5 февраля 1947 г., №30 (637). <   г СТАЛИНСКИЙ сокол
	Кандидаты сталинского ‘блока
a GROTTO ONOKA
	коммунистов и беспартийных
	Бера Александровна Давыдова
	1905 год. Одесса. На молу — roma.
Рабочие, матросы, рыбаки. Среди них—
Tpyna, работница-революционерка. Ona
ждет мужа — матроса Вакулинчука. Крик
боли вырывается из груди молодой женщи-
ны, Когда, товарищи приносят его труп: Ва-
кулинчук погиб в борьбе за дело народа.
Груня горько плачет, почти причитает. Но
блязко — казаки, полиция. Растет тре-
вога. «Товарищи, грикажите мне не пла-
	кать!» = молит ‘окружающих Груня. ИД
	из похоронного марша рождается мощный
боевой гимн, зовущий к борьбе и восета-
нию. `

Это — лучшая сцена, оперы 0. Чишко
«Броненосец Потемкин» wa сцене Госу-
дарственного академмческого = Большого
театра. Роль Груни исполняет заслужен-
ная артистка республики Вера, Алекеанд-
ровна Давыдова. И голосом, и темперамен-
том, и богатетвом чувств она удивительно
подходит к роли. Созданный ею образ
русской женщины-революционеркя надолго
вапоминается зрителям.
	‚..И вот еще одно выступление. Густой
енистый парк в Подмосковье. Злеь в
прекрасном старинном здании расположил-
ся воонный госпиталь. Летние сумерки.
Ha фоне темной листвы — силуэт строй-
ной высокой женщины. В воздухе звучит
задушевная русская народная песня «Не
брани меня, родная». Льются звуки мягко-
то грулного голоса, р
	Любовь к русской песне Давыдова, при-
несла с берегов широкой Волги, где она
родилась и провела’ раннее -детство. Эту
любовь она сохранила в годы учебы в
Тенинтрадской консерватории, принесла ее
fa сцену Ленинградского государственного
театра оперы и балета, в котором в 1930
тоду началась ее артистическая деятель-
ность. Хранит она ее и теперь, в годы
творческого расцвела и народного призна-
ния. e

С 1932 года Вера Александровна Давы-
дова —— солистка Государственного акаде-
мического Большото театра, исполнитель-
пица велущих партий меццо-сопрано,
	Трагедия актрясьг буржуазного общест-
ва, обреченной на унижения, тернистый
путь русской артистки до революции зна-
комы Вере Александровне лишь по книгам
да по рассказам старних товарищей. Ро-
веснице первой русской революции, Па-
выдовой в 1917 году было всего 12 лет,
(на принадлежит к чцелу советских арти-
стов, творческий распвет которых совпал
с расцветом их Родины. Ее талант <согрет
и выпестован в годы советской власти ма-
теринской заботой Советской стралты.
	Народное признание, ощущение духовно-
го слияния с народом — источник вдохно-
вения и радости для актрясы. Й каждый
ее день == день, творческого труда и го-
рения. .

- Глубокая любовь к своему народу, его
искусству. его’ песне наполняет вое твор-
чество артистки. Темпераментная Кармен
{в одноименной опере Бизе), блестящая
Марина (в опере «Борие Годунов»). Да-
выхдова с особенной теплотой и жизненной
правдой создает на оперной сцене образы
русских женщин (Марфа-—в «Хованщине»,
Тюбаша — в «Царской невесте»), раскры-
вает их душевную красоту, моральную чи-
етоту и силу, большие и глубокие чувства.
	Давыдова является одной из первых
поголнительнии женских образов в операх
советских композиторов: Аксинья—в «Ти-
хом Лоне» Дзержинского, Груня-—в «Бро-
неносце Потемкине» Чишко, Ниловна—®
«Матери» Желобинскога.
	Ее заветная мечта — создать на опер-
ной сцене образ советской женщины-ге-
роини, участницы Великой OrevectBenHol
‚войны,

