13 июня 1948 г., № 139 (1053),
	Пропаганда плана
послевоенной
	патилетки
	— Интересно бы Узнать, что теперь
делается в тех местах, где мы вели бои, —
сказал. однажды  сверхерочнию старший
сержант Михалев.-—Особенно памятно нам
Запорожье. Сердце кровью обливалось,
когда мы увидели в развалинах завох «За-
‘порожеталь», взорванную плотину Днепро-

reca.
— А что если письма туда послать? —

ожил кто-то,
и мы и сделали. Вскоре письма были
отправлены в адреса партийных организа.
‚ций «Запорожетали» и Днепрогэса,

Первым пришел ответ от парторга ЦК
ВКП(б) на заводе «Запорожсталь» тов,
Старосельца. Он рассказал нам о славных
трудовых подвигах коллектива строителей,
о выдающихея производственных достиже-
ниях знатного бригадира-ментажника Ру;
мянцева, выполняющего по 3—4 нормы в
день. «Восстановление нашего завода, —
‘говорится в письме, — является родным
делом всей страны, всего советского народа,
С Урала мы получаем машины, Москва
нам шлет автомобили, Ленииград — тур-
бины»:

Вскоре в часть пришло письмо и с Дне-
прогэса. Заместитель председателя завкома
тов. Февченко сообщал о самоотверженной
работе лучших людей гидроэлектроетанции
— бригадира монтажников Андрея Евгра-
фова, бывшего фронтовика коммуниста Ва-
силия Трушко, комеомолки Галины Переань
и других.

г 0ба письма были прочитаны воинам, о
них говорили на политинформациях и в
беседах,

Тенерь у ‘нас ведется переписка во мно-
гими предприятиями и колхозами страны.
‚` Недавно в часть пришло письмо из зл-
тайского колхоза «Путь к социализму», в
котором ‘до призыва в армию работал стар-
ший сержант Ракитин. Из этого письма
мы узнали о выдающихся успехах передо-
вых хлеборобов: Интересным было письмо,
полученное с угольной шахты Караганды,
где прежде работал младший лейтенант Су-
ков. а теперь трудятся его отец и брат,

Агитаторы широко используют в своих
беседах ‘письма и газетные материалы,
Так, например, коммунисты Бочкарев, (е-
менов и Рудаков недавно рассказывали ря
довым и сержантам о новаторах производ
ства — ткачихе Волковой. обувщике Мат-
роеове, добытчике бокситовых руд Пронич-
кине.
	По инициативе парторганизации раз в
неделю в части проводятся обзорные лек-
ции на тему «Что нового на стройках пя-
тилетки». В этих лекдиях рассказывается
0 пуске новых заводов, о производственных
достижениях передовых стахановцев и кол-
хозников страны. В подразделениях ожив-
ленно проходят. беседы «У карты нашей
Родины» — на самые разнообразные темы.

Широко используется и наглядная агита-
ция. В комнатах политиросветработы име-
ютел альбомы «Пятилетний план в_дей-
ствии». В этих альбомах подобраны pa-
	порты товарищу Сталину колхозного кре-
стьянства, коллективов заводов и фабрик,
фотографии знатных стахановцев с кратким
описанием их подвигов в труде. Альбомы
постоянно пополняются новыми материа-
	лами, взятыми из газет и иллюстрирован-
WHIX журналов. *
	Трудовые подвиги советского народа воо-
душевляют нас, авиаторов, на новые дости-
жения в боевой и политической подготовке.

