13 августа 1948 r., № 191 (1195).

сокол

Посадка’ на незнакомом аэродроме
	целям на полигоне. Во время этого слож-
ного комплексного полета группа бомбарди-
ровщиков должна была перелететь на дру-
той аэродром для заправки горючим и уже
оттуда отправиться на полигон, Задача ус-
лежнялась тем, что после- бомбометания
летчикам снова приходилось. садиться на
	цетчикам снова приходилось садиться Ha
незнакомом аэродроме. Таким образом, по-
	лет группы был связан с осадками Ha
лвух чужих аэродромах.
	ak me подошел капитан Гукии к реше-
нию этой задачи? Подробно. ознакомившись
с условиями. ее выполнения, он ‘прежде
всего составил детальный план предвари-
тельной подготовки. В этом плане большое
место завимали вопросы. ‘евязанные. с тех-
	НИКоЙй пройзвохетва посалки на незнакомых
	аэродромах. По имеющимся фотопланшетам
летный состав изучил эти аэродромы, 06-
ратив особое внимание Ha расположение
	посадочных полос. Вомандир напомнил лет-
	чикам о препятствиях, которые окружают
один. из незнакомых аэродромов, в частно-
	ети. обратил их внимание Ha заволекхю-
	трубу, возвышающуюся близ летного поля.
В случае низкого вывода, самолета; из’ чет-
вертого разворота’ это препятствие могло
значительно осложнить посадку. Капитан
Гукин обратил внимание подчиненных и
на то; что: аэродром носадки лежит ниже
аэродрома взлета на 150 метров. В евязи
с этим летчики и штурманы внесли необ-
ходимые коррективы в свои расчеты. Тща-
тельно изучалея характер  метеорологиче-
ских условий в районе этого аэродрома. За-
тем летный состав по фотосхемам ознако-
милея с сектором летного поля,  выделен-
ным для заруливания самолетов группы
после посалки.
	Во время предварительной подготовки
капитан Гукин птироко’ использовал  тре-
наж. Зная, что молодые летчики лейтенан-
ты Валюжный и Маканцешвили не имеют
опыта в посадках на незнакомых аэродро-
мах, капитан Тукин проследил, чтобы с
ними были проведены дополнительные з8-
нятия. В результате молодые летчики пол-
ностью уяснили себе процессе выполнения
посалки на незнакомом аэродроме.
	Учитывая, что летом при посалке машин
	полнимается пыль, командир дал указание:
	‘подчиненным после приземления самолета
газ не давать, рулить с посадочной полосы
за счет инерции и’ только потом пользо-
ваться моторами. Благодаря предуемотри-
тельности капитана Гукина на посадочной
площадке He попнималась пыль. что 0об-
легчало приземление экинажам, <адив-
шимея позже других.
Тщательно проведенная подготовка к. по-
лету позволила летчикам ‘действовать в
воздухе уверенно. Группа: Гукина  цояви-
лась над ‘первым аэродромом посадки
течно в заданное время. Однако, когда
бомбардировщики стали в круг, их коман-
дир оказался в затруднительном  ноложе-
нии. Обстоятельства сложились так, что
Гукии в этот момент не мог связаться с

наземной радиостанцией и получить ‘необ-
ходимые указания по новоду производетва
посадки. Командир был обеспокоен‘ тем, что
молодые летчики, его ведомые, в\ случае
неожиданно возникших затруднений в мо-
мент посадки, при отсутствии связи с Ha-
земной рацией не смогут получить помощи.
Быстро оценив  создавшееся положение,
капитан Гукин нашел правильный выход:
не теряя ни секунды, он совершил посад-
Ky и, зарулив на стоянку, тотчас же свя-
зался по радио с ведомыми, которые ешо
нахотилиеь в воздухе.
	Папитан не отвлекал их внимание мно-
	тословными подсказками. Он понимал, что
веломые, убедившись, что за ними наблю-
дает командир, будут выполнять посадку
спокойнее и увереннее. Но вот лейтенант
Лзедзегура слишком низко, на’ болылом
расстоянии от посадочного «Т» выровнял
самолет и продолжал «тянуть» на моторах.
Командир подсказал летчику момент, когда
следовало полностью убрать газ. Тем He
менее лейтенант Jisexzerypa. ¢ большим
	трудом справился с посалкой. Через не>
	сколько. минут после посадки капитан Гу-
KEH собрал летный состав и разобрал
олтибку лейтенанта Дзедзегуры.

