7 февраля 1947 г,; № 32 (639). та
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Повыми успехами в
советские авиатор
¥

В честь всенародного
	В учебе встречают
	ы дель выборов
	..Бомандир звена лейтенант Masrymres
вызвал подчиненного ему младшего лейте-
нанте Михайлова и сказал:

— Завтра полетите по ломаному марш-
руту.

Ов перечислил пункты, по которым про-
ходил маршрут, и наметал три его отрезка.

Получив задание, тов. Михайлов по Кур-
су боевой подготовки тщательно изучил
условия выполнения этого упражнения,
нроложил маршрут ча карте и произвел
расчет полета. Но это’ было лишь начало
подготовки. .

Четчик отметил ma карте характерные
ориентиры так, как этого требуег Настав-
ление по производству полетов, освежит в
памяти правила восстановления ориенти-
ровки, & на случай вынужденной посадки’
изучил площадки и аэродромы, имеющие-
ся в районе предстоящего полета. Лишь.
после этого младший лейтенант Михайлов
доложил команлиру о готовности выпол
нить упражнение _
	Перел полетами лейтенант Манутков за-
лал пилоту несколько контрольных вопро-
сов. Командира интересовало многое: кз-
ково будет, решение млалшего лейтенанта
при отказе мотора, что он предпримет в
том случае. если на обратном пути зэрод-
ром будет закрыг туманом? Хорошо. подго-
товленный летчик грамотно отвечал ва все
BOUDOCEE.
	...Набрав высоту в 1.500 метров, само-
лет Михайлова лег na курс. Командир зве-
на шел сзади. Вдруг летчик услышал по
радио: «Михайлов, внимание!» Ом понял,
что допустил какую-то ошибку. Но коман-
дир звена сразу не подсказал летчику, в
чем заключается. его опгибка, а дал ему воз-
можность самому‘ устранить бе. Услышав
предупреждение, Михайлов внимательно
проверил курс следования, еличил карту с
местностью. Оказалось, что эн немного ук-
лонился от заданного маршрута. Omabra
была быстро исправлена и больше не по-
вторялась.

Младший лейтенант Михайлов получил
хорошую оценку. _

Оталинские соколы идут навстречу вео-
народному торжеству — выборам в Верхов-
ные Советы — новыми успехами в боевой
и политической подготовке.
		хжжх
У летчиков-истребителей
	Как летчики Н-ской авиачасти
сэкономили свыше 100 тони бензина
	В Н-ской бомбардировочной авиачасти в
течение непродолжительного времени было
сэкономлено 100 тонн авиабензина.

Каким путем добились здесь такой эко-
номии горючего?
	Нреждле всего следует отметить, что хет-
ный и технический состав творчески под-
ходит к своей ‘работе, Вак и следовало
ожидать, энтузиастами в борьбе за эконо-
MH горючего оказались в первую очередь
	  коммунисты. Остановимся подробнее na
опыте работы эекахральи, которой коман-
	дует капитан Еремеев.

Сам капитан Еремеев -— мастер летного
дела. Умело передавая свой опыт. подчи-
ненным; он ‘личным примером показывает.
как лучше экономить горючее. Техники са-
	молетов CO своей стороны ‘внимательно
следят за тем, чтобы во время ‘заправки
	самолетов бензин не разливался. Они не
допускают, чтобы горючее расходовалось
не по прямому назначению — на различ-
ного рода промывки деталей, мытье
рук и т. д.

Летчики начинают экономить торючее
еще задолго до вылета. Большое внимание
они удедяют рулежке: оттренированный
глазомер нозволяет им безоптибочно. расечи-
тывать, по какому кратчайшему пути луч-
ше зарулить ‘самолет. Они избегают про-
стоев, сокращают время рулежки. дсобенно
	стремятся они избегать переруливаний. За-
	ботятея и 0 том, чтобы машина не загру-
жалась лишними предметами и всегла была
чистой. Отсутствие  шероховатостей. на
плоскостях и фюзеляже уменьшает сопро-
тивление. в воздухе, улучшает летно-так-
тические качества самолета. При пробе
мотора летчики избегают «молотьбы» `воз-
духа, шюизводя запуск мотора перед самым
вылетом.

Экономия горючето на земле в олинако-
вой мере зависит как ет летчика, так и
от. техника. Поэтому все члены  энипажа
работают в тесном деловом контакте.

