9 января 1947 г.. №2 (609).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Отличное знание района полетов — залог успешного самолетовождения,
В Н-ской авиачасти для изучения района полетов летчики пользуются электри-
И Ви. ТИ
	фицированной картой,
	Па снимке: Герой Советского Союза гвардии лейтенант
	П. Зюзин (справа) проверяет знание района полетов у гвардии младшего лейтенанта
	В. Дорофеева,
	Снимок капитана М. Рунова.
	по обобщению
учебы
		Постолниая выставна наглядных пособи
В тренировочной аппаратуры,
	тельствуют о недооценке роли. тренажь в
подготовке квалифицированного воздушного
бойца и наземного специалиста.

Это обстоятельство, ® также большое раз-
нообразие и многочиеленность экспонатов
	по одним разделам программы обучения п
почти полное отсутствие их по другим раз.
делам говорят об отсутствии единого Ho.
вседневного руководства работой изобрета-
телей и рационализаторов.

Чтобы создать центр, который направ.
лял бы и вистематизировал работу изобре-
тателей и рационализаторов по кенструиро.
ванию новых учебно-наглядных пособий я
	В 1946 году в строевых частях и учеб-
ных ‘заведениях ’ Военно-Воздушных Сил
была развернута большая работа по усовер-
ненствованию учебного процесса — `изоб-
ретению и использованию наглядных п0со-
	OHH и тренажеров.
	Достижения, имеющиеся в этой области,
были продемонстрированы на выставке в
августе-сентябре 1946 года в Москве. Наши
изобретатели и рационализаторы успешно
		струпрованию методически целесообразных
учеб не-натлялных пособий. Так, например,
	Уничтозкетие
	дЗвиащионного
	десанта „противника“
	С военно-штабной игры)
	Недавно в нашей части состоялась воен-.
	ная игра на тему «Боевые действия авиа-
ции по уничтожению воздушного десанта
противника». Целью игры было: изучить
с офицерами тактику применения авиа-
десантов в наступательной операции, ос-
воить способы действий истребителей
против авиадесантов противника,  приоб-
рести навыки в организации управления
подразделениями.
	За девять дней до началз игры подпол-
	ковник Алферов прочитал офицерам док-
лад на тему. «Боевые действия авиации
во взаимодействии с сухопутными войс-
ками по уничтожению воздушных десан-
тов противника». Докладчик обстоятельно
изложил принципы организации авиаде-
сантов в ряде иностранных армий, рас-
сказал 0 способах борьбы © парашютиста-
ми, привел много ярких примеров из опыта
Отечественной войны.
	Позднее с офицерами было проведено
трунповое упражнение по организации
взаимодействия исгребителей с наземны-
ми войсками и с другими видами авиации.
Руководитель этих занятий поставил
слушателей в довольно сложные условия:
время года — осень, сеть дорог чрезвы-
чайно ограничена. «Противник» в нашем
тылу выбросил большую группу пара-
нютистов. На уничтожение их командо-
зание направило моторизованную часть.
	Перед авиационными офицерами 0-
ставлена задача — поддержать действия
моторизованной части,
	— Как вы организуете взаимодействие
е мотомехчастью? =— спросил  руководи-
тель майора Стояка.
	На этог вопросе майор Стоя не  емог
ответить. Он не знал организации MOTO-
ризованной части, ее сил и принципов
боевого применения. Примерно в таком
же положении оказались и некоторые
другие офицеры. Это дало руководителю
право обратить внимание  офицеров- на
существенный пробел в их знаниях.
	Тщательная предварительная подготов-
ка позволила организованно и интересно
провести штабную игру. Офицеры зара-
нее получили задание и необходимый ма-
териал, изучили его, еще раз вниматель-
но просмотрели уставы и наставления.
На игре была создана обстановка, макси-
мально приближенная к боевой. Заблаго-
временно были определены ‘позывные, за-
кодированы карты, строго соблюдались
правила скрытного управления.
	В ночь накануне игры оперативный
дежурный майор Ступин получил первое
боевое распоряжение: «синие» перешли в
наступление на Участке №. 4 и продви-
нулись в глубину расположения войск
«красных» на 10 км. Авиационным под-
разделениям ставилась задача: ‹ поддер-
жать части «красных», приостановить
наступление «противника».
	В 2 часа 30 минуг руководитель игры
дал новую вводную:
	— «Противник» открыл мощный ap-
тиллернйский огонь и выбросил в тылу
наших войск парашютный десант.
	БВ первую очередь была усилена охрана
аэродромов, личного состава и боевой
техники, выделены дежурные подразделе-
ния. На случай появления «противника»
начальники служб, каждый по своей
специальности, приняли соответствующие
решения. В боевых распоряжениях было
указано” количество людей; выделенных
для той или иной операции, определено их
	вооружение, даны точные указания по
характеру действий, предусмотрены все
мелочи.
		Руководитель игры отметил, что
решения были ‘приняты правильно.

