11 февраля 1947г. №
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Славой лучших летчиков пользуются в Н-ской части Герой Советского Союза
	гвардии капитан В. Ветров и гвардии старший лейтенант И, Землянский, На фрон-
тах Отечественной войны овладели они техникой пилотирования истребителя и
искусством воздушного боя. Теперь летчики Ветров и Землянский совершенствуют
свое боевое мастерство, занимаются систематически и настойчиво, добиваясь высоких
показателей в учебе. По всем предметам они имеют отличные оценки.
	На снимке (слева направо): Герой Советского Союза гвардии капитан В. Ветров
и гвардии старший лейтенант И. Землянский. Снаямок Л  Чиотакорай
	НАВСТРЕЧУ ХХХ ГОДОВШИНЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ
	БФ угоие документы
	Центральный музей Врасной Армии гото-
вит к 23 февраля ряд новых экспона-
тов, показывающих  партийно-политиче-
скую работу на фронтах  Отечественвюй
войны. Посетители музея увидят фронтовые
тазеты, боевые листки, письма воинов,
рукописные журналы, документальные. за-
рисовки художников.

Большой монтаж посвящаетея  просла-
вившемуся в дни войны агитатору сержан-
ту Ефиму Шедрому. Его имя было широко
известно воинам Белорусского фронта. Тов.
Щедрый передавал опыт своей работы
другим агитаторам,: вел сними переписку.
В монтаж включены: переписка тов. Щед-
рого, его корреспонденция «Заметки аги-
татора», напечатанная з армейской газете
«Разгромим врага», материалы © Шедром,
опубликованные в рукописном журнале ар-
тиллерийской батареи.

Большое место среди новых экспонатов
отводится материалам, показывающим, ках
воины изучали приказы Генералиссимуса
Советского -Союза Иосифа Виссарионовича
Сталияз.
	Б отделе «Поммунисты ‘и Еомеомоль-
цы в боях за Родину» находится заявление
воина Жакубекова. Он пал смертью храб-
рых, защищая Ролину. Перет боем тов.
	рых, защищая Родину. Церед боем тов.
Лакубеков пибал: «Нронгу принять меня
	в кандидаты ВАП(5). Если случится отдать
жизнь за Родину, умру коммунистом»,
	О комсомольцах, сражавшихея с врагом,
расскажет боевой лиеток бюро ВЛЕСМ од-
ной воинской части 2-го Белорусского
	HOH воинской части 2-го Белорусского
фронта. В. нем напечатан материал о подви-
	гах сына. татарекого народа Саламата ЁВа-
лимулина. Отважный комсомолец уничто-
жил несколько десятков фашистов, 8 130-
	тов, 2 противотанковых орудия, 3 враже-
ских пулемета. Ё листку прикреплен про-
	стреленный и залитый кровью комеемоль-
ский билет храброго воина — комсомольца
	Балимулина.
В ХХХ головшине Советской ака
	музее одудет выставлен также макет памят-
ника доблестным советским воинам) уста-
	новленнюго в Бухаресте. Его приелал в дар
	Центральному музею Ёрасной Армии дру-
	зественный нам народ Румынии.
	MAPTHHHAS) 7k ИЗНЬ
TIAA МИЗНЕ
	Успехи` эскадрильи
_ лейтенанта Manaxose
	as о прошедшем году мы достигли
бесслюрных успехов, — говорил на ©ове-
щании летчикам старлгий лейтенант Ма-
лахов. — Наша эскадрилья в части заня-
л& первое место. Но значит ли это, что мы
	теперь можем ослабить учебу, почивать
на лаврах и топтаться на одном месте?
Конечно; нет! Мы должны глубоко осва-
ивать тактику действий истребительной
звмации, быть мастерами выботных и
зкоростных голетов.

