14. марта 1947 г., № 62 (663).
	В полковой бзолиотеке
	а . библиотеке клуба, тде
‚ Свотло и уютно в библиотеке к Wa ann
	“OM a sh GTN AN и
 ЧАЛЬНИЕОМ лейтенант пе en
эх разложены свежие газеты и журналы.
тах ра с и Мпа амами ow
	yh pa
ни тея пазки с вырезвами из

Тут же находя
газет. В них, подобраны статьи по радио-
pe muni TETMKe, CTMITLH
	локалии,^ реактивной се с Ha
TOKAI ruKol Отечественной войны, На

ee ATED НАЛТЛЯТИСАЛТЯСЧ
	С еее бок УЗКО 3 поли гичесвая.
атно разложена
полках аккур военно-техническая ли-

а а а оба еиеРо т. Wh
	  художественная и
		Мак мы обучаем летчиков
			Летчик, в совершенстве овладевший  изучение приборов ведется ше отвлеченно,
сникой слепого полета, смело и уверенно! а тесно увязывается с техникой пилоти-
ает.в сложных метеорологических усло»   рования, е поведением самолета и летчика
		летает. в елюжных метеорологических усло
виях. Это помогает ему выполнять разно-
	образные задания, шире и свободнее поль-
	зоваться различными тактическими прив-
мами.

Перед нами, военными летчиками,  по-
CTABICHA задача повысить качество полетов
в сложных метеорологических условиях,
уметь летать в любое время дня и ночи,
при различной погоде,

Пристуная к выполнению этого наи-
более сложного раздела Бурса боевой нод-
готовки, мы начали с обучения полетам в
закрытой кабине. Злось летчики получают
системиутическую тренировку, овладевают
искусством управления самолетом по при-
борам. ;

Известно, что в слепом полете у летчи-
ка возникает иллюзия противовращения
самолета. Например, когда после разворота
влево мантина вышяа на прямую, летчику
начинзет казаться, что онз входит в пра-
вый разворот, Эта иллюзия обязана своим
происхождением так называемому чувству
противовращения.

Из сказанного следует, что в слепом
полете полагаться. на ошущения вельзя,.
Доверяться своим чувствам летчик не имеет.
права. На самолете есть в0е необходимые
для слепого полета приборы. Летчик обя-
зан не только доверять им, но и ` уметь.
мгновенно прочесть, понять и COO CARAT
их показания,

Количество приборов на езмолете доста-
точно велико, Помогая летчику, они в то
же время добавочно «загружают» ето вни-
мание. Выход здесь только один: постоян»
но тренироваться в чтении показаний
приборов, научиться правильно распреде-
лять св0е внимание, Чем лучше в процессе
наземной тренировки летчик закрепит на-
выки в знании и чтении показаний при-
боров, тем больше он будет доверять в в03-
духе и себе и приборам, тем ниже будет
етепень его напряженноети, TOM Ble мень-
ше будет проявляться иллюзия чуветва
противовращения.

Охним из условий, необходимых для
приобретения нужных знаний и на-
выков слепого полета, является хорошо
налаженная учеба летчиков Ha земле.
Своими силами мы изготовили наглядные
пособия и приборы для слепой подготовки,
оборудовали классы. Эта большая и кро-
потливая работа проведена под руковод-
ством гвардии инженер-канитана Менчи-
KOBCKOTO. B классе аэродинамики имеется в
разрезе вся группа приборов, которыми
оснащен самолет. Здесь же висят схемы,
0б’`ясняющие принции действия и KOH
струкцию каждого прибора в отдельности,
изготовлены учебные тироскопы. Нагляд-
ные пособия помогают руководителю  1ро-
сто и доходчиво об’яенять самые трудные
для усвоения разделы протраммы. Сейчае
заканчиваются монтаж и установка кресла
Варани с колпаком и тренажера для прак-
тикования в чтении показаний приборов и
распределении внимания,
	Па мой вэгляд, в некоторых чаетях при-
меняется несколько неправильный метод
обучения летного состава пользованию
приборами в сленом полете, Эти занятия
поручаютея техникам по приборам, Конеч-
но, техник как специалист своего дела в
совершенстве знает конструкцию и дей-
ствие приборов, но он практически незна-
ком с техникой пилотирования  веленую.
Получается неизбежный разрыв между
теорией и практикой,
	Мы пошли по другому пути;  Нриборы
ДЛЯ слепого полета изучили прежде веего
командир части и его заместитель. Затем
были проведены  8-часовые занятия ©
командирами эскадрилий и их замеетите-
лями, Командиры эскадрилий составили на
эту тему конспекты и вами стали прово-
дить занятия в летчиками. Такие занятия
дают положительный результат, так как
	Для того, чтобы < пользой проходил
каждый час учебного времени, мы в дни
полетов выноесим на старт разрезные при-
	боры и схемы. Бозвратившиеь с задания,
летчик подходит к ним и проверяет,
насколько его действия в воздухе 00-
ответетвовали требованиям инструкции пи
еленому полету.

