9 марта 1947 г., № 58 (665).
	СТАЛИНСКИЙ COKOS
	> шгурманском классе на занятиях по фаднонавитации. Старший лейтенант Бутенко (второй слева) принимает зачеты
от летчиков лейтенанта” Березина и Героя Советского Союза. старшего ‘лейтенанта Цыкина.
		Снимок капитана М. Рунова.
	ПРАЗДНИК ЛЫЖНИКОВ _
СОВЕТСКОЙ АРМИИ
	‚ Уктусские горы вблизи Свердловека из-
давна. пользуются особой любовью лыжни-
вов нашей страны, Здесь обычно проходят
крупнейшие соревнования на первенство
по равнинным гонкам и  горно-лыжному
‹порту.

Сегодня, 9 марта, здесь поднимается
флаг первенства Советского Союза по лы-
жам: А недавно здесь же, на Уктусских го-
рах, проходил зимний праздник лыжников
Советской Армии.

Более 200 участников — победителей
лыжных соревнований военных округов —
были представлены на этом  первенетве.
Соревнования лыжников Советской Ap-
мии продолжались ‘пять дней;  Героя-
ми первенства стали —— гвардии. стар-
ший техник-лейтенант П. Володин (Военно-
воздушная инженерная акалемия им. Жу-
ковского) и представители Уральского воен-
ного округа: старший сержант Турков и
Мельникова. Петр Володин прошел 18 км.
в 1 час. 10 минут 33 сек. Любопытно от-
метить, что чемпион СССР на эту дистан-
цию Рорин (Уральский военный округ)
оказался на этот раз на 4-м месте.

С особой силой сказалея спортивный та-
лант Володина в самых трудных гонках на
30 кы. Он тактически правильно’ распре-
делил свои силы и, равномерно пройдя вею
дистанцию, усилил темп к финингу. Воло-
дин ноказал отличное время—2 .час. 8 мин.
44 сек. На 29 секунд отстал от него недав-
ний победитель первенства Ленинградского
военного округа инженер-капитан Кришев-
ский. Все последуюлше места заняли моск-
вичи: старший лейтенант Егоров, матрос
Олешез и капитан Карпов, :
	Лважлы завоевала звание чемпионкн
	Командные соревнования заключались в
беге патрулей и в розыгрыше эстафет, Уча-
стники бега патрулей должны были пройти
30 км. © полным боевым снаряжением и на
финише стрелять по восьми мишеням © рас-
стояния 100 метров. Важдый промах. штра-
фовалея прибавлением 1,5 мин. времени.
Ожидалось, что команда московских патру-
лей выйдет победительницей. Но эти пред-
положения не сбылись.

Действительно, московская команда фи-
нишировала первой, пройдя дистанцию за
2 час. 17 мин. Уральцы были на втором
‘месте — 2 чае. 24 мин. 26 сек. Но ми-
шени москвичей оказались пустыми, Лишь
старший лейтенант Егоров сделал 2 попада-
ния. Уральские лыжники, нанротив, суме-
ли поразить 7 мишеней.

Зато москвичи взяли реваниг в эстафет-
ном беге 4Ж10, в котором участвовали
17 команд. На первом этапе представитель
Московского военного округа сержант Су-
ханов пришел только третьим, отстав от
победителя на 2 мин. 30 сек. На втором
этапе пошел Володин. Через 5 км. он на-
верстал потерю во времени и к концу своей
дистанции был первым. На ‘третьем этапе
Печников закрепил лидерство, а на четвер-
том этапе авиатр гвардии капитан
Николаев вырвал победу. Время моск-
вичей — 2 час. 45 мин. 11 сек. На
втором месте уральцы. Их время — 2 час.
48 мин. 16 сек.

В итоге пятидневных соревнований 0б-
щее командное первенство завоевали‘ лыж-
ники Уральского военного округа. На вто-
ром месте — москвичи, на третьем — ле-
нинградцы. _ : .

