Э мая 1347 г., № 109 (716).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
				Бозвая учеба в Н-ском гвардейском полку
	шенного вылета или учебного воздушного
	боя. Послеполетные разборы стали дейст-
венным средством воспитания. 0с0б0е вни-
мание на этих разборах уделяется дейст-
виям молодых летчиков, постигающих ис
кусство огня и маневра.
	Однажды твардийи младший лейтенант
Троценко вылетел в паре с Седошкиным
для участия в групповом воздушном бою.
Сначала все шло хорошо. Троценко держал-
ся группы, но после первой атаки «про-
тивника» он оторвалея от своего ведущего,
Подводя итоги полета, Седошкин сказал на
земле своему напарнику:
	‚ — Зам многого еще нехватает для то-
го, чтобы овладеть слетанностью, и прежде
всего нехватает умения держаться в паре.
	Троценко внимательно выслушал все за“
мечания командира и с большой напористо-
стью взялея за отработку элементов полета
в группе. Его наиболее слабым местом бы-
10 неумение вылерживать в строю заданц-
	‘ные интервалы и листанции, Лля молодого
	летчика не так просто научиться соблюдать
свое место в строю. При маневрировании в
строю, для сохранения своего места, от лете
чика требуются плавные и одновременно
четкие движения. Такую плавность и чет-
кость Троценко постигал, тренируясь под
наблюдением Седошкина и старшего летчи-
ка младшего лейтенанта Стручкова. Преоло-
левая трудности учебы, осваивая сложное
мастерство полета на истребителе, молодой
летчик нередко, как пример, достойный
подражания, вопоминал волю, твердость,
проявленные А. Маресьевым, когда он, ли-
шенный обеих ног, пришел в полк и снова
стал овладевать самолетом,

Взаимопомощь, умение преодолевать труд»
ности в освоении летного мастерства —
вот что лежит в основе ‘успеха летчиков,
свято сохраняющих традиции своего одно-
полчанина Алекеея Маресъева.
	Но вернемся к молодым летчикам. В зве-
но офицера Петрова был направлен лейте-
нант Калягин. За короткое время-его нужз
но было ввести в строй. Ввод в строй —
задача не из легких. Петров начал с того,
что заставил летчика в совершенстве изу-
чить кабину. Кабина — это рабочее место
каждого летчика, и знать ве нужно для то-
го, чтобы. как говорят в авиации, играть
своей техникой.

На помощь  Калягину пришел техник
звена офицер Вуприк. Несколько раз они
занимались на стоянке у самолета и в
учебном классе. Летчик получал вводные,
отвечал на них. При ошибках его поправ-
AnH.

Первый полет лейтенант Калягин opo-:
изводил на «По-2». Задание не было слож-
ным. Но из-за плохого умения сличать в
воздухе карту с местностью молодой летчик
так и не смог выйти на заданный пункт.
Поеле этого его заставили еще потрениро»
ваться в ориентировке. Один из последних
полетов лейтенант Калягин  зыполнил ус-
пешно. Точно по времени появился он над
заданным пунктом. И когда на земле обра-
дованный удачей молодой летчик подошел к
своему командиру, тот с ободряющей улыб-

‘кой сказал:
	В полк прибыли молодые летчики. Коман-
дир эскадрильи беседует с ними о
традициях гвардейского полка, о людях, с0=
здавших этому полку боевую славу. Онна-
зывает имя Героя Советского Союза Павла.
Гражданинова, беспредельно дерзкого лет-.
	‘Чика, отличавшегося мужеством и воинским о
	мастерством. Увлекаясь, он рассказывает о.
том, как в одном из боев таранил Гражда-
нинов немецкий бомбардировщик, а после
тарана сбил еще один вражеский самолет.
Рассказывает о воздушных боях Героя Со-
ветского Союза Березуцкого и. наконец, как
	‚0 самом ярком и героическом, говорит гвао-
	дии капитан о подвиге своего однополчанина
Алексея Маресьева.
	— Только наш! советский человек, мог со-
вершить такой подвиг, — заключает гвар=
дни капитан Масленников, обращаясь в мо-
лодым летчикам,

