2 февраля 1947 г.; № 28 (535%,
	Полит мн
 . бо
	Свыше трех миллионов боевых вылетов
‹овершили советские летчики в тоды Вели:
той Отечественной войны, Эта цифра по-
казывает, какой огромный вклад внесли
Вовнно-Воздушные Силы нашей Родины в
дело разгрома немецко-фалтистских захват
чиков и японских империалистов.
	Советские авиаторы успешно решали
сложные боевые задачи благодаря высоко-
му боевому мастерству, мужеству и отва-
го, благодаря четкой работе штабов. инже-
нерпо-технического состава и службы ты-
ла. Однако успехи советеких летчиков бы-
ли бы немыслимы без той огромной. поли-
тиво-воспитательной работы. которую про-
водили политорганы, партийные и комло0-
мольскио организации авиасоединений и
частей. ro,
	Даля обеспечения каждого боевого выле-
т® использовалиеь самые различные формы
партийно-политической работы. ‘
	Уставы и наставления учат, что каж-
у “б0евой вылет должен быть тшательно

‘осторонне подготовлен. От этого зави-

4 боевол слаженность и успех norpasie-
лоний; частей и соединений. От лич-
ного состава требуются прежде веего пре:
дельная четкость в работе, ясное понима-
ние своих задач. безукоризненное зналгие
техники, высокая дисциплина и cosHa-
тельность. при исполнении: своих обязаляно-
Те.
	Вак достигалось все это в боевых усло-
впях! Обратимся к примерам из практики
партийно-политической работы в Н-ском
твардейском. истребительном  авиаполку,
Готовилось наступление советских войск
на Варельеком перешейке. Серьезные зада-
чи были поставлены перед авиацией. 0з-
накомивитись с ними, парторг полка соста-
внл подробный план проведения политича-
ских мероприятий как па период подготов-
ки к наступлению, так и ва время Goe-
вых действий. План предусматривал ши-
рокое участие в политико-воспитательной
работе всех членов и капдидатов партии.
Затем этот план был всесторонне обсуждей
на собрании партийного актива. На со-
брании выступил и командир части, on
подробно рассказал коммунистам of oco-
беяностях звиапионного наступления.
	Большая политико-вослитательная рабо-
та была, развернута в подразделениях. В
эскадрильях состоялись партийные собра-
ния, обеуждавшие задачи коммунистов в
подготовке и проведении наступления. Эти
собрания были не только школой больше-
BACTCKOrO воспитания коммунистов-авиато-
в, но до некоторой степени и школой
воинского мастерства, трибуной распро-
странения всего лучшего, передового, что
приобретено авиаторами в боях. Ha соб-
Тании коммунисты вскрывали недостатки
и ошибки лотяо-техпического состава в
прошедиих боях. Мастера воздушных
сражений Герой Советского - С0103& ты
лейтенант Горовец и другие рассказывали
9 поучительных примерах из своей боевой
практики. Опыт лучших воинов комму-
нисты творчески ‘изучали и pacmpocrpa~
няли его вреди беспартийных авиаторов.
	По инициативе политработников B 4a-
тях проводились летно-тактические и тех-
чические конференции. Они способствова-
MM укреплению воинской дисциплины, 99-
ВЫШеНиЮ организованности: и ответетвон-
ности в работе личного состава. Результа-
том одной из таких конференций было, в
частности, максимальное увеличение фом-
бовой нагрузки при действии самолетов в
ложных метеорологических условиях. 06-
становка в то время была такова, что са-
молоты нельзя было использовать больши-
ми группами. Выходили на боевое задание
Фытно две, три или четыре машины, &
нома и одна. Нужно было увеличить
бомбовую нагрузку малтин, чтобы ваверня-
ка упичтожить важные цели противника.
Некоторые специалисты утверждали, что
наши летчики работают на максимальном
пределе и что большего достичь иевозмож-
по, Коммунисты творчески подошли к это-

Организация
	‚ эадачи обучения и воспитания молодых
авиаторов могут быть ‘успешно решены
Ишь при наличии определенных, устойчи-
зых форм организации ‘занятий, Наиболее
Шизоно распространенной формой занятий
з наших школах является  класено-уроч-
ная система. Она предполатает существо-
вание твердого состава труппы учащихся
(власе); программа каждого предмета pac-
тленяехя на ряд последовательных 93-
стей (уроки).