Старший лейтенант М. КОЛОСОВСВИЙ.
	Приморский военный округ.
	Экзамены в университете
	MaDKOM SMa-JGHHHHSMa
	Н-СВИИ АВИАГАРНИЗОН, 12 июня, (По
телеграфу от наш. корр.). В вечернем уни-
верситете марксизма-ленинизма при гарни.
зонном офицерском клубо закончилась эк-
заменационнал сессия. В числе студентов
немало офицеров авиачастей. Почти вое они
‚на экзаменах показали высокие знания,
Среди первокурсников отличные оценки но
историческому и диалектическому матери-
‘ализму и истории СССР получили летчик
майор Проценко, инженер-капитан Pa6ym-
‘кин, Исчерпывающие ответы на экзаменах
давали инженер-майор 1Юрасов,  инженер-
капитан Лемин и другие авиаторы,

Особенно напряженно работали выпуск
ники. Им предстояло сдать государетвен-
ные экзамены по диалектическому и исто-
рическому  материализму, политэкономии,
‚истории междуналодных отношений, С от-
личными оценками закончили университет
майор Третьяков, старшие лейтенанты Фи-

Mtueny ть’ Пи.
	сунов и „адилов. Всего в числе вынускни-
ROB —. 23 авиатора,.
	Лекции и доклады
‚для коммунистов
	Партийное бюро Н-ской авиационной
части уделяет серьезное внимание ONT
‚тическому воспитанию коммунистов. Для
них читаются лекции, доклады, Только 3a
носледнее время для коммунистов были
пПочитаны лекции на темы: «Апрельские
‚ Тезисы В. И. Ленина». «Сталинская Кон-
ституция — Конституция победившего co-
циализма», «Книга В. И. Ленина «Имие-
риализм, как высшая стадия капитализма»
и <0 работе товарища Сталина «Октябрь
ская революция и тактика русских кох-
‘мунистов» и др,

С лекциями выступалот наиболее 1$08-
тически подготовленные товариши. Среди
Hux = тт. Слосарев, Каулевич, Сотников,

Для. самостоятельно изучающих «рат
кий курс истории ВКП(б)» проводятея ком
сультации. Члены бюро Алешенко. Васин,
Сотников ‘и лр. часто беседуют в изучал»
  щими историю партии.  провевякр rag

с: Вени. ПОВЯТ, в,
коммунисты усвоили изученный маторнал,
раз’ясняют им отдельные вопросы.

Bea это лает положительные результа“
ты. Например, коммунисты гвардии лейте.
	нанты №валенко, Гладких, Филяев panpille
недостаточно глубоко изучали «Краткий
куро истории ВКП(б)», не умели составлять
конспекты. Сейчас благодаря помощи We
нов партбюро эти товарипи успешно рас-
ширяют свой политический кругозор.
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	4% подготовки старший лейтенаит Г. Аношкин: перед полетом на задани
лево): старший лейтенант Г. Аношкин, младший лейтенант И. Герасимов,
	лубев,
	_ АД’ЮНКТЫ

Талантливая авиационная молодежь при-
шла’ осенью прошлого года в а’юнклуру
Ленинградской военно-воздущной инженер-
ной академии. Пришли офицеры — Уча-
стники Великой Отечественной войны, во-
оруженные опытом боевой деятельности,
инженеры  строевых частей  Военно-
Возлушных Сил, преподаватели военных
звиационных школ и училищ,
	Под руководетвом опытных  преподаре-
телей академии инженер-полковииков  Ро-
сторцева и Атлагина, инженер-подполкюов=
	  ника Мельникова и других ад’юнкты изу-
			‘чают специальные и общеобразовательные
‘дисциплины, учатся проводить самостоя-
‘тельные теоретические и эксперименталь-
‘ные исследования. Они приобретают также
педагогические навыки. посещая лекции
лучших. преподавателей.

Ученые академии, руководя работой
ат’юзклюв. направляют их творческую
мысль на решение актуальных задач авиа-
ционной науки и техники.

Ал’юнкты  инженер-капитаны  Зернов,
‘Wartuxun, 3убов и другие активно учает-
вуют в тазработке  научно-исоледователь-
ских тем. Инженер-капитаны Гогин, Фаль-
кович проводят. практические занятия, ру-
‚ковохят курсовым проектированием слунта-
` телей.

Рефераты этих товарищей, как правило,
бывают особенно глубокими по содержанию
	1и имеют практическую ценность ках уч60-

ные пособия. Таков, например, реферат
инженер-капитана Зубова,

Молодые офицеры-ад’юнкты — акадеуми
	глубоко изучают философию, Uo ux проеь-
бе кафедра марксизма-ленинизма проводит
лекции по-узловым вопросам диалектиче-
ского и исторического материализма. Ha
	ак MBI ToTe
	В эскадрилье зажалечивалаюь подготовка.
к вылету. Получив последние указания,
летчики-истребители направлялись KR CBO-
им самолетам. Им предстояло выполнить
вомилеконое задание.

