: в иарта 1947 г. № 55 (662).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ ие
		() само
	В Президиуме Вер
	Презилиум Верховного Совета СССР ва-
звачил Министра Вооруженных Cm P
геперала: армии Бултанина Николая Алек-
	зачетам по той или иной теме Бурса Goe-
	BOK потготовки.
	ховного Совета СССР
	санлровича заместителем Продседателя Cos
	вета Министров СОСР.
	стоятельной учебе
‚мной подготовке
			В Совете Министров. СССР
	Совет Министров СССР назначил На-
чальника Генеральном Штаба Вооружен-
вых Сил СОСР Маршала, Советского Союза
	Василевского Александра Михайловича пер-
ти заместителем Министра Вооруженных
		В минувтем году мы многое сделали для
совертенсотвования боевой выучки летчи-
ков, штурманов, техников и механиков. 0г-
ромную роль в этом сыграли Курсы боевой
подготовки. Основные организационные
	принципы обучения, установленные Вурев-
	ми, дали хорошие результаты.

Однако в прошлом учебном году. некото-
рые очень хоропгие установки еще не везде
были по-настоящему претворены в жизнь.
Мы имеем в вилу в первую очередь вамо-
стоятельную учебу авиаторов.

Действительно ли этот метод стал osme-
признанным в совершенствоващии наших
офиперских кадров? Далеко нет. Когда ана-
лизируешь отдельные пробелы наземной
подготовки авиаторов. то приходишь к вы-
вюду: корень зла в том, что у летчика ее
не всегда имеются достаточно широкие
возможности для самостоятельной учебы.
Это происходит прежде всего из-за ч0ез-
мерного увеличения обязательных занятий
в многочисленных учебных группах.

Большое количество этих трупп в пол-
ках создает иной раз трудности в подборе
и потготовке руководителей, снижает ка-
чество их работы. Для того, чтобы обучать
летчиков, мало быть, например, хороним
мастером воздушного боя или б0мбо- штур-
мовых ударов, — нужно еще быть мастером
обучения войск. иметь хорошие методиче-
ские навыки, уметь доходчиво, увлекатель-
но и вместе с тем грамотно раз’яснять слу-
шателям изучаемые темы. Руководить за-
нятием — большое искуество, и им овла-
дели далеко не все наши командиры. Сре-
ди командиров эскадрилий ‘У нас еще
немало таких, которые не имеют дос-
таточных методических навыков и личного
опыта в учебной работе. В подавляющем
бельшинетве это мололые летчики, выхви-
нувшиеся за время Отечественной войны.
	В некоторых подразделениях наземная
подготовка авиаторов практически еклады-
вается так, что в конечном итоте вся тя-
жесть обучения ложится на плечи комам-
лира эскадрильи, Сегодня он проводит за-
нятие по тактике. завтра, — по аэродина-
михе ит, д. Ожидать высокого уровня на-
земной подготовки от тавих занятий, 50-
печно. не прихохится.
	Виноват ли в этом комантир эскадрильи!
По нашему мнению, нет. Ири всем жела-
нии он не в состоянии ках следует подго»
товиться в занятиям, едва успевает с0-
ставлять конспекты. .

В некоторых частях еще в прошлом. го-
ху были преднриняты попытки улучшить
систему учебы. Было решено отказатьея от
многочисленных классных занятий и из-
лишнего количества групи: их об’единяли
по различным видам учебы. Поступая так,
иеходили из ` следующего соображения:
`пуеть занятий будет меньше, пусть число
прочитанных лекций сократится в He-
сколько раз, но зато можно будет резко п9-
выесить их качество и, что самое плавное,
предоставить летчику возможность поболь-
ше заниматься самостоятельно. Пусть та
или иная лекция булет прочитана сразу
всех офицерам полка, но зато она должна
быть так подготовлена, чтобы каждый слу-
шатель получил хорошую основу для даль-
нейшей самостоятельной учебы.

