№ 184 (1098),

аслуженная
  оценка
	Командир ‘эскадрильи  э0нают. счтчику
контрольный BOTEDOC:

— Как будете действовать после про-
лета первого поворотного пункта’ —
опрашивает `он,

`— Поставаю огметку «ДМ», защишу
время, доложу на. командный пунк о
пролете «20». — отвечает старший лей-
тенант Луценко.

Шхурман. капитан. Петров тщательно
проверяет расчеты. Вылет разрешен, Car
молет плавно отрывается от земли, наби-
рает высоту и ложится на, Куос.
	Вю время полета переменилось напраз-
	‘ление ветра. Самолет уклонилея в 010ро-
	ну от маршрута. Летчик во-время заметил
это и уточнил куро по створу двух ори-
ентиров.

Самолет чочно ‘выходит к небольшому
населенному пункту. Далее местность бед-
на ориентирами. Летчик, ведет самолет по
приборам и расчету времени. Нод крылом
самолет» — железнодорожная станция. №
‘второй’ поворотный   пункт. Соллаено  зада-
нию. машину дальше нужно. было вести по
«РИ-1Т0».
	Летчик Услышал знакомые сигналы
приводной радиостанций. Самолет ложится
на новый курс. Два отворота хля проверки
направления полета, и снова машина, по-
слушная умелой руке, идет в заланном на-
правлении. гы

Ша маршруте еамолет ветретилея с гро-
зовой облачностью.

Старлиий лейтеналг Луценко  докладхья
вает по радио, что пойдет прежним курсом,
но под нижней кромкой облаков. Решение.
празильное. Через 3 минуты облака, оста»
ются позади. , in

Влали показалея аэродром el Ero
приказано ‹ обойти. Летчик разворачивается
вправо и ведет. малину етрого на юг. Ми-
нута полета, и самолет с помощью
«РИК-10» выведен на новый курс.

Уже видна посадочная полоса. [o-
лучив по радио предупреждение учесть
слабый попутный ветер, летчик  произво-
дит расчет на посалку и соверитает ее 6е3-
укоризненно.

- Лоложив о выполнении задания, статуний
лейтенант Луценко получает заслуженную
оценку «отлично».
Стаюший лейтенант
‘A. НЕПОМНЯЩШИЙ,
	Боевой помощник
		“Hal réembp ‘летней
	Db MO iat ep
	Fa ОЛ!

af

TY
	на цель нНол заданным ракуреом и на раз-
	личных дальностях, определили угловую
величину и точку упреждения. Свои pacue-
ты летчики проверяли на тренировочной
змпаратуре, одновременно отрабалывая на-
выки в поицеливании. —-
	— Ракуре — 2/4, тистанния =+т 200
	метров. Какое. вы. возьмете упрежление  —
т лейтенант Бондаренко летчика
Гетцмана,.› . oy

Terman подошел к тренажерт, убтаню-
вил. нринел, исходя > из. : вводных дащиыех..

— Правильно, —— оказал’ лейтенант
Бондаренко; посмотрев в. прицел.

С помошью макетов Бондаренко  пока-
зал, как нало строить маневр при выхо-
	де на огневую позицию для атаки цели, в
	какой момент открывать ‘огонь, котда 0т-
валивать, каким образом следить 34 BeTY-
	щим и соблюлать правила, осмотрительно-
				Дени
	обеспечению

=
	йичный состав эскадрильи готовилея в
полетам. Моему звену предстояло  отрабч-
тывать слетанность в -бобтаве группы. и
произвести стрельбу по конусу. Я сообщил
летчикам, какое упражнение предстоит им
вышюлнить, об’яснил, как ротовитьея к 103
лету. : =
	Авнаторы приступили в самостоятель-
ным занятиям. В классах они налтли все
необходимое лля учебы: схемы типовых
атак по конусу, воздушных боев одиноч-
ных самолетов и .пар. боевых . норялков,
	приборную тоску. оборудованную кабину са.  .
	MOTTA, мажеты самолетов, стрелковые тре-
нажеры и другие наглядные пособия,
	цетчики изучили упражнение, прочита-
ти соответствующие параграфы из Наотав-
ления по производетву полетов и’ других
пособий, составили кратеие конспектьт, из-
ложив в них порядок выполнения полетно-
го задания.

