14 декабря 1950 г., № 294 (1827).
	Розыгрынт. полета — школа
	обучения
	В общей системе боевой учебы авиат
ров розыгрыш полета имеет  первостеп и
не оначение. Он является важной Don.
мой контроля подготовки членов экилаж it
к полету и действенным средством ен
ния авиаторов.

Проводя розыгрыш полета, один п:
командиров подразделения — поверхностно
рассказал авиаторам 0 способах и при-
емах выхода на цель не пазобрал
	пруводи роеры ров полета, ОДИН из
‚мах выхода на цель, не разобрал
‹ ними конкретных примеров. Он так-
же не выяснил, умеют ли его подчинен-
ные производить соответствующие расчеты
в случае изменений условий полета, так
ВАК в ЗИМНИЙ период часто меняется” мете-
орологическая обстановка. На самостоятель-
ной подготовке он не предоставил авиато-
рам время потренироваться в этих раечетах.

В результате плохой предварительной
подлотовки экипажи не смогли в воздухе
произвести перерасчет скорости полета,
когда этого потребовала обстановка, и при-
были на полигон с опозданием, Так, эки-
паж летчика Окубия появился’ над целью
позже срока на 6 минут. Как оказалось,
расчет времени и скорости полета экипажи
вели по шаропилотным ланным, которые
из маршруте не соответствовали фактиче-
CRAM: ветер усилился, изменил направле-
	ние, & На Последнем этапе даже стал
вотречным.
Если бы этот командир во время ро-
	зыгрыша полета обратил внимание подчи-
ненных на этот вопрос, дал бы им возмож-
ность потренироваться в расчетах, то эки-
пажи пришли бы на цель своевременно.

Кстати говоря, условия погоды в этом
районе таковы, что командир должен
был обратить внимание офицеров на ча-
тые изменения ветра. Он этого не сделал,
и экипажи допустили нарушения плановой
таблицы.

(Совершенно по-иному провел предвари-
тельную подготовку и ее заключительный
тай — розыгрыш полета-—офицер Тарасов,
(тавя задачу, он в первую очередь на-
похнил 06 ошибках, которые были допуз
щоны ‘некоторыми летчиками в прошлых
полетах. Например, он указал, почему от-
дельные лезчики не выдерживали скорости
и высоты полета при определении угла
сноса, не соблюдали и других навигацион-
ных элементов, Здесь же офицер Тарасов
подверг критическому анализу неточные
рабчеть, произведенные штурманом Кузь-
мичевым, и ошибки, лопущенные одним из
летчиков на боевом курсе,

Указав нА эти недочеты и векрыв при-
чины ошибок летчиков, офицер Тарасов
обратил внимание авиаторов на решающие
элементы полета; технику пилотирования,
выдерживание маршрута, выход на цель в
заданное время, на особенности полета в
случае изменения обстановки.

В классе, гло проходил розыгрьип, были
сосредоточены различные наглядные 1посо-
бия. Здесь имелись графически испол-
ненный навигационный план полета. ин-
женерно-штурманский расчет режима по-
лета. Другие схемы и чертежи отражали
типичные примеры техники выполнения
небольших „ловаротов самолета на „боевом
курсе при бомбометапии, наглядно пока-
зывали основные принципы и способы 6о-
копой наводки нал полигоном и т. д.

Веветороние и тщатольно подготовлен-
НЫЙ розыгрыти явился для авиаторов на-
ящей школой обучения. Офицер Тараз
	Tak называлея фельетон лейтенанта
Н. Копанчана, опубликованный в «Оталия-
ском соколе» 3 ноября с, г. В нем пои-
водились факты плохой заботы  хозяйст-
венников 0 быте офицеров. Н-ской  авиа-
части,

Вах сообщило командование, недостатки
в работе хозяйственников, упомянутые в
фельетюне, . действитеаьно имели место.
Фельётон обсуждалея на заседании  Парт-
		виаторов
	COB, Предлагая летчикам и штурманам
вводные, не удовлетворялея поверхностны-
ми ответами. Он требовал от офицеров глу-
бокого понимания сущности вопроса,

— Шри выруливании на линию испол-
нительного старта после торможения само-
лет развернулся вправо. Ваши действия? —=
обратилея руководитель розыгрыша к лет-
чику Беличенко. :

— Видимо, неисправен тормоз левого
Колеса шасси. — сказал летчик. — Даю
газ. выравниваю самолет и взлетаю.