Главный судья соревнований генерал-
лейтенант Егоров поздравил участников е
новыми спортивными достижениями и вру-
UHI победителям трамоты и пенные по-
	Ad DR, . {
И. НРАЙНИЙ.
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ _
LAP THHHAA MHBHE
›е отношение  ’ Работа комсомольцев
	накануне Учении
	В нашем подразделении состоялись лет-
Но-тактические учения, В подготовке и
эроведении их командиру большую помощь
оказала комсомольская организация подраз-
деления.

Задолго до начала учений секретарь бю-
ро ВЛКСМ эскадрильи. гвардии -етарший
сержант Быстров провел заседание комсо-
мольского бюро с повесткой дня: «06 аван-
тардной роли комсомольцев в подготовке п
проведении летно-тактических учений». В
соответствии с намеченным планом каждый
член бюро получил ‹ конкретное задание.
Старшему сержанту Митюшину поручили
своевременно освещать опыт лучших ком-
сомольцев, гвардии сержанту `Озерову —
оказывать помощь группкомеоргах звень-
ев в проведении индивидуальной работы
среди комсомольцев и молодежи.

Состоялось также совещание комеомоль-
ского актива. На нем выступил командир
эскадрильи гвардии старший лейтенант
Оцабрик. Он рассказал о задачах  летно-
тактических учений, о требованиях, пред’-
являемых в каждому комсомольцу.

Активисты тт. Бобылев и Антонов про-
вели совещание с комсомольцами. техниче-
ского состава, т, Железняков — с комсо-
мольцами летчиками, т, Гаранин — с ком-
сомольцами штурманами и т. Озеров — с
комсомольцаии стрелками-радистами. На
этих совещаниях раз’яснялись задачи
Личного состава, & также роль комсомоль-
цев в учениях,
	В ходе подготовки в учениям секретарь
бюро ВЛКСМ тов, Быстров выяснил, что от-
дельные стрелки-радиеты слабо знают пра-
вила радиообмена при полетб по заданному
маршруту. Быши немедленно организованы
дополнительные занятия, на которых луч-
шие стрелки-радисты сержант Белынцев и
гвардии младший сержант Рунович подели-
лись своим опытом радиосвязи при полетах
по маршруту и подробно рассказали това-
рищам, как надо действовать на учениях.
	В эскадрилье выпускалея бобвой ли-
сток. На стоянках была оформлена на-
глялная агитация.
	3a два дня до учений состоялось комео-
мольское` собрание. С докладом выступил
тов. Быстров. Он. рассказал о том, как ком-
сомольцы подготовились к учениям. Затем
слово взял командир эскадрильи. Он отме-
тил положительные и отрицательные сто-
роны в работе комсомольцев и указал пути
устранения недостатков,

...Настал день учений. По сигналу
командира экипажи вырулили на старт и
легли на заданный маршрут. В полете точ-
но было выдержано время прихода на цель.
На полигоне экипажи показали высокое ма-
стерство бомбометания. Из 12 сброшенных
бомб 9 попали в цель. Отличились комсо-
мольцы тт. Железняков, Тимошин, - Гара-
нин, Белынцев, Озераз: Быстров и др.

Находившийся на’ полигоне командир ча-
	K руководству комсомолом
	Ведавно в Н-ском истребительном авиа-
соединении закончились отчетно-выборные
комсомольские собрания. Они показали
возросшую роль комсомола в жизни под-
разлелений.

Собрания вскрыли также существенные
недостатки в идеологическом, военном и
культурном воспитании молодых воинов.
Основная причина этих недостатков
кроется в совершенно неудовлетворитель-
ном руководстве комсомолом со стороны
партийных организаций и пойитработников
многих частей.

