ИИ СОКОЛ
Е ГАВНО У).. СТАЛИНСК К

ФИНАНСОВ СССР
в СВЯЗИ С КОНВЕРСИЕЙ
	рублей. сроком на 20 лет — с 1 января
	1948 гола, по 1 января 1968 года,
	Государственный 2% заем 1948 голь
состоит из двух выпусков — выипрыпино-
го, облигации которого предназначены для
выдачи населению, и процентного вышуока
— для выцачи колхозам и кооперативных
организациям.

‘Облигации выпускаются ‘достоинством в
1000, 200; 100, 50 и 25 0%.

Ежеголно, начиная с 1948 года, по вы-
игрышному выпуску займа будет проиаво-
ДИТЬся Два, тиража, выигрышей. В тиражах
на каждый разряд выигрышного  выпу-
ска в 500 млн. рублей разыгрывается
слелующев количество выигрымей:
	В МИНИСТЕРСТВЕ
06 ОБМЕНЕ ОБЛИГАЦИЙ.
	Постановлением Совета Министров СССР
и ЦЕ ВКП(б) от 14 декабря 1947 года.
«О проведении денежной реформы и от-
  мене карточек, на продовольственные и про-
мышленные ° товары» предусмотрено . про-
редение конверсии государственных  зай-
MOB и свидетельств сберегательной кассы
на получение специального вклада.
	В связи с конвереней, облигации всех
тосударственных займов, выпущенных до

7 года, и свидетельства осберегатель-
ой кассы ‘на ‘получение специального
вклада, поилежат обмену ‘на облигации Го-
сударетвенного 2% займа 1948 года, ко-
торый выпущен постановлением Совота Ми-
нистров СССР на сумму 39 миллиаттов
	Размер выигры-
шей на двухсот-
	ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
и о

оо №
	Партийная организация
в дни зачетной сессии
	зачетная сеесия сенчае в самом разгаз
ре. Для летчиков. техников,  офицероз
звланнонных штабов период зачетов —
Олин из самых ответственных ‘этапов учеб-
ного года. Авиаторы стремятся ‘с честью
выдержать этот серьезный экзамен, Боль-
пизнство офицеров показывает на’ зачетах
тлубокие знания. Как и всегда, в первых
рядах отличников илут коммуниеты. — ^

Партийная организация H- -ской истреби-
тельной `авиачасти, где секретарем партор-
ганизапии гвартии капитан Наяшков. еще
	хо начала зачетной сесени провела  болк-
‘nyo работу, ‘чобы обеспечить ye-
‘пешную сдачу офицерами sazere ~ по
	сем дисциплинам. В подразделениях были
зровехены партийные собрания, на кото-
рых обсуждалея вопрос’ 00 обеспечении
авангардной ‘роли коммунистов на’ зачетной
сессии. Коммунисты высказали на собра-
ниях немало ‘пожеланий. направленных на
улучшение качества подготовки, подели-
ль своим опытом самостоятельной рабо-
ты за книгой, советовали, как лучше ор-
танизовать консультации и тренажи.

На этих собраниях коммунисты серьезно
критиковали своих товарищей, которые на
прошлой сессии показали низкие знания и
отетавали в учебе в последнее время.
Справедливые упреки были сделаны ком-
мунистам офицерам Авлахову и Кальченко.
В пюшлую сессию эти офицеры по двум
дисциплинам получили лишь удовлетвори-
тельные оценки. что заметно снизило 06-
щий балл подразделения. Тогда партийная
организация не придала этому большого
значения. Теперь коммунисты не захотели
мириться с подобными фактами.

