2 декабря 1950 г., № 285 (1818).
			ОБСТОЯТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ
К КАЖДОМУ ПОЛЕТУ
	Yenex любого полетного задания куется
на земле, Серьезная и продуманная подго-
товка летчиков к полету обеспечивает вы-
сокое качество выполнения поставленной
задачи в воздухе.

Известно, что такой важный вих боевого
применения, как бомбометание, требует от
всего экипажа бомбардировщика всесторон-
него изучения задания. Тшательная  сов-
местная подготовка на земле необходима
еще и потому, что в полете летчик и штур-
ман обязаны работать четко и очень сла-
женно,

Цервоначальным этапом явллетея пред-
варительная подготовка. В э10 время авиа-
торы глубоко усваивают предетоящее аада-
ние и детально изучают его, При этом со-
вершенно необходимо, чтобы летчики,
штурманы и стрелки-радисты не формаль-
но ззпомнили порядок выполнения упраж-
нения, а хорошо оемыслили свои практиче-
ские действия,
	Важным разделом подготовки к бомбоме-
ТАНИЮ ЯВлЯеТеЯ работа на тренажерах, где
летчики и штурманы отрабатывают свои
совместные действия к будущему полету.
	Однажды нз бомбометание вылетел эки-
паж летчика Еричева. На маршруте лет-
чик и штурман Бреце дойетвовааи правиль-
но, точно сохраняли заданный режим по-
лета, но над целью экипаж постигла не-
удача. Когда самолет находилея на бозвом
курсе, летчик Еричев, получив поправку в
курсе, производил довороты некоординиро-
ванно, чем затруднил работу штурмана.
Последний, сосредоточив все свое внимание
на прицеливании, не заметил ошибки, до-
пущенной командиром экипажа, и сбросил
бомбу, Но она разорвалаеь далеко в стороне,
не поразив цели. Наблюдая разрыв бомбы,
офицер Бреце при повторном заходе ввел
поправку в расчеты, по так как летчик на
этот раз иеправил свою ошибху, то вторая
бомба упала по другую сторону цели,
	После полета выяенилоеь, что экипаж не
поразил цели из-за неправильных дейст-
вий летчика и отеутствия вззимолействия
в экипаже. Чтобы у летчика Еричева не
получались подобные ошибки, командир
в часы предварительной подготовки трени-
ровал его в специально оборудованной ка-
бине, Зем последовали полеты в зону,
rie комантяр обучал Еричева правильным
приемам ловоротов на цель.
	На розыгрыше полетов командир специ-
альна подбирал для летчика такие вопросы
	Н-СВИИ АВИАГАРНИЗОН, 1 декабря.
(По телеграфу от наш. корр.). Оторвав-
шиеь от взлетной дорожки и набрав высо-
ту, самолет лег на курс. Штурман Казак
вел машину точно по ваданному курсу.
Когда под крылом самолета появилась цель,
штурман прильнул к прицелу, Вак потом
стало известно, бомбы легли точно в з4-
четный круг,

— Отлично! — так оценил  лействия
	окилажа руководитель полетов.
	На обратном маршруте штурман
стрелял по  конусу, Много пс
	Каждое воскресенье в комнате  полит-
просветработы нашего подразделения для
курсантов читаются лекции и доклады.
Интерес к ним чрезвычайно велик. Лек-
ции помогают курсантам глубже усвоить
куре истории ВКИ(б), знакомят © между-
народными событиями, достижениями род-
ной страны в строительстве коммунизма.
	цвиаторы 0
	С похвалой отзываются
лекциях офицера Богатырева.
	в вводные, которые помогли бы ему не до-
пустить подобной ошибки в дальнейнтем,
энимательно контролировал командир под-
готовку Причева к каждому заданию. Он
приложил все силы, чтобы помочь под-
чинонному быстрее исправить недостатки.

носледующих вылетах на полигон Еричев
безоптибочно пилотировал над целью, и
штурман метко поражал цели. Сейчас
этот экипаж по праву ечитается отличным.