В учебных заведениях большое значе-
ие уделяется не только (10с0бам изложе-
лия материала, но ‘и установлению опре-
Деленной структуры урока,  способствую-
Цей наиболее эффективной передсле уча-
щиися знаний. Организация занятий з4-
Висит от характера преподаваемого. пред
мета: урок по изучению материальной ча-
тии урок по теоретическим дисциплинам
нуеют свои особенности и строятся по-раз-
ному, . oo

Мы остановимся на вопросах организа-
ции теоретического занятия.

По установимнейся системе теоретиче-
кий урок распадается на три Части:

вводная часть:

лекция — рассказ преподавателя;

заключительная часть.
	1. ВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
	Урок должен представлять 2000 закон-
Ченное целое и содержать определенный
трек курса, логически завершенный, ©
Точно очерченной темой и целевой уста-
ВЮВКоЙ,

Вее элементы урока (контрольные в0-
просы преподавателя, последовательность
изложения материала и организационная
схема урока) подчинены одной ‘пели =
Четко 0б’яснить  слутателям тему.

Вводная часть занятия подготавливает
Кухантов к восприятию лекции. Она. увя-
зывает тему ланного урока с теми сведе-
	‚ Нилии, которые уже получены учащими”
	ся. В вводной части урока проверяются
знания по пройденной раныше теме. Затем
Преподаватель обобщает все сказанное ра-
	С

ТАЛИНСКИИ

со
	от имени веех своих товарищей ответил
по радио: «Служу Советскому Союзу»,

Приземлившись на @эродроме, истреби-
тели рассказывали, как хорошо они чувет-
вовали себя во время самой жаркой в03-
дутной схватки, узнав. о высокой. оценке
их работы командованием.

Умело использовал радио в bow, как
средство  втитации,  летчик-штурмовик
дважды Герой Советского Союза тов. Пар-
пин. В трудную минуту он увлекал своих
товарищей не только личным примером
высокого мастерства м отваги, но и страст-
ным большевистеким словом. Часто в эфи-
ре штурмовикя улавливали его призывы:
«За Родину, за великого Сталина! Ура!».
С волнением рассказывали летчики о по-
хвале артиллеристов и танкистов, которые,
наблюдая за действиями авчаторов, пере-
тавали им по радио: «Молодцы, хлопцы,

Изобретатели и рационализаторы‘ Ленин-
градской краснознаменной военно-воздуш-

ной инженерной академии создали ‘большое

количество ‘интересных и ценных
но-наглядных пособий,

Старший техник-лейтенант Гертель из-
тотовил оригинальную установку дяя про-
Берки работы’ кислородных приборов. Эти
пряборы ранее испытывалиеь человеком;
находящимся в  барокамере, в условиях,
чрезвычайно затрудненных для наблюде-
ния. В установке тов; Гергеля помещение
легочиото автомата под колоколом воздунг-
ного насоса и своеобразный монтаж при-
боров позволяют извне наблюдать работу
последних.

Старшим инженером лаборатория инже-
нер-капитаном Поваровым ‘изготовлен и
пепользуетея для учебных целей регуля-
тор температуры воды авиационных мото-

учеб -
	отлично pahoracre! >,
	ров. Он регулирует приток холодного воз-
	тическое обеспечение
боевого вылета.
	>
Из опыта.
партийно-политической работы
в годы Отечественной войны
	шел на пель и уничтожил ев.
	we NWA AR УВК 34

Sombonok нагрузкой парторг Москвичев
подробно рассказал коммунистам ackal-
рильи. В связи с этим были проведены: бе-
седы с летчиками на такие темы, как «0со-
бенности техники пилотирования самолета
с большой нагрузкой». «Прицельное бом-
бометание», «Отыскание цели в сложных
метворологических условиях п выход на
цель»,
‚ Примеру старшего лейтенанта, Москвиче-
ва вскоре последовали другие коммунисты,
у затем это стало массовым явлением. Лет-
чики-штурмовики, изучая опыт тов. Моск-
вичева, увеличили расходовачие боекомп-
лекта, значительно повысив тем самым
эффективность атаки «ИЛ”ов».

