2 мая 1947 +., № 106 (713).
	пособий
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	наглядных
	мы пособие должно OLITh yYOPay fn
крыто, а после демонстрации полезно вы-
ставить его для обзора и изучения. Ha-
глядные пособия следует делать таких раз-
меров, чтобы их свободно могли видеть вое
летчики группы. /

Яркая окраска’ наглядного пособия луч-
ше обеспечивает запоминание и, следова-
тельно, должна быть применена для тех
узлов, которые требуют особого внимания.
Яркая окраска и искусное оформление OT-
дельных узлов призваны подчеркивать 067
новную идею пособия, & все второстепенное
не должно отвлекать внимание летчиков.

Вот перед нами два наглядных пособия

для демонстрации боевых порядков. Они
применяются при изучении тактики у
‘Одно из них имеет простое конструктивное
я«формление: несколько , телескопических
труб с приваренными кронштейнами. На
кронштейнах — стойки © самолетиками,
укрепленными на шаровых шарнирах. При
помощи этого пособия можно показать лЮ-
бые боевые порядки самолетов,. любые
примеры воздушного боя. Это — надежное,
простое и хорошее пособие, оно удобно в
работе и отвечает методическим требовани-
ям.
’ Другое пособие предназначено для той
же цели. Но конструкция его значительно
‘сложнее: здесь самолетики крепятся Ha
четырехзвенниках с шарнирами тонкой ра-
боты. После нескольких демонстраций
шарнирчики ослабнут, и самолетики не бу-
дут удерживаться в нужном положении.

Вывод. Наглядное пособие должно быть
изготовлено так, чтобы основная идея его
‘была ясно и четко обозначена. Конструк-
тивные особенности устройства не должны
затемнять эту идею.

2. Наглядное пособие показывает, рас-
крывает динамику, изучаемого ‘процесса
или явления. Слушатели должны © его по-
мощью полностью уяснить работу механиз-
ма, ето’ кинематику, взаимодействие час-
тей.

: Динамическое пособие He обязательно
Делать моторизованным. Чертеж или рису-
нок, показывающий, например, последова-
‘тельное положение частей при работе аг-
erata, — динамическое пособие. Недавно

демонстрировалась серия плоскостных схем
с подвижными элементами. На ‘первый
взгляд казалось, что никакой динамики В
их работе нет. Но когда руководитель бе-
рет это пособие в руки и об’ясняет летчв-
кам уборку шасси или щитков, то’ движе-
нием штока открывается замок, костыль
или стойка шассм‘ убираются и’ т. д. Эле-
менты этого пособия приводятся в движе-
ние от руки. В любое время руководитель
может остановить движение” и’ об’яснить
происходящее явление в статическом поло-
жении деталей. Перед слушателями выри-
овывается яркая картина взаимодействия
рожд частями механизма, и работа его
егко запоминается. ‘

Некоторые изобретатели ‘наглядных по-
‘собий ‘неверно’ понимают требования к на-
тлядности и динамичности макетов. Напри-
мер, имеется макет об’емом около 20 куби-
ческих ‘метров, замыеловато. оформленный,
Он, по мнению изобретателя, исключительно
«динамичен». Двухметровым шасси подни-
мается под потолок пятикилограммовый ca-
молет с килограммовой бомбой. Затем само-
лет соскальзывает на направляющий Me-
таллический профиль и начинает грохочу-
Hee «пикирование». В определенной точке
пикирования бомба отделяется от самолета
и летит в цель, взрывая там пиропатрон.
Эффект исключительный. Но ‚всегда по-
сле этого летчики спрашивалт:” «Что же
демонстрирует этот макет?» И действитель-
но, в этом пособии динамичность” создана
‘ради самой динамичности.

