7 ноября 1950 г., № 265 (1798).
	ской

Товарящи! у

Сегодня народы Советского Союза празднуют тридцать
третью годовщину Великой Октябрьской социалистической рево-
люции, положившей начало новой эпохи, эпохи освобождения
трудящихся от капиталистического рабетва.

Октябрьская революция вызвала к жизни небывалую творче-
скую энергию и инициативу нашего народа. Руководимые_
коммуниетической партией, советские люди показали невидан-
ный героизм как в мирном труде, так и в военной защите свое-
го Отечества. Преодолев серьёзные трудности па своём пути, ‘©0-
ветский народ в короткий исторический срок создал советский
социалистический строй и ныне уверенно идёт к великой
цели -— коммунизму.

Возникший в результате’ победы Октябрьской революции наш
советский строй оказывает большое преобразующее влияние на
развитие всей мировой истории. Принципы, провозглазивнные
	Тридцать третью годовщину Великой Октябрьекой воцизаи-
стической революции советский народ встречает болыними ус-
нехами во всех областях политической, хозяйственной и куль-
турной жизни. т

Главный итог, в которым мы пришли к годовщине Октябрь-
ской революции, состоит в том, что ещё более возросла и укре-
пилась политическая и экономическая сила Советского социа-
листического государства. За послевоенные годы не только сре-
ди советских людей, но и среди трудящихся других етран, ещё
более поднялся авторитет советекой власти — самой демокра-
тической власти в мире, пользующейся полным доверием и
любовью своего народа. Наш советский строй’ обеспечивает
активное участие в государственной и общественной жизни
нирочайших народных маее и служит наилучшей формой раз-
вития их творческих сил. Руководящей и направляющей силой
нашего государетва является коммунистическая партия, поли-
тику которой советские люди считают своей политикой, видя
в ней воплощение своих интересов. В мире нет ни одного бур-
жуазного правительства, внутреннее политическое положение
которого было бы так же прочно и незыблемо, как прочно и
незыблемо положение Советского правительства. (Аплодисменты),

„Успехи, достигнутые Советским Союзом в годы мирного раз-
вития, ещё более укрепили в нашем народе чувство советского

патриотизма, сила которого, как учит товарищ Сталин, состоит -

в том. что он имеет своей основой не расовые или национали-
стические предрассудки, а глубокую преданноеть н верность
народа своей Родине, братское сотрудничеетво трудящихся всех
наний нашей страны.

‚ В созидательном труде на благо социалистической Родины
развиваются и крепнут братское сотрудничеетво и дружба на-
родов нашей страны. При поддержке всего Советского Союза
поднялось из руинои быстро двинулось вперёд хозяйство райо-
HOB, подвергавшихся вражеской оккупации. В дружной семье
народов Bee наши республики добились за поеледние годы нема-
лых политических, хозяйственных и культурных успехов.

В борьбе за осуществление великих целей коммунистическо-
то строительства неуклонно крепнет  морально-политическое
единство советского общества, тесно сплочённого вокруг партий
и. советской власти. 06 этом убедительно говорят итоги выборов
Верховного Совета. СССР и Верховных Советов национальных
республик, происходивших в послевоенный период и приносив-
их блестящую победу сталинскому блоку коммунистов и бес-
партийных.

Преимущества советекого общественного н государственного
строя, с исключительной силой сказавшиеся в годы войны,
столь же плодотворно проявляются и в условиях мирного раз-
ВИТИЯ.

Основой хозяйственной и культурной деятельности советского
народа в послевоенный период был пятилетний план восстанов-
ления и развития народного хозяйства страны на 1946—1950
годы, принятый вскоре после окончания Великой Отечественной
войны, самой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых
нашей Родиной. Материальный ущерб, причинённый войной
нашей стране, был настолько серьёзен, что наши враги строили
на этом свои корыстные расчёты. Они надеялись, что мы не
сможем своими силами выбраться из послевоенных затруднений.
Однако их расчёты оказались несостоятельными. Советский
Союз нашёл у себя силы и возможноети AAA TOTO, чтобы не
только залечить раны, нанесёиные войной, но и организовать
дальнейший мощный подъём промышленности ‘и транспорта,
сельского хозяйства, культуры и материального благосостояния
трудящихся,

Советский народ воспринял пятилетний план как боеву1о
программу, отвечающую его кровным интересам, и с воодушев-
лением взялся за претворение этого плана в жизнь. Руководи-
мые коммунистической партией, советекие люди не жалели сил
и труда в борьбе за выполнение и перевыполнение послевоен-
ной пятилетки. В эти годы вновь проявились замечательные
качества и творческие силы советского народа, ещё более вы-
росла политическая сознательность и общественная активность
советских людей.

Послевоенная пятилетка — это новый славный этапов раз-
витии нашей страны.

Основные задачи пятилетнего плана состояли в том, чтобы
восстановить пострадавигие районы страны, восстановить дово-
енный ‚уровень промышленности и сельского хозяйства и затем
превзойти этот. уровень в значительных размерах. С чувством
гордости за нашу великую Родину мы можем сказать сегодня,
что эти задачи пятилетки успешно выполнены. (Аплодисменты).

Пятилетним планом было установлено, что продукция всей
промышленности Советского Союза в 1950 году должна увели-
читься на 48 процентов по сравнению © предвоенным 1940 ro-
дом. Этот уровень производетва не только достигнут, но и зна-
чительно превзойдён нашей промышленностью. Как известно,
уже в’ четвёртом квартале 1949 тода . среднемесячный выпуск
валовой продукции превзошёл уровень 1940 года на 53 про-
цента. В текущем году объём промышленного производства уве-
личился ещё более. Довоенный уровень по. вынуску валовой
продукции промышленности превышен 33 десять месяцев 1950
года на 70 процентов. (Авлодисменты).

- Высокие темпы роста промышленного производства и разви-
тия всех отраслей народного хозяйства обеспечиваются значи-
тельным объёмом капитального строительства. За истекший
период послевоенной пятилетки восстановлено и вновь построе-
но около шести тысяч промышленных предприятнй, не считая
мелких государственных и коонеративных предприятий.

Промышленность районов, пострадавитих от войны, не только

полностью воестановлена, но и значительно расширена Ha OC-
нове новой и более современной техники.

Успешно осуществляется задача первоочередного  восстанов-
ления и развития тяжёлой промышленности.

Задания пятилетнего плана по развитию чёрной металлургии
перевыполнены. По пятилетнему плану в 1950 году должно
быть произведено чёрных металлов на 35 процентов больше, чем
в 1940 году. За 10 месяцев текущего года производетво чёрных
металлов превысило довоенный уровень на 44 процента, в том
числе выитлавка чугуна — на 28 процентов, выплавка стали —
на 48 процентов и производство проката — на 58 процентов.

Чтобы добиться этих результатов, палим металлургам и
строителям пришлось немало поработать. Как известно, во вре-
мя войны металлургическая промышленность Юга была полно-
стью разрушена, Теперь она вся восстановлена на’ новой техни-
ческой базе и даёт металла больше, чем до войны. (Аплодисмен-
ты). Продолжалось дальнейшее развитие чёрной металлургии в
восточных районах страны. Уровень производства проката в
этих районах выше довоенного в два с половияой раза.

В соответствии с заданиями пятилетнего плана в области
цветной металлургии значительно расширено производство цвет-
ных и редких металлов: алюминия, олова, никеля, меди, свин-
	Доклад Н. И. БУЛГАНИНА на торжественном заседании Моск
	Октябрьской революцией, объединяют ныне могучий лагерь со-
циализма и демократии, возглавляемый Советским Союзом, Мы
по праву отмечаем это как победу идей марксизма-ленинизма.

Всем ходом событий подтверждена правильность марксистеко-
ленинекого учения о неизбежной гибели капитализма, ветупив-
шего на рубеже ХХ и ХХ веков в последнюю стадию своего
развития — стадию империализма. Подтвердилея научный вы-
вод марксизма-ленинизма 0 том, что рабочий класе во главе с
революционной марксистской партией является силой, епособ-
ной поднять трудящихся Ha освобождение от капитализма,
взять на себя государственное руководство обществом и осуше-
ствить благородную. пель построения социализма. На опыте
строительства Советского государства, показывающего пример
братского сотрудничества наций, народы других стран убежда-
ются в превосходстве социализма над капитализмом, в правоте
и жизненной силе марксизма-ленинизма.
	па. ‘инва, магния, вольфрамового и молибденового  ковцентра-
	ТОВ.
Перевытолнено задание пятилетнего плана по ‘добыче угля.
	По пятилетнему плану добыча угля в 1950 году должна _
	была возрасти на 51 процент против 1940 года. за десять ме-
сяцев текущего тода добыча угля превысила довоенный уровень
на 57 ‘процентов, и по размерам добычи Советский Союз вышел
на второе место в мире. (Аплодисменты).

Восстановлена вся угольная промышленность Донбасса, пол-
ностью разрушенная во время войны; Шахты Донбасса в насто-
ящес время дают угля болыне, чем до войны, и больште, чем пре-
дусмотрено пятилеткой. Донбасс вновь является самым крупным
й наиболее механизированным угольным басвейном страны.

Подмосковный бассейн, который также был полностью раз-
рушен, даёт сейчае угля в три раза больше, чем до войны.

Наряду с восстановлением Донбасса и Мосбасса продолжалось
развитне угольной промышленности на Урале, в Кузбассе, в
Карагандинском бассейне и.в других восточных районах страны.
На Востоке в настоящее время добывается угля в два © лиш-
ним раза больше, чем в довоенное время. Перевыполняется зада-
ние пятилетнего плана по расигирению новой угольной базы для
районов Севера и Ленинграла — Мечорского угольного бассейна.
Осваиваютея новые угольные месторождения в других районах
страны.

Успешно развивается нална нефтяная промышленноеть. Зада-
ние пятилетнего плана по добыче нефти перевыполнено. Пяти-
летним планом предуематривалось увеличить в 1950 году добы-
чу нефти против довоенной на 14 процентов. За десять месяцев
этого года добыча нефти превысила довоенный уровень из
21. процент. —

Полностью восстановлена и технически перевооружена раз-
рушенная во время войны нефтяная промышленность Майкоп-
ского и Грозненского нефтяных районов и нефтяная промышыен-
несть Западной Украины.

Серьёзно. возросло значение новых нефтяных районов на
Востоке. Созданы новые крупные нефтяные промысла и нефте-
перерабатывающие заводы в Башкирии. Быстро развивается до-
быча н лереработка нефти в Куйбышевской области, в Туркмен-
ской, Узбекской и Казахской республиках. Открыты новые круп-
ные нефтяные месторождения в Татарской республике. Ведутся
большие работы ‘по развитию добычи нефти на Сахалине. Ухель-
ный‘ весе восточных районов в общей добыче нефти по Союзу
увеличился до 44 процентов против 12 процентов в 1940. году.

Нефтеперерабатывающая промышленность технически перево-
оружена, освоила и производит новые сорта высокооктанового
звиабензина и других видов горючего и масел.

Выработка электроэнергии в последнем году пятилетки должна
была увеличиться но сравнению с довоенной нё 70 процентов,
а фактически она возросла на 87 процентов. В районах, постра-
давших от войны, где электростанции были полностью разру-
шены, мощность их и выработка электроэнергии в настоящее
время превысили довоенный уровень.

Быстрыми темпами развивается маптиностроение.

Успешно выполняются задания пятилетнего плана по произ-
водетву машин, механизмов и приборов. Пятилетним планом

‘было предусмотрено увеличить выпуск оборудования в 1950

году в лва раза по сравнению с довоенным. За десять месяцев
текущего года продукция машиностроения превзошла довоенный
уровень в 2,2 раза. При этом производство металлургического
оборудования увеличилось в 5 раз, выпуск паровых турбин —
в 2.5 раза, крупных электромоторов — в 5 раз, нефтеапнара-
туры — более чем в 3 раза, экскаваторов — в 13 раз.

За последние годы советские машиностроители, опираясь на

„достижения отечественной науки, создали и освоили много но-

вых говременных типов машин и механизмов. ;

За годы пятилетки значительно улучшилось использование
оборудования в промышленности. Например, доменные печи ие-
пользуются лучше, чем в довоенное время, на 25 процентов, &
мартеновские печи — на 32 процента. Скорость эксплуатацион-
ного бурения нефтескважин по сравнению с довоенной увеличи-
лась на 43 процента. Однако, как показывает опыт передовых
рабочих, передовых предприятий и цехов, имеются ещё большие
резервы и возможности для более производительного использо-
вания оборудования.

Успешное внедрение новой техники позволило в больших мас-
штабах провести дальнейшее техническое перевооружение народ-
ного хозяйетва и повысить уровень механизации трудобмких и
тяжёлых работ. Наряду с этим, технический прогрессе, повыше-
ние квалификации наших кадров и творческая инициатива ра-
бочих, инженеров и техников обеспечили значительный рост
производительноети труда.

Пятилетним планом был предусмотрен рост производительно-
ети труда в промышленности в 1950 году по сравнению с дово-

‚енным уровнем на 36 процентов. Фактически производитель-
ноеть. труда рабочих в промышленности в третьем квартале

1950 года была выше довоенного уровня более чем на 40. про-
центов. В промышленности. проводится основательная работа по
экономии сырья, материалов, топлива’ и электроэнергии, улуч-
шению использования производственных площадей, по ускоре-
нию оборачиваемости оборотных средств. В результате этого вы-

‘полняются и перевыполняютея установленные Правительством

планы по снижению себестоимости промышленной продукции; -
Железнодорожный транспорт так ‘же; как и промышленность,

работает на уровне, превышающем задания пятилетнего плана.

Пятилетним планом было предусмотрено на 1950 год увеличить
грузооборот. железнодорожного транспорта по сравнению с дово-
енным на 28 процентов. За 10. месяцев текущего года грузообо-
рот превысил довоенный уровень более чем на 40 процентов.
Увеличен и обновлен парк локомотивов и вагонов и создана база
отечественного электровозо- и тепловозостроения.

Значительные успехи ‘достигнуты в сельском хозяйстве. В те-
кущем году валовой урожай зерновых культур составит 7 мил-
лнардов 600 ‘миллионов пудов и превысит уровень довоенного
1940 тода на 300 с лишним миллионов пудов. При этом вало-
вой урожай пшеницы превытиает урожай 1940 тода на 340 мил-
лионов. пудов.
	Валовой урожай хлопка превысит урожай 1940 года более чем
	na 40 процентов. Увеличилась урожайность сахарной свёклы.
Сахарной свёклы в текущем году будет собрано, как минимум,
на 25 миллионов центнеров больше, чем з 1940 году.

Успешно выполняется принятый в 1948 году план полеза-
щитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов,
строительства прудов и водоёмов в степных и лесостепных рай-
онах Европейской части Союза. За два года лесные насаждения
произведены на площади 1 миллион 300 тысяч гектаров; в кол-
хозах и совхозах этих районов построено несколько тысяч пру-
NOB BH BOAGEMOB.
	а 1.
Исторические успехи Советского Союза
по линии его внутреннего развития
	а” Ч
	догнать; но и превзойти в ближайшее время достижения науки
за пределами нашей страны». Вслед за раскрытием секрета
атомной энергии наши учёные многими другими крупными рв-
ботами и открытиями содействовали техническому прогрессу,
выполнению и перевыполнению наших народнохозяйственных
планов. :

Проведенные в этом году творческие дискуссии по вопроса
языкознания и физиологии двинули вперед развитие нашей со-
ветской науки. ‘

Исключительно важное значение имели выступления товарутз
Сталина в дискуссии по вопросам языкознания, обеспечившие
крутой перелом, прежде всего, в этой отрасли науки. Показав,
что наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мне-
ний, без’ свободы критики, без замены устаревших формул и
выводов новыми, товарищ Сталин открыл для всей советской
научной мысли широкие просторы в решении новых задач,
стоящих перед нашим государетвом. .

Говоря о наших успехах в области хозяйственного и куть-
турного строительства, нельзя не сказать, о наших. славных
Вооружённых Силах, о нашей Армии, Авиации i Boenno-
морском флоте. Выполняя с честью свой воинский долг, они
надёжно стоят на страже мира и безопасности нашей Родины,
(Продолжительные аплодисменты), ¢ ,

Товариш Сталин учит, что при коммунизме народное хозяй-
ство, организованное по плану, будет базироваться на высшей
технике как в облаети индустрии, так и в области сельского
хозяйства, Стало‘ быть, нам необходимо организовать дальнейший
новый подъём советской экономики, ещё болыше повысить тох-
ническую вооружённость всех отраслей хозяйства и добиться
дальнейшего развития производительных ‘сил страны.

В свете этих задач, стоящих перед советским народом, отрох-
ное значение имеют решения Правительства о строительстве
Куйбышевской и Сталинградекой гидроэлектростанций на Волге,
Главного Туркменского канала Аму-Дарья-—Красноводск, Кахов-
ской  гидроэлектростанции на Днепре, Южно-Украииского и
Северо-Ерымекого каналов. По своим масштабам, техническому
замыслу и срокам осуществления эти стройки являются подлин-
ными стройками коммунизма. Каждая из них включает в себя
гидроэлектростанции, плотины, каналы, водохранилиша, системы
орошения. Новые стройки представляют собою сложный комплек
технических сооружений. Строительство таких сооружений воз-
можно только в нашей стране, в условиях планового социали-
стического хозяйства.

Вновь создаваемые четыре гидроэлектростанции будут иметь
общую установленную можность свыше 4 миллионов киловатт
и дадут в средний по волности год 22 миллиарда киловатт-часов
электроэнергии, то-есть в одиннадцать се лишним раз больше
того количества энергии, которое в 1913 году вырабатывали вое
электростанции царекой России,

Куйбышевская и Сталинградская гидроэлектростанции позво-
лят в полной мере обеспечить электрознергией Москву и боле
быстрыми темпами `азвивать экономику Поволжья и районов
Центрально-Чернозёмных областей, а гидроэлектростанции Глав-
ного Туркменского канала и Каховская — экономику Лопкас-
пийских районов Туркмении и Нижнего Приднепровья. Страна
получит возможность ввести в строй новые промышленные пред-
приятия и внедрить передовую технику на действующих пред-
приятиях.

Орошение и обводнение районов Заволжья, Южной Украины
и Северных районов Крыма, пустынных и: полупустынных
районов Прикаепия и Средней Азии даст стране дополнительно
	‚миллионы пудов пшеницы, риса, хлопка и других технических
	культур. Большое развитие на ороиённых землях получит жи-
BOTHOBOACTRO. Электрическая энергия новых станций найди
пгирокое применение в промышленности и в сельскохозяйствен-
ном производстве.

Решения Правительства о стройках на Волге, Аму-Дарье и
Днепре встречены в нашей стране е большим подъёмом, Рзбо-
чие многих промышленных предприятий принимают обязатель-
ства быстро и хорошо выполнять заказы для новых строек.
Советские учёные и инженерно-технические работники напраз-
ляют своп творческие усилия на рещение технических проблем
нового строительства. Колхозники и колхозницы Поволжья,
Туркмении, Укранны и Крыма`берут обязательства своих тру-
довым участием ускорить осуществление строительных работ.

В ходе развития советского общества всё более важное зна-
чение приобретает идейно-теорстическая закалка наших кадров.
Условия перёхода от социализма к коммунизму обязывают нае
поднять на высшую ступень всю идеологическую работу,
добитьея дальнейшего улучшелия дела коммунистического в0с-
пигания трудянщихея. :

Коммунизм не может” быть построен без полного преодоления
пережитков капитализма в сознании наших людей. Вот почему
должна быть усилена борьба с различными проявлениями
некоммунистического ‚отношения в труду и социалистической
собственности, к соблюдению государственных интересов. ’ Нахо
решительно искоренять буржуазные влияния в области науки,
питературы и искусства, настойчиво совершенствовать работу
по маркеистеко-ленияекому воспитанию наших  калров всх
	специальностей, помочь им овладевать наукой о законах раз
вития общества. 1
	Наша коммуниетическая партия призывает не успокаиваться
на достигнутом и не обольшатьея успехами. Было бы недостой-
но советских людей не замечать недостатков в работе и ш
принимать мер к их устранению.
	Нельзя, например, пройти ‘мимо такого нетерпимого явления,
Бак нарушение законов об обязательном выполнении государ-
ственных планов, До сих пор в ряде отраслей промышленности
		ченных для них планов. Руководители этих отраслей промыш»
ленности успокаивают себя тем, что плохая работа предприя-
THH, He выполняющих план, будет восполнена за счёт перевы-
полнения планов передовыми предприятиями.
	Это неправильный, несоветский подход к выполнению госу:
ларственных планов. Такая практика прикрывания и замазы-
вания плохой работы одних предприятий за счёт хорошей рабо-
ты других не имеет’ ничего общего с советским методом руко-
водства хозяйством. Такие приёмы не к лицу работникам‘ со-
циалистического хозяйства. Так могут рассуждать и действовать
только буржуазные комбинаторы, Государственный план — э10
закон. Каждое предприятие обязано выполнять установленное
для него задание. Из этого требования должны исходить н8
только работники промышленности, но и всех других отраслей
нашего социалистического строительства.
	Не менее важно отметить серьёзные недостатки и в области
капитального строительства. На них обратил наше ВНИМАНИЕ
товарищ Сталин. В то время как развитие  промытиленного
производства сопровождается снижением себестоимости продук“
ции и на этой основе происходит снижение цен на товары
и укрепление советского рубля, стоимость строительства,
несмотря на значительный рост объёма капитальных работ, ие
снижается и остаётся чрезмерно высокой. В проектировании
строительства допускаются большие излишества, что удорожает
стоимость строительства. Вследствие ` серьёзных недостатков в
планировании капитального строительства материальные и де-
нежные средства распыляются по многим стройкам, что ВыЗы-
вает удлинение сроков строительства, задерживает ввод в дей-
ствие новых мощностей и увеличивает размеры незавершённого
строительства. При теперешнем огромном размахе нашего капи-

тального строительства этот вопрос приобретает болыное госу-
дарственное значение.

Руководители наших строительных организаций обязаны по-
кончить с нарушениями заданий Правительства о снижении

стоимости строительства, обеспечить решительное ускорение
сроков строительства, улучшить евою паб,

7 про рчнулоатЕ
	с СА СТРОИТеЛЬьНыЫхХ организаций обязаны по-
сроков строительства, улучшить свою рабсту и ликвидировать
отставание от других отраслей нашего народного хозяйства.

Верным и испытанным средством борьбы с недостатками в
нашей работе является большевистская критика и самокритика,
	(Гродолжение на 3 стр.)
	В августе этого года принято важное решение о переходе’ на
новую систему орошения на площадях, превышающих 4 милли-
она 300 тысяч гектаров. Иредуематривая устройство временных
оросительных каналов вместо постоянных, которые затрудняли
применение современной машинной техники земледелия, новая
система орошения позволит увеличить размеры поливных участ-
ков и значительно повысить производительность труда в ороша-
емом земледелии.

В текушем году усилия Партии и Правительства были на-
праваяены на решение пентральной „задачи в области сельско-
го хозяйства — на всемерное развитие животноводства. Вы-
полняя трёхлетний план развития общественного колхозного
и совхозного продуктивного животноводства, колхозы и совхо-
зы добилиеь серьёзного увеличения поголовья скота и повыси-
ли его продуктивность,

Наше животноводство сильно пострадало во время войны. В
важнейших сельекохозяйетвенных районах страны-—на Украине,
Северном Кавказе, Белорусени, в Центрально-Чернозёмных обла-
стях поголовье скота, вроме небольшой части эвакуированного
на Воеток ин укрытого населением, было полностью уничтожено.

”Нострадало во время войны животноволетРо и в Других рай-

онах страны. Несмотря на это, в настоящее время не только
полностью восстановлен довоенный уровень общественного про-

‘XYRTHBHOTO GRUBOTHOROICTBA. HO и, в значительных размерах

этот уровень превзойден. Поголовье крупного рогатого скота в

< волхозах в настоящее время больше, чем до войны, на 38 про-

центов, овец и коз — ма 65 процентов, свиней — на 655 про-
центов. Колхозы и совхазы добились значительного увеличения
поголовья племенного скота. .

В колхозах и совхозах осуществляются крупные мероприятия
по строительству благоустроенных животноводческих помеще:
ний и по созданию кормовой базы для животноводства — оева-
иваются специальные кормовые севообороты, расниряетея тра-
воселяние, увеличивается производетво силосных культур и кор-
мовых корнеплодов, выедряютея в производство новые высоко-
урожайные кормовые культуры — суданка, сорго и другие.

Увеличение производства зерновых и технических культур и
рост продукции животноводства созлают прочную сырьевую ба-
зу для дальнейшего подъёма лёгкой и пишевой промьиленно-
crn.

Партия и Правительство оказывают большую помощь колхо-
зам, совхозам и машинно-тракторным станциям, Сельское х0-
зяйство в большом количестве вооружается разнообразной ма-

_птинной техникой. Наши тракторные заводы и заводы сельско-

хозяйственного машиностроения были разрушены во время вой-
ны; теперь. они все восстановлены и вместе с вновь построен-
ными заводами дают в текущем roxy сельскому хозяйству:
тракторов в переводе на 15-сильные -— в 4 раза больше, чем в
1940 году, комбайнов — в 3,8 раза, плугов тракторных — в
4 раза, сеялок тракторных — почти в 6 раз, культиваторов
тракторных — более чем в 3 раза.

Химическая промышленность всё в больших размерах снаб-
жает сельское хозяйство минеральными удобрениями. В теку-
щем году сельское хозяйство получаст фосфорных, калийных и
азотных удобрений почти в два раза больше, чем в 1940 roxy.
	Ведение крупного’ коллективного хозяйства, оснащённого пе-
редовой техникой, требует знания экономики колхозного произ-
BOACTBS, знания основ. агротехники и механизации. Из среды
колхозников выдвинулись замечательные организаторы, руко-
водители и мастера сельского хозяйства. Но на этом нельзя ус-
покаиваться. Поэтому Партия и Правительство ставят задачу
дальнейшего укрепления колхозных кадров, внедрения в кол-
хозное производство и в практику работы машинно-тракторных
станций достижений науки и передового опыта в сельском хо-
зяйстве:

Подъём народного хозяйства сопровождается увеличением на-
ционального дохода и дальнейшим роетом материального благо-
состояния и культурного уровня нашего народа.
	Б капиталистических странах львиная доля налтионального
дохода, создаваемого трудящимися, присваивается эксплузтатор-
скими классами, В советской социалистической системе хозяй-
ства национальный доход достабтея трудящимся и распреде-
ляется не в интересах обогащения эксллуататореких классов,
а в интересах систематического повышения материального по-
ложения рабочих, крестьян и интеллигенции и расширения со-
цизлиетического производства. Поэтому роет национального до-
хода в советской стране является наиболее обобщающим и яр-
ким показателем роста материального благосостояния трудящих-
эся масс. 1

Пятилетним планом было определено, что объём националь-
ного дохода в 1950 году должен превысить довоенный уровень
на 38 процентов. Уже в 1949 тоду национальный доход Совет-
ского Союза почти достиг этого уровня, ав 1950 году. нацио-
нальный доход превысит довоенный уровень в сопоставимых
ценах более чем на 60 процентов, то-есть значительно больше,
eM это предусмотрено пятилетним планом.

° Советское Правительство, как известно, осуществило денеж-
ную реформу и в 1950 тоду произвело третье по счёту ениже-
ние розничных пен на товары массового’ потребления. Это при=
вело к ещё большему укреплению советского рубля, к повыше-
_нию его покупательной способности, Доходы рабочих и служа-
щих, по расчёту на одного работающего, увеличилиеь в сопостави-
мых ценах ещё в 1949 году по сравнению с довоенным уров-
нем на 24 процента. Доходы крестьян увеличились  соответет-
венно более чем на 30 процентов. В текущем году ‘происходит
дальнейший рост реальной заработной платы рабочих и служа-
щих и увеличение доходов крестьян.

В нашей стране, как известно, нет безработицы. Численность
рабочих и служащих в народном хозяйстве непрерывно растёт
и в настоящее время превышает довоенную численность на
22 процента.

Улучшение материального положения трудящихся находит
св0ё выражение в росте покупательной способности наееления
и увеличении оборота торговли; В текущем году мы имели воз-
можность направить в государственные и кооперативные мага-
зины для продажи населению, не считая местных ресурсов,
MACS HW мясных продуктов на 35 процентов больше, чем до вой-
ны, рыбы на 53 процента, масла и других жиров на 60 про-
центов, сахара и кондитерских изделий более чем на 30 про-
центов, хлопчатобумажных, шерстяных, пгблковых и льняных
тканей на 38 процентов, обуви на 35 процентов, чулочно-но-
сочных изделий на 37 процентов, мыла на 31 процент.

Народное потребление сейчае значительно превышает довоен-
ный уровень.

Партия и Правительство считают делом первостепенной важ-
ности всемерное увеличение жилищного фонда страны и, в ча-
бтности, оказание помощи рабочим, крестьянам и интеллиген-
ции в индивидуальном жилищном строительстве. За 4 года и
10 месяцев послевоенной пятилетки восстановлено и построено
жилищ общей площадью около 90 миллионов квадратных мет-
ров: В: сельских местностях за это же время воестановлено и
построено свыше 2,5 миллионов жилых домов. Эти цифры тово-
рят о значительном объёме жилищного строительства в нашей
стране. Однако планы жилищного строительства He везде вы-
полняются полностью. Жилые дома в городах и на селе етроят
ся медленно и всё ещё дорого. ,

Правительством расходуютея большие средства на социально-
культурные мероприятия. В послевоенные годы в нашей стране
восстановлены и построены тысячи новых школ, библиотек,
детских учреждений и большое количество больниц, санатори-
ев, домов отдыха, клубов, театров и кино.

В начальных, семилетних и средних школах, техникумах и
других средних учебных заведениях учится 37 миллионов че-
ловек. В высших учебных заведениях обучается 1 миллион 230
тысяч студентов, что более чем на 400 тысяч превышает их
довоенную: численность,

Успешно развиваются советская литература и искусство, ко-
торые служат у нас интересам народа и являются важным
средством коммунистического воспитания советских людей.

Выросла сеть научно-исследовательских учреждений. Сделаны
новые крупные - шаги в разрешении задачи, поставленной
товарищем Сталиным неред советскими ‘учёными: «Не только