5 марта 1947 г., № 54 (661),

+;
	Обучение молодых летчиков
‘полетам зимой.
	чаще всего наблюдается на высотах у
100—800 метров, ‘когда температура воз-
духе держится в пределах от нуля до минус
15 градусов. Предпочтительно избегать
(без задания) входить в облака при поле
тах зимой, особенно, если летное поле по-
крыто свежевынавшим снегом. В момент
подвода самолета к земле и выравнивания
часто допускаются’ ошибки в определении
точного расстояния до земли, неправиль-
ное (высокое или низкое) выравнивание
самолета. В результате получаются грубые
посадки, которые порой заванчиваются
происшествиями. Чтобы улучшить види-
мость побадочной полосы, надо набросать
на нее ветки, солому, золу, то-есть создать
пёструю поверхность. ,

Известно, что зимой при` полной облач+
ности даже со средних высот соверщенно
теряется линия горизонта веледствие оди-
наковой матовой расцветки верхней и
‘нижней полусферы, особенно на мало-
ориентирной, местности. Создается prewar
ление очень плохой видимости, и ви
‘летчик недостаточно опытен, то это при
водит к потере пространственного положен
ния. Аналогичное явление бывает при не,
ожиданном попадании в облака, и тогда
молодой летчик, как `правило, теряет уп-
равление.

Командир подразделения, руководящий
‘полетами, должен знать, что зимой иногда
бывает так: на первый взгляд по
леты не вызывают никаких omace-
‘ний, тогда как условия заведомо опасны,
Это чаще всего имеет место при полной 0
лачности на малоориентирной местности,
Командир полка, скажем. видит, что
средняя высота облачности — в пределах
500—600 метров, видимость =—— в грани
цах 6—8 километров. Летать, конечно,
можно. Однако на малоориентирной мест-
ности летчик, поднявшись” в воздух, BLO
жо может потерять представление о TOY,
rhe находится горизонт, так как верхняя
и нижняя полусферы наблюдения имеют
совершенно одинаковую расцветку, Bor.
почему зимой необходимо, чтобы первый
полёт производил сам руководитель полетов
или один из опытных командиров подраз»
делений. Они. смогут определить фактичег
ские условия и принять безошибочно ре
шение о том, можно ли выпускать в са-
мостоятельный полет молодых летчиков.

В. практике летной работы зимой бывали
случаи, когда при длительной стоянке га»
молета на открытом воздухе в кабину про
никал снег в виде мелких снежинок, KOT
рые тонким, почти незаметным слоем 38*
держивались на различных деталях. Вет
ственно, что на взлете из-за завихрения
потоков воздуха в кабине поднимается сво
его рода «пурга», которая может засорять
глаза ‘летчика’и привести к аварии. Ory
опасность надо предотвращать на земле,
продувая кабину самолета’ сжатым возду*
XOM.

Основное, решающее‘ условие успеха
полета молодого летчика зимой — 9
тщательная тюдготовка’ на земле’ к каждое
му  Летному’ упражнению: Елие’ ‘до’ полета
должна быть у летчика полная ясность
закрепленная практическим  тренажем в
кабине. Надо, чтобы он на земле отчетливо
представлял технику выполнения 8в06х
элементов полета, а также и способы Bt
правления возможных ошибок.

Основную тяжесть такой подготовки
слехует возложить на командира звена.

Подготовка молодых летчиков в зимнит
условиях -— ответственный период 0буче-
ния. Успех зависит OT TOTO, насколько
правильно в организадионном и методиче
ском отношении будет ноставлена pavers
всего руководящего летнего состава, начи“
ная от комаядира звена и выше.