Наибольшей экономии горючего личный
состав части добился в полетах на выпол-
нение учебно-боевых и тренировочных за-
даний. Самые лучшие результаты у/лет-
чиков майора Тимофеева, капитанов Еуе-
Meena и Веденеева, старшего лейтенанта
Васильева и других.

Заместитель командира эскадрильи ка-
питан Веденеев, например, говорит: р

— ИШодымаясь в воздух, я  отремлюсь
не только хорошо выполнить учебно-боевую
задачу, но и максимально экономить горю-
чёе. :
	Другими словами, тов. Веденеев в зави-
‘симости от высоты и екороети полета под-
бирает наиболее выгодный режим работы
мотора.

На расход бензина большое влияние ока-
	зывает также то, каким образом регули-
	руется расход горючего краном ‘мекстуры.
Имел большой опыт, капитан Веденеев на
слух определяет нужный режим работы
моторов.

Экономия авиабензина во многом зави-
сит. ОТ Того. как летчик выполняет задание
в воздухе: Поучителен опыт командира зве-
На старшего лейтенанта Васильева. Если
ему, например, по условиям ‘учебно-боевой
задачи требуется до исхолного пункта мар-
игрута набрать высоту в 3 тысячи метров,
то летчик не форсирует работу мо-
торов. Он полбирает такие обороты, при
Которых дроссельные заслонки открывают-
ся ровно. на столько, сколько требует-
	ся для того, чтобы обеспечить работу мо-
	торов 0ез детонации и обогащения смеси.
Если появляются признаки детонации, то
он прекращает их, прибегая к помощи вы-
сотного корректора. Тов. Васильев действу-
ет очень точно сектором, не допуская от-
клонений от нормы, Иначе может произойти
перегрев моторов, прогар поршня, а в
отдельных случаях — пожар.

Ставя перед летным  собтавом ‘учебно
боевую или тренировочную задачу, коман-
дир части и командиры эскадрилий всегда
думают о том, каким образом. сэкономить
побольше горючего. Летчики части никогда
не запаздывают со взлетом. Это помогает
им производить полет, не увеличивая путе-
вой скорости при нормальном режиме ра-
боты моторов.

Экономия горючего достигается и нах
целью: сброеив бомбы, летчики сразу же
закрывают бомболюки, уменьшая  лобов
сопротивление самолета. .

При полете от цели на свой аэродром
опытные летчики используют высоту, стре-
мясь в тому, чтобы при задросселирован-
ных моторах увеличить время планирова-
ния самолета. Олнако они ‘следят и за тем,
чтобы не переохладить ‘мотор.

Наконец, во время посадки хорошая хис-
циплина и грамотный расчет экипажей
позволяют им нриземляться с первого же
захода. Если учесть, что летчики не делают
лишних разворотов на кругу и в районе
аэродрома не ходят подолгу е выпущенными
шасси, ‘то нетрудно понять, что и тут по-
лучается большая экономия горючего.
	Разберем несколько случаев из теятель-.
	ности других экипажей. Летчик Вороби-
цын, „Несмотря Ha большой налет на
«Пе-2», допускал пережог бензина. Дело
в том, что тов. Коробицын не учитывал не
которых особенностей в пилотировании саз
	молета, плохо рассчитывал захол на посат-
	BY, во время взлета своевременно не уби=
pat шасси и в результате перерасходовал
несколько сот килограммов бензина.
Старший лейтенант Васильев в каждом
полете выгадывал иного горючего Ho
стоило на эту же машину посадить дру=
‘того пилота, как сразу же оказывалея пе-
фежог. Пилот утверждал, что в этом пови-
нен не он, а плохая работа мотора. Но при
ближайшем разборе выяснялось, что стар-
ший лейтенант Васильев экономил горючее
благодаря грамотной экеплоатации мотора;
культурной технике пилотирования,
Больнюй интерес представляет ‘летная
работа командира экипажа офицера 0браз-
цова. У этого летчика продолжительное
время никак не получалась экономия. Ерич
тически проанализировав ©вои действия в
воздухе, тов. Образцов пришел к выволу,
что елинственный путь к достижению эко-
номии горючего — повседневное повъпез
ние летного мастерства, освоение опыта пез
реловых экипажей. .
	При содействии лучших летчиков 0браз-
цов, Коробицын и другие не только стали
укладываться в нормы расходования бенз
зина, но и добиваются его экономии почти
в каждом вылете.