На рассвете он поставил новую ввод-
ную:

—- По уточненным данным, стало изве-
стно, что ночью «противник» выбросил
парашютистов в другом пункге и там же
начал высадку посадочного десанта. На
борьбу с «противником» вылетели штур-
мовики. В этом районе идут жаркие
«бои».
	«Противник» все время наращивал си-.
лы. Прибывали один за’ другим группы.
самолетов с планерами под прикрытием
истребителей.
	Руководитель запросил решение Героя.
Советского Союза офицера Зайцева.

У Зайцева сразу же созрел план: груп-,

а име ва а. 1
	У Зайцева сразу же созрел план: груп-
пой самолетов, находившихся в воздухе,
зтаковать «неприятельских»  истребиге-
лей, сковать их, отвлечь их внимание от
поля «боя» и эгим помочь нашим  штур-
мовикам и сухопутным подразделениям
уничтожить «противника» Ha земле.

— Правильно! -—— отметил  руководи-
тель.

И тут же поставил новую задачу:

— Появилась новая группа  сзмолетов
«противника». Ваши действия?

— Вызываю по радио с аэродрома де-
журное подразделение, — отвечает Зай-
цев.

‚Обстановка усложняется все больше.
В игру ветупают летчики подразделений
тт. Мелентъева и Меньших.
	Меньших проявил медлительность
чрезмерную осторожность в принятии ре-
шения. На это ему сразу же указал руко-
водитель.
	—- На войне иногда приходится итти на
риск, — заметил он офицеру. — Всякое
промедление с осуществлением самого хо-
рошего решения может привести в пе-
чальным последствиям. Не сумел во-время
противопоставить противнику свой контр-
маневр — другой удачный момент трудно
НАЙТИ.
	Игра длилась целый день.  Руководи-
тель привлек к активному участию в ней
весь руководящий офицерский состав, за-
ставил напряженно работать все звенья
штабной службы. Он создал такую обета-
новку, которая требовала от офицеров
уменья творчески подходить к решению
боевой задачи, быстро находить новые
способы и приемы борьбы е «противни-
ROM>.
	Закончилась игра поздно вечером. Она
помогла офицерам закрепить знания, по-
лученные в процесее летней учебы, и
приобрести практические навыки в Уп-
равлении подразделениями и в собтавле-
нии боевой документации.
	Большинство офицеров получило хоро-
шую оценку. На разборе руководитель иг-
ры отметил и ряд недостатков. В частно-
сти, у некоторых офицеров неё выработан
еще четкий командный язык при отдаче
приказаний и в докладе об обстановке. Не
все командиры в процессе «боя» действо-
вали энергично и решительно. Иногда
принимались несмелые и запоздалые ре-
шения. Отдельные офицеры предали заб-
вению предметные уроки минувшей вой-
ны. «Противник» . часто применял масси-
рованные группы самолетов, и эго тре-
бовало мощного контрудара, наращивания
сил в ходе «боя». Ё сожалению, об этом
кое-кто. забыл.‘
	Военно-штабная игра внесла _ сущест-
венный вклад в тактическую подготовку
офицерского состава нашей части.

