воздух экипаж  офи-
пера Ерохина. Нобыв нал целью дольше
положенного времени. летчик и штурман
офицер Мазурченко вернулись на  дэро-
хром. по существу не выполнив задания.
	В Н-ском полразделении заблаговремен-
но начали заботиться о подготовке к зиме.
Этот вопрое специально обсуждалея на
партийном и комсомольском собраниях.

Извеетно. что в зимнее время услож-
няется ухол за материальной частью. Вои-
ны коммунисты тт. Носков,  Коннов,
Чайковский, Станкевич провели несколько
тематических бесед с авизепециалистами,
напеливая их на высококачественную под-

_ тотовку к зиме материальной части, воору-
жения и спецоборулования самолетов.

Предварительно были осмотрены вее ©а-
молеты ес тем, чтобы установить. какие ра-
боты необходимо произвести. Потом на 06-
нованийи этих ланных были составлены
	Летчик обвинял BO всем ‚ штурмана,
пггурман — летчика. Как выяенилось, они
плохо понимали друг друга в воздухе. +

Доклад офицера Мазурченко перебил
старший штурман: ‹

— Чей шлемофон у вас?

Оказалось, что по халатности тов.
Мазурченко олел в полет чужой шлемо-
фон... : р
Ничего не мог. сказать офицер. в свое
оправдание. р

В другом подразделении штурман также
допустил неточности в полете. Когда его
спросили, что помешало ему выполнить
бомбометание, он’ честно ‘ответил:

— Нехватило времени для производет-
ва необхолимых тасчетов.

Старший лейтенант Черный  использо-
вал оба эти елучая для воспитания подчи-
ненных, для того, чтобы убедить их в не-
обхолимости серьезного отношения к На-
земной подготовке.
	Кто из летчиков или штурманов не знает,
как производить расчет для определения
истинных высот и скоростей, боевого угла
разворота, прицела, как вычислить компас-
ный курс? Bee знают, но делают это по-
	разному. Собрав офицеров на занятис,
командир предложил им:
	— Давайте посмотрим, кто быстрее ре-
шит подобные задачи.

Проверка показала, что летчики и штур-
маны затрачивают различное время Ha
произволетво расчетов. А ведь если учесть
короткий период пребывания самолета на
боевом курсе, над целью, то становится яс-
но, как важно уметь быстро решать подоб-
ные задачи. На первый взгляд знакомые
каждому летчику. штурману, стрелку-ра-
дисту расчеты на полет или на боевое при-
менение неожиданно приобрели новую зна-
чимость. Стремясь ‹ добиться лучших ре-
зульталов в полете, при бомбометании,
авизторы стали настойчиво тренироваться
не только в часы класеных занятий, но и
	Тома.
	А другие тренировки: самолетовождение
по радиополукомпасу, занятия по связи —
прием и передача. на ключе, стрельбы в
	‘тире. когда. например. точно требуется оп-
	ределить ракурс самолета, или, ЗНая, сволр-
ко тысячных самолет занимает в прицеле,
определить дальность, а, тренировка на ап-
парате Делюнова! — Разве малое значе-
ние имеют они?
	> Bee эти занятия, тренировки по различ-
ным вилам боевой подготовки не были чем-
то новым для подчиненных старшего лей-
тенанта Черного. Но в период летней уче-
бы они приобрели более осмысленный хз-
	рактер. В каждом последующем полете
проверялась их действенность. и у авиа-
торов появлялось все большее стремление
	к знаниям, к движению вперед.
Это стремление умело возглавил коман-
	тир. До всего личного состава регулярно
	стали ловодиться задания He только Ha
	день. но и на неделю. Теперь летчики и
	штурманы знали. что предетоит делать
	завтра, послезавтра, и sapaHee TOTOBUAHCH
		В кружке по изучению „Краткого курса
_ истории ВКП(б)“
	Н-СВИИ АВИАТГАРНИЗОН, 3 ноября. (№
телеграфу от наш. корр.). В комнату, где
должно начаться занятие кружка по изу-
чению «Краткого курса истории ВКП(б)»,
первым пришел слушатель кандидат пар-
тии тов. Викмулин. Спустя десять минут,
оживленно разговафивая, пришла большая
группа слушателей. Занятия начались в
очно установленное время.