Недавно состоялось совещание на тие
ром были подведены итоги экономии горю
чего за прошлый гол. Лучигие летчики поз
делились своим опытом.

В новом учебном году личный состав дал
слово еще бережнее относиться в боевой
технике, к расходованию авиационного

бензина,
Майор И. ВОЛОКИТИЧ.
			П аз ВИК a о. Ао.
разд а   Лень ‚выборов в Верховные Советы со.

треть. a woe wae
	ПТУ NAO 9. МО

и юзных и автономных республик `летчики-

И-СКИИ  АВИАГАРНИЗОН, 6 jfespans. истребители Н-ской авиачасти встречают
(Or nau. HOpp. nO Tenerpady). Ha iper-  nopuwn успехами в боевой учебе. Сейчас
зыборном собрании, посвященном выд” 7000 ’ a
	вижению иолаидатов, в депутаты Вер-
вною Совета Украинской ССР, лет.
ки и техники эскадрильи капитана. Яш:
овз Дали слово ознаменовать хень. BEIGO-
ив новыми успехами в боевой и полити.
Ческой полмтовке.
	(лова у истребителей, не расходятся с
ди. Изо дия в день летчики  совершен-
овуют свое боевое мастерство, крепят
минокую дисциплину и порядок в подраз-
даении. Недавно в полку проходил смотр
отевой подготовки. Эскадрилья капита:
и, Яшкова показала ‘отличную’ строевутю
выучку, . .

В начало ливаря летчикам оскадрильй
преотояхо отработать технику пилотиро-
миля в закрытой кабине. Нерех полетом
капитан Яшков провел с командирами
зеньев и эхипажей несколько тренировок,
{орипая подготовка на земле  обоспечила
утех в воздухе, Старшие лейтенанты
Уолведев, Семочкин, старшина Корниенкз
к другие отлично выполнили все элементы
слепого полета.

Пстребители калитана Яшкова также
улешию отладевают техникой воздушной
стрельбы. Из. одиниахцати человек, четве-
ю вытлнили упражнение отличню, a oC-
мльныю-—хорошь,

(ейчас истребители капитала Яшкова
пристутили к отработке’ индивидуальной
уники пилотирования и  слетанности в
nape.

— Постараемся и эту задачу выполнить
идично,-—товорит капитан Яшков.—Мы
приложим все силы, чтобы выборы в Вер:
sm Совет республики  ознаменовать
новыми достижениями в бобвой учебе.
	Майор И. ЛОЖНИН.
	eo РВ, т ВО
они занимаютея отработкой комплексных
упражнений. Недавно истребители пройзво-
дили маршрутный полет со стрельбой по
наземным целям, затем поднимались на вы-
соту и тренировались в технике пилотиро-
вания самолета © использованием кислоро-
дного прибора. ы

Первыми вылетели командир звена лей-
тенант Зудов, лейтенант Кметь и младший
лейтенант Алиев. Набрав нал аэродромом
высоту в 200 метров, истребители легли
на курс. На первом этапе маршрута пило-
ты шли по створу ориентиров, на втором
— по линейному ориентяру, на третьем—
по курсу следования, рассчитанному на
земле по шаропилотным ланным. Все’ эта-
пы маршрута были пройдены истребите-
лями без малейшего отклонения.
	На последнем отрезке маршрута произво-
дились стрельбы по шитам. В то время: как
один летчик подходил к цели и пикировал,
другие истребители прикрывали его дейст-
Вия.

:..Пель атакует лейтенант Кметь. Он пе-
револдит самолет в пикирование нод углом
в 40—45 градусов и открывает огонь. До
земли остается 200 метров. Еметь прекра-
щает стрельбу и плавно переводит мали-
пу в набор. Велед за ним стреляют. дру-
гие летчики. Все они успешно выполнили
эту задачу.