Подполковник С. СОКОЛОВ.
	Прибалтийский военный округ.
(По телеграфу).
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	B H-crow ЧАТ ПОРУ КОВО ДОВОД eee oS NN A
ПОЛКОВНИКА Киржнер было CROHCTPYH- тренажеров, организована постоянная ВЫ.
ровано электро- и радиооборудование ставка учебно-наглядных пособий и трени.
	асса тактики для проведения rpyi-
robin упражнений п 1; 2 и 3-му разде-
лам Курса боевой подготовки штурмовой
авиации. В истребительной авиачаети, ко-
торой командует подполковник Гордеев, был
изобретен и построен оригинальный ком-
	плекеный возлушно-стрелковый тренажер,
	предназначенный для тренировки летного
состава в прицедлавании по воздушным це-
		ровочной аппаратуры  Боенно-Воздушных
Сил.

Основными задачами выставки являют:

— изучение и демонстрация наиболее
ценных учебно-натлядных пособий и трени.
ровочной аппаратуры, предложенных п
применяемых в частях и учебных sapere.
ниях ВВС;

— пропаганда отечественного и зару.
бежного опыта применения пособий и ап.
паратуры в процессе боевой подготовки:

— содействие росту рационализации к
изобретательства в области учебно-наглят.
ных пособий и тренировочной аппаратуры,

Работники выставки должны организо-
вать обмен опытом по усовершенствованию
учебного процесса в частях и учебных з4-
ведениях, оказывать помощь рациочализа-
торам и изобретателям в вопросах кон.
струирования, расчета и создания новых
10с0бий и аппаратуры. Здесь будет пронз-
водиться отбор лучших  экопонатов ля
массового производетва и распространения,
Предполагается издание бюллетеней и фою-
альбомов, освещающих достижения в эм
области.

Выставка yuetno-narnaymux пособий 1
тренировочной зпизратуры состоит из от:
делов: тактики, летной службы, самолет.
вождения и бомбометания, воздушно-етрел-
коРОЙ ПОДГОТОВКИ, материальной части л
‘электроспецоборудования; связи и общ
‘авиационной техники.

Сотрудники выставки будут системати-
зировать, изучать и описывать приобретен.
ные экспонаты, организовывать и пров-
дить экскурсии, Учебно-методические сбо-
ры, лекции по методике применения по.
бий и тренажеров в боевой подготовке.

Изучение экспонатов и заключения 05
их методической ценности будут произво.
диться Советом выставки, в который вой:
дут специалисты всех областей авизцион-
ной техники.

Каждый рационализатор и изобретатель
может принять участие в выставке. Комзн.
диры чзстей, соединений и  НаЧаЛЬьНиЕл
учебных заведений обязаны представлять
сюда чертежи, фотоснимки и описания во-
вых учебно-наглядных пособий и трениро-
вочной аппаратуры. После получения по-
ложительного заключения о ценности по-
coud необходимо посылать оригиналы,

Целеустремленное руководство рациона-
лизатоерекой работой и изобретательско
деятельностью личного состава обеспечит
нужные темпы и качество работы по г5-
танию новых наглядных пособий и трена-
жеров. Это повысит уровень учебно-бое-
вой подготовки в частях и учебных заведле-
ниях и, следовательно, будет о способство-
вать росту могущества Военно-Воздушных
Сил.