Устав: ВКП(б) указывает, что партий-
ные организации должны осуществлять
руководство комсомолом, контролировать
и направлять его деятельность. ‹ Неемот-
ря на 2%, живое повседневное руко-
водство комсомолом партийно-политиче-
ские работники нередко подменяют адми-
нистрированием. Они слабо поддерживают
инициативу молодежи, подчас нарушают
	<= ВНУТрИСоюзЗну 8 демократию.
	Почти в безвыходное положение постав-
лена комсомольская организация ив OT
ношении массово-спортивных ‘мероприятий.
Комсомолен лейтенант Кочелаев вместе со
своими товарищами ‘в одном из клубных
помещений оборудовал спортивный зал, в
котором были’ установлены турник, епор-
тивные снаряды. Но нашлись люди, кото-
рые сломали турник, снаряды и организо-
вали в зале танцы. Лейтенант Кочелаев
лоложил 06 этом одному из начальников —
коммунисту Анашенко,

— А вы снова постройте турник, —
посоветовал тот.
	— Но они ведь опять сломают,—сказал
Кочелаев.
	— НУ ч0 ж, 3 вы стройте до тех пор,
пока любителям танцев не надоест ломать
спортивные снаряды. У вас ведь много мо-
лолой энергии. у
	На низком идейном и организационном
уровне прошло в подразделении и самое OT-
четно-выборное комсомольское собрание.

Из 14 выступивиих в прениях по док-
аду комсарга было „только четыре ком-
сомольца в звании сержанта. Говорили они
робко, несмело. И, кетати сказать, не без ос-
нования. На собрании имели место факты
грубого’ нарушения внутрисоюзной  хемо-
кратии, зажима критики со стороны пар-
тийных и политических работников. Ком-
сорг тов. Муха в отчетном докладе выска-
зал мнение о причинах недостатков в ком-
сомольской работе. Он отметил слабое pap-
	BO eee

THHHOE руководство коисомолом, привет Daz
	убедительных фактов. Это не понравилось
политработнику тов. Житному. Сразу же
после доклала он начал отчитывать ком-
сорга 32 «недопустимое ‘самовольство».
Попытка комсорга оправдать свои действия
вызвала у Житного гнев
	— Ношу соблюдать еубортинацию! Не
забывайте, что я здесь старшгий!..
	Еще более поразительный елучай гру-
бого. нарушения внутрисоюзной демократии
произошел на комсомольском собрании со-
седнего подразделения этой же части. Когда
начались выборы нового состава бюро. в
список для тайного  толосования была
внесена кандилатура старшины Пыркова
— одного из лучших комсомольцев. на-
гражленного почетной грамотой ЦЕ ВЛКСМ.
Тов. Пырков выступил с самоотволом, об’яс-
нив, что уже имеет другие поручения. Од-
нако многие комсомольцы выразили же-
лание, чтобы Пырков осталея в списке.
Тогда слово взял секретарь. парторгани-
запии старший лейтенант Поддубный и,
обращаясь к комсомольцам, заявил:

— Я поддерживаю самоотвол старшины
Пыркова. При ‘этом учтите, что. если вы
изберете его членом бюро, то я, как вре-
менно исполняющий обязанности замести-
теля командира по политчасти, использую
свото власть и все равно не утвержу та-
кого состава бюро. :

Приведенные выше факты  свидетель-
ствуют © том, что партийно-политические
работники этой части формально, по-казен-
ному относятся к руководству комеомолом.
Этот важный участок своей работы они
упустили из виду, оторвались от молодежи,
не знают ее жизни. Начальник политотде-
ла соединения руководство комсомолом пе-
редоверил своим инструкторам, Он не бесе-
дует даже с комсомольскими активистами,
не говоря уже о рядовых аленах ВТАСМ.
	Комсомол этой части находится на по
ложении пасынка. Комсомольцев ругают
по всякому поводу и без повода. Здесь за-
были, что комсомольская работа в подраз-
делениях — неот’емлемая и важнейшая
часть всей  партийно-политической _Da-

боты,

Капитан. @. СЕРПОКРЫЛ.
	Советы механику

В подразделении, где секретарем. органи-

зации лейтенант Муха, большинство ком-
сомольшев имеет неполное среднее образо-
вание. Они не участвовали в боях и еще
зе успели пройти настоящую школу поли-
тического и военного воспитания. Казалось
бы, работы с ними — непочатый край. Но
секретарь партийной организации капитан
 Ввактун не учел этого обстоятельства.
Запрос о воспитании молодых воинов ни
разу не обсуждалея ни на заседаниях
бюро. ни на партийных собраниях. Жвали-
фицированные лекпии и доклады коммуни-
тов для молодежи — настолько редкое яв-
ление, что в подразделении о них даже и
не помнят.