Однако из сказанного вовсе ‘не следует
что электрифицированные пособия не нуж-
ны. Применение электромоторов, автомати-
ки и плексигласа дает возможность. создать
замечательные наглядные пособия. Вот, к
примеру, макет, демонстрирующий работу
автомата пикирования. Здесь смонтированы
все агрегаты, относящиеся к управлению
пикированием. Изучение работы автомати-

Применение наг-
и требован
	Обучаем летчиков групповому
	бембом
		ия HK НИМ

RH OPW ee nae т .S.
обучаемых, Даже при самом сосредоточен-

ном внимании летчику трудно разобраться
в этой теме. Применение наглядного пособия
во многом облегчает изучение агрегата.
Во-первых, сокращается время, необхо-
димое для изучения автомата. На таком по-
собии можно также отрабатывать навыки
Г waa автоматикой; перед вводом
	в управлении ABTOMaseIwee ЕАО
самолета в пикирование летчик устанавли-
вает триммер В нейтральное положение

и“ бя о. аа
	inn ON ее

(на макете это легко сделать путем нажа-
тия на тумблер). Нажатие на тумблер за-
ставляет работать моторчик, и летчик ви
хит, как меняется положение триммера,
пока не загорится белая лампочка, пока-
зывающая его нейтральное положение, За»
тем выпускаются тормозные решетки, Тет-
чику видно, как работает звеньевой редук=
тор, видна вся кинематика выпуска реше
ток: как включается. автомат пикирова-
ния, как сбрасывают тут же расположен“
ные реле и т. д, ит. п. Все тут натураль-
ное, все в динамике. Просмотрев работу
этого макета, летчик глубже и прочнее пой-
мет сложный материал, Ценность этого ма-
era в TOM, что он полностью подчинен
ребованиям методики обучения.

Разобранные примеры показывают, 919
динамичность учебных пособий — не цель,
а средство для достижения наибольшей на-
тлядности. Ни одного движения, ни одного
звука или луча света не должно допускать“
ся при работе макета, если это не епособот+
вует лучшему усвоению темы,

3. Простота и культурность в оформле-
нии наглядных пособий — весьма понят“
ное требование. Но иногда рационализато-
ры — авторы пособий до того увлекаются
наглядностью, что делают очень дороги
макеты по самым мелким вопросам, легко
поясняемым с помощью простейших рисук»
ков на доске.

Например, на выставке, в отделе 8910
‘динамики, есть наглядное пособие, заметно
выделяющееся среди других, Занимает оно
около двух квадратных метров. Внимание
сразу же привлекает резная, полированная
рама из черного дерева. Рама эта не толь-
ко полирована, но и отделана под кроко-
диловую кожу. Темнобордовая панель так-
	же отделана безукоризненно. В центре —
плоскостной макет самолета с какой-то та-
блицей. Что предетавляет собой это произ
ведение искусства? Оказывается, что здеь
демонстрируется зависимость центровки с4-
молета от величины нагрузки; заметим,
—щ не от перемещения центра тяжести, но
от изменения угла атаки или других обыч-
ных в летной практике факторов, тде дей-
ствуют более сложные законы аэродинами“
ки. Детально разработан именно TOT
случай, к которому преподаватель oGpa-
шается раз в год, и то не более UCM Ha
5 минут. Такое пособие явно ничем He
оправдано.

Было бы большой ошибкой делать: из
вышеприведенного примера вывод, Что
пособия полезно оформлять топорно. х Во-
нечно, нет. Оформление должно быть кре
сивым, приятным для глаза, даже изящ-
ным, но оно не должно отвлекать наше
внимание от содержания вопроса,

4. Надежность. Наглядное пособие все
гда должно быть готово к работе и дей-
ствовать безотказно, иначе у летчиков 0с-
танется в памяти не то, о чем рассказы»
вал руководитель, а досадный факт отказа
пособия и тоскливая операция налажива-
ния макета. )

Перечисленные требования, пред’явля-
емые к наглядным пособиям, нельзя cin
тать. исчерпывающими. Изготовление пд“
тглядных пособий и Тренажеров принимает
сейчас широкий размах. Их практическим
применением совершенствуется в отдельных
случаях и изменяется построение учебно-
го процесса.

Наглядностью обучения разрешаются 34°
дачи большой государственной важности,
Она сокращает сроки обучения летчика,
повышает качество его подготовки, экон
мит горючее и, в конечном итоге, способ:
ствует укреплению Военно-Воздушных 01%
	Инженер-капитан Л, ШМЕЛЕВ,

В распоряжении частей имеется много.
средств, помогающих лучше усваивать i
тверже закреплять. в памяти изучаемый
материал. Беседы, лекции, занятия быва-
ют особенное эффективны в Тех случаях,
когда они воздействуют на зрительную Ua
мять слушателей.