Но комплекеный полет не окончен: ист-
ребители набирают высоту. Стрелка аль-
тиметра показывает 7.000 метров. Летчи-
ки производят виражи. боевые развороты
и перевороты через крыло. На высоту под-
нимаетея и опытный истребитель капитан
Черников. Вскопе на олной высоте с ним
появляются лейтенант Савин и младший
лейтенант Дергачев. Капитан Черников на-
стойчиво учит молодых летчиков искусет-
ву воздушного боя на высоте. Подчас уче-
никам бывает нелегко. но капитан в каж-

Пилот отдельного Обского авиаотря-
да С. Гайжевский за 16 лет налетал
более миллиона километров. В тече-
ние последних семи лет он совершает
полеты в северные районы  Тюменьской
области, перевозя почту, ценные грузы
и пассажиров в Заполярье. На_снимке:
пилот С. Гайжевский.
	Снимок И. Сычева. (ТАСС).
	Переписка
с родными
	В авиачасть приходят письма. из  раз-
личных уголков Советского Союза. На-лнях
старший сержант Василий Безруков полу-
чил письмо от ролителей из Оталинабада.

Петр Иванович Безруков сообщает сыну:
«У нас, на электростанции, работают нын-
че < особенным напряжением, Все хотят
встретить день выборов производетвенны-
ми успехами. Я тоже стараюсь не отста-
вать от молодежи... Часто к нам приезжа-
ют лекторы, докладчики, которые paccka-
зывают много интересного о нашей стране,
0 великом строятельстве, о людях нашей
Родины». :

Старший сержант Безруков ответил
отцу, что он. являясь секретарем комео-
хольской организации эскадрильи, обязан
не только CaM отлично подготовиться к
всенародному празднику, но и хобиться,
чтобы тах жё подготовились и его това-
рищи — комсомольцы.

«В нашей эекахрилье, — пишет. Безру-
	ков, —— нет такого человека, который бы
	не знал «Положения о выборах» и биогра-
фию нашего кандидата, тов. Яснова. У нае
состоялось много интересных докладов и
бесед. Мной тоже проведены 4 предвыбор-
ные беседы. В учебе я не отетаю, имею
отличные оценки. Так что, папаша, хоть
мы © 1т0б0й и в пазных. местах голосовать
	будем, но 06& отдадим свои голоса люлям
	сталинской закалки -— канлидатам народ-
ного блока коммунистов и беспартийных,
призванных елужить общенарохному `делу,
заботиться 9 благосостоянии гражлан ввего
Союза».
	Комедия Гоголя «Женитьба»
в постановке кружка
’ самодеятельности
	Коллектив солдатской — хуложествен-
ной самодеятельности нашего  подразде-
ления принимает живое участие в подго-
товке к выборам в Верховный Совет УССР.
После докладов и бесед, посвященных зна-
менательной дате; кружковцы выступают
перед избирателями с разнообразной худо-
жественной программой.

Недавно драматический кружок, которым
руководит жена офицера Бурман, показал
избирателям свою новую постановку —
комедию Гоголя «Женитьба». Спектакль
прошел с большим успехом.

Гваодии капитан Б, ГЛЕБОВ.
	дом высотном полете наютойчиво приви-

Слаженвость ваот своих питомпам качества, яеобхоли-

мые истребителю-выкотняку:  мастеретво

п организованность в а пилотирования, наступательный
wh порыв. 66 задания команлира лейтенант

B H-croh авчациониой части ус- Савин и младший лейтенант Дергачев ств-

ешо проходи? ° ‘учебно-боевая  под-
ют ыполнять только. На «отлично»,
ювка летно-технического состава Ян.   РАЮТСЯ В только лично
	варокая про

грамма выполнена целиком.
	В части логроко практикуется комилек-
сиование. упражнений Курса учебно-60е-
ВИЙ подготовки, что позволяет при эко-
HOME мотороресурсов и горючего перевы-
Поднять пла летной подготовки,

‚В эскадрилье Героя Советском Союза
rippau капитана Даниленко последний
1етНЫЙ день, как вебгда, прошел слаженно
к организованно. За 30 минут до полетов
был выстроен летный состав. эскадрильи
JIA получения последних конкретных ука-
заний. После команды: «По самолетам!»
звено гвардии лейтенанта Тарасова  пер-
вых вырулило на старт. Предстоял полет
Ha стрельбу пб наземным целям.

На подходе к полигону гвардии  лейте-
ант Тарасов связалея с наземной радио-
станцией и передал: «В районе полигона
снегопад, видимость 1—2 километра». Пз
Dado ему приказали: «Выполняйте cae-
ующое упражнение полета»,—что означа-
10 — упражнение иа слетанность звена в
	_ вых порядках. при сложных метеороло-
	ических условиях.

