9 февраля 1947 г. 1/6 28 (635).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		Кандидаты сталинского блока коммунистов и беспартийных
	Николай Александрович Сбытов
	Генерал-лейтенанта авпации Николая
	рости, геройства, высокого маестёретва в
бою.

И летчики-истребители, взращенные со-
ветской Родиной, воспитанные  больше-
вистской партией, с честью выполняла при-
казы своего командования. Сколько было
жарких схваток в воздухе! Сколько было
проявлено геройства в боях! Наши славные
сталинские соколы не знали страха в борь-
бе, не пасовали перед трудностями. Они
тромили гитлеровских стервятников и днем
и ночью, в любую погоду, в облаках и над
облаками. Если в бою отказывали пулеме-
ты или полностью расходовалея  боеком-
плект, бесстрашные истребители уничтожа-
ли врата таранным ударом; Так, в боях за
Москву летчики ПВО совершили двадцать
три тарана. Страна хорошо знает подвиги
московских летчиков — Героя Советское:
Союза Виктора Талалихина, о протаран
шего вражеский бомбарлировщие «Хейн-
кель-111» в условиях темной ночи, Героя
Сюветского Союза Герасима Григорьева,
уничтожившего на подступах в Москве 17
бомбардировщиков шретивника... Замечз
тельные подвиги созеритили Герои Совете ко-
№ (Союза тт. Катрич, Матаков, Голубин,
Заболотный, Шумилов, Врюкоз и мвогие
другие.

Славные сталинские соколы за время
Великой Отечественной войны ва дальних
полетупах к Москве сбили 1.250 немецких
	самолетов. Таковы итоги огромной работы
	наших летчиков, которых воспитала пар-
THA Ленина—Сталина, которыми руково-
дил в многочисленных боях генерал-лейте-

нант авиации Николай Александрович
Сбытов.
	Сейчас, в дни мира, он требует от своих
летчиков, чтобы они не успокаивались на
достигнутых результатах, & Упорно учи-
лись, овлалевали богатым опытом минув-
шей войны. Он неизменно совершенетву-
ет свои военные и политические знания и
требует этого от своих подчиненных.

Генерал-лейтенанта авизции Николая
Александровича Сбытова трудящиеся Щел-
ковского избирательного округа Московской
области единодушно выдвинули кандидатом
в депутаты Верховного Совета Российской
Федерации.

Воспитанники Сбытова ©  благодарно-
стью говорят © своем  требовательном
командире и чутком товарище:
	_-— Это — стойкий большевик и отлич-
ный командир. Он с честью выполнит свой
долг перед Родиной на высоком посту де-
путата Верховного Совета РСФОР.
	Майор Н. БОИНО.
	сказаться: спортивный самолет получил
	Александровича Сбытова справедливо на- отличную оценку. Перел Великой Отече-
	зывают бывалым авиатором. Ему 42 года.
Он пришел в авиацию в тот исторический
год, когда советский народ вод руковол-
ством великого Сталина только  присту-
пал к осуществлению своего первого пя-
тилетнего плана. Требовались `титаниче-
ские усилия, чтобы в этот героический пе-
риод создать м быстро развить отечест-
венную авиапионную промьшленноеть.
Новые типы самолетов, созданные твор-
ческой мыслью талантливых советских
конструкторов, самоотверженным трудом
рабочих, инженеров ч техников, появля-
лись буквально на глазах у Николая Алек-
сандровича Сбытова. Он видел, как вместе
с создателями боевых машин благодарную
и сложную залачу выполняли советские
	летчики. Они настойчиво чзучали ий оева-
	ивали новейшие конструкции самолетов.
Он; сын дорожного мастера.  комсомо-
wel, курсант  авиатехнической  шШко-
	TH, был живым свидетелем ‘удивительно
быютрого роста первоклассной  авиацион-
ной техники и кадров в Советекой érpane.
	..Отав летчиком, Н. А. Обытов продол-
жал упорно учиться, настойчиво  овлале-
вать искусством летного мастерства. Ему
было присвоено звание капитана в тот мо-
мент, когда назначили на должность ко-
мандира авиаотряда. Какое бы задание от-
ряд ни получал от вышестоящих начальни-
ков, капчтан Сбытов принимал самые
энергичные меры, чтобы выполнить его в
срок и со знанием дело.
	Помню, как десять лет назад на
один подмосковный аэродром пригнали
больше лесятка спортивных самолетов ти-
па «УТ-1» авиаконструктора А. С. Яков-
лева. Эти самолеты необходимо было испы-
тать и во-время представить данные ав-
торятетной комиссии. Среди отдельных ко-
мандиров нашлись такие, которые и слу-
Wath не хотели, чтобы пересесть с. истре-
бителя на спортивный самолет. «Мы —