Наглядные пособия должны занимать
важное место в процессе обучения. Напри-
мер, летчику необходимо изучить устрой-
ство крана выпуска шасси. Разве можно
одними словами довести до сознания. летчи-

а УЕ
	НЕЕ ЕСА а. ВМ Е г

ка конструкнию и работу ‘этого агрегата?
Запомнит ли летчик нужные сведения,
‘просто выслушав об’яснение? Конечно,
	нет.

Если же использовать хотя бы такие
простейшие наглядные пособия, как чер-
теж на доске или схему, то большинству
слушателей многое станет понятным. Ес-
ли затем чертеж или схему дополнить аг-
регатом в действий, то дело пойдет еще
лучше.

Какие наглядные пособия применяются
при обучении летного состава? Типовымя
пособиями являются: классная доска, 0б9-
рудованная чертежными принадлежностями
и разноцветными мелками; чертежи, схе-
мы, плакаты, модели, фото; плоскостные,
об’емные и действующие макеты.

К наглядным пособиям относится‘ также
натуральная деталь или ее разрез.
	‚ Иногда приходится слышать совершенне
необоснованные разговоры 0 TOM, что сле-
дует одни пособия предпочитать другим.
Есть’ сторонники использования ‘только
действующих макетов, приводимых В дви-
жение моторчиками, со сложной бистемой.
светорой сигнализации, с мощными шумо-`
выми эффектами и т. п. Другие отрицают
полезность этих макетов, называя их 34-
бавными игрушками, и отстаивают приме-
нение наглядных пособий иного тина —
схем, чертежей. ~

Важны и те, и другие пособия. Одни воз-
действуют на зрительную память обучаемо-
то, другие — на слуховую память, на МЫ-
ечно-движущий аппара’ человека и т, д.
Кроме того, выбор наглядных пособий за-
висит и от характера изучаемой темы. Ilo
отдельным теоретически. вопросам нет ну-
жды конструировать специальный макет,
так как вполне достаточно хорошо выпшол-
ненного чертежа. Но по другим разделам
учебной программы мажеты совершенно не-
обходимы.

Многие летчики, к примеру, не могут по
чертежу разобраться в работе редукционно-
го клапана двойного действия‘ водовистемы
самолета «Пе-2». Но, будучи увеличен в
десять раз, действующий Макет этого кла-
пана е вырезом одной четверти корпуса да-
	ет полное представление об устройстве” и
	работе агрегата.

При изучении такого агрегата, как стой-
ка шасси самолета-бомбардировщика, необ-
ходимо иметь действующий уменьшенный
макет: Ж&влательно, чтобы макет был про-
	зрачным: этим ‘обеспечивается наглядный
	показ работы стойки. Слушатель видит. п6-
ретекание гидросмееи из‘одной полости в
пругую при прямом и обратном ходе порш-
ня. После такого занятия  принции р8-

боты стойки прочно и надолго остается в
памяти.
	К сожалению, иногда! недооценивается
	‘такое важнейшее пособие. как классная до-
	ска. Редкий руководитель начертит на дос-
ке схему, не оговариваясь при’ этом, что он
плохой художник. Напраено в этих случа-
ях слушатели извиняют руководителя. До-
ска играет роль первого наглядного пооо-
бия. Рисунок на ней должен быть аккурат-
ным, красивым, точным, разноцветным.
Рассмотрим теперь основные требования,
прел’являемые к наглядным пособиям.
	1. Наглядное поеобие должно строго ‘со-
ответствовать разбираемой теме, дополнять
и усиливать рассказ инструктора, не от-
влекая при этом внимания летчика на По-
сторонние предметы. Демонстрация  m0co-
бия должна сосредоточить внимание слупта-
телей на содержании разбираемого вопроса.
	Поэтому до разбора известного раздела Te-

штурмовиков подстерегали истребительная
	авиация и зенитная артиллерия «протиь-
ника». На oToM отрезке маршрута от
командира` требуются исключительная pe-
шительность, инициатива, = внезапность
действий, чтобы «противник» не мог разга-
дать их,

Этот отрезок марпрута мы построили
следующим образом. . Перелет линии
«фронта» произвели на пять километров
правее цели. Как только о миновали
«фронт», сразу же круто, под углом
50—60 градусов, развернули’ ‘влево и
вышли на цель почти параллельно линии
«фронта». Чего мы добились таким обра-
30M?