Вот как этот метод был применен в виде
опыта, в одной нз авиачастей при прохож-
дении темы «Подготовка материальной ча-
сти Е зиме». Автор этих строк вызвал ин-
женера части и предложил ему детально
разработать тему, изложив ее в письмен-
ном виде, При этом инженеру было ска-
залто:

— Учтите, что вы должны написать
вею лекцию от первого до последнего ело-
ва, Вы будете читать то, что заранее на-
пишете, & на доске можете чертить нуж-
ные вам схемы. На свою память не надей-
тесь. Составьте также подробный план вее-
го занятия. Сколько на это вам нотребует-
ся времени?

Герой Советского Союза
генерал-полковник авиации
	Такая система учебы ` облегчает более
	и: р: РЕ ТУ Иа =e

подготовленным товарищам  быстрейшее
Н. ПАПИВИН продвижение вперед и переход к более
> сложным темам. Успех наземной учебы
	летчиков определяется прежде всего их са-
мостоятельной работой. Строгая ‘требова-
тельность, исключающая возмежноеть иг-
кусственного повышения отметок, и по-
вселневный контроль позволяют командиру
иметь четкую картину того, кто идет ‘впе-
реди, кто отстает. Летчик,  во-время He
славпеий зачета, получает дополнительный
срок для подготовки, а иногда — заодно
— и взыскание.

Введение в практику обязательных за»
четных севсий еще более повышает роль
самостоятельной учебы авиаторов, У ко-
мандира эскадрильи, который хочет. чтобы
	ео подчиненные «не уларили лицом BI
	грязь», есть гей час только один путь —
помогать евоим летчикам отлично подгото-
виться к зачетам. Принимать Эти зачеты
булет уже не он. а комиссия. Это обетоя-
тельетво новышает ответетвенность кажло-
го летчика в отдельности за подготовку Е
сессии, а командира эскадрильи — за всех
своих подчиненных. Вот почему командир
‘теперь пристально елелит за ходом еамо-
‘стоятельной учебы авиаторов, 38 тем,
имеется ли в классе необходимая литерз-
тура, обеспечена ли консультация.

То, что нами сделано в области само-
стоятельной учебы в прошлом году, — это
только первые шаги. Однако результаты
уже чувствуются сейчас. Не случайно в
Н-ской штурмовой ввиачасти, где описан-
ная нами система внелрялась более смело
и последовалельно. подавляющее большин-
ство офицеров получило на инснекторекой
осенней проверке отличные и хорошие
оценки. Не случайно офицеры, инепекти-
ровавшие эту часть, отмечали, что летчи-
ки здесь проявляют большой интерес к са-
мостоятельной учебе, командиры экад-
рилий ортанивовали за ходом ее хороший
контроль, что наиболее подготовленные
летчики не залёрживаются пололгу (как
это было ральше) на изучении хорошо из-
вестных им дисциплин, а приступают к
слеующим упражнениям Курса боевой под-
POTOBER.

В текущем учебном году взят ку Ha
то, чтобы еще более последовательно и
репгительно внедрять метод вамостоятель-
ной учебы в организацию наземной подто-
товки авиаторов, Решено по некоторым те-.
мам совершенно отказаться от групповых
классных занятий, По ним будут произво-
литься только зачеты. Готовиться к заче-
там летчики должны самостоятельно, руко-
водствуясь вопросником и перечнем лите-
ратуры.

Естественно, для этого требуетея, чтобы
лекции, которые намечено прочитать, бы-
ли содержательны и доходчивы, чтобы они
действительно давали пишу уму и состав-
ляли прочную основу, позволяющую авид-
Тору самостоятельно продолжать лальней-
шее изучение данного предмета. Так как
число лекций ограничено, мы имеем воз-
можность чаще привлекать к руководству
занятиями командиров частей И подразде-
лений, их заместителей, начальников шта-
бов.. Тем самым качество наземной подго-
товки значительно улучшается.
	Отказ от больного чиела прупп,-от. фор-
мального отсиживания часов на занятиях,
переход в хорошо организованной само-
стоятельной учебе, к проведению квелифи-
цированных лекций и строгих зачетов, не-
зомненно, значительно улучшат качество
боевой подготовки советских авиаторов,
откроют большие возможности для даль-
нейшего под’ема политического, военного и
культурного уровня папих офицерских
	— Два часа, —- ответил инженер,

Мне было ясно, что в два часа он, ко-
ночно. не уложится (так оно потом и ока-
залось). Этот срок инженер назвал лишь
потому, что па занатие по теме «Подго-
TOBRG материальной части к зиме» х сих
пор отводилось два часа.
	„..В клаюее собрались все летчики. Ив-
женер части прочитал им лекцию.
	— Вы уверены, что теперь все знают,
как надо готовить и эксплоатировать ма-
териальную часть-зимой? — спросил я ин-
женера,

— Нет, не уверен, Теоретически они,
конечно. знают...