(иличная предварительная подготовка
чик И хорошо налаженная радиосвязь
Эли возможность звену успешио спра-
BATACA oc заданием, Цри всех PBONMNAAX
Сом сохранялись установленные интер-
Вы и дистанции между самолетами. В
410M большая заслуга опытных  ведемых
Пар — гвардии лейтенанта Зюзь и Ca-
вцева. Посадка звена парами заняла мини-
Кальное время.

Гвардии лейтенант В. МАШНИН.

BAPE ARE ED NERA У У ВУЗ.

Штаб позаботился о помещениях для
учебы, подборе преподавателей, 00 учеб-
sanax. В городском отделе народного об-
разования представителей ‘авиационного
штаба сначала встретили весколько удив-
ленно:

— Чем можем быть полезны?

— Шробим помочь ‘организовать общеоб-
разовательную учебу летчиков...

‹ Отдел народного образования и сами пе-
дагоги охотно откликнулись на эту просв
бу. Коллектив преподавателей ‘местной

НАУКА И ТЕХНИКА
	Общеобразовательная подготовка
штурмовиков
	школы сразу взялся за составление учебно-
№ плана. Затем были проведены диктанты
и устная проверка знаний офицеров для то-
TO, чтобы окончательно определить состав
групп. В результате были созданы два
седьмых, два восьмых и два девятых клас-
са. Занятия вёлутся три раза в неделю по
4 часа. Изучаются математика, физика,
география, русский и английский языки,

..Звонок. Пустеют коридоры. Мы при:
сутствуем на занятиях в девятом классе.
Начинается Урок физики. — Препода-
ватель проверяет знание закона о коле-
баний маятника. Лейтенант Куликов и. тех-
ник-лейтенант Белый получают оценку

Начались занятия по истории. Вот. 3a
партой сидит прославленный штурмовик
Герой Советского Союза старший лейтенант
Чибисов, рядом с ним лейтенант Григорь-
ев, вот младшие лейтенанты Чучин, Ди-
денко, Гусев, Алексеев и другие.

С большим интезесом слушают они лек-
пию преподавателя истории тов. Хинина
о Петре Г.

...Общеобразовательная учеба у птурмо-
виков организована серьезно и хоропю. Это
— Заслуга начальника штаба и начальня-
ка ’ политотдела, ‘сумевших наладить

эту работу. -
Майсо Г. СОЖИН,
	В ГОДЫ ВОЙНЫ”.
Так, у двигателя Аллисон при перехоте на
топливо «сорт 130» наддув на боевом ре-
жиме был увеличен на 24—25 4%, что дало
прирост мощности.

Однако высские температуры поршея и
цилиндра не веегла позволяли  использо-
вать высокие антидетонационные качества
топлива . для форспрования двигателя 10
налдуву. Снижение же температуры чилия-
дровой группы обогащением смеси (охлаж-
дение топливом) требовало больших рас-
ходов топлива.

Решение было найдено в применении
впрыска водоспиртовых смесей в цилиндры
доигателей,

Впрыев воды и водоепиртовых смесей
дает хоролие практические результаты как
по улучшению  детонационеей стойкости
смеси, так и по снижению температуры
поршня и цилиндра и позволяет повышать
наддув. Следует отхетить, чта применение
зоды без изменепия летонаниотной стой-
кости топлива дает возможноеть обеднять
смесь на кратковременных режимах ло CO-
става, дающего наибольшую молтноеть (е
коэфициента избытка воздуха 0,55—0,65
ro 0,8—0,85).

Впрыск водоспиртовых смесей получил
широкое применение в США; он применял-
ся на истребителях «Танхерболт» (авиалви-
гателия  Пратт-Унтни P-2.800), Beary
«Кинткобра» Р-63 (Аллисон—1.700) п
Норт Америкон «Мустанг». P-51 (Паккарх
—1.650) и др.

В англайской и немецкой авиации в
ROG войны также применялись устаковки
для впрыска волеспиртовых. смесей.