Летчик Наливкин нередко допускал про-
махи, пилотируя самолет нах целью. Чтобы
устранить этот недостаток, командири На-
Тивкин часто занимались в классе, где
установлен тренажер и смонтирована каби-
на самолета. Предлагая летчику вопросы,
командир заставлял Наливкина по несколь-
ку раз практически выполнять одну и TY
же вводную. После того, как летчик стал
успешно решать все задачи, командир
усложнил «полет». Он потребовал от Налив-
кина быетроты в действиях. Последователь-
ность и высокий темп работы на тренажере
приучили летчика быстро и правильно вы-
полнять любую команду,
	Так постепенно командир научил Налив-
кина способам боковой наводки, основным
правилам взаимодействия 60 питурманом.
Молодой летчик заметно повысил свое Ma-
стерство и овладел методами бомбометания.
	р те ПТ EEMEEL EAL SEB Bae FE NE.

‘юйчае он успешно выполняет полетные
SATIVA. .
	ак: лючительным этапом предваритель-
Ной ПОДГОТОВКИ на бомбометание является
розыгрыш полета. На нем ‘проверяется го-
товность экипажа к вылету.
	Одно время розыгрыши lech  проводи-
лиеь на недостаточно высоком  метоличе-
ском уровне. Вводные составлялись непро-
думанно, Были случаи, что одни и ле же
второстененные вопросы  переносилиеь из
плана в план. Такой розыгрыш полета пре-
вращалея в патаскивание и вредно отра-
малоя на качестве подготовки авиаторов.
Чтобы изжить шаблон в проведении розы-
грыша, были предъявлены жесткие требо-
вания к командирам-руководителям. Те-
перь заключительный этап  прехваритель-
ной подготовки проводитея выеококаче-
ственно и представляет собой настоящую
школу обучения летчиков-бомбардировщи-
KOR. .

Тщательная подготовка экипажей к по-
ACTAM помогла летчикам и штурманам
этого подразделения добиться отличных но-
казателей в бомбометании.
	Майор И. КОРПУСОВ.
	МАСТЕРА БОМБОВОГО УДАРА
		[0
  Da) 216 MVR Коити И WX HOKDOBUTCAH
	циплину; Комсомольское хозяйство запу-
щено и т. д.

Как видим, это решение партийного бю-
ро, принятое через два месяца после того,
как была напечатана в тазете корреепон-
денция военкора Бутко «К чему приволит
отрыв от комсомольского актива», полно-
стью подтверждает факты, изложенные в
корреспонденции. Прав, выходит, Бутко, &
не Шерешков.

После веего этого становитея ясным, что
честный воин, активный военкор младший
сержант Бутко подвергнут гонению, что его
сознательно оторвали бт живого дела, на-
деясь, что, находясь в канцелярии продот-
дела, он не увидит фактов для своих кор-
респонденций...

До последних дней критика зажимается
и в парторганизации части. Вот как. на-
пример, MPOXOAHAO не так давно партийное
собрание.

— У нас не поощряют отличившихся
воинов, — сказал один из выступающих
Коммунистов.

— Вы лучше расскажите, как сами рабо-
таете,—подал реплику начальник штаба.

Эта реплика не елучайна. В части зна-
ют, что © отличниками He ведется ника-
кой работы. Здесь нет даже Доски отлични-
ков. Но 0б этом ни говорить, ни писать
нельзя: затративается самолюбие началь-
ников, которые не терпят критики.

Выступает ‘секретарь партийной орга-
низации. В части он человек, новый, одна-
ко уже во многом разобралея и внее жи-
вую струю в жизнь партийной ортаниза-
ции. Он полверг критике некоторых руко-
водителей политзанятий. И снова обидел-
ся Шерешков — ведь он считает, что это
потредометвенная ему область  деятельно-
сти, а значит; и критика направлена в его
адрес. Как же оемелилея секретарь крити-
ковать политработнихка?

— Вы лучше чаще бывайте ереди лю-
дей, больше работайте сами. Не позволю ад-
миниетрировать, — набровилея Шерелгков
на секретаря парторганизации.

Этим окриком Шерешков хотел при-
крыть свою бездеятельность. Но шила в
мешке не утаишь. Руководители политза-
нятий знают, чего эти окрики стоят. Ведь
не секрет, что Шерешков даже конспекты
не просматривает. Так, например, все кон-
спекты руководителя группы офицера Лю-
бенко, сделанные им за год, Шерешков
умудрился просмотреть перед проверкой
политзанятий.