Успех каждого ‘боевого вылета во мно-
	Политическая работа  6реди ‘летчиков

имеет ряд специфических обобенностей. Од-
На, из них — крайне ограниченная в03-
MORHOCTH вести политическую работу ©
летчиками во время выполнения ими бое-
вых заданий. Некоторые товарищи и сей-
час еще ошибочно ‘полагают, что 6 момен-
та’ ухода экипажей в воздух всякая поли-
‚тическая работа © нчми прекращается.
Практика показала, что это неверно.
Н-ском соединении, например, хорошо ис-
пользовали для политической работы ра-
дио. Оно не только служило средством 60е-
вой связи © экипажами, находящимися В
воздухе, но и средством политического в03-
действия нз личный. состав. экипажей. .
_ Pasyuéerca, Bo Bpeva GoeBErx действий
по радио нельзя передавать политические
доклады, беседы и т. п. Но можно пербла-
вать летчикам броские, зажигающие лозун-
ги, патриотические призывы, инфорчиро-
вать авиаторов о победе той или иной груп-
пы войск. об успехе летчика, поблагодарить
за. отличную боевую работу, поднять воин-
ский дух экипажа, воодушевить ето на
новые подвиги.

В марте 1944 года во время воздушных
боев в районе Пскова, группа наптих истре-
бителей во главе с лейтенантом Серовым
успешно ‘атаковала противника и уничто-
жила три немецких самолета. Находивший-  .
CA B это время на командном пункте по-
литработник передал тов. Серову по pa-
дио, что командир благодарит  героев-лет-
чиков за мастерство и отвагу. Тов. Серов

феликий русский ученый
	(К 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА)
	Беликий русский химик. Д. И. Менделеев
прославил ва. весь мир отечественную Hay-
ку. Его знаменитая периодическая  си-
стема элементов, давшая возможность
предвидеть существование новых, еще we
открытых эдементов и предсказать их
свойства, & также PAX других  откры-
тий в области химии поставили Л. И.
Менделеева во ряды величайших  хими-
ков мира. Однако научная деятельность
великого ученого не ограничивалась 00-
ластью. хчуии. Его труды поражают сво-
ей унчверсальностью. Широко известны
его выдающиеся работы в” области физи-
км, метеорологии, геологии, народного
хозяйства, статистики и т. д. Д. И. Мен-
делеев сытрал-крунную роль и в развитии
воздухоплавания и авиации. .

Вопросами воздухоплавания Л. И. Мен-
делеев занялся не случайно. Они явились
У него необходимым звеном в общей цепи
научных. исследований,

В своей магистерской диссертации «06
удельных 0б’емах» Д. И. Менделеев пока-
зал, как физические свойства газов изме-
няются. от температуры и давления. Уже
В связи © этой фаботой он заинтересовах-
ся. изучением атмосферы. После, Исследуя
вопросы упругости газов, ученый вновь
сталкивается, с’ необходимостью знания
строения атмосферы, в’ частноети ее. верх-
них слоев. Но для Д. И. Менделеева знание
строения ‘атмосферы ие означало знаком-
ства с имеющейся литературой. Jaa него
ознакомиться ев \каким-либо вопросом —
значило найти самостоятельные пути изу-
чения, векрытв новые, не известные pa-
нее законы, ‘установить пути фазвития.

После тщательного изучения ‘метеороло-
тических работ английского ‘физика Глеше-
ра Д. И. Менделеева «заняла, — писал он,
— гордая мыель подняться выше энамени-
того англичанина и постичь закон наелое-
ния воздуха при нормальном состояния
атмосферы... Временно я`оставил все дру-
гие занятия и‘стал изучать аэростатику».

Для изучения этого вопроса Д. И. Мен-
делеев едет за границу, знакомится там с
литературой и авиационными: исследова-
ниями, совершает полет на воздушном па-
ре. .

Затем он совершает полет и в Россия в
г. Клин. Полет этот поразил всех своей
смелостью и продемонстрировая неукроти-
мую волю ученого в вопросах научного
исследования.

Предполагалось, что Д. И. Менделеев со-
верптит полет на воздушном птаре вместе с
каким-либо опытным военным воздухопла-
вателем. Но, когда аэронавты прибыли на
старт, выяснилось, что оболочка apa
намокла. и он не в состоянии поднять двух
человек. Тогда, несмотря на протебты окру-
жающих, Д. И. Менделеев поднялся один,
совершил необходимые наблюдения и 34-
меры и благополучно опустился.