Творческая деятельность артистки не
	ограничивается только сценой Большого
театра. Ее хорошо знают в самых отда-
ленных уголках Советского Союза. Она вы-
ступала на площадках новостроек, в ра-
бочих клубах, на палубах военных кораб-
лей, на аэродромах, перед нефтяникамя
Баку, горняками Грузии и Донбасса, метал-
тургами Свердловска, перед летчиками и
моряками, пехотинцами и` танкчетами, в
концертных залах столиц Ирана, Польши,
Дании, Швеции, Норвегии. ;
Концертная деятельность Веры’ Алек-
сандровны богата и многогранна. В. дня
Сталинтрадекой эпопеи Давыдова создает
цикл концертов — «История русского po-
манса». В них она прославляет свою
Родину, свой героический народ, великую
большевистскую партию, вождя народов
товарища Сталяна. Эту работу артистка
посвящает великой победе Советской Ар-
мии под Сталинградом. Огромный труд ар-
THCTRH над созланием этого пикла по-
	лучил высокую оценку народа ~— Давыло-
	вой присуждена Сталинская. премия.
Заграничные гастроли Давыхловой вн-
	зыЫвалиИ восхишение международных KOH-
	цертных аудиторий. Своими концертами за
рубежом советская ^ артистка-патриотка
поднимала престиж нашего искусства, уве-
личила число друзей Советского Союза.

В годы войны певица отдает свое искуе-
ство воинам Советской Армии. Морякам.
подводных лодок, летчикам на’ аэродромах,
раненым в госпиталях пела ofa их лю-
бимые народные песня, арии из опер, но-
вые произведения советских кемпозито-
ров.

Сейчас Вера Александровна поглощена
подготовкой новой концертной программы,
которую она посвящает. 30-й годов-
щине Октябрьской социалистической pe-
волюции. В программу входят лучшие про-
изведения советоких композиторов.

Оперную и концертную деятельность
Давыдова совмещает с большой обществен-
ной работой. Являясь депутатом  Москов-
ского городского Совета, Вера Александ-
ровна с тем же горением; с которым она
отдается творчеству, принимает активное
участие в работе секций Моссовета.

Артистка является постоянным и ак-
тивнейшим участником в военно-шефской
работе, осуществляемой Большим театром.

Яркое драматическое ‘дарование, замеча-
тельный голос, неустанные поиски’ ново-
го, вдохновенный и’ вдумчивый труд —
таков творческий облик лауреата Сталин-
ской промии  ззелуженной артистки
PCOCP и. Грузинской CCP  орденоносца
Веры Александровны. Давыдовой — заме-
чательной артистки. и  пламенной  совет-
ской патриотки, ‹кандидата в депутаты
Верховного Совета РСФСР по Воминтернов-
CKOMY избирательному округу г. Москвы.
	Выступая перед молодыми избирателя-
ми, Вера Александровна говорит:

— Воины Советской Армии — моя ca-
мая любимая, самая благодарная аудито-
рия. Петь для чих. -— величайшая радость
для каждого артиста. Я горжусь тем, ‚что
уое пение слышал величайшпий летчик
нашего. времени —. Валерий Павлович
Чкалов. Память о ветрече в ним я береж-
но храню в своем. сердце.

Всей своей таботой. я стремлюсь слу-
жить советской Родине, своему героиче-
скому народу. 0 нашем. нароле-богатыюре.
о величия нашей прекрасной Родины хочу
петь замечательные. , песни.

_. Высокая честь мне оказана. Я горжусь
доверием народа, выдвинувшего меня кан-
тидалом в депутаты верховного органа Рос-
сийской Федерации. Й.если на мою долю
вылалет счастье быть избранной, я отдам
все силы. чтобы быть лостойной этото ло-
	верия, чтобы быть такмм депутатом, Ка-
ким учит быть наш мудрый, любимый
Сталин. вии