Звено гвардии старшего лейтенанта 0ъ-
хина поднялось в воздух. НМосле первого
разворота ведомые пристроинлиеь в воман-
диру и заняли свои места. Проходя невдал
леко от аэродрома, ведомые гвардии лейте-
нанты Морозов и Волосков держались В
строю уверенно, правильно выдерживали
заданные дистанции и интервалы.

Вазалось бы, что и дальше в6е.будет B
порядке. у >

Гвардии старший ‘лейтенант  Оськин

скоманловал по радио:
^` _Приготовиться к воздушному а

Развернувитиеь в сторону солнца, веду-
щая пара стремительно. набирала высоту.
Ведомый гвардии лейтенант Морозов пра-
Вильно построил маневр и находилея `‘фя-
дом с командиром.

Пара гварлин лейтенанта Гузынина ут.
ла вправо разворотом на 90 градусов. Ве-
домый гвардии лейтенант Колосков, cocpe-
доточив внимание на’ приборах, упустил мо-
мент начала маневра и усложнил себе pass.
ворот, в результате. чего, `ВЫЙДЯ `В. `поризон-
тальный полет. оказалея далеко от вет

ттего, Гварлии лейтенант то ceba  Поду-
	мал: «Оторвалея». В это время ов услы-
Waa по рално голое велущето:

— Разворачиватюсь влево на 180 rpa-
тусов. Пристранвайтесь ко мне оправа.

За то время, что ведущий делал разво-
тот. офицер Колосков точным маневром ¢
	принижением перешел вираво нод самолет,
	ведущего и занял свое место,

Стремительной атакой в лоб во стороны
солнца команлир звена старший лейтенант
Оськин набросилея на «противника» —=
пару Гузынина. Энергичным боевым  раз-
BOPOTOM вправо он затем взмыл вверх, на-
вязывая «бой» на вертикалях. Внезапная
атака улалась. Отрыв гвардии лейтенанта
Колоскова сказался на действиях его ве-
лушето, который не смог во-время оказать
противодействие.

Пока пара гвардии лейтенанта Гузыви-
на пыталась, ухоля © набором высоты, за-
нять выгодную позицию. гвардии старнший
лейтенант Оськин. вновь атаковал. ее со
стороны солнца.

«Бой» закончился, Звено, приняв 06-
вой порядок, пошло на посадку.

На разборе полетов командир звена, гвар-
дии старший лейтенант Оськин тщательно
проанализировал действия каждого летчи-
ка. Особенно остановился om Ha Вх
оптибках гвардии лейтенанта Колоскова,

Опытный воздушный воин, Участник
Озрчественной войны, офицер (еькин в
зозтущных боях е немецкими захватчика-
ми не раз належно обеспечивал победу
своему ведущему, бесстрашно pales 6
вратом

Булучи по-военному краток, он сказал:

— ШЩиг ведущего — вежомый.
умелых его действий в воздухе зависит
успех боя, & также жизнь командира. Ho
ведомый не имеет права действовать без-
рассудно: он обязан оберегать и собет-
венную жизнь. Оторвавиеиеь же от веду-
шего, ведомый становится жертвой  про-
TUBE,

— В первом — елучае, — обратился
команлир звена к офицеру Колоскову, —
вы должны были с принижением уйти под
самолет ведущего.