На другой день Алексанир Малахов
возвращался © полетов усталым. Сегодня
он трижды поднимался в воздух: в 60ста-
ве звена до пяти тысяч метров набирал
выеоту без кислородного прибора, ходил
по: маритруту, етрелял по щитам и конусу.
	`Ватравляясь © аэродрома домой, он ва-
‚хумалея. Его волновали события прошед-
шего хня:

«Почему у младшего лейтенанта Ло-
мовского не получается замедленная «боч-
ка»? Чем об’яенить; что тот же Ломов-
ский и младший лейтенант Будиянский,
взлетая, отклонялись в сторону? Некото-
рые летчики сегодня. вели огонь по кону-
су под большим ракурсом... Словно боят-
ся конуса, атакуют его-е опаской».
	Вечером Малахов’ углубилея в чтение
новой программы. потом еще paz Tpo-
смотрел Наставление по прочзволетву  по-
летов, внимательно перечитал последние
приказы и бюллетени. Все это поможет
ему завтра в наиболее дохолчивой и на-
глялной ‘форме провести занятия в часы
поблварательной полготовви к полетам:
	Командир эскадрильи ‘уделяет много
внимания учебе своих подчиненных как в
клаёосе, так и на дому. Он составляет и
доводит до сведения каждого летчика
строго продуманный месячный план ин-
дивидузльной учебы, по которому его под-
чиненные ‘самостоятельно работают ‘над
повышением своих знапий.
	Командир эскадрилья завел такой  по-
DATION.
	Накануне голетов он провохит’занятие с
командирами звеньев, вместе с ними’ <0-
ставляет плановую’ табладу и план mpe-
игрыша полета. Затем на классных заня-
тиях происходит подробный разбор уп-
ражнения, которое надо отработать. Если
предстоят полеты в зону, то в процессе
предварительной подготовки на ‘моделях
показывается, каБ должно выполняться
упражнение.

Затем летчики приступают к трениров-
ке в. кабине Линка. С помошью кабины
Линка командир имеет возможность mpo-
верить каждого летчика, определить дей-
‘ствительную готовность его. вылолнить
упражнение на боевом самолете. Он дает
задания летчикам и на дом. В зависимости
от характера предстоящих полетов стар-
mH лейтенант указывает, какую главу
из Наставления надо прочесть, на что об-
ратить внимание. _

„.За десять. минут до, начала. полетов
летчики расходятся по машинам. Они про-
веряют готовность материальной части и
хоклалывают команлирам звеньев. Дается

старт. ВБомандир замечает, что самолет
младшего лейтенанта Ломовокого,. оторвав-
шись от земли, снова уклонилея в сторо-
ну. Летчик не учел силы бокового ветра.
Эту же ошибку допускает и младший лей-
тенант Будиянский. Пока машичы заправ-
ляются горючим. Малахов выетоаизает
эскадрилью и рассказывает летчикам, как
правильно бороться! со сносом, пользуялеь
креном; .

Броме того, летчику Ломовскому Мала-
хов указывает Ha ошибки, которые’ тот.
допускает при выполнении замедленной
«бочки». Не довольствуяеь устным pac-
сказом, он вместете Ломовским валится на
двухместный самолет и; пилотируя в 30-
не, показывает летчику, как правильно
выполнять эту фигуру. Летчик Ломовский
усграняет недостатки в своей технике пи-
лотирования. :

Многие истребители из эскадрильи Ма-
тахова. при выполнении  воздунных
стрельб вели‘огонь ‘по конусу. о. ‘большой
дистанции, Процент попаданий был низ-
кий. Старший’ лейтенант приказал букеи-
ровать конус ‘опытному летчику Юдину.
Он поручил ему наблюдать за оптибками.
стреляющих и по радио указывать на эти
ошибки. Юдин умело оправился с  в0з1о-
женной на него обязанностью.  Увилев,
как, строит заход на стрельбу  млалший
лейтенант. Ефимов, он: по радио приказал:
	— Уменьшите ракурс и дистанцию.
Ефимов исправил. свою о ошибет и на
	HOBTODHOM заходе. етрелял. лучше. Сейчаю
	молодой летчик метко поражает. пели.
	Отибки допускались! летчиками и при
стрельбе по наземным целям. Истребители
пикировали на цель под ‘малым ‘углом, a
огонь открывали с ‘большой пистанции.
Многим нехватало времени лля точного
прицеливания. Лейтенант Зубакин; напри-
мер, совершенно не учитывал сноса са-
молета ветром.