— Наше занятие будет посвящено ввод-
ной теме, — начал руководитель кружка
	тов. Бочаров. — Название темы «История
ВЕШ(б) — марксизм-ленинием в дейст-
BIH». ,
	bee слушатели подготовилиеь к ваписи
рассказа.
..Кюммунист тов. Бочаров второй год 2у-
	ководит кружком по изучению «Браткого
курса истории ВАИ(б)» в этом подразделе-
нии. Нынешним летом он тщательно гото-
вилея к предстоящему новому учебному
году. Окончил курсы пропагандистов. Мно-
то работал самостоятельно. Опытный про-
пагандиет, имеющий хорошие методические
навыки, он и на этот раз свой рассказ по
теме построил так, что сразу заинтересовал
слушателей.

Первые занятия прошли на высоком
идейном уровне, все слушатели остались
ИМИ ловолЬны.
	Следует, однако, отметить, что He BCE
слушатели вели записи в тетрадях. Это
нужно учесть руководителю тоз. Бочарову.
	Около доски. где вывешен’ план-график.
всегда парит оживление.
	— Ночему мне в эту неделю енова пла-
нируетея полет по кругу, а не в в0ону? —
спрашивает у командира офицер Ерохин.

— Когда будем выполнять упражнение
в составе группы? — интересуется другой
авиатор, не найдя такого упражнения
в плане.

И этот живой интерес летчиков к своей
работе. их стремление к дальнейшему со-
вершенствованию знаний, упрочению пра-
ктических навыков радовали старшего
лейтенанта Черного. Он понимал. что еще
имеются недостатки в деятельности подраз-
деления, но раз у воинов повысялея инте-
рее к учебе. появилось желание во что бы
то ни стало быть отличниками, то все
трудности будут преодолены.
	Й действительно, положение улучшалось
от полета к полету. Старший лейтенант
Черный. повседневно получая помощь и
поддержкх от старшего начальника. умело
опираясь наз партийную и комеомольскую
организации, етал уверенно командовать
подразделением. Совершенствовалось мето-
хическое мастеретво, а с ним повышалось
и качество обучевия и воспитания подчи-
	‘ненных. С тех по». как у Черного появи-
	лись командирские навыки, исчезла «He-
разрешимая» проблема — как готовиться
к полетам самому и одновременно готовить
своих полчиненных.
	занятия, тренажи, подготовку к ноле-
там старший лейтенант Черный стал про-
водить так, чтобы это было не только пра-
Вильно, но. чтобы летчикам, штурманам,
воздушным стрелкам-радиетам было инте-
тесно на них присутствовать, чтобы они из
каждого часа учебы извлекали максималь-
ную пользу. Уже не примитивным 61060-
бом, а расчетливо, теоретически обоснованно
учил командир, как надо выполнять полет,
разъяснял подчиненным причины  допу-
щенных ошибок, указывал пути их устра-
нения.

Плоды напряженного труда стали. замет-
ны, поавла, не. сразу, но уже к, середине
	лета наметился определенный успех. В со-
	знании людей произошел решительный пе-
релом -— каждый из подчиненных стал
	_ ЛАорошо подготовились к зиме
	конкретные планы с указанием того, вем,
в какой срок и какая должна быть выпол-
нена работа.

Для того. чтобы технический и летный
состав. мог наглялнее представить, как,
должен выглядеть хорошо подготовленный
к зиме самолет, для обозрения был выстав-
лен эталонный самолет.

Раньше других подготовили малериаль-
ную часть к зиме экипажи офицеров Поля-
кова и Кульша. Авиаспециалисты, возгла-
вляемые TT. Коноваловым, произвели регла-
ментные работы с высоким качеством и
точно в стоки. предусмотренные планом.

Олновременно приведены’ в Порядок, все
средства, механизации и аэродромного 0б-
	Воздушный стрелок-сктивный ранионализатор
	Па снимке: старший сержант Х. На-
гуманов за изготовлением тренажера.
	Фото Б. АНТОНОВА.
	Hea подставке стоит макет самолета ©
электромотором. Для управления макетом
смонтирован специальный пульт, где име-
ются различные” приборы, педали и ручка
управления.