истребители, — товорали они, -—— нам
нужна скорость, & это обыкновенный
спорт...».

Но Н. А. Сбытова, нисколько не смуша-
Ло то обстоятельство, что рядом © истреби-
телями будут летать спортивные самоле-
ты. Выть может, эта «малютка» явится
прототипом будущего истребителя?
	. Спортивный самолет «УТ-1» командо-
вание поручило испытывать  авиаотрялу
Н. А. Сбытова. Летчики отряда, трудились
день и ночь. Они знали. что от выполнения
этого ответотвенного. задания, быть ko-
жет, зависит хлальнейшая творческая 18-
бота конструктора, который жлал от во-
ентых летчиков об’ективных данных о н9-
вой машине. И результаты He замедлляли
	Село, в котором она родилась, располо-
жено в четырех километрах от’ деревни
Грешнево-— родины великого русского поэ-
та Н. А. Некрасова. И, может быть, здесь
поэт увидел в поле во время уборки утбм-
ленную женщину-мать, склонивтуюся над
своим ребенкох:
	В полном разгаре страда
Деревенская...

Доля ты! — русская долюшка
Женская!

Вряд ли труднее сыскать...
	Часто приходят на память 30е Илларио-
новне Шаровой эти стихи. Ее жизнь в дет-
стве и юности была нелегкой. Родители
умерли, когла она была еще ребенком.
	Только при советской власти, уже за-
мужней женщиной, Шарова увидела боль-
той, радостный перелом в своей жизни.
Великий вождь народов товариш Сталин
указал трудовому крестьянству путь к еча-
стью. Точно в родном доме, почувствовала
себя тов. Шарова в колхозе. Артельному
труду она отдавала все свои силы. Ее
трудолюбие, хозяйственную ловкость ий 38-
	ственной войной соединение, которым ко-
мандовал, уже в звании полковника, тов.
Н. А. Обытов, получило на войсковое ис-
пытание новые истребители, так напоми-
нающие по внешнему габариту спортивные
самолеты <УТ-1».
	Но это был уже не спортивный самолет,
а истребитель. Притом какой еще истребл-
тель!
	Что и говофить: разве воина не’ доказа-
ла, что «Яковлевы» были грозой на поле
боя, что они «еняли» с неба не одну ты-
‹ячу вражеских коршунов, Это каждому
школьнику уже известно. Однако мало кто
знает. что летчики Н. А. Сбытова своим
самоотверженным. трудом еще в тот период
хорошо помогали авиаконетруктору А. С.
Яковлеву сделать истребитель скоростным,
‘маневренным и грозным оружием...
	Н. А. Сбытов известен He только как
умелый команлир-организатор, ‘но и как
замечательный лётчик, в совершенстве
владеющий техникой пилотирования. В
Подмосковье он облетал каждый кусочек
неба, Летая здесь, он не нуждался в кар-
те. :
Сколько раз выпадало на его долю вели-
ков счастье — в дни 1 мая м 7 ноября
пролетать над Врасной глощалью 0 сво-
ями питомпами ча быстрокрылых истре-
бителях. Сколько раз приходилось ему и
его замечательным летчикам демонстриро-
вать высшее летное искусство над Тушин-
ским аэродромом в дни авиационных празд-
ников.