В числе других недостатков было отме-
чено, что партийная организация мало ра-
ботала нал тем, чтобы организовать нзето-
ящую товарищескую взаимопомощь. Опыт
отличников пропагандировалея слабо, хотя
в подразделениях немало мололых ‘летчи-
ков, которым нужно еще приобрести  на-
HRA в самостоятельной работе над книгой,

Вез это заставило партийную организа-
пию по-новому построить свою работу в
периох подготовки к очередной зачетной
сессии нынешнего года. Уроки прошлого
\ногому научили коммунистов. К сессии
офлцеры готовились, как к . большому и
серьезному испытанию. Всем было ясно,
что нынешние зачеты бухут многим отли-
чаться от прошлогодних. Далеко шагнуло
эперед мастерство летчиков, расширился
их вознный и политический кругозор, воз-
росли культурные запросы. Быфю ясно, что
командование пред’явит более жесткие тре-
бозалия, чем. в прошлом году. =

Боммуниоты беседовали © офицерами,
напоминали им, что сессия — это экзамен,
Который ови держат перед Родиной, раз’яс-
НЯли. что на зачетной сессии каждый офи-
Rep не только отчитывается Ba свою лич-
ную подготовку, ню и борется за честь
своего подразделения.

Перед началом сессий состоялось засе-
лание партийного бюро полка, на. которое
былин приглашены командиры эскадрилий,
руководящие офицеры пгтаба, и’ партийные
активисты. Доклад сделал начальник шта-
ва. Он рассказал-0б организационных ме-
роприятиях по подготовке к сесети, отме-
Тил недостатки и в числе их то, что в
части плохо организованы консультация
по различным дисциплинам. Партийная 00-
танизация обратила на это внимание. Из
опыта прошлогодних зачетов коммунисты
знали, что успех самостоятельных занятий
в значительной мере зависит от четкого
	ЛЕКЦИИ И ДОКЛАДЫ
	цданирования и проведения ‘консультаций.

Тут 26 на заседаний партийного 6ю00-в
качестве консультантов были выделены
зучигие, наиболее грамотные коммуниеты-
офицеры, обладающие” хорощими ‘ мето-
дическимн навыками. Офицеру Тверлохва-
л5ву поручили проводить ‘консультации по
тактике Военно-Воздущных Сил. Член пар-
тийного бюро инженер-капитан  Колосков
ПолУчил заланиё  ооганизовать конехулета_
	ции Но изучению материальной _ чаети.
	о, “В мася Г ЕС. eee

Коммунисты энергичное взялись за тело.
	Инженер-коммунист тов. Слепян прочитал
несколько лекций по теории больших ско-
ростей, о перснективах развития авиацион-
ной техники. Лекции тов.  Слепяна
помогали летчикам подготовиться К
зачетам и значительно: аспририть «свой
общий. кругозор. Не раз молодые летчики
обращались за помощью к секретарю пар-
тийной организации эскадрильи старшему
лейтенанту. `Афанасьеву. Боевой летчик,
грамотный офицер всегда находил ‘время,
чтобы помочь своим товаришам разобрать-
ся в сложных вопросах аэродинамики ско-
ростного. истребителя, тактики и теории
бомбометания. Секретарь партийной opra-
низации стало лля молодых летчиков луч-
шим советчиком, — они OX0THO шли &
‘нему н всегда на свои вопросы получали
тлубокие ответы. ео

Эта работа коммунистов сказалась на
результатах сессии. Сейчас в этой части
есть целые подразделения, офиперы ‘кото-
рых по всем дисциплинам имеют. оценки
только «хоропю» и . «отлично». Многие
коммунисты получили на сессий исключи-
тельно отличные оценки. В первых‘ рядах
идут тт. Бричев, Еторычев, Ковалев, Зай-

Хоропгие показатели достигнуты ив CO-
седней части. Здесь также немало отлич-
ников. Офицеры Провоторов, „Князев, Лу-
пан, Соловьев, Вайсман и другие показали
на зачетах глубокие знания.

Однако не все офинеры этой части до-
статочно серьезно отнеслись к сессии. Не-
которые из них не поняли возросших тре-
бований, которые сейчас пред’являются к
летно-техническому составу, & партийная
организация явно проглядела промахи в
их работе по подготовке к зачетам. Так,
например, старший лейтенант Герасименко
на зачет по  воздушно-стрелковой службе
пришел  неподготовленным. лишь . наспех
перелистав учебник по теории воздушной
стрельбы и конспект. На первые вопросы
	Герасименко отвечал многословно и путач-
	но. Там, где слеловало написать формулу и
сделать расчет, он пытался доказать свою
мысль на изльпах. Членов комиссии майо-
ра Терентьева и капитана Оськина, естест-
венно. не мог уловлетворить такой отват.
	и офицер Герасименко по возхупено-стоел-
	ковой службе получил оценку «плохо».
Низкие результаты зачетов у тов. Гера-

сименко и у некоторых других. молодых лет-

COB показывают. . что  паотийная
	- OPPRAHHSA HEA: -STORO + нолразделения мало
‘работала ~~ re! ofecmedenin -ananranmol
	работала ‘10’ обеспечению авангардной
роли  коммунистов”на зачетной сессии, но
обратила своего ‹ внимания. на молодых
офицеров.