Применение впрыска воды при сохране-
ний детонационной отойкости топлива, по-
вышеняй наддува ий обеднении смеси до
состава, дающего наибольшую  мошноеть,
обеспечивало увеличение моптности на 165
— 20%,

Промежуточное охлаждение воздуха или
топливо-воздушной смеси, поступающей в
цилиндры двигателя, получившее широ-
кое применение на авяалвигателях Антлий
	Вечерние сумерки окутали город. Оди-
ночками и группами входят в школу люди
в летных куртках, в шинелях с голубыми
кетлицами и погонами. Летчики, штуриа-
ны, офицеры штаба — ‘онч сейчас уча-
щиеся,

..С’ большой радостью был встречен офи-
церами-шиурмовиками Н-екой части при-
каз 00 организации  общеобразовательной
учебы. Каждый из них © огромным жела-
нием готов был сесть за школьную парту,
воскресить в памяти то, что изучал в
прошлом, наверстать’ упущенное. Во время
подготовки к полетам, изучения аэродина-
мики и других специальных  хиециплин
авиаторы часто чувствовали острую необ-
ходимость знания законов физикм, умения
оперировать математическими формулами,
производить сложные расчеты.

учебы, тодборе преподавателей, 00 учеб-
лаках. В городском отделе народного об-
штаба сначала встретили несколько удив-
ленно:

— Чем можем быть полезны”
	СОБРАНИЕ СЕРЖАНТОВ
	На-днях в Н-ской авиачасти проведено   хомандирские права. Вместо того. чтоб са.

собрание сержантов. Нодполковник Майков
сделал доклад на тему:  «Сержант—орга-
назатор дисциплины и горадка в подразде-
лении». Он указал, что в части большинет-
во сержантов и старшин ясно представляет
свои задачи в воспитании личного состава.
Есть, однако, и такие сержанты, которые
принимают слабое участие в воепитатель-
ной работе. не умеют использовать свои
	шим наложить взыскание, они обращаются
к офицеру с жалобой на совершившего про-
стунок солдата. Этим такие сержанты приз
нижают свой авторитет.

После доклада развернулись прения. дни
прошли оживленно, интересно. Собранче
дало много полезного сержантам и стартиз

нам. \
	Ряд фирм нровел большие работы по созз
данию многоблочното двитателя с малый
диаметром поршней, но с большим число№
оборотов и наддувом. В США были подго
товлены для установки на серийные само
леты 24-цилиндровые двигатели жидко-
CTHOTO охлаждения Аллисон У-3.420 4
боевой мощностью 3.000. я, в. и 28-ци»
линдровые четырехрядные звездообразные
двигатели воздушного охлаждения Пралта
Уитни В-4.360 с боевой мощностью около
3.500 л. с. В Германии также был подгото-
влен для серийного производетна опытный
двигатель ЮМО-222 (боевая мощноетн
3.000 л. с.) и ускоренными темпами про
водились работы по проектированию и из-
готовлению другях опытных  лвигателей
мошностью в 4.000 л. е и выше.
	Новые многоцилинхровые двигатели 4
ГилБзовым тазораспределением были BEI
пущены *в первые голы войны в Англии?
18-цилиндровый „воздушного охлаждения
Бристоль «Центавр» с боевой мощностью
2.000 л. с. и 24-пилиндровый двигатель
жидкостного охлажления Нэпир «(ейбр» ©
боевой мощностью 2.200 т е
	Первые мотификации новых многоцилин-
дровых двигателей по наибольшей мощно-
сти мало отличались от форсированных 06=
новных серийных двигателей. Одкако
улучшение конструкции новых двигателей
создавало возможности ‘для дальнейшего
форсирования их.
	Tak, вследствие применения впрыска воз
ды боевая мощность была повышена y
	эвиадвитателей «Сейбр УИ» до 3.055 1.
	и «Центавр» до 2.560 т. с.

Рост мощности авиалвитателей и, ax
следствие, увеличение скорости полета са-
молета требуют улучшения работы возлуш-
ного винта на больших скоростях. Поэтому
в настоящее время широко поставлены р3-
боты над соосными и  мнотолопастными
винтами, которые’ могут обеспечить эффек-
THBHOG использование большой: мощности
	на больших скоростах.
	Напитан авиационно-техничесной
службы Л. МАРТЫНЕНКО.

