$ февраля 1347 г., № 33 (840).
	тАЛИНСКИЙ Сокол

3 ПОСЛЕДНЕЙ

почты
	ИНТЕРЕСНАЯ СТРАНИЦА
0 СОВЕТЕНОЙ ЛИТВЕ
	Газета «На страже Родины» на-днях
посвятила специальную страницу Совет-
ской Литве перед выборами, Читатели нз-
долго запомнят помещенный в’ газете ма-
териал, наглядно показывающий, какие
тлубокие изменения шоизошли в респуб-
лике с момента установления в чей с9-
ветской власти.

Глубокое впечатление оставляет заметка
работницы кожевенного комбината «Ти-
грас» Ванды Романаускане. Вся ее жизнь
в буржуазной Литве осталась в памяти,
как мрачное пятно. Земли семья не имела.
Отец батрачил. Месяцы и годы проходили
в вечных поисках работы, в нужде и 1о-
Лоде. И

«Нак я счастлива, что эти дни на-
‚ всегда канули в вечность! — пишет в
заключение тов. Романаускане. — Ca-

ветская власть принесла нам свободу и

челозечесние права. В цехе, где я па-

ботаю, меня зовут стахановной. , Я гор-
жусь этим: это. значит, что я не остаюсь

в полгу перед своей великой Родиной за

полученное счастье. С нетеопением ожи-

даю того пня, когда я, свободная совет-
сная гражданна, ‘смогу отдать свой го-
лос за нашу дорогую советскую власть».
	Под солнцем Сталинской `Бонституции
литовцы обрели великие права. Им. как и
всем советским народам. ‘предоставлены
широкие демократические своболь. С чув-
ством гордости и счастья пишет 0б этож
Антанае Tyxaycrac — мастер ‘фабрики
«Инкарас»: “

«Восемь лет проработал я при смето-
новском режиме на фабриках Литвы, но
мастером стал только ‹ при совётсной
власти. Раньше путь в мастера для ме-
HA MOANA моих товарищей по работе был
занрыт. Мы жили, вечно опасаясь без-
работицы... До чего me хорошо, что
пронлятое прошлое никогда на вер-
нется!».
	Свои патриотические чувства хорошо
выразила работнипа швейной фабрики
«Лайсве» Аделе Жемайтите. Ей недавно
исполнилось 18 лет. 9 февраля она впет-
вые будет участвовать в выборах в Вер-
ховный Совет Литовской ССР. Молодая из-
бирательнипа пишет: .
	«С волнением и радостью готовлюсь я
К этому торжественному дню. Советская
власть помогла мнз твердо встать на
ноги; отирыла мне дорогу э жизнь. бэ-
ветсная власть принесла радость в мой
отчий дом. Мои родители; всегда батра-
‘чившие на помещика Тоейниса, сейчас
получили землю и зажили по-новому».
	Новая жизнь навсегда утверхилась в
молодой советской сопиалистической  пес-
публике, Это — оезультат победы ленин-
ско-сталинской национальной. политики.
При братской помощи советоких народов
и, в первую очерель великого русского
народа, благодаря. мудрому ‘руководству
большевистской партии и заботам товарища
Сталина литовцы лобилиеь больших успе-

хов в экономическом и культурном в0319-
ждении своей ‘республики.

Председатель Президиума Верховного: (о-
вета Литовской ССР Ю. Паленкие раеска-
зывает в статье о той большой созилатель-
ной работе, которую проводит сейчас. п6-
pel выборами, литовский народ на своей
земле. Он успешно выполняет еталинскую
пятилетку, залечивает раны, нанесенные
немецкими захватчиками народному хозяй-
ству, поднимает из пепла сожженные вра-
POM города. восстанавливает и строит но-
вые заводы, фабрики, школы, театры, биб-
тиотеки...

Страница «Советская Литва перёл выбо-
рами» —= хорошее пропатанлиетекое вы-
ступление газеты «На страже Родины».

В воздухе ночные
корректировшики
	С вечера недо, было’ чистое и. прозрач-
ное. На поле, покрытом тонким слоем <не-
га, отчетливо выделялея каждый кустик,
хажлый бугорок. .