— Вы не учли просадку, которую дает
самолет при резком выпуске щитков, —
сказал командир. — Шитки были выпуще-
ны вами на десять градусов больше поло-
женното. В этом и заключается причина
ошибки,

Разбор неудачной посадки молодого лет-
Wika был поучительным для всех участни-
ков полета.

Уточнив метеотологическую бетонов,
труппа. капитана Гукина вылетела на
учебное бомбометание. Поразив на полиго-
	Был хмурый, павмурный день. Из на-
виснгих над аэродромом туч внезапно хлы-
нул проливной дождь. Полеты были пре-
кращены. Летчики собрались в тесную ла-
герную палаткм и коротали время в беседе.
Речь зашла 0 посадках на незнакомых
аэродромах. ^

— Уметь садиться. на чужих аэродромах
— очень важно для летчика, — сказал
один из. командиров звеньев. — Особенно—
в боевой обстановке.

И, волюминая прошлое, ‘он рассказал
молодым летчикам весьма поучительную
историю. До Великой Отечественной войны
в Н-ском бомбардировочном полку служил
командиром экипажа младший  лейте-
нант Влименко, Он-отлично выполнял за-
дания в сложных метеорологических усло-
виях, вместе со штурманом метко поражал
учебные цели, был превосходным воздуш-
ным стрелком,

В первые дни войны ето полку  прил-
лось дважды перебазироваться. И, стран-
ое дело, при первой и второй посадке на
чужих аэродромах Клименко’ допустил
ошибки, которые обычно приводят к по-
ломке машин. В чем причина? Почему этот
летчик, считавшийся лучшим в полку, не
справлялся с посадками во время перебз-
Зирований?

Дело в том, что Клименко являлся
«азродромным» летчиком. До войны его
часть постоянно базировалась Ha  олном
аэродроме, и летчик так хорошо изучил эго
характерные особенности и `окружающие
летное поле ориентиры. что. как говорили
в шутку летчики, Мог бы взлететь и Co-
вершить посадку с закрытыми глазами. Но
ROMs пришлось Клименко оказатьея в
новой для него обстановке, увилеть незна-_
комое летное поле с плохими подходами, он.
стал теряться, не мог произвести точно.
расчет на Посалку и допускал грубые
оптибки во время приземления.
	Эта история вепомнилась нам недавно,
при знакомстве с капитаном Гукиным.
Опытный летчик, совершивший немало
боевых вылетов, капитан ТГукин придает
большое зачение обучению своих ведомых
посалке на чужом аэродроме.

— Важлая посадка на незнакомом 2900-
Яроме, — говорит капитан Гукин, —
развивает в летчике инициативу, сообрази-
тельность, приучает его к самостоятельно--
сти, которая очень пужна в боевой обета-
новке. Поэтому мы стараемся максимально
использовать с учебной целью кажлый по-
лет, в пропессе которого приходитея со-
вершать посадку на другом аэродроме. Та-
кая тренировка приносит большую пользу
летному соетаву.

Е каждому полету, связанному с вы-.
полнением взлета и посадки в условиях
незнакомого аэродрома, капитан Tyron
очень серьезно. готовит подчиненных,  Не-
хавно летчики его подразделения ДОЛЖНЫ
были произвести в районе Н., удаленном
ОТ оСНовНото аэродрома, фотобомбометание
по тактической пели и бомбометание по’

командует гвардии лейтенант А. Григорьев,
	а полетов, оживленно обмениваясь”
гвардии лейтенант В, Ерофеев,
	Фото майора Т. Мельника.
	h Jacmep 6om6oeoz0
‘удара
	Метким бомбардиром слывет в Н-ской
штурмовой авиачасти молодой летчик гвар-
дии лейтенант Сорокин. Не покладая рук
‘работает он над совершенствованием своего
боевого мастерства.