Подводя итоги, следует отметить, . 919
действия — истребителей- «охотников» #8
вражеских коммуникациях в Отечествен»
ной войне обычно были комбинированиы“
ми: истребители методом «евободното» по-
иска уничтожали одновременно и воздуш:
ные и наземные цели. Олнако необхолимо
в каждом отдельном случае уметь правиль-
но оценить значение тех или других пе
лей, чтобы в первую очередь поражать Bs
пболее важные. Истребители-«охотник
всегда обязаны помнить. что они прежде
всего воздушные бойцы и для них наиболе
важными целями являются самолеты у
тивника. Поэтому при действиях на ва
жеских коммуникациях «охотник», атекуя
наземные цели, никогда, не должен чрезмер-
HO увлекаться и расхоловать весь 60694
пас.
		Можно ли считать, что в связи с рости
скоростей самолетов-истребителей и даль
нейшим совершенствованием средств 1
диообнаружения метод ведения свободной
«охоты» лолжен отмереть?
	По нашему мнению, для фронтовой ист
ребительной авиации рост скоростей сам
летов сделает действия «охотников» cpas-
	нительно более безопасными от огня ¢
земли.
	Оснащение самолетов-истребителей бол
совершенными радиосредствами. 0626г
Чит «охотнику» поиск целей, но эти,
конечно, не могут быть подменены глаза
И мозг: летчика.
	Наземные радиолокалионные средства
противника вряд ли будут в состоянии
вести непрерывное наблюдение за парами
или за малыми группами, в составе KOT)
рых обычно действуют «охотники». В 1
же время свои наземные станций радио-
обнаружения, вероятно, смогут ropasld
лучше, чем в минувшую войну, оказы:
вать «охотникам» помошь в наведения
их на цели. № тому же не следует забы-
вать того, что параллельно © прогрессом
радиолокапионных средств идет развитие
различных приемов помех и совершенетво-
вание методов подавления работы радис-
локаторов.
	Бее это убеждает нас в необходимости
попрежнему учить летчиков-истребителей
методам ведения свободной «охоты»
твердо придерживаясь принципа. внезат-
ности действий.
	Гвардии. майор В. ДРОЗДОВ,
	Зима — наиболее тяжелая пора длЯ
авиаторов. Полеты в это время сопряжены
со специфическими трудностями.

С чем прежде всего сталкиваешься,
когда зимой выпускаешь в воздух моло-
дого пилота?

Следя из второй кабины «УЙТ’а» за дей-
ствиями летчика, замечаешь какое-то по-
нижение общей активности в управлении
самолетом, ослабление осмотрительности.
Hama практика — летная и инструктор-
ская —- подсказывает следующий вывод:
зимняя одежда стесняет движения летчика
в кабине, создает некоторую неповоротли-
BOCTh, B известной мере отрицательно
влияя на самочувствие и активность пи-
лота.

При организации учебы следует прежде
всего иметь в виду, что зимой в полете для
молодого летчика усложняется распределе-
ние внимания. ›

Мне как-то пришлось долго и настойчи-
во приучать одного пилота к тому, чтобы
зимой он не сосредоточивал все свое внима-
ние исключительно на приборах. Его по-
ведение мне было вполне понятно. Стояли
жестокие морозы. Летчик. естественно, бес-
покоился о температурном режиме и был
весь поглощен приборами, контролирую-
щими работу мотора, упуская все осталь-
ное — показания других приборов,_ круго-
вую осмотрительность, ориентировку.
	Важно добиться такого положения; при
котором летчик тратил бы ве более 3—5
секунд на наблюдение за одним или и6-
сколькими приборами, чтобы затем, опреде-
Лив свое положение относительно горизон-
та (на что должно уходить лишь несколько
секунд). летчик переключал бы свое
внимание на круговую осмотрительность.
А через 10—15 секунд он вновь должен
вернуться к определению положения маши-
ны, показаниям навиганионных и прочих
приборов и т. д.

Поэтому иногда полезно из второй каби-
ны учебного самолета, отдавать приказания
вроде: )

— Проверьте скорость и высоту! 0-
мотритесь кругом, проверьте приборы,
контролирующие работу мотера!.

Время на выполнение всего этого цикла
действий должно быть в пределах тридцати
секунд.