Мы настойчиво добиваемся от каждого
летчика отличного ‘знания  вэронавига:
ционных и пилотажных приборов и четкого
	умения ими пользоваться,
Лля этого есть веские основания, На-
	Е Е к

пример, летчики гвардии лейтенанты Map-
	кин и Едаменко при первых полетах т
колнаком на учебно-боевом самолете полу-
чили низкие оценки, Оказалось, что они
нетвердо знают принции работы приборов,
не умеют быстро определять их показания,
стремятся болыне полагаться на евои чув-
ства.. Когда стрелка показателя поворота
указывала, что самолет делает разворот, У
летчиков создавалось ощущение — 68м0-
тет кренится. Правильные показания авиа-
горизонта они, осповываяеь на отуще-
ниях, принимали за перебои в работе при-
бора, не верили ему. С летчиками при-
WIL долго заниматься в „Бла и м
старте, пока они сами не убедились в том,
что ощущение в воздухе — обманчиво, что
Malo всецело доверять приборам.

Сейчас Едаменко уже закончил програм-
му слепой подготовки на учебном само-
лете и переходит на боевой. Успешно
осваивает практику слепого полета и лет-
чик Маркин.

Одновременно < наземной подготовкой
мы проводим полеты под колпаком на
«По-2». На этом самолете каждый летчик
под контролем командиров звеньев произ-
вел в среднем по 20 вылетов, Это было
дяя них хорошей практикой, Самолет
«По-2», как и тренажер-кабина Линка,
вырабатывает у летчика чувство уверен-
ности в показаниях приборов, отучает его
от неизбежных для каждого новичка  ил-
люзий,

Летчик может прекрасно знать действия
и показания приборов, но если OH CRETE
матически не тренируется, те в воздухе
берет верх ощущение, и он ставит под
сомнение правильность показаний прибо-
ров. Поэтому мы полеты на «По-2» прово-
дим регулярно и отрабатываем упражнения
‚в определенной последовательности. После
горизонтального полета, набора высоты,
‘планирования мы переходим к наиболее
сложному элементу = вводу машины В
разворот и выводу из него. На вамолете
«По-2» летчики проходят первоначальное
обучение технике управления по приборам.
Тому, кто сдал зачеты по слепому полету
на «По-2», разрешается вылет на учебно:
боевом самолете, Обучение ведетсл в той
же последовательноети, затем летчик пере-
ходит на боевой езмолет.

Такой метод дает хорошие результаты.
Значительная чаеть летного сбстава полка
уже успешно прошла программу курса, еле-
пой подготовки и приступает к полетам в
облаках, © одновременным выполнением
маршрутных заданий.

Умело водят самолеты велепую и в 00-
лаках гварлии катитан Селезнев, гварлии
старшие лейтенанты Носов, Алексеев, Ро-
манов и другие.

Внимание командиров эскадрилий и всех
летчиков мы обращаем на крен самолета
три разворотах. Врен должен быть не боль-
ие 20°. & при первоначальном обучении
10—15°. Летчик тогда делает правильный
разворот, не сбивается е курса,

`У нас чехватает некоторых тренажных
приборов, в частности кабины Линка. Этот
пробел мы восполняем тем, что много тре-
нируемея в кабине самолета, на земле.