— Прекрооная видимость, — сказал
етарший лейтенант Синепостолов. — C
высоты 1.000 метров и артиллерийские
позиции «противника» можно обнаружить
д наблюдение за разрывами снарядов сво-
их орудий легко вести, у

Старший лейтенант Синепостолов, хотя
х фыл уверен в успехе выполнения поетав-
ленной перед ним задачи по корректирова-
нию вргиллерийского огня ночью, но ни-
сколько HO ослабил внимания к подготовке
ивтериальной части к вылету. На, тот слу-
чай; если в районе полета ухудшится ви-
димость, к самолету были подвешены oc-
ветительные авиабомбы. Оружейники, ’а
яакле сам штурман тшалельно, проверили
исправность механизмов бомбодержателей
бомбосбрасывалелей, ^ и

До вылета оставалось ‘около часа. Вдруг
© стороны Карпатских гор показалась от-
рюмная темносерая туча. Она постепенно
расплывалась и заволокла все обо. Ночь
стала темной.

«Придется корректировать артиллерий-
(кий огонь с подевечиванием», -— подумал.
старший лейтенант Синепостолов.

В 21 чае 20 минут тов. Синепостолов
получил приказ: «Вылететь на’ корректи-
рование огня артиллерии, нах «полем боя»
быть в 21 час 30 минут».

«Полем боя» служила имитационная
площадка. На ней оборудован наблюдатель-
ный пункт, тде-то но опушке лес» уста-
новлены четыре. макета, пушек, обозначаю»
щих артиллерийскую батарею «противни-
ка». В нескольких местах на. равном уда
шении от батареи заложены толовые шаш-
вл, которыми имитируются разрывы сна-
рядов, Задача старшего лейтенанта Сине-
постолова — найти эту батарею и коррек-
уировать огонь, который будет вести по
пей капитан. Саранчуков. ИН

(ботановка учебного полета была при-
ближена к боевой действительности. Взяв
курс на площадку, старший лейтенант
Синепостолов по радио связался с наблюда--
тельным пунктом, & появивигиеь в районе
«поля бя», он называл пароль и получал
с земля отзыв,

Убедивитись, что самолет ‘свой; прожек-
тористы лучом указали корроктировщику
направление цели. Самолет пилотирует
лейтенант Борисов. Применяя’ противозе-
питный маневр, он ведет. самолет змейкой.

(тарший лейтенант Синепостолов. вни-
изтельно следит за временем, Вот, по ero
расчету, уже должен быть квадрат, в ко-
тором: расположена ‘неприятельская бата-
pea. Ilo контуру леса Синепостолов убеж-
дается, что это — отыскиваемое им место.
Во обнаружить признаки расположения в
ввадрато артиллерийской батареи трудно
— слишком темная ночь. Тогда miTypuan
рюсывает. двое осветительные’ бомбы.

- лотшаль освещается ярким светом, и Сине-
	постолов сразу же замечает четыре «‹ору-
Дия», расположенных ‘в нескольких  мет-
ах лруг от друга. Он тотчас же связывает
	ея с ралиостанцией наблюдательного пун=
	та и передает координаты. цели.
	Сверяв полученные координаты, кали-
тан Саранчуков убедился, что батарея o6-
наружена, и начал готовиться к «откры-
тию огня». Изготовившись ‘поджечь бик-
фордов пинур, тянущийся к одной из толо-
вых шашек, капитан передал по фадио
корректировщику сигнал «орудие готово».

— Огонь! — слышится в ответ © ва-
молета,

Подав команду открыть огонь. Синело-
столов одновременно сбросил световую бом-
бу и устремил взгляд нё пель, наблюдая,
где разорвется первый снаряд. Он тазор-
вался в 400 метрах юго-восточнее батареи.
Вспышка произошла в тот самый момент,
котла орудия были ярко озарены световой
бомбой_ $
	Ворректировитик передал на ВКП. коорди-
	HATH первого разрыва, «Стреляющий» уви-
	AGI, что корректировщик определил их не-
точно. Взорвавшаяся пелика была распо-
ложена не в 400, вв 300 метрах от цели.
Но катитан Саранчуков умышленно не
указывает корректировщику на ошибку, a
ждет, когда OR cam обнаружит ее.
	Второй разрыв последовал в 100 метрах
	от батареи. Тут Синепостолов увидел, что
он ` допустил ошибку. Внеся поправку,
штурман снова передал кобрдинаты pas-
рыва, и третий «онаряд» поразил цель,
Отарший лейтенант Синепоетолов получил
оценку «отлично». В эту ночь так же ус-
пешно  корректировая ‘артиллерийский
огонь лейтенант Ерейн.