Рассказав о подвиге Алекеея Маресьева,
командир эскадрильи говорит и о летном
мастерстве этого незаурядного воздушного
бойца, о его умении поражать противника
в одной очереди, использовать метеорото-
тическую обстановку для достижения вне-
запности атаки. И, слушая его, оба моло-
дых летчика вспоминают страницы «Повес-
ти о настоящем человеке» Бориса Полевого,
которую они недавно прочитали с захваты-
вающим интересом, совсем не думая тогда,
что попадут в полк, где во время войны
сражался этот герой.

— Служить, как Маресьев! — эта фра-
за стала девизом летчиков-гвардейцев Н-ско-
то ‘истребительного полка. И новички, не-
давно пришедитие в часть, и ее ветераны,
сражавшиеся еще с орловеко-курской
битвы вместе с Алексеем Mapecnesnin, ——
всв стремятся походить на этого настояще-
го советского человека. В каждый учебно-
тренировочный полет они вкладывают ту
профессиональную страсть, которой отли-
чался атот летчик, ту настойчивость, с ко-
торой он преодолевал трудности, ту волю, с
которой он добивался победы.
	Шетное мастерство не’имеет «потолка».
Эту истину хорошо знает каждый гвардеец.
Стремление неустанно совершенствовать
технику пилотирования и огневое мастер-
ство стало характерным для всех летчиков.
	3а два послевоенных года гвардейцы до-
бились хороших успехов в боевой подготов-
ке. Они отработали взлет в составе четве-
рок и восьмерок, групповые воздушные бол,
полеты строем на больших высотах. Отлич-
ные и хорошие оценки в полетных листах
стали для них правилом.

Заслуженным авторитетом пользуется
летчик гвардии старший лейтенант Cegvine
КИН. Когда-то, в намятные дни орловско-
курской битвы, он, тогда сержант, совер»
шил несколько боевых вылетов в составе
одной группы, ведомой Алексеем Маресье-
вым. За годы войны Седошкин вырос до
старшего лейтенанта, заместителя командя-
ра эскадрильи. Седолгкин не только сам ус-
пентно вышолняет все, летные. упражнения,
Но и кропотливо, с настойчивостью опыте
Horo методиста помогает подчиненным уст-
ранять ошибки, совершенствовать технику
пилотирования и огневую подготовку. На
одной из последних стрельб он буквально

изрешетил на полигоне макет автомашины,

по которой вел огонь.
— Отлично, Седошкин,

шийся в это время на полигоне,
В напряженные дни мярной учебы одной

из наиболее популярных поговорок у лет-

Чиков-истребителей стала крылатая фраза:
*— Старая слава новую любит.

-Неукоснительно следуя этому правилу,
твардейцы, имеющие за плечами богатый
боевой опыт, кропотливо совершенствуют
свое боевое мастерство. Каждому трениро-
вочному полету у них предшеетвует тща-

по-гвардейски.
стреляли! — заметил командир, ‘находив-

. тельная подготовка. Большое внимание 00-
	ращается и на всесторонний разбор совер-
	Мастера скоростных. полетов. Командир группы майор Я. Варлов дает залание перед вылетом.
	условиях мирсого времени
	Обучать молодых летчиков = именно
тому, что необходимо на войне, можно
лишь при условии широкого и твор-
ческого использования опыта Отечествен-
ной войны.

Вак я это делал в своей эскадрилье?
Приступая к полетам в составе малой груп-
пы, я об’яенял основные уставные требо-
вания и положения и на примерах из Goe-
вой работы нашего полка показывал, Ha
что споеобна епзянная, сколоченная груп-
па штурмовиков: раз’яснял, каким должен
быть каждый экипаж, идущий нз задание
вместе с другими. В своем конспекте -я
кратко излагал эпизоды, каждый из. кото-
рых иллюстрировал определенную мысль.
Вот некоторые из них.