В процессе изучения задания на отрз-
Gorey групповой слетанности авиаторы
тщательно разбирали онтибки, допущенные
ими во время прельлищих полетов.
	— В нрошлый раз у вас не получались
развороты на, 90 и-180, rpagecos, —
оказал ведущий пары лейтенант _Бондарен-
ко своему ведомому.
	— & пмохо слышал вас по Бадио, —
ответил лейтенант” Гетиман.

— В этом вы сами виноваты — не по-
заботились свобвременно проверить рацию.
Вы настраивали ее в воздухе, а не на
земле. Кроме того; евли у вае плохо рабо-
тала рация, надо было внимательно еле-
дить за моими сигналами. Нанта олтибка в
прошлом полете, — продолжал лейтенант
	Бондаренко, сделав улатение на слове «на-
	а», чтобы подчеркнуть этим и свою ви-
ну, — заключалаеь в TOM, что недоста-
точно был продуман порядок выполнения
разворотов,
	Он взял макеты самолетов и пояснил:

— Вот мы летим парой. Я пола: коман-
лу: «Разворот на 180 традусов влево».
Даю самолету левый крен и разворачивя=
съ. То же самое должны делаль и вы, Ус-
танавливая величину крена по моему са-
молету и вее время лержась в одной нлое-
кости по горизонту. Вы же в пролом по-
_ лете поступали неправильно. Bowen по-
терять из виду ведущего, опустили нос
самолета и после разворота, оказались: вни-
ву и сзади. оторвавтиеь таким образом от
ведущего. В бою зас. могли бы в этот. мо-
мент сбить.
	Изучая эвалы ‘иредетоящего полета, лет-
чики разбирали свои пропьлые ‘оптибки и
находили. епособы ‘устранения их. Затем
летчики ‘начали готовить расчеты на,
отрельбу HO конусу, начертили схемы’ про-
екпии конуез зв сетке припела при захоле
	но-техническому. обслуживанию вместе, <
командиром тылового. подразделения провел
с личным составом разбор работы шо 06“
служиванию летного дня.

В том, что работа воинов тыла получи“
ла высокую оненку. большая . Заслуга i
капитана Бондаря,

Назначение дежурных По материально
техническому обеспечению’ полетов стало
правилом в работе тыловых подразделений.
Однако He везде еще эти. дежурные в
болной мере отвечают своему назначению.
Отнажлег дежурным по материально-техни-
	чеекому обеспечению полетов был назиа”
	чен капитан Кормашев. Вместо Тото, Whe
бы руководить работой личного состава,
Кормашев бесцельно ходил © аэродрома В
расположение подразделения и обратно. On
не знал, что делзют воивы тыла, не ROH
тролировал их, не интересовалея залросами
летного состава и требованиями руководи-
теля полетов.

‚ Из-за нераспорядительности ° Кормалнева
солдаты и сержанты авиатехнического нод?
разделения работали нечетко. Так, напои-
мер, Кормашев не указал водителям Ма»
пгин, куда надо было лоставить авиабомбы.
Шоферы егрузили их за, несколько. сот, мет
ров от стоянки самолетов. `Оружейникам и
механикам пришлось затем подносить бом-
бы к мапинам. Это и задержало подготов-
цу экипажей к вылету. Дежурный не по-
‘беспокоилея также о том, чтобы подвезти
паранюты, и летчики вынуждены были
переносить их сами. Из-за неорганизован-
	ности в иопользоваций бензозаправциков
были перебои в заправке боевых мамин
	горючим. Таким образом, несмотря на Н3-
личие необходимых малериально-техниче-
ских срелетв. в обеспечении полетов было
много перебоев. И повинен в них был в
гервую очередь представитель тылового
подразделения офицер Кормалев, который
формально отнесся к своим обязанностям.
	Дежурный офицер. авиатехнического
подразделения играет больную роль в 0р-
ганизации и проведении учебно-боевой ра-
боты летчиков. Он обеспечивает подготовку
материально-технических средств, принима
ет необходимые меры для вынолнёния YRA-
заний руководителя полетов. В качестве
представителя авиатехническото подразде-
ления. лолжен выделяться. как поазило.
	‚ления должен выделяться, Kak. правило,
инипиативный офицер. хорошо; знающий
	службу авиатыла. На протяжении летного
дня он обязан постоянно быть в курсе за-
‘просов и нужл полразлелений и быстро
		ровать действия ‘всех специалистов тыла,
обслуживающих полеты:

В тни напряженной летней учебы авиа-
торов материально-техническое обеспечение
	полетов лолжно быть особенно четким. Bea.
	усилия подразделений тыла надо направ-
‘лять на TO, чтобы без малейших задержек
	готовить машины к выполнению заланий в
	воздухе. В осуществлении этой задачи от:
ветственная роль принадлежит дежурному
‘офицеру по материально-техническому обес-
печению полетов.
	В бомбардировочной части предстоял Han
пряженный летный день. Командир авиа-
пионно-технического подразделения соета-
вил план материально-технического 06е-
иечения полетов. Для координирования
действий личного состава и наблюдения
за правильным использованием  техниче-
	‘ских средетв, вылеленных для обеспечения
	летного дня, приказом командира был
назначен дежурный но материально-техни-
ческому ‘обеспечению полетов  канитан

Бондаль.
	Накануне лежуретва капитан Бондарь
связалея с начальниками служб и прове-
рил, подготовлены ли воины, назначенные
	  для обслуживания полетов, в исправноети
	‘ли. материально-технические — средства,
` имеется ли’ на, аэродроме запае авиабомб и
‘баллонов со сжатым воздухом. Вечером ка-
питан Бонхарь побывал в общежитии 11о-
феров и Мотоворил о водителями машин
о предстоящей работе.

В нять часов утра водители комсомель-
цы сержант Ерохин. солдаты Малев и
Курочкин привели на аэродром свои бензо-
заправшики, сюда же прибыли водомасло-
‘заправщик и тражимор.

Руководитель полетов и дежурный 1
полетам осмотрели аэродром. В выборе
старта принял Участие и  Камитан
Бондарь. После недавнего лождя в некото-
вых местах аэродрома задержалась вода.
Вблизи взлетно-посадочной полосы оказа-
лось несколько занолненных волой малень-
	ких ложбинок, и они могли сталь помехой
	при рулений самолетов. Вапитан Бондарь
дал указание трактористу Афанасьеву под-
везти земли и засышать ложбинки. Афа-
насьев при помощи солдат быстро выпол-
нил задание,

Затем офацев Бондарь проверил, как ето
подчиненные разбивают старт, развертыва-
`‘ют-радиостаннии, устанавливалот телефоны,
‘оборудуют места для курения и располо-
	кения людей, своболных ‘от работы. Кати-
	тан Бондарь нроследил и за тем, чтобы
своевременно прибыли на старт дежурный
врач и пожарник, а также распорядился о
доставке нараннотов, шитьевой воды.  бал-
‘лонов с0 сжатым воздухом. В назначениое
‘время лежурный налравит маптину к. сто-
`ловой за летным составом.

Начались полеты. Предетавитель  под-

‘разделения тыла все время держал связь
с руководителем полетов. Блаходаря этому
‘личный состав. авиатехнического подразде-
‘ления. четко обслуживал летчиков: Возвра-
‘щаюниеся в задания машины быстро  до-
заряжалиеь и были готовы снова поднять-
ся в ВОЗДУХ.
___ Поеле: полетов все машины были заря-
жены горючим и маслом, баллоны свезены
‘на компроссорную станцию, убрано старт,
‘свернуты средства связи,