Успеха в выполнении упражнений воч-
ные корректировщики достигают благола-
ря напряженной теоретической учебе и
тщательной наземной подготовке. Практи-
ческим занятиям по корректированию @-
тиллерийского опня ночью предшествуют
квалифицированные лекции на эту тему.
Помимо того, за последнее время для них
прочитаны лекции о принципах хействий
аэронавигационных приборов, 06 особен-
востях самолетовождения в сложных метео-
рологических условиях и много других. Пе-
ред. ночными. полетами корректировщики
выезжают HL имитационную площадку
днем и там практически занимаются кор-
ректированием артиллерийского . отня.

Летчики, пилотирующие  самолеты-кет-
ректировщики, прошли тренировку в вож-
дении самолетов под колпаком, летали в
закрытой кабине по кругу, в зону м по
маршруту; после этого производили ночны
полеты в зону.
	Среди ночных корректировщихов есть
летчики, которым во время войны много
раз приходилось летать и ночью и днем в
сложных метеоролотических условиях. ‘(05
этих полетах, об опыте вождения самоле-
тов в сложных условиях они рассказыва-
ют молодым летчикам на занятиях, на
предполегной подготовке:

Свои успехи в боевой учебе сталинекие
соколы посвящают дню выборов в Верхов-
	ные Советы.
Майор И. ЛОЖНИН.
	(От наш. корр. по’ телеграфу).
	тий 10 радиолокации и  прицельным
установкам. Штурманы получили указания,
как организовать и ‘проводить занятия на
эти темы с летным составом.
Участники сборов ‘обменялись опытом
учебно-боевой работы за истекший год.
Штурман чаети капитан Назаров сделал
доклад на тему «Полет на больших высо-
тах». Штурман майор Каменский провел
	показательные занятия 0 радиочавига-
	ЦИИ. .
Была прослушана лекция врача в pe-
жиме высотного полета. ;
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	СБОРЫ ШТУРМАНОВ
	В Н-екой авиационной части про- тай по радиолокации’
		BOI пятидневные   инструктивно-методи-
ческие сборы игтурманов. На сборах штур-
на части подполковник Костенко детально
проапализировал итоги боевой подготовки
в прошлом году и дал ценные методические
и организационные указания по вэронави-
ТАЦИОННОЙ И О подготовке
на 1947. год. . Г
	На сборах были проведены также мето-
дические занятия по  самолетовождению,
бомбомотанию и радионавигации, Шигурма-
ны приобрели познания в области новой
тихники. Состоялось ‘несколько — заня-

ГИ
	* PoaborTa
	Авторы книги «Работа воздушного вин-
та» *) поставили ‘своей. пелью «...H310-
жить простейшие законы аэродинамики
воздушного винта в наглядном виде, 0ез
математических формул и без треугольни-
ков скоростей и сил,.:2; Содержание, книги
охватывает птирокий круг вопросов aspo~
Хинамики, копструкции и’ экоплоатации
воздушных винтов:

Попытка популярного изложения ‘основ
трли воздушного ’ винта’ заслуживает
внимания, Хорошая книга о воздушных
зянтах нужна именно сейчае, когда тех-
ника развития винтов переживает, ‘если
позволительно так выразиться, кризис,
сахом деле, всеобщее внимание. сейчас при-
злечено к реактивным летательным апца-
param. На очереди дня — полеты с0, сверх-
звуковой скоростью. В то же время воздуш-
ные винты на больших скоростях оказы-
ваютея малоэффективными.  коэфициент
полезного действия винта катастрофически
падает, Уже при скорости полета порядка
1.000 км/час. коэфициент полезного хейст-
зия (КПД) винта составит всего 0,35—
Не доживают ли винты последние xan?
Пе вытеснит ли их новая реактивная тех”
НИКа? .