Этот воздушный «бой» надолю  запом-
нился гвардейцу Колоскову. Упорно и на-
стойчиво стал он работать над собой, мно-
го занималея самостоятельно. Командир
звена и его ведущий, в свою очередь, рас-
сказом, показом на макетах самолетов и
методом < пеший— по-летному» отрабатыва-
JH с ним на земле боевые порядки, пере-
строения и маневр в воздушном «бок». Рае-
составляя самолеты на заданные дистанции и
интервалы, они добились того, что м лет-
чика появились навыки в определении
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ
	перу Волоскову был лан еще один провоз-
ной полет на Учебно-боевом ° самолете.
Труды командира звена и старшего летчи-
ка не пропали даром, Недавно мы наблюда-
ли гварлейца Колоскова в полете и в03-
душном «бок»..На этот раз он действовал
правильно, не отрываявь от ведущего.
Летчик Колобков-- молодой, энергичный
офицер. Ему не пришлось сражаться © нем-
цами, но он крепко запомнил слова, ©ка-
занные командиром звена на. разборе.

Друтой летчик гвардии лейтенант Бара-
боха — бывалый воин. Ow. He pas yaacT-
вовал в воздушных боях, м ему казалось,
что он уже веб постиг. Вследствие своего
зазнайства офицер Барабоха в полете 38-
частую принимал самостоятельные, необо-
снованные решения. Тем самым он нару-
шал дисциплину полета и указания комам-
‘лира звена, что привотило к неудовлетво-
‘рительному выполнению залания, Коман-
‘дир эскадрильи в личной беседе раз’яснил
‚летчику, что нельзя кичиться прошлыми
` успехами, а нало много и упорно учиться.
р Нужно отметить, что подготовке ведомых
в эскалрилье уделяется 060606 внимание,
‘так вак при выполнении комплексных по-
летных заданий от их действий зависит
сохранение боевых порядков  подраехеле-
RULE Вся учейа летчиков поэтому прово-
< учетом инливидуальных особенно-
OTe RARAOTO 13 BUX.

PgR, прибывающий из авиационного
училища, основную закалку обычно полу-
и в звене. Командиры звеньев, как пра-

0, знакомятея © молодыми авизторами,.
с и их полготовки, е об’емом их тео-
‘ретических знаний, практическими навы-`

‘ками, проверяют, насколько молодые пило-
	ты изучили свой самолет и моторит. д.
После появления приказа о’дотуске ‘лет-
чика к летной работе его начинает oby-
	отличник учебно.боевой
	pyr) отличник Учет
‚лета. На снимке (cn
Матвеев и лейтенант
	Фото капитана Б. Дубровина.
		семинарах по философии адюнкты прояв-
тяют большую активность, глубокое знание
предмета. Старший техник-лейтенант Греб-
нев, инженер-майор Огурцов, инженер-
капитаны Ушанкин,  Воцегубов и другие
аюнкты, основательно изучив произведе-
ния классиков марюсизма-ленинизма,  BBEI-
ступали на семинарах ¢ оботоятельными
докладами.

Сейчас ад’юнкты сдают  кандидатекие
экзамены, Недавно они успепино сдали пер-
вый экзамен по философии.

Серьезную воспитательную роль играют
лекции ученых академии на темы из исто-
рии отечественной науки и техники. При-
стальное внимание многих привлекла, на-
пример, лекция, прочитанная. недавно ин-
женер-полковником Кулагиным, «0 роли
русских ученых в развитии ракетной тех-
ники». Инженер-полковник Сифоров, ин-
	женер-полполковник Гольдштейн  периоди-
	чески читают ах’юнктам лекции по Ради9-
технике, радиосвязи, радиолокации.

В’ новом учебном году ад’юнктам будет
прочитан кубе педатогики,

В конце прошлого года успешно защити-
ли свои диссертации и получили ученую
степень кандидата технических наук ин-
кенер-капитаны Ширман, Ощенков, Сло-
нимекий, ‘Асратян, Пульцин и другие ад’-
юнкты. Диссертации Некоторых из них
являются ценным вкладом в авиационную
науих. Сейчае молодые: ученые  ‘уопетино
	ведут учебную и научно-исоледовательску ю
работу на кафедрах академии.