— 0белуживание полетов было хорошее.
	Вади люли. обеспечили успешное выпол-
	нение учебно-боевых залач экипажами, —
сказал команлир летной чаюти, когда де-
	‘журный капитан Бондарь явился к нему,
	чтобы получить дальнейнгие указания.
В’ заключение дежурный по матёриал>-
		СТРЕБИТЕЛИ звена гвардии лен-
тенанта Н. И. Сухова достигли

высоких показателей в боевой и поли-
тической ‘подготовке; Они мастерски
ведут бой на разных высотах, метко”
поражают воздушные и наземные цели,
отлично дисциплинированы. Все лет-
чики звена — отличники боевой и по-
литической полготовки. В этом =— ме-
малая заслуга их командира звена. Он
старательно обучает и воспитывает
своих подчиненных, готовит из них
умелых воздушных воинов. На сним-
ке: командир передового звена’ гвар-
Run лейтенант’ Николай Ильич Сухов.

Фото майора И. Цветкова.

Специальная учеба.
офицеров авиатыла’
	° Одним из основных элементов. боевой
` учебь офицеров авиационного. тыла яв-
	’Ляетея их специальная подготовка. Wrodar
	Четко  ортанизовать ‘обеспечение летной
работы авиаторов, офицеры. подразделений
	 авизльыхла обязаныг не только в COBEDHICH-
	стве изучить все материально-техничесокие
_средотва, необходимые для обслуживания
‘самолетов, но и знать авиационную тех-
нику, находялнуюся на вооружении лег
ных частей, .

Много учебных часов отводится на изу-
чение ‘авиационной техники. Преподает
эту  диспиилину капитан  авиапионное
	технической службы Кулранюв —= опыт
	ный специалист, хорошо знающий боевую
технику. Он много работает над повыше-
HOM своих военных и политических зна-
ний, внимательно следит за новинками
авиационной науки и техники Bee это
позволяет ему интересно и методически
правильно строить занятия с офицерами.
	Тотовясь & занятиям по. бензиновой,
_маеляно-водяной и воздушной системам
авиационного мотора, Кудряшов старатель*
но проработал учебный материал. Занятия
были проведены в классе  авиадионной
части. Преподаватель, ознакомил слутате-
лей с принципом действия и устройством
‘равличных систем питания. двигателя, до-
 полняя свои слова показом имеющихея в
Власов схем и образцов. ‘агрегатов. ‚ Изуче-
ние темы закончилось занятием, поевя-
`шенным повторению. пройденного  мз-
`териала.
	—- Делайте в воздухе так, как, расечи-
тали здесь в классе, —сказал Бондаренко.
— Избегайте олибки. какую допустил
пронелый раз лейтенант Макововий. Ведь
0H 6 раз вахолил на конус и ни одной пу-
лей не поразил ‘ето. Об’яоняется это тем,
что Маковский неумело выходил на отне-

Вую шзицию.
Из класса летчики прошли Ba. (Tommy.
	— Пара приготовилаеь к стрельбе 10
конусу. Ваши действия? — дает вволную
	Бонларенко своем веловому.

Внимательно просмотрев переднюю. поту-
сферу и убедивитись, что впереди нет е3-
  молетов, лейтенант Гетцман последоватеть-
но проделывает Bee операции с вооруже-
нием, необходимые для открытия прицель-
ного огня.

— Вы посмотрели на приборы: темперз-
тура воды -—— 100 градусов, масла — 90
твалусов, лазление масла — 5 атмосфер.
Жак вы будете действовать? =— HOCHEO-
вала, следующая вводная.