К сожалению, читатель He вайдет В
книге ясного и прямого ответа на BTH BO-
проеы, А стоило бы лишь сравнить х4-
рактеристики винтомоторной группы “a
реактивных двигателей, и стало бы совер-
шенно ясно, что воздушные винты рано
сдавать в музей. По сравнению с реавтив-
ными установками всех видов они имеют
крупное преимущество в тяге, развиваемой
Ha взлете и на крейсерских режимах. Впол-
не сотественны поэтому попытки сочетать
В одной силовой: установке положительные
свойства ‘винта и’ реактивного двигателя,
Появляются  турбовинтовые реактивные
лвигатели (ТВРД), в которых винт Bpa-
meres razonof турбиной. Такой двигатель
может соатавать тягу либо. только. винтом,
		возлушного винта”
	различных режимах. Текст сопровождается
хорошими иллюстрациями.
	либо одновременно винтом и реакцией вы-
брошенных через сопло газов, причем соот-
ношение между этими тягами летчик, B
зависимости от режима полета, может из-
менить в любую сторону. -
	дак мы планируем боевую учебу
	Известно, какое большое значение для
успеха боевой подготовки имеют правиль-
ное планирование и ‘Учет работы. Недо-
	‘статки в боевой полготовке ‘авиаторов В
	эначительной степени являются результа-
том неудовлетворительного планирования
учебного. процесса. В тех эскадрильях, где
командиры вдумчиво и серьезно отнеслись
	  & составлению плана наземной и летной
	подготовки, достигнуты серьезные успехи.

Однако не все командиры  эскахрилий
научились правильно планировать боевую
учебу. Готовясь к новому учебному roxy,
мы прежде всего вникли в существо прош-

лых ошибок. В чем BupARAaNch эти
ошибки?
	Мы не’ имели точных данных of уровне
подготовки летного и технического состава.
К планированию индивидуальной летной
подготовки мы в большинстве случаев под-
ходили шаблонно. Упражнения Курса оди-
HAKOBO выполнялись всеми — стиралаеь
грань между рядовым TOTTAROM a коман-
диром звёна.

Это — первая и главная ошибка в
планировании боевой подготовки в минув-
шем году. Ошибка эта устранена. Летчики
еведены в эскахрильи ‘боответетвенно уров-
НЮ их подготовки, летная учеба ряхового и
руководящего состава. планируется pas-
дечьно.
	+ Друтая ошибка состояла в том, что мы
не учли всех особенностей  материально-
технического обеспечения боевой подготов-
ки. При планировании нё были приняты во
внимание отпускаемый лимит горючего,
степень выхода в ремонт и поступления
материальной части, не производился рас-
чет требуемого количества боеприпасов и
др. Естественно, что некоторые намеченные
мероприятия  срывались.

В прошлом году планирование проводи-
лось, исходя только из задач, стоящих пе-
ред частью на ближайший месяц, упуска-
лись перспективы на более длительный пе-
риод. Перед летным составом зачастую стё-
вились непосильные задачи. Планы He
выполнялиеь, создавались так называемые
«хвоеты». =

Бесперспективность в планировании
приволила и к тому, чт упускалаеь из
виду метеорологическая обстановка. Не-
Удивительно, что планы оказались нере-
зльными, & практически вся летная работа
была перенесена на лето. В этом году мы
сумели избежать подобного просчета.
	Штаб мало внимания уделял и учету
работы. Учет не давал полной картины ро-
ста мастерства летчиков, техников, меха-
ников. Нельзя было по-настоящему анали-
зировать работу; намечать MepOUPHATES. Ha
бухущее.
	Развернутый график, по существу, яв-
ляется документом учета и дает возмож-
ность командиру всегда знать уровень под-
готовки каждого летчика, подразделения и
части в целом.