Здесь, как огня, боятся критики, и тех,
Ето осмеливаетея критиковать недостатки,
всячески преследуют. Не случайно многие
из них, сообщая о безобразиях, о зажиме
критики. обычно просят:

— Пожалуйста, только не говорите ни-
кому, что это я сказал, а то ведь, если уз-
нает командование, мне не поздоровитея.

Даже новый секретарь партийной орга-
низации просил умолчать, например, 9б ин-
циленте. происшедшем не так давно между
ним и Шерешковым.

Дело было так. Шерешков должен был
слелать на партийном еобрании локлад о
задачах коммунистов в подготовке к выбо-
рам в местные Советы, но на собрание он
не явилея. Коммунисты просидели больше
часа в ожидании докладчика. Секретарь
партийной организации сообщил о случив-
шемея в политотдел. После того, как в по-
литотчеле Шерешкову сделали замечание,
он подошел в секретарю парторганизации
й заявил:

— Жаловаться вздумал? Смотри, жалеть
будешь,

От этой угрозы Шерешков перешел к
действиям. Вместе с командиром он при
всяком удобном случае принижает автори-
тет секретаря партийной организации. А
работники политотдела хранят молчание.
Им ло сих пор «нехватает» каких-то докх-
ментов.

А, на наш взгляд, фактов и документов,
требующих немедленного принятия мер №
отношению к зажимшикам критики. боль-
	Ше чем достаточно.
Подполковник В. ЗЕМЛЯНОЙ.
	внимания летчика. С этой целью он дол-
жен производить полет с плавным умень-
шением скорости полета, за счет раеходо-
вания имеющегося запаса скорости. Умень-
шение скорости планирования до наивы-
годнейших скоростей одномоторного полета
самолета допускает минимальную потерю
высоты, а в некоторых случаях, когда по-
лет производится с уменыненным за. счет
Быгорания горючего полетным весом, да-
же набор высоты.
	Пилотирование самолета при заходе Ad
посадку с выпущенными шасси значи-
тельно затруднено ухудшением аэродина-
мического качества машины. В этом слу=
чае нужно обязательно использовать
взлетную мощность мотора, особенно о при
исправлении расчета подтягиванием на мо-
торе.

Вертикальная скорость снижения в одно-
моторном полете с выпущенными шасси
завиеит от полетного веса самолета и при
неизменном наддуве мотора — от величи-
ны приборной скорости.

У каждого типа самолета есть индиви-
дуальная наивыгоднейшая скорость одно-
моторного набора высоты и скорость по-
лета, при которой обеспечивается мини-
мально возможное снижение самолета при
заходе на посадку с одним работающим
мотором. Эти скорости летчик обязан знать
напамять. Как правило, они находятся в
верхнем пределе минимальных безопаеных
скоростей полета и могут быть определены
по прибору, введением инструментальной
поправки к его показанию.
	Выпуск щитков производится только
после того, как летчик убедится в. пра-
вильности своего расчета на посадку после
преодоления всех препятствий на полосе
подхода.

Если летчик из-за невозможноети про-
извести посадку примет решение уйти на
второй круг, ему следует немедленно
убрать шасси самолета. Уборка шасси в
этом случае уменьшит крутизну траекто-
рии снижения и вертикальную скорость,
однако самолет в течение 5—8 секунд по
инерции будет сохранять прежнюю траек-
торию полета и скорость снижения. Поэ-.
тому, учитывая инерцию самолета и вре-
мя на перевод его из одного режима в
другой, летчик должен производить уход
на второй круг с одним работающим мо-
тором, имея достаточный запае высоты.
	OT TeX, кто его критикует. Так поступает
не только Шерешков. Вкупе с ним дейст-
вуют командир и начальник штаба. Окрик,
грубость, открытое гонение на тех, кто
критикует, зажим критики — таков
«стиль» работы этих руководителей.