и США, также позволило повысить мощ-  Авиадвигатель фирмы Аллисон У-1.710
ность. Понижение температуры во всасыва-   серии Е (США), литраж которого несколько
ющей системе двигателя на 40—50°С с0з-  больше, чем у двигателя «Мерлин» (28 a.
дает непосредственное увеличение мощно-  против 27 л.), по литровой мощности в го-
	ды войны имел более низкие показатели,
чем двигатель «Мерлин»; но установка
дополнительного натнеталеля © гилоомуф-
	той в приводе повысила его вывотность и
	мощность на малых высотах. Мощность
двигателя У-1.710 на боевом чрезвычайном
режиме у земли (1.500 л. с.} была ниже
мощности двигателя «Мерлин» 66 (1.750
a. в.). В результате применения впрыска
воды мощность у земли была повышена до
1.800 л. с. Все же на высотах 4.000—
5.000 м. мощноеть этого двигателя была
меньше, чем у двигателя «Мерлин». На on-
ной #3 модификаций двигателя Алли-
сон — \-1.710, кроме впрыска воды,
фири» применила промежуточное ох-
лаждение воздуха, что обеспечило получе-
ние боевой чрезвычайной мощности порядка
2.000 л. с. на уровне моря и около 1.900
Л. с. на высоте 5.000 м. Характерно, что у
этой модификации боевая чрезвычайная
мощность на 90—100% превышает номи-
нальную мощность, почти не увеличив-
шуюея за время войны,
	` Повьицение мощности соновных немеп-
ких двигателей осуществлялось путем уве-
личения литража (звиадвигатель DB-605 z
18-603) и увеличения числа оборотов
(ЮМо-213) при незначительном повыше-
нии наддува. У авиадвигателей фирмы Юн-
керс число оборотов за время войны повы-
шено с 2.700 до 3.200 об/мин. на взлетном
и боевом ‘режимах. Двагатель 0М0-213 А
развивал, взлетную мощность в 1.750 л.с.
при д == 3.200 об/мин, и нахлуве 1.110 мм.
рт, ет. на топливе В-4. Momsocra ‹ более
поздних модификаций этого двигателя при
использовании впрыска водоспиртовых ©ме-
ce и топлива С-3` достигали: 2,400. л. с,

Хотя ведущая роль в авиации во’ время
войны оставалась з& освоенными старыми
типами двигателей, в результате усиленных
и успешных опытных работ в ряде стран
были подготовлены к производству новые
мощные звиадвигатели. Необходимость. соз-
дания авиахвитателей мошностью . порядка
3.000-—4.000 л.с. и зыше была вызвана
	требованиями военной авизции, Поэтому
	сти двигателя на 4—5%, а при повыше-
нии наддува, возможном благодаря пониже-
	нию температуры смеси в цилинлре EBAYSa-
	теля, — на 15—18%. :
Успеху форсирования авиздвигателей
способствовало широкое применение авто-
	матичееки действующих приборов, облегча-
ющих управление двигателем в боевой об-
ставовке. К числу их относятся: апнарату-
	9% впрыска водоспиртовой системы, авто-
матически осуществляющая подачу смеси,
	увеличение наддува и обеднение смеси при
	определенном режиме работы мотора, авто-
мат переключения скоростей нагнетателя:
автомат винта изменяемого птаха, автомат
состава топливо-воздушкой смеси; автомат
зажигания; регуляторы теплового режима
мотора; об’единенное управление винтом и
газом и др. _ .

Значительно (ло 9—12 км) возросла
высотность двитателей.

Псвышение высотности производилось
путем установки турбокомпрессоров (СТА)
и двухступенчатых нагнетателей (США и
Англия) с промежуточным охлаждением
воздуха.   .
  В Герхании в последние голы войны так-
же проводилась усиленная разработка вы-
 сотных двигателей с турбокомпрессорами и
двухступенчатыми нагьетателями. Однако
они но получили широкого применения на
фронте веледствие непрерывного сокраще-
ния производственной базы немецкой авиз-
ЦИИ. р

Рассматривая данные авиационных дви-
гателей, можно притти к выводу, что у
большей части азнадвигателей, нахолив-
шихся в серийном производстве в начале
войны, мощность была значительно повы-
шена. Например. но опубликованным дан-
ным, мощность двигателей фирмы Роллс-
Ройс «Мерлин» на боевом режиме была по-
нышена с 1.200 т. с. («Мерлин» 20) до
2.000`л. с. («Мерлин» 130). Такое увели-
чение мошности было лостагнуто благода-
ря применению охлаждения топливо-воз-
душной смеси и топлива.© большой дето-
нажионной стойкостью на богатой смеси.