Командиру эекадрильй  принилось  на-
пряженно поработать, чтобы изжить эти
недостатки. Проверяя технчку пилотиро-
вания на провозном самолете, ‘он учил
летчиков умело производить заход На
цель. При этом старший лейтенант Мала-
хов детально изучал недостатки каждого
истребителя в отдельности, еще больше
уделял внимания наземной подготовке. Оя
устанавливал. стоогий ко ль над само-
стоятельной работой летчиков, проводил с
ними занятия в тире, на миниатюр-поли-
гоне и в классах. На помощь командиру
пришла и партийная организация. Векоов
результаты. сказались.
	Большая политическая и воспитатэль-
ная работа, проведенная ереди ‘личного
состава за’ время подготовки к выборам в
Верховные Советы республик, способство-
вала укреплению воинского порядка, вы-
сокой диспиплинированности личного ©0е-
тава, намного повысила качество летно-
боевой подготовки.

В достагнутых истребителями успехах
немалая заслуга и командира Е
старшего лейтенанта Малахова. >

Майер А. Г ОРДИЕНКО.
	‚ Глубже вникать в вог
	боевой
	> э вопросы.
аб
	тавтических учений, то в дни обычных по-
летов их деятельность свертывается. Сек-
ретари партийных бюро еидят в кабинетах.
составляют планы, задания, проводят 3466.
дания, & повседневной работы с ROMMYHH-
CTaMH H AWUHEIM COCTAaBOM Ha cTapTe He Be-
дут. Я не помню здучая, чтобы партий-
ное бюро когда-либо всерьез подняло воп-
рос по конкретным разделам боевой подго-
товки или привлекло к партийной ответ-
ственности коммуниста; который УЕло-
и от занятий, получает плохме опен-
и.

На собрании партактива говорили и 0
том, что некоторые командиры ‘похразделе-
ний слабо опираютея Ha коммунистов в
своей повседневной работе. Командир э°-
кадрильи майор ДЛюжаков. например. пы-
таетея все делать сам. В эскалрилье меся-
цами не проводятся собрания партийной й
комсомольской организапяй. Horta тов.
Дюжакова сгрозили, почему плохо вабо-
тает партийная организация. он. ответил:

— Мне сейчас не до не. Вот наведу
порядок в эскалрилье, тогда займусь и
парторганизацией. —

Майор Люжаков — член партии. но он,
ВИДИМО, не понимает, какую помошь в на-
велении большевистского порядка в подраз-
делении, в укреплении воинской лиецинли-
ны могут и должны оказать ему коммуни-
соты.

На собрании партийного актива был за-
тронут и такой чрезвычайно важный во-
просв, как пропаганда пписяги. воинских
уставов и наставлений. Беседы на ваенные
темы практикуются крайне редко. В под-
разделениях почти не встречаются лозун-
гии глакаты, которые ‘отражали бы
основные тоебования ‘присяти, уставов и
наставлений, пропатанлировали бы поелед-
ние достижения военной науки и техники:
В подразделениях релко выступают © док-
лалами на темы боевой подготовки офиперы
пргаба. военные специалисты.

В парторганизации, где секретарем капи-
тан Старостин. насчитывается много ква-
лифицированных специалистов по пазлич-
ным отраслям военных знаний. За пое-
ледний месяп ни олип из них не высту-
пил перед личным зостазем с локлалом.

Ответственны задачи партийных органи-
заций в деле политического обеспечения
боевой учебы в зимний период. Но пока еше
мало сделано для того, чтобы мобилизовать
всех солдат, сержантов и офицеров на от-
личное выполнение требований Министра
Вооруженных Сил Союза ССР. Даже на nap-
тийном активе не слышно было о том, как
коммунисты личным примером учат воинов
любовно относиться к сбережению боевой
техники, как идет пропаганла боевого опы-
та Великой Отечественной войны.

Партийные организации подразделений
обязаны вплотную заняться вопросами бое-
вой и политической подготовки личного
состава и практически помогать команди-
рам в воинском воспитании 4 ‘боевом

обучении авиаторов.
m Капитан Ф. ЛУШНИКОЗ.
	активных двигателях; майоф Яковлев го-
товит леклию на тему: «СССР —  вели-
чайшая страна в мире».