Такой ответ не удовлетворил офицера
Тарасова. Не согласились с Беличенко и
летчики.

Руководитель розыгрыша подробно ра-
зобрал ошибку Беличенко.

— Хотя взлет с неисправным тормозом
шасси не представляет опасности, но на
посадке. неизбежно произошла бы непри-
Ятность, — заявил он. — Самым серьез-
ным недостатком ответа Беличенко являет-
ся решение производить ‘взлет на’ неие-
правной материальной части.

Офицер Тарасов разъяснил летчикам,
что единственно правильным решением
надо считать заруливание самолета на
линию стоянки, При этом командир напом-
HUT подчиненным о правилах руления с
неисправными тормозами, предупредил, что
скорость в данном случае должна быть
уменьшена, а летчик обязан повысить
осмотрительность, Только после осмотра
самолета. полного устранения неисправно-
сти и с разрешения руководителя полетов
летчик мог вылететь для выполнения за-
дания.

Весьма важным элементом  разыгрывае-
мого полета был выход на цель в заданное
время. Он зависел от работы штурмана по
счислению пути м точности определения
навигационных элементов. Офицер Тарасов
дал указание штурманам, чтобы они опре-
делили ветер у первого контрольного ори-
еитира по путевой скорости и углу сноса,
а на контрольном этапе по направлению
и скорости ветра, зная истинную воздут-
ную скорость, рассчитали  путевую ско-
рость. С этой целью офицер Тарасов
ставил вводные, а штурманы уверенно
отвечали на его вопросы, быстро произво-
дили перерасчет времени полета и воздуш-
ной скорости.

Вслед за этим командир стал опралти-
вать летчиков о том, как они будут про-
изводить бомбометание. В прошлых поле-
тах офицер Андрощенко допустил грубую
ошибку в расчете прицельных данных на
бомбометание и не выполнил задания. Дру-
гой летчик не обладал в полной мере на-
выками использования прицела,” нетвердо
знал он и правила производства боковой
наводки.

На все эти недочеты было обращено
внимание на розыгрыше полета. Лля того,
чтобы авиаторы уяснили методику выпол-
нения небольших  доворотов машины ча
боевом курсе. на схеме было наглядно по-
казано пространственное положение само-
лета. что помогло слушателям глубже 0с-
‘мыслить метод боковой наводки. Были
подробно разобраны и другие. элементы
бомбометания.

Целеустрёмленное и методически грамот-
ное проведение розытрыша полета значи-
тельно обогатило знания авиаторов, повы-
сило их практические навыки.

Полковник В. ЛЕЛКОВИЧ.
	бюро частая, и приняты чеобхолимые меры
по улучшению бытового обслуживания
офиперов. К настоящему времени в квар-
тирах офицеров налажено электроосвеще-
ние. организован подвоз угля и дров для
отопления жилых помещений. Положенное
обмундирование воинам выдано.
Хозяйственники Ковалев, Образов и Вы-
ков, лопустившие в сз0ей работе ха-
латность. привлечены ® ответственности.
			овойи семье
	на Отаневич — ¢o JHA eM основания, уже
свыше трех десятков лет.

После самоподготовки начинаются заня-
тия самодеятельных кружков. Кружков
много: литературный, спортивный, танце-
вальный, хоровой, музыкальный й другие.
Руковолят ими опытные педагоги. Они вни-
мательно следят ва развитием детей, прово-
дят в ними групповые и индивидуальные
занятия, а наиболев одаренных направая-
ют в специальные школы. В прошлом году,
например, три воспитанника-—Вова Ленев,
Витя Волков и Вова Емелин — были посла-
ны на учебу в областное музыкальное учи-
лище. Нынешним летом туда  поетупили
еще пять мальчиков.
	Наряду с учебой воспитанники детоких
домов приобретают трудовые навыки. Горо-
док имеет свои огороды и небольшие га-
дики, ва которыми ухаживают сами дети.
Для привития трудовых навыков имеются
мастерские: для мальчиков — отолярная,
для девочек — швейная. Разумеетея, эти
квзлификации являются побочными, основ-
ную же специальноеть дети приобретают
по своему желанию, и никто не препят-
ствует им в э10м. Вончая ереднюю школу,
ребята сами определяют ввою будущую
профессию: хочепть стать летчиком — н9-
ступай в авиаучилище, хочешь стать ин-
женером — иди в институт. Коллектив по-
может воепитаннику не только поступить
в избранное ‘им учебное заведение, но бу-
дег ревнобтно следить за всей его дальней-
шей жизнью и деятельностью.