Юо. ЗУБНОВ.
С РУТШТЕЙН.
	На старте. Бомбардировщики перед учебно-тренировочным полетом.
	Образ В. И. Ленина
в скульптуре.
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Еще ло вой-
	ны ленинградские скульнторы славились
своими работами, посвященными Владими-
ру Ильичу Ленину. Во многих городах стра-
ны установлены памятники Ленину, выпол-
ненные крупнейшими ленинтрадекими ма-
стерами-скульпторами. Сейчас скульшторы
е успехом трудятся над тем, чтобы запечат-
леть образ Ленина в мраморе и бронзе.
	Недавно народный художник РОФСР,
лаубеат Сталинской премии М. Manusep
закончил работу над новым’ бюстом Влади-
мира Ильича. По заданию ‘г правительства
Латвийской ССР лауреат Сталинской  пре-
мии скульптор В. Ингал работает нал па-
мятником В; И. Ленину, который `булет
установлен в городе Риге. Скульптор
В. Пинчук работает над двухметровой мо-
делью памятника Ленину, который будет
установлен в Казани. Проект этого ‘памят-
ника выполнен скульнтором‘ совместно е
членом-корреспондентом Академии архи-
тектуры Гогело. & 30-летию советской вла-
сти В. Пинчук готовит новое скульштур-
ное изображение Ильича.
	Сборы работников _
	метеослужбы
	ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ. ОКРУГ. (По те-
леграфу). Здесь закончили свою работу
трехдневные сборы начальников метеоро-
логической службы авиачастей и началь-
ников аэрометеостанций.
	Инженер-подполковник Сперанский ©
своем докладе подвел итоги работы м
службы за прошедлтий тод и поставил перел
Участниками сборов задачи, которые они
должны разрешить в этом году.
	Далее инженер-подполковник подробно
раесказал слушателям о перспективах: раз-
вития метеорологической техники, о при-
менении в этой области радиолокации и
дал ряд практических советов. ть

Участники ‹боров © большим интере-
сом прослушали доклад старшего’ техник-
лейтенанта Сергеева на тему «Основные
принципы анализа синоптических. карт и
составления прогнозов». Гвардии инженер-
капитан Чугунов рассказал об особенностях
зимних синоптических процессов на’ тер-
ритории натего района, Разбор ошибок в
метеорологических и зэрологических   наблю-
и произвел старший техник-лейтенант

Учко.

На сборах также выступили капитан
Тихоновский, старший  техник-лейтенант
Скирда, техник-лейтенант ЧЛогачев и’ др.
Они поделились личным опытом работы пе
метеообслуживанию полетов и метеорологи-
ческой подготовке летного состава” и штаб-
ных офицеров.
	Младший лейтенант С. ДЕСЯТОВ.
	  р ая
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
ПРЫЖКИ. С ПАРАШЮТОМ
	В Н-=екой части летчнки с большой ceps-
езностью ‘относятся к учебно-тренировоч-
ным прыжкам с паралгютом. и

На проходивших зачетах по теория qa
рашюта все летчики получили хорошие и
отличные оценки. Отличные результаты
показали они и на практике, прыгая с па-
рашютом с самолета «По-2». Безупречно
выполнили задание старший лейтенант
Прямоносов, = лейтенанты Коваленко,
Шаульский и Любомирский.
	Старший лейтенант Н. АРПАЗОВ.
	Атаковавший нас истребитель «против
ника» пять раз устремлялся на «Петляко-
ва». Две атаки он произвел сверху справа
и слева с пикирования: Дважды нападал
снизу. Одну атаку истребитель произвел
сзади на, догоне.
	После отражения первых четырех атак я
старалея выполнять энергичные маневры
разворотом в сторону атакующего истреби-
теля, выйти ему на встречный курс и огнем
передних установок: помешать приблизить-
ся на дистанцию действительного огня...
	°—_ Вы видите, что истребитель успеет
прицелиться и открыть огонь в момент;
когла наш самолет будет находиться в
азвороте. Что вы преднримете?` — спро-
сил я тов. Рульнова.

Подумав мгновенье, летчик ответил:

— Выполню маневр разворотом от ист-
ребителя.

