13 декабря 1950 г., № 293 (1826).
	МЕСТНЫЕ РАДИОПЕРЕЛАЧИ
	Ездио — важное средство коммунисти-
ческого воспитания. Готовясь к выборам в
местные Советы, политотдел Краенознамен-
ной военно-возхушной академии организо-
вал при радиоузле Дома офицеров местное
радиовещание, ,

Перед, редколлегией, в состав кото:
рой вошли наиболее теоретически подго-
товленные офицеры, были поставлены. за-
дачи: разъяснять военнослужащим и их
семьям великие принципы  Конститу-
ции CCCP, Бонституции РСФСР, права
и обязанности  советеких oroaewran peo.
	CURE EER MAUNA UP DOR AGH, BCA
мирно-историческое значение побед со-
циализма в нашей стране, достигнутых
	под руководетвом партии „етина— Сталина,
преимущества советского общественного и
государственного строя перед строем ка.
	ИТалистическим. воспитывать воинов в
де идей советскою — патриотизма, в
духе дружбы народов СССР,

Важно также через радио постоянно
разъяснять требования военной присяги,
	воинских уставов, приказов Военного Ми-
пистра, популяризировать лучший опыт и
достижения отличников учебы, разъяеняте
кновные вопросы современного междуна-
родном положения.

Радиопередачи проводятся у нзе регу-
лярно два раза в неделю — no понедель-
никам и пятницам. Тематика их опреле-
ляется заранее составленным планом. За
поеледнее время было организовано десять
передач. По радио транелировались лек-
ции и доклады, беседы и консультации,
краткие аннотации о новых книгах, вы-
ступления агитаторов, доверенных лиц,
членов избирательных комиссий, отлични-
ков учебы и т, д.

Так, 33 короткий ерок военнослужащие
й их семьи прослушали лекции на темы:
«Советская избирательная система — са-
мзя демократическая. избирательная систе-
ма в мире», «Местные органы государст-
венной власти», «Коилижты в депутаты
местных Советов», «0 кандидатах в депу-
таты Московского Совета», «Сталинская
Конституция — конституция победившего
(ицидлизма», «130 лет со дня рождения
Ф. Энгельса», «С. М, Киров — пламенный
трибун революции», передавалась также
консультация о списках избирателей.

Военнослужащие и их семьи прослуша-
ли по местному вещанию исторические до-
кументы: Манифест Второго Всемирного
конгресса сторонников мира и Обращение
к Организации Объединенных Наций.

Большое внимание уделяет редколлегия
политико-воспитательной работе с избира-
телями. Специальные радиопередачи по-
свящаютея разъяснению советского изби-
рательного закона, ознакомлению воинов-
авиаторов с кандидатами сталинского бло-
ка коммунистов и беспартийных, пропа-
танде успехов советского народа на строй-
ках послевоенной сталинской пятилетки.
Не так давно перед избирателями-радио-
слушателями выступила начальник агит-
пункта капитан Гришачева. Она расска-
зала о работе агитпункта, о тех мероприя-
THAX, которые проводятся в нем. Тов. Гри-
шачева подчеркнула, что в агитпункте есть
необходимая избирательная литература.
Здесь можно ознакомиться < Положением
9 выборах в местные Советы, с Конетиту-
цией РСФСР, с биографиями кандидатов в
депутаты, получить ответы на интересую-
щие избирателей вопросы, послушать ин-
тересные лекции, доклады.
	В Центральном Доме Красной Армии
имени М. В, Фрунзе открылась выставка
политического плаката художника Н. А.
Долюрукова, на которой представлены
Уногие работы художника.

С большим интересом посетители знако-
MATCH с серией плакатов, объединенных
общей темой; «Этих дней не  смолкнет
слава...». В рисунках запечатлены эпизо-
ды разгрома Советской Армией антло-аме-
риканских захватчиков и белогвардейской
зонтрреволюции в годы иностранной ин-
	тервенции и гражданской войны.
Немало плакатов созлал хуложник в го-
		С интересом было выслушано также вы-
ступление агитатора офицера Демидова. Он
рассказал об опыте работы с избирателями,
0 TOM, что агитаторы проводят индивиду-
альные беседы с воинами и членами их
семей; так, агитаторы тт. Черковский. Гу-
менюк, Гелета, Ярунин лишь за последнее
время провели, по три беседы, посвящен-
ные подготовке к выборам в местные Co-
веты. Эти беседы тесно Увязываются с
	жизнью налпей страны. с учебой личного
состава закалемии.
	Секретарь участковой избирательной ко-
миссии инженер-капитан Коробков ознако-
мил радиослушателей с порядком голосова-
ния на избирательном участке в день вы-
боров в местные Советы, товорил о ко-
тичестве бюллетеней, которые получит
каждый избиратель, В заключение он при-
звал избирателей в день выборов всем,
как одному, явиться на избирательный
Участок и единодушно проголосовать за
	зандидатов сталинского блока коммунистов
И беспартийных.
	Важнейшей задачей всей агитационно-
пропагандистекой работы в период избира-
тельной кампании является агитация 3a
кандидатов в депутаты. Передачи нашего
радиоузла посвящались кандидатам в де-
путаты Московского областного Совета де-
путатов трудящихся Герою Советского
Союза генерал-лейтенанту авиации Алек-
CANADY Васильевичу Белякову. Михли-
	бе: бон Вт Те 5 ый Ут? Е

ту Петровичу Роганову и Ивану Дмитрие-
вичу Савину.
	0с0бое внимание уделено выступлениям
по радио доверенных лиц, Так, перед ми-
крофоном выступили доверенные  полков-
ник Кривоносов и подполковник Гланц,
Они познакомили радиослушателей-избира-
телей с биографиями кандидатов. выхвину-
тых в депутаты Ногинекого райсовега, —
полковника Григория Ивановича lilepe-
метьева и генерал-лейтенанта авиации в
отставке Владимира Петровича Афанаскева.
	По плану намечено организовать BHICTY-
пления у микрофона отличников учебы,
згитаторов, работников женсовета, секре-
тарей партийных и комсомольских органи-
заций. Для слушателей кружков по изуче-
нию «Краткого курса истории ВКП(б)»
намечены передачи консультаций по от-
	ACADHDIM вопросам истории большевистской
партии.
	Однако в работе местного радиоузла име-
ются и недостатки: еще редко выступают
отличники учебы с рассказами о своем
опыте, мало передач участников художест-
венной самодеятельности, не практикова-
лась читка отрывков из новых произведе-
ний советских писателей.
	Пужно также еще шире практиковать
чтение лекций и докладов об успешном
строительстве коммунизма в нашей стране
под руководством большевистской ‘партии
и великого Сталина, о борьбе ва мир во
всем мире, об успехах, достигнутых в
странах народной демократии, о боевой и
политической учебе воинов-авиаторов.
	Командиры и политработники должны
	окззьтватгь редколлегии помощь в работе,
	добиваясь, чтобы каждая  радиопередача
	способствовала повышению идейного уров=
	HX КУЛЬТУРНОГО
	ня воинов, распгирению
кругозора.
	Как не надо проводить занятия
	Гвардии старшему  техник-лейтенанту   кумулятора, офицер предложил слушате-
	Зельцеру предстояло провести  методиче-
ское занятие, показать специалистам, как
проводить урок по теме «Устройство ше-
лочных аккумуляторов и химические про-
цессы, происходящие в зккумуляторе при
заряде и разряде». Можно было ожидать,
что Зельцер, имеющий высшее образова-
ние, отлично организует показательный
урок. Олнако на деле вышло не так.
	Войдя в класс, офицер не счел нужным
сразу же навести строгий уставной поря-
док. А это сделать было необходимо, так
как многие воины сидели в шинелях, а
на столах в беспорядке были разбросаны
головные уборы, книги: было шумно.
	Сделав первую ошибку, офицер Зельцер
немедленно допустил вторую. Вместо реко-
мендуемого в начале урока опроса елуша-
телей по пройденному материалу твардии
старший техник-лейтенант Зельцер почти
20 минут затратил на сообщение о том,
как он сам готовился к занятиям, хотя 06
этом можно был бы и вообще не упоми-
Wath.
	Не подготовился преподаватель и к из-
ложению материала по теме. Так, объяс-
няя устройство аккумулятора и зна-
комя слушателей с методом крепления пла-
стин в электродам, офицер не показал их
обучаемым, ограничивигись обещанием, что
в перерыве они все посмотрят сами.
	Во время занятий офицер часто стоял
спиной к слушателям, затораживая макет,
Ha котором он иллюстрировал свой рас-
сказ. Чертежи на доске преподаватель
чертил также небрежно и наспех.
	Не следил тов. Зельцер и за своей
речью. Так, вместо принятого термина
«заливка электролита», он говорил «вли-
вание электролита». Говоря о емкости ак-
	THM записать в конспекты такое определе-
ние: «Количество пакетиков зависит от ем
кости аккумулятора». Хотя в действитель-
ности положение как Таз обратное: ем-
кость аккумулятора. зависит ог количества
пакетиков.

Разумеется, плохая подготовка препода-
взтеля к занятиям. его путаный и не-
четкий рассказ не принесли пользы обу-
чаемым. Это подтвердил опрос воинов, ко-
торый провел руководитель в конце заня-
тий. Например, сержант Бушмакин не мог
ответить, из чего состоит арматура акку-
мулятора, а сержант Мелеков не знал, ка-
кой электролит применяется при низких и
высоких температурах.

Не уложившись во время, отведенное
для изучения темы, преподаватель не ус-
пел сообщить слушателям задание и ли-
тературу для самостоятельной работы.

Так неудачно провел показательное за-
нятие офицер Зельцер. Причина этого за-
ключается в том, что он несерьезно  от-
несся к заданию, хотя имел на личную
подготовку более чем достаточно времени.

В том, что занятие было проведено пло-
хо, повинен и командир подразделения. Он
не счел нужным прочитать конспект пре-
подавателя, побеседовать с тов. Зельцером
и проверить его методическую подготовку,
a отнесся к этому делу формально: не вду-
мываясь в содержание, подписал конепект
занятий.

Такому безответственному отношению к
обучению подчиненных следует положить
конец. Надо разумно, е максимальной
пользой расходовать каждую минуту дра-
гоценного учебного времени, постоянно ло-
биваясь новых успехов в боевой и полити-
ческой подготовке.

‘Гвардии майор П. БАЗОВ.
		ЕАЧИКИ Н-ского подразделения перед каждым полетом проводят занятия на
тренажерах и действующих установках. Это помогает летному составу успешно
	у о С , 3 2+

совершенствовать свое боевое мастерство, На снимке (слева направо): отличники
боевой и политической подготовки гвардии старигий лейтенант И. Лобов, гвардии
старший лейтенант Б. Кузин, гвардии капитан А. Зюзин и гвардии старший лейте-
Haut A, Васильев в классе воздушно-стрелковой службы занимаются по тактике.

ГЛУБОКО. ЯРКО.
СОЛЕРЖАТЕЛЬНО
	Руководитель группы политических 3a-
нятий лейтенант Сыщиков готовился к
рассказу по теме «Советская Армия —
армия социалистического государства».
Получив обстоятельный инструктаж и ме-
тодические указания на семинаре, лейте-
нант Сыщиков приступил к самостоятель-
ному изучению рекомендованной литерату-
ры. Он Прочитал некоторые главы «Ёрат-
кого курса истории ВКП(б)», изучил
сталинскую работу «0 трех  особен-
ностях Красной Армии», отдельные вы-
ступления, приказы из книги товарища
Сталина «0 Великой Отечественной войне
Советского Союза». речь вождя на пред-
выборном собрании избирателей Сталин-
ского избирательного округа г. Москвы
9 февраля 1946 гола и другие материалы.
	Комсомольская организация подразделе-
ния помогла тов. Сыщикову изготовить и
Заранее выставить в помещении для заня-
тия наглядные пособия: схемы, диаграм-
мы. плакаты и географическую карту Co-
ветского Союза с обозначением мест исто-
рических боев и сражений нашей армии
периода военной иностранной интервенции
и гражданской войны, & также Великой
Отечественной войны.
	‚ Занятие проходило организованно. (9-
общщив слушателям название ‘и план темы,
рекоменхованную литературу, тов. Сыщи-
ков приступил к рассказу. Доходчиво и
содержательно он рассказал 0 том, как
Советская Армия, созданная и воспитанная
большевистской партией, В: И. Лениным
‘и И. В. Сталиным. на ° протяжении всей
своей истории выполняет ‘историческую
миссию верного стража Советского государ-
ства. Говоря об основных особенностях (0-
ветской Армии, руководитель подробно
остановился на тех ее характерных чертах,
которые коренным образом отличают нашу
армию от армий империалистических госу-
дарств.

— Армия любой  капиталистической
страны защищает интересы кучки эксплу-
ататоров, является орудием реакции, па-
лачом народной свободы, — подчеркнул
офицер.

Это положение он проиллюстрировал
фактами из жизни ‘буржуазных стран, в
частности рассказал, как французское
правительство не раз бросало евои Войска
против бастовавших горняков в 1948 году.
На примерах американской агрессии про-
тив корейского и китайского народов офи-
	цер глубоко раскрыл тезис о том, что
буржуазные армии служат не только для
подавления трудящихся внутри евоих
стран, но и для захвата чужих земель и
порабощения других народов.

— Наша Советская Армия есть армия
освобожденных рабочих и крестьян, армия
братства и дружбы народов, защищающая
великие завоевания Октябрьской социали-
стической революции, мирный труд совет-
ских людей. Советская Армия с первого
дня своего рождения воспитывается в духе
интернационализма, в духе уважения к
народам других стран, в духе сохранения
и утверждения мира между странами.

Большое место в рассказе руководителя
было отведено показу роли товарища
Сталина как создателя и вождя советских
Вооруженных Сил, как величайшего пол-
ководца всех времен ин творца самой пепе-
довой, советской военной науки. Характе-
ризуя огромную всеобъемлющую роль
товарища Сталина в годы Великой Отече-
ственной войны, руководитель занятий. за-
читал слушателям слова тов. В. М. Молотова
0 товарище Сталине.

«Это наше счастье, — говорил В. М.
Молотов. — что в трудные годы войны
Красную Армию и советский народ вел
вперед мудрый и испытанный вождь Co~
ветского Союза — Великий Сталин. С
именем Генералиссимуса Сталина войлут
в историю нашей страныти во всемирную
иеторию славные победы нашей армии».
	В заключение тов. Сыщиков, увязывая
материал темы с сегодняшним днем, ¢ 3a-
дачами воинов в боевой учебе, рассказал о
лучших воинах подразделения. назвал
имена отличников боевой и политической
подготовки — ефрейтора Стренкова, рядо-
вых Аржанова. Федоренко и других.

Лейтенант Сыщиков свой рассказ умело
связал с вопросами подтотовки к выборам
в местные Советы депутатов трудяштихся.
Он говорил 0 всенародной любви к
товарищу Сталину, о повсеместном вылви-
жении товарища Сталина первым кандида-
том в депутаты местных Советов.

В ходе рассказа руководитель умело,
пользовался наглядными пособиями, обра-
щался к воинам с вопросами, следил за
тем. чтобы они записывали наиболее важ-
ные положения. цифры. выводы. р
	занятие в группе лейтенанта Сыщикова
прошло живо, ярко. содержательно.
	Майор H. KAMBYJIOB.
	Не занимаются выращиванием отличников
	Сейчае назрела неббходимость подве-
сти некоторые итоги за истекшие ме-
сяпы тода. Но эта важная работа в части
не проведена. Командование и партийная
организация, очевилно, забыли о передо-
вых воинах, которые имеют большие успе-
хи в учебе и достойны того, чтобы их фо-
тографии были занесены на Доску отлич-
НИКОВ.

Давно пора отказатьея от такого пороч-
ного и пренебрежительного отношения к
воспитанию отличников, пропаганде их
опыта и по-деловому заняться этим важ-
ным вопросом.
	Гвардии капитан А. КУРОЧКИН.
	В Н-ском подразделении висит Доска
отличников боевой и политической подго-
товки. Но около Hee редко можно видеть
авиаторов. 7

Дело в том, что ‘на Доске отличников
помещены фотографии шестимесячной дав-
ности. Некоторых воинов, как, например,
rr. Гульченко и Селиванова, чьи фотогра-
фии выставлены, уже нет в подразлеле-
	НИИ.
Военнослужащие этого подразделения
рассказывают, что у них по-настоящему
	не занимаются выращиванием отличников,
не популяризируют систематически их
опыта, работа с отличниками ведется от
случая к случаю. .
	Листовки о передовиках учебы
	Многие авиаторы ко дню выборов в мест-
ные Советы достигли больших успехов в
босвой и политической подготовке. 0 служ-
бе примерных младших авиаспециалистов
рассказывают вывешенные в подразлелении
печатные листовки. Под  фотопортретами
передовых авиаторов приводятея короткие
рассказы о том, как они достигли образцо-
вого обслуживания боевой техники.

Одна из листовок сообщает 0 службе
старитего сержанта В. Прихолько. В ней го-
верится: «Командование отзывается o нем,
Rak о передовом воине. Он пользуется ува-
жением. Это и понятно. Комсомолец При-
ходько выполняет свой воинекий долг чест-
но, как и подобает советскому патриоту».

Тистовка рассказывает, что  авиапион-
ный механик Прихолько отлично ухажива-
ет за материальной частью и постоянно со-
держит ее в боевой готовности.
	Б другой листовке расоказываетея об 0б-
разцовой службе сержанта В. Никитина. В
ней приводится один из примеров его рев-
ностного отношения к делу. «Учебна-бое-
вые полеты прошли успешно. Вооружение
самолета действовало безотказно. В этом
была заслута и мастера авиавооружения
Никитина. В этот лень в служебную Rap-
точку комсомольца Никитина было внесено
новое поошренне».

В дни подготовки к выборам в местные
Советы отличники учебы провели с воина-_
ми несколько бесед о своем опыте обелужи-
вания боевой техники. Авиаторы готовятся
ознаменовать” 17 декабря — день выборов
в местные Советы депутатов трудящихея—
новыми успехами в боевой и политической
учебе. ,

П. ПАВЛОВ.
	Полковник В ТОЧИЛОВ.
		ды Великой Отечественной войны. Многие
из них посвящены боевым подвигам
бесстрашных сталинских соколов. Большой
интерее представляют плакаты, . рассказы-
вающие о Герое Советского Союза Викторе
Талалихине, летчиках Гражданского воз-
лдушного флота, совершивших немало воз-
душных рейсов по тылам врага.

Разоблачению лживой буржуазной демо-
кратии и англо-американских поджигате-
лей новой войны посвящены послевоенные
работы. художника.

Выставка пользуется большим успехом.
		рывается от земли. Громкое единодушное
«ура» летит ему вслед.
Волнуюшая, исполненная — глубокого
	смысла и значения сцена!

«...Не помня обид, и

не чувствуя старческих ног под собою,

внезапно и сказочно став молодым,

Можайский бежал за созданъем своим,

за тяжкой, прекрасной своею судьбою...

Бежал. как безумный, не чувствуя ноши,

всей грудью дыша,

приминая цветы,

не видя, не слыша, как били в ладоши,

хак взнойное небо цветастой порошей

летели фуражки, .

перчатки,
зонты».

Автор воссоздает жизненный путь Мо-
жайского, его горячие и неуёмные твор-
ческие искания. его борьбу за осуществле-
ние своей прекрасной и гордой мечты. И
co страниц поэмы встает благородный 06-
раз крупнейшего русского ученого-патрио-
та. Мечтая о покорении воздушной стихии,
Можайский менее всего думал о личной
славе и выгоде. Он думал о славе своего
народа, о будущем расцвете своего Отече-
ства. Не даром, отправляя в Полет своего
первенца, Александр Федорович говорит,
обращаясь к окружающим:

«—Придет еще время, я внаю, придет,

Россия расправит птирокие плечи,

И вылетит

утренней правде навстречу

Ее от рожденья крылатый народ! ».

В образе Можайского поэт воплощает
лучшие черты нашего великого народа —
ето пытливость. талантливость, безгранич-
ную дерзостьье неутомимость в исканиях,
любовь к труду. Можайский — подяин-
ный ученый-новатор. Неуёмность и страст-
ность = практика-первооткрывателя  с0-
четаюлмя Y него €  Бропотливоетью
ученого. Постеянная ‘творческая неудов-
летворенность Можайского, ero ue-
желание мириться ес шаблоном и рутиной
немало способствуют достижению им за-
ветной пели.

Поэту удалось создать светлый и блз-
городный образ строителя первого само-
лета. образ близкий и дорогой советским
людям. Да, именно таким представляем мы
	Третий номер журнала „Партийное просвещение“
	виков в самостоятельную марксистекую
партию»; «Партия большевиков в борьбе
за коллективизацию сельского хозяйства».
К кажлой из этих статей дан еписок ре-
комендуемой литературы.

Раздел заканчивается указаниями о том,
как организовать работу ‘кружка по изуче-
нию диалектического и исторического ма-
териализма.
	Б порядке обмена опытом организации
работы в сети партийного просвещения
напечатана Статья секретаря Ленинград-
	ского обкома ВКП(б) Н. Казьмина «Лекци-
онная пропаганла в помощь самостоятель-
но изучающим теорию и историю больше-
визма».

0 своем опыте работы над рефератом по
произведению И. В. Сталина «К вопросам
аграрной политики в СССР» рассказывает
на страницах журнала внештатный. пропа-
гандист, руководитель кружка по изуче-

нию «Ёраткого курса истории BRII(6)>
М. Борисова,

В разделе «Библиография» сообщлется
06 издании в нашей стране за де-
вять месяцев 1950 г. свыше 6580 мил-

лионов экземпляров книг по различным.
отраслям знаний.
	В конце журнала помещены цифры
факты, показывающие расцвет еовет:
KYIbTYDEL.
	Вышел в свет третий номер журнала
«Партийное просвещение».

Передовая статья «Повысить уровень
учебно-метолической работы в системе
партийного просвещения», которой откры-
вается журнал, ставит перед партийными
ортанизациями задачу повседневно вни-
кать в учебно- -методическую работу в се-
ти партийного просвещения, обеспечить
твердый порядок и высокий илейный уро-
вень занятий в школах и кружках.

В журнале опубликовано сообщение 0
выходе в свет тридцать второго тома Со-
чинений В. И. Ленина. В сообщении xpar-
ко излагается содержание некоторых про-
изведений, включенных в 32-Й том.

В разделе «Лекции и консультации»
помещены статьи: М, Степанова «Органи-
зационные основы большевистской  пар-
тии» (о трудах В. И. Ленина «Шаг впе-
ред, два шага назад» и И. В. Сталина
«Власе пролетариев и партия пролета-
риев») и В. Степанова «0 самостоятель-
ном изучении книги В. И. Ленина «Мате-
ризлизм и эмпириокритицизм».

Большую помощь окажут пронаганди-
стам статьи 0 том, как провести занятия
	в кружке по темам: «Меньшевики И
большевики в период русско-японской
войны и первой русекой революции»:
	«Меньтевики и большевики в период сто-
лыпинской реакции. Оформление болело.
	О СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
КОМСОМОЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»
	ния вскрытых недостатков и улучшения
работы организаций ВЛЕСМ приняты кон-
кретные меры.

Секретарь комсомольского бюро офипер
Лобода, хопустивний серьезные недочеты
в своей деятельности. на отчетно-выборном
ROMCOMOIBCKOM собрании был подвергнут
резкой критике и привлечен к союзной от-
ветственности. На коммуниета Груздова за
формальное отношение к выдаче комсо-
мольеких билетов наложено взыскание.
	Из политоргана редакции сообщили, что
статья 1. Федорова, под таким названием
опубликованная в «Сталинеком соколе»
3 ноября с. г. обсуждена на совещании
политработников. ( руководстве комсо-
мольскими организациями был  заслутан
доклад коммуниста Иванова, которому ука-
зано на слабое состояние  внутрикомео-
мольской и политико-воспитательной рабо-
ты в комеомольских организациях. на не-
достаточное руководетво ими. Для устране-
	B Н-ской авиачасти политработник тов.
Турчак не принял необходимых мер к
улучшению — руководства агитаторами,
Здесь редко проводилиеь семинары агита-
торов; партийная организация не оказыва-
ла им необходимой помощи. 06 этом с00б-
щил в редакцию военкор В. Гримм. Письмо
было направлено для принятия мер,

Из политоргана редакции сообщили. что
	О СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
	увазанные в письме факты при провер-
ке подтвердились. Приняты меры к устра-
нению недостатков. Сейчас работа ¢ аги-
таторами значительно улучшена: регуляр-
но проводятся семинары, читаются лекции.
Вопрос 06 агитационно-пропагандистской
работе был обсужден нз партийном и
сомольском собраниях,
	можлиском
	себе Можайского — человека. посвятив-
шего всю свою жизнь тому, чтобы мы, его
внуки. были ‘крылаты и счастливы! Поэт
	устанавливает прямую, непосредственную
связь между изобретением ‘Можайского и
сегодняшним могучим расцветом  сталин-
ской авиации. Автор говорит:
	«Мы в небе тебя узнаем
по дымному следу, по грозному звуку.
Мы жмем твою сильную, умную руку
‘H славим несущийся по небу гром».
	В течение многих лет выдающееся изо-
бреление талантливого русекого ученого,
благодаря преступной халатности царских
чиновников, было скрыто от мира. Славу
Можайского. славу нашей Родины ныта-
лись похитить змериканские дельцы от
науки. Братья Райт, лишь двадцать один
тод спустя после Можайского поднявшиеся
в воздух, долгое время почитались пионе-
рами авиации. Советский народ восстано-
вил историческую правду. Защитником
этой правлы, утверждающим ее в яркой,
образной форме, выступает и С. Васильев.
Он говорит:

«Да, истина видит:

рожден самолет

не братьями Райт и не Ленгля

хваленым,

& скромным и доблестным русеким

ученым,
разведчиком тайных небесных высот».

Сквозь толщу десятилетий правда про-
билась и восторжествовала. Наследники
Можайского множат его подвиг новыми от-
крытиями, новыми достижениями,

Поэма «Первый в мире» — радостное
явление советской поэзии этого года. Тем
досаднее, что автор не смог избежать в ней
некоторых, весъма существенных, недо-
остатков. Основной из них тот, что Можай-
ский показан изолированно от всей пере-
довой русской науки, работавшей над ре-
шением проблемы воздухоплавалия. Имена
Менделеева. Рыкачева, Спицына лишь
упоминаются в поэме. В пятой же главе
автор, говоря о тяжелом положении России
и русского народа в те годы, подчеркивает
«одиночество» Можайского. его одного mpo-
тивопоставляет силам реакции, В другом
месте поэт пишет о том, что в это время
	весь мир был «погружен в дремоту». Это,
	вонечно, не соответетвует исторической
правде. *

Слабо показаны и образы рабочих —
	помощников Можайского. Между тем, их
самоотверженный труд, их бескорыстная
помощь сыграли значительную роль в ову-
ществлении изобретателем своей мечты.
	изнь Можайского была наполнена не-
престанной и жестокой борьбой. Хочется
поэтому, чтобы в произведении о нем собы-
THA этой борьбы были выписаны первым
планом, показаны во всей глубине и жиз-
ненной яркости. Поэма же носит слишком
эпический, слишком спокойный характер.
Ей явно He хватает драматизма, напряже-
ния, действия. Автор больше рассказывает
о столкновениях Можайского с чиновной
знатью. с иностранными дельцами, чем
ноказывает эти столкновения.
	Нельзя не сделать автору и тяда серьез-
ных упреков в отношении языка. Круп-
ный мастер советской поэзии, Сергей Ва-
сихьев и в этой поэме дал блестящие об-
разы стихотворной публицистики. порадо-
вал многими свежими и интересными обра-
зами, смелыми  сравнениями, хорошими
поэтическими находками. Однако стремлв-
ние к новым образам в ряде елучаев ста-
новится самоцелью. приводит поэта в ту-
манным, лишенным четкогои конкретного
смысла фразам и выражениям, вроде «тол-
ковое чучело», «тесный багажник воспо-
минаний», «сколько событий... упало на
Ano» AT. I.
	Но, несмотря на отдельные недочеты и
минусы поэмы. авиаторы встретят ве
с живым интересом. Она сыграет важную
роль в патриотическом воспитании свовет-
ских воинов. в укреплении у них священ-
ного чувства национальной гордости. И нет
сомнения, что. напечатанная в журнале,
поэма ‘будет  переизлана. Хочетея  по-
этому пожелать автору большой и углуб-
ленной работы над устранением недостат-
ков, имеющихся в произвелении.
	¥ поэмы есть все основания для того,
чтобы при. соответствующей доработке
стать значительным произвелением совет-
	ской поэзии.
Юр. ЗУБКОВ.
	Нельзя без искреннего и глубокого вол-
нения и большой гордости за нашу
прекрасную, богатую смелыми и та-
лантливыми людьми Отчизну, за наш ве-
тикий и могучий народ читать новую поэ-
му Сергея Васильева «Первый в мире»*),
посвященную «памяти подвижника русской
нзуки А. Ф. Можайского». Поэт воспроиз-
водит жизненный подвиг замечательного
русского патриота Александра Федоровича
ожайского — строителя первого в мире
‘амолета. Перед читателями возникают одно
84 другим события из жизни выдающегося
изобретателя.
	Вот, в начале поэмы, Можайский стоит
на берегу Невы и в тысячный раз следит
38 полетом чайки. Он одержим одной меч-
той, одной думой — покорить небо... Тем-
неет, С большой силой льет дождь. Но не
замечает этого Можайский, погруженный
в поиски ключа к решению сложнейшей
Научной проблемы.
	„.Ллут годы. Можайский мастерит «не-
бывалый, доселе невиданный, сказочный
Змей». И однажды ‘в ветреный апрельский
день на этом змее он взлетает в подне-
бесъе. Змей представляет собой широкий
доЩатый плоскодонник, в котором и поме-
Щается Можайский. Полет на змее — пер-
зая крупная победа Можайского на пути
_Пвутомимых исканий.

„Й снова идут годы. Можайский в Пе-
Тербурте. Он строит летательный аппарат
тяжелое воздуха. Уже опробована не одна
ходель. Уже утвержден проект на по-
‘тройку самолета. Преодолевая упряметво
и сопротивление царских чиновников и
пришлых в Россию «ученых-невежд», пре-
ололевая безленежье. и ‘неудачи, Можай-
ский неутомимо лвижется к цели.
	Машина построена. И, наконец, насту-
павт день испытаний, день осуществления
мечты, которой отдана вся прекрасная и
бурная жизнь ученого. В Красном селе,
близ Петербурга, собрались свидетели пред-
стоящего первого в мире полета. Полана
команда. Самолег идет с уклона впри-
Прыжку все дальше и дальше и вдруг от
—_
	”) Сергей Васильев. «Первый в мире»,
Поэма, Журнал «Октябрь», № 10, 1950 г,