Тов, Бабенкова рассказывает, что ей ча-
CTO приходится писать письма в институ-
ты, школы, на предприятия, где учатея и
работают бывшие воспитанники, интересо-
ваться их жизнью, уепехами, планами на
будущее, а в случае Каких-либо затруд-.
нений — оказывать необходимую помощь.
	— А как же иначе? — говорила Ёкате-
рина Степановна. _— Ведь детдом — их
родной дом, вторая их семья...
	Родной дом! В этом определении заклю-
чена вся сущность наших дДетеких домов.
Этим, в частности. и объяеняется, что по-
сле своето совершеннолетия бывшие восни-
танники в течение многих лет не порыва-
ют связи в деттородком, ведут переписку с
педагогами, назещают лично.

Этот детекий городок ——~ один из ета-
рейших в стране — был организован в
первые годы революции M0 инициативе
ф. 9. Дзержинекого. В прошлом году on
отмечал свое тридцатилетие. Бывшие его
воспитанники ныне трудятся на самых
различных участках строительства. Их
вотретишь в академиях, на кафедрах ин-
CTHTYTOB, на фабриках и заводах, на ле-
сах новостроек, Многие из воспитанников
командуют подразделениями Советекой Ap-
мии, летают на боевых и транспортных
самолетах. Воспитанник детского дома Po-
ман Дубелев за участие в Великой Отечеет-
венной войне получил звание Героя Совет-

ского Союза.
eo + *
	Часто в воскресные дни в гости к де-
тям приезжают военные летчики.

Авиаторы уже несколько лет шефетву-
	‚т нал этим городком. Арепкая дружба свя
	зывает шефов с ребятами. Летчики при-
сылают сюда своих докладчиков, лекторов,
массовиков, а по праздникам—и свой духо-
вой оркестр. Нередко шефы преподносят
детям коллективные и инливидуальные по-
дарки.

Отличную библиотеку и парашют пода-
рили летчики ребятам. Для воепитанников
это было целое событие. В тот же день они
организовали авиакружок.
	Многие ребята теперь мечтают стать
звиаторами. Это стремление усилилось по-
сле того, как группа детдомовцев, окончив
школу, уехала на учебу в Сталинградекое
звиаучилище.

У юных воститанников много путей и
лорог. Они знают, что родное Советекое го-
сухаретво, великий Сталин помогут им ocy-
ществить любое желание.

С. НИКОЛАЕВ.
	подолгу смотрел на раны утеса, на паря-
щих орлов.

Старый чабан пел о том, как не знаю-
щий страха в борьбе и смело ведущий
внеред партию Ленин окрылил юного
героя, и С0с0 смело пошел по славному
пути революционера-ленинца. Огонь рево-
люнционных битв закалил юношу, и юноша
вышел из этого горнила мужем твердым и
крепким. как сталь, почему его и стали
называть с тех пор Сталин.
	Песня Измаила звучала, как гимн 0
великом земляке; давшем народам нашей
Родины пастоящую свободу и счастье.
Старый чабан с гордостью пел о том, что
Сталин никогда не сворачивает с ленян-
ского пути. что народы беспредельно верят
Сталину, называют ero отцом, идут 6a
Сталиным и побеждают.
	Песня кончалась пожеланием долгих лет
и здоровья вождю на благо всему челове-
честву.
	Мы с Измаилом подошли к самолету,
кренко пожали друг другу на прощанье
руки, и я, запустив мотор, взлетел.
	Набрав высоту, я нарочно пролетел
около утеса, на котором когда-то было на-
писано огненное слово, чтобы подробнее
рассмотреть все,
	Поверхность каменного обрыва в различ-
ных направлениях бороздили трещины, но
это не следы от снарядных разрывов, это
морщины, следы другого разрушения, раз-
рушения времени.