Лекторий вызывает большой интерес у
летчиков, = особенно ‹ У  комеомольнев.
После окончания лекций лекторы похол-
гу засиживаются с молодыми стушателя-
ии, отвечая Ha многочисленные вопросы.
	ШОИС
	>

В Н-ской части состоялось собрание
партийного актива, посвященное задачам
зочмунистов в новом учебном году. С. док-
яалом выступил команлир части. Ов под-
робно рассказал о боевой учебе, которая ве-
лась в подразделениях на протяжении ис-
токшего года, отметил роль партийных op-
танизапий в укреплении хисциплины и по-
выштении качества обучения личного со-
craps. Летно-тактические учения, прове-
денные в тесном взаимодействии с назем-
ными войсками, показали возросшее боевое
мастерство летчиков, умелую работу тех-
нического состава, На учениях царили
высокая диспиплина и организованность.
В этом — немалая заслуга партийных и
вомсомольских оргализаций. Onn умело
воспитывают в личном составе высокий
боевой дух, крепкую хисциплину.
` Организованио начался новый ‘учебный
ох. Прошедший месяц показал, что вылол-
нение программы боевой подготовки в зим-
них условиях проходит успептно, Охним из
существенных недостатков прошлого’ гола
явились недоработки в стрельбе по кону-
аи и наземным целям. Сейчае этот пробел
восполнен. То же самое можно сказать и об
отдельных разделах тактической подготов-
um. В некоторых подразделениях, напри-
мер, действия экипажей по целям велись
только в боевом порядке «круг». Слабо
отрабатывалась атака цели с малых вы-
вот, полеты не были насыщены комилекс-
лыми упразонениями. В‘ новом учебном году
и эм  подостаток успешно устраняется.

° Однако в части еще не все сделано, что-
бы придать занятиям нужную целеустрем-
лонтюсть.

Во многих подразделениях недооценивают
роль фотокинопулемета, как незаменимого
средства контроля 3a стрельбой. Имеющие-
td фокипопулеметы в учебно-боевых и
тренировочных полетах не используются.
Ями пренебрегают. Командир эскадрилья
Герой Советского Союза капитан Рощин в
своем выступлении заявил, что уже готовые
снимки месяцами не проявляются и таким
разом теряют свою ценность. Выетупав-
шие в прениях офицеры-коммунисты при-
воли примеры ‘срыва  распясания
занятий, нарушения фаспорядка дня. Они
указывали, что продолжается прежняя не-
годная практика, когда одни занятия 663
всякого основания заменяются другими,
	В подразделениях нехватает наглядных и
тренировочных пособий, нет иовсехневяюго
контроля за выполнением учебных зада
НИЙ.

Однако некоторые парторганизации не
перестроили еше своей работы в соответ-
ствии с новыми требованиями, попрежнему
Chit в стороне от повседневной жизни
своих подразделений. Подполковник Сень-
вин, выступая в прениях, заявил:

— Ели наши партийные организации
проводят немалую работу в период летно-
	В Н-ской части по инициативе детчи-
КОВ-Комсомольцев организован  лекторий
выходного дня. Первую лекцию прочитал
полковник Шамраев. Интересный доклад
0 международном положении сделал майор
Яковлев.

Для проведения леклий привлечены
и офицеры из подразделений. Ивженер-
майор Кухаренко прочтет лекцию о pe-
		1 О-летие.со дня смерти А. С. Пушкина
	звучали на языке и тех народностей, Ha-
селяющих нашу страну, которые xo Ox-
	тябрьской революции Не имели своей пись-
	менности.
За годы советской власти осуществлены
	переводы произведений великого русского
поэта на’ английский, фтанцузекий, поль-
ский, болгарский. греческий, китайский и
	другие иностранные языки.

10-летие со дня смерти Пушкина ли-
тературная общественность столицы етие-
чает специальным вечером. Сегодня, 11
		рание, созываемое Институтом мировой ли-
тературы имени А. М. Горького Акалемии
наук СССР. Будут заслушаны доклалы о
роли Нушкина в развитии мировой лите-
ратуры и сообщение о новых. исслелованиях
литературовелов. (ТАСС).