Офицер Сорокин уделяет большое внима-
ние: теоретической. подготовке, мното трениз
руется в часы классных занятий и во вне=
служебное время, прилежно отрабатывает
воздушно-стрелковые и бомбардировочные
упражнения, четко и нунктуально выпол=
няя в полетах вее требования наставлений,

Неустанно расширяя свои военные зна-
ния, летчик хорошо усвоил основы общей
тактики. Он.изучил различные типы воен
но-инженерных сооружений. Как бы они
ни были тщательно замаскированы, Соро-
кин сумеет их обнаружить и. нанести по
ним меткий удар.

...Внизу. показались чуть заметные ©
воздуха траншеи. — участок обороны
«противника». Сюда летчик Сорокин и его
товарищи должны обросить бомбовый груз.

Быстро набегает цель. Пора! Сорокин
открывает бомбовые люки, вводит машину
в пикирование. Одна за другой отделяют“
ся от нее бомбы. Самолет взмывает ввысь,
А внизу уже грохочут взрывы. Цель метке
поражена!

— Как воегда, результат отличный! -—
товорит командир, наблюдающий за дейст
виями гвардии лейтенанта Сорокина нах
	LGW BTOHOM, -- И ‘
Maiton M. CA®POHOR.
	Отлично обслуживают
самолеты
	Отличники боевой и политической пот
готовки старпгины Мищальников и Yen
MOB образцово обслуживают авиационную
технику. В период напряженной — летной
учебы не было случая, чтобы самолеты,
подготовленные этими механиками к поле»
ту, опоздали на стар? или вернулись на
Зэродром. из-за какой-либо неисправности.

Жак только полеты окончены, механик
Пищальников тщательно осматривает ма»
	ину и подробно расспраптивает команди-
ра экипажа о работе’ материальной ‘части
в воздухе. Все его замечания механик за
носит в свою рабочую тетрадь. В ней же
Пищальников делает записи 060 всех не-
исправностях, обнаруженных им самим во
время послеполетного . осмотра. Основыва-
Heh на этих записях, ‘механик составляет
план работы, а затем приступает к. устра-
нению неисправностей, К, концу дня Tloc<
Ле заправки горючим, маслом и водой —
Mala готова к вылету.

За отличное обслуживание авиационной
техники и образцовое ее сбережение ком
сомолец Пищальников получил уже 12
благодарностей.

Машина, которую обслуживает старшиз
на Чепцов, передана ему в 1946 году, 6
тех пор он. бессменно: работает: на ней пер-
вым механиком, Чепцов помогает своим
подчиненным — второму механику и мо“
тористу, учит их находить и быстро уст»
ранять неистравности, об’ясняет им устч
ройство сложных агрегатов. За отличную
подготовку материальной части к полетам
старшина Челцов получил 13 благодарное
стей и два раза был награжден денежным
ми премиями, Недавно комиссия, осматрил
завшая моторы на его самолете, опреде
тила, чо авиадвигатели после выработки
мотороресурса находятся в отличном со
стоянии. За образцовое сбережение fog
вой техники механик Чепцов в третий рез
награжден денежной премией.