А раны? Раны были, по всей вероятно-
сти; легендой, которую создали одаренные
богатой фантазией люди,

Я лег на куре и тихонько потянул руч=
Ky на’ себя, — самолет плавно ° пошел
вверх.
	Бпереди, слева, на торосистом поле, вы-
росли две белоснежные вершины. По ха-
рактерному очертанию их я определил, что
это Эльбрус. Значит, Я находился над
Влухорским перевалом.

Я поднял планшет, посмотрел на карту
и убедился, что точно иду по маршруту.

Из планшета, е фотографии на меня
смотрел человек,” чье дорогое имя сейчас
на устах всех честных тружеников зем-
ного шара, человек, о котором так тепле
и искренно пел мудрый Измаил.
		Вечером, когда юные обитатели детекого
горбдка готовилизь ко сну, в комнату к
мальчикам вошла ВЗвОлНовАННАЯ Екатерина
Степановна Бабенкова и попросила дежур-
ную воспитательницу позвать к ней Вади-
Ka Яворекого, THXOTO и мечтательного маль-
чика, которому недавно исполнилось один-
НАлЦАТЬ лег,
	— Милый Вадик, — сказала Екатерина
Степановна, поглаживая чернявую головку
мальчика, — ты помнишь своего папу, ты
любишь 6го?
	Вадик © удивлением смотрел на директо-
ра детского городка. Странный вопрос! Вто
же не любит своего папу? Вадик веегда
считал его лучшим в мире, потому что папа
Вадика был храбрым офицером и геройски
погиб на фронте. И хотя © тех пор прошло
уже шесть лет и Вадик тогла был очень

маленький. он до вих пор помнит своего
ОТЦА.
	— Tak BOT, мой мальчик, — ласково
продолжала Екатерина Степановна, — м-
гу сообщить тебе радостную весть: твой
папа жив!

— Жив? Это правда, tera Kara? —
взволнованно епроеил мальчик,
	‘ — Да, Вадик, правда. Вот его письмо,—
сказала Екатерина Степановна, подавая
мальчику голубой конверт Co пеампом.
	Письмо было прислано @ Дальнего Воето-
ка. Отец Вадика, как яветвовало из письма,
во время войны был тяжело ранен, долго
лежал в госпитале, а когда подлечилея и
мог писажь домой, оказалось, что писать-
то, собетвенно, некуда: местность, где про-
живала его семья, была оккупирована нем-
цами, Некоторое время спустя офицер
Яворекий стал наводить справки и после
долгих поисков, наконец, напал на след.
Выяснилось, что его семья при приближе-
нии иёмцев эвакуировалаеь в тыл. Потом,
уже на новом месте, тяжело заболела жена,

и Валик был определен на воспитание в
ний городок. Узнав точный адрес сына,
отец теперь вообщал, что вкоро приедет и
заберет сына к себе.

— Ты доволен? — спросила Екатерина
Степановна. обнимая и пелуя мальчика.
	— HA счастлив, тетя Kata, — тихо ска-
зал Вадик, — но мне... Мне было так хо-
рошо здесь!..
	Екатерина Степановна сочувственно кив-
нула головой. Она отлично понимала на-
строение мальчика, жившего все эти годы
в обстановке, вполне заменявшей ему род-
ную семью...

a * *

Детский городок, с которым так не хоте-
лось расставаться Вадику Яворскому, рас-
положен в красивой дачной местности под
Москвой. Высокие его дома с резными укра-
шениями на’карнизах, с большими окнами
и большими террасами утопают летом в
зелени берез, лип и акаций.
	В пяти домах городка проживает более
двухсот детей погибших воинов. Живут они
в прекрасных условиях. Комнаты выкраше-
ны в нежный голубой цвет, обставлены до-
бротной мебелью. На окнах висят гардины
и кружевные занавеси, на миниатюрных
красивых етоликах CTOAT пальмы и фику-
сы, полы покрыты коврами и дорожками.
	Детдомовцы отлично питаются, хорошо
обуты и одеты. Когда дети проходят по ули-
цам поселка, жители невольно восхишщают-
CH UX внешним видом. Занимаютея детдо-
мовцы в двух школах — 90 ребят посеща-
ют среднюю, а остальные — начальную.
Большинство воспитанников имеют отлич-
ные и хорошие оценки. Высокая ус-
певаемость достигаетея хорошей постанов-
кой учебы в школе и организованной си-
стемой внешкольной подготовки.