Решение было правильным. Тов. Руль-
нов. помнил. мой рассказ о том, как в
одном из вылетов на разведку отступаю-
шего противника мне пришлоеь применить
этот прием. Несколько раз и сам тов. Руль-
‘нов в тренировочных полетах по. отраже-
нию атак истребителя использовал. этот
маневр и выигрывал «бой».
	„Так проходят таши учебные дни. Ста-
рательно работая над материалом ‘каждой
темы, воздушные разведчики овладевают
своей профессией. На последних учениях
гвардии лейтенант Рульнов  продемонстри-
‘ровал свой достижения, Доставленные ‘им
снимки разведываемого участка ничем’ не
отличались: от снимков ветеранов войны.
	Б своей работе я и сейчас придержи<
Baloch одного правила — глубоко и плано-
мерно обучать экипажи технике и тактике
воздушной разведки, Широко используя
опыт, добытый на полях сражений. Ha
занятиях и в полетах я добиваюсь от своих
подчиненных правильной эксплоатации
авиационной фотоаппаратуры, умения про-
изводить расчеты на воздушное фотографи-
рование, снимать без предварительных рас-
четов.

№ выполнению очередного упражнения я
допускаю, летчика только после отличного
усвоения им теоретических обнов темы и
безуворизненного выполнения предыдущего
задания. Это обеспечивает успех боевой
учебы моих подчиненных.
	Гвардии старший лейтенант
Н. БРАХНОВ.

Снимок ‘капитана М. Рунова

Высокая политическая активность.
	>
Обзор писем, поступивших
в редакцию
>=
	питан `Бритиков, — сообщает младший
лейтенант Десятов. — В годы Отечествен-
ной войны он совершил 510 боевых вы-
летов, сбил 18 немецких‘ самолетов. Рас-
полагая богатым боевым опытом, ‘гвардии
капитан Бритиков умело обучает ‘своих
подчиненных, его эскадрилья — передовая
в полку. Вот: почему авиаторы-гвархейцы
единодушно послали тов. Бритикова своим
представителем на окружное предвыборное
совешание».

Далее автор подробно рассказывает 0
методах агитации гвардии капитана Бри-
тикова, о том, каким авторитетом он поль-
зуетея у избирателей.

Много писем воинов посвящено комму-
нистам и комсомольцам, перед которыми
избирательная кампания выдвинула ответ-
ственные задачи—возглавлять возросшую
политическую активность масс.

Инженер-майор Гетьман рассказывает о
своей партийной организации, ‘которая
учит коммунистов-агитаторов конкретности
	ВБ] в работе, илейности. политической заост-
	ренности. Бее беседы, которые проводят
коммунисты-атитаторы тт. Козлов и Вино-
градов, проходят на высоком идейном уров-
не, содержательны, доходчивы.

Секретарь партийного бюро авиационно-
го полка капитан Филатов в. своем письме
делится опытом работы. Он пишет, как
партийная организация помогает агитато-.
рам.

Роли комсомольцев в избирательной
кампании посвящено письмо. гвардии. лей-
тенанта Ваганова, помощника начальника
политотлела по комсомолу.
	«Как и во всех мероприятиях, —— пишет
он, — комеомольцы нашей части. прини-
мают самое деятельное участие в подготов-
ке к выборам в Верховный Совет Литов-
ской ССР. 11 членов ВЛЕСМ вылвинуты в.
участковые избирательные комиссии, 125
комсомольцев — агитаторы. Вомсомолец
твардии старший сержант Быстров избран
доверенным лицом».

Далее тов. Ваганов подробно описывает
работу комсомольской организации эскад-
рильи, где секретарем бюро гвардии стар-
mn сержант Агошев. Комсомольцы этой
эскадрильи дежурят в агитпункте; прово-
дят беседы: и доклады, организуют молодеж.
ные вечера. Сопоставляя участие  комео-
уольев в избирательной кампании е по-
вышением качества их учебы. автор при-
ролит слова командира эскадрильи, полу-
чившей отличную оценку по боевой нодго-
товке: «В. успехах эскадрильи -— заслуга
комсомольской оотанизации».
	попытке фашистов взять мой самолет в
«клещи» я осуществлял маневр по гори-
зонту и вертикали, литая противника B03-
можности вести припельный огонь. Штур-
ман и стрелок-радист в это время огнем
своих установок не давали атакующим
приблизиться в нашему самолету.