Долг веех коммунистов —= в Короткий
срок устранить недостатки и в ходе зачет-
ных сессий помочь мололым офицерам
всталь в ряды отличников боевой и поли-
тической полготовки,
	Капитан В. EMONHN.
Белорусский военный округ.
	` ДЛЯ АВИАТОРОВ.

«Партия  Ленина— Сталина =—— влохнови-
тель и организатор наших. побед». Тема
леклии команлира подразделения  офипера
		iP»,

_ Капитан С. ЗАЙЦЕВ.
	Беломорский военный округ.
	НОВАЯ ГЛАВА ИЗ. КНИГИ
«ЧКАЛОВ»
	«Мало, мало.,. еще не те скорости». Он хо-
тел тех скоростей, с которыми впоследствии,
в периол Отечественной войны, летали со-
		470. Ha MADHOM J@THOM 01S TpCspeBadt
будущие битвы.

А вечерами он или сумерничал, лежа на
диване, или обсуждал с друвьями мождуна-
родные события. °

Попрежнему его любимым занятием в
часы досута были игры с маленькой Te-
pooh. Теперь он изображал не’ деда ©
клюкой, а сценку полета в’тумане. ,

=— Омотри. дочка, как я в’ Америку. ле-
ras!

Он садился верхом на стул, закрывался
с толовой простыней ‘и; переваливаясь с
Cony на бок на импровизированном пилот-
ском сиденье, кричал:

-— Туман! Ничеготно видно! Егор, беда!
Обледеневаем в тумане! Падаем ‘на землю!

On Tax искусно это делал, что’ девочке
начинало казаться, будто отец вот-вот
сейчас разобьется, и она в ‘испуге сдерги-
вала е него простыню. ,

Тогла он начинал смеяться, целовал 1е-
речку, FR 06a довольные шли в столовую,
где уже их ждал ужин.

Чтение книг, посещение театров, выста-
вок. ‘споры © писателями, ‘артистами, ху-
дожниками = все это наполняло жизнь.

Собралось как-то много друзей в ero
	хвартиое, когда он, веселый, шумный, во3-
	вратилея из бани,

—= Ты что-то прихрамываешнь, —= ека-
зала подруга жены Клавдия,

— В парильне поскользнулея, — пояс-
нил Валерий.

— Ну, уж это, значит, столько с изру
подал, что ничего кругом видно не было,
— сказал Байлуков.
	В ЛОМЕ, ГДЕ ТВОРИЛ
			Авиаторы на экскурсии
в музее гениального
композитора
	На окраине города Клина, в двух ©
лишним километрах от станции, pacno-
	ложена небольшая усадьба. В саду
сред. развесистых берез и стройных
тополей стоит. двухэтажный  деревян-
ный дом. Здесь более пятидесяти лет
тому назад рождались бессмертные
творения великого русского ‘компози-
тора П. И. Чайковского. В этом тихом
уголке ° раздавались ° проникнозенные
звуки 6го музыки. Мимо дома’ убегает
вдаль дорога, по которой’ гулял Чай:
KOBCKHH, любуясь милой его сердцу
русской природой и обдумывая свои
новые. произведения...

С. благоговением вступили в этот
дом лефчики-гвардейны. — Наветречу
вышел высокий мужчина с аккуратно
подстриженной посеребренной бородой.
Удивительное сходство! Таким по Фо:
тографиям запомнился летчикам  вели-
кий композитор: Это его плёмян:
	ник — Юрий Львович Давыдов, сот-
	-‹ рудник музея. Он пригласил  экскур:
сангов наверх, в комнаты Чайковского.
	Некоторые уже не впервые здесь.
Герой Советского Союза твардии май-
ор В. Матаков. еще до войны посещал
	библиотеке исторических и Ффилософ-
	ских сочинений.