„Или годы, Мужали летчики, д вместе
с ними мужал и их командир Н. А. Сбы-
тов, который день и‘ночь, полчае не зная
отдыха, трудолюбяво и уверенно готовил
своих истребителей к жарким воздушным
боям на больших высотах, ночью, в 05-
лаках и за облаками. И эти труды не
пропали даром. В дни Великой Отечест-
венной войны летчики тов. Сбытова в ч6-
стью выдержали трулные мепытания. За
их действиями внимательно о следили
великий Сталин, весь советекий народ. На
Тушинском и на многих других аэродромах
Подмосковья стояли в ту пору грозные
истребители, готовые в любую минуту пол-
пяться в воздух, а в их кабинах лень и
ночь несли боевую вахту сталинские со-
KOBE :
Николай Александрович. Сбытов умело
руководил боевыми операциями летчиков-
истребителей, терпеливо учлл командиров
эскадрилий, Частей, начальников штабов
искусству руководетва воздушными” 60я-
ми, выезжал на аэродромы, требовал от
солдат, сержантов и офицеров четкости и
слаженности в работе, проявления  храб-
	Зоя Илларионовна Шарова
	ту 00 общественном добре заметили все
колхозники. Они назначили ее сперва зве-
ньевой, затем бригадиром, а ранней весной
1941 тода избрали председателем правле-
ния сельхозартели «Большевик».
	Вспыхнула Великая Отечественная вой-
на... Мужчины уходили. на фрочт. В
колхозе оставалиев старики, дети, женщи-
ны. В те дни Зоя Илларионовна часто ro
ворила своим `колхозникам:

— Не пожалеем сил, поможем мужчинам
отстоять нашу \ Родину, наше счастье!
	Хозяйство колхоза не только не пришло
в Упадок за годы войны, а, наоборот, под:
нялось, окрепло. Урожай в артели были хо-
рошие, коров на ферме завелось еще боль-
те, новые постройки появились в колхозе.
34 годы войны артель сдала государству
сверх плана более 100 тонн зерна исвышла
300 тонн картофеля. Председатель правле-
ния артели Зоя Илларионовна Шарова са-
ма не замечала, как выросла она за вой-
ну. Трудности не смущали ee.

Правительство высоко оценило героиче-
ский труд этой женщины, наградив ее
орденом Ленина. Никогда не забудет тов.
	К 4-й ГОДОВЩИНЕ РАЗГРОМА
НЕМЦЕВ ПОД СТАЛИНГРАДОМ
>.
	крывать свои войска на поле боя, охра-
нать переправы, защищать город от уда-
ров с воздуха. Наши бомбардировщики и
штурмовики без необходимого истребитель-
ного прикрытия не могли быть эффектив-
но использованы командованием. Для ко-
ренного изменения сложившейся обстанов-
ки был единственный путь: во что бы то
HH стало завоевать господство в воздухе.
Решить эту задачу могла истребительная
авиация.
	Предвидя дальнейший ход борьбы, Совет-
ское Верховное Главнокомандование 3a-
благовременно приняло необходимые меры.
В частности наши летчики получили в
свои руки достаточное количество новых,
более совершенных самолетов Яковлева и
Лавочкина, что позволило им перейти к ре-
шительным действиям в борьбе с врагом.
Олновременно с техническим оснащением
новой материальной частью с каждым днем
росло и тактическое мастерство сталин-
ских воздушных бойцов. Именно вдесь,
пол Сталинградом, ваши истребители нача-
ли © успехом применять вертикальный Ma-
невр в воздушном бою. -
		вших в дни сраже ний за город-герой более тысячи боевых
Смирнов, капитан С. Карманный, старший лейтенант И. Яр-
ант И. Мельников, старший лейтенант С. Минаев, старший