Во-первых, ввели “в заблуждение зе-
нитную артиллерию «противника», спу-
тали все ее расчеты прицеливания.

После того, как мы резко изменили курс,
«противник» стал переводить прицел, а
мы тем временем уже бомбили’ цель.

Осуществленный нами маневр имел
еще и другое преимущество. Случись
что-нибудь © самолетом, “он, хоть и с
трудом, все же мог бы дотянуть до своей
территории.

Вомбометание производилоеь четверка-
ми. При подходе к цели была подана
команда: «Приготовиться к атаке!»

Летчики взяли принижение над CaNo-
летами, шедшими впереди. Но вот раз-
далась команда: «В атаку!». Самолет ве-
дущего стал пикировать. За ним после-
довали остальные. Через несколько секунд
oun сбросили свои бомбы по ведущему.
Отбомбившись, первая группа’ с левым
разворотом ушла OT цели, становясь в
круг. Вслед за ней церешла в пикирова-
ние вторая группа, шедшая Ha дистан-
ции в 600 метров. Закончив пикирова-
ние, она также стала в круг. 0бе группы
начали обрабатывать ‘цель пулеметно-
‘пушечным огнем. Наш огонь корректиро-
валея по р дио с командного пункта
сухопутных войск.

Для подавления зенитного огня были
выделены два экипажа — замыкающие
первой и второй групп. Они gelicrBo-
	вали вместе со всеми экипажами, но В
случае обнаружения зенитных орудий
немедленно переносили на них CBOH
Oroub. -
	Следующий вылет выполнялся труппой
уже большего состава. Мы отрабатывали
тему «Действия штурмовиков по железнодо-
рожным станциям и перегонам». На выпол-
нение задания одновременно вылетело не-
сколько четверок, с дистанцией в 300—400
метров.

Bee четверки шли в правом пеленге.
Их прикрывали истребители на протяже-
нии всего маршрута. Цель предетавляла
собой ж.-д. станцию размером 200 нА
400 метров и была расположена в
километрах от линии «фронта». Здесь
находились четыре эшелона по шести
вагонов в каждом,

Маршрут полета над территорией «про-
тивника» мы теперь строили уже по-
иному. Линию «фронта» группа пере-
летела на высоте‘ 400 метров. В цели мы
ли © незначительным изменением курса
(в 10—15 градусов) и с хода атаковали
ев с га, маскируясь лучами  солниа.
Ромбили четверками по ведущему. После
бомбометания экипажи перестроились в
круг, но не по’одному, а парами. Ca-
молеты пикировали только парами, сбра-
сывая бомбы по ведущему. Прикрывавшие
нае истребители находились на разных
высотах, часть из них вела огонь по 3е-
нитным точкам. Борьбу с зенитными
‘средствами осушествляли также и эки-
пажи штурмовиков.

Результаты фиксировались на фото-
пленку. Это, во-первых, способствовало
самоконтролю, а, во-вторых, при разборе
полетов помогло нам ‘глубоко анализито-
вать ошибки каждого летчика. Опыт
показал, что, если летчика, допускающего
ошибки, во-время не: исправить, не помочь
ему, он никогда не научится хорошо
бомбить. тем более в составе группы.
		Используя опыт минувшей войны, мы В
повседневной учебе добиваемся Того, что-
бы летчики умели искусно бомбить в груп-
пе как © горизонтального полета, так и с
т порания. Первый епособ проще, вто-
	ПЛАНОВ Не.
рой — сложнее: он требует большой  тре-

и, знаний и выучки, хорошей ор-
	ганизации полета.
К груштовому бомбометанию, особенно с

Аст
	пикирования, Допускаются те  Летчиви,
которые освоили программу индивидуаль-
ной подготовки HO бомбометанию, отлично
овладели техникой пилотирования, научи-
лись хорошо летать в составе пары, звена
и эскадрильи.

Для того, чтобы летчики в совершенстве
овладели искусством бомбометания с плани-

рования, мы организуем теоретические за”
а. д On whaninnoroa-
	eo

HATHE %H TDCHHPOBRY © eee aden.
ным вооружением в кабинах самолета.
Тетчики в mpomecce тренировки о0т-
рабатывают свои действия до автома-
тизма. Тренировка проводится регу-
лярно два-три раза В неделю по 30—40
минут. Вроме того, летный состав система-
тически решает задачи по определению уг-
па упреждения в различных условиях —
при попутном, боковом и встречном ветре.
Знание расчетов тем более необходимо, что
детчик-штурмовик бомбит без оптического

прицела.