Перейдя к разделу «Штурмовики в в03-
душном бою», я на боевом опыте показал,
что крепко слетанная группа пегурмовиков
	 веегла защитит себя от нападающих истре-
	бителей противника. Я приводил примеры
того, как нашим питурмовикам встречались
немецкие истребители на подходе в цели,
над целью во время штурмовки, при сборе
и уходе от цели. Если вее летчики четко
выполняли приказание ведущего, держа-
лись установленного места, взаимодейство-
вали огнем и маневром, если группа была
	вдиной, цельной, — она везде, в любой 0б-
становке одерживала победу.

Так уже в классе, в ходе подготовки к
полетам, у молодых летчиков на примерах
Отечественной войны воснитываютеся. чув-
ство ответственности, железная дисципли-
на в полете, вера в свое оружие и победу,

Начались полеты. Здесь у обучающего, у
командира ‹ неограниченные возможности
для использования опыта войны, От взлета
и до посадки могут_быть десятки. моментов,
когда следует присматриваться в летчику,
подправлять, подсказывать, напоминать,
Учитывая требования наставлений и ин-
струкций, добиваясь четкого их выполне-
ния, умелый руководитель полетов и веду-
щий группы могут оживить каждое поло-
жение, сделать его `убедительным.
	В первых полетах выявилиеь нелостатки
	отдельных летчиков. И вот, точно так же.
	как это практиковалось на войне, вее эки-
пажи здесь же, на аэродроме, собраны .B
одно место для того, чтобы летчики уяснили
действия — свои и товарищей, Командиры
экипажей докладывают о том, ках протекал
полет, кто что вилел, как ориентировался,
выполнял приказания. В своем сообщении я
снова обращаюсь к примерам из боевой
практики и показываю, к чему приводят
ошибки, нарушения, отмечаю лучших лет-
чиков. Один из веломых, например. очень
	близко подходил к велушему, Я напомнил
	ему, каковы должны быть дистанции и ин-
тервалы, и тут же спросил: «А’вы знаете,
	сдал экзамен на право летать самостоя-
	почему этот интервал являетея обязатель-
ным?» Он ответил: «Так надо, Можно ведь
столкнуться, при развороте»;

Это меня навело на мысль, что большин-
ство молодых летчиков воспринимает неко-
торые уставные положения только с точки
зрения безопасности, забывая об интересах,
продиктованных боевыми условиями. До-
полняя ответ летчика, я рассказал, как од-
нажды в разведывательном полете мою па-
ру настигли немецкие истребители и Rak
нарушение строя ведомым затруднило на-
пу оборону. Ведомый очень близко прижал-
ся ко мне, В тот момент, когда немецкий
истребитель после первой атаки выекочил
вперед, я хотел обстрелять его. Но довер-
нуть мне помешал мой ведомый, Истреби-
тель противника пронесся совсем рядом и
скоро повторил атаку.

Роль и обязанности ведомого, строй груп-
цы, полет по прямой, развороты, сбор по-
сле атаки, посадка, заруливание — весе
это становится понятным, зримым, быстро
усваивается, если для молодого летчика
рассказ, тренировочный полет, разбор стро-
ATCH на опыте войны, если основные исти-
ны дополняются живыми примерами. Чем
лучше уяснят все это руководитель заня-
тий, инструктор, командир в тренировочном
	полете, тем глубже будет связь учебного
процесса с опытом войны, тем более умест-
ными будут примеры из боевой действи-
тельности.

Поднимаясь в воздух с труппой, я ста-
рался провести полет так, чтобы напомнить
летчикам о том, как бывает и что нужно
на войне. Я разворачивал группу над мел-
ким населенным пунктом. об`ясняя это тем,
	что большие пункты обычно защищены зе-
	нитными средствами. Иногда я делал разво-
рот с большим радиусом и указывал, что
так мы действовали, когда ожидали взлета
истребителей для прикрытия. На посадке я
неё допускал расхолаживания, лишнего пов-
торения заходов, всегда создавая такое впе-
чатление, словно в воздухе кружит еще де-
сяток самолетов, как бывало на войне.