— А практически?

— Не могу ручаться.

Пришлось потребовать, чтобы лекция
была дополнена практической демонотра-
пией того, как отеплять самолет, как его
экеплоатировать зимой.
	Второе занятие было проведено у camo-
лета-эталона. На Этот раз’инженер не
только рассказывал, но и показывал. В это
время епениальная группа техников демон-
стрировала на самолете-эталоне весь про-
цесс работ, связанных ев подготовкой мапги-
HAI K SHMé. —
	По-новому начали мы строить наземную
подготовку и по другим дисциплинам. Но
правило остается то же: максимум внима-
ния подбору и методической подготовке ру-
воводителей, качеству занятий и в обобен-
ности самостоятельной учебе авиатора; не
увлекаться большим числом групи обучае-
мых и методом охвих только классных за-
нятий.

Вбзьмем, например, тему «Практическая
аэродинамика». Группа летчиков об’еди-
няетея для занятий в маснитабю части, лек-
тор — один из командиров эскадрилий, хо-
репо знающий эту дисциплину, или заме-
ститель командира полка, Он тщательно го-
товитея к лекции; подбирает схемы и дру-
THe наглядные пособия, проверяет, имеет-
ся ли в учебном классе все, что требуется
для иллюстрации законов вэролинамики.
Кроме того, лектор намечает вопросы, ко-
торые будут задаваться на зачетах, укв-
зывает литературу и пособие. Вопросник
утверждается командиром частн и раздает-
ся веем слушателям после лекции, при-
чем тут же сообщается, в какие дни со-
CTOITCH зачеты.
	В расписании предусматривается время
для самостоятельной NOADOTOBEM летчиков.
Owe занимаются также и во внеслужебное
время. Библиотека, классы, консультации
— все к их услугам...
	Бомандир эскадрильи теперь больше, чем
когда бы то ни было, интересуется, как
его летчики готовятея к зачетам. Раньше
он сам не только руководил многими. за-
нятиями, но и принимал зачеть (в погоне
за отличными показателями \ некоторые
командиры ставили повышенные оценки),
В настоящее время по наиболее ответетвен-
ным темам зачет принимает  старпейй
командир. ЧЛетчику предоставляется воз-
MOMHOCTh самостоятельно готовиться и да-
же досрочно сдать очерелной зачет по той
теме, по которой он чувствует себя хорошо
	подготовленным. Эту возможность в извест-
		Ном случае может использовать звено,
иногла и эскадрилья в полом.
	НЕУТОМИМЫЕ
	Кюгла поднялась первая сильная метель,
лейтенант Есипов об’явил трактористам и
припепщикам:

— Ну, солдать, настал наш черед!

— Не подкачаем, товарищ лейтенаят!—
ответил за всех тракторист Бандауров.

Через несколько часов Кандауров тащил
но летному полю на прицене своей машины
волокушу. За «лидером» шла машина сол-
хата Колупаева, а следом — другие трак-
торы. Наступила ночь. Вее сильнее разы-
грывался степной ветер. И вот уже не вид-
но машин. Выйдя на широкий простор лет-
ного поля, они потонули в снежной пучине,

Вею ночь бушевала вьюга. И вею ночь
не умолкал гул тракторов. № расевету ве-
	тер утих. Установилась ясная морозная по
	года. Только свежие еугробы напоминали
о ночной вьюге.

- В этот день, Вак и всегда, нормально
проходили полеты...

Но в вечеру с новой силой разыгрался
ветер. Еше сильней, чем вчера, со свистом
и завыванием разыгралась пурга. И так
же, как во вчерашнюю ночь, не пришлось
отдыхать тректориетам и припепщикам.