Второй документ — перспективный а
выпелнения упражнений Курса по месяцам
является чисто планирующим документом
и фиксирует, какие упражнения должен
выполнить каждый летчик в течение того
или иного месяца. Наконеп, итоговый ма-
теризл позволяет предвидеть степень на-
	пряжения летной работой по месяцам, не-
	обходимые срелетва материально-техничо-
ского обеспечения. горючее и т. п.
	Какова роль перспективного плана вы-
полнения упражнений? Он не только ори-
ентирует командира ‘в отработке Курса
боевой подготовки, но и облегчает состав-
ление индивидуальных планов на месяц.
Перспективный план нужен еще и потому,
что определенной части летного состава в
процессе учебы приходится некоторые уп-
ражнения выполнять повторно.
	делаем еще несколько замечаний 0
наземной подготовке. В нынешнем году она
планируется на месяц (в масиитабе подраз-
делений), а для эскадрильи составляются
лишь расписания нз неделю. Это безуслов-
но правильно. Ho Ans того, чтобы спла-
нировать наземную подготовку на месяц,
необходимо иметь перспективу на более
длительный период — лучше всего на год.
Для годового плана наземной подготовки
‘большое значение имеет документ, о кото-
ром мы уже упоминали, — помесячный
трафик. В нем надо, помимо распределения
летных дней (по периодам и месяцам),
	также распределить (по месяцам) количе-
	ство часов по дисциплинам, очередность
ухода офицерекого состава в отпуск и
последовательноеть зачетных сессий. Вслед
за этим документом составляется план на-
земной подготовки, в котором определяется
время, отводимое на ту или иную тему.
Такой план служит вместе с тем и учет-
ным документом, по которому легко опре-
делять количество изученных тем за оп-
ределенный период. С другой стороны, для
штаба полразделения намного облегчаются
составление планов наземной подготовки и
разработка расписания занятий.

Нет нужды доказывать, что выполнение
планов летной и наземной подготовки 38-
висит от материально-технического 0бес-
печения. Поэтому все планы должны’ дово-
Хиться до сведения авиапионно-техниче-
ских частей, которые в свою очередь ‘0бя-
заны составить планы ‘обеспечения боевой
подготовки летных подразделений.
	Подполковник. С. РОМАНОВ.
	Мы подробно останавливаемея на ошиб-
ках 1946 года потому, что именно с ана-
лиза этих ошибок и началось у нае пла-
нирование нового учебного года. Yerpa-
HOTS все эти недостатки — вот задача,
которую поставил перед собой наш mrrab
при разработке плана боевой подготовки
На первые месялы 1947 гола.
	С чего же мы начали? С изучения уров-
ня боевой подготовки каждого летчика.
Затем, на основе приказа вышестоящего
командира, был определен уровень, кото-
рого должна достичь наша часть в концу
1947 года.

В нынешнем году в подразделениях со-
ставляются месячные планы. Но для пра-
вильной ориентировки необходимо предва-
рительно спланировать в перспективе ме-
фоприятия на целый год и на период,
определенный приказом старшем  коман-
дира. Это перспективное планирование
должно слагатьея из рада элементов,
Прежде всего, важно определить степень
насыщенности летной работой! каждого
планируемого периода. Следует обязатель-
но учесть метеорологические условия хан-
ного района, а затем уже перейти в рас-
пределению времени, отведенного на лет-
ную подготовку и теоретическую учебу.

Зимой в нашем районе летная погода
обычно исчерпывается несколькими днями
в месяц. Поэтому мы зимнее время посвя-
щаем главным образом теоретической учебе.
	Следующим этапом было планирование
степени напряженности летной работы, Это
одна из наиболее ответственных задач, и от
правильного ее решения во многом зависит
качество летной полготовки.
	Мы начинали с опрелеления количества
полетов, необходимых каждому летчику,
эскадрилье и подразделению в целом.
данные — основа для расчета горючего,
& также напряженности работы летчика.
При установлении степени напряжения на
салюлет нужно учитывать отход матери-
альной части на ремонт и выход из ремон-
та, самолетный и моторный pecype для
того, чтобы быть в состоянии своевременно
реагировать и принимать меры к его вос-
становлению.
	Аналогичного планирования ` еледует
придерживаться и в отношении учебно-тре-
нировочных самолетов <По-%».
	закончив с этим, мы перешли в плани-
рованию работы по выполнению Курса
боевой подготовки на год или более корот-
кие сроки. Мы разрабатываем два основ-
ных документа: развернутый график про-
хождения Кура и перспективный план
‘выполнения упражнений по месяцам.
	кие винтовые профили. Цопасти теперь
стараются профилировать даже в так на-
зываемой нерабочей части. Тогда кризис
отодвигается в сторону больших скоростей,
и винт удовлетворительно работает до боль-
ших скоростей полета. Только одно профи-
лирование корневой части может дать уве-
личение коэфициента полезного действия
винта на 2—3 процента. Этим, конечно,
He не возможности улучшения