Снимок капитана М. Рунова.
	Бечер молодых
избирателей
	С огромным вниманием выслушали Moe
	лодые избиратели доклад офицера Дипатова
	на тему «Что дала Сталинская Вонститу-
ция советской молодежи». Докладчик рас-
сказал о том. как партия большевиков, ве-
	ликий Сталин привели советский народ г;
	побеле социализма в нашеи стране, к п00едз
	нал немецкими и японскими империзлиста-
	МИ

— На трибуне доверенный офицер Тразниз
ков. Он рассказывает о кандидате в депуз
таты Верховного. Совета РОФОР и призыз
	вает молодых избирателей 9 февраля дружз
	Но голосовать 34 него.
Слово берет сержант Зудин. Ou roBopar:
	— Мой отец геройски погиб за Родину
в боях с немецкими фатистами. На руках \
	матери осталось шестеро детей. Советское
	государство повседневно заботится о пих.
	Моя сестра в этом году заканчивает техни-
	Кум, один брат воспитывается в суворов-
	ском училище, а двое учатся в начальной
	школе. Б ответ на заботу партии и прави“
	тельства 0 молодежи, о ее будущем я в день
	выборов с радостью буду голосовать 33
	сталинский блок коммунистов и беспартий-
		ГЕРОИ БОЕВ ЗА СТАЛИНГРАД, Группа летчиков, соверши
	вылетов. На снимке (слева направо): капитан И. Глыга, майор К. Смирнов, капитан
нев, капитан М. Тревгода, лейтенант П. Журавлев, старший лейтенант И. Мельников,
	стрельба
	лейтенант Н. Самусенко.
	Отличная
	лейтенант Бойко проверили подготовку
своих подчиненных к выполнению задания.

Заместитель командира эскадрильи Герой
Советского Союза майор Царев выслушал
их доклады 0 готовности летного состава к
выполнению полетов и дал команду: «По
самолетам!» /
	Первым взлетел буксировщик конуса
гвардии старший лейтенант Притыченко.
За ним поднялось в воздух звено лейте-
нанта Бойко.  Мастерски  маневрируя,
командир звена занял исходное положение
и подал команду стрелкам: «Открыть
огонь!». Один за другим. ведут огонь. етар-
щий сержант Добромыелов, сержант Ши-
пулин и младший сержант Шиянов. Три
атаки на цель -—— конус поражен.
	Звено возвращается с задания. После по-
садки подсчитываются результаты стрель-
бы. Метчики звена провели 21 стрельбу.
18 выполнено ‘на «отлично» и 3 — на
«хороно». Это — результат хорошей на-
земной подготовки летчиков к стрельбам.
	Капитач Н НАГОРНЫЙ. -
	Летать и стрелять только на «хорошо»
ий «отлично» — вот какими мыслями жи-
вут в предвыборные дни летчики, штур-
маны, техники И воздушные стрелки
Н-ской бомбардировочной части. На аэрод-
роме, в тирах и классах герои Карпат в
Будапешта отшлифовывают свое боевое ма-
стерство, настойчиво овладевают военной
наукой.

Капризна зима в Киргизии. Не балует
она летной погодой. Но как только выдает-
ся потожий день, закипает работа на
аэродроме. _

...Сегодня и полеты
по воздушной стрельбе.

Млалший лейтенант Полькин вместе с
воздушными стрелками старшим сержантом
Добромысловым, сержантом Шипулиным и
младшим сержантом Шияновым серьезно
подготовились для выполнения упражне-
ния. Они составили теоретические расчеты
по стрельбе, много тренировались в опре-
делении ракурса, дистанций, упреждений.