Так вырастает новая плеяда специали-
стов-авиаторов — преподавателей и науч-
ных работников, владеющих общирными
	знаниями.   :
Инженер-капитан А, ЕЖОВ.
	-ской истребительной части (Дальневосточный ` военный ок]
Г. Аношкин: перед полетом ‘на задание уточняет маршрут по
Го лалний лейтенант И. Герасимов, старший лейтенант И,
	ОМАНДИР передового звена Н
	„Вестник Воздушного
Флота“ №6
	В июне текущего года исполняется 30
лет со дня выхода в свет первого номера
	чать в воздухе командир звена или заме-  журнал «Вестник Воздушного Флота».
CTHTGIS ROMANNDS OCRATDAABH. Эта дата отмечается в шестом номере жур-

К обучению лейтенанта Морозова Upa- .   = mee
езунил пична Коман sBena reaprum  1242, KOTODHIM BENET B CBer H pacepuraer-
	старший лейтенант Оськин, Он прежде все- .Ся подписзинам,
го тшалельно изучил все документы, X4-/ Журналу прислали приветствия главно-
	командующий ВВС. Вооруженных бил (0ю-
	за ССР, начальник, Политического управяе-
ния ВВС и редакции газет «Красная звез-
ла» п «Сталинекий сокол».
	Передовая статья журнала озаглавлена
«Лисциилина и ортанизованность — залот
успеха полетов». Далее публикуется статья
локтора, технических. наук инженер-поднол-
	о тщательно изучил все документы, ха-
рактеризующие молодого летчика. Затем
ознакомил его с, боевыми ‘традициями 9с-
кадрильи и полка, а после Этого. стал
учить на земле — на самолете, тренаже-
ре, в тире, в классе. Проверил он и тех-
нику пилотирования, Морозова. Впечатление
у командира создаловь хорошее. О поэто-
му отраничил ‘количество провозных поле-
	TOS, АН У
М д   ROBHURA А, Мельникова «С. А. Хриетиано-

о морозов He оправдал ожиданий вич — руководитель советской школы 43-
командира: в первом же учебном «6010» ©Н подинамики» -
	В отделе «Тактика» печатается статья
полковника М. Тихонова «Действия бом-
‘бардировщиков по военным об’ектам Влост-
рина». (боевой пример). В отделе «Обуче-
ние и воспитание» опубликованы статьи:
заслуженного деятеля науки профессора
генерал-лейтенанта инженерно-авиационной
службы В. Пынинова «Условия полета на
больших высотах», подполковника А. Вуз-
нецова «Обучение фотобомбометанию: ¢ ro-
ризонтального полета», подполковника А;
Гущина «Комплекенрование полетов в зве-
не» и статья капитана В: Лихолетова «0.
тренаже по петурманекой подготовке»,
	В отлеле «Техника и эксплоатация» на-
печатаны статьи кандидата технических
наук инженер-полковника Н. Жовинского
«Эксплоатация маслосистемы. поршневых
двигателей» и  инженер-подполковника
И. Ануреева «Взлетные свойства, реактив-
			оторвалея от ©воего ведущего. Это произош-
ло потому, что летчик не умел грамотно
отражать атаки, «противника». ‹ Морозов,
однако, не постеснялея  обратитьея к
командиру звена за помощью и попросил
дать ему®дополнительный показной‘ полет
для отработки возлуттного «боя»  Коман-
дир звена доложил 00 этом командиру 96-
кадрильи. Тот не только дал согласие, а
принял личное участие в показном полете
на воздушный «бой», После этого лейте-
нант Морозов стал более уверенно  дейст-
вовать в воздухе.

“Благодаря своей настойчивости, стремле-
нию К овладению летным искусством, &
также умелому и чуткому подходу воман-
диров, офицер Морозов в дальнейшем добил-
ся отличных результатов но воем видам
учебно-боевой подготовки.

Недавно звено выполняло комплексный
полет, который включал разведку с фото-
графипованием и воздушный «бой». Лейте-
нант Морозов, будучи ведомым у командира
звена, действовал отлично. —

Сейчас наше подразделение занято серь-
езюй учебой. Все лни насыщены
интенсивной летной работой. Летчики вы-
полняют разнообразные комплексные у
ражнения, которые требуют от них полного
налряжения сил. В каждом полете мы до-
биваемся того, чтобы ведомые экипажи
прочно усваивали свои действия в воздухе.