Большое значение имеет навигационная
подготовка, которая должна научить лет-
чика преодолевать трудности ориентировки
зимой. Лля штурмовика. который обычно
летает на небольших высотах, поиск це
лей, точный выход на них и их распозна-
вание — довольно трулное дело даже ле-
том. когда все ориентиры открыты. Зимой
трудности еще более усугубляются тем; что
на фоне снега ориентиры выглядят иначе.
Ориентиры, хорошо различимые летом или
осенью, становятся зимой малозаметными:
реки, озера; не имеющие извилистых бере-
тов, населенные пункты (особенно малень-
кие) просматриваются плохо. Проселочные
дороги нередко заносятся снегом. = вместе
с тем появляется много новых дорог, хоро-.
шо видных © воздуха, но не нанесенных на.
карту.

Вот почему важно раз’яенять летчикам,
что они должны придерживаться основных
линейных и площалных ориентиров, кото-
рые никогда, не меняются. В полете главное
—курс и время; Не размениваясь на мело-
чи, летчик обязан тщательно изучить бук-
вально все ориентиры, имеющиеся в районе
ето полетов. Зимой, однако, нельзя надеять-
ся только на ориентиры, а необхолимо ов-
ладеть всем комплексом самолетовождения
вслепую. Тут требуется длительная тре-
нировка — не только в воздухе, но и на
земле.

Молодой летчик должен быть предупреж-
ден 06 опасности облеленения, которое
	При атаке автоколонны каждый «охот-
ник» вел прицельный огонь только по ©д-
ной автомалиине. Осуществлять некоторый
перенос отня, как это делалось при атаке
эшелонов, здесь было нецелесообразно, так
как машины в автоколонне следуют обыч-
но с интервалами в 30 — 50 метров.
	По автомашинам наиболее выгодно бы-
ло производить атаки c пологого пикиро-
вания пох углами менее 45°. При крутом
пикировании скорость сближения с пелью
увеличивалась, вследствие чего огонь при-
ходилось открывать на елишком: больших
дальностях (до 1.000 метров), а прекра-
щать — на самых выгодных (400 метров),
чтобы не запоздать с выволом из пикиро-
вания. Лучшими углами пикирования та-
ким образом были углы 15—30°. При та-
ких углах оказывалось возможным откры-
вать огонь © высоты 200 метров (лаль-
ность 400 метров), а прекращать его на
высоте 100 метров (вследствие незначи-
тельной осадки самолета). За это время
летчик успевал дать хве-три прицельные
очереди. Когда автоколонны атаковались
пох большими углами к направлению их
движения, огонь обычно открывался с пла-
нирования под углом 5—10° с высоты
100—150 метров.
	Примером успешных действий по авто-
транспорту могут служить вылеты «охот-
ников» Н-ской авиачасти. 19 августа
1944 года пара самолетов «ЯК-3» под
командованием капитана Тюлькина. ведя
свободную «охоту» в районе Магнушев. —
Мариамполь (южнее Варшавы), обнаружи-
ла на Шоссе Козеница-—Радом двусторон-
нее движение автомашин, шелших с ин-
тервалами в 50-—100 метров. Следуя вдоль
1Ш0с2е  «змейкой», наши летчики подожгли
три автомашинет.
	Истребители быстро возвратились на
свой аэродром, дозарядилиеь и через 40
минут снова, вылетели’ в тот же район.
теперь уже. в. составе ‘четверки «ЯК-3».
рассчитывая, что автомашины за это вре-
мя еще не успеют уйти далеко. Действи-
тельно, на участке Козеница-—Аугустув
летчики нагнали автоколонну в 20 авто-
машин. На этот раз «охотники» изменили
свой. маневр, производя заходы на пель по-
самолетно со стороны солнца. Ввод в пи-
кирование начинался с высоты 700 мет-
ров под углом 30°. Веледствне улачного
построения группы атака была непрерыв-
Ной: к моменту выхода последнего само-
лета из первой атаки командир четверки
уже начинал вторую атаку. Этим приемом
одновременно обеспечивалось взаимное
прикрытие. В результате двумя заходами
было уничтожено шесть автомашин.
	На учении, как в бою.
	В части шли летно-тактические yte-
ния. Воздушные разведчики донесли, что
с аэродрома «противника» поднялись 18.
бомбардировщиков в сопровождении де-
вятви истребителей.