- Старший лейтенант А. ЗАВЬЯЛОВ.
	Производетвенные успехи
		ТУРВЕСТАНСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
августа. (По телеграфу от наш. корр.).
частвуя в социалистическом  соревнова-
HHA за досрочное выполнение программы
третьего года сталинской пятилетки к три«
дцать первой годовщине Октябрьской рез
волюции, личный сосв Н-ских авиациона
ных мастерских добился значительных
производственных успехов. В июле план
по валовой предукции авиаремонтники вы»
полнили на 174: процента. В первых ря-
дах соревнующихея идет цех, где началь=
ником капитан Швецов. Этот цех три меч
слца подряд держит переходящее Красное
знамя мастерских.
орошо работают коллективы цехов, Td
начальниками товарищи Лысков и Лаптев.
мастерских производится сейчас pe-
монт металлических винтов, организовано
изготовление учебных кабин.
	HARPSDKEHHDIN летный день закончен, Звено молодых летчиков, которым
сегодня успешно выполнило все учебно-боевые задания. Вот они идут пос
впечатлениями минувшего летного дня. Слева направо: лейтенант В. Б:
	‘командир: звена гвардии лейтенант А. Григорьев и лейтенант В, Смирнов,
	`РУКОВОДИТЕЛЬ ЛУЧШЕГО.
УЧЕБНОГО ЦИКЛА
	Научить курсанта, -—— будущего летчика
	продолжительности или дальности полета
бомбардировщика ограничиться сообщением
соответствующих цифр. Преподаватель
Бельченко обязательно потребует  0босно-
валь эти данные © помощью таблин и
графиков. Еели речь идет о построении и
маневре боевото порядка грушшы самолетов,
преподаватель, как правило, предлагает
курсанту построить боевой порядок, ис-
пользуя. макеты самолетов, и охарактеризо-
вать его преимущества и недостатки. Та-
кой метод опроса блатотворно сказывается
на качестве ‘усвоения учебного’ материала.

В своей преподавалельской деятельности
офицер Бельченко широко использует ме-
тод индивидуального подхода к курсантам:
При первых сигналах о неуспеваемоети
обучаемого он вызывает ето к себе, выяс-
няет причины, мешающие курсанту учить-
ся, и с этото дня берет его под свое на-
блюдение.

Op успевающих курсантов он требует
изучения дополнительной литературы, дает
им индивидуальные задания по разработке
отдельных вопросов. Консультации’ по ©вое-
му предмету Бельченко организует. в. те
периолы, когда он знает, что обучаемые
могут возможно больше времени  Уделить
вопросам тактики. ,

Вопросам воспитания курсантов. офицер
Бельченко уделяет не менышее внимание,
	чем их обучению. Он проводит е ними 0е-
	седы на различные темы -— 9 моральном
облике советского офицера. о чести мунли-
	ра ит. п. На его занятиях веегла царит
	строжайшая дисциплина.

Плодотворно  работзя nal изучением и
обобщением опыта Великой Отечественной
войны; офицер Бельченко умело передает
свои знания подчиненным. В этом roxy
им были прочитаны ‘лекции на темы:
«Сталинградская битва», «Опыт использо-
вания авиации на море», «0б основах‘ ©0-
временной операции», «Действия на окру-
жение и уничтожение группировок  про-
тивника».

Трух офицера Бельченко увенчался ус-
пехом. Руководимый им цикл тактики‘ по
всем показателям занимает первое место’ в
учебном отделе. Но это ‘не успокаивает
препохавателя, — энтузиаста своего дела.
Он неустанно работает над улучшением
форм и методов обучения и воспитания мо-

лодых авиаторов.
У А. AOPOWIH.

ную станцию. В ‘бою наши. бомбардиров-
щики сожгли два немецких истребителя,
сами же потерь не имели.

«Надо быть ко всему TOTOBEIN...
Вепомни Стрый!»—так сказал Николаев
своему штурману: Хозяинов думал теперь об
этих словах командира. Перед: ним вота-
вали одна за другой картины возхутиного
	‘боя, и он вилел, что только согласованные
	децетвия всех участников полета позволи-
ли зогда с таким успехом выполнить взж-
ное боевое задание. «Успех. группы зави-
	  сит от индивидуальной подготовки кажло-
	Го экипажа», — вепомнил Аозяинэв 3a-
товедь авиатора.

— Да, это так, — ответил он воманди-
ру. — Надо ко всему быть готовым. Я
BAY к штурману эскадрильи Получить
	указания, а потом  загляну к воздушным
	стрелкам, поговорю с ними о вззимодейет-
вии внутри экипажа.