— У нас и б6з комсомола есть чем за-
ниматься, Пусть комсомольпы сами себя
випитьтвают, — рассуждает тов. Квактун.

Даже то мероприятия, ‚которые  нзме-
чаютея комсомольской организацией, - не
находят поддержки ни у секретаря парт-
бюро, ни У политработника тов. Житного.
Хоусомольты решили создать кружок, в
котором молодежь могла бы изучать Уетав
ЕСМ, государственное устройство СССР,
теографию нашей Родины, Руководство
кружком взяд на себя Терой  Советекого
(оюза капитан Белкин — всесторонне раз-
витый офицер, опытный воспитатель... Он
подготовил первую’ беседу. Занятия назна-
Чили во внеурочное время. Однако члены
кружка оказались занятыми на различных
работах, и беседа не состоялась. Не состоя-
лась она и на следующий день и даже в
воскресенье. Когха’ обратились за помошью
R тов. Житному. тот ответил
	— Ничем не могу помочь. Сами вы-
краивайте время и занимайтесь.

Полезное начинание комсомольцев не
было претворено в жизнь. Кружок  рас-
пался,

Это далеко не единичный случай bec-
печного отношения к воспитанию молоде-
жи. лнажды комсомольны пригласили из
близлежащего города лектора, которого
они попросили рассказать об органи-
зации «Молодая гвардия». Многие комсо-
мольцы хотели послушать рассказ о героях
Юраснодона. Однако на лекцию — смогло
притти не более 15 человек. Остальные
оказались занятыми на работах, хотя по
расторядку дня все сержанты и солдаты
похразделения должны были быть свобод-
ными, Так же примерно обстоит, дело с ор-
мнизацией экскурсий, посешением кино и
lame комсомольских собраний, на которых
почти веогла отсутствуют многие члены
	Отчетно-выборные комсомольские собра-
ния векрыли также серьезные недостайки
в проведении политических занятий. По-
титзанятия с рядовыми и   сержантами
проводятся в этом подразделении от случая
К случаю и па ‘низком идейном уровне.

„Вестник воздушного
флота“ № 2
	Вышел в свет второй номер журнала
Военно-Воздушных Сил — «Вестник Воз-
душного Флота».
	Журнал публикует приказ Министра
Вооруженных Сил Союза ССР от 23 феврз-
ля с. г. Передовая статья «Советская Ap-
мия — верный страю нашей Родины» по-
священа 29-й головшине Советской Армии.
	Отдел «Гактика» представлен статьями
полковника А. Александрова «00 отра-
жении массированных налетов истребите-
лями» и подполковника А. Кравцова «Воз-
душный 60й истребителей на высотах,
близких к потолку».

В отделе «Роевая подготовка» опублико-
ваны статьи полковника М. Тихонова и
капитана В. Кириллова «Бомбометание с
	льших высот» и генерал-леитенанта ин-
	женерно-авиационной службы А. Агеева
	«Организация боевой подготовки техниче-=
		Отдел «Техника и экеплоатация» откры-
вается статьей канлилата технических наук
	инженер-полковника И. Кулагина «Авиа-
ционные воздушно-реактивные дви
татели». Злесь. же помещенье статьи
лауреата Сталинской премии. допепта,
кандидата технических наук майора В. Се-
менова «Преимущества щелевого воздутно-
го фотографирования» п‘доцента, кандидата
технических наук инженер-подполковника
А. Боровикова «Развитие НОНО
ного вооружения авиации».
	По вопросу воинского воспитания вы-.
	ступает со статьей «Дорожить честью и.
		славой советских вооруженных сил» под-
полковтик Е. Смирпов. Рецензией полков-
ника Н. Денисова о книге №. Платонова
«Человек в полете» представлен отдел
критики и библиографии. ’
	Передовики. фазкультурной
работы
	ТУРВЕСТАНСВИЙ ВОЕННЫЙ ОЖРУТ.
(По телеграфу).  Комсомольцы части, где
секретарем бюро ВЛЕСМ лейтенант Деми-
дов, принимают активное участие в физ-
культурной работе. По инициативе комесо-
мольцев в, части были созданы команды
по волейболу и баскетболу. Баскетболисты
ий волейболисты части уже завоевали пер-
вое место среди городских. команд. Сейчас
они тренируются для предстоящих област-
ных спортавных соревнований.
	этом случае может прогреватьея только
ДО температуры 16—18°C, при которой
обеспечивается нормальная ето’ прокачка’
как в системе, так и через мотор. Слелова-
тельно, время прогрева, мотора на разжиз
женном масле определяется не температу-
рой масла, & минимально допустимой тех-
пературой охлаждающей жидкоети (голо-
вок цилиндров) и Таботой мотора без’ пе-
ребоев.
	Увеличивая обороты ‘мотора, надо сле-.
	JHTE за давлением масла, которое не долж-
но превосходить допустимого значения для
данного типа мотора. иначе возможно по-
вреждение маслосистемы за маслопомпой.