В этом нетрудно убедиться. Приведем
лишь несколько примеров.
	Нездоровое отношение к военкору Бутко
началось давно, еще в прошлом году. Тог-
да Бутко выступил в газете © корреспон-
денцией, в которой рассказал о том, что в
чаети плохо поставлена работа с отлични-
ками учебы. Это не понравилось Шереш-
кову. Не нравилаеь ему и активноеть Бут
ко на комсомольских собраниях.

— Ще в свое дело лезешь. — строго
сказал он однажды Бутко.

Младший сержант в то время был сек-
ретарем комсомольской организации,
командовал отделением. Он пользовался
большим авторитетом у воинов. Это расту-
щий комсомолец, активист. Он отлично
окончил партийную иколу, был помощни-
ком руководителя политзанятий, редакти-
ровал стенную газету. Заботявь 0 своем
росте, воин хотел учитьея в срелней ве-
черней пгколе. Бутко готовился вступить в
кандидаты партии и много, упорно работал
над собой. Все это характеризует воина ¢
самой лучшей стороны. Следует лишь до-
бавить, что Бутко нуждался в помощи
старших товарищей, и эту помощь должен
был оказывать воину в первую очередь
политработник Шерешков.
	Каково же было уливление всего личного
	состава, когда Шерешков вдруг приписал
Бутко «нездоровые настроения» и стал
всячески потрывать его авторитет.
	Гонение на военкора особенно усилилось
после TOTO, как кто-то сообщил в политот-
дел, что Шерепков незаконно заправляет
горючим, принадлежащим части, свою лич-
ную машину.

‚ — 06 этом донее Бутко, — раздражен-
Ho говорил Шерешков.

Не будем уточнять, кто именно сигна-
лизировал в политотдел о разбазарявании
горючего. Важно то, что сигнал был пра-
вильным. Добавим линь, что в политотде-
ле знают не только о горючем: там извест-
но, например, что Шерешков только на
днях руками своих подчиненных из мате-
риалов части построял ‘у себя во дворе га-
раж для личной машины, что на складе: не-
достает на значительную сумму цветного
металла, что разбазарены сотни кубометров
дров. что незаконно расходуются деньги на
оплату счетов за личные телефонные раз-
говоры, что почти каждую субботу и воскуре-
сенье также незаконно угоняются за сотни
километров автомашины для поездки на
охоту, рыбную ловлю и всякие  увесели-
тельные прогулки руководителей чаети.

Этих фактов, на наш взгляд, доетаточ-
но. Однако политотдел ни на эти сигналы,
ни на выступления газеты до сих пор не
резгирует.

— У нас нет документов, подтверждаю-
щих виновность Шерешкова и других ра-
ботников, — заявил начальник  политот-
дела.

С каких. пор сигналы живых людей,
коммунистов и комсомольцев, перестали
быть убедительными? Только’ чиновники,
для которых бумажка  весомее человека,
мотут рассуждать подобным образом.
	Но если нужны документы,  сошлемся
на некоторые из них.
Документ первый. Приказ 0 переводе
	младшего сержанта Бутко на должность
писаря продотдела. Второй — резолюция
на докладной Бутко — отказать ему в
просьбе сдавать экстерном экзамены в
средней школе. Документ третий: решение
партийного бюро по докладу кандилата В
члены ВКП(б), нынешнего секретаря ком-
сомольской организации Тофтунова, приня-
тое вопреки указаниям  Шерешкова. В
этом решении говорится, что комсомольское
бюро не является органом коллективного
руководства, не сколотило актива; отдель-
ные члены бюро нарушают воинекую дис-
	от обледенения того крыла, на котором
отказал мотор. По этой причине в одно-
моторном полете включать это устройство
не рекомендуется, чтобы не вызвать аэро-
динамическую = несимметрию = самолета
вследствие образования льда на крыле с
неисправным мотором.

Обледенение самолета вызывает сильное
ухудшение его аэродинамических качеств
и увеличивает его полетный вес. Одномо-
торные развороты на таком самолете еле-
дует производить © большой  ocropom-
ностью, вниманием и точностью пилотиро-
вания, не допуская потери скорости.