Перед вылетом на бомбометание необхо-
димо тщательно изучить район, характер-
ные признаки пели, ее расположение на

примерную скорость.

местности, размер,
Если имеем дело с колонной войск на по-

ходе, то надо предварительно договориться,
кто и по какой цели должен бомбить, pac-
пределить цели между парами или звенья-
ми в зависимости от условий и обетанов-
	АИ. -

Как-то наша эскадрилья отрабатывала
тему «Штурмовой удар эскадрильи по жи-
вой силе на поле боя ив траншеях при про-
рыве обороны». Мы тщательно подготови-
ли летный состав. Учение проходило сов-
местно с наземными подразделениями. Па
стороне _ обороняющихся имелея ряд пре-
имуществ. Рельеф местности представлял
собою ряд сопок и долин, способствующих
укрытию живой силы и техники. Перед-
ний край обороны проходил по обратным
скатам сопок. Оборонительный район со-
стоял иза нескольких опорных пУНктов,,
траншей; огневые позиции артиллерии и
минометов и танки были тщательно зама-
скированы.

За три дня до начала учений командир
вместе с ведущими групи выехал на ре-
котносцировку в район расположения су-
хопутных ВОЙСК. Выли изучены район 060-
роны, система зенитного отня. Летчики до-
товорились © пехотинцами обо всем, свя-
занном © организацией взаимодействия В’
бою. После этого летный состав начал на-
стойчиво готовиться к выполнению  пред-
стоящей задачи.

Пользуясь фотосхемами, картами круп-
ного масштаба, летчики под руководством
командиров групи детально изучили цели;
кажлую складку местности, каждый  ха-
рактерный ориентир, На специальном за-
нятии они произвели расчеты на бомбомс-
тание и стрельбу из пушек и пулеметов,
проложили и изучили маршрут ‘полета;
затем провели тренировку В кабинах.

На следующий день была  прослушана
посвященная опыту Отечественной войны
лекция на тему «Действия штурмовой
авиации по различным - об’ектам на поле
боя». После группового упражнения, про-
веденного на ту же тему, состоялся розы-
TPH полетов. Розыгрыш  Ноказал, что
летчики хоропю усвоили весь порядок ра-
боты в воздухе, цели, которые надо было
атаковать, маршрут, ориентиры, сигналы
	HT. A.

На  бомбометание вылетела группа
«ИЛ-2». На маршруте груниа шла боевым
порядком «колонна звеньев», звенья — B
правом пеленге. Такой строй ` позволял
скрытно подойти к цели, маскируявь B
сопках, и облегчал противозенитный  мМа-
Неву.

Наиболее трудным этапом был перелет
тянии «фронта» и выход на цель. Здест

Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. Осмотр само-
лета после учебных полетов. На сним-
ке (слева направо): капитан авиацион-
но-технической службы В. Яковлев и
	лучшие механики части, отличники
боевой и политической подготовки стар-
ший сержант В. Сипилин, старшина
В. Юрин и сержант В; Шеин.
	Снимок капитана М. Рунова.
	На полях подсобных.
хозяйств
	ЗАКАВКАЗСКВИЙ ВОЕННЫЙ  ОБРУГ,
5 мая. (По телеграфу” от наш. корр.).
В подсобных хозяйствах частей тыла ВВС
округа еше задолго до наступления теплых
дней приступили к подготовке сельскохо-
зяйственного инвентаря, очистке и сорти-
ровке семян. Воины-агитаторы в своих бе-
седах раз’ясняли рабочим подеобных X9-
зяйств историческое решение февральского
Пленума ЦК ВБП(б) «0 мерах под’ема
сельского хозяйства в ‘послевоенный пе-
риод». Коллективы подсобных хозяйств
развернули социалистическое соревнование
за досрочное выполнение плана полевых ра-
бот, за высокое качество сева: .

Дружно начались полевые работы. Се-
ются колосовые, производится посадка ово-
щей. Во многих подсобных хозяйствах сев
колосовых культур уже закончен.