После того, как мотор запустился, меха-
ник должен в первую очередь посмотреть
на манометр масло и убедиться в нормаль-
HOM его показании. Если через 8—10 сек.
манометр не покажет давление, мотор
нужно выключать.

Причинами отсутствия давления масла
могут быть: застывание неразжиженного
масла в системе, замерзание попавшей в
маело воды.

При эксплоатадии моторов на; разжижен-
ном масле (если система’ исправна) напбо-
лее вероятной причиной отсутствия давле-
ния являетея замерзание воды в отетой-
никах и фильтрах. Для предупреждения
этих случаев рекомендуется после каж-
дого полета, когда масло еше не остыло,
сливать отстой из нижних точек маело-
зистемы. г
	При прогреве и пробе мотора, во избежа-
ние повреждений масловистемы или разры-
Ba Фот ИЛИ обичайки радиатора от чрез-
мерно большого давления, нельзя давать
фезко газ,

Во время разжижения нужно переклю-
чить 2—3 раза, гидравлический винт с ‘од-
HOro Mare Ha другой, чтобы заполнить гид-
равлическутю часть винта разжиженным
маслом, После этого винт можно. остано-
вить ва, любом тшаго.
	Таким образом, в настоящее время ваи-
	более рациональным MeTOIOM полготовки..
	маслосистем самолетов, обеспечивающим в
зимних условиях нормальное питание мо-
тора маслом как при запуске, так и на ра-
бочих режимах, является разжижение мае-
ТЯ ТОПЛИВОМ:
	Наиболее совершенными маслосистемами
для этой Цели являютея такие, которые
имеют краны-дозеры и специальные отсеки
(кололпы) в маслобажах.
	Инженер-подполксвник В. ПЛАКСИН.
Инженер-майсю А. ЧЕСТНОВ.
	* ‘ BOER ADA VE DUU DEI ODOT ELT UA DEE TR Reh
ти перехал по’радио: «ускадрильн бомбила   в руженных Сил. СССР талантливая лыж-
	ница Уральского военного округа Мельни-
кова. Она выиграла бег на 5 вм. (24 мин.
41 сок.) и бег на 8 км. (38 мин: 05. сек.).
	отлично! »;

Член бюро ВЛЕСМ гвардии старший сер-
жавт Митюшин натисал лозунг: «Наши
‘летчики бомбили отлично. Еще лучше,
упорнее и настойчивее будем совершенсет-
вовать свое боевое мастерство!» — и вы-
весил ето на видном месте. Это известие
быстро облетело весь личный. состав.

Летно-тактические учения Tony qa от-
личную оценку.