В эти дни не уходил с летного поля и
старший лейтенант Ипголитов.

— К утру аэродром должен быть в рз-
бочем состоянии, — приказывал он под-
чиненным, :
	В проплем политработник, Николай Ин-
	политов хороню знает цену учебному вре-
мени.

— Допустить. ерыв полетов по вине
азродромной службы — лучите провалиться
сввозь землю, — говорит он. — Надо ра-
ботать столько, сколько потребуется,

И еге подчиненные не считаются с вре-
менем, чтобы обеспечить непрерывную уче-
бу авиаторов.

Еще летом стартий лейтенант Ипполи-
тов, подготавливая к знме прицепные ме-
ханизмы, задумалея над усовершенетвова-
нием снегореза. Офипера не удовлетворял
существовавший в части сногорез. Долго
мастерил он с группой солдат новый рель-
совый механизм, который бы срезал своей
тяжестью, переламывал не только сугробы
	  енега, но и облеленевшие выступы на поле
	И Ипполитов добился своего. Новый при-
цепной механизм-—<угроборез—отлично за-
рекомендовал себя в борьбе со снежными
заносами.

0 людях подразделения командир  го-
ворит с гордостью:

— Молодцы! Аэродром у них, как стек-
лышко!

Подразделение завоевало первенство в
округе, в упорной борьбе преодолевая все
трулноетя,

Как налажено обслуживание учебных
полетов? Прежде всего, здесь царит атмос-
hepa делвых отномений, хорошей ®рабо-
танности между летной частью и аэро-
дромной службой. Их командиры всемерто
поддерживают и укрепляют такие отноше-
ния и у личного состава.

Еели на завтратнний день Ва
	ния капитан Рожков созывает начальни-
ков служб и отдает предварительное рах-
поряжение. Начинается подготовка. Уже в
вечера назначается ответственный дежур-
пый — odmmep, который осуществляет
контроль за ходом работы.

Позже, когла из штаба авиачасти по
ступил заявка из ‘материальло-техническое
обеспечение полетов, командир полразле-
ления отдает приказ, в котором конкретно
определяется об’ем работ.

Имея четкие и ясные указания коман“
дира, начальники служб доводят задачи
до исполнителей.

Старший лейтенант ’Ипполитов тша-
тельно проверяет состояние летного поля
и, в зависимости от надобности, пускает в
хол тракторы е прицепными механизмами;
Если это бывает необходимо, ahora на
аэродроме продолжается и ночью.

К утру, в назначенное приказом. время,
связисты лейтенанта Фуга выносят на
старт радиостанцию, чаводят проводную
связь. Прибывает стартовая команда:
Ranaran Солий высылает заранее подго-
товленные бензо- и водомаслозаправщики
и, как резервные ередетва, — стартер и
установленные на полозья тончарки с
подогретыми водой и маслом. На старт
также высылаются дежурные грузовая и
санитарная малтины...

(Сейчас, в зимнее время, установлен
особый контроль 34  горюче-смазочныхи
матерпалами, Поэтому, кроме дежурного
офипера;, на полеты еще высылается тех-
ник по авиатопливу. Он строго контроли-
рует заправку самолетов и качество горю-
че-смазочных материалов.

Командир подразделения, как правило,
приходит на старт к началу летного дня;
Оля лично проверяет готовность к обелужи-
ванию ‘голетов. Вомандир подуечает недо-
сталеи в работе отлельных офицеров, сер-
жантов и солдат. Вечером на совещания
командиров и начальников он дает указа-
ния. как их исправить. —

„.Уже не зд горами весенняя распути-
ца. В этому. ответетвенному периоду под
разделение настойчиво тотовитея уже’ сей-
час. Аэродром разделен на две части, В
низине каждый день продолжают утрам-
бовывать снег, чтобы в распутицу здесь
KAR можно дольше продержалась счеговая
взлетно-посадочная полоса,

Па той половине аэродрома, где имеется
возвышенность, наоборот, снег не YTPAN-
бовывается. Как только он начнет таять,
его специальными волокушами будут
«развозить» по сторонам.