Перед командиром эскадрильи гвардии
капитаном Дуровым была поставлена, зада-
ча — отразить налет. бомбардировщиков
на, важный of’ eK,

По земле стлалась дымка, видимоеть не
превышала, двух километров. Облачноеть
ограничивала высоту полета. Но se впер-
вые офицеру Дурову приходилось выпол-
нять такое сложное залание. С первых дней
Великой Отечественной войны он участво-
вал в боях против немецких захвелчиковь
десятки раз отражал налеты «Юнкерсов»,
мастерски сражалея с «Мессершмиттами»
и «Фокке-Вульфами». На ето боевом счету.
— около 400 боевых вылетов и девять
сбитых вражеских семолетов.

«Лавочкины» по сигналу взлетели и бы-
стро набрали высоту. Радиостанция навела’
истребителей на «противника», и сразу же
за. линией фронта, они завязали «бой».
	Четверка гвардии капитана Дурова
атаковала. бомбардировщиков. Гвардии ка-
питан Непряхин своей группой напал на
истребителей согровожденяя. При выходе
из первой атаки на группу офицера Луро-
	ва устремились истребители «протявни-
ка».

«Где же Непряхин?» — полумал ко-
	мандир и тотчас же приказал паре гвардии
старшего лейтенанта Вяткина отбить на-
падение «противника», а, сам вместе. со сво-
им напарником произвел несколько успеш-
ных атак по бомбарлировщикам и разбил
их строй. Учебно-боевая задача была вы-
полнена.
	Бечером того же дня командир, эскад-
рильч провел разбор полетов.

— Сегодня, — говорил он, =—— гвардии
капитан Непряхин допустил ошибку. Он
не должен был вступать з активный «бой»
с первой группой истребителей «синих».
От его группы требовалось: прикрыть
Ударную гругпу, не подпустить к ней
истребителей «противника».

На разборе гвардия капитан Дуров при-
вел пример из ©воей боевой практики.
	...Шестерка истребителей, во главе с
гвардии капитаном Куманичкиным встре-
тила, большую группу «Юнкерсов», при-
крываемую «Фокке-Вульфами». Куманич-
кин приказал капитану Дурову и его напар-
нику прикрыть ударную гругпу. Четверка
«Л]авочкиных» устремилась «Юнкёрсам» в
л9б. Атаку попытались сорвать «Фокке-
Вульфы», но офицер Дуров и его ведомый
не полтустили Их. В Это ‘ время Ry-
маничкин всей своей Группой разбил
строй «Юнкерсов» и преградил им путь к
цели. Заторелись и свалились на землю
три «Юнкерса». Немпы беспорядочно по-
бросали бомбы и повернуля обратно. Так
группа Вуманичкина выиграла бой < чис-
ленно превосходящим противником  бла-
тодаря тому, что ее непрерывно защища-
ли истребители прикрытяя. т
	— При любых узловиях обеспечить
атаку ухарной труппе —— главная задача
истребителей прикрытия, =— сказало в
заключение Дуров. .
	На том же разборе полетов командир
эскадрилья поставил летчикам в пример
пары твардии ‘лейтенанта Алексеева и
твардии младшего лейтенанта Полищука.
Летчики находились в боевой готовности
№ 1. На аэродром ожидалея налет «про-
тивникз». Как только в небо взвялаеь ра-
кета, офицеры Алексеев и Полищук бы-
стро запустили моторы, ‘одновременно
взлетели и начали набирать высоту. Свя-
завтиеь по радио 6 команлным пунктом,
они направились в тот район, откуда к
аэротрюму приближались «синие». ( земли

сообщили: «Противник» Wier ¢ WM Hd
высоте 2.000 метров. Лейтенант Алексе-
ев со своим чапарником поднялся на
3.000: метров и, укрываяеь в облачности,
‘етал выжидать. Через несколько минут
показались самолеты. Офицеры Алексеев и
Политиук незаметно зашли’ истребителям в
хвост и «ебияли» их.

— Гвардии лейтенант Алексеев. и гвар-
дии младший лейтенант Полищук действо-
вели сегодня так, как в бою с настоящим
противником, — об’явил командир эскад-
рильи.