— В этом, — заявил командир эскад-
рильи, — немалая заслуга комсомольцев,

Гвардии лейтенант И. ВАЧАНОВ.
		ЛЫЖНЫЙ КРОСС В ЧЕСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО
ЖЕНСКОГО ДНЯ
	зевского парка, готовые к старту. Хорошая
погода благоприятствовала лыжникам.
Первое место завоевал авиамеханик стар-
ший сержант Карпунин. Хорошо трениро-
ванный, выносливый лыжник сумел пока-
зать неплохое время. Дистанцию он окон-
чил за 57 мин. Второе место занял мо-
торист младший сержажт Перепелкин. Ha
третье место вышел капитан Ушацкий.
	разжиженном масле более 50—55 мин. Ес-
ли же масло уже разжижалось и топливо
еще не полностью испарилось из него, то
нужно производить более сложные подече-
ты или же пользоваться специальными
графиками (номотраммами). Количество
топлива, поступающее за единицу времени
через кран разжижения, зависит неё толь-
ко от диаметра отверстия, но и от тща-
тельности его обработки. Поэтому на од-
ном и том же типе самолетов, с одним и
тем же типом кранов разжижения
и при одинаковых режимах работы  мо-
торов в одно и то же время в маслоси-
стему поступает различное количество топ-
лива. Это обязывает эксплоатационников
отдельно проверять  производительность
(истечение) каждого крана разжижения и
для каждого самолета устанавливать 060-
бую продолжительность открытля крана
для правильной’ дозировки топлива,

Исследования ЦИАМ показали, что паде-
ние давления масла можно (< хостаточной
точностью) считать  пропорциональным
пропентному содержанию топлива в масле
и незавиеимым от начального давления и
количества масла в системе. Основываясь
На этом заключении, можно избежать под-
счетов потребно количества топлива для
разжижения масла, & поступать следующим
образом: при температуре масла, 45—50°C
довести число оборотов мотора до 800—
1000 об/мин., открыть кран разжижения
и следить за давлением масла, Как толь-
ко давление масла упадет ло установлен-
‘ной нормы, кран разжижения закрыть.

Однако и этот’ метод разжижения тре-
бует уточнения, Проверку его правильности
нужно производить’ при работе мотора на
жиме малого газа, так как в настоящее
время только для этого режима инетрук-
циями по эксплоатации уже установлено
минимальное давление разжиженного маела,
различное для каждого типа моторов (по-
рядкз 1,5-—2 кг/ем?).

Следует избегать разжижения масла, топ-
ливом путем непосредственной заливки по-
следнего в маслобак, так как в этом слу-
чае (вследствие плохого перемептиваяия в
маслобаке) возможно в начале работы мо-
тора поступление в него’ масла в большим
количеством топлива,

Разжиженное масло сокращает время
прогрева мотора. На неразжиженнюм масле
(< высокой. начальной вязкостью) прогрев
требует продолжительной работы мотора на
пониженных оборотах. Сроки прогрева мо-
TOM при этом определяются временем,
нужным для прогрева масла ло температу-
ры 40—45°С. Разтиженное же масло в
	МОСКОВСКИИ. ВОЕННЫЙ ОКРУТ, 8 мар-
та. В авиачасти, где секретарем партийной
организации капитан Верещагин, проведен
массовый лыжный кросс на дистанцию
10 км., посвященный Международному
женскому дню.

8 марта, в 10 часов утра, 84 участника
соревнований собрались в аллеях Тимиря-
	12,5 проц. топлива, нормально прокачи-
вается при температуре минусе 22—25°С.
Это дает возможность при более низких
температурах запускать холодный мотор
без ущерба для его нормального питания
маслом.

При одних и тех же тфмпературах входа
масла в мотор прокачка у разжиженного
масла на 15—40 проп. (в зависимости от
температуры вхолящего масла) больше, чем
у неразжиженного,

Время с момента запуска. мотора и до
начала подачи масла в мотор (на гильзы)
уменьшается: разжиженное масло быстрее
достигает трущихся поверхностей деталей,

В летнее масло добавляют до 12,5 проп.,
8 в зимнее — до 8 проц. топлива от всего
0б’ема масла как в системе, так и в мото-
ре. Добавление большего количества топ-
	  тива вредно отражаются на смазке мотора
	На рабочем режиме.

Летнее масло’ разжижают; начиная с
температуры минус 5°С, зимнее — с тем-
пературы минус 1550.

Разжиженное масло уловлетворительно
сливается из системы до температуры ми-
aye 30°C.