Рано утром командиры звеньев гвардии
старший лейтенант Притыченко и старший
	‘Высокое качество полетов
	Далеко в горах расположен аэродром
Н-ской бомбардировочной части. Личный
состав усиленно готовитея к предстоящим
выборам в Верховный Совет Узбекской
республики. День выборов летчики вбтре-
чают отличными показателями в Уучебно-
боевой‘ и политической подготовке. Измен-
		возможности летать. Только недавно по-
гола улучшилась, начались полеты.
Плодотворно прошли первые летные дни.
Старший лейтенант Лисицкий отлично
изучил с летчиками вопросы аэродинами-
ки, хорошо провел розыгрыш полёта на
земле. Летному составу предстояло выпол-
нить упражнение по технике пилотирова-
ния самолёта на одном моторе. Молодые
пилоты лейтенанты Клепов и Чуканов 0б-
разцово выполнили это упражнение вы-
	полняя © отним работающим мотором раз-
	вороты и полет под колпаком, они заслу-
	В феврале в нашей авиашколе начнутся
государственные экзамены лля куреантов-
	выпускников. Сейчае выпускники усилен-   ной нами работе.
	HO занимаются повторением пройденного
материала, используя для этого все свобод-
ное от занятий время. Подготовка прохолит
Ha материальной части, а также в лабора-
ториях и мастерских.

—— Многому научила нас школа, — r-
	ся грандиозной операции. Но уже с м-
мента тактического окружения 6-й армии
Паулюса бомбардировщики и штурмовики
начали свои активные действия, подвергая
сокрушительным ударам 6 воздуха враже-
скую живую силу, боевую технику и
транспортные средетва. Основная задача,
стоявшая перед авиацией, заключалась в
том, чтобы оказать ‚необходимую помощь
нашим наземным войскам в разгроме за-
жатой в тиски 330-тысячной немецкой
армии. Командование обреченных на неиз-
бежную гибель вражеских войск возлагало
большие надежды нз помошь своей транс-
портной авиации. Ona должна была доста-
влять, главным образом, продукты пита-
ния, запасы которых е каждым днем исто-
щались. Для посадки транспортных caMo-
летов были предназначены многочислен-
ные посадочные площадки и аэродромы,
находившиеся внутри кольца окружения.
Лишить противника и этого средства с00б-
щения с внешним миром — вот ‘какая
основная задача была поставлена в этот
период перед летчиками всех видов авиз-
ЦИИ,

Расположенные на территории окружен-
ной группировки аэродромы подвергалиеь
непрерывным бомбардировочно-штурмовым
ударам лнем и блокированию ночью.
	Немецкие самолеты, доставлявшие гру-
зы окруженным войскам, уничтожались не
только на земле, но и в воздухе. Наши
истребители встречали и сбивали их на
подходах к группировке. Потери противни-
ка увеличивались с каждым днем. Только
за 4 дня немцы потеряли. 117 самолетов,
главным образом «Ю-52». Не спасла по-
ложения и попытка противника применять
в качестве транспортных ‘самолетов бом-
бардировщики «Ю-88» и «Хейнкель-111».
	‘Четкая и продуманная организация ра-
боты служб оповещения и радионаведения
в земли, широкое применение самолетов-
охотников на трассах из числа наиболее
подготовленных и опытных летчиков, еи-
стематическое блокирование ` вражеских
аэродромов сорвали планы спасения окру-
женных немцев.

Кроме уничтожения транспортных само-
летов, наша авиация приняла активное
участие в борьбе с Котельниковской груп-
	мили отличную оценку командира части.

Лучшим разведчиком в части считается
экипаж старшего лейтенанта Серебрякова.
На-днях он вылетел в учебный полет на
разведку, имея задание сфотографировать
	кодил в сложных метеорологическвих усло-
виях: туман и дымка ограничивали види-
мость до одного километра. Однако экипаж
точно вывел самолет на об’ект и с высоты
4.000 метров произвел удачную с’емку.
	Высокое качество полетов обеспечивает-
ся систематической наземной подготовкой
в хорошо оборудованном классе, Здесь к
услугам летчиков-—плакаты, макеты, схе-
мы по технике слепого полета, а также по
вопросам бомбометания и фотографирова-
ния с больших высот и в сложных метео-
рологических условиях.
	Напитан В. ДЪЯЧЕННО.
	Готовятся к экзаменам
	Бечер молодых ‘избирателей законтился
концертом армейской художественной 65
	молеятельн

ости.
	Напитак Н. ЛЕВДАНСНИЙ,
	Шарора той оценки, которую дал ей и всем.
колхозницам Ярославской области Михаил
Иванович Калинаян на приеме в Кремле:

— Ярославские  колхозницы за время
войны сравнительно высоко подняли вое
сельское хозяйство, а тем самым способет-
вовали победе над врагом. Вам есть чем
похвалиться перед возвращающимися к вам
демобилизованными.

Это была большая похвала.

и

Ныне тов. 3. И. Шарова попрежнему
рукогодит колхозом «Большевик», который
в эти дни усиленно готовится к весеннему
севу.

С чуветвом глубокой признательности,
уважения и высокого доверия говорят кол-
хозники  сельхозартели «Большевик» о
своем председателе 306 Илларионовне Ша-
ровой. Ке — честную, трудолюбивую Kpe-
стьянку — они единодушно выдвинули

кандидатом в Aenyrarbi Верховного Совета
РСФСР.

В. СМИРНОВ.
	ЛЫЖНЫЙ АГИТПОХОД
В ЧЕСТЬ ВЫБОРОВ
	Н-СКИЙ АВИАТАРНИЗОН, 1 февраля
(По телеграфу). Комсомольская ^ организа
	ция Н-ской авиачасти организовала UBS
	ный агитпоход, посвященный агитапии 3)
кандидага в. депутаты Верховного Совета
республики.
	В походе приняли участие активисты
избирательной кампании — старигина Во-
родулин, старший сержант Гаспарян, сода
хаты Мазмазян, Хачатурян и другие.
	- Совершив двадцатикилометровый пробегу
лыжники прибыли в колхоз. Здесь они рас
пространили избирательную _ литературу
листовки с биографией кандидата, провели
беседы.

В торжественной обстановке прошла
встреча колхозников со своим кандидатом в
депутаты. В этой встрече приняла участяв
и армейская молодежь. Комсомолец Мазмаз
зян призвал колхозников-избирателей в
день выборов‘ отдать голоса за канлилата
блока коммунистов и ‘беспартийных. В 38-
ключение он прочел вое стихотворение,
посвященное великому Сталину.

Капитан М. ГОЕВ.
	Совершенствуют
боевое мастерство
	В этот день проходили учебные полеты
в подразделении капитала, Васина. Пехл
	началом полетов командир подразделения
еще раз проверил знания летного состава
	 Цервой поднялась в возлух пара старо“
го лейтенанта Еремченко. Она описала, крут
над аэродромом и попгла в зону стрельб. 6
одного захода старший лейтенант Еремчена
ко поразил цель четырьмя снарядами. За=
тем летчики приступили к выполнению
упражнений по’ воздушной навягапии. Они
уверенно. прошли по маршруту, точно вым
шли 6 свой аэродром и провели над нии
возлушный «бой». - ;

Взлетело еще несколько истребителей
Они тренировались в слетачности и с трель
бах. В этот день летчики подразделения

капитана Васина из. 21 стрельбы BHO.
пили 19.
	Успех летного дня решила хорошая пред
варительная подготовка.
	Сержант И. ГРОМОВ.
	ворят курсанты. — Теперь мы должны
отчитаться перед государством в проделан-
	В ряде подразделений выпускного куреа
прошли посвященные предбтоящям экзаме-
нам открытые ‘ комсомольские собрания.
	на которых присутотвовали инетрукторы

Советская авиация в
	Историческое значение Сталинградской
битвы исчерпывающе определено товарищем
Сталиным: «Сталинграх был закатом не-
мепко-фашистской армии. После Сталин-
тоздекого побоища, как известно, немцы
не могли уже оправиться».
	В битве за этот город, явившейся пере-
ломным моментом в ходе Великой Отече-
ственной войны, большую роль сыграла
советская авиация.