Гвардии старший лейтенант
		В отделе «Авиационный тыл» помещена
статья инженер-подполковника И. Афана-
съева «Летняя экеплоалация аэродромов».
	В разлеле «Отвечаем на вопросы читате-
лей» опубликована консультация  подпол-
ковника медицинской службы В, Платонова
«0 напряженноети в полете», в отделе
«Критика и библиография» — рецензия
HW. Шипилова на книгу полковника В. Мо-
сковского «Военно-Воздушные Силы CCCP»
й аннотация на вышедшие в св? книги
по авиапии.
	95-ЛЕТИЕ ВОЗДУШНОЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
	Исполнилось 25 лет co лня открытия
первой воздушной почтовой линии, связы-
 вающей Москву с Нижним-Новтородом (re-
`перь — город Горький). В 1947 году
  oS eM звиапочтовых перевозок достиг дово-
‘енното уровня. г
  Главное почтовое управление Миниотер-
ства связи СССР наладило регулярную пе-

ревозку почты на самолетах из Москвы в
Танит Larw ТА пы Noewoatrnanr tn.

ферополь, Киев, Одессу, Ригу и другие
  Врупные города страны. Из облаетных и
республиканских центров корреспонденция
`оттравляелея по местным воздущным лини-
ям в самые отдаленные районы. Из Хаба-
ровска, например, самолеты доставляют,
‘почту на Сахалин и Камчатку, из Якутска
  — в Верхоянек и бухту Тикси, из Красно-
  ярека — во многие Оу рай-
оны Крайнего Севера.

премий Главный конструктор.
	ный экзамен для  создалелей самолетов:
оттибки, которые раныше остались бы ка-
кое-то время незамеченными, выявляются
на войне в первых же боях. Авиаторы ¢
одобрением высказываются о машинах
Лавочкина, но и не умалчивают 06 их
недостатках. Лавочкин часто встречается ¢
цетчиками, внимательно выслушивает их,
сам настойчиво требует критических заме-
чаний. Эти встречи оставляют сильное
впечатление у авиаторов. Вот как 0б этом,
например, вепоминает в своих записках
А. И. Покрышкин: :

«Я пришел на авиационный завод, ко-
торый создавал знаменитые «Лавочкины».
Мое знакомство с конструктором ло этого
было заочным: я летал на его истребите-
9X первой конструкции, перенисывалея
.¢ HIM.

Лавочкин подверг меня буквально допро-
‘су. Его интересовало мнение летчика-фрон-
товика рептительно 060 воем, что состав-
ляет силу современного истребителя.

Конструктор доверил мне свой модерни-
зированный истребитель. Поднявииеь в
‚воздух, я испытал его, Лавочкину мало
было услышать положительный отзыв ©
своем самолете — он требовал суровой
критики, советов.

С огромным ‘уважением я прослилея с
неутомимым творцом истребителей».

Подобные ветречи значительно помогали
конетруктору, неизмеримо обогатили ero
опыт, Огромную помощь Лавочкину, каки
другим совелеким авиаконструкторам, ока-
зывает товарищ Сталин. Гений Сталина
ведет славную плеяду создателей боевых
машин по наиболее кратчайшему и верно-
‚му пути. Прозорливо предвидя ход войны,
великий вождь и полководел потребовал от
конструкторов таких машин, которые бы
наилучшим образом отвечали нуждам
фронта.

—Почти все тактико-технические  дан-
чые моего «Лавочкина-Б», — вопоминает
конетруктор, — еще в пору оборонитель-
чых боев нашей армии ‘были’ начертаны
товарищем Сталиным. Эти данные целиком
отвечали моей идее. Товарищ Сталин вни-
мательно следил за созданием этого вамо-
зета. О гордостью я называю эту машияу
«Сталинекой»...