Генерал-майбр авиации
А. ВОЛНОВ.
	Наибольшее количество экспонатов пред-
ставлено училишами и школами. Обращал
	на ©ебфя внимание комплект аппаратуры,
	сконструированный преподавателем авиа-
	ионного училища лейтенантом Берижни-
	ковым. Вюмплект предназначею для демон-
	страции физических процессов, протекаю-

щих в различных радиосхемах.
Интересные экспонаты представила

одна из авиашкол -—— действующие макеты
	Конференции
			ГРУППА СОВЕТСКИХ ОККУПАЦИОН-
НЫХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ. (От наш. корр.
по телеграфу). Недавно во всех эскадриль-
ях Н-ской истребительной авизачасти состо-
ялись конференции по обобщению опыта
боевой учебы за истекший год. На конфе-
ренциях выступили многие летчики, ме-
ханики самолетов и звиамотористы. Они
поделились опытом своей учебы и вскрыли
ряд недостатков в организации. наземной
подготовки и тренировочных полетов. Млад-
шие лейтенанты Молибошко, Папшев, Ша-
туран, гвардии лейтенант Шлюков подроб-
но остановились на отневой подготовке лет-
чиков. Из их выступлений становится яс-
ным, почему отдельные истребители не ов-
ладели искусством меткой стрельбы по на-
земным и воздушным целям. Теоретиче-
ские занятия нередко проводились непод-
товленными руководителями. Разбор
стрельб, как правило, не практиковался.
Летчикам не указывались ошибки, xony-
щенные ими при стрельбе. Слабо исполь-
зовался фотокинопулемет.

Старший летчик лейтенант Шмелев поде-
лился опытом ведения сотня то конуеу и
рассказал, как он научился метко стрелять.

Большое ‘внимание на ° конференциях
	3% Трехдневные сборы — начальнинов
служб связи частей проведены в Н-ском
авиасоединении. Участники сбора проелу-
шали доклады 06 итогах учебно-боевой под-
готовки по связи в 1946 году и обменялись
опытом работы. Были прочитаны также
содержательные лекции по раднолока-
ционным наземным и самолетным установ-
кам. От участников сборов приняты зачеты
по основным вилам провотных и радио-
	средств связи,
Майор A. ШАПОРИН.
	*% Пятилетний юбилей отметил на-днях
Н-ский гвардейский авиационный штурмо-
вой полк. В годы Великой Отечественной
войны полк участвовал в боях на Кали-
нинском фронхе, пот Ленинградом, на Укра-
ине, сражался под Будапештом и под Веной.
За отличные боевые действия он награжден
орденом Суворова. Почти весь личный сос-
тав полка состоит из соленоносцев.
	Сейчас гвардейцы успешно совершенст-
вуют свое боевое мастеретво.
Гвардии старшина М. ГАРЕЛИН.
		ЯН РУХ CAVIOHHOCTH,   электросбрасывателей, тренажеры для отра-
умению вести воздушный бой звеном и ac-  Goren nartrean m Roarvimme ernerhe
	кадрильей. .

— Хорошей  слетанности, — говорил
младший лейтенант Сташкевич, — можно
достичь лишь при том условии, если лет
чик будет в важдом полете. совершенство-
вать свое летное мастерство, учиться ле-
тать. в паре, в составе всей эскадрильи, До
сих пор.еще не изжиты случаи, когла от-
дельные пилоты, поднимаясь в воздух, зря
жгут бензин. Неустанно учиться мастерет-
ву маневра, пилотированию самолета —
зот что в первую очередь требуется от
истребителя.

Выступавшие справедливо отмечали,
что до сих пор мало проявляется заботы 0
самоподтотовке офицеров. Не проводится
лекций и консультаций в помощь  само-
стоятельно занимающимся теоретической
учебой. В части даже нет нужной литера-
туры, имеетея всего лишь один устаревший
учебник по теории полетов.

Конференции помогли векрыть недостат-
ки в боевой подготовке личного состава и
наметить конкретные мероприятия по их
устранению в новом учебном голу.

Майор И. ЦВЕТКОВ.
	7 Хорошие учебные классы оборудовали
своими силами летчики и авиатехничес-
кий персонал Н-ского авиаполка. С боль-
шим умением старшие сержанты Федченко
и Щербаков изготовили схемы: «Развороты
на разбете». «Штопор самолета» и др. Ка-
питан Попов сделал электрифицированную
карту района полетов. Сделаны и другие
пособия — схемы по устройству самолетов,
моторов, вооружения, оборудования. Te-
перь классные занятия проходят болеб ус-
Wenn.
		ботки навыков в воздушной стрельбе
ити
	Вомандование высоко оценило  достиже-
ния авторов наглялных пособий. Многие
	офицеры, — конструкторы учебных при-
боров награждены `Главнокомандуюлнтим
Военно-Воздушными Силами.