Летчик Гетдман немедленно передал но

ралию евоему командиру о том, что у вего
	норегревается мотор и чо он отврыл
шторки BOLO- маслоралиалора и умень-
пил обороты мотора.
	Так летчики моего звена, самостоятель-
	но отрабатывали все элементы полета, Я,
как командир, контролировал их  подго-
TOBRY, помогал им в тоулных случаях, за-
нималея со своим ведомым лейтенантом
Маковоким и готовился сам.
		Командир звена лейтенант
Г. ТЕРЕНТЬЕВ;
	Старший сержант - Габайдулин поль
зуетея заслуженным авторитетом среди
авиамехаников Н-окой авиачасти. Явля-
feb отличником боевой и политической
подготовки, он часто оказывает товари-
щам о помощь, В работе, прививает их
любовь к авиационной технике. В часы
политико-массовой работы коммуниста
Габайлулина воетда можно видеть в кругу
авиаспециалистов, которым он помогает
‘подготовиться к политзанятиям. Габейл-
лин. активно ‘участвует в работе naprop-
танизации подразделения.  Выютупая из
партийном собрании, где обсуждалоя во-
apec 06 авангардной роли коммунистов
в выполнении программы летной подо
товки. юн сказал:
	—  Авиамеханик отвечает за вверенную
ему машину, за ее состояние и сбереже-
ние. Долг механика — обеспечивать по-.
стоянную о готовность и безотказную р»
боту авиационной техники, быть боевым
помощником летчика.

Слова коммуниста Габайлулина не рас:
ходятея в делом, За сбережение и отлич-
ное обслуживание ‘авиационной техники
он получил ряд благодарностей.

Старшина Г. КРАПИВА.
	хорошо: знающими, что категорически 38“
нрещено срезать цуть впереди идущему
самолету, производить развороты на Ma-
лой высоте или низко выводить машину
из. скольжения, ‘Следовательно, оба авиа-
	проявили грубую ыы
ность.
	‚Но вот другой летчик, ‹ правильно вы-
полнив все предшествующие элементы,
подошел к земле на уменьшенной скоро-
сти и приземлилея далеко от ограничите-
ля. Что это, нарушение дисциллины или
ошибка? Правильный вывод в данном
случае может сделать только обучающий
командир, который хорошо знает уровень
похготовки подчиненного.
	Суммируя все оказанное © некоторых
вопросах методики обучения, можно сд
лаль следующий вывод.

После того, как летчик научйлея вы“
пелнять элементы полета и знает Bee
правила летной службы, любое отклоно-
ние от установленных требований следует
расненивать как нарушение дисциплины,
	Точно определив причины онеибки, леР-
ко найти правильный путь к ее устране-
нию. Если это результат недоученноети,
70 летчику даются дополнительные 100-
возные полеты. Чтобы устранить всякое
проявление небрежности иди невниматель-
ности в полете, необходимо повышать во-
иНскую дисциплину, требовательность К
чистоте техники пилотирования.
	Успехи в овладении чехникой  лтилоти-
рования являются  следелвием высокой
Зоинокой лиспиплины и организованноети,
отличного знания теории полета, и  мате-
ризльнюй части’ самолета, и мотора, всем
летным составом, ‘высокой методической
Культуры командиров: подразделений и ча-
стей и их умения успептно обучать своих
подчиненных иокубетву полета.
	Гвардии подполковник В. КОЧНЕВ.
	Лучшие механики занесены
	на досну отличнинов
	Летчик лейтенант Мищерин пилотиро-   ханик в совершенстве освоил ° вверенную
вал в зоне. Высоко в  н6бе между гря-  ему технику, научилоя ее беречь. Неда-

дами облаков самолет то сверкал на.
солнце плоскостями, то скрывался из виду.
Механик машины старшина  Павловевий,

запровинув голову, пристально наблюдал
за полетом своего командира, чутко ири-

слушиваясь в звуку мотора.
	Выполнив залание, летчик стал захо-
дить на посадку. Через несколько минут
истребитель пробежал по зеленому полю
зэролрома и затем порутил по’ нейтраль-
ной полосе. Держась за, плоскость машины
и указывая лотчиву направление, ‘меха-
nom Павловский. пыталея по выражению
липа командира экипажа определить,
доволен ли он работой атретатов самолета
и мотора в воздухе. Кола. Мищерин, ва-
метив вопросительный взгляд механика,
улыбнулся, стариеина понял, что боевая
техника работала безотказно. .

Старшине Павловскому до прихода ‘в
Н-окую авиачасть не прихолилось обелу-
	живать истребители. За короткий срок ме-.

