7 сентября 1948 г., № 212 (1126).
	Рост огневого мастерства
летчиков-штурмовиков
	omit. y : большей
Летчик-пигурмовик обязан в наи
ye Ре Tf TECTIA Tne eT b етрелкюво-
	ВТО:

пупечное вооружение, своего самолета.
Умение метко, поражать точечные пели до
стигается не сразу. Для’ этого необходимо
безукоризненно пилотировать, ивУчитТЬ тео
рию воздушной стрельбы, отлично знать
материальную Часть вооружения и посто“
янно тренироваться во Фиределении при“
пельных данных. ‹.

Некоторые летчики” нашего подразделе“
ния, допуская различные ошибки, не вы
полняли упражнения по стрельбе по на-
земным пелям,

‘Tax, например, ‘лейтенаяты Науменко и
Савченко не поташали скольжение после
	м Зе СВО: В

Так, например, ‘лейтенанты Науменко и
разворота на цель, открывали отонь ©
больших дистанций и вели его длинными
очередями. Кроме того; они не учитывали
направление ветра и растягивали маневр
над полигоном. Подобные ошибки были
присущи в той или иной мере и другим
летчикам. Поэтому мы сочли пелесообраз-
ным организовать специальные практиче-
ские и теоретические занятия 10 воздули-
	ной стрельбе,
	Начали мы с того, что разобрали зави“
симость эллишеа рассеивания от угла пи-
кирования. Летчики поняли значение вы”
херживания постоянного угла пикирования.
	А ЕЯ А и Ц

Анализируя полеты _метвих стрелков—лей-
	тенантов Бурикова и Некрасова, руко-
водитель занятий показал, как важно вно-
сить поправкх на ветер при прицеливачии
и следить, чтобы при нажатии на боевую
кнопку в момент стрельбы не происходило
непроизвольного смещения ручки,

Вольшое внимание было уделено прист®
релке оружия. Мы потребовали от летчиков,
чтобы они следили за, состоянием прицела,’
и перед каждым вылетом проверяли пра-
вильность пристрелки пушек и пулеметов,

После этого под наблюдением команди=
ров звеньев молотые летчики тренирова“
лись на, учебно-боевом самолете.

Такая наземная подготовка принесла по“
ложительные результаты. в первых же по”
летах. Летчики стали правильно строить
маневр над целью, метко поражать мишо-
	Капитан Л. БОРОДАВКИН
	АЭРОДРОМНАЯ ТЕХНИКА
ПОДГОТОВЛЕНА К ЗИМЕ
	Недавно в подразделении старшего лейз
тенанта Макарова была проверена  готов-
ность аэродромной техники к работе в зим-
них условиях. Проверка показала, что
тракторный парк и все прицепные Mexa~
‘низмы находятся в отличном состоянии.
	`` Обипею тов. Макаров - образцово ортани- .
	зовал подготовку к зиме. Еще весной. .
аэродромщики принялись за ремонт трах-
торов, деревянных катков, снеготасок»
Угольников. сугробореза. Макаров. правиль-
но расставил силы и проявил инициативу
в изыскании строительных материалов.
Отделение младшего сержанта Вишкина
своевременно отремонтировале тракторы.
	`Эсобенно хорошо работали  трактористы
		Шишкин, Фирсов и’ Базильский, Отличи-
лись на ремонте механизмов аэродромши-
ки Герасимов, Атюзекий, Наваров, Тороп;
Отремонтирован и отеплен тараж, оборудоз
вана воломаслотрейка, построена кузница,
Сейчае с трактористами и прицендиками
‘проводятся занятия по экоплоатации мате“
фиальной части в зимних условиях.

За образцовое. содержание механизмов и
отличную подготовки к зиме командир с-
единения 0б’явил офицеру Мажарову блаз
годарность. Коммунисты помогают внед?
рять во всех подразделениях опыт aspol-
ремшиков офипера Макарова.

Старший лейтенант Д. БЕЛОВ.

(Наш корр.),

Как я научился бомбить
в составе звена
	Передко можно слышать от молодых, &
иногда и от опытных летчиков, что вело-
	mMomy бомбить с самолета-штурмовика 8B

групповом полете — дело довольно  про-
стое, не требующее 0с0бой подготовки.
— Все зависит от ведущего, — рас-

суждает такой летчик, — делай все, как
ведущий, и успех будет обеспечен. ^

И, как правило, когда результаты `б0м-
бометания оказываются’ низкими; вехомые.
пытаются об’яснить это ошибками комане
дира групны, заявляя, что он Плохо рас-
считал заход, неудачно. построил маневр,
неправильно определил угол пикирования
ит. д. а они, мол, выполняли 10, что
делал ведущий.

Меткость группового бомбометания безусь
ЛОВНО ро МНОГОМ Зависит от подготовки Be-
душего. Но опыт учебы показывает, что
если ведомые не имеют достачочных. навы-
ков в групновом бомбометании, To труппа
не достигнет успеха, хотя бы и вел ее са-
мый опытный командир. Правильно, коз
нечно, и то, что ведомые при бомбомета-
нии должны точно. повторять о действия
командира групны. Олнако не так просто,
как это кажется некоторым летчикам, бом-
бить по сигналу ведущего.

Я неплохо выполнял упражнения по
	бомбометанию олиночным экипажем, но ROT
	ла впервые полетел бомбить в составе зве-
на, то результаты оказались неудовлетво-
рительными. Командир группы тут был ни
при чем. Виноват был я сам, потому что
Из-за недостаточной тренировки нечетко
держалея в строю ис большим опозданием
сбрасывал бомбы,

После того как я учел свои недостатки
й тщательнее стал готовиться к групповым
полетам на бомбометание, при выполнении
всех последующих упражнений я уже He
повторял прежних ошибок.

Rak же я научился бомбить в составе
труппы?

Опыт первых полетов убедил мена В том,
что бомбометание в составе звена ‘требует
от каждого летчика безукоризненной тех-
ники пилотирования. Поэтому в очередном
полете на отработку групповой слетанности
я постаралея проверить и об’ективно оце-
нить свое умение летать в строю. Оказа-
тось, что уровень техники пилотирования
был у меня еще низов: я неточно выдер-
живал листанции и интервалы.

Мои командиры — опытные штурмови-
ки Герой Советского Союза капитан ‹ Ха-
тиулин и капитан Сухоруков номотли‘ мне
найти причины ошибок в технике пилоти-
рования и устранить их. Они заметили,
что я не учитывал инертность нашего са
молета, действовал сектором газа слишком
резко п потому не выдерживал дистанции;
не было У меня также и плавности в
лействиях рычагами ‘управления на pasBo-
	ротах, веледствие чего я неточно выдер-
живал интервал и заданную высоту. Bee
‚ Это приводило к тому, что я плохо бомбит
в составе звена.

Учтя эти замечания, я перед очередным
трупповым полетом на бомбометание  по-
просил командира звена старшего лейте-
	нанта Ильичева произвести со мной полет!
	Ha учебно-боевом самолете. В воздухе он
проверил мои действия, а также показал,
как нато работать сектором газа, котла при
	Помсомольны Н-ского авиационного под-
разделения энергично готовятся к зиме.
Недавно в подразделении состоялось комсо-
мольское собрание. Доклад о задачах чле-
нов ВЛЕСМ в связи с подготовкой в зим-
нему периоду учебы сделал командир под-
разделения. de ae ag

Выступая в прениях, комсомольцы обе-
али приложить все силы Е тому, чтобы
потготовить к зиме солдатские общежития,
		полоте в строю необходимо несколько уве-
личить или уменьшить скорость, чтобы точ-
но выдержать заданную дистанцию. Вроме
того, командир звена продемонстрировал,
как надо плавно действовать педалями и
ручкой управаения при  разворотах в
слрою, чтобы не нарушатв` заданното  ин-
тервала и выдерживать высоту полета.

После полета, с командиром я стал са-

мостоятельно тренироваться в’ кабине са-
молета на земле, а затем в одиночных по-
тетах отрабатывал плавность движения
сектором газа и рычагами ‘управления. В
очередном групповом полете я уже лучше
держался в строю. Так постепенно был ос-
воен один из. элементов техники пилоти-
рования, от которого в значительной сте-
пени зависит точность бомбометания. .
° Как показывает опыт учебы, для ведо-
мого очень важно во всех подробностях
изучить содержание и условия выполнения
предстоящего упражнения по бомбомета-
нию. Это позволяет летчику предвидеть
‘маневр командира группы и, следователь-
но. подготовиться к нему. Поэтому я, не
ограничиваясь групповыми занятиями В©
время предварительной подготовки,  само-
СФоятельно изучаю содержание и порядок
выполнения каждого упражнения, уточняю
BO: Bex деталях, как надо будет
мне действовать при выполнении маневра,
при вводе в пикирование и выводе из не-
то.

Ведомому также необходимо ознакомить -
ся с боевым порядком группы, в которой
он летит на бомбометание, и твердо запом-
нить ©вое место в строю. Это дает возмож-
ность летчику заблаговременно и более
конкретно продумать порядок своих дейст-
pu в воздухе и пройти соответствующую:
тренировку. Как правило. я самостоятель-
но ‘изучаю полетное задание’ и отрабаты-
ваю порялок выполнения упражнений на
тренажной аппаратуре.

После взлета и построения тфуппы 4
сосредоточивалю свое внимание на <амоле-
те ведущего. По тому, как проектируется
этот самолет в боковом стекле фонаря м-
ей кабины, я проверяю точноеть выдержи-
вания заданной дистанции и интервала.
При заходе Ha полигон наблюдаю за.
действиями командира группы, не упуская
из поля зрения и цель. На пикировании-
выжидаю момента отрыва бомбы у с4-
молета ведущего и по его сигналу немед-
ленно нажимаю на боевую кнопку сбрасы-
panels.

Тшательное изучение на земле всех де-
‘залей полета и тренировка в кабине са-
молета позволяют мне спокойно и уверен-
но действовать в воздухе. -

Перед вылетом на бомбометание в со-
ставе группы я тщательно проверяю  69-
стояние радиостанции, ибо. малейшие пе-
	ребои в радиосвязи с командиром  твуппы
приводят к невыполнению упражнения. На-
строившиеь на землена радиостанцию веду-
шего, я`на маршруте обязательно  прове-
DAW связь, уточняю настройку. Блатодаря
	этому у меня не было. случаев потери В
	возлухе связи е командиром труппы.
Тщательная и всестороняя подготовка к
полету обеспечивает высокие  Тезультаты

в групповом бомбометании.
Лейтенант Ю. ЛИЛЛОСОН.
		_ ИНИЦИАТИВА КОМСОМОЛЬЦЕВ.

Руководитель полетов Герой Советского Союза майор А. Нефедов уточняет задание летчикам звена старшего лейте-
	подготовки.
старший лейтенант
	майор А, Пефедов, старший леитенанл
Фотб Б. Шейнина,
	делятся “ONbITOC
	нанта В, Левина.

Это звено является одним из лучших в части, Весь состав звена—отличники боевой и политической.
i = = не wel а ей А Мафон:
	we eT Е ОЕ

На снимке  (слева ‘направо: ` лейтенант А. Мамонов, лейтенант Л. Коваль,
К. Бабкин и старший лейтенант В, Левин,
	Стрельба по конусу
с земли
	\ стрельбам по конусу с земли летчики
Н-ского подразделения тщалельно подгото-
ВИЛИКЬ.

Рано утром летчики прибыли на, аэрод-
ром. Векоре самолеты-буксировшики  пюд-
нялись В воздух.

«По-%», пилотируемый старшим  лейте-
нантом Вугриловым, набирает высоту и,
	  развернувиииеь, берет заданный куре. 1ей-
	тенант Лапин припал к пулемету. Он л0-
вит конуе в прицел и берет нужное упре-
ждение в зависимости от скорости и р8-
курса цели. Короткая очередь, и самолет
делает еще один заход, Снова Лапшин от-
крывает огонь, & затем докладывает 90
окончании стрельбы,

Летчик выполнил упражнение на «х0ро-
о». Е
	ТЛичники учебы
		смотреть на гайку и убедиться, что она Ha
месте, надо ключом проверить, крепко ли
она завернута, подвернуть ее, чтобы в
воздухе эта гайка не ослабла и не слетела
совсем.

— Своими знаниями и опытом, — про-
должал Папков, — я всегда делюсь с дру-
тими механиками. Молодому механику Смо-
тину я стараюсь оказывать помощь в р8-
боте и учебе. :

= Правильно поступаете, товарищ сер-
жант, — говорит генерал. — Личный при-
мер отличника в работе и в поведении—
важное средетво борьбы за укрепление
дисципляны и повышение качества учебы.
Не забывайте также и о своем росте. Мы
живем в такое время, когда техника раз-
вивается быстро и так же быетро возраста-
ют требования к авиаторам;

“Затем выетупил воздушный стрелок
старшина Мальгин. Это примерный во всех
отношениях воин. За несколько лет елуж-
	принял отличников боевой и политической
подготовки Н-ской авиационной части. Ге-
нерал предложил авиаторам поделиться
опытом учебы, рассказать, как были дос-
тигнуты ими высокие показатели в боевой
й политической подготовке.

Первым выступил лейтенант Мещеряков.

— Наше звено. — заявил он, — в CBO-
ем нынепгнем составе летает вот уже два
года. Мы добились отличной слаженности.
Летчики в групповом полете четко выпал-
няют сложные упражнения. Это — р-
зультат упорной и длительной тренировки
‚в воздухе и на земле.

— Как вы производите прием самоле-
т8 от механика перед. вылетом? — спро-
сил генетал.
	И“.

`Следующим стреляет лейтенант Нечипу- — Летчики, — сказал лейтенант Ме-
ренко. Как и Лапшин, он выжидает мо-- щеряков, — у Нас располагают временем,

Е Е чу РЕ 3 ба В. а OT OR ATEN
	мент, когда конуе будет виден под ражур-
сом две четверти, точно берет упреждение
и стреляет короткими очередями. Цель. по-
ралкена,,

Затем к пулемету Подходит меткий
стрелок лейтенант Строганов. И сегодня он
стреляет: «отлично».

Выполняя сложное тпражвение; =—
	 стретьбу по конусу с земли, —— летчиви
добились неплохих результатов.
	Капитан А. ЛЕШЕНКОВ.
	специально отведенным на прием самоле-
та. Сначала механик докладывает мне о
готовности машины к полету. Затем вмес-
	тес HEM ‘а пристунаю К осмотру матери- быв армии он не имел ни одного взыска-
альной части, следуя при этом по опреле- ния. Его знают в части как меткого
ленному маршруту. Тщательный осмотр   стрелка, отличника учебы.

— Успех в воздухе, — говорит он, —
зависит от подготовки стрелка на земле, от
его энания теории стрелкового лела. Пойго-
товку к стрельбе я начинаю в тшательно-
го изучения упражнения. Потом готовлю
все расчетные данные. После этого тре-
нируюсь в прицеливании, в определении
ракурса, расстояния ло пели и т. д. bes
этого нельзя стать: метким стрелком.
	Старший сержант Барышев рассказал 0
	том, как он, являясь помощником руково-
дителя политзанятий. помогает товарищам
овладевать политическими знаниями.
Затем от имени командования начальник
политотдела вручил отличникам боевой и
политической подготовки ценные подарки.
Капитан В. АЛАТЫРЦЕВ.

Прибалтийский военный округ.

исключает возможность выпуска машины
в воздух с каким-либо дефектом.

Авиационный механик сержант Папков
раесказал о том, как он готовит материаль-_
ную часть к полетам.

С 1946 года тов. Папков обслуживает
один и тот же самолет. 33 это время на
этой машине не было ни одного случая от-
каза в работе материальной части. Коман-
дир экипажа младший лейченан? Котов
выполняет все упражнения в воздухе на
«хорошо» и «отлично». В этом немалая
заслуга механика.

— Внимательный, придирчивый осмотр
самолета. — сказал Папков, — имеет ис-
ключительно важное значение для прелот-
вращения летных происшествий. Обнару-
жить дефект иногда труднее, чем его уст-
ранить. Поэтому я не просто осматриваю.
тот или иной агрегат. a «омупываю» его

66,067 километра в час, что почти На
18 километров превышает международный
рекорд, установленный три гола на-
зад французским авиамоделистом.

‚ Решительное улучиение  аэродинамиче-
ских качеств, резкое повышение летных
показателей, как и в прошлом году, на-
блюдаются у конструкторов моделей гидро-
самолетов с резиномоторами. Этот Buy
авиамоделизма занял ведущее место. Отрад-

Но то, что новшества, которые были вве-

дены на ридромолелях год тому назад, сей-
час получили широкое применение. Так,
на ХУГ состязаниях только одна модель
ленинградца Анисимова «выпрыгивала» из
воды; в этом году таких моделей было
пять. В прошлом году моделей е  убира-
ющимися поплавками было две, а сейчас.
— девять. Тогла же лишь 23 из 40 гил-
ромоделей были снабжены складывающи-
мися винтами. На ХУП состязаниях все 72
гидромодели имели складывающиеся вин-
ты,

Характерно. что наряду с опытными

конструкторами и юные авиамоделисты
успешно ‘применяют технические новинки,
способствующие улучшению летных пока-
зателей. В этом году молодежь намного
опередила, своих учителей и снова отвое-
вала нашей стране международные рекор-
ды продолжительности и дальности. поле-.
та. Так, если в 1947 году И. Павлову
удалось почти на 400 метров превысить
международный рекорд лальноети, установ=
ленный в 1939 полу итальяневим звиа-
	молелистом., то на АУП состязаниях уче-
	ник Навлова Анатолий Васильев увеличил
это ‘достижение с 1.117 до 14.400 мет-
ров,  Прололжительность полета модели
гидросамолета, с резиномотором А. Василь-
ева — 41 минута. .
	Состязания 1947—1948 тг. наглядно
показали. что в области конструирования’
	гидромоделеи советские  моделестроители
двигАЮТея по правильному пути. Тип Mo-
дели с убирающимиея  поплавками. co
	складывающимися винтами целиком оправ-
дал себя. Гидромодель, поднявииеь на зна-
чительную выюоту, со сложенными Вдоль
фюзеляжа лопастями винта и убранными
поплавками приобретает качёетва планера
ий парит в воздухе. На XVII состязаниях
несколько раз были превышены междуна-
родные рекорды по класеу моделей гидро-
самолетов е резиномоторами, а модель кон-
струкции А. Алехинцева уетановила пер-
вое международное достижение,  подняв-
much на высоту 1.563 метра.
	По следам наших выступлений
	«Павести порядок в доме отдыха»
	Под таким заголовком в № 1956 «Оталин-
ского сокола» была опубликована заметка,
в которой говорилось © беспорядках в до-
ме отдыха. гле начальником подполковник
Македонский.

Как сообщили нам из политотдела, фах-
ты, указанные в заметке, подтвердились.
Приняты меры к улучшению обслуживания
отлыхающих. Начальник лома отдыха тов.
	Македонский с работы снят.

хорошо оборудовать комнату культпросвет-
работы, утеплить караульное помещение,
заготовить дрова и т. д.

Собрание приняло рентение, которое обя-
зало членов бюро провести  раз’яснитель-
ную работу среди молодых воинов, мобили-
зовать их на подготовку к зиме. Редколле-
тиям стенных газет и «боевых листков»
предложено освещать ход подготовки к зиме,

Ставший лейтенант Н. НЕЧАЕВ.
	К ИТОГАМ ХУП ВСЕСОЮЗНЫХ
	‚ СОСТЯЗАНИЙ
АВИАМОЛЕЛИСТОВ

Vi ACCOBOCTS
ОРТА _
	гидросамолета с механическим двигателем
и высоты полета молелей самолетов и
гидросамолетов с резиномоторами, Тепер»
же в таблице рекордов но’ этому класву
моделей будет написано: «Рекорт UDB AA-
ложит Советекому Союзу».

Соглаено существующим веду народы
И всесоюзным правилам фиксации  рекор-
лов скорости, модель должна пролететь сто-
метровую мерную базу строго по прямой и
на одной выюоте, причем требуется, что-
бы модель совершила, полет по ветру и
‘против ветра в Строго ограниченное в0е-
мя, равное 30 минутам. Только при соблю-
дении этих условий средняя скорость, по-
казанная на двух дистанциях, может быть
признана, рекордной. Следует отметить, что
попытки добиться такого полета моторной
	модели часто заканчивалиеь неудачей: по-
сле полета в одном направлении модели
13-34 поломок не могли быть выпущены в
воздух вторично.

Bee ata трудности были успешное пре-
	одолены авиамоделистами Б. Мартыновым,
Н. Гориным и Р. Хабаровым. На состязани-
	ЯхХ В. ЭТОМ ГОДУ OH демонстрировали с5-
	роетные модели лвухмоторной летающей
лодки, двухмоторного и одномоторного само-
летов; Эти модели, составляющие по своим
конструктивным и летным данным — 19р-
	дость COBETCROTO  авиамоделизма. — плод
трехлетней упорной работы, Оригинальные,
схемы моделей, прекрасные «дизели», ми-
ниатюрный гироскопический автомат, 0бес-
печиваючций прямолинейный полет, ©стро-
умные автоматические приборы, не позво-
ляюшие модели «взмыть», дали возмож-
ность добиться выдающихся успехов, Mo-
дели Мартынова, Горияа и Хабарова — за
несколько секунд работы мотора пролета-
ли 100-метровую базу на малой высоте и
строго по прямой. В момент планирования
ввломат управлял их посалкой. Более двад-
пати полетов совершила каждая Из этих
молелей. причём ни разу не было аварий.
Два новых рекорда скорости — таков
итог работы этой замечательной группы
авиамоделиетов. Гидромодель Р. Хабарова
установила первое международное достиже-
ние, показав скорость 50,058 километра в
час. Сухопутная модель ВБ. Мартынова и
Н. Горина развил» скорость, равную
	стязаний только 12 являютея членами
авиамотельных кружков средних школ и
лишь. 20 человек, занимаются в авиамодель-
ных лабораториях при аэроклубах. В oto -
роне от авиамоделизма стоит и Централь-
ный аэроклуб СССР имени В. П. Чкалова,
где до сих пор не возобновлена работа
авиамоделиетов-спортеменов.

В состязаниях принимало участие не“
значительное число авиамоделиотов школ,
училищ, академий и авизчастей Взенно-
Воздушных Сил. Между тем именно здесь
имеются благоприятные условия для кон-
струирования и постройки летающих мо-
делей, Создание моделей позволяет куреан-
там и слушателям ©вои теоретические зна-
ния применить и закрепить при расчете и
постройке моделей, при заботе над. созда-
нием наглядных пособий по теории полета
и другим дисциплинам. Опьм’ работы авиа-
моделистов из авиационных училищ на“
THO подтверждает ту мысль, что авиа-
моделизм необходимо всемерно развивать в
	Советский авиамоделизм шатает в ногу
с современной. авиационной техникой. Ha
состязаниях были продемонетрированы №м0-
дели, управляемые по радио, и модели ев
жидкостными реактивными двигателями.
Модели, представленные двумя группами —
Дрожжиным и Отряшенковым, Степченко и
Башенным, — точно выполняли команды
оператора, летали лучше, чем в прошлом
тоду. Правда, пока освоены лишь команды
на руль поворотов. Очередной этап работы
— увеличение числа команд, выполняемых
моделью. Нужно также поскорее добиться
того, чтобы, постройка моделей, управляе-
мых по радио, стала доступной большин-
ству авиамолелистов.

Быстрое развитие реактивной  авизции
настоятельно требует, чтобы новейшей
техникой овладевало подрастающее — поко-
ление. Пионер’ реактивного моделизма —
коллектив: авизмолелиетов Военно-воздуй!-
	Ной инженерной академии имени Н. №.
Жуковского немало сделал лля создания
	Закончившиеся недавно А\УП всесоюз-
ные состязания летающих моделей убеди-
тельно показали, что совелекие авиалмюде-
листы по ввоим техническим и спортивным
достижениям занимают первое место В
мире. На состязаниях 11 раз были превы-
пены международные фекорды, 44 раза
превышалиеь всесоюзные рекорды.

Участники состязаний представили 523
различных летающих модели.  Эначитель-
ную часть их (174) составляли модели ©
механическими двигателями, Это свилетель-
ствует у том, что технический уровень на--
шей «малой авиации» исключительно вы-.
COR. т . р

В этом году успешно демонстрировались:
модели, снабженные двууя механическими.
двигателями, летающие лодки, модели, уп-
равляемые по ‘радио. Впервые поднялея в
воздух геликоптер, ротор которого приво-.
aaa в движение дизелем, хороше летали
модели-копии советских самолетов.

В наши дни, когда рекордные показате-
ли значительно возросли, немыслимо до-
биться новых рекордов, не улучшая аэро-
динамических качеств и конструкции м0-
делей, не применяя «разумных» приборов
И автоматов. Именно по этому пути идут
советские конструкторы «малой авиации».
Убирающиеся шакси и поплавки, ‘склады-
вающиеся винты и приспособления, регули-
рующие число оборотов мотора, автоматы
Кура и высоты — все это успешно при-
меняется сейчас на моделях. И благодаря.
этому аппараты наших  моделестроителей
летают быстрее. дальше и выше всех в
мире.

Характерным образцом поярокото приме-.
нения автоматики служит бензомоторная
молель, созданная 0. Маликом. Как извест-
но, модели с механическими двигателями
обычно «кружат», вследствие чего умень-
таетея дальность их’ полета. На большой
высоте, где температурные условия меша-
°ют работе мотора, модели не могут совер-
ать продолжительные полеты. Rpome то-
то, неубирающиеся в полете шасси с03да-
OT дополнительное сопротивление, которое
уменьшает летные качества, модели:

Чтобы создать благоприятные экепловуга-
ионные условия и повысить аэродинами-
ческие качества модели, Малик снабдил
	модель автоматами собственной  конструк-
ции. Олин из них. он соединил © компа-”
сом, что обеспечило выдерживание направ-
ления полета. Друтой автомат ов приепоео-‘
бил лля ограничения высоты полета моде-
ли (не выше 500—600 метров), третий—
для уборки шабси после взлета; и вытуска
их непосредотвенно перед посадкой. Bee orn
усовершенствования позволили  осуществ-
лять полёты, ‘не рассчитывая на случай-
ные воздушные потоки, Именно такой по-
лег был совершен моделью Малика осенью’
прошлого года. Тогда она, пролетела, свыше’
210 километров, превысив международный
рекорд. -

Подобную же автоматику мы вотречаем
и на модели-копии самолета А. 0. Яков-
‘лева — «Як-3». построенной №. (0-
	воловым, Ero модель ‹ среди. ко-
ций советских самолетов заняла Ha сюстя-
заниях первые места по дальности (25 ки-
лометров) и. высоте полета (1.873 метра) и
	второе. место по продолжительноети полета,
(47 минут).

‚Значительных успехов добился Олег Га-
евский, продемонстрировавтий на соетяза-
ниях превосходную летающую лолку с ме-
‘ханическим двигателем,

В состязаниях принимала участие зна-
чительная группа конструкторов, Ззанима-
‘ющихея созданием механических двигате-
‚ лей. «Дизели» Мартыноза, Петухова, Фи-
‚липпычева, Башкина, Вошевого, Кулаков-
свого и друтих хорошо зарекомендовали Ch.
бя. Большинство рекордных молелей были
снабжены миниатюрным» ° двигателями.

Проитедлние состязания натлядно показа-
ли, что советские авиамолелисты  научи-
лись создавать уникальные модели. На на-
ших традиционных состязаниях были уе-
тановлены достижения по Таким классам
молелей, которых нет ни в одной стране
мира. До сих пор ФАЙ не зафикелроювала
ни одного рекорда скорости полета модели
	жидкостных реактивных двигателей. Сле.   авизчаетях, школах и училищах ВВС. Нз-
	сарев; Плешюин, Рябов, Осипов и другие
конструкторы под руководством профессора
Путилова проделали значительную работу,
Однако они не успели еще. разработать
методику расчета, позволяющую конетрун-
ровать надежные модели. Сделан только
первый шаг, нужна дальнейтая сиетема-
тическая работа в этой области,

Наряду с существенными  достижения-
ми, на состязаниях вызвились и значи-
тельные недостатки, До сих пор наблю-
дается некоторый застой в технике моде-
лей планеров. Уже несколько лет чувет-
вуетея «топтание на месте». Нет  реши-
тельных сдвигов в технике  безмоторного
полета, какие мы наблюдаем, например, у
гидромоделей. Этим отчаети можно 06`яс-
нить тот факт. что по моделям планеров,
кроме рекорда высоты, завоеванного пред-
ставителем Эстонии Х. Мээлаком, не ‘уда-
лось превысить международных рекордов
дальности и продолжительности полета. И
достижение Мээлака об’ясняетея не ростом
техники, а лишь тем ‘обстоятельством; что
Ha этот раз удалось зафиксировать высо-
ту полета;

пример, групна курсантов-авиамоделиетов,
возглавляемая Мартинкхсом, не только Ус-
пешно учится, но и хорошо выютупает на,
всегоюзных состязаниях.

Не на должной высоте стоит и научно-
исслеловательская база, советского авнамо-
делизма. Центральной авиамодельной лабо-
раторви ДОСАВ СССР явно не под силу
справиться с возросшими задачами. Даль-
нейший рост техники советского авнамоде-
лизма, повышение его лостижений требуют
научного обобщения всего того, что созла-
HO 3a 25 ner существования советского
авиамодельного спорта. Новые успехи мах-
сового авиамоделизма возможны только на
основе новых передовых идей, внедрения
ВЫСОКОЙ Техники,
ею. .

Ни в оной стране мира нет таких усло-
вий для плодотворной работы авиамодели-
стов, как в Советоком Союзе. Благодаря
неустанной заботе партии и товарища
Сталина в рядах советских авнамоделистов
вырастают новые замечательные конетрук-
торы. самолетов, авиационные инженеры п
летчики.

мастерокотго овладения _
	Итоги всесоюзных состязаний приводят
также к выводу о том, что авнамодельный
спорт не получил еще достаточно  широ-
кого распространения ереди пионеров и
школьников, а аэроклубы ДОСАВ еще не
стали центрами авиамодельной работы в го-
родах, областях и республиках. Jocra-
точно сказать, что из 330 участников co-

Кандидат техничесних наук инженер-
подполковник 9. МИКИРТУМОВ,
главный судья ХУН всесоюзных
состязаний авиамоделистов,
Старший лейтенант ©. КУДРЯВЦЕВ,
ответственный секретарь техничесного
и летно-спортивного комитетсв
состязаний.