Поеле обеда и часовой прогулки‘ начи-
наетея групповая подготовка уроков. Дети
самостоятельно выполняют задания, а вос-
питатель наблюдает за их работой, помога-
вт в усвоении материала. Обязанности вос-
питателей здесь выполняют люди, искренне
любящие и знающие свое дело. Большин-
ство из них давно уже работают в городке,
а воепитательница Александра Алекеандров-
	му слову «Свобода». Но крыльев не было.

Тогда царь нашел еще одно средство:
приказал привезти пушки и разрушить
скалу. Снаряды ¢ визгом  впивались
в гранит и разметывали во вее стороны
горящие крупинки букв. Люди собирали
эти искры и бережно, словно редкую дра-
тоценность, прятали и хранили их у еверд-
ца.
	Горы гневным тулом отвечали залпам.
	°С тех пор навеки остались на груди
yreca раны — следы расправы.

Но в сврдцах людей слово «Свобода»
	продолжало жить и будет жить вечно, ио-
тому что народ сам вечен, и нет такой
силы, которая смогла бы подавить добрую
волю его, А воля. народа — свобода и
счастье во всем мире. ‘
	Последние слова Измаил произнее твер-
лым. уверенным голосом...
		ВИАТОРЫ А. Теребенин и А. Загорулько в совершенстве овладели своей спе-
	Циальностью, настойчиво изыскивают
	новые приемы обслуживания вверенной
	Им боевой Техники. Они отличники боевой и политической полготовки. На снимке
	слева -—- механик по приборам старшина
	А. Геребении после полета производит
		осмотр крепления одного из агрегатов самолета, на снимке справа -— механик по
радиоборудованию старшина А. Загорулько за подготовкой радиоаппаратуры к
		предстоящему летному ANE,
	Внимательно п

Собрание, на котором  обсуждалиев ре-
шения [У пленума ЦЕ ВЛЕКСМ, подвергло
критике руководителей комсомольской ор
ганизации. Комсомольцы внесли много цен
ных ‘предложений, направленных на уст-
ранение недостатков в работе,

Бюро учло критику. Сразу же после с0-
брания руководитель организации ВЛКСМ
посоветовалея с командиром, секретарем
партийной организации о том, как лучше
проводить досуг молодежи. Был составлен
план мероприятий, в обсуждении которого
приняли участие активиеты.

Руководить кружком художественной са-
модеятельности поручили офицеру Минер-
вину. Этот кружок развернул широкую
инициативную работу. Ряды его растут в
каждым днем. йружком по праву гордитея
весь личный состав.

0 том, что критика помогает отреннить-
CH от рутины и косности, успешно устра-
нить недостатки в работе и учебе, пробу-
дить инициативу у широких молодежных
Macc, свидетельствует” такой пример. На от-
четно-выборном собрании в одном из под-
разделений доклад сделал секретарь ком-
сомольской организации тов. Майоров, В
своем выступлении он говорил лишь об уб-
пехах. не указывая на имевшиеся серьез-
ные недостатки.

Комсомольцы поправили своего секрета-
ря. Они указали, что члены бюро слабо
занимаются воспитанием отличников УЧе-
бы, не учат группкомеоргов, ках следует
строить воспитательную работу. Успокоив-
нрись на доститнутом, бюро енизило требо-
вательноеть к cede и членам ВЛКСМ.

На этом собрании был ‘обновлен состав
бюро. С тех пор в подразделении произо-
шли большие изменения. Значительно луч-
ше тотовятся сейчас. комсомольские собра-
ния, члены ВААСМ активно участвуют в
жизни своей организации. Увеличилось ко-
личество отличников. Вюро всемерно забо-
титея о развертывании критики и самэ-
критики, живо реагирует на замечания
комсомольцев.