Д. И. Менделеев в своих исследованиях
идет дальше. Опыт подсказывает ему
необходимость сочетания теории © экепери-
ментом в вопросах метеорологии и возду-
хоплавания. Но лля эксперимента нужна
была материальная часть. Д. И. Менделеев
но стал ждать, пока инженеры создадут
эту материальную часть. Он предпочел
создавать ее сам. Векоре ученым был раз-
работан проект адэростата, «допускающего
возможность безопасно оставаться на боль-
ших высотах в атмосфере». Этот проект
предусматривал герметическую кабину для
наблюдения в верхних слоях атмосферы.
Аэростат был управляемым. Эскиз и все
расчеты были сделаны Д. И. Менделеевым
в 1875 тоду. Другими словами, великий
русский ученый предвосхитил идею стра-
тостата, осуществленную лишь’ спустя
полстолетия, т

Только отсутетвие средств не позволило
Д. И. Менделееву осуществить свой проект.
Продолжая свои труды в облаети авиации,
Д. И. Менделеев завершает в 1880 году
замечательную работу «0 сопротивлении

Приведем еще один типичный пример
неудачного построения урока. Преподава-
тель излатал один из первых разделов кур-
с» «Теория авиодвитателя». Узловой во-
прос этого урока —= принции работы четы-
рехтактного двигателя. Но слишком долго
залержавшиеь на опросе’ курсантов. и на
«подходе» к теме, преподаватель оставил
на изложение основного вопроса всего...
10 минут. Осветить как следует принцип
работы  хвитателя за 10 минут невоз-
мюзкно. Тогда преподаватель, подробно рас-
смотрев лишь часть темы — такт всасы-
вания, — закончил занятие,

Правильно ли это? Отнюдь нет. Учащие-
ся. не вынесли в результате этого урока
полного впечатления о работе двигателя.
Цель не была достигнута.

`Как же следовало поступить? Мы пола-
TaeM, что в оставнтееся время нужно было
вкратце, в общих чертах рассказать. 060
‘всем цикле работы двигателя с тем, чтобы
на следующем уроке приступить к подроб-
ному рассмотрению вопроса, к изучению
отдельных процессов.

Иначе был построен урок. по’ электротех-
нике, проведенный лругим. преподавателем.
Темой занятия был закой Ома. Опросив
курсантов и выяснив, что они в достаточ-
ной степени знакомы с ‘основными величие
нами, характеризующими электрическую
цепь, преподавалель перешел к об’яснению
зависимости между этами величинами и в
общих чертах сформулировал закон Ома.
Затем он дал схему внешней пети и проде-
монстрировал па специальной установке
изменение параметров при увеличении или
уменьшении одной из величин, Цифровые
данные опыта были записаны слушателями
в виде таблиц и послужили основой. для
установления математической. зависимости
между силой тока, напряжением и сопро-
тивлением цепи, .

Когда обучаемые ‘уяснили ‘ этот раз-
дел, преподаватель дал окончательную фор-
мулировку и математическую формулу 32-
кона. Последующая часть урока была по-
священа вопросу о развитии и о практиче-
ском прихенении закона.

Таким образом, формулирование физиче-
ского закона явилось кульминационным
пунктом в общей структуре урока. Слушз-
тели были подготовлены к тому, чтобы уяе-
	жидкостей и воздухоплавании». В ней он.
предостерегает от увлечения эмпирикой и -
указывает на необходимость решения задач

шо сопротивлению воздуха п жидкости, `

Сам он и решает эти задачи, Прежде
всего Д. И. Менделеев критически пере-
смотрел все имеющиеся теории. Первой
среди них была теория Ньютона. Она пред-
полагала, что форма и длина тела не ока-
зывают влияния на величину. вопротивле-.
ния. Но опыты показали, что конус при’
цвижении плоским основанием вперед
встречает сопротивление значительно боль-
шее, чем при движении вершиной вперед.
Следовательно, теория Ньютона не годи-
лась. Другая теория была предложена Вер-
нулли и Эйлером. Она учла влияние формы
тела на величину сопротивления, но ®ста-
вила без внимания длину тела: Опыты тю-‘
казали, что и этого нельзя было делать.
Подходящую эмпирическую формулу для
величины сопротивления дал француз Дю-
шемен, но для пользования этой формулой
нужны. были коэфициенты. Д. И. Менделеев
далоих; В своей работе великий русский
ученый сформулировал важнейшие  прин-
ципиальные положения гидро- и аэродина-
Мики.