— Добро, — коротко ответил Никола-
eB. ‘

Две недели готовилея экипаж Hurozae-
Ва к полету на тактическом фоне. Коман-
дир и штурман, воздущные стрелки Кост-
ромин и Зайцев, ‘механики Гущин и Eor-
ляров и, наконец, моторист Лапшин —
все жили одной мыслью: сделать все, что-
бы выполнить поставленную задачу, как
подобает советеким воинам, добиться / от-
личных показателей в учебе. Днем эки-
паж готовил машину, вечером занимался
теорией. За это время на самолете оемот-
рели все до последнего винтика. Под ру-
ководетвом Хозяинова было отлажено и
пристреляно вооружение.

Наконец наступил долгожданный день.
Бомбардировщики. подняли в воздух.
Строго выдерживая свое место в строю,
Николаев изредка поглядывал на штурма-
на. Тот был поглощен расчетами и толь-
ко изредка переговаривалея со стрелком-
радистом старшим сержантом Roerpown-
ным, Уверенно и спокойно выполнял свои
обязанности весь’ экипаж.

Дважды в этот день поднимался в воз-
лух экипаж Николаева. И каждый раз ру-
ководитель полетов отмечал слаженную ра-
боту экипажа.

Подполковник В. ЗЕМЛЯНОЙ.
	нс заданные цели. самолеты взяли курс на! или штурмана -— грамотно разбиратьея в
	ВОоИН-
	второй аэродром посадки. Полет был
	про- боевой обстановке, развить в’ нем
	должительным, в баках оставалось мини- скую смекалку, умение даже видимые нв-
мальное количество горючего. Таким 0бра- выгоды своего оложЖентя обращать в свою
	зем сложность посадки на друтом незнако-
MOM аэродроме еще более возрастала. Сле-
дует добавить, что заход на посадку лет-
чикам в этом случае приходилось делать
	  20 стороны моря. Носадочные знаки были
	видны в боковую форточку только пря вы-
пелнении четвертого разворота. Но ° бла-
годаря тому, что все особенности призем-
ления на этом аэродроме были заранее
тшательно изучены, летчики действовали
спокойно.

Гукин дал указание ведомым: выполнять
развороты следом за ним на дистанции в
400 — 500 метров. К аэродрому боембар-
дировщики подошли в правом пеленге. Чет-
кие, продуманные действия. летчиков 0бе-
спечили успех сложной посадки.

Выполняя комплексный полет, произво--
дя взлеты и посадки в условиях незнако-
мых аэродромов, летчики училиеь техниче-
ски грамотно строить расчет на посадку.
Этот полет послужил для них хорошей тре-
	нировкой.
, Капитан Г. СЕМЕНИХИН.
	‘пользу и одерживать верх над противни-
‘ком —= таков круг обязанностей ‘препода-
вателя тактики. Всему этому вот уже 16
‚лет с уснехом обучает кадры авиаторов на-
`чальник цикла тактики офицер Бельченко.
  Всесторонне образованный, в совершен-
‘стве знающий не только свой предмет —
тактику ВВС; но п. другие. авиационные
дисциплины, тов. Бельченко систематиче-
ски углубляет и пополняет военные и п0-
литическвие ‘знания.

„Рабочий лень начальника цикла сильно
загружен.  Однако офицер Бельченко. так
умеет использовать свое ‘время в соответ-
ствин © строго намеченным. планом, что
успевает знакомиться со вееми основными
литературными новинками ›в. области, кото-
рая его интересует. Он рекомендует пре-
подавателям нужные книги, Указывая, на
что нужно обратить внимание при чтении,
а спустя некоторое время проверяет, как
усвоено содержание прочитанного.

Тов. Бельченко сам пишет все paspa-
	  ботки групповых упражнений, конспекты
	лекций по всем темам тактической  про-
траммы. Но особенно ео педагогическое
мастерство проявляется в процессе чтения
лекций. На увлекательных, ярких приме-
рах учит Бельченко молодых авиаторов
`трудному покусству Тактики, заставляет
решать интересные задачи на производство
расчетов, тренирует курсантов в использо-
вании таблин и графиков.