‘ f

В той же пятой главе рассказывается 0
значении редукции. Уменьшая обороты
винта, мы можем позволить даже увеличе-
ние диаметра, ограничивая скорость на
конце лопасти величиной 0.95—1,0 от
скорости звука на расчетной высоте. Одна-
ко увеличение диаметра имеет свои пре-
делы. так как при ‘очень больших диамет-
рах винта требуются очень высокие шас-
CH, увеличивается вес шасси и вес са-
мого ‘винта. Но возрастающие мощности
моторов требуют винтов, способных погао-
тить эту мощность. Если дальнейшее уве-
личение  диаметра становится практически
невозможным, то приходится итти на уве-
личение покрытия винта.
	До сих пор обычно шли по линии уве-
личения числа лопастей. На это и увазы-
вают авторы. Но не исключено, что для
скоростных самолетов появятся винты ©
очень широкими лопастями, у которых, по-
добно тому, как это получается у крыльев
малых удлинений, волновые потери будут
меньше. Возможны и другие усовершен-
ствования. Так, например, вновь предла-
таютея саблевидные винты, от которых
рассчитывают получить такой же эффект,
Какой наблюдается у стреловидных крыль-
ев, т. е. отодвигание волнового кризиса В
сторону больших скоростей. Предлагаются
также винты  бипланной конструкции.
Здесь можно рассчитывать на уменьшение
волнового сопротивления’ при надиежащем
расположении одной лопасти над другой.
Кроме того, такие винты обладают мень-
им. весом; и. у них могут быть уменляпены
индуктивные потери.
	Более подробно сказано в книге о 600с-
ных винтах. Соосные винты. т. 6. винты.
поставленные один за другим и вращаю-
щиеся в разные стороны, привлекают вви-
мание тем, ‘что они дают больший КПД,
чем обычный винт, рассчитанный на те же
Условия. У таких винтов нет закручива-
ния струи, & значит, нет и потерь на 3д-
кручивание: они не создают реактивного

жным соревнованиям, Па снимке: лыжники на тренировке.
Снимок Н. Вознесенского
	Летчики Н-ской части готовятся к предстоящим армейским лы
На переднем плане командир звена лейтенант В. Кременчуков,
	‘момента, который вызывает неудобства в
управлении. Гироскопический эффект, ко-
торый в книге достаточно полно освещен,
У соосных винтов также отсутствует. Мож-
но добавить, что COOCHHIG винты имеет
емыел устанавливать, когда мощность MO-
тора превышает 2.500 л. ©.
Очень мало написали авторы о тевер-
сивных винтах. У реверсивных винтов ло-
пасти могут быть поставлены под таким
углом, что винт начнет развивать отрица-
тельную тягу. Это может быть использо-
вано для торможения при пробеге само-
лета. В книге об этом сказано, но было
бы полезно отметить, что при этом про-
бег сокращается на 60—70 процентов.
Торможение винтом при пообеге — первый
практический шаг в использовании мош-
ности мотора при посадке. В самом деле,
кажется совершенно парадоксальным, что
самолеты, располагая мошными силовыми
установками, в один из самых ответствен-

ных моментов полета =— при посадке —

совершенно не используют мошность для
улучшения посадочных качеств. Boamox-
ности ревереивных винтов не исчерпыва-
ютея применениехи их при пробеге. Они
могут быть использованы для ограничения
скорости пикирования, при выполнении
маневра и Т. д.

Хорошо дано в книге сравнение винта
фиксированного шага (ВФ) с винтом из-
меняемого шага (ВИШ). ВФШ, как изве-
стно, может быть удовлетворительно тюю-
бран лишь для одного определенного рас-
четного режима. ВИШ расширяет пределы
получения высоких КЛД; В этом разделе
вызывает лишь недоумение следующее
рассуждение авторов. «К концу разбега,

пишут они, самолет будет получать от :

винта значительно больше полезной мощ-

О ЗА а ПГ Е АСЯ вом

CH пределом возможных усовершенствова-
НИЙ в Этом направлении. Введение пере-
менной редукции и; что конструктивно го-
раздо трудпее осуществить, установка ло-
пастей изменяемого радиуса дали бы очень
большой эффект.