Учиться тому, что необходимо на, войне,
— этим требованием товарища Сталина
здесь проникнуты каждое занятие в клас-
сах, каждый тренировочный полет. В эс-
кодрилье гвардии капитана Дурова при вы-
полнении учебно-боевых заданий не до-
пускаются условности, He ослабляется
требовательность.

Шестерка «Лавочкиных» вылетела на
штурмовку аэродроме «противника». Удар-
ную группу возглавлял Командир эскад-
рильи. Пару истребителей прикрытия вел
твардии лейтенант Бокач. На пути к пели
истребителей могли перехватить «охотни-
ки», Гвардии лейтенант Бокач предполагал,
что «противник» попытается атаковать
группу Дурова только езади, а поэтому и
держался от нее на, значительном удалении.
На левом развороте четверки «Лавочки-
ных» он оставался с правой стороны я
еше больше отстал от прикрываемой пруп-.
пы. «Охотники» воспользовались ошибкой.
гвардии лейтенанта Бокач и атаковали
группу гвардии капитана Дурова спереди
и <боку.

Командир показал на фронтовом эпизоде,
к чему могла привести в боевых условиях
ошибка, гвардии лейтенанта Бокач.
	Построив всю учебу на основе Фронто-
вого опыта. командир эскадрильи доби-
ваетея высоких показателей в боевой
выучке летчиков. Его эскадрилья по пра-
BY занимавт первое место в части. Ее лет-
чики ранее других научилиеь взлетать
звеном, вести групповой воздушный Sol,
метко бомбить и без промаха разить цели
йз бортового оружия.
	Но отному из послелних полетов эскад-
	рильи можно судить о возросшем- ббевом
	мастерстве летчиков.

Твардии старший лейтенант Тобзин вел
четверку истребителей на «бомбардировку»
и «штурмовку» целей. Его прикрывала
группа истребителей во главе с гвархии к&-
питаном Дуровым. Пеередником был коман-
дир части. Самолеты набрали высоту в
6.000 метров и взяли курс на запад. Чтобы
обмануть” «противника», тов. Лобзин вел
трушпу в стороне от цели. За ней неот-
ступно следовали истребители прикрытия.
Пройдя «линию фронта», группа истреби-
телей-штурмовиков резко развернулась в
сторону и спикировала ина пель. Зенитки
«противника» молчали — они были за-
стигнуты врасплох.
	«Отбомбившиеь», «Лавочкины»  снизи-
лись, чтобы «петурмовать» автомашины. 09
всех сторон их надежно охраняли истреби-
тели во главе с твардаи капитаном Дуро-
вым. После. первой «атаки» на «Лавочки-
ных» пытались напасть. самолеты . «про-
тивника», но они своевременно были заме-
чены групюй Дурова. Когда истребите-
ли после успешного. «боя» ушли от цели,
посредники осмотрели полигон. Все бомбы
разорвались в кругу, и макеты автомалгин
были поражены метко.
	Бомандир части еще раз убедился в вы-
сокой боевой выучке эскадрильи гвардии
капитана Александра Дурова.

Майор И. ЦВЕТНОВ.
	Центральная группа войск.
(По телеграфу).
			>.
				Командир звена лейтенант П. Степанов, обучая молодых  летаевов, умело пере
	дает им свой боевой опыт. Его звено является лучшим в части.
. Cuumox TT. Boonecencroro.
	Огневое мастерство. истребителей
	оказалось восемь черных м десять красных
пробоин. По условиям стрельбы достаточ-
но четырех попаданий, чтобы считать ce
отличной. Летчики Силаев и ^ Николаев
показали высокую огневую выучку,
	Отлично провели стрельбы и летчики-
истребители Герой Советского Союза гвар-
дни капитан Старчиков и гвардии Лей-
тенант Евстифеев. Старчиков сделал семь
попаданий, Евстифеев тесть.
	Эти уснехи завоеваны ценой больших
‘усилий. Летчики Силаев, Николаев, Стаз-
чиков, Евстифеев неустанно соверщенст-
вуют свое отневое мастерство.
	В конус!   _ Майор А, ШУЛЬГИН.
	горючее
	ГЕЛОМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (По
телографу). На заполярном аэродроме’ в
этот день чувствовалось особенное  ожив-
ление. Летчики-истребитети заканчивали
последние подготовительные работы К
предстоящим стрельбам по  движущямея