—А это. что такое? — спрашивают
авнаторы, показывая на  обтянутую
шелком и  украшенную  сэребряным
	лаврэвым венком папку с инициалами
П. И. Чайковского. : г
— Это подарок ‘почитателей таланта
Петра   Ильича — ‘художников Праги,
— ответил Юрий Львович и, рас-
крыв папку, показал тринадцать заме-
чательных гравюр.

Вот столик, за которым Чайковский
	1 написал свое последнае, одно из заме-
	чательнейших произведений — шестую
(«Патетическую») симфонию, которую
сам композитор, по его признанию, так
любил, «как не любил. ни.одно из дру-
гих своих музыкальных чад»,

`В соседней со спальней комнате лет-
чики увидели личные вещи композито-
ра, адреса, венки, переплетенный в се-
ребро’ клавир оперы «Пиковая дама»,
подаренный композитору в Одессе. В
молчании они остановились у посмерт-
	ной гипсовой маски Чайковского, 05-
рамленной траурными лентами.
	Кажлый день в дом-музей приез-
	Количество выигрышей
	рублевую обли- в 1-10   в11 20   в21—30   в 31—40 Uroro 30
тацию. включая   тиражах   тиражах   тиражах   тиражах   всех 40 ти-
нарицательную   разыгры-   разыгры-   разыгры-   разыгры-

стоимость обли-   вается в   вается в   зваетсяв   вается в pawkax pa-
гации каждом каждом каждом каждом -   Зыгрывается
rr
50.000 рублей _ 2 2 2 ‘ 2 80
_ 25.000 рублей 10 10 10 10 400 .-
10.000 рублей 25 25 25 25 1.000
5.000 рублей = BO 50 - 50 50 2.000
1.000: рублей $00.“ 5001 500 500 20.000.
400 рублей. 12.163 11.963 11.863 11.663 476.520
Общее количе- - м
ство выигрышей — 12.750 12.550 12.450 12.250 - 500.000 —

Общая сумма вы- =.
игрышей (в тыс,
- Руб.) ‹, 6215,2. 6135,2 6095,2 6015,2 244.608 ©
	Невыигравшие облигации  потатталотея
(выкупаются) по их нарицательной стоя-
мости с 1 янвафя 1953 тода в течение 15
лет, остающихся до конца, срока займа,

Доход пе облигациях пропентного вы-
пуска выплачивается по куонам за каж-
дый истекший год, начиная в-1 января
1949 года.

Облигации процентного выпуска выку-
паются по их нарицательной стоимости с
1 января 1964 года в течение пяти лет,
равными частями сжегодно:

Обмен облигаций будет производиться из
расчета три рубля в облигащиях. прежних
займев за один рубль в облигациях Tocy-
дарственного 2% займа 1948 тола. ПШ
такому же соотношению обменивалотся еви-
детельства сберегательной кассы на полу-
чение специального вклада, т. е. отин
рубль в облигациях Государственного 2%
	  займа 1948 года приравнивается к трем
	рублям стоимости талонов № Зи № 4,
обозначенной на, самих талонах.

Облигации, сданные на хранение в
сберегательные кассы, обмениваются пон
личной явке или по письменным заявле-
ниям их владельцев. .

Лица, получившие’ ссуду пот ‘залог 0б-
литаций ° государственных займюв, _ подле
Жатщих о ‘конверсии, могут погасить полу-
ченную ‘ссуду наличными деньгами без
уплаты наросших процентов, и выкуч-
ленные из залюга облигации в общем по-
	рялк» обменять на облитании Государст-
	венного 2% займа 1948 года..

Обмен облигаций начнется в  следую-
  щие сроки:

С 3 мая 1948 г. — в р. Можве. и
тор. Ленинграде.