Расчет верный: не успеет снежизя по-
71068 растаять, как уже просохнет и будет
подготовлена взлетно-посадочная полоса на
грунте. `Боевая учеба летной части будет
продолжаться 9ез перебоев и в весеннюю
распутиду.
	Таковы дела и люди этого передового
	подразделения.
Майор А. ГОРДИЕНКО.
Н-ский авиагарнизон:
(По телеграфу от наш. корр.).
	ними инструктивно- -методические занятия
или приходил в звено и помогал командиру
на месте конкретным показом. Тов. Сме-
тана предпочитает более простой, хотя
и менее результативный метод -—— занятия
В составе всей эскадрильи.
	Вонечно, командир эскадрильи лучше
проведет предполетную подготовку, чем
командир звена, но ведь у каждого коман-
дира звена есть ряд вогрогов, касающихся
только подчиненных ему летчиков, вопро-
сов, требующих полного раз’яснения и
уточнения. Вот тут-то и должен притти
на помощь командир  эскадрильн, Долг
гвардии старшего лейтенанта Сметана —
не только отводить для занятий звеньев
нужное количество времени, но и оказы-
вать командирам звеньев необходимую ме-
тодическую помошь.
	Bee sto показывает, что вопрое 6 CKO
лоченноети и слетанности звеньев, являю-
шиуся первичным тактическим подразделе-
нием, имеет очень важное значение, 060-
Geto в свете вадач, го?тавленных пере
	оозетевими офицерами приказом товарища
Сталина.
	Но во всем ли прав гварлим майор
Окунев? Нам кажется, что кое в чем он
допускает оптибку. Говоря о необходимости
улучшения прупловой слетанноетя звеньев
ий пар, о решающей роли командиров эскад-
рилий, командиров звеньев и етарших лет-
чиков, гвардни майор Окунев обошел мол-
чанием роль командира полка и его заме-
стителя по летной части, А ведь их ga.
бывать нельзя: им принадлежит первое
слово в обучении летного со-тава пруппо-
БОЙ слетанности. Командир полка и его за-
меститель — это, как правило, самые
отытные летчики и самые сильные мето-
диеты. Когла, например, гварлии старший
лейтенант Сметана допустил ошибку, ee
кто иной, как гварлии майор Окунев,
должен был обратить на это внимание и
методическими  указамиями,  неослабных
контролем, помочь тов, Сметане. Вот тогда
гвардии майору Окуневу не пришлось бы
сомневаться в том, сумеют ли отдельные
командиры звеньев и старшие летчики
	обеспечить цельность строя при полете
большой группой.
	Гвардии майор Л, ПЕРЕПЕЛОВ.
		ТРУЖЕНИКИ

На аэродроме Н-ской авиачасти. Ме-
теонаблюдатель сверхерочник старший
сержант М. Разухина и старший метео-
ролог младший техник-лейтенант П. Бо-
гатов ведут наблюдение за шаро-пило-
том.

Снимок капитана М, Рунова,
	„ДЕСАНТ“
УНИЧТОЖЕН
ВОЕННАЯ ИГРА В АВИАУЧИЛИЩЕ
	’ Подполковник  Сохапкий вызвал Е
себе командиров подразделений и вручил ии
письменный приказ. В приказе говорилось
0 том, что «в тылу наших войск «против-
НИЕ» сбросил многочисленный звиадесант,
для уничтожения которого необходимо не-
медленно принять решительные меры».

Было решено нанести по «противнику»,
удары с воздуха силами двух полков,

Срочно собранный летно-технический
состав быстро изучил боевую обстановку,
Летчики нанесли ее ‘на карту, проложили
маршруты к цели и, получив необходимые
боеприпасы, радиоданные для связи и
взаимодействия с истребителями и назем:
ными войсками, группами приступили к
штурмовке десанта «Противника».

Строго выдерживая время, групты по
следовательно, волнами появлялись над
«противником», обрушивая на него огонь,
Самолеты непрерывно держали радиосвязь
с ВП командиров. Соблюдалоеь четкое
взаимодействие с истребителями прикры-
тия. Грамотно осуществлялось управление
по радио с ЕП.