Однако не во всех организациях так об-
стоит дело. Известны случаи, когда кри-
тические выступления комсомольцев Ha
собраниях игнорируются. когда под веч-
KUMH предлогами умаляют их значение.
Time He изжиты случаи зажима критики.
Обратимся к фактам.  Комсомольекому pa-
ботнаку тов. Суслову на комсомольской
конференции училища  прингловь выслу-
пать критику в свой адрес. Делегаты кон
ференции говорили о Том. что в работе се-
минатов секретарей комсомольских оргачи-
заций не устранен формализм, что aTH ce-
минары часто носят характер очередной
	рислушиваться
	«накачки». Участники их редко получают
дельные советы. Тов. Суслов в подразделе-
ниях бывает редко, в существо комсомоль-
ской работы по-настоящему не вникаег.
	Как ке отнесся к критике недостатков
в своей работе тов. Суслов?
	Он выступил на конференции и вместо
того, чтобы честно признать свои ошибки,
обрушился на тех, кто выступал в крити-
кой по его адресу. Подобное отношение
комсомольского руководителя к критиче-
ским замечаниям не может способствовать
воспитанию комсомольских кадров в, духе
уважения к критике и самокритике. Это
грубейший вид зажима критики.
	Есть и другая форма зажима критики,
когда руководители делают вид, что при-
слушиваются к замечаниям комсомольцев,
обещают устранить недостатки, но на вто-
рой же день 06 этих обещаниях забывают.
Например, на отчетно-выборном собрании
в одной из комсомольских организаций
выступающие критиковали бюро за то, что
GUO неудовлетворительно работает © моло-
дежью. не состоящей в комсомоле, что ряды
ВИКОМ растут слабо. 06 этом было залиеа-
HO B решениях собрания. С тех пор прошло
несколько месяцев, а бюро во главе со
старшим сержантом Бисембаевым не при-
ступило к выполнению наказа комеомоль-
цев.

Делегаты комсомольской конференции
отмечали, что некоторые работники полит-
органа выслушивают на собраниях крити-
ческие выступления, обещают исправить
недостатки, но свои обещания не выпол-
няют. “Такое поведение является одной из
форм зажима критики, стремлением ума-
	‘ЛИТЬ значение критичееких. замечаний.
	— Когда я принял от старого секрета-
ря комеомольской организации дела,—=рас-
сказывает тов. Рыженков, — то решил
прежде всего проверить, как’ выполнены
решения предыдущих собраний, В моему
утивлению, оказалось, что ни слдно решение
пяти предыдущих собраний не выполнено.
	Критика и самокритика — важное сред-
ство воспитания кадров. способных на де-
ле выполнять задачи, поставленные пар-
тией перед комсомолом. Правильное отно-
шение к критике служит показателем по-
литической зрелости руководителя, его
умения подчинять свое самолюбие общест-
венным, государственным интересам. Прин-
ципиальная. деловая большевистекая кри-
тика и самокритика являются необходи-
мым условием движения вперед, улучше-
ния всей комсомольской работы.
	Майор Ф. ЛУШНИКОВ.
	лосу

KOMC

омольцев
		ВСТРЕЧА В ГОРАХ
	w 1
РАССКАЗ
		— Когда я был юношей и у меня бы-
ли, как у молодого орла, зоркие глаза, я
мог хорошо видеть отсюда раны этой горы,
— промолвил старик, указывая посохом
на скалу, неприступной  громадой возвы-
шавшуюся над другими.

Слова горца заинтересовали меня, и по-
этому я поспешил поддержать начатый
разговор:
	— Какие раны’
	вались двери темницы. Счастливо улыбал-
ся заключенный и, плача от радости, про-
тягивал к желанной свободе руки.
	Сердца угнетенных при одной мысли о
свободе чаще начинали биться, зажигались
жаждой счастья, выше вздымалась грудь.
Свобода звала смелых на битву. 0 свободе
пел вольный ветер. Свободу прославляли
непокорные волны, гуляя по безбрежному
синему морю.
	И дремучий лее, гордо качая вершина-
ми, шептал о ней. Люди слагали o cBego-
де красивые легенды. А цари всегда боя-
тиеь слова «Свобоха».
	Молва о том; что в горах запылало. ве-
ликое елово, быстрее птицы полетёла над
землей. Правивший в то время царь встре-
вожился и велел уничтожить опасное го-
рящее слово, а человека, написавшего его,
заковать в кандалы и казнить.