Но выставка показала также, что в
работе частей, училиш и школ по совер-
шенствованию методов наглядности обуче-
ния имеются и существенные недостатки,

Изобретатели и рациовализаторы иногда
отстают от темпов развития авиации. По-
явление ‘резктивной техники открывает
новую страницу в жизни авиации. Меня-
ются средства боя и ето формы. Должна
измениться, следовательно, и методика обу-
чения.

Стоимость часа полета самолета возра-
стает быстрее, чем растет скорость полета.
	Поэтому обучение летного состава нужно
	строить таким образом, чтобы наземная
подготовка значительно сократила время
учебы в воздухе. Тренировка должна про-
водиться в обстановке, максимально  при-
ближенной к условиям действительного по-
лета. :

Само собой разумеется, что; только на-
ходясь в воздухе, на боевой машине, эки-
паж может полностью освоить элементы
пилотажа, навигации и боевого применения
Роздушното оружия. Но этой цели можно ло-
стигнуть разными путями, После хорошо
организованной наземной подготовки, в
процессе которой“ применены эффективные
наглядные пособия и тренажеры, экипажу
остается лишь отшлифовать в воздухе на-
выки, приобретенные на земле. При иных
обстоятельствах для достижения той же
цели надо затратить отромные ередетва 1
материальные ресурсы.

Недостаточное количество тренажной ап:
паратуры, представленной на ‘выставке, и
несовершенство многих образцов  свите-
	В авиационных гарнизонах
	первые дни нашего пребывания в полку.! как наиболее гибкой, маневренной и лег-
Важно было, чтобы мы, молодые истреби-  ко управляемой боевой единицы истребя-
тели, поняли всю глубину, все значение   тельной авиации. Ни при каких, даже ca-
	Ж Шахматный турнир состоялея в под-
разделении старшего лейтенанта Артюха.
Особенно упорной и напряженной была
борьба между лейтенантом Толстым и сер-
жантом Почетновым. Хорошая теоретичес-
вая подготовка и тренировка дали возмож-
ность сержанту Почетнову выйти победи-
телем. В турнире он занял первое место,
набрав 13 очков из 15 возможных. На вто-
poe место вышел лейтенант Толстой (12 ©ч-
ROB).
	этого основного принципа летчива-истре-
бителя. :

`В те дни нам иногда приходилось на-
блюдать, как возвратившийся из полета
летчик докладывал Покрышкину о резуль-
татах проведенного боя. Еели. противник
был сбит, он должен был подробно расска-
зать о ходе боя, о поведении врага, его
приемах, маневрах, © том; каким образом
удалось сбить противника, — одним словом,
9бо вевм, начиная от угла атаки, дистан-
ции ведения огня и кончая длиною выпу-
шенной очерели.
	Но беда, если летчик встретил против-
ника, ветупил < ним в бой и не сумел его
сбить. Тогда короткое покрышкинское сло-
во «слабак!», сказанное очень спокойным
тоном, действовало сильнее, чем получасо-
вая «баня». Мы заметили, что этого слова
больше всего боялись истребители-гвардей-
цы, потому что оно было метким и оп-
релеляющим: если ты встретил противни-
ка и не сбил его,— значит ты очень пло-
уой истребитель. А в этом прославленном
полку быть плохим никто не хотел. Не хо-
тели этого и мы, молодые летчики. Цоэто-
му учились настойчиво, изо всех сил, CTA-
рались каждый день осмыслить найден-
ное в бою новое. И эт было необходимо:
ведь на войне то, что ‘было хорошо вчера,
теряет. свою остроту сегодня.