Все это помогло летчикам действовать
слаженно и умело,

«Десант» был уничтожен,

На разборе командиры подразделений,
начальники служб, штурманы и посредни-
ви сделали свои замечания о ходе игры,
старшие офицеры подробно разобрали ее.
	Старший лейтенант А. ШИГАНОВ.
	` Летчики — студенты
вечернего университета
	Летчики Н-ской звизчаети. систематиче-
сни работают над повышением своего идей-
но-политического и культурного уровня.
Два раза в неделю после учебных полетов
многие из них идут нд занятия в вечерний
университет марксизна-ленинизма. Там они
изучают основы  маркоистеко-ленинского
учения, историю большевистской партии,
историю СССР. .

Аккуратно посещают университет и име-
ют хоропгие отметки командир подразделе-
ния капитан Фиерро, етарший лейтенант
Кочанов, лейтенант Шевченко. cerperaps-
		Обстоятельетво это очень важное. Дело: боевой подготовки. советских авиаторов,
В том, что в некоторых подразделениях   откроют большие возможности Для даль-
имеются группы теоретически хоропго под- нейшего пох’ема политического, военного и

готовленных летчиков. Им нужно лишь по- культурного уровня паших офицерских
рекомендовать литературу, хорошей лекия-

ей освежить в памяти знания, приобретен- RaAPOB, EAR Этого требует TOBA DEA Сталин
пые еще в училише, помочь конеультаци-  8 своем приказе № 10 от 23 февраля
ей, и они самостоятельно подготовятся к 1947 года.
	обеспечивать удар «меча», то-@еть атаку
своего ведущего. Став командиром парьь
он стремился закрепить в себе м совернен-
ствовать все, что он перенял от своего
ведущего, стремился учить своего напарни-
ка тому, чему научился сам, будучи ве-
домым. Серьезный и вдумчивый офицер,
способный и растущий летчик, тов. Кар-
ленко сейчас, в дни мнрной учебы, пока-
зывает образен того, как нало на опыте
войны учить подчиненных, добиваться не-
уклонного повышения их боевого мастер-
ства.

Анализируя минувтие воздушные: бои,
в которых он одержал больше десятка лич-
ных п групповых побед, тов. Карленко
прилтел к етлинетвенно правильному выво-
ду: все победы добыты в результале хо-
pole слетанности графы, умедого взаимо-
действия маневром и огнем. Этот вывох по-
мог ему найти правильную линию во веей
учебной работе. понять, что прежде всего
нужно сколотить звено, превратить его в
боевой организм, подчиненный единой во-
AG ROMATTAPS.

Стадутим летчиком звена тов. Карленко
назначен гварлий лейтенант  Зенков, до
этого летавший в паре © командиром
эскадрильн гварлий капитаном Поповым.
Под руководством этого опытного офицера
тов. Зенков прошел богатую школу, и по-
тому гвархии этарший лейтенант Ворленко
с’ полным основанием рассчитывал на. его
помошь, :

— В том, что наши пары будут самыми
боеепособными, я не сомневаюсь, Но мне
кажется, что мы можем достигнуть и
большего, — сказал командир звена и тут
же развернул перед старшим  лотчяком
план обучения слетанноети звена,

Изо дня в день, на земле и в воздухе,
при подготовке к полету и при выполне-
нии полетных упражнений тт, Варлееко и
Зенков стали настойчиво проводить этот
план в жизнь.

Методика обучения групювой слетанно-
‘ети требует опрелеленных знаний и навы-
BOB. Понятно, что на пути  команхчра
звена встречались трудности, Не всегда
	партийного бюро капитан Ипкан и доугие.  ны полеты. начальник штаба потразлеле-

BCG BHITOTHIO Tak, KAR OH Этого хотел.
Когда, например, начались полеты в етрою
пеленга, не ладилось с кренами и  разво-
ротами, далеко отставала вторая Tapa.
Тов. Карленко понимал. что причина это-
го —— OTCYTCTBSe навыков во взаимолей-
ствии между парами. неправяльное раепре-
деление внимания, неумение нилотнровать
в грунне, пользоваться рулями и газом пов
развороте, когла водомые находятся. е
внешней стороны. Но как устранить этот
недостаток, вак лучше добиться хорошей
слетанчости, молодой команлир еще не
знал. В этом ме было ничего предосуди-
тельного, ‘потому что методическая `полго-
TOBKS офицера накапливаетея годами, и У
	тов. Варленко за короткий срок она по-
явиться пе могла.