Гвардии майор Н. СИТНИНОВ.

тературя.  -
Библиотека стала любимым местом офя-

перов, сержантов и рядовых. В свободное от

учебы время они приходят, сюда, ‚чтобы
прочитать газеты, журналы, необходимую
литературу,

Библиотека имеот общтирный круг’ чита-
телей. Большииетво из них —— коммунисты
и комсомольцы. На абонементах читателей
записаны десятки прочитанных ими кит,
Только в январе и феврале ттурман звена
гвардии лейтенант Дмитриев прочитал три-
надцаль различных книг, сержант Егоров
— десять, сержант Вабыкин — Девять
книг. Среди пятнадцати книг, прочитанных
за два месяца лейтенантом Лаленковым,—
ряд произведений ‘классиков марксизиа
ленинизиа, Кроме того «Воскресение»
Т.Н. Толотого, «Преступление и накала»
ние» Достоевского, избранные произведе-
ния’ А. Толстого, несколько книжюк из
серии «Библиотека красноармейца» и дру-
гие.
— Полковая библиотека стала важным зве-
HOM культурно-проеветительной работы в
части, ‘Она помогает личному составу ус-
пенгно выполнять план боевой и полити-
ческой подготовки.

В хорошей работе библиотеки большая
заслуга се начальника тов. Лисичкиной,

_ Гвардии майор Д. КУДРЯВЦЕВ.

‚ Прибалтийский военный округ.
	Техническая учеба
в новом классе
	Там, где сейчас оборудовано помещение
для занятий летчиков и техников, совсем
недавно было полуразрушенное помещение.
Технической учебой приходилось занимать-
ея в неприспособленном для учебы месте,

Перед началом нового учебного года
командир авиачасти приказая инженер-ка-

питану Манько’
—_ Вот вам помещение. До начала учеб-
	ного года ‘остались считанные дни. da
это время оборудуйте класе,. чтобы и
‘удовлетворял всем требованиям обучения
	летчиков и техников. :

Захание командира было выполнено в
срок. Сейчас авиачасть имеет хорошо 0бо-
рудованный самолето-моторный клаее. B
нем сосредоточены вое агрегаты самолета п
могора, & также плакаты, и схемы, пояс.
няющие их работу. Ижедневно здесь по»
	BOINICH занятия с летным и. технически
	составом подразделении.
	В Н-СКОЙ АВИАЧАСТИ. На занятии по штурманской` подготовке, Командир эскадрильи Герой Советского Союза

дни капитан H. Кононенко (справа) у макета района полетов. об’ясняет летчикам особенности самолетовождения в ус.
	гористой местности.
	Умело сочетать теорию с практикой
	Авиатору в практической работе неред-
ко приходится самостоятельно решать та-
кие задачи, которые требуют значительно-
о умения, техничезкой грамотноети, bu-
	вает. что курсант, хороню учившийся В,
	школе, оказывается ве в силах принять
правильное решение, становится втупик.
Об’ясняется это тем, что у вурбанта не
развивали навыков еамостоятельной дея-
тельности, не научили его векрывать не-
исправности в работе материальной части
и анализировать их причины.

Программы школ, готовящих. механиков,
	предусматривают перазрывпость теорети-
ческой и практической учебы. Но нельзя
	добиться удачного соединения теории у
	практики е помощью одной лишь програм-
мы. Многое зависит от постановки работы
внутри школы, от деятельности каждого
инструктора и преподавателя. от того, как
	оснащены классы, лаборатории, цехи учеб-
ными пособиями. Если чет необхолимого
	оборудования, то разрыв теории с практи-
кой неизбежен, как и разрыв между смеж-
ными дисциплинами. Это, несомненно, от-
рицательно скажется на подтотовке авиа-
торов.
	Лаборатории любой авиационной шко-
лы. в какой-то мере оборудованы, но тем
не менее каждая из них нуждается в ус9-
вершенствовании, В лабораторию, оборудо-
вание которой позволяет без особых затруд-
	нений об’яснить и _ ПОНЯТЬ теоретические
	OCHOBH авиационной техники, принцины
устройства и работу агрегатов и систем,
конструкцию моторов и самолетов, нужно
добавить учебные пособия для производет-
ва всевозможных практических работ и
	показа, агрегатов в действии.
	всевозможные работы, которые связывают
теоретический куб © последующей
	экоплоатационной практикой,
	офицеру школы даотея лемы индивилуаль-
ных заданий. При разработке тем мы ©тре-
мимся учесть новинки авиащионной техни-