Работа Д. И. Менделеева получила впо-
следствии такую оценку «отца русской
авиации» Н. Е. Жуковского: «Руссках
литература обязана ему (Менделееву) ка-
питальной монографией по сопротивлению
жидкостей, которая и теперь может слу-
жить основным руководством для лиц, за-
нимающихея ‘кораблестроением,  воздухо-
плаванием или баллистикой». .
	Очень скоро вокруг ЛД. И. Ментелеева.
	струппировались выдающиеся деятели рус”.
ского воздухоплавания TOTO периода —
Можайский, Джевецкий, Костович, Спичия
и другие.

По инициативе Д. И. Менделеева созлает-_
ся Воздухоплавательный отдел Русского.
технического общества. Это была первая
организация  научно-технической  авиа-
ционной общественности, оставившая глу-
бокий след в истории нашей отечественной -
‚авиации и воздухоплавания. Она 0б’едики-
ла все силы, работавшие в области возд».
	хоплавания, направила их фаботу, заня--
	лась разработкой теоретических и конст-
руктивных проблем, начала издавать науч-
но-технический журнал, занялась ортани-
зацией полетов.

Много занимаясь вопросами зоздухопла-
вания, Д. И. Менделеев отнюдь не фети-
шизировал аэростат. Наоборот, on громо-
тлаено провозгласил, что наибольшую бу-
дхущность имеют аэропланы.

Чрезвычайно показательна роль ДЛ. И;
Менделеева в создании аэроплана конст=
рукции А. Можайского. В. России мало из-
вестно, & за границей, вероятно, и совсем
н6 знают, что еше за 20 лет ло появления
	зэроплана братьев Райт русский офицер ©
	Александр: Можайский уже сконструировал
аэроплан. Это. был моноплан с винтовой
тягой, с фюзеляжем, с шасси, с органами
поперечной устойчивости. Большую роль в.
постройке этого первого в мире самолета
сыграл Д.. И: Менделеев. г
	Столь же положительную роль сыграл.
Д. И. Менделеев в ‘работах Циолковского;
Котова и многих других изобретателей и
конструкторов, зачинателей русского воз-
душного флота. Он был борцом за создание
русской авиации, за создание русского са=
молета. Великий ученый утверждал, что
русский аэроплан «составит эпоху, © кото-
рой начнется новейшая история образован
ности». -

Огромный научный авторитет Л. И. Men-.
делеева, ero личное обаяние, крупнейшие
труды в области воздухоплавания в огром=
ной мере способствовали успешной разра=
ботке проблем летания. ‘Деятельность уче»
ного. в этой области позволяет говорить 6
нем, как о человеке, который вошел в ис-
торию воздухоплавания. Имя Д. И. Менхе-
леева по празу стоит на одном из первых
	мест. среди славных имен основоположника
	современного воздухоплавания.
Инженер Д. МИХАЙЛОВ. -

В КЛАССЕ СВЯЗИ. На снимке: от-
личник боевой и политической полго-
товки младший сержант М. Оторов
(справа) проводит занятие по изучению
материальной части радиостанции,
	Снимок капитана М. Рунова,
	Ценные предложения
рационализаторов
	р” > по С ВУ УРУЗюч М WEE Pe ДУМ. У
(OM зависит от подготовки материальной

от имени веех своих товарищей OTB
части & выполнению боевого задания. ] 10 радио: «Служу Советскому Союзу».
Е Рон Ор ween nl EU
	части. к выполнению боевого. задания.

При боевых действиях дело часто решали
минуты. Между тем в ряде подразделений
техники и инженеры не учитывали фактора
времени и обращали внимание лишь из ка-
чество подготовки материальной части т
бою. Коммунисты одной из частей возгла-
вили борьбу за, сокращение сроков подго-
товки самолетов к вылету. Внимательно
изучая работу технического состава, они
вскрыли ряд существенных недостатков. В
частности, было установлено, что некото-
рые офицеры работают без плана.

Партийные организапии помогли коман-
дованию устранить эти. организационные
неполадки. Прежде всего они потребовали
примерности от коммунистов; работа кото-
рых непосредственно связала, © полготов-
кой самолетов к вылету. Из числа лучших
инженеров, авиационных техников и ору-
жейников были выделены коммунисты-аги-
таторы, Они проводили квалифицированные
беседы на технические темы по вопросам
организация труда. К массовой таз’яени-
тельной работе были привлечены лучигие
авиатехники тт, Самосуд, Веденеев, кото-
рые в течение 25 минут готовили машину
к бою, отличные оружейники тт. Гусев,
Ивамов, Черных.

На аэродромах, на стоянках самолетов
выпускались боевые листки, вывешивались
плакаты, в которых  показывалея опыт
лучтих людей; критиковалиеь нелостатки.

Широко развернутая и целеустремленная
агитационно-массовая работа, личный при-.
мер коммунистов в выполнении своих `обя-
занностей — все это способствовало уско-
рению ‘и улучшению подготовки машин и
экипажей к бою.

Большое воспитательное значение ‘имела
такая форма политической работы, как
вынос на старт боевого красного знамени.

Летчики, отправлявшиеся на выполне-
ние боевого задалия, подходили к святыне
своей части и в присутствии команлира, в
присутетвийи товарищей по оружито давали
клятву до конца, выполнить боевой приказ.
Штурман Н-ского авиационного полка, тов.
Мосол так товорит 06 этих торжествен-
вых минутах:

— Получив задание У развернутого’ зна-
мени, я особенно чувствовал большую от-
ветственность перед Родиной, ‘советским
‘правительством, перед великой парти:
ей Ленина-—Сталина 34 выполнение свое-
то воинского долга. Это чувство ответет-
венности не пекилало меня и во время по-
лета, оно помогало выполнить боевое зада-
ние.
	увока
		Суровая фронтовая обстановка требова-  духа к радчатору в зависимости от темие-
ла от авиалоров. равно каки от всех со-!атуры воды.
	Инженер-капитан Федоров сконструирэ-
	ветских

воино

огроуиного

Нелряжения
	сил. Забота о бытовых нуждах летчиков  Вал оригинальный прибор для замера ча-
являлась важнейшей залачей политорганов   сового расхода горючего в полете.
	и установки —— ценный вклад в ла-
	И составляла значительную часть AX Pa-
	боты. При любых обстоятельствах полит-  бораторнюе оборудование. Опи значительно
	радотники добивались, чтобы летчики, при-
	раслниряли возможности для проведения
	летевшие с боевого задания, были во-вре-   Нзучно-исследовательской работы на ка-
	имелм возмож- 1 федрах.
	Действующими  устаповками,  учебно-
	мя И хоро накормлены, о ИМели возмож-
НОСТЬ КУЛЬТУРНО OTIOXHYTS. В этом леле
	пример показывали комсомольцы. В Н-ском наглядными пособмями оботатились ладо-
иггурмовом авиаполку, лислопировавиемся   атории кафедр технической экоплоатации
	в трудных полевых условиях, комсомольцы   самолетов и моторов, конструкции в
оборудовали хоропгую землянку для досу-   донных двигателей чм многие другие.
	Слушатели академии получили возмож-
	га летно-технического состава. В ней были
	газеты и журналы, художественная и тех-  ность глубже изучать теоретические дис-
ническая литература, шахматы, шашки,   циплины, приобретать практические навы-
домино и т. д. Вернувитись е боевого зада- ки в эксплоатации материальной части

ния, летчики приходили сюда, чтобы отдох-   BBC.
	Инженер-капитан А. ЕМОВ. ›
	нуть. Между боевыми вылетами в полку
часто демонстрировалиеь кинофильмы, 1
том числе научно-технические.
	3% *, \
Мы остановились лишь fa некоторых
	формах политического обеспечения боевого
вылета. Настойчивое, глубокое; всесторон-
нее и творческое изучение опыта палугий-
	но-политической работы, накопленного В
	OTE DETHROM UTCMOCTBCIHOH BOWHM, ПОМ (ний период, особенности бомбометания
жет политработникам еше выше поднять   больших высот. Штурманы обменялиее
	идейное содержание политико-воспитатель-   также опытом организапии. штурманской
	тодготовки в эекадрильях.
Значительное место в программе сборов
было отведено для тадионавигационной
	ной работы в мирных уеловиях, сделать ве   10
	более злободневной, острой, ‘действенной.
	СБОРЫ ШТУРМАНОВ
ЭСКАДРИЛИЙ
	Штабом Н-ского еоединения проведены
восъмидневные методические сборы штур-
манов эскадрилий. На сборах изучались
задачи по пгтурманской подготовке на, зим-
	а АН а

отвечающей интересам совершенствования потготовки. Обстоятельную лекцию на эту
	боевого мастерства советских авиаторов.
Генграл-майор авиации М. СУЛИМОВ.

Умело организовать о0прос -—— это значит
заставить работать весь класе. А это очень
важно. Если преподаватель, беседуя с од-
ним курсантом, забывает об остальных, то
он обрекает их на пассивное выслупшивание
вопросов. и ответов. Учащиеся в таких
случаях бывают предоставлены самим себе,

Как можно активизировать аудиторию?
Для этого прежде всего следует помнить
элементарное правило: вопрос задается
всему классу. Над ответом хумает Beck
класс. Лишь спустя немного времени, когда
все уже усвоили вопрос и в какой-то сте-
гени подумали над ответом, следует вы-
звать для ответа определенного слушателя.

Из двухчасового урока ‘на ‘опрос  реко-
‘мендуется отводить 15—20 минут. Опыт-
ный преподаватель сможет в такой срок
опросить до 10 человек’ попутно © теми
двумя-тремя, которые подвергаются в это
время тщательному контролю. Такую си-
стему опроса, живую и динамичную, еле-
дует широко применять.

Особое внимание преподаватели должны
обратить на заключительные вопросы. Их
нужно ставить с такям расчетом, чтобы
ответы подводили дудиторию непосред-
ственно к теме предстоящей лекции.

За ответы на отдельные «беглые» во-
просы оценки выставлять не следует, так
как полного впечатления о подготовке уча-
щегося эти ответы, конечно, дать не могут.
	2, ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
	закончив опрос и сделав выводы по по-
воду уровня знаний учащихея, преподава-
тель обобщает их ответы с целью привлечь
внимание аудитории, подготовить елушате-
	лей к предстоящей лекции. затем на лоске
	выписывается название темы, формули-
руется целевая установка урока, указыва-
ются основные вопросы, которые предстоит
изучить. Например; тема. — высотная ха-
рактеристика авиадвигателя, цель — изу
	тему прочел гвардии полковник Якушев.
	Гвардии лейтенант И. ВАГАНОВ.

PORLUPRY AEE GOOG iWidig MOD Bay) OF B HOCTEuCHHOO наслосние RUGHIA
чить зависимость изменения мощности дви-  сведений, разобраться в массе которых
гателя от, высоты полета и уяснить те  слушателям будет очень трудно. Материал,
факторы, которые влияют на изменение   расчлененный по нашей схеме, усваивает-
мощности 10 BBICOTe. ся гораздо легче.
	эная цель урока, курсант легче воспри-

‘мет содержание лекции, он сможет евобод-
неё ориентироваться в получаемых сведе-
ниях, выбирать из них главное, непосред-
ственно отвечающее поставленной задаче.
Таким образом, слушатель получает воз-
можоность активно работать в течение уро-
Ка.
‚ Затем. преподаватель переходит в изло-
ра материала. 0 том, как читать лек-
`цию, т. ©. © методике работы преподава-
‘теля, товорят и пишут много. Мы остано-
вимся лишь на организационной струвтуре
лекции,

Обучать нужно последовательно, идя от
известного к неизвестному, от простого —
К сложному, от наглядного — к отвлечен-
‘ному, от частного — к целому.

Учебный материал. расчленяется на ряд
частей, каждая из которых должна быть
простой, понятной, доступной. В конце лек-
пии эти элементы  0б’единяются, 0006-
щаются и дается окончательный, обосно-
ванный и оформленный вывод — заклю-
чение.

Недавно нам пришлось прослушать урок
на названную выше тему—«Высотная ха-
рактеристика авиадвигателя». Урок был
организован неудачно. Вместо того, чтобы
сообщить слушателям основной тезис —
определение характеристики и ее график,
преподаватель начал лекцию © других,
вспомогательных вопросов и только в кон-
це урока дал определение главного. Может
показаться, ‘что это. и есть верный нуть-—
от частного в целому. Но при этом глав-
ный вопрос затерялся среди многочислен-
ных подробностей и пояснений, лекция
утратила основной стержень.

Правильная схема организации лекции,
на наш взгляд, такова:

постановка в01роса;

сообщетие новых фактов;

их рз3б0р и 0б’яснение;

выводы и обобттение,

Этой схемы следует придерживаться и
При изложении отдельных, частных эле-
ментов лекции, иначе последняя превратит-
я в постепенное — паслоение повых
	‘нить’ формулу, з затем, в процессе урока,
‘смогли более глубоко осмыслить основной
‘вопрос лекции.

Несколько слов о работе учашихея В
аудитории. Пассивное, хотя и вниматель-
ное, слушание лекции и конснектирование
ее не приносят желаемых результатов.

Пелагогика требует, чтобы в стенах
школы усвоение учебного материала прохо-
дило на уроке, под непосредетвеннтым руко-
водством преподавателя. В часы me само-
стоятельной работы учащийся должен по=
вторять материал, а не учить его заново.

Болыную ошибку совертает тот препо-
даватель, который стремится сообщить Kak
можно больше сведений в отведенные ему
часы: При‘этом он забывает, что нужно
дать учаимея время и возможность оево-
ить в течение урока основные положенил,

Чтобы учащийся усваивал ‘материал в
процессе урока, нужно заставить вто’ рабо-
тать в течение занятия, не ограничиваяеь
конепектированием лекции. Для этого надо
возбудить интерее слушателей к излагае=
мой теме, используя при об’яенении фак-
ты, примеры, наглядные пособия. а

Активность курсантов можно вызвать И
другими способами, например, разретив. им
задавать вопросы. Преподаватель и вм
должен задать аудитории один-два BOP.
са. Обычно за этим следуют вопросы 0
	стороны слушателей.
	Из опыта преподавателя
} > ;
	нее для того, чтобы переход от предыдуще-
то к последующему совершилея логически
правильно, обоснованно. 4

Наиболее распространенной формой про-
верки знапий является устный onpoc.

Контрольный опрос, если он организован
ий проведен умело, позволяет дать оценку
успеваемости учащихся. Он заставляет
их добросовестно выполнять домашние за-
дания, ‘изучать и повторять учебный мате-
риал. Контролируя учашихся, преподава-
тель имеет возможность изучить их, Y3-
нать, каковы их способности и отношение
& учебе. По результатам опроса препода-
ватель может судить и о том, хоро ли
усвоен материал аудиторией в целом,
можно ли двигаться дальше или требуется
повторение. Контроль имеет и воспитатель-
ное значение. Дав задаче, преподаватель
‘обязан проверить его выполнение. Этим у
обучаемых воспитываются исполнитель-
ность, аккуратность, добросовестное, отно-
шение к делу.

Проверка знаний учащихся является
средством повторения пройдентюого. ‘Отвечая
на ропросы, учащийся лучше усваивает
предмет и приучается правильно излагать
свои мысли: в его сознании четко вырисо-
вываются наиболее важные разделы темы.

Опрос курсантов служит ‘<воеобраз-
ным мостом,  связывающим предыдущий
урок с настоящим. Это достигается поста-
новкой таких вопросов, которые касаются
главным образом материала; являющегося
отправным для дальнейшего движения впе-
ред. ,

Преподаватели, которые из-за ‘недостат-
ка времени иногда HO опрашивают слуша-
телей, допускают серьезную ошибку.

При опросе осуществляется наиболее
тесная связь преподавателя с учащимися.
Происходит обмен мнениями, гораздо более
активный, педели в ходо лекции.
	3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
УРОКА
	Эта часть урока должна состоять из
краткого обобщения — выводов препода-
вателя, сообщения о том, какой теме булет
посвящен следующий урок, и даче задания
для самоподготовки, ‘Организационно ‘эта
часть урока проста, инет необходимости
подробно останавливаться на ней, Следует
лишь подчеркнуть, что комкать ее за нб-
достатком времени нельзя, так как она яв-
ляется лотическим и ут завер-
шением урока,

я

Так, по налшему мнению, должен Oprre
OPTan¥s0BIH YPOR B aBlalMOHNOH  mrro7e,
Опыт‘ показывает, что эффективность обу-
чения при этом р6зко повъинается,
	Инженер-подполновник П. МАРКЕЛЛОЗ