Ему на помошь своевременно  притпел
	твардии кзлитан Нопов. Он провел < лет-
чиками занятие методом «нений  по-
тетному» и показал на земле, как должны
произвохиться построения звена в воздухе,
как делать крены, развороты, как при этом
действовать рулями и сектором газа. Заня-
тие дало тов. Парленко очень многое и.
что самое главное, заставило понять не-
обхотимость ховолить до автоматизма лей-
ствия каждого летчика. Он стал настей-
чиво тренировать своих тотчиненных,
учить их на мажетах, у стоянок самоле-
тов. Он показывал, как должны вести еебя
BeIOMbIG, будучи внутренниун или внепг-
HUM при развороте.

Командир звена часто прибегал к приме-
пам из бобтой практики, иснользуя Bech
can личный боевой опыт. А этот опыт
негрелозно учил его тому, что в бою нель-
зя нарушать взаимной  подлержки, что
каждый отрыв от боевого порядка чреват
серьезными последетвиями. ?

— Мы, правла, сейчас не на войне, но
Bee то, что делаем, нужно для войны, —
товорил он своим летчикам, — Вы лолж-
ны понять, что хорошо полготовяться к
бою можно только в мирное время,

Подчиненные грекраено поняли коман-
дира. На недавнем инепектореком смотре
звено показало высокие образиы  группо-
вой  слетанноети, умелого сочетания Ma-
невра и огня при атаке воздушных и на-

Рземных целей. Примерно таких же ре-
	SYIDTATOR добились звенья гвардии лейте-
нантов Малахова и Кубова, дейетвня кото-
рых также отмечены команлованием.
	‚ Но в полку есть звенья, которые лале-
ко еще не выголняют того. что OT нах
	требуется. Вот звено твартии лайтенанта
	Вузнепова, который также был на фронте,
участвовал в воздушных боях. . Казалось
бы, этот офицер сумеет творчезки оемые-
лить накопленный опыт, е пользой при-
менить его в боевой подготовке своего
звена. Но в практике работы тов. Кузне-
Цова „опыт войны не нашел  лолжного
места. Этот офищер лаже ясно не пред-
ставляет себе, что значит учить и учиться
на фронтовом опыте, В лучшем случае on
рассказывает своим подчиненным боевые
эпизоды, не анализируя их, в хулшем же
— ухо, неубелительно излагает содержа-
ние предетоящего упражнения, указывая
норядок ‘его выполнения.

Тов. Вузненов я сам понимает, ято еше
He стал настоящим командиром звена. По
существу он лишь командир первой пары,
потому ‘что вторая пара отдельно выпол-
няет упражнения и отлельно подводит ито-
ги их выполнения, Еще нет того, чтобы
9бе пары хороню летали в составе звена.
& старший летчик стал бы  казтоящяи
помощником командира, поллинной опорой
в управлении похразлелением. }
	Мы уже говорили выше, что некоторые
командиры: эскатрилий ошибочно полага-
ют, будто отработка слетачноетя пар п
звеньев не входит в нх функции. Такие
офицеры рубят сук, на котором силят:
влетанноеть пар и звеньев должна быть
прехметом неустанной, повееллевной забо-
ты комантира эевалрильн. В прямой зави-
еимости от сколоченноети и подготовлен-
ности звеньев Находятся  слетанность
эскадрильи, уровень ее боеепособноети.
	Tak, например, работает командир
эвкадрильи гвардии старший лейтенант
Сметана, Проводя летную подготовку в
маентабе эскахрильн, он мало обращает
внимания на то, что делается в звеньях;
не вникает в методику занятий, не помо-
тает командирам звеньев приобретать на-
ВЫЕИ командира и воспитателя. Никто из
‘командиров гвеньев не может припомнить,
‚чтобы тов, Ометана котла-либо провотых с
		Бопроз этот возник не случайно. Преж-
де чем его высказать вслух, поставить
перед сослуживцами и подчиненными, за-
меститель командира полка по летной ча-
сти гвардии майор Окунев долго обдумы-
вал, сопоставлял, а затем и выложил ва-