полку. Меня. посылали замыкающим груп-
ны с задачей гривезти фотоснимок цели.
	Это иброприятие эначительно облегчило (Bl
	условиях стационарной обороны) поиски
цели, так как было какое-то определенное
	количество шетоянных районов, куда мы
	ходили на боевое задание. Теперь мы полу-
чили возможность по фотолокументу. уточ-
HATh вс6 детали района цели и часто по
перспективному аэрофотоснимку точно: ус-
танавливали, где расположено орудие: или
танк, и если в первый вылет мы ошиблись
в выборе цели, то во второй, имея фотодо-
кумент, могли корректировать себя.   Кроме
того, фотодокумент был об’ективным сви:
детелем, подтверждавигим, что’ пруппадей-
ствительно точяо вышла’ на цель:

‚ После 52-го’ боевого вылета я начал сва-
мостоятельно водить гругпы. Ё этому вре-
мени я уже научился правильн® раепре-
делять внимание, ориентироваться,  oOTbIC-
кивать замаскированные пели. В моем ар-
сенале появилея ряд приемов отысканчя
скрытых арторудий. В одном случае я на-
ходил их по огневым вспышкам. видным
издалека, в другом — немпы выдавали
себя маленькой утоптанной тропкой, вед-
шей к батарее; иногла я пускался на хит-
рость -— холостым заходом вызывал
отонь вражеских зениток и т. д. Искусство
поиска цели, я бы сказал, равно искусству
разгадывать  маскировку, = применяемую
противником. Вот один характерный при-
мер. Во время боев на Карельском. пере-
шейке войска негрерывно обетреливались
из пушки, скрытой где-то на опушке леса.
Никак не удавалось обнаружить ее, Ho B
лесу была поляна, & в центре стоял домик,
на который мы не обращаля внимания. И
вот как-то гвардии старший лейтенант
	Нерелыгин заметил огневую вопышку, вы-
	‘рвавшуюся из этого «мирного» домика. Он
атаковал этот домик. и оказалось, что: в
шеи была замаскирована пушка,
“Наибольшую трулность представлял
поиск кочующих артиллерийских устано-
вок на железнодорожных платформах. На
охоту за ними мы отправлялись обыч-
Ho парой или четверкой. Как прави-
ло, немпы начинали обстрел с ‘этих
установок под вечер. В это же время и
мы вылетали лля охоты. Нам  отводился
участок в три-четыре кмлометра. Бывало
так: только поднимешься с аэродрома, и
уже вилишь вспышки огня: Немец” стре-
ляет, Ориентируяеь на’ эти ‘вопышки; ‘я
несколько. 7аз накрывал немецкие. кочую-
	щие артустановки, `Иногда немпев выдавал
	дымок паровоза, или де они не углевали
	Общественность Москвы отмечает сто де-
сятую годовщину со дня смерти А. С. Пуш-
кина. В клубах, библиотеках проходят ве-
чера, посвященные памяти великого рус-
ского поэта, организованы выставки.

Пушкин — популярнейший поэт нашей
страны. Но данным Всесоюзной книжной
палаты, его произведения изданы в нашей
стране за период ® 1917 по 1946 тод ти-
ражом в.32.472 тысячи книг на 75 языках.
Собрания Зочинений, сборники избранных
стихов, драматургические произведения и
проза поэта за минувшие 30 лет издава-
лись тысячу раз. ;

Бессмертные стихи Пушкина читают на
своем родном языке. в переводе лучших
поэтов национальных республик украееды
и белоруссы, азербайджанцы и грузины,
узбеки ‘и казахи. Пушкинские стихи 3а-

ка цели.
	умения правильно распределять внимание
мыжду вряборами, строем и землей.

Но этого еше было иало. Чтобы научить-
	я правильно и быстро. отыскивать задан-
	ную цель, нужно было отлично знать район
полетов. После первых пяти-семи выле-
тов” я уже настолько хорошо ориенти-
ровался, что в любую погоду мог выйти в
район цели и найти ее.