конусам.
Вот в воздух поднялась нара боевых са-
молетов. Один из них гилотировал стар-
ий лейтенант В. Силаев. ‘второй —
старший лейтенант Николаев. `В заданной
зоне летчики обнаружили самолет. Подойдя
к нему на дистанцию 150—200 метров,
они обстреляли конус с первото же захода.
Затем были совершены второй и ‘третий за-
ходы.
Стрельбы прошли успешно. В конусе
	Летчики. экономят
	гр“

БЕЛОРУСОБКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. - (0т
наш. корр.”по телеграфу). Еще недавно
старцеий. техник эскадрильи офипер Угод-
ников. не мог точно сказать, сколько B
эскадрилье расходуется горючего. Расход:
авиабензина учитывался здесь только B
масштабе полка.

Сейчас в зокадрилье на каждый 6а-
молет имеются учетные карточки, где за-
писываются время. и характер полета,
норма горючего и количество сэкономлен-
ного или перерасходованного бензини. Пос-
Ле каждого полета. старший. техник эс-
кадрильи и механики подводят итоги и
заполняют эти карточки. 7
	ста. Механики сокращают время пробы
мотора на земле, Для полотревя, и мытья
самолета употребляются керосин и
низкосортный бензин; При заправке’ с8-
молетов в полетные дни вылеляется мото-
рист, в обязанности которого входит Ae-
журство на бёнзозаправщике. Этот же мо-
торист следит за правильностью записей
количества бензина, идущего на заправку.
Ле каждого полета. старший техник э6-
заполняют эти кафточки.

За экономию горючего борется весь со-
став эвскадрильй -—— от летчика ло моторч-

Много горючего экономят во время
‘учебных полетов летчики. В один из
летных ‘дней командир’ звена ‘лейтенант
Ремизов сэкономил 242 килограмма бензи-
на; командир эскадрильи Герой Советзко-
ro Союза старший лейтенант Долгов
сэконемил в этот же день 309 килограм-

мов горючего.
	Учеба летчиков-высотников.
	ПРИМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. -(По ров и пользованию ими, влиянию высоты
телеграфу). В Н-ской авиачаести проведены   па организм летчика.
трехдневные сборы  летчиков-высотников. В заключение были организованы поле-
На сборах командиры эскадрилий овладева- ты в ‘сложных условиях © применением

ли методикой выюотной подготовки ‘летного  сомбометания и стрельбы. Отлично выпол-
	И НО ПЕРСИ 1 Ч о Е Е а РТР Е

состава. Отдельные занятия были посвяще-
ae нили упражнения майор Антимиров, капи-

ны самолетовожлению на больших высотах.
	втмосферному давлению на высоте и гигие-  Тан Шляпугин, старшие лейтенанты Фор-
не полета, устройству кислотодных прибо-[манчук и Кобцев.