Высокий производственный под’ем царит
в подсобном хозяйстве тылового подразделе-
ния майора Сендерова. Здесь делают все
для того, чтобы получить высокий урожай.
Рея посевная земля была своевременно

вепахана. на поля вывезли более 5 тонн
	минеральных удобрений и свыше 200 тонн
навоза. Полевые работы проводятся в с0б-
людением агротехнических правил.

Земля, намеченная под посев ячменя,
засеяна полностью. Посажено несколько
гектаров картофеля, кормовой свеклы, пол-
тора гектара капусты и других овощей. Xo-
зяйство уже сейчас сжедневно снабжает
‘столовые авиаторов зеленым луком, редис-
кой, петрушкой.

Успешно проводятся весенние посевные
работы и в подсобном хбзяйстве подразделе-
ния офицера Толочко. Посев зерновых 38-
кончен в срок, посажены, капуста, поми-
доры, свекла и другие овощи.

Опыт передовых  подеобных XO3AHCTE
	Опыт передовых  подеобных хозяйств.
следует передать всем остальным хозяйст-
	вам тыла ВВС округа. это, сыграет важнуто
роль в борьбе за высокий урожай.
	листической страны, которая является 00-
разцом государственного устройства ‚для
всего передового человечества. Каждый наш
солдат прекрасно сознает, что он является
воином армии, являющейся опорой свободы
и независимости народов. Он высоко держит
свою воинскую честь, понимая, что его
личная честь и достоинство неотделимы от
чести Советской Родины.

Наш социалистический строй, ната вели-
кая партия Ленина-—Сталина дали советеко-
MY воину не. только первоклассную военную
	технику и вооружили его передовой
военной наукой, но и вооружили его самой
передовой идеологией, самым передовым
учением марксизма-ленинизма, И ‘чем
полнее советский воин познает эту
науку, чем выше будет его  поли-
тическое сознание, тем в большей мере
	укрепляется в нем чуветво личной ответет-.
	венности за судьбы своего государства, за
защиту советской Родины, Это великое
чуветво личного долга, личной ответетвен-
ности перед Родиной стало важнейшей чер-
той морального облика советского воина.

Вот почему в приказе Министра Воору-
женных Сил Союза ССР от 23 февраля с.г.
говорится: «...вее командиры и начальники,
неослабно укрепляя воинскую дисциплину и
проявляя строгую требовательность, обяза-
ны при этом повседневно воспитывать под-
чиненных в духе преданности Родине, в духе
сознательного выполнения воинского долга
и личной ответственности каждого воина за
дело зашиты Родины».
	Советский воин прежде веего должен
быть всегда в боевой готовности, не кичить-
ся старыми заслугами, а двигаться вперед,
добиваться новых, более высоких успехов в
боевой и политической подготовке. Этого
требует от него дело упрочения мира, дело
обеспечения безопасности нашей Родины.

Известно, что военное дело, и особенно
авиационное, не стоит она месте, ‘а
© каждым днем развивается и ус-
ложняетея, Только кропотливая  настойчи-
вая работа по изучению и обобщению опыта
минувшей войны с учетом успехов соврз-
менной звиатехники. позволит. советским
		летчикам быть всегда на высоте п
	EE ES IEE Aa

И только тот советский авиато
выполнить свой воинови® enc;
	будет неустанно повышать свое военное №-
стерство, овладевать боевой техникой,
	ЧМичная ответственность воина 33 salt
ту своего Отечества состоит и в том, чтобы
каждый воин неустанно воспитывал в 0
бе необходимые на войне высокие боевые и
моральные качества. На полях сражений
Отечественной войны советские воины 1
казали непревзойденные образцы стойк»
сти, героизма и отваги, продемонстрирова
ли величайшую самоотверженность во им
достижения победы, Высокая политически
сознательность, глубокое понимание госу
дарственных интересов нашей страны дю
каждому солдату  перепективу движени
вперед, вселяют бодрость в борьбе за новы
успехи в военном деле, помогают правилый
осмыслить требования, которые пред’яваяи
ему современная обстановка. Социалистиче
ское сознание умножает источники силы?
могущества советского общества, закаляй
дух солдата при выполнении им своего во!
ского долга, помогает ему еще глубже 060
нать свою личную ответственность 32 3
щиту интересов советской Родины, Непе
рывно повышать свою политическую с0зЕ”.
тельность, закалять себя идейно — Joi
каждого советекого воина.
	Современная война требует от каждого}
советского воина большой физической вый
сливости. Особенно это относится к воениьй }
летчикам. Поэтому и в дни мирной уч ;
надо настойчиво учиться тому, чо 1,
ходимо на войне, и все делать так, как at
бывает на войне, В этом руководящий при!
цип боевой подготовки войск, Министр №
оруженных Сил СССР в своем первомайски ‹
приказе поставил перед воинами Covet y
ской Армии задачу: блительно oxpanit
заваеванный мир и созидатольный my
советского народа, неустанно совершено”
вать свои военные и политические знаний