В ходе об’яснения он широко пользует-
ся наглядными пособиями —— схемами, чер-
тежами, макетами строевои боевых -поряд-
ков. В его распоряжении имеются ориги-
нальные 0б%мные макеты целей — ж.-д.
Узлы-с0 ‘всеми путями, входными и вы-
‘холными стрелками, зданиями управлений,
макеты авиабазы, промышленного ‘об’екта
(завода), военно-морской базы. Привлече-
ние наглядных пособий повышает интерес
кур”антов к ‘предмету. позволяет им глуб-
же усваивать вопросы тактики.

‘Офицер Бельченко: требует от обучаемых
глубокого понимания учебното `материзла,
на экзаменах не терпит стандартных, за-
ученных ответов. Так, например, on He
позволит куреанту в ответ на вопрос 0
		нмионализаторы одной части
	Устройство офицера Лримель служит
ценным пособием для наглядного знаком-
ства с принципом работы реактивных дви-
гатетей.

Много рационализаторов среди авиаре-
монтников. Долгое время в Н-ской авиама-
стерской промывка деталей производилась
вручную. Однако есть детали с такими
пазами и отверстиями. в которые очень
трудно проникнуть, чтобы произвести чиет-
ку. Уходило много времени на выполнение
этой работы, и она, как правило. не была
высококачественной. Тогда на помошь при-
шла творческая мысль. Офицер Трусов
предложил перейти на механическую про-
	Офицер Дримель сконструировал и. смон-
тировал установку, которая позволяет на-
глядно видеть работу реактивного двигате-
ля. Она чрезвычайно проста по своему
устройству: леревянная тренога, сверху нее
прикреплен фанерный круг со штырем в

центре. Недалеко от центра вмонтированы
два латунных кольца, к которым снизу
подведены электрические проводники. Ha
штыре установлен резервуар; по форме на-
поминающий усеченный конус. В дно. ре-
зервуара вделаны лве латунные щетки,
воторые соединены е электрокипятильни-
ком внутри резервуара. В последний зали-
вается вода. При замыкании электроцепи
	Рационая

Многие воины Н-ской авиачаети за-
нимаются рационализацией и изобретатель-
ством. Их творческая работа помогает лет-
ному и техническому составу успешно со-
вершенствовать боевую подготовку, еохра-
нять Материальную часть и экономить го-
суларственные средства.

Штурман экипажа бомбардировщика лей-
тенант Орлов по собственному проекту из-
готовил стрелковый тренажер.. Это новое
учебное пособие позволяет летчикам, птур-
манам и стрелкам-радистам тренироваться
в определении ракуреа самолета, учиться
	производить расчеты в принеливании.
Руководитель занятий. да и сам стре-
	лок, пользуясь учебным пособием лейте-   кипятильник начинает действовать, и вола   мывку деталей. Он составил проект при-
	нанта Орлова, легко может проверить свои
знания по огневой подготовке. Испытания
стрелкового тренажера дали хорошие ре-
зультаты, и он находит применение в дру-
гих подразделениях части.

Пар через проточную трубочку,   способления и слелал его евойми
	закипает. пар через проточную труэзочку,
находящуюся в верхней части резервуара,
проходит к модели самолета, через сопло
вырывается наружу, заставляя модель
вращаться,
		доузья
	ду тогда мы одержали только потому, что
экинаж был хорошо подготовлен, Вт a
сейчас надо готовиться так, как в дни
войны...

Штурман молчит. Лолго носле этого не
говорит и командир. Последняя его фраза
воскресила в памяти офицеров один из
незабываемых боевых эпизодов. Только вы-
сокая боевая готовность, исключительная
слаженность экипажа, способность дейет-
вовать соглакование в любой обстановке
помогли тогда одержать победу. Й не слу-
чайно оба офицера бережно хранят имен-
ные фотопланшеты, врученные им коман-
диром соединения. Кажется, ничего 0э-
бенного и нет на этой фотографии. Непо-
священный человек увидит. на ней лишь
тоненькие линии, веером расходящиеся в
обе стороны, от центра снимка, да в не-
скольких местах белые пятна взрывов.
Так выглядела в момент бомбометания еня-
тая © большой высоты железнодорожная
станция Отрый. «Что ж, удачно бомбили»,
—щ заметит каждый, поглядев на этот ени-
мок. Но чего стоила эта удача, какой пе-
ной достигнута победа, этого никто He
разгадает по снимку, Для этого надо ус-
лышать подробный рассказ кого-либо из
офицеров, имеющих эту исключительно
редкую награду — документальное свиде-
тельство ратного подвига.

Экипаж Николаева действовал тогда в
составе подразделения, Бомбардировщикам
предстояло в глубоком тылу немцев нане-
ети удар по станции, на которой  скопи-
лось несколько эшелонов в пюрючим и
боеприпаеами. Многое зависело от pe-
зультатов этого вылета, Задача б0мбо-
вого удара заключалась в том, чтобы оста-
вить вражеские танки без горючего и на-
долго вывести из строя важную коммуни-
кацию противника. Этим авиация оказала
бы серьезную гомощь нашим  настуцзю-
щим войскам,

Вольшую часть маршрута бомбардиров-
щаки прошли благополучно. Но на подхо-
де к пели их ветретили немепкие  истре-
	спосооления и сделал его своими силами.

Производительность труда ка промывке
увеличилась примерно в 15—16 раз...
	Капитан ЛД. НИКИТИН.
	‚Приморский военный округ.

бители. В это время на самолете, лейте-
нанта Николаева было повреждено перего-
ворное устройство. Экипаж етал как бы
немым. Летчик и штурман еще могли 06’-
ясняться с помощью жестов и взглядов, но
воздушные стрелки оказались совершенно
от них отрезанными.

Тейтенант Николаев успел заметить, как
6 аэродрома противника поднялаеь еще од-
на группа истребителей, Предстоял жар-
кий воздушный бой, Летчик повернул го-
лову к штурману, указал ему на истреби-
телей, затем посмотрел вверх. «Наблюдай
внимательно», — означал его взгляд. Хо-
зяинов понял. Он приготовилея к $0.
	Вемцы атаковали бомбардировщиков
с хода, в лоб. Снизившись и набрав пре
дельную скорость, истребители затем раз-
вернулись, собираясь ударить сзади. Ro-
роткая очередь воздушного стрелка преду-
предила Николаева об опасности. Велед за
этим Хозяинов, не отрываясь от своего. пу-
лемета, движением руки. показал летчику,
чтобы тот сделал горку. Этот знак был
очень котати — вся группа быстро из-
менила боевой порядок. Теперь самолеты
	имели превышение друг над другом. Все
стрелки могли сосредоточить свой  оговь
по самолетам противника. Bee
MOITHEIS  ormepnie точки 6n3m- 13
	нижних люков бомбардировщиков по вра-
гу. Огромный сноп огненных трасе во-
зник на пути вражеских — истребителей.
Олин из них, пронизанный десятками пуль,
загорелся и перешел в отвесное. пикирова-
ние. Остальные не осмелились подойти
близко. Атака была отбита,

Немцы решили нанести удар боку. Но
группа бомбардировщиков снова изменила
свой строй, Самолеты шли теперь © пря-
нижением. Немцы вновь встретили На
своем пути сплошную завесу огня. Й эта
атака им не удалась.

На стороне немцев были огромные пре-
имущества: и двойной перевее сил, и ма-
невренность истребителей; и то, что Gof
шел над их территорией. Однако они не
сумели помешать советеким летчакам вы-
полнить, боевую задачу. Отбивая одну ата-
ву за другой, бомбардировщики‘ шли‘ в на-
меченной цели. Ничто не могло еломить
		воли советских воинов в победе. И вэтом
была их сила.

Бой длилея долго. От напряжения у Ни-
колаева стали неметь руки, ноги, ломило
все тело, но он попрежнему крепко ежи-
мал штурвал. Каждый маневр ведущего
бомбардировщика летчик заранее угадывал
по еле заметным эволюциям ето. самолета,
И он немедленно повторял. этот маневр,
Иногда перед ним появлялась вепотевшая
рука. Хозяинова, который жестами 0б’яс-
нял воздушную обстановку или предупреж-
дал летчика о новой опасности.

Только один раз за время боя Николаев
обернулся к штурману, вотревоженно по-
смотрел она него и указал вниз, Хозяинов
понял -— контрольный этап пути. On
оторвался от пулемета и припал к прице-
му. Хотя бомбить надо было по ведущему,
но штурман самостоятельно уточнял pa-
счеты — а вдруг в решающее мгновение
ведущий выйдет из строя! Казалось, что
увлекшись расчетами, Хозяинов забыл 0
‘смертельной опасности, нависшей над бом-
бардировщиками, забыл о том, что надо
отражать атаки вражеских истребителей,
На самом деле‘ он помнил об этом: и если
‘не’ оглядывалея по сторонам, то лишь по-
тому, что знал: командир ведет `наблю-
дение и во-время предупредит 06 опасно-
CTH.

...Бомбардировщики на ‘боевом курсе.
Труппа идет теперь плотным строем. Стро-
го выдержать теперь высоту, скорость, из-
правление — значит точно поразить цель. -
Истребители противника отстали, они He
решились ‘войти в зону зенитного огня.
Правда, зенитки палили отчаянно, но они
не могли уже расстроить группу’ бомбарди-
ровщивов.

Наконен самолет вздрогнул всем корпу-
сом — оторвались бомбы. Летчик и штур-
ман переглянулись и облегченно вздохну-
ли, Важдый прочел во взгляде товаритка’
цель поражена, задание Родины вымолне-
в.
Удар группы бомбардировщиков по же-
лезнодорожной станции был исключитель-
но метким, Советские летчики подожгли
энелоны с горючим, взорвали боеприпагы,
налолго — вывели из строя железнохорож-
	закончился напряженный учебный день.
В лагерным палаткам через соеновую ро-
шу направляются два офицера. Впереди,
слегка сутулясь, отмериваег широкие шаги
лейтенант Николаев. Справа, немного от-
став от него, идет лейтенант Хозяинов.

Вот уже шесть лет эти офицеры летают
в одном экипаже: Николаев — командиром
бомбардировщика, а Хозяинов-—его штур-
маном. Долпих шесть лет и каждый лень
вместе! Как много пережито за это время
и сколько общего во взглядах, привычках,
наклонностях у командира uw штурмана
экипажа!

По дороге к лагерю лейтенанты обеуж-
лают итоги дня. Разговор идет о серьез-
ных, важных для обоих вещах, однако они
обмениваются лишь короткими фразами,
за которыми следуют долгие паузы. Так
могут говорить лишь люди, понимающие
друг лруга е полуслова, привыкшие по од-
ному намеку или жесту угадывать мысли
и желания товарища.

— Сбрасыватели? — коротко спраши-
вает Николаев у штурмана.

— Проверены, исправны.

— Оружие?

— Надежно.

Наступает пауза. Офицеры думают в это
время об одном и том же. И командир эки-
пажа и штурман озабочены подготовкой
к ответственному полету. В составе груп-
пы им предстоит выполнить бомбометание
на тактическом фоне. Этот полет должен
подвести первые итоги летней учебы, 06-
цумывая, все ли сделано, чтобы успешно
решить задачу, командир. наконеп, гово-
put: :

— Надо бы еще потренироваться в р8-
счетах...

— НУ, что там, дело привычное, — от-
вечает Хозяинов. — Да и бомбометание
по ведущему группы не сложно...

— Излишняя самоуверенность в добру
не приводит. — © ноткой недовольства в
голосе говорит командир. — Надо ко всему
быть готовым, Вепомни Стрый!  ПШобе-