Опыт Отечественной войны: показал, что
олиночный разведчик может” е уснехом
праться с истребителями. противникз и‘ вы-
ходить из боя победителем. Но победы He
будет, если ее не обеспечить тщательной
подготовкой на земле, если в бою с враже-
екими истребителями разведчик проявит
нерешительность.
	7. Учеба на опыте
a
воины

В мирных условиях воздушные’ развед-
Чики тек же, как и все советские воины,
принялись 3& совериенствование, своего
мастерства. В. основе учебы — глубокое ос-
воение опыта войны.

После занятий я ежедневно рылся в
своих фронтовых заметках. Начиная с. Бел-
города, я всегда. записывал ‘содержание по-
лучаемой задачи; характер воздушной и
наземной обстановки и отмечал, какой так-
тический прием обеспечил мне выполнение
задачи. Здесь же я отмечал мешавитие мне
факторы. Учет ошибок я вел очень стара-
тельно, ибо на этих ошибках многому
училея тогда, во время войны.

Теперь все эти записи потребовались мне
для того, чтобы предупредить повторение
ошибок молодыми летчиками.

Летчики тт. Рульнов, Диденко, Белоко-
пытов, Помилуйко пришли в наше подраз-
деление‘прямо из школ. Воздушная ‘развед-
ка явилась для них совершенно’ новым де-
лом. Нужно было учиться, начиная © азов.

Первые занятия © молодыми разведчи-
ками я посвятил ознакомлению их с тео-
рией и тактикой воздушной ‘разведки. Я
рассказал им, как летчик Буханов далеко
	Советские воины  вместе со всеми тру-
дящимися нашей страны готовятея в день
выборов отдать свои голоса за кандидатов
нерушимого блока коммунистов и беспар-
тийных, за всенародного кандидата —
любимого Сталина.
	С далеких берегов Тихого океана, из
солнечной Грузии и Узбекистана, с Ук-
раины и из Белоруссии, из молодых при-
балтийских республик в редакцию посту-
пают письма от воинов-авиаторов. Они
сообщают редакции о размахе агитацион-
ной работы, о под’еме в учебе, о чувстве
гордости за евоих кандидатов, о безгранич-
ной любви к партии, к правительству, в
товаришу Сталину.
	Центром всей агитационно-массовой ра-
боты является агитнункт. Поэтому много
писем ° авиаторы поввящают описанию
своих агитпунктов, раесказыватт 060 всех
проводимых в них мероприятиях.
	«Б нашем агитпункте, — пишет стар-
ший лейтенант Даньшин, — веегда много
избирателей — солдат, сержантов, офице-
ров, членов их семей. Одни слушают лек-
ции, беседы. радиопередачи; другие читают
газеты, журналы, брошюры; третьи полу-
чают консультацию у дежурного члена
участковой избирательной комиссии.
згитпункте пгироко представлена наглядная
агитация. Монтажи, книжные выставки,
портреты руководителей партии и прави-
тельства, привлекают всеобщее внимание».
	Подполковник Нифонтов пишет: «Вме-
стительное, теплое, ярко освещенное поме-
щение нашего агитпункта всегда перешол-
нено. Здесь можно получить любую ‹прав-
ку, связанную © выборами. На. столах мно-
го свежих газет, журналов, книг, брошюр.
Поэтому © утра до позлнего вечера, в агит-
пункте много посетителей».
	() лекциях. докладах, вечерах, встречах
	с кандилатами пишут. сержант. Лобов, млад-
	ший лейтенант Бобкин, лейтенант №учу-
килзе.
	В многочисленных письмах рассказы-
вается, что агитаторами и доверенными TH-
цами выделены самые авторитетные И хея-
тельные товарищи, партийные и непартий-
ные большевики, описываются их работа.
формы агитации.
	Вот что пишет гвардии лейтенант Лит-
винюк 06 эгитаторе старшине Кирзанове:
«Агитатор Кирзанов служит всем приме-
ром` как отличник боевой и политической
подготовки. Он пользуется большим авто-
ритетом. Его беседы мросты, залушевны,
на каждый вопрос он отвечает ярко и 05-
стоятельно».
	«Бееобщим уважением среди личного
состава Н-ского гвардейского истребитель-
ного полка пользуется командир  эскад-
рильи Герой Советского Союза гвардии кз-
	интересах выполнения порученного задания
избегать встреч © вражескими истребите-.
лями. Прокладка маршрута, через малона-
соленные районы, полет на больших высо-
тах, умелое использование облачности, хо-
рошо организованное круговое наблюдение
за воздухом —все это помогало нам избе-
гать встреч с немецкими истребителями.
Кроме того, я обычно делал периодически
отвороты, изменяя направление полета на
10—15 градусов. Такими отворотами
устранялись мертвые ‘углы 06бзора, ко-
торые противник может использовать
для внезапной атаки. А это очень
важно. Олнажды ‘экипаж старшего лейте-
нанта Орлова шел на фотографирование
Харьковекого железнодорожного узла.  He-
менкий истребитель внезапно атаковал
«Петлякова», использовав мертвый сектор
обзора. Самолет был поврежден с первой
атаки. Но тов. Орлов, тогда еще молодой
летчик, не растерялся. Не выпуская про-
тивника из виду, он начал резко маневри-
фовать по горизонту, затем ввел машину в
пикирование, перешел на, бреющий полет и
‘скрылся на фоне местности.