...Нева, Сломанный мост. и.
ный аэродром, разбитый немцами. Место. где
Тосно впадает в Неву, изгиб реки у наее-
ленного пункта Аненский. Важется, навсю
жизнь я запомню эти ориентиры. Итак,
первый мой совет. молодым летчикам: чт-
бы овладеть искусством поиска цели, теч-
во по месту и времени выйти на цель (а
это важнейшее условие успеха штурмово-
го налета), нужно прежле всего правильно
распределять свое внимание, научиться з8-=
поминать карту района цели, наиболее ха-
рактерные ориентиры. 0собо важно пра-
Вильно выбрать контрольный ориентир, —
участок маршрута ог последнего контроль-
ного ориентира до цели является самым от-
ветственным. Здесь решающую роль играет
тетальная визуальная ориентировка,
	Помнится. какое большое удовлетворе-
	ние я испытал, когда самостоятельно обна-
ружил в лесу немецкое орудие.
	 4 шел в боставе группы лейтенанта Па-
лагушина, ныне Героя Советского (010за.
‘Справа мелькнули Финзкчй залив, Сестро-
рецк, Кронштадт. Показались знакомые офи-
ентиры на территории противника — б9л0-
та. Группа прошла’ контрольный ориентир.
Еще три минуты полета, и мы появились
над лесом, откуда немпы, по’ данным назем-
ной разведки, вели огонь. Где же они, эти
орудия? Я стал пристально вематриваться.
Среди нескольких небольших площадок,
вырубленных в лесу и на первый взгляд
одинаковых, одна выделялась тем, что к ней
шла едва заметная тропа. Дело было зимой.
Я увидел черные полосы, идущие от пло-
шадки в сторону Ленинграда. Это были лы-
мовые полосы в направлении стволов
орудий. Наша группа перешла в атаку, и
теперь уже были отчетливо видны самые
орудия. .

Однажды. мне. поручили - сфотографиро-,
вать результаты удара нашей группы пгтур-
мовиков. Снимок получился очень  удач-
ный, и я стад «штатным фотографом» в
	СБОРЫ ВОЗДУШНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ
	В нашей части состоялись десятилнев-1 овладеть техникой воздушной
	BAGACT DS Тохнивои а meee, И И
Нани,

В заключение сборов а проведены
полеты на тактическом фоне. Воздушные
разведчики получили задание — ефотогра-
фировать передний край обороны «против-
ника» протяжением в 50 километров, опор-
ный пункт на главном чаправлении про-
	ные сборы экипажей разведчиков. Для сбо-
ров была разработана спепиальная про-
грамма, составлено расписание’ занятий,
выработан ‹ распорядоколня, е руковожите-
лями занятий проведено. методическое ин-
структивное совещание,
	Лекторий выходного дня
	озлачей руководителей сборов было — “7”И ПУВЬТ 9& главном направлении про-
‘бттить ботатый боевой ольт. накоплен-   ФЫвВа; ‘узловые железнодорожные станции,
	аэродромы и порты «противника». Экипа-
Жами задамия выполнены успешно.
	Капитан Н. ТКАЧЕННО.

обобщить ботатый боевой опыт, накоплен-
НЫЙ В Части, и произвести анализ учеб-
ных разведывательных полетов. Молодые
экипажи должны были изучить тактику и

отвести транспорт в ОН or
ветвление.

В поисках таких пелей, как дальнобой-
ные орудия, большую помощь штурмови-
кам оказывали артиллеристы, с которыми
мы работали очень дружно: онч  засекут
батарею, откроют огонь, 2 я по их вспыш-
кам веду свою группу. Так, в частности,
мы хействоваяя на Карельском перешейке,
Хорошо помогает при поиске цели указа-
ине направления атаки ракетами с земли.

Bo втопой половине Отечественной вой-
ны значительно возросла роль пелеуказа-
ния © земли; и точный выход на цель. по-
рой зависел от искусства летчика свя-
заться по’ радио со’ станцией наведения
или с общевойсковым КП. В этом отноше-
нии штурмовики нашей чазти ‘достигая
большого совершенства, взаимодействуя ¢
танками, грогрызавшими линию -Mannep-
гейма на Карельском перешейке.