Упоминаются в книге винты с флюгер-
ным положением лопастей, или, говоря точ-
нее, винты, у которых лопасти могут быть
поставлены во флюгерное положение, по
потоку. При таком положении лопастей
сопротивление заторможенного винта, в
случае остановки мотора, в 10—20 раз
меньше, чем у обычных винтов. Это облег-
чает управление двухмоторным самолетом
при отказе одного из моторов и сильно (на
60—80 процентов) увеличивает дальность
полета на одном моторе. Флюгерное поло-
жение может быть полезным и на олно-
моторном самолете, так как увеличивает
дальность планирования при отказе м0-
тора.

В последних главах книги читатель най-
дет много ценных указаний по эксплоата-
ции ВИШ на земле и в воздухе. Точ-
ное соблюдение этих указаний приве-
дет, помимо наиболее полного использова-
ния летных качеств самолета, к вначи-
тельному сокращению расхода горючего и
уменьшению износа материальной части.
В частности, в книге разобрано совместное
управление газом и винтом. Оно имеет
смыел для боевых машин (истребители,
штурмовики). Для трехмоторных  паееа-
щирских. самолетов: и. для дальних бомбар-
дировщиков целесообразно точным расчетом
определять ваивыгоднейшую комбинацию
таза и шага винта для каждого режима
тюлета.

Коротко, но достаточно ясно. рассказы-
вают авторы о случаях ненормальной та-
	a Е eee ЕО И ВЕ EEE OEE EE EE EE

ности, чем в начале разбега, Это будет боты ВИШ (расе а, заброе и «посадка»
способствовать все _ большему Ускорению   оборотов.   (nacepyrea, о XL).
	разбега и взлета» (подчеркнуто? мной. о р
B. H.). Bro неверно. Ускорение может уве- . Hecuorpa Ha шероховатости и’ отдоль-

у $ ные неточности, из которых мы отметили
только при увеличении силы.
ЛИЧИТЬСя ТОЛЬКО PH НИИ т оне книга в пелом полезна.
	CHUA CK и ЧЕРЕЗ ИИ
Тяга по мере увеличе ия СБорости пад  lo вв можно’ рекомендовать летно-техниче-
	eee eee eee oe ПЕ ONE

но избыток тяги над сопротивлением Ca- are
иолета пои разбеге лостигает в. известный скому составу. Авторам можно пожелать в

последующих ‘изданиях избежать излит-
. т рени и
момент максимума. При э OM H YCKO В zero упрощения основных понятий и шире
	EEE EE OSE OE ESI OI ДТ ДМ. oe
т a TT 425

получается максимальным. К

Работа ВИШ различных сем разобрана  обВетить вопросы проблемного, перслек-
и ГАВНО Го характера: От этого: юнита только
	В последующих главах достаточно  похробно „Фен A PE AEE NR ER RE ER AEN
и наглядно. Преимущества ВИЛ общеиз- ВЫитрает, станет более интересной и
востны. Длина разбега. с ВИШГ сокращает-   олержательной.

ся вдвое. Сильно увеличивается скоро- Доцент, кандидат технических наук,
тотемтоеть ‘Авторы правильно указывают. инЖенто-порполковнин
		под’емность. Авторы правильно указывают,
что современный ВИШ-автомат не являет-
	ТВРД имеют на больших скоростях 00-
лее высокий коэфициент полезного лейст-
вия, чем обычные ВМГ. В то же время на
малых скоростях ТВРД развивают большую
тягу, чем все остальные резктивные дви-
гатели, и являются более экономичными.
Нахо полагать, что далеко не исчерпаны
еще возможности улучшения аэродинамики
самых винтов, предназначенных для раб0-
ты. на больших скоростях. Кроме › того,
многие типы самолетов (как военных, так
и гражданских) по. евоему назначению He
являются быстрохолдными; для них
является наиболее приемлемой и экономич-
ной. Таким образом, можно утверждать,
что область скоростей полета до
км/час. остается за воздушным винтом.