На зачетных полетах групной моя эекад-
рилья, состоявшая из молодых летчиков, хо-
рошо, по-боевому выполняла упражнения
й заслужила благоларность командования за
	отличную групповую елетанность. Мои лет-
	Чики знают, что они этого достигли потому,
что вся теоретическая и практическая уче-
ба была построена на основе боевого опыта.
Я этот успех об’яеняю тем, что учил под-
чиненных, всегда виля передх собой ми-
	нувшие славные победы и перспективы.
		Герой Советского Союза
гвардии старший лейтенант
С. ЧЕПЕЛЮК.
	Снимок капитана М. Рунова.
	тис памятника приехали делегации нНа-
ших воинских частей, в которых сража-
ЛИСЬ ПарРшШие герои, пришли солдаты
Войска . Польского, прибыли польские
граждане, которым усилиями нашей армии
были возвращены их древние запахные
землч. .

У берегов Одера, Y Зееловских высот
природа еще не зарубцевала тогда раны,
нанесенные войной. Влоль реки тянулись
окопы и траншеи, блиндажи и землянки,
колья с заржавленной колючей проволо-
кой. У 0бочин дорог, искромсанных тан:
вами, еще виднелись дощечки с короткой
надписью: «Осторожно. Мины», Здесь все
напоминало о боях. И люди пришли в тот
день на площадь города, через который
прокатилась война, чтобы увековечить
память прекрасных сыновей и дочерей
советского народа, сражавигихея в ‘Этих
местах и’ отдавших свою жизнь в борьбе
с ненавиетным врагом. нина

На ветру колыхались боевые знамена»
В сквере тихо шелестела зеленая листва
деревьев, словно напевая песню тем, кто
спал здесь непробудным сном. Сорвали
белое шелковое полотнище. И все стояв-
щие на площади увидели величественный
монумент — памятник из серого гранита,
В своей строгой красоте он  возвьнналея
над городом. Скорбные мелодии музыки
поплыли в воздухе,

На обелиске могилы мы прочли имена
и фамилии похороненных в ней воинов;
Какие это были богатыри! Герой Совет
ском (0038  твардии  подпозковник
К. Ф. Скворцов, майор В. С, Чернышев,
Герой Советского Союза гвардии старший
	леитенант А. П., Нащенко... Вто. не знает
этих тероев сражений у Одера! :

Время не может изгладить у нас па-
мять о тех, кто достиг вершины воин»
ской доблести.
	B Берлине, на бывшей аллее Побехы,
возвышается величественный монумент,
венчающий могилу героев, павших во вреёе
мя штурма ‘немецкой столицы. На цент»
ральной плите памятника виднелась строз
rad MW простая надпись: И:

«Вечная слава тероям, павшим в 69-
ях с немецко-фашиетскими  захратчи“
ками за свободу и независимость Совете
ского Союза 1941—1945 rr».

На барельефах были высечены ‘имена
героев. Цервой на мраморной плите обели-
`ска высечена фамилия летчика Героя
Советского Союза гвардии старшего лейте-
нанта Николая Кузнецова. -

Вот какой подвиг совершил этот летчик,
Тяжелые бои завязались в апреле 1945
года на подступах к Берлину. На стыке
дорог немецкая артиллерия временно за=
держала наступление нашей пехоты. На
аэродром штурмовиков по телеграфу Wo-
ступил приказ. В нем все было ясно: ука=
заны район, цель... Мастер штурмовых уда
  ров Герой Советского Союза гвардии стар“
ший лейтенант Николай Кузнецов повел
одну из групп: самолетов на  штурмовку
немецких. артиллерийских позиций. И вот
указанная цель накрыта... Один, второй,
третий заходы... На воздух летят сложен»
ные штабелями немецкие снаряды. И
вдруг штурмовик резко качнуло — пряз
‘Moe попадание в мотор. Создалось безвы-
ходное положение, И летчик  Бузнецов
врикнул в микрофон: «Прощайте, товари
щи! Иду на таран», Словно смерч, пронес-
лась машина и вместе с пилотом врезалась
в. артиллерийскую батарею врага.

..Нетленная память о наших  крыла-
тых товарищах и друзьях, безвременно
погибших в сражениях, волнует и печалит
наши сердца. Мы почти зртмо видим их,
точно живых, стоящих рядом с нами ‘в
‚строю, слышим их голос... Они, эти герои,
жившие высоким чувством  советекого
патриотизма, животворными идеями боль
шевистекой партии, были первыми в бое=
вых рядах,

Во всех странах, где победной поступью
прошла Советская Армия, освобожденные
от фашизма народы оберегают священные
могилы наших воинов. На площадях то-
родов, на крутых перевалах; У высоких
берегов рек они воздвигают памятники
тем, вто сложил свои головы за жизнь и
счастье простых людей веего мира.

сегодня, в праздник Победы, мы

взволнованно говорим: &

— Вечная слава героям, павшим в
боях за свободу и независимость нашей
	Родины!
И. КОРСУН.
	Бессм
	  ..Два высоких тополя осыпают свои
‚Листья Ha небольшой могильный холм.
OH одиноко возвышается на берегу
_ широкой и полноводной Влтавы, и каж-
_дый, кто проезжает мимо, видит зеленую
‘окраску ограды и скромный деревянный
памятник с красной звездой наверху. №
‘могиле поднимается извилистая тропинка.
_Й когда идешь по ней и смотришь окрест,
То отчетливо представляешь вею картину
`разыгравшейся здесь битвы. Земля разво-
 рочена бомбами, обожжена. Из песка тор-
чит обгорелый «Титр», и ствол его ору-
`дия, словно безжизненный хобот, тупо
‘смотрит в землю.
	  Все это соврушила могучая русекая сп-
ла. И над всем этим возвышается красная
звезда, а пониже ое в деревянному памят-
нику прикреплена дощечка с надписью:

«Тут покоится русский летчик. Пал в
бою с немецкими фашистами в селе Bo-
тице 9 мая 1945 г. Имени его мы не
знаем. Мир праху его!>,
	  Цроездом по Чехословакии мы видели у

этой могилы на берегу Влтавы ‘старуху-
‚ чешку из села Вотице, Она укладывала на
холмик свежие розы. Ее седые, волосы
‘тренетали по ветру.  Шедестела листва
‘’ тополей. Ничто не тревожило здесь покоя
русского летчика. Й лучи солнца, издав-
` шие в этот час с востока, казалось, нес-
ЛИ с с0б0й на его могилу ласку с его да-
лекой, ролимой Отчизны,

To... an рае аа ОМ, ба АМИ:

Заметив Нас, старая чешка проговорила:
	—-й ухаживаю за могилой. Вою жизнь,
Kak 0 CBOCM сыне, буду помнить о русском
 летчике. Он пришел в наше Вотице. изда-
лева. Своей жизнью он спас наши жиз-
ни, наше Вотице. Мы похоронили ero
как родного.

Великим и трудным был путь военной
борьбы, который прошли Советская Армия,
наши‘ Военно-Воздушные Силы, Он  тре-
“Copan высочайшего мужества, силы воли
`и неукротимого духа. Разве можно забыть
легендарный подвиг капитана Гастелло?
В двенадцатый день войны он Уверенно и
спокойно повел свою группу бомбардиров-
`щиков на выполнение боевого задания.

` Приказ был краток: преградить путь не-

мецким танкам, прорвавшим один из уча-
	стков нашей обороны. Й вот отыскана
цель... Колонны вражеских танков нахо-
`‘дятся на дороге, в лесу. Яростно бьют зе-
` нитки, но экипажи точно сбросили бомбы.
‚Немцам удалось поджечь машину капитана
Гастелло. Пламя охватило левый мотор
самолета, В это мгновение и боевые това-
рищи, находившиеся с ним в воздухе, и
бойцы на земле увидели, что горящий

бомбардировщик вновь развернулся в сто-.
	  РОНУ леса, в котором стояли на заправке
  вражеские танки. Какое решение принял

летчик? Направленный сильной, твердой
  рукой, его горящий бомбардировщик,
	  CAOBHO метеор, врезался в группу танков,
	Плотная
небу...

стена дыма и огня поднялась кв
	— Больше упорства, и дело у вас пой“
дет,

„..Важдый день с широкого ровного лег-
ного поля взмывают в синее весеннее небо
стремительные «Лавочкины».  Летчики-
гварлейцы -— и молодые. только постигато-
	‘ие сложное мастерство истребителя, и
	старые, опытные, иуеющие за своими нле-
чами десятки воздушных боев над Орлом,
Прибалтикой, Берлином,—оттачивают свою
технику пилотирования, искусство огня и
	‚маневра.
	Старую славу, добытую в суровых ваз-
душных боях над фронтами. „Отечественной.
войны, они обновляют новой, которая до-

бывается в упорной боевой учебе.
	Гвардии майор И. ЭЛЬНИНД.

велико значение этого
требования товарища
Оталина лля дальней-
	шего, еще большего
укрепления ‹ боевого
могуществ* Совет-

Исшочник
масшерсшва
	Мы хорошо помним, как еще с самого
начала войны товарищ Сталин приказы-
вал нам учиться на лучшем опыте; пом-
HUM, как, выполняя это требование, роели
наши военные кадры, как совершенствова-
лась тактика свсех родов войск, Мы ясно
видели; наш великий вождь и полководец
товарищ Сталин высоко ценит все поло-
жительное, проявлявшееся в боевой прак-
тике, и. он. искусно использует это для
дальнейшего развития военной. науки,

На фронтовых аэродромах в период 38-
тишья между вылетами мы отдавали сво-
бодные минуты учебе, анализируя и 95-
мыеливая ‘проведенные бои. Обобщая свой
опыт и учитывая тактику противника, на-
ши летчики вносили в тактику советской
авиации много’ нового, современного и сэ-
вершенного, . Это также говорило 06
исключительной значимости требования
товарища Сталина — учиться на боевом
опыте.

С первых дней пребывания на фронте я
почувствовал, что, кроме знаний, приобре-
тенных в училище, мне: нужно немедленно
перенять навыки, которые добыты моими
	‚Торарищами в горячих схватках с врагом,
	Bee то, чем вооружали нас училища, нахо-
хило применение в боях и в сочетания ©
	OUBITOM —AaBalo Terauky YBepeHHOCTh, ib-
рождало героический дух и высокое ма-
стерство.
	Молодые, еше не встречавшиеся с вра-
TOM летчики жадно слушали рассказы
старших товарищей. ‘Они ловили каждое
слово опытного летчика, чтобы понять, ч9-
чему он поступал в бою именно так, а пе
иначе. Тогда-то каждый из нас_.и начинал
осознавать ‘роль’ опыта, ценность совета
бывалого воина,

Когда я вдумываюсь в сталинские словз,
говорящие о необходимости учиться TOMY,
что нужно на войне, глубоко изучать опыт
и умело использовать его в боевой подго-
товке, я как-то шире, по-новому, еще глуб-
же проникаюсь сознанием того, насколько
	 дили к городу, и надо было обязательно
	тельно. Припомнили, как мы в снегопад проштурмовать его восточные окраины, где
шли над еелами Ленинградской области, укрывались огневые точки врага. На мар-
	HYT ведущий потерял уверенность в том,
Что он илет точно. что он окажется нал [э-
	нигобергом. Осылаясь на плохую погоду, он
	мог бы проето-напроето сбросить бомбы на
	Первые попавшиеся вражеские об’екты. Но
	чувство ответственности обязывало его уда-
рить именно по заданной цели. Гвардии
‚майор Корчагин развернул группу и воз-
вратилея в тому населенному пункту, от-
куда начинался боевой курс. Пролетев над
BHM, он снова пфиел на Кенигеберг. On
Г уверенно вышел на цель, и, хотя высота
‚86 позволяла ему сделать несколько захо-
дов, майор проштурмовал вражеские укре-
‚ пления, точно выполнил задачу.