ке, №. Я
	ки, вопросы совершенетвования педатоги-

ee
	ческого мастерства инетрукторов и препо-
давателей, воспитания курсантов и». что
особенно важно, вопроеы, обобщающие
опыт Великой Отечественной войны. г

Каждый офицер выбирает тему и разра-
батывает ee вр внеслужебное время. Учеб-
ный отдел. руководит и помогает тем, кто
работает над индивидуальным ‘заданием,
До начала работы офицеры. представляют
план, в котором определяются об’ем и 00-
держание темы. ти

Мы требуем, чтобы ‘Каждая тема была
оформлена, в виде доклада, с указанием
всех использованных источников, Наиболее
	ценные доклады заслушияваются на заня-

тиях и изучаются юм и пре-
подавателями.

Некоторые а “были размноже-
ны литографеких с10собом и сейчас ис-
пользуются инструкторами, преподавателя-
ми и курсантами нашей нтколы.

В процессе обучения первостепенное
	значение имеет иНИЦИЗТИВа, преподавателя
	и инструвтора
	В лабораториях по курсу основ теории
двигателей и их конструкции’ устанавли-
	ваются открытые макеты с мотором и под-
	веленными к нему ‘системами`воды, масла
и бензина, макеты @е мотором ‘и подведен-
	ными к нему системами управления винто-
моторной группы. Наиболее сложные алре-
	гаты © большим количеством. внутренних

каналов изготовляются из прозрачных
плаетмаех.
	В лабораториях по’ куреу «Вонетруклии
самолетов» также имеются расшитые само-
леты, полностью оборудованные действую-
ими системами, приборами и вооруже-
нием. В этих же лабораториях установле-
ны макеты различных CUCTeM самолета,
изготовленные из настоящих деталей,
смонтированных в полном соответствии ©
техническими требованиями для данного
типа самолетов. Эти требования  соблю-
даются при оснащении л10бо0й лаборатории.
	Такое оборудование: лабораторий по тео-
ретическим дисциплинам дает возможность
курсантам еще до ‘начала практического
	курса обучения хорошо освоить материалЪ-
	ную часть, Устраняется и разрыв между
отдельными смежными хиспиллинами.