дания или внезашно выскакивая на 06’ект   станции Гумарке, летчики обнаружили
	на ней скопление пяти  этелонов,
no 30—40 вагонов в каждом эшелоне.
Не медля ни минуты, «охотники» с выео-
ты 800—1.000 метров атаковали цели: на
первом заходе они сбросили бомбы, а при
повторных—— обстреляли эпелоны из пучиек
и пулеметов. В результате прямых попеда-
ний четырех бомб возникли пожары —
сгорело до 40 вагонов — и взорвался Ta
ровоз. Вроме того, лве бомбы попали в зла-
	эти примеры показывают, какой ‹ерьез-
ной силой являются истребители-«охотни-
ки» в борьбе против железнодорожных ком-
муникаций. Олнако еще более велика их
роль при действиях по автомобильному
транспорту. Дело в том, что автомобильные
перевозки производились противником наи-
более интенсивно в ближнем тылу, то-есть
как раз в основном районе действий истре-
бителей-‹охотников», тогда как большая
часть железнодорожных перевозок шла вне
радиуса действия истребителей. К тому же
железнодорожные перевозки в ближнем
тылу противник по соображениям маски-
ровки, как правило, производил после на-
ступления темноты.
	Осуществляя поиск автоколонн, истре-
бители-«охотники» ‹ летали  влоль и Ae
сколько в стороне от намеченной автомаги-
страли, пересекая ве время OT времени,
то-есть совершали полет как бы «змей-
кой». (При таком способе поиска цели
сохранялся элемент внезапности, повы-
шалась эффективность: поражение. движу-
щихся автомашин зачастую приводило Е
их столкновениям и авариям, Полет истое-
бителей-‹охотников» вдоль дороги «змей-
кой» имел еще одно преимущество: `уве-
личивалаеь вероятность ветречи с транс-
портными самолетами немцев, для которых
дороги служили удобными линейными
ориентирами. Кроме того. «омейка» за-
	бреющим полетом, наши истребители. не-
прерывно «висели» над станцией Идрица,
препятствуя ее работе. Олновременна . дру-
гие пары «охотников», еледуя <«змейкой»
вдоль примыкавииих & станции участков
пути, ловили эшелоны на перегонах.
	Только за один день — 2 июля 1944
rola — шесть пах наших истребителей
непрерывными атаками но подходившим к
станции и отправлявшиямея се нее эшело-
	нам уничтожили и вывели из строя 5 па-  88 ВОБзала.
	р0в030в; 10 ватонов и 2 платформы. Носле
нескольких крушений, возникших в ре-
зультате этих ударов с воздуха, резко по-
низилась пропускная способность железно-
дорожной станции, а к концу первой де-
кады июля станция Идрипа’ полностью
свернула свою работу днем. 910. привело
к нарушению дневного движения также на
соседних железнодорожных участках.
	Таким образом, действия истребителей-
«охотников» дали результаты, выходящие
3& пределы чисто тактического успеха.
	Действия истребителей-‹«охотников» по
станции Идрица наглядно показывают, что
метох свободного поиска целей все же не
должен превращаться в «бродяжничество»,
эти действия не. должны ограничиваться
лишь поражением случайных целей,
	Применение о истребителями-«охотника-
ми» бомбометания еще более резко усили-
вало эффект их действий по железнодорож--
ным об’ектам. Вак правило, бомбометание
производилось с пикирования. В зависимо-
сти от размеров пели, степени противодей-
ствия зенитной артиллерии и тяпа самоле-
та углы пикирования колебались в преде-
лах от 40—50° до 60—70°. Высота ебра-
сывания 00мб и вывода из пикирования
была обычно 1.000, но ве менее 600 мет-
pos. Когда было необхолимо, оба экипажа
пары брали бомбовую. нагрузку; в других
случаях «охотники» летали четверками ¢
	тем, чтобы одна пора пела в полет 0ез.00мб,   дороти слу;
выполняя функции прикрытия. В условиях   ориентирами.
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Действия истребителей-„охотников“
на воздушных и наземных коммуникациях”.
	БОРЬБА С НАЗЕМНЫМ
ТРАНСПОРТОМ ПРОТИВНИКА
	за годы Отечественной войны советские
истребители-‹охотники» накопили большой
отыт в борьбе с наземным транспортом. В
этом отношении показателен опыт Н-ской
твардейской авиачасти, весьма уепешно
действовавшей по подвижному составу не-
мецких войск, отрезанных в Крыму. Коман-
дир чаети, зная, что немпы не в состоянии
пополнять свой паровозный пафк, считал
самой важной задачей выводить из строя
паровозы. Поэтому при атаке эшелонов нер-
вый удар всегда, наносился по локомотиву.
‘Опыт показал, что эшелоны выгоднее BCe-
го атаковывать в движении, особенно на
закруглениях полотна, на мосту или в вы-
емке, котда удар по паровозу привбдит к
крушению всего состава. Эти атаки обыч-
но производились под прямым углом к на-
правлению движения эшелона или пол
углами, близкими к прямому, для Tor,
чтобы избежаль рикошетирования снаря-
дов. Атакуя состав с бензоцистернами,
‘истребители-«охотники» первым долгом
метили в паровоз, а затем, после остановки
состава. производили дальнейшие атаки
ртазвернутым фронтом пар под ракурсом
4/4, стремясь одновременно зажечь ци“
стерны, расположенные в центре и по
краям.