„.длектросеть включена. Макет зарабо-
тал. Вог летчик резко дает газ — обороты
максимальные. Самолет заметно делает
крен. Авиатор наглядно представляет себе,
что резкая дача газа способствует разворо-
ту самолета. Вроме того, в помощью этого
макета летчик может выяснить, как дей-
ствуют и распределяются силы при взлете
уздшины, Проходя тренаж на действующем
макете, авиаторы учалея предупреждать
непроизвольные ‘развороты, — обогащают
свои теоретические знания и практические
навыки.
	Создателем этого макета являетея воз-
душный стрелок комсомолец старший
сержант Натуманов. Изобретательской и
рационализаторской работой он занимался
еще до призыва в армию. Будучи слесарем
в Сабинской MTC, Tarapcro& ACCP, Hary-
манов внес несколько рационализатореких
предложений по ремонту и экеплуатации
тракторов, которые были успешно внедре-
ны в практику.

Й теперь, находясь в боевом расчете
экипажа самолета-штурмовика, старший
сержант Нагуманов не оставляет своего лю-
бимого занятия. Повседневно совершенствуя
свои военные и политические знания и
повышая огневое мастерство, воздушный
стрелок зарекоменловал себя неутомимым
новатором обслуживания боевой авиацион-
ной техники. Он настойчиво изучает тео-
рию полета, овладевает техническими зна-
НИяМИ, ЧТО позволяет ему быть в числе
передовых воинов-рапионализаторов.
	Когда в части был объявлен конкуре
изобретателей и рационализалоров. комсомо-
лец Нагуманов принял в нем активное уча-
стие. Рационализатор изготовил тогда мо-
дель самолета, которая отличалась изящ-
ной отделкой. На этом конкурсе он занял
первое место и получил похвальную гра-
моту. Бекоре о рационализаторе заговори-
ли в части. А однажды инженер  предло-
жил Нагуманову сделать действующий ма-
кет самолета для наглядного обучения лет-
чивов практической аэродинамике.
	Инициативный рационализатор не у-
покаивается на достигнутом.
	Недавно старший сержант Нагуманов
изготовил новый стрелковый тренажер.
Этот тренажер представляет собой аппарат
се прицелом. На нем смонтироважы коробка
механизмов распределения времени, звуко-
вой сигнал. ленты с летно-тактическими
данными силуэтов самолетов, появляющих-
ся на экране. На экране имеестея механизи
перемещения силуэтов, звуковых и свет-
вых сигналов. Лента перемещается автома-
тически. Весь атпарат, напоминающий 60-
бой кабину самолета. и экран связаны
между собой проводкой и действуют син-
XPOHHO.
	Тренажер, предназначенный лля треви-
ровки летчиков и стрелков в воздушной
етрельбе, действует так. Летчик садится в
кабину и пускает в ход тренажер. Экран
закрыт, но лента с силуэтом самолета дви-
жется с помощью электромотора. Затем пе-
рех летчиком появляются силуэт самолета
и его данные: тип, скорость, размер, 14:
курс. В центре экрана силуэт останавли-
вается. Электромоторчик, определяющий
время выдержки силуэта на экране, рабо-
тает, и летчик, сделав расчеты в уме, IT
крывает огонь. Ecan авиатор попадает В
цель, то загорается красная лампочка 1
раздается звуковой сигнал. В случае №
точного расчета сигнал не последует, и
красная лампочиз не загорится. На пульте
управления специальные счетчики опреде-
ляют количество попаданий и расход 606-
припасов. Допустим, летчик не успел mpl
извести расчеты и открыть огонь за время
нахождения силуэта на экране, тогда экран
снова закрывается, и надо ждать появле-
ния следующего силуэта. Ограниченное
время, которое дается летчику на расчеты,
приучает его к точности в действиях.

Сейчас авиаторы тренируются на эт0х
аппарате. Они положительно отзываются
о нем. *

За успешную рационализаторскую pao
ту старший сержант Нагуманов  награж-
ден двумя почетными грамотами, денежной
премией, ценным подарком и имеет Be
сколько благодарностей.
	Гвардии старший лейтенант
П. УЛЫБЫШЕВ.
	— Аорошо. Я сделаю такой. макет, —
вхотно согласился Нагуманов.

Когда заканчивался трудовой день
на аэродроме, воин. склонившиеь нал
книгами, сидел за расчетами, за, еоставле-
нием чертежей. Более пяти месяцев затра-
тил Натуманов на эту работу. Он изготовил
	  действующий макет самолета.