Но как ни старались царские сыщики,
имя этого отважного человека осталось
для них тайной, хотя народ и горы, знали
и видели этого человека.

Не нашлось также и такого, кто бы
сповобен был добраться до букв: так вые9-
ко это было.
	А буквы все пылали, и уж многив волед
за смелыми стали повторять слово «Свобо-
да» велух. Народ заволновался:
	Тогда царь объявил, что даст много 30-
лота тому. кто сотрет эту надпись.
	Долго не было ответа.

Наконец, пришел какой-то гнусный’ ч6-
ловек и согласился. Деньги погнали’ алч-
ного на безуметно, и он змеей пополз по
каменной стене к буквам, но не достиг и
четверти высоты; как струсил, остановил=
ся. да и застрял. Вценившись руками в
расщелину, предатель дрожал, как’ больной
ягненок, и выл. как шакал, боясь упасть.

Да кто же станет спасать такого?

Трусы всегда слабы. Силы этого, садкого
человека скоро иссякли, и он сорвался в
бездиу. :

Даже стервятники отвернулись от его
праха, и он гнил, отравляя смрадом гор-
ный воздух.

Не помогли царю ий деньги.

Мудрые люди говорили; «Надо иметь
крылья, чтобы приблизиться к священно-
	Прошлым летом мне случилось везти на
«По-2» почту из Кисловодска в Сванетию.
В долине реки Ингур. куда я прилетел,
сумерки уже  сгущалиеь. Выше, 38
торах, было светло, и там в лучах заходя-
Щего солнца сверкал и искрился снег.
	На площадке меня встретил и
который, приняв почту, стал звать к 6a
в аул, но я отказалея, решив заночева
около самолета.
	й был не одинок: неподалеку горел ко-
стёр, около которого сидели люди, вероят-
Но, колхозные чабаны, потому что еще ©
воздуха было видно, что здесь поблизости
пасется отара овец.
	Я пошел na  отонек. И
одей, я по их приглашению подсел
ближе к костру.
	Действительно, это были чабаны. Их
оказалось трое. Один из них молодой, сов-
ви почти мальчик, в бешмете, подпоясан-
ном тонким ремешком. Он не сводил глаз
© другого, черноусого, медленно поворачи-
завшего на углях железный прут с на-
саженными на Него кусочками мяса, и,
слушая его, время от времени звонко сме-
aca.

Юноша смеялся неспроста: его товарищ,
изготовлявший шашлык, человек средних
лет, в невозмутимым видом, монотонным
хриплым баском рассказывал самые неве-
роятные Истории, якобы елучавшиеся с
НИМ.
	Третий чабай хранил глубокое молчание,
посасывая трубку с душистым табаком.
Sno был седой, как лунь, старик Измаил,
встрече с которым я очень обрадовался
(Измайл был моим старым знакомым).
	Пастухи угостили меня шашлыком, ай
их — рыбными консервами. Поужинав,
мы легли спать. Расположивигись на овчи-
нах, горцы тихо перёговаривались ва своем
родном языке, который я -немного понимал.
НИ старались не мешать мне, храня CTa-
ринный обычай, по которому донимать во-
проеами и разговорами усталого гостя счи-
таетея неприличным.
	Потянуло свежестью. Я поднял ворот-
ник куртки, положил под голову руку и
незаметно для себя заснул.

= =» *
	Наутро, когда я открыл глаза, старый
чабан Измаил был уже на ногах. Он cro-
AX недалеко от меня на небольшом холми-
ке, опираясь на Палку, и курил.

Тут же рядом, на сочном альпийском лу-
гу, паслась колхозная отара овец. Костер
догорал, и пламя его слабо мерцало в пред-
утренней мгле. Было слышно, как бился о
прибрежные камни бурный Ингур и гул-
ко шумели водопады.