Пытаясь обмануть «охотников», немец-
кие машинисты зачастую во время наших
атак © воздуха сами спускали пар,
	Атака эшелонов производилась пол нет
большими углами к направлению движе-
ния поезда. Это давало возможность пере-
Носить огонь с вагона на вагон влоль эпе-

она.
	В результате действий истребителей-
«охотников» в Крыму ‘немпы к началу
нашего апрельского наступления 1944
года буквально залыхались ‘от недостатка
в подвижном составе. Е

В отдельных случаях «охотники» ока-
зывали неоценимую помощь советеким
войскам. Так, например, благодаря успеш-
ным действиям «охотников» Н-ской ча-
сти, взорвавших паровоз у специального
поезда-путеразрушителя (который должен
был нри отступлении немцев уничтожать
пути), весь участок ‘железной дороги от
Керчи ло Феодосии был захвачен нашими
наступавшими войсками в. исправном: со-
стоянии.
	В день прорыва 0бороны немцев’ на Си-
вашеком плацдарме пара «охотников»
пох командованием Героя Советского Союза
старшего лейтенанта Мазана, взорваз паро-
в03, остановила пелый эшелон е войсками
и грузами, отходивший от Ишуньских по-
зиций к станции Джанкой. Буквально че-
рез несколько минут эшелон захватили
наши танки, прорывавигиеся к железной
дороге Ишунь-—Лжанкой. чтобы  перере-
	зать ее. Эшелон успел бы. проскочить: на
	Джанкой, если 0 не умелые те На-
ших истребителей.
имитируя взрыв котла. Однако советские
летчики очень ‘быстро распознали эту
уловку врага: при действительном взрыве
котла возникает целое облако  серовато-
трязного пара, захватывающее иногда да-
же самолет «охотника»,
пара бывает мало, пвет его — белый.
Только при атаках пассажирского с0-
става первый улар наносился не по паро-
posy. B прифронтовой полосе пассажир-
ские вагоны обычно служили для перево-

& при, имитации:

Опыт Отечественной войны показал, что
истребители- «охотники» споеобны дейет-
вовать по железнодорожному транспорту
парами, а также мелкими и крупными
группами. Большное значение имела непре-
рывность действий. Она позволяла полно-
стью нарушать дневное ‚железнодорожное
движение. Tar, ‘например. в июле
1944 года истребители-«охотники» H-eno-
го соединения успешно блокировали же-
лезнолорожную станцию Идрипа -— един-
ственную узловую станечю на ланном уча-
	возу. Б прифронтовой полосе пассажир-
зок солдат и офицеров. Поэтому «охотни-
ки» повторяли евои заходы вдоль эшело-
на 19 Тех пор. пока не останавливался
		А

Так, в частности, поступила четверка
истребителей под` командованием  стаф-
шего лейтенанта Сазыкина, вылетевшая
на свободную «охоту». На каждом самолете
первой пары «охотников» были подвешены
«ФАБ-50», a Ha самолетах другой
пары — «40-25». Поиск целей велся
вдоль железной дороги в ближайшем тылу
противника. Нодлетая к железнодорожной
					Нары «охотников» над’ самолетах  ниэкой облачности. sorta вероятность
«ЯВ-9» стали подкарауливать немецкие! встречи © истребителями противника. незе-
эшелоны на выхолных. и вхолных стрелках   лика. а также когла активность истреби-
	железнолорюжной станции. Маскируясь об
	a LeU VU EO de, DIT Re am PM 92 +8377 522

встречи с истребителями противника неве-  ПРУДНЯла противодействие co стороны ма-
тика, а также когла аютивность истреби-   Локатиберной зенитной артиллерии про-
тельной авиажии немцев была слабой, бом-] тивника, обычно прикрывавшей крупные
		® Окончание. Начало см. в № 53 «Ста-