При расчете захода на посадку отказ
одного мотора ведет к возникновению серь-
езных трудноетей в пилотировании. Недо-
статочный избыток мощности работающего
мотора не позволяет производить полет е
выпущенными шасси без снижения самоле-
та, увеличивается промежуток времени
выпуска шасси, особенно зимой, несиммет-
ричность тяги ухудшает управляемость
самолета. Ероме того, возможность повтор-
ного захода на посадку © выпущенными
шасси, как правило, исключается, ограня-
‘чивается и использование радиоесредств и
светотехнического оборудования самолета.

Расчет захода на посадку на одном мо-
торе в нормальных  метеорологических
уеловиях летчик осуществляет построени-
ем прямоугольного маршрута или методом
стандартного разворота.

Заход на посадку методом стандартного
разворота позволяет избежать излишних
эволюций с выпущенными шасси на по-
слелней прямой, требует меньшего времени
использования форсированных режимов ра-
боты мотора.

Момент выпуска шасси на траектории
захода на посадку летчик выбирает в 3a-
BHCHMOCTH от полетного веса самолета и
его летных качеств при полете с выпу-
щенными шасси. Rak правило, выпуск
шаеси производитея на последней ‘прямой
принятой на аэродроме посадочной схемы с
учетом промежутка времени, потребного
для выпуска шасси.

Время выпуска шасси зависит от  тем-
пературы наружного воздуха и от скорости
полета. Пониженные температуры из-за
увеличения плотности жидкости в гидрав-
лической системе значительно ‘увеличива-
ют время выпуска шасси.

Потеря высоты полета в процессе вы-
пуска шасси не должна проходить мимо
	В сентябре этого года одна из газет нз-
печатала, критическую корреспонденцию
«Е чему прчводит отрыв от комсомольского
актива».

Автор корреспонденции тов. Бутко под-
верг серьезной критике работу секретаря
первичной комсомольской организации тов.
Тофтунова. В статье говориловь о том, что
Тофтунов не оправдывает доверия комсо-
мольцев, что он стал на путь адманиетри-
рования, болезненно реагирует на критику,
не опирается на актив, нарушает воинскую
дисциплину, не пользуется авторитетом
среди комсомольцев. Корреепонденция во-
енкора заканчивалась так:

«Возникает вопрос, почему 30 енх пор
бюро не раеемотрит на своем заседании во-
прое о поведении Тофтунова и не укажет
ему еще раз на его недостатки? Оказывает-
сея, вышестоящие товариши ечитают Тоф-
тунова незаменимым человеком. Комсомоль-
цы первичной ортанизации ‘не разделяют
этого мнения, они справедливо считают,
ЧТО BO главе комсомольской организации
должен стоять не бездушный человек, a
человек, который сумеет сплотить и орга-
низовать вокруг себя силы комеомольского
актива и молодежи, не состоящей в рядах
ВЛКСМ, для решения больших и важных
задач»,

Такое выступление в печати нельзя было
обойти молчанием, На него надо немедлен-
но реагировать, принимать соответетвую-
щие меры. Именно так обычно и поступа-
ют командиры, политработники и партий-
ные организации:

Армейская печать, ках и вся ната боль-
шевиетекая пресеа, пользуется у советских
людей, у воинов нашей армии  исключи-
тельно большим авторитетом. У нае стало
правилом — немелленно реагировать на
справедливую критику газеты. Тем более
непонятным и странным выглядит отноше-
ние к критике’ политработника офицера
Шерошкова.

Офицер Шерешков-—замеетитель коман-
дира по политической чаети. Он несет от-
вететвенность за работу комсомольской ор-
ганизации, возглавляемой тов. Тофтуно-
вым. Как политический руководитель, Ше-
решков обязан был принять вее меры к TO-
му, чтобы устранить недостатки, указан-
ные в корреепонленции военкора Бутко.
Этого ждали от Шерешкова и газета и вея
комсомольская организация. Олнако ожи-
дания оказались тщетными. Шеренеков не
только вам не принял должных мер, но и
помешал обсуждению статьи на заседаниях
бюро партийной и комсомольской органи-
заций. Больше того, он стал поносить воен-.
кора Бутко, обвинять его во лжи, гово-
рить 0 том, что у Бутко якобы имеются
нездоровые настроения. Налицо был возму-
тительный случай зажима критики и го-
нения за критику со стороны нолитработ-
ника Шерешкова.