— Творчество — одно из самых цен-
ных качеств советского леттика, — ука-
зывал нам Покрышкин. .
	Й мы понимали, что индивидуальное
мастерство приобретает в коллективе но-
вую, още большую силу. В бою нельзя
думать только © собе, иначе‘ неизбежно по-
терпишь   неудачу. Дружба. взаимопомощь
в бою по своему значению не уступают
отличной технике: пилотирования. Харак-
тер воздушных боев настоятельно‘ требовал
единого, общего для всех стиля в действиях
пары, четверки, группы.
	Воспитанию и сколачиванию крепкой,
слетанной пары уделялось 060б0е внима-
ние. И в розыгрыше боевой задачи, ив
тренировочных полетах от нас требовали
слаженных лействий пары истребителей,
	МЕТОДИЧЕСКИЕ СБОРЫ КОМАНДИРОВ ЭСКАДРИЛИИ
	литической подготовки, организации заня“
тий и руководства политико-воспитатель-
ной работой в эскадрильях.
	Занятия, проведенные wa сборах, поме-
гут командирам  эскадрилий успешна
справиться с задачами боевой подготовел
в новом учебном году.

Гвардии подполковник
Г. МАЙОРОВ.

В связи с подготовкой к новому учебно-
му году в Н-ском авиасоединении проведе-
ны шестидневные сборы командиров эскад-
рилий. На сборах были прочитаны лекции
0б идеологической работе в войсках, о ©-
временных реактивных самолетах и реак-
тивных двигателях, 06 основных вопросах
педатотики.

Проведены также инструктивные заня-
THA по всем вопросам учебно-боевой и пэ-
	мых трудных, условиях Hapa не должна
распадаться. Мы приучались прочно дер-
жаться своего места в строю. Главное ©о-
стояло в том, чтобы ведомый весе время
держал в поле зрения самолет своего
командира, видел бы, что делается вокруг,
и в нужный момент пришел бы на по-
мощь ведущему, не оторвался бы на рез-
ких маневрах. Эти обязанности ведомый
должен выполнять строго, точно.

Мне хоропю запомнился первый боевой
вылег с Покрышкиным. Подразделение по-
лучило боевую задачу — очистить воздух
от истребителей противника на участка
действия наших штурмовиков. В этот по-
лет Покрышкин взял с с6бой трех молодых
летчиков, в том числе и меня.

В районе боевых действий мы коротко
0 радио сообщали ведущему обетанзвку,
Мы держали под наблюдением довольно
большой участок. Следили не только за го-
ризонтом, но смотрели и вверх, и вниз, где
в Этот момент работали «Ильюшины».
	Скоро наше внимание привлекли He-
сколько силуэтов «Мессершмиттов». Нем-
цы поджидали, когда «ИТы» станут от-
ходить от цели, чтобы обрущиться на их
растянутый в этот момент боевой порядок.

— Пошли вниз! — скомандовал По-
хрышкин.

Мы прежним строем послёдовали за его
машиной. А в эту минуту два вражеских
истребителя последней модернизации на-
хально стали пробираться в хвост «Илью-
ШИНЫМ».

Покрышкин не торопился атаковать вра-
га. Он скомандовал нам пропустить про-
тивника вперед. Вначале мы не поняли,
чем это вызвано. Я прикинул расстояние,
отлелявшее штурмовиков от истребите-
лей противника,—оно было довольно боль-
шим, «Ильющины» находились далеко 38
пределами их действительного огня. А
немцы, проскочив вперед, оказалиеь под
угрозой нашего удара. Вот тут только я
сообразил, в чем состоял замысел По-
вкрышкина. Он был рассчитан нз верный и
точный удар.
	— Атзкую ведущего. Прикрывайте! —
	раздалась команда Шокрышкина.
	Быстров ©ближение с