В помощь

Обучая летвиков, каждый командир дел-
жен тав подготовить их, чтобы ири само-
стоятельных полетах они  поетоянно  09-
вернтенствовалиеь в технике  пилотирова-
ния. Практика показывает, что‘при Уме-
лой постановке дела, эта задача вполне
разрешима. Надо только. правильно” по-
строить систему обучения, суметь привить
детчику высокое чувство ответственности
за каждый полет.

Не рассматривая всю систему обучения
полету. попытаемея векрыть причины не-
	которых ошибок, возникающих у молодого.
	ретчика. Это важно сделать для того, что-
бы найти правильные пути для их устра-
нения.

В технике пилотирования. оптибки чаше
веего обнаруживаются во время вывозных
полетов. Однако это вовсе не означает,
чо он являются неизбежными
спутниками обучения. Все зависит от спо-
собностей обучаемых и от умения инет-
руктора. Большинство летчиков настоль-
KO хорошо усваивают новые для них э46-
менты полета, что РЕ их 6e3-
оннибочно.

Чтобы научитьея определять причины
онибох, нужно уметь методически  пра-
вильно анализировать выполнение каждо-
TG элемента техники пилотирования.

Существует несколько приемов анализа
выполнения элементов. полета. Основные
из них — наблюдение. опрое и  эюопери-
мент.

Цаблюдать за летчиком в полете зна-
чит определять, куда он смотрит и какие
действия производит. управляя’ самолетом
и мотором. Для этого надо слегка держать
за рычаги управления, контролируя каж-
дое движение подчиненного.

Но наиболее полно проанализировать
Bee действия летчика в полете можно,
лишь сочетая наблюдение с послеполет-
ным 0просом.
	TOM его самолет по чистоте содержания и
постоянной готовности признан лучшим в
части. Только ‘за последние три месяца B
карточку взысканий и   поошрений меха-
ника записано пать благодарностей за об-
разцовое выполнение служебного долга. °
	` Славой отличного механика пользуется. Большую. пользу. принесли занятия’ но
части и старший сержант Вулебякин. 03° изучению аэродромной техники. Учебные

и we ИТ nf on inn eer, Oe
	— с ene
	’ ВЫХОДЫ Ноа аородрум помогли офицерам
‘лучше усвоить особенности экенлоатации
летного поля в ‘летний период.

_ Xopomo налаженная специальная под-
 потовка офицеров  похразделения благо-
	творно сказываетея на их практической
	работе. Сейчас, в стралные дни летней
	учебы, офицеры авиатыла правильно 0-
	ганизуют обеспечение летной части ма-
	тервально-тохническими средствами си
‚ способствуют уенентыозгу проведению . по-
летов. ‘

Напитан Г ПИНАЕВ.
	Pa №

в части и отарший сержант Вулебякин. Os
обладает болыним ‘опытом ‚ обелуживания
самолетов в боевых уеловиях Еще в
1945 тоду ‘по приказанию командира,
	части за быстрый ввод в строй самолета,
	поврежденного осколками зенитных сна-
рядов, Кулебякин был сфотографирован
  TOR развернутым боевым знаменем полка.
Ето самолет не имеет ни одного случая
`запоздания на старт, ни одной поломки в
возтухе
	Нортретьг” этих двух авиаторов. поме-
щены на тоске отличников боевой и поли-
тической подготовки части.

Стаоший лейтенант А. МАЛЬНОВ.

Своими силами восстановили самолет
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 4 августа.
(Haw. корр.), В Н-ской зекадрилье комео-
мольны решили своими силами  восотано-
вить неисправный самолет. Их предложе-
ние горячо поддержали все молодые авиз-

Торы.
Вечером. в eRosoanoe от занятий время,
	воины вышли на работу. Дружно  труди-
лись члены ВЛЕОМ Федоров, Горбунов,
Дмитриев, Татаринов, Булатов, Аверкиев
   другие. Под руководетвом техникз-лейте-
нанта Войтеха молодые авиаторы быстро

ный выполнением оложного задания, допу-
тит вне более высоков выравнивание са-
молета, а это уже грозит поломкой маши-
ны. Между тем, если летчик обучен стан-
дартномм профилю посадки, то он, ошибз-
Ясь в определении момента начала вы-
равнивания, все же сумеет заметить 0т-
клонение и исправить его.