Через десять дней поле того. как была
опубликована корреспонденция, Шерешков
написал общтирное письмо в редакцию. On
отрицал все факты, приведенные военко-
м. В заключение письма Шерешков ©00б-
щал, что статья обеужлена на бюро комео-
	  мольской организации, чего в действитель-
	ности не было.

Зачем же о тов. Шерешкову
обманывать гавету? Почему он так болез-
ненно реагирует на критику и ограждает
от нее угодных ему людей?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо бо-
лее обстоятельно ознакомиться е леятель-
ноетью офицера Шеретшкова, приемотреть-
ся к стилю ето работы.

Хорол известно, что важнейшим каче-
ством каждого политработника, каждого
большевика является его способность вни-
мательно выслушивать критику в свой ад-
рее, честно признавать свои опибки и не-
достатки и немедленно их исправлять. Это
качество, к сожалению, не присуще подит-
работнику Шерешкову. Он усвоил пороч-
ные методы руководства, крайне болезнен-
но реагирует на критику и не только ста-
раетея отмахнуться от нее, но и прини-
мает вее меры к тому, чтобы избавиться
	— 0.9 от номинала, при наивыгоднейшей
скорости, обеспечивающей — скороподъем-
ность самолета и нормальный температур-
ный режим работы мотора.

Работа мотора на мощности 0,9 от но-
минальной обеспечивает получение нужной
скорости для горизонтального ‘полета и
создает благоприятный температурный ре-
жим для мотора. Уменьшение мощности
мотора ниже 0,8 от номинала вызывает
падение скорости полета и веледетвие
ухудшения обдува работающего мотора
рост. температуры головок цилиндров до
максимально ‘допустимого предела.

При температуре наружного воздуха на
выеоте полета более.-- 25° начинаются пе-
регрев головок цилиндров работающего
мотора, падение мощности, и горизонталь-
ный полет на одном моторе в этих услови-
ях становится невозможным.

Опытом установлено, что на некоторых
типах самолетов при полете на повышен-
ной до номинала мощности  исправного
мотора, а следовательно и на повышенной
скорости, температурный режим его за
счет лучшего ‘обдува  получаетея более
низким. Уменьшение же скорости полета
ведет к повышению температурного режи-
ма мотора. Так, если при номинальной
мощноети работающего мотора скорость по-
лета была 210 км/час, то на мощности
0,9 ог номинала она будет равна 200
км/час, а при мощности мотора в 0,7 —
0,8 от номинала на самолете с полным
полетным весом горизонтальный полет вы-
полнить уже нельзя.

За счет выгорания горючего скорость
горизонтального полета при неизменном
режиме работы мотора будет возрастать.
В этом случае летчик должен соответствен-
но уменьшать обороты и наддув исправно-
FO мотора, устанавливая такую скорость
полета, при которой обеспечивается его
нормальный температурный режим.

Длительный одномоторный горизонталь-
ный полет возможен только до границы
высотности мотора. Поэтому при отказе
одного из моторов на высоте выше его
границы высотности необходимо произве-
CTH пологое снижение до той высоты, на
которой при данном полетном весе  само-
лета будет возможно выполнять  горизон-
тальный полет.

Противообледенители крыльев. имеющие-
ся на самолете, не обеспечивают защиту

OJTB LUM авторитетом среди лич-

ee oe ee mt meth
	“Horo состава H-cxoh авиачасти

пользуется летчик старший лейтенант
В. Суровикин. Он является отличником
учебы, активным общественником. На
снимке: старитий лейтенант Суровикин
за лешифрированием пленки кинопуле-
	мета.

Фото Б. АНТОНОВА.
		Недавно в Н-ской авиачасти была про-
ведена   техническая  конференция,  посвя-
щенная обобщению опыта работы лучигих
авиаспециалистов и повышению качества
эксплуатации самолетов. В зале, где собра-
лись легчики и техники, были развешаны
схемы, плакаты и лозунги.

Первым елово получил инженер Tos.
Фихтярь, Он рассказал о передовом опыте
лучших воинов, разобрал характерные не-
достатки.