С той же целью все лаборатории обору-
	юваны витринами и макетами с рисунка»
	ми, на которых показаны технология и
приемы выполнения Beex основных работ,
предусмотренных программами обучения.
	Пользуясь оборудованием и пособиями,
преподаватели могут He только расбказы-
	вать о работе.агрегавов-и демонетрировать
	отдельные процессы, но и вводить и yCT-
ранять всевозможные неисправности, fae
вать курсантам практические упражнения.
	Так в тесной связи. с теорией прививаются
	Н2обхолимые навыки.
	Некоторые инструкторы и преподава-
тели; читая лекции, подчас  отраничива-
ются готовой формулой, ‘Не. раекрывая В
достаточной мере ее содержания.. В резуль“
тате и в ответах курсантов сквозит та же
тотовая формула, взятая из учебника или
конспекта. Вуреанты неззатрудняютея  от-
	ветить’ Ha вопросе, что пазываетея. углом
	атаки крыла, октановым числом и т, д.,
но, когда требуется показать этот угол ата-
ки или хорду крыла на модели самолета,
находящетовя в несколько. ином, чем обыч-
ню, положении, курсант CTOHOBHTCA BTY-
пик. Он ме в состоянии 0б’яенить своими
словами, что такое октановое число. Bee
это результат того, что преподаватель,
инструктор не добивались OT курсантов
понимания сущности вопроса,
	Важдый обучающий‘ ‘обязан взять 34
правило: Зри теорию, ‘подкреплять ее
практикой, & практику „дополнять  тео-
рией, преподнося ее EYDCARTay в. наиболее
доступной, лоходчивой форме. Только таким
	  образом можно добиться ‘уснеха в обучении
	молодых авиаторов, дать им глубокие,
прочные. знания и навыки,
	Инженер-полновнин “М. ` МАШТАНОВ.
	приз
	полос, когда их имеется больше двух, иду-
	щих в различных направлениях, а площа»
ди между ними искусотвенно обсаживают-
вя мелкими или крупными растениями в
Зависимости от окружающей местности.
Такое расположение обеспечивает нор-
мальную эксплоаталию аэродрома и значи-
тельно уменьшает вилимоеть летного поля
с воздуха. Будет еще эффективнее, если
взлетно-посадочные полосы и рулежные
дорожки по своим направтениям увязаны
в местной сетью лотог.
	При проектировании ‘и. сетроительстве
	постоянных аэродромов немцы, например,
уделяли большое внимание маскированному
размещению самолетных етоянок. Они пред-
усматривали две зоны е©тоянок самолетов:
одна у границ летного поля, где размеща-
лась материальная часть в мирное время,
а другая зона — на значительном удале-
нии от летного поля, в Xopomo замаеки-
рованных местах, для размещения само-
летов в военное время.. `Положительные
ютороны такого принцима размещения
	стоянок очевидны. Причём рулежные ло-
	рожки, ведущие к стоянкам, иногда имели,
казалось, недопустимую длину. Шо эта
длина оправдывалаеь необходимостью Ук-
	рытия матерчальной части в лесах и KY-
	старниках ‘от налетов с’ воздуха. `В неко-
торых елучаях, когда отсутствовала в03-
MOMHOCTH запроектироватв. размещение ca-
молетов в естественных ‘местах, ‘преду-
оматривалоеь расположение стоянок. вбли-
зи населенных пунктов. причем в этих
	районах имитировались жилые дома, сады
ит п. Хаоактерно. что wou наблюлении
	сетью. дорог,
Чаше всего немцье’ и ОЕ
	CTR HOBHIA AQPOP Ha aspDOANOMbL, & Макои- видимых ¢
мально использовали. существующие лото
	ти,.Всегда имеется B BHEY,-UDO чем мень-
	ше специальных дорог зедвт Ha аэродром,
тем меньше лемаскирующих признаков,
облегчающих обнаружение. его © воздуха,
	о; качестве примера, опилием один. из T0-
янных немецких аэродромов. который
	стоянных немецких аэродромов, который
был. построен в периох 1940—1941 rr.
	ieee аэродром имел летное: поле paaMenoy

1,5 1.5 _ километра, залернованное с
учетом требований агротехнической ‘маски-
ровки. С западной и восточной сторон к
	летному полю примыкали небольшие уча
	Нетазвно класс пополнился наглядными
	TOCOBMAMIZ IG реактивным, моторы,
	Майор Г. БАРАБАНЮК.
	Пищеблок стал работать лучш
	Секретарь парторганизации. азиациюнно»
техническоро подразделения старший лей-
тенант Онуфриев посвятил заседание бюро
обсуждению работы коммунистов пише’
блока, Члены партбюро. резко, по-деловому
критиковали нодосталки в, работе началь
ника проденабжения коммуниста Васи“
ленко; Они указали на низкий уровень BOC
питательной работы. в подразделении;

После этого тов. Василенко взялся 3
дело по-настоящему.