Планы немепкого командования имели
своей целью не только овладение Сталин-
градом. Шо замыслу фаптистской ставки,
вслед ‘за Сталинградом немепкие войска
должны были подняться вверх, на север,
захватить Саратов, Куйбышев, выйти в
тыл Москвы и, отрезав ее от промышлен-
ных восточных и южных районов Совет-
ского Союза, предопределить исход всей
войны. В этом замысле Сталинград являл-
ся для немцев важнейшим стратегическим
пунктом, без взятия которого невозможно
было разединить наши войска; действо-
вавшие на севере и на юге. осуществить
задуманный план операпии. Этот план был
своевременно  разгадан Советским Главно-
команлованием. Бои на сталинградском
направлении стазу же приняли исключи-
тельно употный и ожесточенный характер.
	На сталингралеком направлении 1010-
	тивник сосредоточил не только численно

превосхолящие, но и самые отборные свой
силы. 4-й немецкий воздушный флот, дей-
ствовавший на этом фронте, был укомплек-
тован хорошо подготовленным личным 60-
ставом, имеющим большой боевой опыт. На
вооружение немецкой авиации в это время
поступили модернизированные истребители
«Ме-109». Наконеп. здесь был сосредото-
чен пвет фашистской авиации =— немеп-
		Сталинградской битве
	предпосылки ДЛЯ последующего завоевания.
советской авиацией безусловного господ-
ства в воздухе,
	Бомбардировщики и штурмовики, приме-
няя новые тактические приемы и слоеобы
действий, помогали нашим наземным вой-
скам отбивать атаки немецко-фашистеких
полчищ там, где создавалась наиболее кри-
тическая обстановка. Ночные бомбардиров-
щики держали под постоянным воздейст-
вием войска противника, нанося ему зна-
чительный урон, изнуряя и изматывая We-
мепких солдат.

Советские воздушные Воины противсно-
ставили фашистским летчикам HO только
свое тактическое мастерство, но и неизме-
римо превзошли их в моральной стойкости,
непоколебимой уверенности в победе, в
беспредельном мужестве и отваге. Веему
миру стали известны имена героев CTa-
линградекого неба Лавриненкова, Барано-
ва, Кащесва, Яковенко и многих-многих
других из славной когорты сталинских
acon,

Бои в воздухе й на земле разгорались
со все возрастающей силой. Линия фронта
проходила по домам и кварталам разрущен-
ного Сталинграда. Немецкому командова-
нию казалось, что победа близка. Но стра-
тегический гений Сталина взвесил. pac-
‘считал и определил весь дальнейший ход
операции. В самую горячую пору боев он
	пировкой противника, стремившейся“нро-
рвать кольцо окружения извне и соеди-
ниться с армией Паулюса. Неопенимую
помбщь нашему командованию оказали со-
ветекие разведчики. Они своевременно об-
наружили ударную ‘группировку фон-
	РН ГЕ