В эти однообразные звуки иногла вры-
вался тревожный лай огромной овчарки,
беспричинно нарушавшей покой спящих
тор. Многократное эхо повторяло этот лай
собаки и, Постепенно стихая, умирало где-
то вдали: .

А свет уже струилея отовсюду, Bor и
облака зазлели, предвещая восход. Но солн-
це все не показывалось. Наконец, первые
лучи его скользнули по вершинам и мощ-
ным, неудержимым потоком хлынули из-за
зубцов гор. Как огромные камни-самоцве-
ты, загорелись скалы.

— С добрым утром. Измаил! — ока-
зал я.

— Зараветвуй! А я только что хотел
разбудить тебя, — ответил торец по-рус-
ски. повернувшись 50 мне, После этого он
поправил свою мохнатую шапку и, снова
облокотившиеь на клюку,  устремил свой
взгляд в горы,

Через несколько минут чабан выпрямил-
ся, медленно поднес руку к глазам, при-
ложил ее козырьком и. покачав головой,
словно о чем-то сожалея, печально протя-
нул:

— Да-а.

— Что ты рассматриваешь, Измаил? —
спросил я.
	Чабан залумалея, вернее, он Что-то вепо-
минал. Озаренная солнцем фигура ero, 3a-
стывшая в красивой позе, на фоне живо-
пиеной природы Кавказа показалась мне
величественной.

— Какие раны, Говоришь? Так слу-
Wat.
	Это было давно. Но молва сохранила
предание о том, что. много лет назад Ha
этом утесе, —= видишь, где у самой вер-
шины нависает выступ, — появились
большие огненно-красные буквы.

Словно сотканные из лучезарных частиц
солнца, знаки эти струили так много свё-
та, что вблизи скалы, на которой они бы-
ли написаны, даже ночью, в самый силь-
ный туман, было ‘светло, как в ясный Be-
сенний день. Мрак там покорился великому
зареву, которое пылало, словно пожар, и
разливалось все шире и шире. Буквы же,
подобные сверкающим молниям, пронзали

Ттолшу сумрака насквозь,
	„поди изумлялись, каким образом чело-
век смог забраться на отвееную скалу.

Грамотные, а их было очень мало, со-
ставляли из огненных букв COBO H робко,
почти  шопотом, произносили его, ибо
многие до этого поплатилиеь за это слово
“eH HBO.
	Слово это было «Свобода».
	Я пристально воматривалея в скалу, 0
которой только что слышал рассказ, но ни-
чего особенного не мог различить на’ Ней,
Правда, утее, кроме своей необычной вы-
‘соты, ‘выделялся среди. других тем, что
сбоку стремнины свисала серебряная шаль
водопада из ажурно-тонкой ткани да свет,
отраженный от соседних гранитных плит,
0зарял складки скалы и, то замирая, то
вспыхивая, красиво переливалея на камен-
ном экране. .
	На это зрелище природы можно любо-
ваться часами, Однако мне надо было вы-
летать. Я встал и Начал прощаться с И?-
маилом, который стоял ко мне боком, так
что ясно вырисовывалел его гордый орли-
ный профиль,
	По-дружески положив руку на мое пле-
чо, старик пристально посмотрел мне в
лицо, утыбнулся и запел, запел про кры-
латую молодость советских людей, про на-
UY счастливую жизнь, про солнце, взошед-
шее над нашей. прекрасной великой Роди-
ной. Голос чабана ^ звучал ровно, мягко,
мелодично, простые слова. его’ песни про-
никали глубоко в сердце.
	Измаил пел, о великом земляке, родив-
шемся в горах. Он пел о том, как юный
Сосо Джугашвили часто приходил на 10
место, где стоял сейчас пастух, и, мечтая,
		Свобода! Не о ней ли мечтали из поко-
ления в поколение деды и, умирая, заве-
шали внукам завоевать ее?
	Нрекрасная... Она являлась во сне т9-
мящемуся в подземелье узнику, — и па-
дали ржавые цепи, гложущие изможден-
ное тело невольника, и широко распахи-