Сейчас. столовая стала пеузнаваемь
Помещение чисто выбелено, столы накрыты
клюенками, нз стенах висят картины. на»
чительно улучитилоеь приготовление пищи;
меню стало разнообразным, Намного луче
работает теперь и продеклад,

Так, благодаря воздействию партийной
организации, резко улучшилась работа пи»
	щеблока. у
’ Майор И. РЫБНИКОВ,
	Киевский. военный округ.
	В нашей школе в лабораториях по элек-
	оилуэтами самолетов, Ва этих щитах мон»
гировано все действующее  самолетное
электрооборулование в натуральном и от-
крытом виде. Каждый преподаватель. кутеа
электротехники, начиная с первых же ча-
вов обучения, демонетрирует перед кур-
сантами работу оборудования, показывает,
какие бывают в нем неисправности и как
их устранить. Курсанты выполняют прак-
тические упражнения тю устранению этих
неисправностей.
	В лабораториях по теории самолета и
специального оборудования у на установ-
лены расптитые самолеты, имеющие пол-
ностью все действующие приборы, электро-
		Такое оборудование позволяет изучать
курс не оторванно от материальной части.
3 непосредлетвенно на ней. Проводятся и
		аэродрому. И только крайне необходимые
зооружения возводят на территории adpo-
	ADOMG.
Количество
	Количество сооружений определяетея,
исходя из основного правила: чем мень-
ше сооружений на территории аэродрома,
тем меньше грузнаков, по которым про-
	тем меньше гразнаков, TO воторым i
тивник может установить наличие его.
	Равмещаль сооружения на аэродромной
территории можно только с учетом удобств
эксплоатации или © учетом требований
маскировки и удобств эксплоатации. Оче-
видно, второе соображение являетея репгаю-
щим, так как отрывать требования экепло-
атации от маскировки нельзя, Иногда бы-
вает даже целесообразно за, счет иекото-
юго ухудшения ‘экоплоатапионных Wa
честв добиться наиболее рационального, ©
точки зрения маскировки, размещения. ео-
оружений. Так, например, гараж-для авто-
машич можно разместить на самом аэрод-
роме — за пределами летного поля. С
эксплоатацаонной точки зрения это очень
удобно, Но возможно, что°в целях маски-
ровки гараж целесообразнее отнести в
сторону от аэродрома ma 3—5 километ-
ров, От этого может несколько пострадать
экеплоатационная сторона, но такое 083
мещение будет правильно увязано с общим
решением по маскировке. То же самое
может быть с мастерскими, складамя го-
рюче-смазочных материалов ит. п. Воз-
можно, что некоторые сооружения для
удобства пользования ими должны быть
‘размещены дальше; но’по маскировочному
замыелу их пелесообраэно возводить бли-
же к летному полю али в стороне. нов
противоположном направлении, Со всеми
этими моментами немцы, например, счита,-
лись, когда проектировали ч стили че-
	которые свои постоянные аэродромы.
Внешний вил сооружений не до
	Внешний вид сооружений Не должен
подчеркивать их назначения. а, иаоборот,
должен соответствовать принятому маски-
ровочному решению, В зависимости от уе-
ловий местности, от, окружающих аэродром
об’ектов, от специфики ланного района и
принимается то или иное решение о. мас-
		Практическое обучение куреантов по
курсу моторов и самолетов проводят BH-
структоры в цехах ив поде, При этом
очень важно на протяжении всего курса
увязывать практику с теми теоретически-
ми основами, которые ‘были усвоены вур-
вантами в лабораториях. Чтобы ocy-
щеествлять эту связь, инструкторы праюти-
ческого обучения должны быть хорошо
подготовлены, знать теоретические основы
авиационной техники, изучаемой в школе.
Для этого им самим необходимо системати-
чески заниматься.
	Организуя учебу инетрукторов и пре-
подавателей, мы не ограничиваемея обяза-
тельными плановыми занятиями. Каждому
	БОЕ Зла ки. Еда