Манштейна, вскрыв замыелы врага
	Б тяжелых условиях плохой погоды
авиация действовала с большим напряже-
нием, подвергая атакам танковые и мото-
ризованные колонны немцев, нё допуская
подхода вражеских резервов к полю боя.
	К моменту начала тенерального наступ-
	ления наших войск по ликвидации армии
Паулюса советская авиация имела полное
и безраздельное господство в воздухе. Все
ее действия были подчинены интересам
сухопутных сил. Взаимодействие ‘между
авиацией и наземными войсками осущест-
BIAXOCh © высокой точностью и мастерет-
вом. Между авиационным и наземным Ko-
мандованием был установлен личный ROH-
такт и полное взаимопонимание по весм
вопросам предстоящей операции. Для луч-
шего ее обеспечения базирование авиации
было максимально приближено К линии
боевого соприкосновения. Улары наноси-
лись по важнейшим опорным пунктам, ме-
стам скопления войск и техники, штабам
и артиллерийско-минометным позициям.
	Высокое напряжение в боевой работе,
неослабевающая интенсивность и сокруши-
тельность ударов авиации по целям явля-
лись важными факторами, оказавшими
помощь наземным войскам в окончательном
разгроме противника. 2 февраля 1943 года
труппировка окруженных в районе Сталин-

трада немецких войск капитулировала пол-
НОСТЬ.
	Сообщая о выдающейся победе Красной
	SE

Армии, Совинформбюро писало: «В битве
38 Сталинград наши Военные Воздушные
Силы истребили большую часть летчиков
лучших немецких эскадр, а затем блестя-
ще осуществили воздушную блокаду ок-
руженных в Сталинграде немепких зрмий».
Историческое сражение под Сталингра-
дом показало высокую боевую выучку со-
ветских летчиков, оперативную зрелость
полководцев сталинской авиации,
	Генерал-майор авиации
А. НЕКРАСОВ.
	Выставка моделей
реактивной техники
	-В школе младших авиаспециалистов под
руководством майора Швецова изготовлены
различные приборы и наглядные пособия,

&-днях в авиасоединении открылась
небольшая, но содержательная выставка
моделей реактивной техники. Элесь пред
ставлены приборы, наглядно об’ясняющие
физические законы, на которых основано
действие реактивного двигателя:

нтересны модели реактивных двигате-
тей: в разрезе показаны жидкостный реак
тивный двигатель, пульсирующий: возлупе
но-реактивный. Здесь же имеются модели
и самолетов, на которых установлены Pe-
активные двигатели: «Мессершмитт-163»,
«Шутинг Стар Р-80»; самолет-снарях
истребитель «Файрболт», ‘ракеты Фау-2.
одели сопровождаются схемами п харак“
	теристиками. в
Майор А. МАНДРУГИН.
	В напряженных и ожесточенных ехват-  опрелелил налвигаюшяйся_ момент велико-
	го перелома — Tepexox от обороны к на-
вступлению. Вместе с наземными войсками
готовилась в наступлению и авиация.
	№ Сталинграду подтягивались свежие
силы, нз фронтовые площадки ежедневно
прибывали вс6 новые и новые части. не-
	прерывно развивалась аэродромная сеть.
Менялось соотношение сил в воздухе. 19
	ках с коварным врагом вырабатывались
новые формы группового воздушного боя,
основанные на тесном взаимолействии ме-
	жду парами. Стали применяться эшелони-
рованные по фронту и высоте боевые по-
рядки; Искать и уничтожать противника—-
	BOT что стало главным девизом советских
летчиков-истребителей.
	Сложность обстановки требовала новой
организации управления самолетами в в03-
духе. Эта задача была эффективно разре-
зпена организацией на главнейших напра-
влениях специальных пунктов наведения
й управления самолетами с земли по ра-
дио. Всё это позволило в хола активных
оборонительных боев созлать необхолимые

ноября 1942 гола, ко хню перехода совет-
ских войск в наступление, численное пре-
восходетво авиации на сталинградсвом на-
правлении было на нашей стороне.
Только исключительно неблагоприятные
метеорологические условия не позволили в
первые лни наступления применить авиа-
цию соответственно масштабам начавшей-

Нашим летчикам. приходилось действо-
вать в чрезвычайно тяжелых и трудных
условиях. Основная тяжесть воздушных
боев на дальних подступах, 8 затем и не-
посредственно за город, легла на плечи CO-
ветских истребителей. Им приходилось при-