овседневная борьба за выполнение 31!
почетной задачи — св sf

ященный долг 8
советских воинов. Они должны  ревноей
претворять в жизнь все требования воен
присяги и уставов, безупречно нести слу
бу и всемерно укреплять воинскую дист
лину, личными успехами крепить велик” я
дело усиления военной моши нашей став»
	METRE VEN EGU Gs POD

Подполковник П. СОИК
	В духе уважения ко всем другим народам,
в духе сохранения и утверждения мира
между странами. Е

Эти благородные цели и задачи Советской
Армии являются неиссякаемым источником
высоких моральных качеств советских BOH-
нов, источником их величайшей вамоотвер-
женности при выполнении воинского долга.
Эти благородные задачи целиком соответ-
ствуют интересам всего советского народа.
Никогда еще в истории человеческого 00-
щества не было такой армии, которая’ бы и
по своему личному составу, и по своему
назначению: . была; ‘Так глубоко народна и
так полно, вбеоб’емлюще отражала интере-
сы всего многомиллионного и многонаци-
опального народа страны, как наша Совет-
ская Армия.
	Интересы Советской Армии полностью
совпадают с интересами всего советского на-
рода; цели и задачи Советской Армии. сов-
падают е личными интересами и убеждения-
ми ее воинов. Поэтому каждый солдат глу-
боко сознает свою личную ответственность
перед народом за вверенное ему дело защи-
ты Родины. В этом одно из величайших пре-
имуществ Советской Армии перед армиями
капиталистических стран.
	БВ самом деле, о каком личном долге и
личной ответственности солдат капитали-
стических ‘армий перед народом может wlth
	‘речь, если эти армии глубоко антинародны.
		Цель всякой каниталистической армии —
служить не народу, а господствующему в
стране классу капиталистов для укрепле-
ния их влаети, для защиты их богатств” эт
покушений капиталистов других етран ‘или
для завоевания новых земель в угоду тем же
капиталистам. И как бы ни старались офи-
церы буржуазных армий одурманивать
солдат, скрывать OT них — истинное
назначение буржуазных армий, в конце
концов правда свое берет. Да и сам
солдат, придя в армию, не перестает чув-
ствовать на себе тот же классовый гнег,
который он испытывал до призыва, —
только тогда от хозяина, а теперь от офи-
пера, являющегося выходцем из господетву-
юших классов.
	Советский солдат, наоборот, всегла и вез-
	‘де чувствует, что он является. пе только
	солдатом, но и гражданином великой социа-

Личная ответственность советского
	воина за защиту своей Родины
	Благородные идеи защиты своего ©0-
циалистического Отечества вдохновляли
советских воинов на великие подвиги в
годы Отечественной войны. Это чувство
руководит воинами и теперь, в дни мир-
ной учебы.

Советский воин гордится. своей при-
нАдлежностью к Вооруженным. Силам
социалистического государства. Ни перед
	одной армией мира никогда не стояли.
такие возвышенные и благородные цели,
	Какие CLOUD пород Base i OO пк
‘пра Полобно tomy. Kak Halll боветекий
	‘мией. Шодобно тому, как Наш собетевий
‘строй является совершенно новым, самым
цередовым, самым прогрессивным общест-
Гвенным строем, так и порожденная им ар-
  мия является армией нового, высшего типа.
	Советский общественный и государственный.
	строй определил формы ее строительства
и развития, ее цели и задачи, ее мораль-
ный облик, С момента своего зарождения
Советская Армия вела только справедли-
вые и освободительные войны — войны
за сохранение и упрочение самого спра-
ведливого в мире общественного порядка,
	за торжество самых передовых обществен-
ных идей — маркеизма-ленинизма. ЕЙ
несвойственны и чужды какие-либо‘ за-
	хватничзекие цели, цели порабощения и
угнетения других народов. На ее знаме-
нах ярким пламенем горят благородные,
возвышенные идеи свободы И братства
народов. Со’ всей наглядностью она дока-
зала это в годы Великой Отечественной
войны, освободив многие народы Европы
от ненавистного фашистского ига.