На современных самолетах в поршневы-
ми двигателями установлены краны. раз-
жижения, дающие возможность бензину по-
ступать в маслосистему. На некоторых са-
молетах разжижается не все масло в си-
стеме, а только часть его, помещающаяся
} специальных отсеках (колодцах) масло-
ака,

Практикой установлен наивыгоднейший
режим работы мотора для разжижения мас-
ла: обороты п—800—1000 06/мин., тем-
пература входящего масла 45—50°С. При
повышенных оборотах и более высокой
температуре масла происходит, при олно-
временном повышении интенсивности пере-
ухешивания, повышенная испаряемость топ-
лива из маела, Би

Зная 0б’ем и сорт масла, & также коли-
чество топлива, которое ежеминутно посту-
пает в маслосистему через кран разжиже-
пия на данном режиме работы мотора, мож-
но определить, сколько: времени нужно Lep-
жать кран открытым; чтобы произвести
нормальное разжижение масла. Например:
общее количество масла в системе равно
40 литрам, проиаводительность крана раз-
жижения—1.0 л/мин. Для полного -разжи-
жетия 40 литров летнего масла необходи-.
wo 5 литов топлива: (12.5 проп.). Разде-

Лив это количество на 1.0, получим время
5 минут, Однако расчет этот будет ве-
пен только в том случае, если масло до это-
Го Не разжижалось или мотор работал Ha
	Эксплоатация маслосистем самолетов зимой
	тах подогрева) проводники свечей, дюри-
товые соединения, шланги, бензиновые
трубопроводы. Для этого необходимо иметь
или огнеупорный теплоизоляционный ма-
териал или отражательные щитки, Перед
подогревом мотор следует укрывать теплы-
ми чехлами. В местах прохода трубопроводов
от средств подогрева чехлы также
нужно изолировать огнеупорным  тепло-
изоляционным материалом. Наконец, во
	избежание пожара, надо тщательно наблю-
дать за герметичностью бензосистемы. 3 {
	также за тем, чтобы во время подогрева. не
было подтекания топлива через лренажи
всасывающих коллекторов или. карбюра-
торов.
	Вее это усложняет и удлиняет похготов-
ку мотора к запуску. Кроме того, при по-
догреве масло стекает с внутренних ‘дета.-
лей мотора, и этим ухудшаются условия
смазки в начале запуска.
	Применение зимних сортов масел также
не решает проблемы полностью. Зимние
сорта, имеют пониженную вязкость, и это
вредно сказывается на качестве смазки де-
талей мотора на рабочем режиме.
	Что же делать? Как добиться, чтобы
маело имело малую вязкость при низких
температурах и достаточно высокую вяз-
кость при высоких?
	Средство, дающее возможность удовлет-
ворительно решить эту задачу, найдено.
Это — разжижение масла топливом. При
разжижении снижается вязкость масла при
низких температурах и облегчается запуск
зимой холодного мотора, Для проворачива-
ния, например, винта`за конец лопасти
на самолете «ИЛ-2» на разжиженном масле
МС при температуре минус 35°С лоста-
точно усилия в 53 кг, т, е, на 10
меньше, чем при минус 18°С на неразжи-
женном масле.

Через 20—30. минут работы мотора из
разжиженного масла испаряются все лег-
кие фракции топлива, & тяжелые фракции
топлива испаряютея через 50—55 минут.
Благодаря этому обеспечивается нофмаль-
ная смазка деталей мотора па рабочих ре-
жимах,

Разжиженное топливом масло не теряет
способности прокачиваться при температу-
pax па 12—18°0 ниже, чем неразжижен-
ное, Папример. масло М. разжиженное
	Экоплоатация маслосистем самолетов в
зимнее время имеет ряд особенностей.

( понижением температуры вязкость
масла, т. е. трение между молекулами при
двиге одного слоя масла относительно дру-.
того под возлействием внешних сил, все
более и более увеличивается, и, наконеп,
масло совершенно теряет свою подвижность
— застывает.

Летние сорта отечественных авиацион-
НЫХ минеральных масел застывают ‚при
температуре минус 10-—15°0, зимние cop-
18 — при температуре минус 25—30°0.