Бывают ошибки, в которых виноват вам
летчик; их можно было бы избежать при
более тщательной подготовке к полету, при
более внимательном отношении к чехнике
пилотирования. Они имеют место даже в
‘ом случае, когла техника выполнения
данных элементов полета летчиком осно-
вательно усвоена Чаше всего это ироие-
ходит у авиаторов, переоценивающих свои
CHIE.
	Для ясности приведем неоволько при-
меров. Летчик, как будто хороню подготов-
ленвый, на. взлете резко упмежает направ-
ление. Потом выяесняетея, что он не поста-
вил в нужное положение триммер руля
цоворота и потому не усщел своевременно
реагировать Ha возникшую = у самолета
тенденцию, к развороту. Другой летчик,
безукоризненно отработавший пилотаж в
зоне, при выполнении вертикальной фн-
‘Руры вдруг врывается в перевернутый
Штопор; ‘из которого затем: благонелучно
выходит. Позже устанавливается причина
срыва: ‘летчик предварительно пе поемот-
pez Ha приборы и выполнял фигуру на
уменьшенной скорости.

Таким образом, ‘успех обучения летчи-
ка зависит не только от методической
подготовленности самото инструктора, но и
01 того, насколько серьезно — обучаемый
относится к выполнению; залания.

Нужно прямо сказать? ошибки по не-
брежности свидетельствуют о недиециили-
нированноети летчика. К примеру, летчик
посадил озмолет при знаках,  запрещаю-
щих посадку. Он сделал это либо по ‘не
брежности, перестав наблюдать за сигна-
Чами со старта, либо поступил так, счи>
	‘произвели монтаж цилиндров левого мото-
pa. Tak же успешно были выполнены мон-
таж бензосиетемы, зажигания и другие ра-
боты,

Молодые авиаторы обратились к коман-
диру с просьбой — в состав экипажа
восстановленной машины подобрать  луч-
ших комсомольцев ‹ эскадрильи,  Коман-
дир поддержал это предложение. Воманхи-
ром корабля назначен младший лейтенант
Булатов, борттехником — Аверкиев.
		методике летного обучения
	На старте; на разборах полетов МЫ
иногда наблюдаем, как некоторые коман»
диры зачастую удовлетворяются перечис-
лением всех ‘отклонений самолета. Другие
поступают более правильно: они дают лет
чику задание ‘продумать ий запиеать, в ка-
их элементах полета и почему он дону-
стил опибки. Нроизводя затем разбор по-
летов, команлиры сравнивают результаты
	своих наблюдений е записями летчика.
	вели летчив сам заметил отклонения И
правильно установил их причины, № B
следующем полете он безусловно сможет
устранить свои погрешности. И наоборот,
если летчик многого не заметил, то это
значит, что он либо не знает, как вынол-
нять какой-нибудь элемент полета, ли
неправильно распределяет свое внимание.

Во веех ли случаях следует применять
опрос? . я Е

Разумеется, нет. Скажем, при проверке
техники пилотирования выявилось, что
летчик допускает? в полете небольшие
ошибки и сам их исправляет. — Следова-
‘тельно, можно ограничиться простым ука-
занием на замеченные дефекты. Опрос не-
обходим в том случае, когда  обучаемому
не удается выполнить какой-либо элемент
полета, а командир не может определить
основную причину невьиюлиения.

Разберем теперь, ‘что представляет собой
эксперимент, как ©1060б выяваения оши-
бок и их причин,

Вели не удается установить причину
ошибки: ни наблюдением в полете, ни му-
тем опроса на земле, ти в очереных по-
летах оледует изменить характев задания.
Например, летчик систематичееки на по-
‘вадке высоко выравнивает машину. Надо
	допускаемая неточность, вероятно, происх9-
дит веледетвие ‘недостаточной отработки
воразмерных движений.