Наиболее сложен для воздушного раз-
ведчика бой в ясную поголу, при отсут-
ствий облачности, в которой можно было
бы скрыться при ‘первой возможности.
Тетчику приходится тогда рассчитывать
только на свой маневр, находчивость, ини-
циативу и хитрость. Но какой бы маневр
ни осуществлял летчик, успех будет за-
висеть от того, заметит ли летчик во-время
зтакующего врата, разгадает ли замысел
противника и предупредит его маневр.
	Отражая атаки истребителей противника
с задней полусферы или выходя из боя,
летчив-разведчик строит свой маневр по
сигналам  стрелка-радиста илиоштурмана,
Маневр без учета ‘действий стрелка и
штурмана может привгети к гибельным
последствиям.
	Когда мне, приходилось отражать атаки
врага сверху, снизу, справа и слева, 4
выполнял маневр по горизонту и ухедил
под атакующего. Если же атака немцев
была строго в хвост, я производил такой
же резкий маневр по. горизонту, потом
скольжением с одновременным небольним
разворотом увертывалея от огня врага. При
		Весь советский народ, — охваченный
огромным патриотическим под’емом, само-
отверженно борется за. досрочное выполне-
ние сталинского пятилетнего плана; 3a
новый экономический и культурный pac-
цвет любимой Родины. Солдаты, сержанты,
старшины и офицеры авиачастей сообщают
о том, что. и они отмечают приближение
знаменательной даты дня выборов ростом
успехов в. дальнейшем совершенствовании
своего боевого мастерства.

«Находясь ‹ далеко за рубежами своей
дорогой советской Родины, — говорится в
письме гвардии капитана _Селедкина, —
воины нашей части честно несут службу
по охране созидательного труда своего на-
рода, героически осуществяяющего новый
сталинский пятилетний план. Готовясь в
выборам, летчики и авиаспециалиеты с н0-
вой энергией совершенствуют боевую вы-
учку, повышают свои политические зна-
ния».

Гвардии старший лейтенант Зайцев рас-
сказывает в Герое Советского Союза твар-
un капитане Старчикове, который день
выборов Верховного Совета, Российской Фе-
дерации встречает отличными показателями
боевой подготовки. Недавно; стреляя по
конусу, капитан Старчиков сделал 7 по-
паданий. ‘

«Знаменательные дни подготовки х BEI-
борам совпали © большим событием в жиз-
ни нашего училища, — пишет твардии
капитан Платонов,  — с выпуском. нового
отряда сталинских соколов-—летчиков. На
государственных ‘экзаменах выпускники
толучают хорошие и отличные оценки.
Лейтенант Ерасносельеких и старшина Гу-
ревич ‘на государственных экзаменах по-
лучили по всем о предметам отличные
оценки».