Опыт ‘радиосвязи пггурмовика г танком
	блестяще оправхал себя. Мы, обязаны сей-
	Час совершенствовать это взаимодействие
в процессе ЛТУ с участием танкистов,
применять метод наведения штурмовика
на цель но радио непосредственно из тан-
ROB. 8

Олнако было бы неправильным ‘даже
при современных средствах и методах pa-
дионаведения штурмовика на цель пола-
тать, что сам летчик, находясь над
полем боя, может быть разгружен от обя-
занности искать цель, Именно на поле
боя, в условиях стремительного наступле-
ния, при быстро меняющейся наземной
обстановке OT штурмовика требуется
исключительно высокое мастерство поизка
нужных целей.

Как мы овладевали этим искусством? Мы
учились читать поле боя, изучали органи-
запию обороны противника. Мы заранее
знали, что, скажем, между первой и второй
оборонительными полосами у немцев име-
лись отдельные узлы сопротивления. Это
было установлено по фотопланшетам и на-
блюдением в процессе’ боевых вылетов.
Мы в деталях познали организацию ли-
нейной обороны немпев, состоящей из па-
раллельных траншей, расположенных в
глубине на 600—1.500 метров друг от
	друга. Было чзвестно. что немецкие ар-
	тиллерийско-минометные позицми  полко-
вых. резервов и ‘узлов ‘сопротивления нахо-
дилиеь; как ‘правило, в глубине четырех-
пяти километров от боевого ^ охранения.
Большим подспорьем в поисках цели на
	Искусство
	Мне хорошо залюмнился первый боевой
вылет в составе группы старшего лейте-
нантз Еремина. Я вылетел на подавление
Дальнобойной артиллерии,  обстреливавшей
Ленинград: Это было в марте 1943 года,
когда немецкие варвары < жестоким упрям-
ством обстреливали из дальнобойных ору-
дий мирные кварталы города ЛДенина. По-
НТН то волнение, * которым я. молодой
летчик, отправлялся в полет. Ведущий
показал ине точку на каоте и сказал:
	— Вот сюда пойдем. Здесь немецкие
дальнобойные орудия стоят. Понятно, това-
рищ сержант?

— Так точно, — ответил я, хотя мне еще
ничего не было понятно.

Я представлял себе, что когда мы при-
летим в район Келколово, показанный Ере-
минЫм на карте, ‘то я отчетливо увижу
орудия, орудийную прислугу, и заранее
етроил планы, как возьму в прицел бата-
рею, расстреляю ев я этим открою ечет
мести за Ленинград.

Когда мы вылетели и набрали высоту,
Я остро почувствовал. что не умею распюе-
делять внимание. Я не успевал следить за
приборами, за впереди летящими в этрою
самолетами, за мелькавшими внизу доро-
там и строениями. Единственное, что я
успел заметить, —это итирокую полосу Не-
BH, 34 которой начиналась территория
врага, На мгновение я оторвал. глаза от
приборов, чтобы найти цель. Нерех выле-
том ине сказали: «Увидишь в лесу паути-
ну тропинок, заметь узел, в котором они
еходятся». ,

Я не заметил ни пзутины тропинок, ни
их узла. Мне стало ясно, что самостоятель-
BOS net, ne найду. Никаких орудий, ко-
нечно, я нё увидел и стал ориентироваться
по направлению снарядов ведущего.

Когда мы прилетели домой, Еремин, пюд-
мигнув мне, спросил:

‚ — Ну, товари сержант, Kat, дали
HOMEY прикурить?

Я ответил популярным на фронте сло-
BOM?

— Нормально.

Тогла Еремин подозвал меня в карте и
сказал: ;

— Ну-ка, покажите, куда мы лета-
ли, кула бросали бомбы.

Я смутился и ткнул куда-то пальцем.