Три особенности, указанные товарищем
Сталиным, характеризуют существо Совет-
ской Армии: во-первых, она является арми-
ей освобождения трудящихся от ига вапи-
талистов: во-вторых, она является армией
братства народов нашей страны, защитеч-
цей свободы и независимости социалистч-
ческих республик, входящих в состав: (9-
ветского Союза, и, в-третьих, она воспитана

Корда НОВ ое
Валерий Чкалов совершил свой беспри-
мерный перелет из Советского Союза в

о ая р т этап ОГО
	Е И ИНЫХ,
Америку, один американец спросил его,
богат ли он.

— Jla, очень богат, —— ответил
Чкалов. — На меня работают 170 мил-
ионов советских людей, ая работаю на

НИХ.
	Недоумевающий американец He CPdey
понял смысл этих слов. Зато каждый
советский человек чувствует в них Ве
ликую гордость за свое социалистическое
отечество, сумевшее сплотить десятки
миллионов советских людей, проникнутых
елиной целью, единым стремлением.
	Советский общественный и государ
ственный строй создал новые отношения
между людьми, новый социалистический
уклад жизни. У нас нет экеплоататоров
и угнетателей, нет частной собственности
на орудия и средства производетва, нет.
враждующих классов. Экономической
основой нашего общества является социз-
листическая собственность Ha орудия И
средства производства, Рабочий класс,
советское крестьянство и советская ин-
теллигенция крепко спаяны между собой
узами братского сотрудничества на благо
своей Родины.

Великая жизненная сила социалистиче-
ского строя состоит также и в том, что 06-
щественные интересы советского народа ве
противостоят личным интересам каждого
гражданина. Советский человек знает, что
его личное благополучие целиком зависит от
общественного богатства, от того, как Ус-
пешно будут претворяться в жизнь общего-
сударетвенные планы, как плодотворно весь
советский народ будет работать на благо
Родины. Ибо только честный обществен-
ный труд на фабриках и заводах, в кол-
хозах и совхозах, в учреждениях и науч-
ных заведениях является источником
amuram благополучия советского  чело-

века. Немудрено поэтому, что важдый
советский. человек. воспринимает обще-
ственные задачи, Kak свои задачи, и,
интересы государства, как свои личные
интересы.

Советский общественный строй создал
нового ‘человека. Советский человек —
носитель самой передовой советской
идеологии и культуры, борец за торже-
ство великих идей Ленина — Сталина,
активный строитель коммунистичеекого об-
щества. Преодолевая старые буржуазные
предрассудки, привычки и пережитки капи-
тализма. он встает перех ‘миром гордый
своим высоким сознанием, благородный в
евоих поступках, намного превосходящий в
своем умственном и культурном развитии ,
уровень развития людей буржуазных стран.
«Где вы найдете такие великолепные каче-
ства людей, — говорил тов. А; А. Жданов, —
какие проявил наш советекий народ в
Великой Отечественной войне’ и какие он
‘каждый день проявляет в трудовых делах,
перейдя к мирному развитию и воеста-
новлению хозяйства и культуры! Каждый.
день поднимает наш народ’ все’ выше и
выше. Мы сегодня He Te, что, были вчера,
и завтра будем не Te, что были сегодня».

В нашей стране слились воедино по-
нятия «государство» и «народ». Главнейшая
цель нашего государства — оберегать
интересы и благополучие народа. Важней-
ший долг каждого советского граждани-
на — всемерно укреплять могущество
евоето государства, защищать и оберегать
его интересы, В этом великая и непрео-
боримая сила Советского Сотоза. Понятно
поэтому, что воинская обязанность являет-
ся у нае почетной, а дело защиты
Родины и ‘упрочения советского строя
каждый советский человев воспринимает
  как свое кровное дело. «Защита  отечест-
ва, — гласит статья 133 Сталинской
Конституции, -—— есть священный od
каждого гражданина СССР».

NE  @аоиа10р сможет
воинский долг, который