10 из летчиков не знает этот истреби-
тель! Впервые он появился в небе Сталин
	града и принес неоценимую ‘услугу героям-
сталинграддам. Ero можно было видеть
на всех фронтах; и веюду он пес смерть
врагу. По ‘своим боевым качествам он. пре-
воеходил лучшие типы немецких машин и
был хозяином неба ло тех‘ пор, пока сам
Лавочкин не выпустил новый, еще более
совершенный истребитель.
	«Лавочкин-7» — так. называлась эта
Mauna, BMecre ¢ истребителен другого
выдающегося COBETCKOTO — конструктора
Яковлева эта машина снискала себе горя-
чую любовь наших летчиков. Она. появи-
лась на последнем этапе войны.  Быстро-
крылые стаи этих истребителей гудели в
	небь Берлина, над Земландеким полуоет-
ровом, над Прагой — там, где наши части
встретили день Победы.

Вазалось бы, слелано многое: творческий
труд талантливого авизконструктора при.
нес огромную помощь армии, авиации,
Имя Семена Алексеевича Лавочкина NO 3a-
слугам стало одним из самых популярней-
ших в народе. Он избран депутатом  Вер-
ховного Совета РОФСР.

Но Чавочкин не довольствуется Jocrar-
HYTHIM. У творчества нет «потолка», Важ-
	  ЦЫЙ день может и должен знаменовать но-
	вый шаг вперед, И ча другое же утро по-
сле дня Победы Лавочкин вновь склонил-
ся над чертежами.

В это время OH конструировал о. новый
самолет. °

— Какая ‘это (будет машина? — спра-
шивали его иногда.

— Xopomaa, — лукаво улыбался он в
ответ. — Лучше, чем прежние. Придет
время — увидите, ,

И москвичи дождались, увидели этот са-
молет в прошлом тоду на авиационном
празднике в Тушино в` День Воздушного
Флота:

ЗВылающийея советский авиаконотрук-
тор вновь сказал свое новое елово в авиа-_
циюнной ‘технике. И правительство высоко
оценило очередную победу творца’ истреби-
телей. В почетном списке лауреатов Ста-
линской премии советекие летчики © чув-
ством радости вновь увидели знакомое ИМЯ
Героя Социалистичеекого Труда, генерал-’
майора инженерно-авиащионной службы
Семена Алексеевича Тавочкина.
	Старший лейтенант А. НОНДРАТОВИЧ.
	по самолетостроению С. А. Лавочкин
	Четвертый раз Родина увенчала творче-
ский труд главного конструктора по само-
летостроению Семена Алекеезвича Лавоч-
кина высокой наградой-—Сталинской пре-
мией. Он знатный сын нашего народа,
один Из тех, чей вклад в дело развития
сталинекой авиапии поистине неоценим. В
шутку, за которой воегда скрыто BOCKH-
шенье. его часто называют «отцом крыла-
	Toro семейства «Лавочкиных».
	Большое это семейство. [ye только ни
бороздили «Лавочкины» просторное небо
кашей Родины! В дни Великой Отечест-
венной войны побывали они и за рубежом,
Шумно, восторженно приветствовали их
чехи и болгары, поляки и югославы: на-
смерть перепуганные; скрывались от них
немцы. Многие тысячи наших летчиков
«породнились» ¢ «оемейством «Лавочки-
ных», и каждый из них не’ раз одобри-
тельно высказывалея о боевых свойствах
замечательных истребителей:

«Лавочкин» отлично вел бои с «Мессер-
поиттами» и «Фокке-Вульфами» всех мо-
дификаций, превосходя их Как TO огню,
так и по боевому пилотажу», — тав пи-
шет 06 одной из машин авиаконструктора
прославленный советский ас трижды Герой
Советского Союза гвардий полковник По-
Крытиенн,

«Нз «Лавочкине-7» я закончил войну.
Прекрасный самолет!» — вторит Покрыт-
вину другой воздушный богатырь Иван
Вожелуб.

Заслуженное — признание! Оно при-
шло к Лавочкину не сразу. Упорно и
BActoHURBO полгие готы пробивалея ов в
	цели. Гле впервые ошутил он свое призва-
	ние создателя самолетов’ Где он почув-
отвовал любовь к авиации, которая, не сла-
бея, и сейчае окрыляет ето. — уже немо-
qoloro, седеющего человека. — на бесеон-
ные ночи, на упрямые поиски и на дерз-
нсвенные свершения?