Enema звонко’ рассмеялся:

— Нот, сода мы не летали. Придется
	поле боя были для нас фотопланшеты,
которые доставляли наши же разведчики-
штурмовики:

Так. постепенно в. бою вырабатывалось
искусство с одного ‘взгляда ‘обнаружить
нужные: пели, Ha note 60a мы научились
разгадывать уловки врага и. находить цв-
ли. невзирая на все его -ухитреняя. В
Восточной. Пруссии немцы, нанример, ма-
скировали свои минометы. во. дворе домов,
за сараямя. Тиательное. -изучение поля
боя помогало разгадать и-эту. уловку. На
хитрость мы отвечали хитростью. Бывали
случаи, когла, я ‘атаковал... какую-нибудь
лошщину. а сам в это время паблюлал за
соседней лощиной, откула противник. счи-
тая себя в безопасности, открывал. огонь.
Во втором. заходе мы уже обрушивалиеь на
эту пель. Очень часто нами применялся
первый холостой заход для просмотра це-
ли, и, только убедившись, что мы ве обна-
ружили, я подавал по ралио команду
	таку.
	ИЗ ОПЫТА
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
3 ~~
	вам учиться цель искать, правильно вы-
ходить на нее. Не все же вам летать ве-
домым.

Это был первый урок, преподанный мне
войной. —нало учиться искать цель. Цер-
вый же вылет показал, что это не легков
	дело. И я начал упорно овладевать искус-
	ством поиска цели. Группа собиралась на
второй вылет. Снова она должна была на-
нести удар по дальнобойной батарее. На
этот раз я долго и тщательно изучал карту
района цели. Что значит изучать карту?
Это прежде всего найти на ней ряд наибо-
лее характерных ориентиров на пути в пе-
ли. По совету ведущего я запомнил один
ориентир, от которого, как говорил Еремин,
«ты и пляши». Я выучил карту почти на-
изусть, потому что понимал — мне, моло-
дому летчику. нехватит времени следить
за приборами, за тем, чтобы соблюдать
строй и в то же время сличать карту ¢
местностью. Уже значительно гозже, вог-
да я вам стал водить группы, то всегда ©о-
ветовал молодым летчякам: «Не жалейте
времени на подготовку к полету. Полольше
сидите над Картой. Выучите ее наизусть».

После первого вылета я не мог показать
точку, куда мы летали, потому; что не изу-
чал карту перед полетом; зато когда мы
вернулись со второго вылета, то я, не до-
жидаясь, пока ведущий сам спросит меня,
подошел Е нему и сказал:

— Разрешите показать на карте, куда
мы бомбы бросали.

Самой цели я, конечно, не видел, но
район пели указал точно. Меня похваля-
ли и сказали: оз

— Теперь вам нахо научиться правиль-
но распределять внимание.

Уметь ‘распределять внимание — в
этом один из секретов искузетва поиска пе-
ли. Поэтому я стал вырабатывать в себе
умение! распределять внимание так, чтобы
на маблюдение за приборами, скажем, ухо-
дчло бы лишь три-четыре секунды и что-
бы ‘затем внимание переносилось на 0п-
ределение положения самолета относитель-
но горизонта, на простиравтуюся внизу
землю. Постепенно мне Удалось добиться
	ЪаЕ правило, поиск пели я вел на вы-
соте 1.000 метров, 2 для’ уточнения ени-
жалея на переднем крае ‘ло 100 метров,
& в глубяне обороны противника-—ло 400
метров. Но дело, конечно, нв ов высоте —
ве можно и нужно всегда менять, чему
учит нас опыт войны, — найти цель на
поле боя. Точно и. внезапно выйти на нее
	сможет лишь тот летчик, который в со-
	зерлпенстве умебт быстро; как говорят у
нас, «прочесть поле боя». И вот этому
надо учить молодых летчиков. В. этой евя-
зи следует указать на олин серьезный
	недостаток в организации боевой пол-
	готовки штурмовиков, Я имею’ в виду по-
лигон, ° который, собственно, и яв-
ляется для. летчика учебным полем
боя. Мало уделяется ‘внимания тому, что-
бы здесь часто менялась мишенная обета-
новка, чтобы перед штурмовиком,  приле-
	новка, чтобы перед штурмовиком, приле-
тевшим на полигон, возникали многие из
	тех трудностей, с которыми ‚ он ветретит-
CH, разыскивая пела на поле боя. Этот
	HEXOCTATOR характерен, насколько мне иЗ-
вестно, не только для нашей части.
	В; боевой подготовке штурмовика искус-
‚у поиска пели должно быть уделено
	ству поиска пели должно быть
серьезное внимание.
	`` Дваждыг Герой Советекого Союза
гвардии капитан Е. КУНГУРЦЕВ.