С большой любовью ий yuameimes пишут
летчики о кандидатах в депутаты Верхов-
	ных Советов союзных и автономных рес-
	публик.

«Наши кандидаты, — пишет младший
сержант Стрижак, — лучшие сыны и Jo-
чери советского народа. Они преданы Ро-
дине, партии, правительству. Мы им 6ез-
транично доверяем».
	Письма воинов проникнуты `безмерной
любовью Е товаришу Сталину, в именем
которого они связывают все грандиозные
достижения сониалистического строитель-
ства. Авиаторы вспоминают, как 6 возгла-
сом: «З» Родину. за Сталина!» они гро-
мили немецкие полчища, как ‘благодаря
мудрости вождя добились всемирно-исто-
рической победы. Они заявляют: в день вы-
боров, голосуя 33 кантидатов блока комму-
нистов и беспартийных, мы будем голосо-
вать за великого Сталина, за мудрую поли-
тику большевистской партии, за дальней-
ший расцвет любимой Родины;
	Значение воздушной разведки в совре-
менной войне стало понятно моим слуша-
телям. Все они дали слово хорошо учить-
ся, быстро освоить новую для них спепи-
альность.

В дальнейшем я должен был заняться
воспитанием у летчиков инициативы; хит-
рости. умения правильно оценить обста-
	новку в сложных условиях современного
	боя, над 0б’ектом разведки грамотно ис-
пользовать самолет; фотоаппарат и радио-
станцию. ,

Первые тренировочные полеты молодых
летчиков прошли успешно; Во время этих
маршрутных ‘полетов на «По-2» ‘нужно
было дать обучаемым практику в ориенти-
ровке. Они должны были определять путь
самолета по компасу и мелким наземным
ориентирам.

Перех полетами, на земле. я наметил
себе маршрут через мелкие ориентиры с
четырьмя изломами. В воздух первым по-
шел тов. Белокопытов. Я пилотировал са-
молет. а Белокопытов из второй кабины
вел ориентировку и наносил на карту Фак-
тический путь. .
	У поворотных пунктов тов.’ Белокопытов
	фиксировал время и новый компасный.
	куре, замечал ориентир, с которого само-
лет брал другое направление. Путем опроса
я периодически проверял, насколько точно
тов. Белокопытов ‚определяет хомпасный
Курс, верно ли называет отдельные ориен-
тиры и населенные пункты. Ответы моло-
дого летчика’ меня удовлетворили.

Переходя от простого к более сложному,
экипажи молодых разведчиков овладевали
боевым мастерством. Теоретические знания
по тактике, навитации. фотографированию,
визуальной ориентировке и воздушной
стрельбе они накапливали успешно. Важ-
дой теме, разработанной в классе, посвя*
щалось одно-два упражнения первого раз-
хела Курса боевой подготовки.
	За гол настойчивой учебы мои экипа-
	Искусство разведки
	2). Наблюдение за
железнодорожными
узлами
	‚ Ранней весной 1943 года линия фронта
стабилизировелась по реке Северный Донеп.
Перед экипажами разведчиков была по-
ставлена задача: вести наблюдение за ты-
лами противника, обращая 060б0е внима-
ние на железнодорожные магистрали и
узлы.

Мы начали усиленную разведку. Немцы
BCOMH силами пытались предотвратить по-
явление наших самолетов над своими ты-
лами. Разведчики встречали сильное про-
тиводействие зенитной артиллерии и истре-
бителей противника. Эти усилия врага ста-
ли нонятны нам позже, когда. мы вскрыли
перегруппировку ero сил. Гитлеровекое
хоманлование сосредоточивало в то. время
свои войска в направлении Орла и Бел-
торода, готовя наступление. Подброска на
фронт танковых и пехотных соединений
осуществлялась немцами исключительно
по железным дорогам. Эшелоны останавли-
зались в двадцати-——тридцати километрах
от линии фронта и, как правило, выгружа-
лись ночью или в плохую погоду.