Способы устранения ошибок вытекают
‘из их характера. Допустим, что летчик
‘делает какие-то отклонения в полете из-
‘за того, что слишком низко сидит в ка-
бине. Следовательно, его надо научить
Правильно регулировать. сиденье по росту.

Boe отклонения от нормы допускаемые
в полете, лолжны быть устранены в про-
‘цессе вывозных полетов. Вроме того, не-

обходимо научить летчива не терятьея при:
	неожиданных для него положениях само-
лета, будь это срыв в штопор с виража
или взмывание на посадке. Ноэтому, еели
летчик и не допускал подобных отклоне-
ний в прошлом, все же следует епециаль-
но проверить его умение исправлять их.

Несмотря на то; что по бнешним при-
знакам отибки могут казаться олнотип-
ными, OHH различны как He ©в0ему  ха-
Вактеру, так и по причинам возникнюве-
НИЯ.

Причины систематических ошибок за-
‘ключаются в неумении летчика раепреде-
‘лять и переключать свое внимание, в не-
‚знании того, как  правильню выполнять
‘тот или иной элемент полета. Можно еме-
ло утверждать, что они возникают в’ 96-
HOBHOM из-за неправильной методики обу-
чения, из-за неумения наструктора евое-
временно их обнаружить и устранить:

Как ‘на практике проявляюкя эти
онибки?

Возьмем такой пример. Летчик высоко
 выравнивает самолет и производит Tak
называемую «воронью посадку». Поеколь-
RY приземление происходит — мягко, этот
	тая, что его зря посылают на второй круг.
		Б том и другом елучаях проявлена
дисциплинированность.
	Иногда путают отклонения, донускаемые
летчиком в результате ненравильного y6-
воения, ¢ ошибками по небрежности. Ча-
ще всего это наблюдается при вынолне-
нии полета по кругу. Казалось бы, в та-
ких элементах полета, кав Baler, расчет,
посадка, не должно быть опгибок,  свя-
	заных © неверным усвоением, ибо усло-
	вия выполнения этих элементов позволя-
ют хорошо их отработать. Но сплошь и
рялом бывает иначе.
	Нредположим, что в вывозных полетах
летчика не научили бороться eo еносом
на посадке, И вот при самостоятельном
вынолнении задания ему‘ пришлось произ-
водить посадку с боковым ветром, Чеччик
допустил большое отклонение: борясь со
сносом, он выкатился за нейтральную но-
	посу. Была ли в данном случае проявлена
	небрежность со стороны летчика? Нет. он
	просто был не подготовлен к полетам в
таких условиях.
	Подобные случаи могут происходить и
в усложнившихея условиях полета, когда
летчик не знает, как ему надо  действо-
вать. Утверждать после этого, что летчик
	проявил

невнимательность < —> значит. по-
	верухвостно подходить к анализу допущенной
оплонтности. При тахом отношении x делу,
недостатки обучаемого не будут выявлены,
а летчик так и останежся недоученным.
	Что
BOR
	МЫ FARO
инелоктитиг-
	Представим себе,
Димея на старте в
	ющих лиц и наблюдаем ‘за полетами Мы
	видим, как один летчик Перед четвертым
		самолету, сам выполнил четвертый разво-   ОТЛИЧНОГО знания теории пюдета, и
а Е а 2 За
	рот на малой высоте и, не установив нор-
Мальной скорости планирования, произвел
	а а

грубую посадку. Второй летчик произвел
	ye-
установили,
летчиками,
	скольжение на малой высоте и едва
пел выровнять самолет. Мы устал
что имеем дело с опытными  летчи
	дать ему задание выровнять самолет. на  профиль посадки кажется ему вполне.
высоте, меньшей нормальной. Роли при  нормальным. Еели эта. ошибка не будет
этом летчик будет выравнивать самолет   во-время устранена, то’она чревата не-
	ниже обычного, то можно завлючить, что
он умеет определять высоту до земли, а
	желательными последетвиями. Может, на-
пример, случиться, что летчик, `Утомлен-