точный расчет,

противником,
меткий сокрушительный
	огонь сделали свое дело: «Мессершмитт»
вепыхнул и стремительно понесея K земле,
	Гибель немца оказала решающее влия-
ние на его ведомого. Тот заметался, а 33:
тем резко рванул в. сторону. Ведомый По-
крышкина младший лейтенант Чистов нз-
чал преследовать удирающего гитлеровца,
HO потом сразу же отвернул и зан
прежнее место в строю. Он помнил строгий
наказ Покрышкина — ведомый пары ата-
Бует противника только в случае крайней
необходимости и по сигналу ведущем.
Покрыпкин такого сигнала не дал. Зна-
чит, самовольная атаке Чистова была бы
нарушением дисциплины в воздухе. А По-
крышкин не терпел этого. Притом главной
нашей задачей“ сейчас было прикрывать
ведущего, наблюдать и опенизать события,
	‚ Через считанные минуты за «Ильюши-
ными» снова увязалась пара вражеских
истребителей. Выжидать теперь уже нель-
зя было. Немцы были близко к штурмо-
викам, и Покрышкин, предупредив нас о
своем ‘решении, пошел в решительную
атаку, набросился на ‹ «Мессершмиттов»
сверху: Те заметалиеь, но было уже позх-
но. Покрышкин сбил еще один вражеский
истребитель;

Этот бой был для нас хорошим уроком.

— Вот так должна веегда действовать
пара в бою, — заключил Покрышкин.

От него не ускользнула попытка Чисто:
ва увязаться за. вражеским самолетом. Он
предупредил его и всех нас о недопусти-
мости подобных вольностей.
	Позже, в тяжелых боях мы оценили
этот нерушимый закон, поняли, что друж-
ная, сколоченная пара непобелима в бою,
	Пары здесь подбирались из учета харак
теров, способностей, личной лоужбы лет:
	еб

чиков. И это оказало свое влияние: в бою
	чы выручали друг друга, держались спло-
ченно, своевременно приходили на помощь
один другому — и побеждали. Ведущий и
ведомый дружили не только в воздухе, но
были неразлучны и на земле, познавали,
изучали друг друга.
	Герой Советского Союза
гвардии а лейтенант
. ГОЛУБЕВ.
	РОЛЬ ВЕДОМОГО В БОЮ
	1. Наглядный урок
	В мае 1942 года я сдал евой старенький
«И-16», получил новую скоростную маши-
ну и через несколько дней, вместе © груп-
пой молодых летчиков, был направлен для
дальнейшего прохождения: службы в уже
знаменитый к тому времени Н-ский гвар-
дейский истребительный полк,  Приземли-
лись мы на прифронтовом аэродроме Ha
Кубани, откуда тогда вели свою боевую
работу гвардейцы. Нас; новичков, было
шестеро — Трофимов, Жердев, Сухов, Be-
резкин, Влубов и я.

Никто из нас еше не имел достаточного
опыта ведения воздушного боя, хотя уже
почти все успели побывать в сложных пе-
реплетах, в тяжелых испытаниях. Я имел
около сорока боевых вылетов на «Й-16»,
провел несколько воздушных боев. Пример-
но так обстояло дело и у остальных, Неко-
торые до этого воевали на «Чайках», дру-
тие — нз «И-16». Словом, настоящим
мастером-истребителем никто себя He
считал. И, откровенно говоря, громкая
слава полка, в который мы прибыли, его
боевые заслуги даже несколько пугали нас.
‚ Но наше смущение сразу же рассеялось,
как только мы встретились © командиром
полка подполковником Исаевым. Он запро-
сто познакомился с нами, поговорил заду-
шевно. расспросил каждого о здоровье, о
прошлой боевой работе,

— Чт же, повоюем вместе. Бойны у
нас славные, немцам летать не дают. Вот
Покрышкин вас подучит немного по своей
системе, а потом — в бой. Так что ли?
— обратился командир полка к одному из
своих летчиков.

Александр Иванович стоял неподалеку
от нае, заложив большие пальцы обеих
рук за поясной ремень. Он показалея нам
несколько угрюмым, молчаливым. На воп-
рос командира Покрышкин ответил одним
словом:

— Попробуем!