Линли Харьков-Белгород, Харьков—
Сумы, Конотоп-—Ворожба были основными
‘магистралями; по которым подбрасывались
резврвы противника. Эти магистрали И
стали об’ектами нашего постоянного наб-
людения. :
Мы знали, что движение по дорогам до-
стигавт наибольшей интенсивности в\ мо-
мент подготовки противником активных
действий на фронте. Поэтому начавшаяся
в тылу у немцев возня сразу была замече-
на. Мы стали чаще появляться над этими
дорогами.

’Немцы упорно защищали здесь небо.
Мне в первых же вылетах пришлось иметь
несколько встреч с их истребителями, пре-
одолевать заградительный огонь зениток. Я
задумался над тем, каким образом перехит-
рить сильную противовоздушную оборону
гитлеровцев. тшательно ‘проанализировал
	Окончание. Начало см. «Сталинский ‹ со-
Кол» №№ 95и 99. _„
	(Из опыта Отечественной воины)
	свои первые вылеты на магистраль Аарь-
ков —— Белгород и нашел немало недо-
остатков в подготовке к полету.

Мне поручили разведать крупный желез-
нодорожный узел. Вместе со штурманом и
стрелком-радистом ‘мы приступили к &н8-
лизу задачи: уточнили обстановку, деталь-
но изучили расположение железнодорожной
станции, населенного пункта, размещение
депо, мастерских, нефтехранилищ. Тут же
мы наметили маршрут полета и порядок за-
хода на об’ект. Я предложил подойти Е
станции на приглушенных моторах со ето-
роны солнца. Штурман поддержал меня.
Позже, в полете, наш расчет оправдал себя.
Зенитки противника нам не смогли. поме-
птатъ. Разведав железнодорожный узел, мы
осмотрели полустанки и перегоны дороги
на расстоянии двухсот километров, произ-
вели точный подсчет эшелонов. Обмануть
противника помог нам маневр, частая пе-
ремена марптрута.

Заходы при разведке крупного железно-
дорожного узла и его фотографирование мы
строили таким образом, чтобы в фотосним-
ках были зафиксированы основные  стан-
ции узла. Зная общее количество станций,
	нужно внимательно просматривать каждую
	из них, последние данные сличать с пре-
дылущими. . .

Олнажды экипаж разведчика обратил
внимание на большое количество бочек,
которые лежали в кустарнике недалеко от
железнодорожного полотна. В следующий
полет гвардии старший лейтенант Синенко
заметил, что бочек стало больше. Сопостав-
ляя эти даниые, экипаж предположил, что
здесь происходит слив горюче-смазочных
материалов. Дальнейшее внимательное наб-
людение подтвердило ‘это предположение
разведчиков. На обнаруженную цель HOW
ные бомбардировщики произвели более 20
зитеотов и зажгли эшелон противника в
	момент @го разгрузки.
	6. В бои.
с истребителями
	’ РВ моей практике было. немало встреч. ‚6
	истребителями противника, особенно -при
	полетах в далекий тыл врага. Дуже ука-
зывал. что воздушный разведчик обязан в
	PU Te EE EEE Г И

в тылу противника вскрыл переправу, как   ЖИ постигли, многое, Боевой опыт старших

ee Е} ЦЕ ЛЕНИЕ Arr РЕ
	товарищей, бывалых разведчиков, они пе-
ренимали в каждом полете. Это особенно
ярко подтверждается следующим приме-
ром. Мы выполняли упражнение по оборо-
нительному воздушному бою разведчика с
одиночным истребителем. Со мной полетел
гвардии лейтенант Рульнов. В зоне; пило-
тируя самолет, по СПУ я об’яснял тов.
Рульнову свои действия по отражению атак
истребителя.
	под стогами сена мы сумели опознать тЯ-
желые немецкие танки. Рульнов и Диденко
попросили более подробно рассказать 0б
этих вылетах. Я начертил на доске схему
обстановки, маршрут своего полета 0
всеми отклонениями и зигзагами. Потом
рассказал, Как на основании данных. на-
шего экипажа наземное командование, раз-
работало план операции по ликвидации
крупной вражеской группировки: