СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	О боевой и политической подготовки механик  сержает о о
‘после полета заправляет самолет бензином. (Дальневосточный военный ок-
} Фото Б. Пубровина,

wr
		Научные „четверги’ в академии
	В Ленинградской Краснознаменной во-
	енно-воздушной инженерной акалемий ши-
	рокое распространение получили техвиче-
екие семинары, организуемые кафедрой
или группой кафедр. На семинары, кото-
	рые, как правило, провотттея по Четвер-
	там, собираютея преподаватели академии,
приезжают ученые Ленинград» — профес-
ecpa Лурье, Николаи и друтие. Здесь 00-
сужлалются научные проблемы, а также
	технических наук профессора инженор-
полковника  Ростовцева о роли русских
ученых и. конструкторов в самолетострое-
нии, локлал доктора технических  наух
профессора, инженер-полковника Сифоро-
ва © толи русских ученых в развитии
техники радиоприема,
На совместном заседании кафелр. физи-
	кии. основ ‘марксизма-ленинизма обаужда-
	лась статья профессора Маркова «0 при-
роде. физического знания», помещенная В
	Техник звена Прокошев.
	лолжно быть записано вее, вплоть ло Me-
лочей.

Проверив план, он допускал механика к
машине. Работу неопытного механика Про-
кошев контролировал юсобенно вниматоль-
но. Процесо выполнения тех или иных 34-
даний офицер использовал для того, чтобы
научить молодого механика. Обучал он сам,
иногда привлекал к этому делу опытных
людей. Таким путем Прокошев подготовил
отличных молодых авиаспециалиетов, кото-
рые сейчас работают. не хуже, нем сверх-
CDOYHUEL.
	«Доверяй, но проверяй, никогда He
	снижай требовательности даже в мелочах,
10 STO может укорениться и привести
	HOO 9TO может ‘укорениться и привести
к нарушениям» -— таков левиз техника
	звена Ирокошева, - ры нь
Олнажды механик о ани п. не-
	брежности не вписал в совой планонекото-  .
рыв работы, которые он должен был вы-
	IPOH Tb.
= Я и 663 плана оделаю Bee,  Te на-
до, -—— заявил механик.
Силантьев — опытвый хеханик.. пове-
	рить ему можно было, но Прокошев взял
себе за правило: ничего не принимать на
веру в таком ответственном деле, как 00-
	служиваниое материальной чаети.

Техник звена ` отстранил механика от
работы и заставил ето заново составить
план. Нетрудно понять, какое большое
влияние оказал этот поступок техника на
всех младших звиаспециалистов.

Методы воспитательной работы техника
‘звена Прокошева весьма разнообразны.

Взять, например, технический разбор.
«Технический разбор, — скажут. иные
техники, — это коротенькое 15—20-ми-
вутнов подведение итогов деятельности
технического состава за лень и постамков-
ка очередной запачи ‘на завтра». Извест-
но, что некоторые техники проводят раз-
боры не систематически.

В звене Прокошева технический разбор
тлубоко вошел в практику. На разборе не
только подводятся итоги. дня и. ставятся
задачи на ближайшее время, но и шрово-
дитя большая воспитательная работа.

— Технический разбор’ — это одна из
наиболее удачных форм общения техника
звена с подчиненными, — говорит Проко-
шев. — Поэтому. его следует расематри-
вать прежде всего как воспитательное ме-
роприятие.

Техник звена использует технические
разборы для того, чтобы, поощрять луч-
ших, Узнать, как они добились успехов;
во время разбора офицер обращает внима-
ние подчиненных на имеющиеся недостат-
ки, Прокошев — горячий сторонник того,
чтобы за каждый день выставлять млад-
шим авизепециалиетам оценки, и он еже-
дневно так поступает на техническом раз-
боре. Это очень полезное дело: Раньше,
когда оценки не выставлялись, передови-
ками обычно считались те младшие авиа.
специалисты, которые имели наибольший
стаж работы. Нередко бывало, что опыты
вый механик самоуспокаивалея, начинал
работать епустя рукава и ве же очитал-
ся передовиком. Эту несправедливость ус-
траняет выставление ‘оценок. - }

Большое ‘воепитательное значение оне.
нов в эвене Нрокошева. об’яеняетея тем,
что они не остаются только в. блокноте
техника. Сразу же после разбора имена
отличившихся становятся известны всему
подразделению, Техник звена добивается,
чт0бы наиболее отличившиеея были отме-
чены командованием, их опыт широко по-
пуляризируется.

жж Е

Звено гвардии техник-лейтенанта Про-
кошева в Н-окой истребительной части
является передовым, с него берут пример,
У него учался другие звенья. Офицер Ру-.
зин, который еще ‘недавно игнорировал
вопросы воспитания, теперь понял, что
его стиль работы порочен.

Техник звена Прокошев сочетает в CBO-,
ем лице не только отличного знатока тех.
ники, мастера своего дела, но и подлин-
ного елиноначальника, умелого воспитателя.
полчинениеьих.

Старший лейтенант Е. ЗАЙЦЕВ.

В группе авиаспециалистов, работавитих
на материальной части, трудно было pas-
личить техника звена: он трудился наряду
со всеми. Сержанты, младшие авизопециа-
листы часто обращались к нему. не Tak,
как положено обращаться к начальнику.

Офицера это не тревожило. Он даже не
заметил, что кое-кто из воинов стал рабо-
тать вяло. Когда пришло время отдохнуть,
он, окинув опытным взглядом сделанное,
понял, что в срок работу едва ли удастся
ВЫПОЛНИТЬ.

С такими мыслями он пошел в курилку,
где уже находились техники других звень-
ев.

— Ну, как идет работа, товарищ Ру-
зин? Зажончите в срок? — окликнул его
то-то из офицеров.

— Рак всетда, неплохо, — уклончиво
ответил Рузин. — А что касается того,
закончим ли в срок,—это время покажет.

— Ты отличный техник, но плохо, что

ве сам делаешь, не доверяешь своим лю-.
дям.
— Тем, кто xopomo работает, дове-
ряю, — ответил Рузин. — Ho y меня пра-
вило: лучше самому побольше поработать
на материальной части, чем положиться на
недостаточно опытно о механика. Ведь в
случаю отказа, кто будет в ответе? Без-
условно, я, техник, звена.

— 9%, конечно, так, — сказал твар-
mu техник-лейтенант Прокошев. — Но
твой метод все же неправилен. Вместо того,
чтобы учить подчиненных, ты сам работа-
ешь за них. Предположим, тебя не будет,
Kak Tora станет работать механик, при-
ВЫЕШИЙ Е ТВОИМ подеказкам и подталкива-
нию? Он окажется беспомощным.

Этот ховод был неопровержим, © ним
согласились все. Даже упорствовавший Ру-
BUH не нашелел, что ответить, но вее же.
продолжал считать себя правым.  Рузин
рассматривал себя спепиалистом, долг ко-
TOpPOTO ограничивается самоотверженной
	работой на материальной части. Он пе
осознал себя начальником и воспитателем,
и, хотя сам он работал на материальной
Части, не жалея сил, в его звене нередки
были случаи нарушения воинекой  дис-
TTT,

Беседуя между собой, техники авеньев
то и дело касались этих вопросов, обеуж-
дали формы и методы своей работы,
	Особенно резко выступал против Рузина
твардии техник-лейтенант Прокошев. И
это вполне понятно. Отиль работы у Про-
ксшева совершенно иной. И, хотя он сам
работал на материальной Части гораздо
меньше, чем его ‘` товарищ, лела в звене
Прокошева шли образцово. Его ставили в
пример всем. И недаром: в звэне Про-
коттева все делается хорошо и точно в
срок. Млалпие авиаспециалиеты этого
звена а подтянуты, от-
лично трудятся.

x 2 &
	твардии техник-лейтенант Прокошев в
прошлом, подобно Рузину, считал, что вос-
питание подчиненных — это дело коман-
дира звена, техника эскадрильи и т. д.
A он-ле лишь специалист- «работяга», име-
ет тело с самолетами, и ничто другое его
не касается. Но опыт показал Прокошеву,
что он неправ. Это особенно ярко сказа-
Лось после войны, в период мирной учебы,
В самом деле, где больше всего нарушений
хисциилины, срывов заданий? Там, где
техник звена не занимает надлежащего му
места, не является авторитетным руководи-
телем, воспитателем своих подчиненных.
	Прокошев резко изменил стиль своей ра-
боты. Он стал чаше бывать среди подчи-
ненных, беседовал е ними, вникал в их
нужды. Строго пресекая проявления фа-
мильярности, он, однако, не отдалялея от
подчиненных. Наоборот, его заботливость,
справедливость и принципиальность созда-
ли ему авторитет и уважение. Конечно, и
в звене Прокошева были вначале неопыт-
ные механики, но в то. время. как Ру-
	Зин боялся допустить их к самолету, Шо-
кошев поступал иначе: он требовал. чтобы
	механик предетавлял ему план работы, ге
	В ПОМОЩЬ
ЛЕТЧИКУ
	знакомом
	вобб2ка [16
	Старший лейтенант  Пискарев сделал
	четвертый разворот и перевел самолет 3
режим планирования. Старт был неудобен:
CO стороны подхода стояли высокие здания,
а посадочное «Т», казалось, лежало сов.
сем близко от траницы аэродрома. Невви-
рая на трудности, летчик. решил. произвес-
ти посадку в одного захода. Самолет при-
	землилея с полуопушенным хвостом, 19.
	плавно И мятко. Трунт оказался ровным И

твердым, как цементная полоса. Но в са
MOM конце пробега машина вдруг резко
приостановила пвижение, пошта на woe H
`«чиркнула» винтом лю земле...

Отарший лейтенаят Пискарев выключил
мотор и вылез из кабины.

Оказывается, самолет выкатилоя за
пределы рабочей площади, колеса вреза-
лись в Maku грунт, что и привело в
поломке. Одна из лопастей винта оказа-
лась погнутой.

Это было единственное происшествие 32
пять лет летной практики тов. Пискарева,
	Старший лейтенант был опытным лет-
чикох, отличником ‘учебно-боевой подго-
товки, OH  пользовалея уважением среди
товарищей, Пискарев мысленно ‘ругал, себя
63 легкомысленное отношение к посадке
на незнакомом аэродроме. Ему было ясно,
что он проявил ненужную торопливость,
Приземление с небольшим  перелетом. на
повышенной. скорости, < полуопущенным
хвостом и неиопользование в достаточной
мере тормозов привели в неприятным п0с-

лехлвиям.
	Анализ своих ошибок был дан точ-
ный, но с опозданием...
	В летний период учебы летчикам часто
приходится производить посадки на He-
знакомых аэродромах, в том числе и на
полевых площадках ограниченных разме.
ров. Базируясь долгое время на одном
зародроме, авиаторы ‘привыкают к нему,
знают каждый квадратный метр площади
И без 060б0го труда производят заход и
Тасчет на цосадку, пользуясь при этом хо-
рошо извествыми оряентирами. Ho стоит
	‘Лишь летчику прилететь на новую 033у,
	важ, в его действиях на первых порах мож-
AO наблюдать некоторую неточность. Новое
	‘раюположение 0б’ектов вокруг аэродрома, a
	главное-—другая конфигурация летного по-
ля вносят известные коррективы в дейст-
вия летчика. Изменившиеея Условия 96я-
зывалот офицера, пилотирующего самолет,
более внимательно относиться к осущест-
влению таких ответотвенных элементов
полета, как заход и расчет на посалк.
	Получив задание на перелет, авиатор
обязан в процессе предварительной подго-
ловки тщательно изучить место посадки.
Сначала целесообразно детально проемот-
реть кроки или фотоснимки данной точки,
запомнить, орионтируяеь по странам све-
та, размеры рабочей площади, ознакомить-
ся По легенде, каков рельеф и трунт
мА. Затем необходимо изучить

олез вероятные направления подхолов
	и учесть высоту сооружений, рэстолюжен-
вых вблизи траниц летного поля. Слелует
	вых вблизи границ летного поля. Следует
также запомнить препятствия, находя.
щиеся в направлении взлета. Подготовку
в перелету можно считать законченной
лишь в TOM случае, если летчик может
напамять  вычертить кроки аэродрома со
всоми основными цифровыми данными.
Прилетов к назначенному месту, лучше
сделать лишний круг над точкой, чем сра-
зу итти на посадку. С воздуха следует
	Ранним утром экипажи  бомбардировщи-
ков подразделения капитана Поночевного
прибыли на аэродром. Еще накануне им
была поставлена задача — произвести вы-
	‘лет на бомбометание.
		аэродроме
	внимательно осмотреть всю площадь 890.
дрома, определить место стоянки самоле-
тов и технических средств, чтобы иметь
ясное представление, куда рулить посль
посадки. В зависимости .от окружающей
обстановки ‘летчик ‘принимает решевуе,
как лучше произвести заход и фаочет па
посадку. После приземления опытные
авиаторы сокращают пробег до минимума.
	При перелете Ба аэродюм, имеющей
большое превышение надо уровнем моря
(горные аэродромы), необходимо учиты-
‘тать метворологические особенности, влия-
‘щие ma посадку в данных условиях,
Разреженная атмосфера, неровный рельф
местности и обманчивость ощущений при
определении расстояния несколько услож-
няют точную посадку. Иногда хажется,
что расчет сделан совершенно правильно,
a самолет приземлился с большим переле.
‘том. Очевидно, летчик He учел, что при
данных обетоятельствах после выравнива-
‘ния машина несется над землей дольше,
чем в ‘условиях обычного аэродрома при
той we скорости. Мощные ниоходящие
воздушные потоки, часто образующиеся в
торной местности, могут совершенно не-
ожиданно снизить самолет во время плани.
рования и TOM самым усложнить расчет
на посадку. Чибтота и прозрачность гор.
ото. воздуха сильно скрадывают paccTos-
ние: поэтому авиаторы, не имеющие опыта
полетов в горах, чаще всего допускают
чипибки при расчете на посадку. у
	Иногда бывает и так, что летчику при.
ходится сажать свой самолет на незнако-
MOM ааротроме, где в этот момент не выло-
жены стартовые знаки. Правда, это слу.
чается редко, но такие посадки не исклю-
чены в летной практике, например, для
устранения лефекта в материальной части,
Еели аэродром полосный, то посадку вы-
нолнить несложно. Нужно лашь опреде-
лить направление ветра и с учетом его
приземлить MARY в начале взлетно-по-
самочной полосы, Но. если на площадке
	отсутствует бетонированная  взлетно-поса-
дочная полоса и нет стартовых знаков,
№ слелать посадку уже труднее,
	.. hak же приземлиться Ha незнакомом
зэролроме в данном случае?
	’ Ветав в левый круг, нужно прежде все
TO осмотреть подходы, сообразуясь © Ra
правлением ветра; и определить транйцы
рабочей площади. Затем, выбрав большую
диагональ и наилучший подхох, летчик
полжен наметить на земле точку призем-
ления самолета. После этого заход и pac.
чет на посадку следует производить как
‘обычно; с. той лишь разницей, что поса-
‘’дечное «Т» прихолитея представлять мыс.
ленно в намеченной точке приземления,
‚вокруг которой и строится весь последую-
щий мамевр..

При всех случаях посадки на незнако-
мый аэродром следует не торопиться. Пос-
‘пешность не поможет, а, наоборот, приво-
‘дет к неприятным последствиям. Это под-
тверждаетя на примере неудачной посад
ки старшего лейтенанта Пискарева,

` Успех в летной работе сопутетвует
только тем авиаторам, которые каждое
свое действие основательно обдумывают и
только после этого принимают соответ»
‘ктвующее решение. 06 этом не должны.
забывать авиаторы, которым, возможно,
придется совершать посадку на нознако-
мом аэродроме,
	трелку-радисту старщему сержанту Морд-
винцеву открыть огонь из пулемета. Ист-
ребитель «противника» был заснят из
пленку кинопулемета,

Умело отбили бомбардировщики и вто-
рую атаку, когда «противник» пытался
подобраться к ведущему группы сзади,

«Противник» не унимался. Он решил
произвести комбинированный удар — одно-
временно на все звено. Но замысел. «иро-
тивника» был своевременно разгадан, и
атака отбита.

Неуязвимый строй бомбардировтиков
приближался к району Н. В зоне зенит-
HOTO огня экипажи умело произвели про-
тивозенитный маневр.

Капитан Поночевный вывел звено к це-
ли и, учитывая боковой ветер, произвёл
наводку на цель с таким расчетом, чтобы
по команде ведущего штурмана начали
бомбить. Выюота 3.000 метров. Цель при-
ближалась. Вот и белый круг с ч6-
ным крестом. Проходят доли секунд... Чер-
ный крест на мгновение задержался в пе-
рекрестиц прицела. Ведущий штурман на-
жал на боевую кнопку. Бомбы пошли ВНИЗ,
Beneq 3a ведущими ведомые экипажи
сбросили бомбы. Стрелки-радисты увидели
огромные разрывы: Бомбы накрыли цель...

С9 снижением ‘и’ на, большой скорости.
машины о правым разворотом ушли от
цели в сторону солнца. Развернувниесь,
экинажи пошли на другую цель На вы-
	соте 42.000 метров бомбардировщики, ШИ
по прямой к сильно укрепленному пункту.

— Боевой! — послышалась команда,

Снова” Ве  подтянулись к ведущему,
ведомые заняли свои места на заданных
листанциях и интервалах. Штурман дает
последнюю поправку на 3 градуса вправо,

Капитан Поночевный делает доворот на
per.
	=—— Так держать! — говорит штурман.
бы сброшены воеми экипажами. Цель
поражена. И
Самолеты уходят от опорного пункта,
Бомбардировщики взяли кую на свой
аэродром. Экипажи в минимальное время
совершили посадку. Задание выполнено от-
лично.
Г вардии лейтенант П. УЛЫБЫШЕВ.
° Прикарпатский военный, округ. a
‚ (По телеграфу ог маш, корр.).
	конкретные вопросы авиационной техники   роде. физического знания», помещенная
т метолики преполавамия. } № 2 журнала «Вотюеы. философии».
	я методики преподавамия.

На «четвергах» читаются лекции 0 до-
стижениях отечественной науки и техни-
ки, о творческих успехах ученых и м010-
дых научных работников Halle академия.

За короткое время на. «четвергах» за-
слушано и обсуждено более 50 докладов.
В них на ярком фактическом материале
показан приоритет отечественной  на-
уки, огромная роль советских ученых в
развитии мировой науки и техники. Боаль-
	шой интерес представляют доклады: кан-
дилата технических наук инженер-полков-.
	ника Кулагина о роли русских ученых в
развитии феажливной техники, = доктора
	Семинары-«четверги», проводимые в
экадемии, носят пропагандиетокий харак
тер и вместе с тем являются весыма 1по-
лезной школой для молодых  претолава-
тельских кадров. Здесь. преподаватели
вникают в вопросы теории, получают
нужные сведения по методике преподава-
ния, ‘участвуют в обсуждении и критике
научных трудов и учебных пособий для
слушателей.

На семинарах выступают и молодые
препотаватели а’юнкты инженер-капита-
ны Луни, Астафьев, Булашевич и др.

Инженер-поедполковник М. ЮРКЕВИЧ.
		ПРИБАРПАТСЕЯИ ВОЕННЫЙ ORPYT,
4 июня. (По телеграфу or наш. корр.}.
Поферы .и механики роты старшютмо лей-
	тенанта Батищева хорошо полготовили ‘ав-
	тотранепорт. к летней эксплоатации. 320th
	заблатовременно отремонтированы и покра-
шены все бензо- и воломаслозаоавщики,
	стартеры и бортовые машины. оборудованы
	гараж, склады горючего и смазочного, De
монтные мастерские.

Солдаты и сержанты роты любовно уха-
живают за автомашинами. Перет. выезлом.
	(таошун сконструировал удобный зпнарат
для вулканизации покрышек, ›.

_ Сейчас шофер Старшун . ЗакАНЧИВает
Установку электростанции лля авторемонт
	ных мастерских. Ток электростанции при-
	велет в движение токарный и слесарный
	‘станки. Это позволит еще скорее произво-
‘дить средний ремонт автомашин.
	Благодаря стараниям. личного состава
автотранепорт подразделения всегда нахо-
	  дится в полной готовности. Рота успешно
‘справляется с перевозками продовольствия,
‘вещевого и технического имущества BH YO-
	И по окончании работы они тщательно 06-   рюче-смазочных материалов.
матривают машины, немедленно устраняют Недавно бомбардировитики, ‚обслуживас-
обнаруженные дефекты, Здесь особую забо-   мые этим подразделением. совершили груп-
ту ПрОЯВляЮт 06 экономии фезивы. Еели   повые полеты. Воины “apronomn: cpoarne-
	повые полеты. воины‘ автороты  своевре-
менно заправили самолеты горючим и мас-
	ве тотчас же снимают‘ и вутканизируют.   лом, в срок подвезли на аэродром {
Опытный пюфер первого класса старитина гпасы. баллоны с сжатым воздухом.
	«О советском военном о искусстве в годы
тражланекой войны».
	В разлеле «Практика партийно-полити-
	ческой работы» помещена статья гвафлии
	генерал-майора В. Данилова «Поднять
идейный уровень лекций»,
`В разделе «Письма и заметки» опубли-
	кваны две небольшие заметки: TOHIOI ROB-
		  ника НВ. Вузьмина «Действенная
	Вышел в свет журнал Главного Нолиь
тического Управления Вооруженных Сил
СООР «Пропатандист и агитатер». № 8,
Журнал открывается первомайским  при-
казом Министра Вооруженных Сил Союза
CCP Маршала Советекого Союза Н. A.
Булганина. Далее следует передовая ста-
тья «Образцово организовать napraiie-
  политическую работу в лагерях».
	Сталья М. Кузнецова «Великий вый
русоком народа» посвящена столетию CO
дня смерти Виссариона Григорьевича Бе-
	AG ROTO. :

Далее напечатаны: статья
	технических наук ВБ, Ржоненицкого <«Co-
	  ветская наука и техника в послевоенный
период», статья генерал-майора П. Фут
	«ПРОПАГАНДИСТИ АРГИТАТОВ» №8
	ЦЕЛЬ ПОРАЖЕНА
	пропатанды переловотго опыта» и поль
	‚кювника H. Пропирного «Борьба за каче-
ство учебы в академии»,
	В ‘разделе. «Консультации» помещена
статья полковника И. Базь «Почему п0бе-
хил Советский (С0юз в Великой Отечеет-
венной войне»,

урна заканчивается разделом. «Кри-
тика. и библиография»...
	Экипажи тшательно готовились к выле-
	ry. Командир подразделения требовал от
	свонх подчиненных, чтобы они действовали
в’ воздухе, как в боевой обстановке.  Учает-
Бик Великой Отечественной войны мастер
	точных бомбовых ударов капитан Поночев-
‘НЫЙ не раз громил мощные узлы  с0про-
	тивления и сильно укрепленные опорные
пункты Hewes,
	Й сейчас, тотовясь к нанесению удара,
командир подразделения вместе с офицера-
ми Вущевым, Боровиком, Новиковым, Ше-
велевым, с которыми он летал на фронте,
	наметил направление захода, ехему проти-
	возенитного маневра, разворот и ухох от
цели. Капитан Поночевный уточнил ©’ под-
чиненными начало боевого пути, сипналы
для сбрасывания бомб.

- Говоря 0  противозенитном  маневре,
командир указал, что экипажи должны
делать плавные довороты на 10—15 гра-
дусов и на такую же величину изменять
курс. Были также разработаны воевозмож-
ные варканты взаимодействия в строю при
встрече с ибтребителями «протавнака».
	0ее экипажи с помощью фотоснимков
разведчиков и карты крупном масштаба
изучили характерные признаки цели, про-
извели штурманокие расчеты.

Нервым взлетел капитан Поночевный,
за ним — остальные. Экипажи за мини-
мальное время собраликь вместе и легли
на курс.

На, небе ни облачка. Лучи солнца ярко
поблескивают на плексигласе, Вот nog
крыльями мелькнула река, пересеченная
железнодорожным мостом. Позади осталось
небольшое озеро,

На пункте сбора пристроились истребите-
ли сопровождения. Прошло несколько мп-
нут. Стрелок-радист ведущего экипажа пер-
вым заметил «противника», дал пулемет
ную очередь. 9то был сигнал в отражению
атаки. «Противник» зашел снизу ебоку под
ракурсом  /4 на экипаж старше  лей-
ченанта Боровика. Его правый ведомый
лейтенант Корольков, взяв превышение нах
ведущим на 25 метров, дал возможность
	НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЕТА. В. ГРС
	части видимость едва достигает размаха
крыльев бомбардировщика, а в нижней
он» Несколько ‘лучше. Сильно ‘развитая
конвекция создает в области вучево-дожде-
вого облака электрическое поле большой
напряженности, с частыми электрическими
разрядами, нроисходящими между облаком
и землей, между соседними двумя облаками
или внутри облака,

В грозу полеты сопряжены с большими
трудностями, хотя возможность летать пол-
ностью не отпадает, Наибольшую опасность
представляет сильно развитая турбулент-
ность, которая вблизи облака и внутри его
	иногда достигает силы кзала. Этим вы-
зываютея чувелвительная болтанка и зна-
чительные перегрузки, усложняющие пило-
тирование самолета.

При полетах на современных маневрен-
ных машинах расчетные перегрузки, ко-
нечно, намного превышают те, с которыми
приходится сталкиватьея в rposy. №
самым опасным является разрушительное
действие шквала. Так, во время второй ми-
розой войны было  неоколько случаев,
когда в Бирме ‘английские истребители
«Спитфайр», застигнутые в полете иква-
	дом, рахыпалиеь на куски или цереворз-
	чивались в воздухе,

В годы Великой Отечественной войны
советекие летчики совершали полеты, не-
взирая на грозы (если при этом. не угро-
жал пиквал). Успеху наших летчиков спо-
собствовала умелая организация метеоро-
логической службы.

В грозу часто бывает необходимо лететь
на болышой высоте и пробивать облач-
ность. При высокой температуре воздуха
кучево-Дождевые облака распространяются
на болыную высоту, и пробивать их вверх
почти невозможно из-за, риска подверг-
нуться обледенению в верхней и с0е1-
	Hel части облаков, & также воледетвие
большой турбулентности. Когда температу-
ра воздуха относительно низкая, кучево-
дождевые облака развиты слабее и часто
наблюдаются одновременно со слоисто-ку-
чевой облачноетью. Турбулентность в них
также менее значительна. Такую облач-
ность самолеты, оборудованные знтиобле-
	денителями, вполне могут пробивать для
того, чтобы совершать полеты над нею Ha
высоте 3.000-—5.000 метров. При полете
	В грозу иногда есть возможноеть набирать
	BLICOTY, Маневрируя в просветах между
	зоне, TO помехи быстро усиливаются. пре-
	‚вращаясь в сплошной гул, а корона ста-
	новитоя все ярче. Одновременно возраета-
OT болтанка и рысканье самолета. Через
несколько минут (или соекунл) вепыхивает
	Метеорологические условия летнего вре-
мени нужно считать наиболее блатоприят-
ными для полетов. Однако в отдельные
периоды, под влиянием циклонов, погода
	‚резко ухудшается, это усложняет обстанов-
	ву для деятельности авиации.
Летом наиболее опасны грозовые явле-
	ния. Над европейской частью Союза и 93-
	падной Ьвропой грозы, как правило, начи-
наются в мае, достигая наибольшей силы
В июне — июле.

Трозы чаще всего возникают в холодных
или теплых воздушных масвах в резуль-
татё того, что ослабляется влияние устой-
чивых областей повышенного зтмоеферного
	‘тавления (циклонов или гребней). Вместе
	© тем воледетвие прогрева, & также про-
хождения фронтальных разделов воздушная
масса становится весьма неустойчивой. В
ней при этом развиваются восхоляшие тви-
	‘жения (конвекция), сопровождаемые обра-
	зованием облаков. В грозу конзекция до-
	стигает высоты в 4—9 километров.
	В последние годы, на основании данных
радиозондовых и самолетных наблюдений,
советским метеорологам удалось устано-
ВИТЬ, Что 0б0бенно мощные восходящие
движения и наиболее интенсивная  грозо-
вая деятельность наблюдаются’ в. прогретых
воздушных массах. Над ними, в свободной:
атмосфере (на высоте 1.000—3.000 мет-
ров), располагаются относительно холодные
слои воздуха, образовавшиеся в результате
предыдущих вторжений атмосферных френ-
ов. Этому процессу способствуют размы-
тые барические системы и особенно сед-
ловины. Указанные холодные слои воздуха
Часто служат причиной образования высо-
ко-кучевых и слоисто-кучевых башенно-
образных облаков — прелвестников грозы,

Слабая конвекция не может вызывать
трозу. Для этого требуетея, чтобы вершины
MOMIBO-RYSCBHIX облаков поднялись До
Уровня перистых облажов. Однородноеть 06-
лаков и равновесие их тогда быстро нару-
Wawred, и они преврашаютея в кучево-
	дождевые. В нижней евоей части каждое
	такое облако состоит из капелек, в средней
Части — из капелек, градинок и снежи-
нок, в верхней — из снежинок, В средней
	акам и. . молния, после чего. почти полностью пре-
Следует иметь в виду, что во ре гро-   кращаются помехи и исчезает светящаяся
зона наиболее интенсивных дожлей,   корона...
	зы ‘зона наиболее интенсивных дождей,
HHOTa © градом, распространяется на’ не-
сколько километров. Эту зону’ наиболее
	безопасно пересекать на высоте 409—600
метров. нал рельефом. Вне зоны осадков
	метров. над рельефом. Dee зоны ‘осадков
высота облачности может быть ‘и 60165
600 метров.

Существует ошибочное мнение о том,
будто при полете в грозу основную опас-
ность представляее поражение самолета
молнией. Опыт показывает, что для совре-
менных боевых самолетов атмосферные
разряды молнии редко дают разрущитель-
ный эффект. Имеются указания, что наи-
более частые разряды наблюдаются весной
и поздней осенью, причем реже всего в
грозу, хотя следовало бы ожидать obpat-
ного,

В практике авиации сейчас почти неиз-
вестны случаи заторания самолета в в03-
	духе от удара молнии. Так же редко при-
XOAMTCH слышать о серьезных . позрежде-
	HHH
	Или кАТастрофам. зато турбулентность до-
	вольно. Часто дает деформации машины и
даже ее разрушения. Но, как бы то ни
было, нельзя пренебрегать онаеностью п9-
	ражения молнией. Бывают, что воледотвие
удара молнии в самолет члены экипажа.
получают ранения или гибнут. Иносла под-
	вергаются разрушению приборы и 0000ея-
но  ралиоаппаратура. Обычно же дело
ограничивается пробивкой наружной of-
щивки самолета, расплавлением антенн,
порчей электропроволки.
	_ В полете разряд молнии Шютекает в
следующей  последовательности. Самолет
сперва входит в вучево-дождевое облако,
ветречая смешанные осадки: енег, вру-
пу, грал и дождь. Радиоцомехи при этом
сильно возрастают, а ночью на концах
плоскостей и винта появляется светящаяся
корона. Ели mpoloamatTs полет в этой
	’ Вероятность поражения самолета молни-
ей при полете вне облаков или осадков
9чень мала. Если лететь в облаках на
небольших высотах, значительно ниже HY-
левой изотермы, то практически исключе-
на опасность поражения молнией.

Чтобы избежать удара молнии, можно
экипажам, летающим на болыцих высотах,
рекомендовать следующие правила,

Прежде всего надо ‘избегать полета вну-
три кучево-лождевого облака, в зонё, гле
температура близка к нулю или ниже,
Еели по силе помех и по образовавшейся
короне видно, ‘Что зона полета очень насы-
щена зарядами, то нужно уменьшить ско-
	ость и плавно снизиться. Вели после
	такого маневра цомехи не ослабевают и
яркость короны не уменьшается, то тре-
буется немедленно выключить радиозита-
ратуру и отвернуть лицо от приборной
доски, чтобы избежать временного ослепле-
ния, так как разряд чаще всего попадлот
в приборную доску,

Опым Отечественной войны показал, что
при должной подготовке экипажей и над-
лежащей организации полетов можно счи-
тать серьезлымх препятствием для полетов
только очень развитые грозовые явления,
протекающие над общирной территорией и
сопровождающиеся ливнями, шквалами и
снижением облачности ло 50—100 метров.
В этом отношении наиболее опасными бы-
вают фронтальные грозы над местностью
‘60 сложной оротрафией.

Освоению полетов летом должно споеоб-
ствовать глубокое изучение природы грозо-
вых явлений, Наряду © этим летному со-
ставу необходима постоянная и всесторон-
HAA метеорологическая информация.
	Гвардии инженер-майор
В, КОГАН-БЕЛЕЦКИЙ.