него задачу, определенную Вуреом боевой
подготовки, -— летать в составе эскалри-
лийи болыних грун на выеотах, затруд-
няющих  пчлотаж и сохранение строя. Oe-
новная тяжесть ложитея ‘на командиров
звеньев и старших летчиков. Kam ie
	’ чистоту:
		Mitch Ha вомандиров

летчиков. Каждые
составляющие звено.
ь сколочены ло Ta-
	— У нас очень часто говорят об изуче-
нии боевого опыта и нередко козыряют:
мы, мол, фронтовики, у нас за  спяной
богатая школа. Но стоит вникнуть в самую
суть, и скоро поймешь, что вокруг изуче-
ния OULITa войны подчаё разговоров
больше; чем ‘дела. Возьмем, к примеру,
такой важный для нае. истребителей. во-
прое, как групповая елетанноеть. В дни
войны мы добилчеь очень многого: сколо-
тили пару, как основную тактическую

должны сейчае быть сколочены ло та-
KOH степени, чтобы они напоминали  хоро-
шо слетанную пару четребителей военно-
го. времени. Уже но ряловые летчики по
отношению к своим ведущим, а старший
летчик по отношению к командиру звена
должен играть роль ведомого. обеспечива-
ющего. асключительтую гибкость и бое-
способность звена. Роль же рядовых лет-
чиков яена сама собой — они должны
составлять единое, неразрывное нелое co
	единицу. Бывало, любо глядеть: зедуший  Своими командирами, то-есть с команди:
И ведомый летали, словно спаянные. Ве-  20М звена и старшим летчиком, обеспечи-
тущий полностью доверял своему ведомо- Вать успех чх действий,
	му, помогал, воспитывал, а ведомый 063-
заветно верил в ведущего. подражал ему.
	заветно верил в ведущего, подражал ему, летчики сейчас отвечают пред’являемым к
‘’ учалея у него. Такие пары, как правило.  ним требованиям?
	  и лобывали изм победу.
	Б полку есть немало молодых, расту-
	Теперь же некоторые офицеры перезта-   их офицеров, вполне подготовленных к
ли заботиться о слетанности пар. Команли-  Тому, чтобы безупречно. управлять свопми
Ты эснадрилий почему-то считают, что это! ЗВ8Ньями и парами в ©тр0ю больших
He WX дело, командяры звеньев вс ылают- групп; Взять, К примеру, командира звена
ся на отеутетвие пелатогических навыков.   ГВАфдии старшего лейтенанта  Караенко.
		бя на положении командиров. А ведь за-  ВИдам боевой м политической подготовки
дали сейчае стоят перех нами не менее   10 такой степени, что не было еше слу-
сложные, чем, в войну. Тогда нам почти не  Чая, чтобы кто-нибудь из ведомых отета-
пряхолилоеь летать крунныхи  грувнами  Зал от строя. даже при выполнении самых
на больших высотах, а теперь это — одно  сложных эволюций. Понятно. что, когда
из основных требований. Спраптивается:   Затила речь 0 том, чьи же звенья можно
	hak же я повелу большую группу, когда   допустить к полетам в составе боль
иокоторые пары и звонья еще по-настоя-  групи. гвардии майор Окунев сказал:
	-— да КНарленко ручатсь толовой...
	Твардим старший лейтенант Карленко
командует звеном еще с военной поры:
сначала он был ведомым, затем команди-
ром пары. Прикрывая хвост самолета ве-
	memy не слетаны? Вак я буду выполнять
групповое упражнение, когда я не уверен
в том, что отдельные командиры звень-
ев и старииие летчики обоспечат  цель-
ность строя?
	Вопросы, поставленные гвардич майором   дущего, он никогда от него не отрывался,
_Окуневыюм, заставили офицеров призаду-  всегда держал его в поле зрения, Он был
  MATECH, B самом деле, полк должен рептать   настоящим «щитом», как в то время за-
весьма, сложную и вместе с тем новую для  служенно окрестили ведомых, призвачных