Bee 3TH вопросы, встественно, не могли

винты на режиме у макс, имеют hu п0-
рядка 0.75, т. в: 25 процентов мощности
мотора тратится на профильное сопроти-
влёние, индуктивные и волновые потери.
Примерно половину всех потерь составляют
волновые потери, остальные 12-—13 про-
центов идут на преодоление профильного
сопротивления лопастей (6—7 процёнтов),
на закручивание и’ отбрасывание воздуха
(5—6 процентов).

Ролновые потери резко возрастают се

Г   увеличением чисел Маха (число Маха —
отношение скорости полета к скорости

звука), при которых работает лопасть вин-

0  та. В пятой главе даетея довольно пра-

вильное об’яснение этому факту. Показана
механика образования скачков уплотне-
ния, срывов потока на лопаети, когла те-
	Все эти вопросы, естественно, не 5.“ ния, срывов нотока нё лопасти, когда Pe-
быть обойдены в книге о воздушных виН-  зультирующая скорость на конце лопасти
тах. ‘изданной в 1946 году. приближается к скорости звука. Неудиви-
	РЯ О Иа ит 7-4

гах, ‘изданной в 1946 году. приближается к скорости звука. Неудиви-

Разберем содержание книги. В первой ©е   тельно зн Conn eine HAnORH OF
славе Весьма, подробно раз’ясняются основ- рости полета самолета были еп

ханики: что такое мошщ-   ЗВУКОВЫХ, & воздушный винт уже почув-

ные понятия ме he nar TINT YUTATITA TIP TIOLTIDABUNTH @RV.
	ТИ ‘трезвычайно упрощенное. Для ‘тет   кового барьера. Уже при скорости полета,
чиков и техников, прошедших куре обуче- равной 650—700 км/чае.; скорости на

‘училищах, вполне длоста-  оне лопасти часто превышали скорость
ния в школах и Te * и бана (Уа’ ъллнлрлй RPNwane. партуналт a4
	“RELIVE SR SN sR ЧИ СТАВ © 15 29 3 *. <
ния в школах и училищах. вполне лоста-
точно было бы напомнить основные опре-
деления и формулы, пояснив их числовы-
ми примерами. Может быть, в этом и нет
большого греха, но, отказавшись от. чет-
ких определений основных ‘понятий, 3810-
ры. связали себя. в дальнейшем изложении
ий затруднили об’яснение более сложных

овлений. Так, например, на протяжении

конце лопасти часто превышали скорость
звука. Но волновой кризие наступает’ на
элементе лопастей уже при некоторой  ври-
тической р Укр., меньшей, чем
скорость звука, причем величина Укр.  за-
висит от формы профиля лопасти и угла
атаки. У более толстых профилей кризис
наступает при меньшей скорости, для тон-
ких профилей значение Укр, больше.
	Jive ees a

целой главы В. Теуш и М, Чернобыльский  5 orow, к сожалению, в книге ничего
выясняют, зависит ли МОЩНОСТЬ ОТ 09-4 сказано, а это совершенно необходимо
ротов или нет. Тут даже хорошо подтотов- нат, чтобы понять пути улучшения 290-
ленный читатель не сразу поймет, © Чем   инзмики винта. Известно, что кризис на-
идет речь и что, собственно, авторы ХОТЯТ’ тает ральше на конце лопасти (где про-
выяснить. Между тем все стало бы Я6Ным, (ить тонкий, но скорость очень большая)
если бы предварительно были даны четкие из корневой‘ насти, у втулки (где ско-
определения мощности потребной И МОМ ть меньше, но зато профиль толстый).
ности располагаемои.   Волновые потери можно уменьшить, если

В последующих главах авторам удается  ставить на конце лопасти специальные
натлялно представить работу винта ина ‘скоростные «изхоустойчивые» очень тон-
	+) В. Л. Теуш и М. 6. Чернобыльский.
«Работа воздушного винта». Второе 43a
ние (дополненное). Оборонгиз. Главная Ре
дакция авиационной литературы. Москва,
1946 г., стр. 113, цена 7 руб.