0 нем уже тогла на фронте гремела слд-
	наводке, прицеливзанию. Получаешь, cka-
жем, задачу: ты находишься вот здесь;
идет самолет противника; его скорость
400. километров. Берешь прицел, выно-
сишь вперед точку прицеливания, опре-
деляешь ракурс, потом подводишь прицел.
Если точно навел, — вспыхивает электри-
ческая лампочка. Всё это делалось со
стремительной быстротой и было. расечи-
тано. на то, чтобы воспитать из нас энер-
гичных и сообразительных, уасчетливых
и метких стрелков.

Эта подготовительная работа на’ земле п
в тренировочных полетах оказала нам от-
ромную пользу. Насколько был необходим
прюделанный нами труд и каково ero зна-
	чение, мы убедились впоследствии. в дни
	боевых полетов, в ожюсточенных схватках
се немцами.

Быть осмотрительным, внимательным в
воздухе; приобретать навыки в том, чтобы
первым замечать противника; искать его
главным образом вдали, на горизонте; вос-
пользовавшись тем, что противник тебя не
видит, строить свои действия. так, ‘чтобы
поставить его в невыгодное положение и
наброситься на, него первым, — всему это-
му учил нас Покрышкин. В этом и соетоя-
ла‘ его система, принестая ему, & позднее
и нам, немало славных побед.

Нам, молодым истребителям, не раз из-
поминали © необходимости постоянно совер-
шенствовать технику пилотирования, прие-
мы воздушного боя.
	— Боздушный бой не есть что-то за-
стывшее, — часто говорил Покрышкин, —
его приемы видоизменяютея, совертиенст-
вуются на каждом этапе борьбы. Й это
никогда не нужно забывать.

И мы не забывали этого указания. Гро-
шло немного времени, и мы ушли в бой,
ушли < хорошей подготовкой, < выучкой...

Искать и уничтожать противника! Эти
слова нам часто прихолилось слышать в
	ва. Ho 4M это за система, по кБото-
рой он будет нас учить, по которой воюет
сам? Мы, новички, молча переглянулись.
Смотрим на Покрышкина. Тот едва заметно
улыбнулся, что-то шутливо сказал. Это
нас подбодрило. Завязалаеь  непринузжден-
ная беседа. Покрышкин рассказал © по-
следних тактических приемах немпев, 0
TOM, как летчики полка. недавно провели
успешный воздушный: бой.

— А вам несколько дней еще «повое-
вать» © макетами придется. Хоть и скуч-
ное это дело, но на первых порах необхо-
димое, — сказал Покрышкин.

В этот же день и начали мы «воевать»
на земле. Покрышкинская формула боя —
высота, скорость, маневр, огонь — нашла
свое отображение в наших действиях на
металлических моделях самолетов. Yun
нас сам Покрышкин. Занимался он с нами
© большим интересом и настойчивостью,
отдавал этому делу ‘все сое свободное
от полетов’ время. .

Разложив полетные карты, мы получа-
ли «боевую» задачу с учетом условий кон-
кретного района, времени, погоды. Это да-
вало возможность еше ло полетов теорети-
чески изучить район боевых действий. За-
дачу решали опять-таки © помощью метал-
лических макетов машин. Одни макеты
изображали code группу бомбардиров-
щиков, другие — их прикрытие, третьи =—
истребителей, прикрывающих поле боя,
Каждому ставилась задача. Мы принимали
решение, держа в руках модели самолетов,
совершали различные эволюции, «шли» в
атаку, маневрировали,  уклонялиеь от
«боя», занимая более выгодное положение,
«сбивали» друг друга. Это так увлекало
нас, что мы пелыми днями не расставались
с моделями самолетов.

Покрышкин долго тренировал нае. On
настойчиво добивалел, чтобы каждое ре-
шение было таким, каким оно должно
быть в боевой обетановке.

Много тренировались мы и в стрельбе.
На специальной устзновко учались точной