И молодому и бывалому летчику разбор
подобных эпизодов подскажет, как надо
  принимать решение в сложной обстановке,
научит быть дисцинлинированным, с0обра-
 зительным и настойчивым в 601.

Нет возможноети перечислить все те
  случаи, когда руководителю занятий ‘сле-
дует обращаться непосредственно к приме=
рам из фронтовой жизни, указать, какие
  положения нужно подкреплять опытом, а
какие надо брать непосредственно из опы-
  га. Яено одно: чем глубже и шире летчик,
командир, слушатель академии, курвапт
будут знакомы © опытом войны BO
всех его подробностях, тем прочнее они бу-

дут знать уставы, наставления, тактиче-
  ские приннипы. Поэтому одно ‘из главных
условий дальнейшего успешного изучения
й использования богатейшего опыта войны
` — помнить свою фронтовую практику,
проведенные бои, удары по врагу, изучать
образцы мастерства однополчан, перечиты-
Bat историю частей, книги боевых дейст-
ВИЙ.

Только таким образом творцы’ этого опы-
та, ветераны войны, смогут хранить его
всегда живым, черпать из него мудрость п
силу побелоносного военного искусства.
	Дважды Герой Советского Союза
гваодии майор В. МЫХЛИК.
	шли над селами Фенинградской области,
BAK облачность нас прижимала к верхуш-
кам деревьев, как во. время разворота над
целью мы’ потеряли ‘друг друга и, хоть
долго кружили. в районе цели.и слышали
друг друга. но радио, всв же не могли co-
браться: видимости ‚почти не было. Я со
  евоим ведомым  возвратилея домой. Летчи-
ви второй’ пары были совсем‘ молодые, ма-
лоопытные. Приземлившись на евоем аэро-
дроме, я’ стал беспокоиться 06 их судьбе.
Но`вот мы ублышали рев моторов, и веко-
ре из снежной ипелены о выскочили ‚ два
«Ильюшиных».

Теперь,. три года спустя, я нахожу в
этом эпизоде нечто такое, что, по-моему,
было бы небезынтересным почти для каж-
дого ‘руководителя занятий, для каждого
командира. Я подумал 0 том, каким 0бра-
зом пара’ разыскала аэродром, о том, как в
сложных фронтовых условиях мы научили
‘молодежь хорошо ‘ориентироваться зимой,
над ‘сплошными лесными масбивами, И то
и другое очень нужно знать во всех дета-
лях. Вак мы во фронтовых условиях вводи-
ли в строй молодежь, прибывающую в
полк, чему и как учили ее? Времени лля
этого было мало, ‘и потому каждый учеб-
ный полет мы старались приблизить к дей-
ствительным условиям, чтобы у молодого
летчика › приобреталось чувство’ ответ
ственности, появлялись хладнокровие, са-
мостоятельность, прививались необходимые
навыки.

Такой метод’ обучения, в котором codes

таютея и обстановка, приближенная к, 609-
вым условиям, и доверие к летчику, и стро-
гий контроль, полностью оправхал ceba в.
годы войны, и этот метод. заслуживает вни-
мания ‚сейчас, в пору мирной учебы.
. Бывалые . летчики в бою показывали мо-
лодым примеры верности долгу, разумного,
упорства и находчивости, учили их искуе-
etsy побеждать врага. Когда в классе или
в, проетой ° беседе разбираешь такие’ энизо-
ды, люли сразу переносят себя в военную
обстановку, . проникаются вю, . многому
учатся;

‘..Герой Советского Союза’ гвардии майор
Ворчагин вел группу пигурмовиков «Илью-
шин-2» на №енигеберг. Наши части подхо-

«С боевого задания не вернулся капи-
  тан Николай Гастелло», —— лаконично
сообщалось в ‘донесении. Ценой своей
‚благородной жизни он приостановил даль-
  нейшее ‘продвижение вражеских танков.
  Немцы на длительное время были задер-

жаны на этом участке фронта.