‘Развитие поршневых авиадвигателей
	34 тоды второй мировой войны поринё-
Вы авиационные двигатели претерпели
значительные конструктивные изменения и
НВМНОГО повысили свои технико-экеплоата-
Цпонные показатели. Было весьма трудно
Получить одновременно высокие показатели
10 мощности, высотности, экономичности,
Надожноети авнамотора. при малых его га-
баритах и удельном весе. Поэтому конет-
PYktopa шли 10 ANNUM диференциации
двигателей. Авнамоторы стали предназна-
Чаться для использования на самолетах оп-
еленных типов. Так, например, моторы,
Устаназливавииеся во время войны На ист-
Иптелях, обычно развивали большую
мощность (1.200—2.000 л. с.), но имели
вышенные расходы топлива (300—340
1, с, ч. на взлетном режиме) и обладали
бунительно малым ресурсом работы меж-
АУ переборками (100—250 часов).

Непрерывное улучшение характеристих
и конструкции авиадвитателей привело к
ВЫтуску большого числа модификаций ави-
аионных моторов. Современные авиадвита-
ети, в зависимости от назначения. имеют
Широкий дизназон высотности (от 900 до
12000 метров) и различную степень форся-
вания, ‘определяющую удельную  мош-
Torts (or 26 xo 95 1. c.), смимаемую с
одного квахратного депиметра площади пор-
Иней,

Ou из главных направлений. в разви-
тии авиадвигателей во время войны яв-
аялось форсирование основных серийных
авиадвигателей по наддуву и оборотам, т. е.
повышение их мощности без увеличения фа-
бочем 00’ем» цилиндров. Успешное фореи-
Рованио авиалвигателей в некоторых слу-
чаях залерживало внедрение в эксплоата-
ЦИЮ Новых типов мошных двитателей, тре-
бующих значительных изменений ‘в кон-
струкции самолета и переоборудования
моторных. заводов.

Важными факторами, отраничивающими
—Ы—ы—

*) В статье ‘использованы материалы
Журналов «Фляйт» и «Эйроплейн».

форсирование двигателя, являются нахеж-
ность двигателя, температура цилиндровой
группы и летонационная стойкость топли-
за. Кроме того, форсирование двигателя и
увеличение высотности зависят от степени
совершенства нагнетателей и турбокоипрес-
воров. 8

Осповным методом форсирования двига-
телей явилось повышение наддува (увели-
чение давления воздуха за нагнетателем).
Надлувы, применяемые в истребительной
авиации на некоторых авиадвигателях жид-
костного охлаждения, возросли к 1945 году
по сравнению с предвоенным годом на 40—
50 процентов и. превышали 42.000 мм
pT. ct.

Увеличение надлува авиадвигателей про-
Изводилось при обогащении «меси, повы-
шении детонационной стойкости топлив,
промежуточном охлаждении топливо-воз-
душной смеси. впрыеке волы и водоспирто-
вых смесей в пилиплры двигателей и улуч-
шений охлаждения цилиндровой тгрутяты.

Обогащение смеси, позволяющее пр‚из-
водить увеличение надлува, главных обра-
зом, на кратковременных режимах двигате
ля. применялось почти на всех авиальига-
телях. Так, у авиадвигателей BMW—801—
2 выпуска 1942 г. на валетном режиме
коэфициент. избытка воздуха был равен
08. В лальнейшем ва ожной из молифика-
пий этого двигателя ВМУ—801—02 ло-
полнительное обогащение смеси впрыском
топлива на вхоле в нагнетатель позволило
повысить надтув без появления детонаций
с 995 ло 1.210 мм рт. ст. и получить
веледетвле этого приращение мощеости ва.
165 4”

За геды войны были получены ‘авиаци-
виные топлива © повытиенной хетонапяон-
ной стойкостью на, богатых смесях. № таким
топливам относятся «стооктановые» топли-
ва’ «сорт 130» и «сорт 150», получивине.
в частноети широкое применение в США и
Англии. Применение. этих топлив дало в03-
можность значительно повысить наддув
при работе двигателя, на богатых смесях.