С 15 мая 1948 г — в городах: Горв-
	ком, Вуйбышеве, Новосибирске, Молотова,
Омске, Ростове-на-Дону, Саратове, Сверд-
ловске, Сталинграле, Челябинске, Киеве,
Харькове, Баку, Тбилиси, Ташкенте, Мин»
ске, Ашхабаде, Сталинабаде, Фрунз®, Ал-
ма-Ата, Ереване, Кицеиневе, Рите, Виль-
нюсе, Таллине и Петрозаводоке, Горьков-
ской, Куйбышевской, Ленинградской,  Мо
лотовакой,  Москозокой,  Новосибирекой,
Омской, Ростовокой, Саратовской, Сверд:
ловекой, Сталинтрадекой, Челябинской,
Киевекой и Харьковской областях.
	С 25 мая 1948 г. — во всех осталь
ных республиках, краях и областях.
Обмен облигаций будет производиться
	Xo 1 августа 1948 гола.
	в двух сграссказов «Хмурые люди».
		дом- музеи. . фу 565. ARN ERE м > а ee
жают учащиеся, студенты, рабочие,

В y
военные тоды, когда Фашистские колхозники, советские воины. В книге

ахватчик
захватчики рвались к Москве, Матаков  тзывов ‘оставил запись о орденоносен
	лейтенарт Варге. Он написал: «В Клин,
при освобождении его от немецких ок-
купантов, я со своими двумя товари;
шами вошел в числе первых. До этого
никогда в Клину не был, а когда шел
сюда, то сразу подумал о том, что
здесь жил П. И. Чайковский.

С боями я тогда ушел дальше, и побы-
вать в доме-музее мне не удалось.
Теперь, проезжая мимо, я зашел в му-
зей и.с радостью. узнал, что экспона-
TH бережно сохранены».

Глубокое впечатление произвел на
летчиков дом-музей, этот нацио-
нальный  культурно-исторический — па-
мятник, который они ` самоотверженно
защищали в годы войны. Их сердца
были полны гордости за русский на-
‘род, выдающимся сыном которого был.
Петр Ильич Чайковский.
	с воздуха наносил удары по врагу,
занявшему Клин — город, в котором
около двух лег жил и творил
гениальный композитор. Немцы пре.
‘вратили музей в гараж для мото-
циклов, жгли и расхищали. оставшие-
ся невывезенными экспонаты. Летая
над городом, „Матаков . сурово © McTHA
врагу за поругание русской святыни..

И вот теперь летчик снова, посетил
музей, „Вместе с НИМ, приехали его
однополчане: гвардии манор Цыганов,
	однополчане: гвардии майор. Цыганов,
гвардии капитан Филимонов и другие.
Они тоже храбро сражались в небе
Подмосковвя, защищали город, который
любил великий русский ` композитор.
Авиаторы прошли Bp кабинет-го-
‘стиную Чайковского. Здесь sce, как
й в других комнатах музея, восстанов-
лено в том же виле, в каком было и
	До 1 августа 1948 года производится
также выплата выигрышей Шо облигаци-
ям государотвэнных займов, подлежащих
конверсии, & также оплата по этим зай
мам купонов, срок которых наступия 1
16 декабря 1947 года, и талонов №1 и
№ 2 от свидетельств сберегательной кас-
сы на получение специального вклада.
	Обмен облигаций и свидетельств ‘произ:
водится непосредственно центральными и
районными сберэгательными- кассами, . обе»
регательными  кассами 1 разряда, — пред»
приятиями, учреждениями и колхозами:
Календарный трафик проведения обмена
облигаций в каждом предприятии, учреж-
	AOHUA И колхозе устанавливают горотекие
	(районные) финансовые отделы” и пен-

тральные (районные) сборегательные Кас-

сы, с утверждения исполкома местного

Совэта депутатов трудящихся, ЕР
‘ , (ТАСС.
	при жизни. Петра Ильича. Мосредине — -
покрытый бархатом рояль. На нем eae

‘обычно в вечерние часы играл Петр НА СНИМКЕ: Герой Советского
		Союза гвардии майор В. Матаков,
гвардии капитан Н. Филимонов и
тварлии майор М, Цыганов в од-
	Показывая . фотографии посетителям,
Юрий Львович рассказывает о жизни
	Сборы работников снабжения политпросветимуществом
	Закончились шестилневные сборы работ-
ников снабжения политиробветимущесетвом
соединений Военно-Воздушных Сил.

Участники сборов. обсудили доклады:
«Использование основного табельного по-
литпросветимущества и своевременный ре-
монт его», «Финансирование частей Воен-
	но-Воздушных Сил», «Организапия учета
	© Этой рекой связаны ето первые впечатле-
	ния © русском народе, _

— Волн, иди к столу! — послышался
Голос Наталья Георгиевны.

Чкалов с аппетитом сел щи, вчерашний
пирог.

— Мама, что ты TARAS худая? — вдруг
спросил. он.

— Я, Волюшка, из такой уж породы.
Хоть корми, хоть нег, — все одно.

— Ну, ладно. Хоть хуюй — да живи.
До ста лет живи. Вет Нюра, сестра, что-то
побаливает, Я заходил в ней.

— Верно, Волюшка, нездоровится ей,
Говорит, как бы не умереть,

—- Не гляди, мама, на то дерево. кото-
рое скрипит. Окрипит да стоит, А- другое
не скрипит, ла свалится. Олущай-ка, мама,
я ведь на месяц к тебе приехал.  Вволю
отдохну. Возвращаться в Москву yay,
когда уже Волга, замерзнет. Снег бы ско-
рей выпал. Охожу к Вололе.

— 90 еще к какому Володе?

— Да к возчику, старику. Попрошу,
чтобы на санках прокатил. С валдайским
Колокольчиком. А завтра, если подсохнет,
на охоту...

* * & + i

И потекли дни без забот, полные отды-
ха, глубокого сна в патопленной комнате,
задушевных бесед у потрескивающих 10.
леньев или громкого веселья в кругу ©д-
носельчан, которые наперебой звали Вале-
рия в Гости.
	$ ти
Впрочем. иногда. сидя на обрыве, он
	облумывал летные планы и даже в этих
думах находил отдых. Но и другие мысли
волновали его: ему очень хотелось блато-
устроить своё село. _

Однажды он сидел на скамейке, ‘в бы
зовой рощине, окруженный  волгарями,
рисовал им будущее Ваеилева. Ниокие. м.
лака. клочьями висели над рекой, ` Ветер
раскачивал почерневтие, оголенные ветви
деревьев, ви, черными - стайками
детали галки‘.

— Вот здесь, на Воскроеенской горе,
LOM культуры построим, парк разобьем. —
	товорил. Чкалов, широким ‘жестом обводя .
	вокруг ‘себя, — А вот тут я: ностроил: бы
MOYO каменную лестницу, прямо к
Волге... А вот видите перекатную будку?
Вон-вон, за бугром... Мне кажется, здесь
	и отчетности в политорганах частей и го-
елинений», «Взаимоотношение ‘отнелений
снабжения со издательствами и порядок
снабжения полиграфическим оборудованием
и материалами».

В заключение сборов выступил началь:
НИК Политуправления Военно-Воздушщных
Сил генерал-дейтенант Лукашин,
	олжне быть золная станция. Мы же —
	‘волгари. И летний павильончик, конечно.
	Искупалея, отдохнул, кружку пива выпил...

Рядом с Валерием на скамейке сидел
старичок в шапке-ушанке. Он не прини-
мал участия в разговоре и, теребя свою
реденькую бороденку, время от времени
искоса потлядывал на Чкалова.

— Такие-то вот дела, старик, — обра-
тилея в нему Чкалов, похлопывая ero по
плечу. — Жизнь — хорошая пегука. Ва-
жется, кое-что уже сделал, a хочется
ellie. большего, Все что-то еще не то.
Вр 9:
	Старик молча, с безразличным видом
кивнул головой. Он жлал минуты, ког
останется наедине со знаменитым земляком.
чтобы спросить ет © ‘чем-то важном и
хавно волнующем.

Наконеп, они осталикь одни. Crapar
подтолкнул Валерия локтем, сощурил глаз
и спросил очень серьезно:

— Валерий Павлович, любезный ты мой
друг, екажи-ка ты мне по секрету: когла
летаешь, много хлеба-то берешь с сбой в
дорогу?

Чкалов” улыбнулся:

„ — Я, отец, хлеба не беру с ©0бой.
_ — Щм же в машине питаенться-то,
Валерий Павлович?

`— Да если далеко лечу, паек у Hat
имеетея — пюколал. апельсины.

Старик недоверчиво посмотрел на овос-
го собеседника, замотал голевой: _

— Ну; уж эю, брат, не ври. Без хле-
ба-то много. не налетаешь!

«Этото не разубедишь», — полумал Ва-
лерий и отправился навестить ни Аки.
MORHY,  .

Дарья Акимовна вось этот тот жила
воспоминаниями о полете с Чкаловым. Онь
по утрам выходила на прогулку, о долго
смотрела на. высокую сосну и медленно,
по-старуечьи, думала: неужто она ле-
тала. < Волей выше, чем pacter Эта, с0с-
Ha?.

oo * Bamioment! Iya же я вабралась-то!
— шелтала. старуха.

” Чкаловолюбил пошутить с lapses Аки

MOBHOH, и особенно ему нравилось, что она
	‘принимала некоторые его шутки воерьез,
	(Продолжение следует)
	KOMUOSHTOPa.   ной из комнат дома-музея

Внимание эмскурсантов ‘привлекла П. И. Чайковского слушают об’яс-

библиотека композитора. В двух шка- нения племянника композитора
фах собраны. произведения ° русских! ~~. wi ne... wl ee
	Ю. Л. Давыдова. В `овале: общий.
вид дома-музея в Клину.
Фото Л. ЧИСТЯКОВОЙ.
	Чкалов все больше увлекался испыта-
тельными полетами, и всё чаще ему как-
то нехватало времени, чтобы сделать все,
что хотелось. А время он умел уплотнять
д0 предела.

хмурые лни Ольга ставила на ero
писБменный топ в синюю вазу букет
флоксов. Он любил вечером после трудово-
20 дня посмотреть на цветы: му kadd-
Лось, что флоксоы пахнут летом, детством,
‚счастьем.

В жизнь ем пришла зрелость, золотое
‘Лето выношенных мыслей, планов, беско-
нечно смелых, © математической точностью
`Пролуманных.
	Наконел. наступил лень. когла Of по-
	ехал отлохнуть в. Василево.
		классиков. На книгах — автографы Пле-
щеева, Полонского, Гаршина, Чехова,
посвятившего Чайковскому сборник
	— Пак полагается, по-русски, — отве-

тил Чкалов. — Мы там с ЧЛевкой, моны

компаньоном, дел натрорили...
Валерий улыбнуйся.
— Намылилея я. гляжу, на , полке, на-

верху, какой-то черный сидит. Я говорю:

«Левка, поддай еще пару!» Ну, мой дру-

жок, конечно, и постарался. Омотрю, черный  .
человек ниже спускается, & я. все выше лез  .

зу. «Еще, — кричу, — поддай!» Славно
	попарилея, «По-канальски», как бы сказал.
мой покойный отец. Уже одевался я, когда
баншик мне п говорит: «Валерий Павлович,
	а вы знаете, кого вы выгнали из пафной-
то? Турецкого липломата!». М-да... °
В семье `Чкаловых с поихолом хозяйна
	начиналось веселье. Он не OTINVCRAT гостей
	20 позднего Часа» развлекал их музыкой,
пел волжекие песни.

Нередко в это время здесь вопоминали
две тысячи рукопожатий, выполненных по
американскому  церемониалу  чкаловской
тройкой на приеме в советском полпредет-
	ве. Балерий, обращаясь к жене полпоела
	Трояновокого, присутетвовавтией среди. гос-
тей, говорил серьезным тоном:

— Beex болыше мне было жаль вас,
Наталья Николаевна. Вы — женщина,
ручка у вас маленькая, нежная: жмут, вы
улыбаетесь, а у самой уже рука вопухла.

Раздавалея новый взрыв смеха. Потом
хозяин обращалея к гостям. показывая на
	аппетитов

RapKoe:
	Романдиры и политработники Н-ской
авначасти систематически читают для
авизторюв лекции, доклады на военные и
политические темы. Майор Аргунов недав-
HO прочитал лекцию «0 советекой нацио-
нальной тордости». Содержательным был
поклат Гвартии майора Зуева на тему
	Наступила, осень. В Москве выпал pane
	ний снег, но скоро растаял. Различные: за-
	боты в лела не мешали Валерию серьезно о
	думать © новом полете. Байдуков, навешая
друга, Bee чаще и чаше видел его перед
картой мира или с большим  географиче-
CREM глобусом на коленях.

— Пора, пора за дело приниматься, по-
ка нам машину будут строить, — ожив-
лаялся Чкалов, ветречая Байдукова.

И начинал шагать по кабинету.

— Только бы поскорей пришел ответ
На наше письмо. Й тогда... э-эх, тогда дер-
жись, небушко! А Саша уехал?

— Вчера. В санаторий.

‚= Рад за него, Ему нужно отдохнуть.
Но ведь он и там найлет себе. работу _
Непоседа! `

— А ты-ло когда собираешься отдох-
нуть? — спросил Байдуков.

— Да как-то-не выкраивается время, —
отвечал Чкалов, лукаво глядя на, друга.

— А потом в Австралию... а потом че
рез Южный полюс.

— У тебя губа не дура!

— А что, не веришь?

— Верю, верю, но все же... -

— 3х, Erop! Жизнь — 270 борьба! Те
перь за работу!

Й оба начинали снова обсуждать сзой
летные варианты.

Каждое утро Чкалов спешил туда, где
зарожлались илеи новых машин, где металл
перековывалея в сложнейшие конструкции,
Ме каждая деталь дышала новшеством и
прогрессом.

Он то забирался в цехи и присматривал-
ся к работе клепальшщиков, те подолгу CH-
дел в чертежной конструктора, помогая
разместить оборудование в тесной кабине
Нового истребителя, то ходил По летному
полю среди поджарых и словно состоящих
из одних только MYOKYIOB - самолетов, х0-
хил, шурясь, искоса поглядывая В небо;
прислушиваясь к рокоту моторов в выши-
mm и иногла говорил как Ob!  CaMONY
cebo:
	паталья тесргиевна, сидя Ha Teppate,
услышала Из лальних комнат голое  Вале-

рия:. -
— Мама, sipancrayit! Приехал!
	_o~ Воленьйа, == воскликнула ‘отаруха
й заторонилаеь ‘навстречу гостю: — Да
как же ‘ты добралея в: такую-то грязищу?

— И Горького. На машине.

— Всю ночь дождь лил, как из ветра.

— Отдохнуть приехал. И поохочусь за:
одно.

— Ая теб» уж сколько раз вепомина-
ла. Не пишешь ведь. Намедни Bo сие
приснился: Ну, приехал — и хорошо!
Опять все в доме заиграет. У нас без тебя,
Воленька, и комнаты-то невеселые.

— Каждый раз мне это говоришь. Луч-
16 покорми меня е дороги, а я, пока стол
накрываешь, погляжу на Волгу.

Вечерело. Валерий, вдыхая свежий в03-
дух, с наслаждением смотрел на окружаю-
uel ero сельский пейзаж, который никог-
	— Пожалуйста, кушайте вволю. Bean
вы не на затраничном банкете, где тарелок
много, шуму много, 3 покушать по- русски
нельзя.

Шла осень 1938 гола. Москвичи иногда
имели возможность. любоваться ‘высоким
летным мастерством Валерия Павловича.
Случалось, что загородный трамвай, шед-
ший К вятекому, останавливался
вдруг, пассажиры выскакивали ‘из вагона
и; затаив дыхание, наблюдали полеты Чкл-
лова. Порой не верилось даже, что летчик
может так изумительно летать.

Вечерело. Ваперий, вдыхая свежий в03-
щий его сельский пейзаж, который никог-
да не утомляет Глаз, Солнце низко висело
в облаке; насыщенном золотом. Наступав-
шие сумерки поглощали краски угасающе-
ro дня. Река похолодела, потемнела, очер-
тания лугового берега о быстро ` терялезь
между темными: обтровачи и  повторявшим
их неподвижным отражением. Было” что-то
величественное в этой’ чарующей красоте, в.
засыпающей  Волюе, и Валерий, как и вся.
кий раз, когда шоиезжаял в свое село, Ry-
мал сейчае. сидя ва террасе, что именно.