Вязкость масла начинают резко возрас-
тель при температурах ниже плюс 5090.
Например, вязкость масла МЕ при плюё
100°C равняется‘ 3,17, ‘а пои плюс 10°%С
— 543 градуса Энтлера.

С понижением температуры масла (начи-
ная примерно с плюс 100—110°С) уве-
личиваются потери мощности мотора ва
Жидкостное трение. В силу этого и пус-
ково крутящий момент мотора возрастает.
Например: при минус 5°С (масло МС) для
Того, чтобы провернуть винт за, конец ло-
пасти на самолете «По-2», нужно прило-
Жить силу в 10 кг, а при минусе 30°6 —
около 15 кг. На самолете «ИЛ-2» при ми-
Нус 18°0 (масло МС) необходимо прило-
яить силу в 63 кг,

Запустить в таких условиях мотор труд-
но. Однако при наличии мощных пусковых
самолетных средств или с помощью aBTo-

‚ Отартера все же Ухается провернуть винт

и создать нужную скорость вращения. Но,
как правило, это небезопасно для мотора.
роме того, можно вывести из строя и са-
мыю пусковые. средства.

Эксплоатационнику следуеттакже знать,
110 с понижением температуры масло. всв
больше теряет способность прокачиваться,
На специальной установке было определе-
НО, Что за один оборог. помпы прокачивает-
ca: opm nawe 15°C — свыше 3 граммов
масла МС. а при минус 5°С — только 0,25
грамма: масла МЗС при плюс 5°С прокачи-
ваотся 3.7 грамма, & при минус 15°C .—
0,2 грамма. Летние сорта масел совертен-
HO не прокачиваются при минусе 8—10°С,
а зимние — примерно при минус 2050.

Следовательно. если запустить мотор на
Летнем масле при температуре минус 8 —

°С пли на зимнем при температуре ми-
Nye 20°C. to масло в мотор поступать He
	будет и манометр масла, давления не пока-
жет. Нри запуске мотора при температурах,
близких К этим, масло хотя и в малом
количестве, но будет поступать в нагнетаю-
щую-магистраль мотора, и в вони концов
заполнит ее. Но, веледетвие малой подвиж-
ности масла и небольших сечений каналов
его подвода, оно длительное время не будет
поступать к трущимся поверхностям мото-
ра. При этом особенно страдают зеркаль-
ные поверхности цилиндров и поршневые
кольца. Еще во время прокрутки холодного
мотора при залуске поршневые кольца
счистят масляную пленку © зеркал цилин-
дров, в результате чего проязойдет сухое
или полусухое трение при движении порш-
ней в цилиндрах.

В этих случаях давление масла, которое
показывает манометр в нагнетающей маги-
страли мотора, будет чрезмерно. большим-—
порядка 12—15 кт/см?. Редукдионный
клапан маслопомпы хотя-и будет открыт,
но истечение масла вследствие малой под-
вижности его через клапан окажется недо-
статочным, чтобы давление в магистрали
уменьшилось.

Если механик не учтет. этих  особенно-
стей, то произойдет преждевременный износ
поршневых колец и зеркал цилиндров. а
также разрушение подшипников и разрыв
нагнетающей магистрали мотора.

Как избежать всех этих неприятных по-
следствий? `

На первый взглях кажется, что для это-
го достаточно после полета масло слить, а
перед очередным запуском — залить в си-
стему горячее масло и запустить мотор, по-
ка оно не остыло. В действительности же
этого недостаточно. В моторе, особенно
между  трушимися его поверхностями,
масло остается холодным, с большой вяз-
костью. Значит, пусковой крутящий момент
попрежнему будет большим и обеспечить
быстрый и безопасный запуск мотора не
удается. :

Следовательно. нужно каким-то образом
уменьшить вязкость масла, оставшегося в
моторе. Этого можно частично достичь или
подогревом мотора с помощью средств по-
догрева или (на, моторах жидкостного. ох-
лаждения) проливкой горячей воды.

Способы эти сложны. При пользо-
вании средствами подогрева нужно предва-
рительшо изолировать на сомолете (в ме-