Содержательным был и рассказ летчика
тов. Черного, который поделилея своим
опытом полетов зимой. Офицер подчеркнул
важность дисциплины и организованности
и на убедительных фактах показал, как
малейшие упущения приводят к еерьезным
происшествиям.

С интересным докладом выступил авиа-
техник Тов. Широв, рассказавший о спе-
циальном приборе для очистки самолетов
от льда. Этот прибор изготовлен рациона-
тизатором части тов. Проконенко,

Воины с большим вниманием выелуща-
ли доклады на темы: «0 работе штурмана
в зимних условиях», «Прогрев и запуск
двигателей при низких температурах»,
«Уход за агрегатами в зимний период» и
др. Выступавшие на примерах из жизни
подразделения вскрыли причины  имев-
ихся недостатков в-работе и внесли цен-
ные предложения, направленные на улуч-
шение эксплуатации самолетов.

Капитан П. ЧУРИКОВ.
		«Повторяются прошлогодние
ошибки»
	Под таким названием в «Сталинском
соколе» 4 ноября с. г. была опубликована
корреспонденция майора Ф. Лушникова. В
ней указывалось, что в Н-ской авиачасти
формально отнеслись к организации заня-
тий в сети партийного просвещения; руко-
водителями кружков были назначены ма-
лаподготовленные пропагандисты. Говори-
лось, в частности, и о тов. Некляеве, ко-
торый неудовлетворительно проводил заня-
тия. .

Из политоргана нам сообщили, что. от-
меченные в корреспонденции недостатки в
настоящее время устранены. Тов. Некляев
от руководства кружком по изучению
«Враткого курса истории ВЕИ(б)» отстра-
нен.
	насчитали оружейники в полотне, когда
конуе был сброшен на землю.

— Отличный штурман, превосходный

бомбардир, мастер меткого огня, — так ха-
рактеризуют коммуниста офицера Казака в
Н-ской ‘чаети,
_ Добрая слава идет в Части и о штурма-
не офицере Житковеком. Он без промаха
бомбит в любых условиях, метко поражает
конуе в воздухе.

Недавно командир отметил в своем при-
КАЗе возросшее военное мастерство штурма-
нов офицеров Казака и Житковского; они
награжлены именными часами.
	С этой целью курсантам поручают гото-
виться и выступать перед своими товари-
щами с различными докладами. Очень хо-
 рошо справился с этой задачей курсант
Петров, выступивший с докладом «Мо-
ральный облик советского воина». Так же
успешно сделали доклады тт. Жуков —
«Служить Родине преданно и честно», По-
	пов — «Развитие сельского хозяйства в
нашей стране», Родионов. — «События в
Корее». Чеченкин-—— «Положение молодежи
	другие.
Курсант Н. ЖИГАЛКОВИЧ.
	Одновременно будущих офицеров учат! в США» и
	вести политико-воспитательную работу.
	хотопного самолета
	ние резкого скольжения и срыва самоле-
та в спираль с потерей высоты.

Известно, что при наборе высоты в
нормальных условиях, т. е. при двух ра-
ботающих моторах, скорость полета в ре-
жиме набора высоты выше, чем наивы-
годнейшая скорость набора высоты с од-
ним работающим мотором. Поэтому при от-
казе мотора на взлете пилот обязан на
некоторый малый промежуток времени —
10—20 секунд— уменьшить на 5—10 ки-
лометров первоначальную скорость набора
высоты. Этот маневр позволит увеличить
высоту полета на 20—30 метров, что
вместе с первоначально набранной высо-
той, при правильном профиле взлета, со-
ставит около 45 метров.

После этого маневра летчик немедленно,
но плавно устанавливает наивыгоднейшую
скорость набора выеоты для одномоторного
полета и строго выдерживает ее по прибо-
ру, с учетом инструментальной поправки,
используя полную мощность работающего
мотора.
	При наборе высоты над  препятствия-
ми в 100 метров необходимо перевести
самолет в‘ горизонтальный полет, умень-
шить режим работающего моторз до Нн0-
минального и произвести заход на посад-
ку по схеме, принятой на данном аэродро-
ме.

° При отказе одного из моторов в горизон-

тальном полете, если имеется достаточный
запас высоты, ‘с флюгированием винта то-
ропиться не следует. Его необходимо пе-
ревести на предельно большой шаг © 0д-
новременной дачей номинальной мощности
исправному мотору. Причину отказа мото-
ра легче обнаружить © вращающимся в
полете винтом, что экипаж самолета и
должен попытаться сделать. Если все по-
пытки возобновить нормальную работу от-
казавшего мотора не дали положительных
результатов, винт можно перевести во
флюгерное положение.

Длительный горизонтальный полет HS
одном моторё возможен на мощности 0,8
		Пеобенности полетя лв
	Если на двухмоторном самолете отБз-
зывает один из моторов, то это не служит
причиной для прекращения полета. Одна-
ко полет на одном моторе требует от лет-
	чика определенных навыков в технике
пилотирования. ,
Ha взлете, при переходе в набор
высоты, когда скорость самолета odec-
печивает его скороподъемноеть, послед-
ний облалает летными ланными. 1п03в0-
	ляющими летчику продолжать полет на
одном моторе с набором высоты. При этом
командир корабля обязан  пилотировать
самолет без крена и разворотов, точно вы-
держизвать требуемую скорость.
	При незафлюгированном винте отка-
завшего мотора, с неполностью убранным
Шасси, CO щитками, отклоненными во
взлетное положение и в момент, когда
самолет еще находится в диапазоне отно-
сительне малых скоростей полета, — лет-
ные качества ого и управляемость значи-
тельно снижены. Поэтому полет в таких
условиях представляет некоторые трудно-
сти в технике пилотирования,
	Попавший в такие условия на взлете
экипаж прежде всего должен немедленно
перевести винт отказавшего мотора во
флюгерное положение или установить его
на большой шаг. Велед за этим следует
быстро перевести исправный мотор на ре-
жим максимальной мощности.
	От своевременного выполнения ‘указан-
ных операций, от точности пилотирования
зависит сохранение скороподъемности са-
молета, что весьма важно на взлете, 3a-
паздывание с флюгированием винта или
переводом его на большой шёг увеличива-
ет промежуток времени, в течение которо-
то летчику приходится выдерживать чрез-
мерно большую нагрузку на педаль руля
поворота.

Отказ отного мотора не ёразу вызывает
разворачивающий и кренящий моменты.
Через 2-3 секунды, когда самолет еще
продолжает полет в первоначальном напразв-
лении, появляется все увеличивающаяся
	с олним пеработающим мотором
		Герой Советского Союза
гвардии подполковник
	А. ШОРНИКОБВ
he
	нагрузка на педаль и ногу пилота. Эта
нагрузка требует от летчика значитель-
ных усилий для того, чтобы. удержать са-
молет от разворота в сторону неработаю-
щего мотора. С увеличением нагрузки на-
чинается кренящий момент в сторону от-
казавшего мотора, резко усиливающий
разворот самолета в ту же сторону.
	Парировать такое явление, казалось бы,
нужно было <озданием крена самолета в
сторону. работающего мотора. Но при на-
боре высоты это невыгодно и даже опас-
но. При крене создается скольжение, и
вследствие этого увеличивается лобовое
сопротивление самолета, уменьшается еко-
роподъемность до минимальных ее значе-
ний и происходит потеря высоты, Поэтому
лучше всего парировать кренящий момент,
вызванный работающим мотором, только
элеронами, че создавая крена.
	Одновременно рекомендуется перевести
исправный мотор на режим максимальной
взлетной мощности или на форсированный
режим и отклонить штурвал В сторону
работающего мотора, чтобы самолет шел
без’ крена. Создавать крен в сторону рабо-
гающего мотора необходимо только лишь
при невозможности удержать самолет от
разворота из-3а большой нагрузки на но-
гу летчика.

Разворот в сторону неработающего мо-
тора происходит с большей угловой  ско-
ростью и с меньшей затратой времени, а
значит, и © большим значением скорополЪ-
емности, нежели разворот в сторону рабо-
тающего моторз. Следует учесть, что по-
вышенная угловая скорость разворота
требует от летчика большей внимательно-
сти и точности пилотирования во избежз-