они были гохожими на сельекохозяйствен-
ные 0б’екты. Можно, ‘например, аэродром
имитировать как продолжение города. В
этом случае внешний вид аэрохромных co-
оружений соответетвует.. постройкам, ха
рактерным для дачного  горола, ит. д.
Однако при проектировании  подчае
встречаются © неразрешенными проблема-
ми, Так, например, разместить ангары Ha
аэродроме можно в соответствии © требова-
ниями маскаровки, но придать им разме-
ры и форму, которые бы не характеризо-
вали их како хранилище самолетов, —
задача почти пеосуществимая. Поэтому
при проектировании таких сооружений
сразу же предусматривают необходимые
мероприятия, которые бы давали возмож-
ность облегчить маскировку. Еще Bo Bpe-
мя строительства могут быть вмонтирова-
	НЫ В соотужения для. маевяровочных ROB.
сттукпий кронштейны. копеоли ит. д.
	струкций  кронштеины, консоли ит, д.
Обттивка крыле может быть не общепри-
нятой, & своеобразной — © учетом подго-
товки сооружения К. маскировке ит, п.
Когла потребуется, эт0 дает возможность
придать сооружению вид, который больше
всего может соответствовать принятому
решению.

В процессе проектирования важно пре-
дусмотреть и маскировочное видоизмене-
ние окружающей аэродром местности для
того. чтобы полностью увязать в едином
ансамбле аэродромные и местные сооруже-
ния. В мирное время вряд ли нужно про-
водить такие таботы, 80 в военное они
обязательны, Поэтому в проекте полностью
предусматриваютея соответотвующие меро-
приятия по «обработке» окружающей ме-
стноети в военное время. На основе этого
затотовляются весе необходимые конструк-
	аэродрома, является но только пвет
фактура искусственных покрытий, отлич-
	ных от травяного покрова, но м напфав-
	  ления и размещение . взлетно-пюсадочных
	полос и рулежных дорожек.
	  В иностранной печати. появились таз-
	личные варианты расположения взлетно-
посадочных полосе на аэродромах. Можно
	стки юельекохозяйственных посевов, До-
водивших общий размер летного поля с 19-
лосамя подхода до 21,5 километра, der
ное поле и участки сельскохозяйственных
посевов сливались при наблюдении с 203
духа в одно ‘целое. С трех сторон летнов
поле было открыто и ограничено местны-
ми дорогами, по которым 1ило в основнох
снабжение аэродрома, Новых специальных
дорог. к этому аэродрому не было проло-
жено.

Для мест стоянок самолетов был ис
пользован неботьной лесной массив, к Ко*
торому одной стороной примыкал аэродром,
Для этого были построены три бетовиые
рулежные дорожки, общим  протяжениеу
4,5 километра, и 28 бетонных мест для
стоянки самолетов. Одна из  лорожек о
своей конфитурацяи соответетвовала очер-
танию опушки леса и проходила 10 34
палной стороне его; вторая лорожка @ыл8
прямолинейной и вела через лес, имитируя
просеку; третья дорожка была также
прямолинейной и проходила по восточной
опушке леса параллельто mec, воетиня*
Ясь с ним обоими концами. Втоль всей 0е-
верной опушки леса, прилегающей sen
средственно к летному полю. была проло-
жена узкая двухметровая бетонная дотож-
ка, соединенная со всеми «рулежвалт» т
‘являвшаяся как бы обычным‘ ответвлениеи
от проселочной дороги к итосее. Эта узкая
бетонная: дорога, повидимому; была’ рес
назначена ITA внутриаэролромных перево-
зок и служила олновуеменно пот’езлным  пу*
тем к подземным бетзохюанилищам, кото
рые были устроены вхоль этой пороги, По
верхности вевх бетонных лопог были окра*
шены в темный серо-зеленый пвет.

Такое расположение дорожек, окраска
их, отсутетвие сети наезженных LOOT, CO
ответетвие внемтнего вила, летного поля ок
ружающему фону. местности, отсутствие
видимых © возлуха сооружений и’ замас-
кированное размещение материальной Bar

сти позволили сделать этот QIDOTPOM №210
заметным © воздуха.

a
		Маскировка постоянных
	>
ИЗ ОПЫТА ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ
		Опыт второй мировой войны показал,
что маскировать постоянные аэродромы,
спроектированные и возведенные без уче-
	та, требований маскировки, чаще всего
бывает бесполезно, И, наоборот, ввести
противника в заблужденче относительно
	позтоянных аэродромов, построенных 6
учетом всех требований маскировки, не
предетавляет особых тактических и техни-
ческих трудностей.