Трудно сказать. Может быть, эта лю-
бовъ зародилась еще в гражданскую войну,
когда RpacHoapmMeen Лавочкин часами. вы-
	зывая улыбки товарищей, смотрел на ра-
боту бойцов воздухоплавательного дивизио-
на... Во всяком случае, через два года по-
сле войны, поступив в Московекое высшее
техническое училище, молодой студент Ла-
вочкин жадно набрасывается на книги по

аэродинамике и технические пособия по.

авиастроению. Пособия скудны и немного-
цисленны: авиастроение, как отрасль тех-
ники, представляло ©0б0ой по сути дела
«белое пятно». Лишь немногие конструкто-
ры рискнули проникнуть в это неизведан-
ное пространство и установить в нем пер-
вые ориентиры. По их следам идет Лазоч-
кин: он не огибает недомолвки и оговорки,
не принимает на веру каждое положение,
= критически проверяет его, Он учитея. И
учитея веегла.

мышленноети. Он хотел понять не только
HCRYCCTBO проектирования ‚современных $8-

‘молетов, но и вее секреты их производства.

Так был заложен прочный фундамент
знаний, и эти знания легли на твердую
ючву производственной практики. Можно
было начинать...

Ив 1937 году Семен Алексеевич Лавоч-
кин обращается к правительству е прось-
бой разрептить ему постройку опытной бо-
евой машины. Проект, который представил
начинающий авиаконструклор, был :‘еобы-
чайно смел по замыслу: Лавочкин хотел
соорудить истребитель, у которого Bee He-
сущие детали будут сделаны из дерева.
Несмотря на новизну, проект был всеето-
ронне технически обоснован. С ним позна-

В а т: не Е.
	B 1927 тоду Семен Алексеевич Тавоч-
Бин покидает училище с дипломом инже-
нер-механика. Й только в 1939 оду по-
является его первенен —= «ЛАГГ-1».
	12 лет жизни! Чем они были заполне-  .
ны? Тоудом, непрерывным и настойчивым
совершенствованием знаний.
	ния боевого самолета г максаямальным AC-
	нользованием древесины заинтересовался
товарищ Сталин.

`— Строй! — было сказано Лавоч-
КИНУ.
	На одном из авиационных заводов кон-
структору отвели небольшой нех. Здесь и
началось создание первого «Лавочкина».
	—_ врочность здания зависит от фунла-
мента, — любит говорить МЛавочкин. —
Вакую-нибудь избушку можно и на «курь-
их ножках» построить. А для небоскреба
нужно уже рыть котлован глубиной в
8—10 этажей... Так и в любом деле, Чем
сложнее задача. тем больше нужно  зна-
ний, тем глубже надо вгрызаться в науку.
Только тогла и можно рассчитывать на
успех.

Вот он и втрызалея в авиационную ва-
уку. постигал сложные законы полета,
мудрость аэродинамики,  хитросплетение
расчетов, без которых немыелимо создание“
такого самолета, который тагал бы в ногу
с веком. И работал, работал, работал... За
10 лет до постройки своего первого само-
лета Лавочкин, не чураясь рядовой рабо-
ты, овладел почти всеми специальностями,
какие были в то время в авиационной про-

Он взлетел 30 марта 1939 года — пер-
венец, «ЛАГГ-1». Принципвально новая
по выполнению боевая машина блестяше
выдержала испытание. Спепиально обрабо-
танная древесина почти не уступала. по
прочности дюралюминию. Самолет  облалал
рядом неоспоримых преимущеетз;: малым
полотным весом, маневренностью, . ‹ коро-
стью, «ЛАГГ-1» явился новым еловом: в
мировом авиаетроении. Лишь значительно
позднее, уже в годы второй мировой войны,

англичане начали отроить из древесины Ca-

молеты, известные под маркой «Москито».
На несколько лет. Лавочкин упфелил За-
пад, еще раз блисталельно подтвердив
первенство советской пи

кой мысли,

С особой силой творческое ropenne овла-
девает Лавочкиным в годы Великой Отече-
ственной войны. Война — самый серьез-