С; тех пор имя капитана Гастелло, ко-
торому -наше с правительство присвоило
посмертно звание Героя Советского Союза,
стало легендарным, бессмертным, явилось
символом величия духа сталинских соко-
лов. Его пример воодушевлял наших лет-
` ЧИКовВ На подвиги.

Г
	Вепоминаются воздушные битвы под
Москвой, у ‚Сталинграда, на Курской дуге,
у Днепра, Буга, Вислы, Одера, вспомина-
ются сражения в небе над Берлином... И
видятся могилы павших здесь бесстраш-
ных бойцов. Вто проезжал по старым
военным дорогам, тот видел эти могилы,
видел памятники, воздвигнутые над ними,
видел, как к ним приходит масса людей.
Они возлагают на могилы цветы, украша-
ют ограды. С обнаженной головой люди
стоят перед могилами в строгом молчании,
отдавая поклон праху павшим на поле
брани.

В августовский день 1945 тода’ нам
довелось присутствовать на открытии мо-
нумента — памятника советским воинам,
погибшим при прорыве немецкой обороны
на реке Одер. На площадь’ освобожденно-
го польского города Солнечко на откры-
	ской Армии и наших
Военно-Воздушных (ил.

Я представляю себе аудитории наших
авиационных училищ, Буда пришла моло-
дежь, знающая войну только по газетам и
книгам; я вижу молодых летчиков, которые.
пришли в боевые полки после войны и
старательно пополняют. там свои знания; я
вижу ветеранов войны, заслуженных лет-
Чиков, которые из проведенных ими бозв
вынесли какиё-то значительные выводы и
заключения. И как ни различны професеи-
ональные навыки этих людей, у всех дол-
жно быть в равной степени осознанное, лю-
бовное отношение в сокровищнице нашей
военной науки — в опыту Великой .Отече-
ственной войны.

Понятно, что молодой летчик и бывалый
фронтовик° по-разному будут подходить к
боевому эпизоду; каждый из них станет
искать в нем свое, нужное только ему. Но
вее мы обязаны постоянно и тлубоко изу-
чать всесторонний, разнообразный военный
опыт, обобщать его, осмысливать и на ето
основе творчески подходить к разработке
вопросов, касающихся будущего авиации.
Эта задача ложится в основном на наз,
участников войны. Поэтому-то изучение
материалов войны для нас является делом
первостепенным.

Я воскрешаю в памяти’ сотни трудных
моментов из боевой. цействительности, при-
меры изумительной находчивости, ловкости
и храбрости летчиков, мастерские штурмо-

вые удары, незабываемые полеты в слож-
ных Метеорологических условиях, требовав-
ших  огромнейшего напряжения всех б0е-
вых И моральных качеств, высокой твор-
neckol изобретательности boat. Этому мы

и должны сегодня учить летчиков, штур-
манов, стрелков, техников; этому мы дол-
жны учиться сами,

Недавно в дружеской беседе с однопол-.
чанином мы припомнили один боевой вы-
лет. Мы ‘о. нем заговорили потому, что мой
собеседник B TOM вылете выдержал испыга-
ние в качестве ведущего пары, как бы
		Авиаторы отмечают праздник Победы
	выступил с воспоминаниями 0 героическом
	пути Части и рассказал о личном опыте
воздушных боев с врагом,

9 мая в гарнизоне будут проведены
массовые физкультурные соревнования, в
программу которых входят бег на корот-
кие и средние дистанции, игра в городки,
волейбольные ‘встречи команд на первен-
ство части, перетягивание каната ит. т.
	Майер Г. ЮШМАН.
	Н-СВИИ АВИАГАРНИЗОН, 8 мая. (0т
наш. корр. по телеграфу). В Н-ской авиа-
части на торжественном собрании, посвя-
щенном празднику Победы, с доклалом
«Великая ‘победа советского народа над
фашистской Германией» выступил летчик
Герой Советского Союза майор Матаков.

Накануне праздника в подразделениях
проведены. встречи ветеранов, участников
Отечественной войны, с молодыми летчика-
ми. Гвардии старший лейтенант Фастовен