Маскировка не терпит стандартов. Ko-
личество сооружений, их габариты, внеш-
няя форма и расположение на местности
не должны быть типичными для постоян-
ных аэродромов. Так, например, немпы,
строя свои постоянные аэродромы задолго
до второй мировой войны, учитывали не-
обходимость маскировки их в начале воен-
ных действий. В результале им удавалось
добиться «исчезновения» некоторых по-
стоянных аэродромов в течение весьма
короткого периода после начала наступ-
ления на запад.

Опыт войны показал, что количество,
табариты и расположение об’ектов должны
тюлностью увязываться с местностью, быть
характерными для данной ситуации, они
не должны резко выделяться. Для этого
иногда приходится отказаться OT HOKOTO-
рых сооружений, поступиться привычными
удобствами. Однако это необходимо сделать
для сохранения в военное время’ аэродрома
в целом, а также отдельных его сооруже-
ний и материальной части. Это надо и для
того, чтобы сохранить аэродром как базу,
которой можно пользоватьея, не находясь
под угрозой налетов авиации противника.

На основании опубликованных в ино-
	странной печати соотвехтвующих мате-
	риалов 900 аэродромах немцев и союзников
можно считать, что при проектирования
постоянных авиационных баз руководет-
	вуются следующими положениями, 060ус-
	ловленными требованиями маскировки:
	— вводят в состав проекта по возмож-
 ти манимальное количество сооруже-
	ности млнимальное Количество \
ний;
— разметают сооружения так,
	—Й размещают сооружения так, чтобы
они вписывались в общий рисунок мест-
ности, не нарушая ее естественного вида;

— внешние формы сооружений, разуе-
ры и окраску их проектируют так, чтобы
	они приближались к наиболее характер-
ным сооружениям, имеющимся в районе
предполагаемого строительства аэродрома;

— при отсутствии возможноетя проек-
тировать отдельные ‘сооружения под THU
	окружающих гостроев сразу же предусмат-
ривают внешнее видоизменение ‹ сооруже-
ния маскировочными средствами Kak в
процессе и так и по окоича-
нии его:
		нее видоизменение сооружений средствами
маскировки в военнов время, для чего од»
новременню се проектами сооружений раз-
	радатывают проекты маскировочных KOH-
	струкций, увязывая одно < другим;
—Щ одновременно с проектом аэродрома
намечаются маскировочные мероприятия
	намечаются маскировочные мероприятия,
воторые должны будут проводитьея в во-
	онное время на окружающей аэродром ме-
стности в соответствии с общим замыюлом
маскировки;

— направления, расположение и кон’
фигурацию искуественных покрытий дела
	ют не шаблонными, — они проектируются
для каждого аэродрома в отдельности;
	— предусматривают в проектах Масви-
ровку искусственных покрытай  олновре-
		——~ места стоянок самолетов размещают
с Учетом возможноети быстрой и наиболее
	Вак показал опыт второй мировой вой-
ны, постоянный аэродром можно отлично
экоплоатировать без жилого и служебно-
го городка, близко расположенного к не-
му. Поэтому при проектировании таких
аэродромов исходят, учитывая требования
маскировки, из возможности  максималь-
ного раэмешения людей в ближайших на-
селенных пунктах. Ряд сооружений вовсе
не возводят, используя лля чих уже име-
ющиеся постройки или соответственно пе-
ределанные В районах, прилегающих К
	Б этой статье мы лишь кратко остано-
	вилиеь на прянципах учета маскировки
	и проектировании и строительстве — M0
стоянных аэродромов, изученных на опыте
второй мировой войны. Затронутые 3деср
вопросы“ подчеркивают’ большое значение,
прихаваемое. этому делу.
	Инженер-подполковник Е_`ЯВИН,
	Если все окружающие аэродром призна-
ки диктуют необхолимость имитации
крупного сельскохозяйственного. ансамбля,
то тланировка и_внетний вил. сооруже-
ний аэротрома проектируются так, чтобы