9 сентября 1948 г., № 214 (1128).

ий.

сокол
		‚ Авангардная роль коммунистов
° В подготовке к зиме--
		В начале августа коммунисты Н-окой
зонатехнической части обсудили на сво-
oy собрании задачи палугийной ортанизации
; головке к зиме. Доклат сделал комалч-
3ир части, ‘Он рассказал © предетоящих ра-
ботах и поставил конкретные задачи  пе-
р партийной организацией.

— №юммунисты всегда являлись моей
наежлой опорой, — сказал докладчик, —
Иадеюсь, Что в периол подготовки к зиме
и с честью выполнят поставленные пе-
му ними задачи и окажут мне действен:
HY помощь.
	В м рещении собрание обязало всех
row ов показывать пример в работе
10 0.  © К зиме.

После. ия значительно возросла, ор.
	AANA и мобилизующая роль членов
к кандидатов ВКП(б). С солдатами и еер-
	дантами проводились беседы. Вопросам пол-   П
	STOR № зиме посвящалиеь стенные газее
ты, «боевые листки».

Большая раз’яонительная работа была
проведена’ среди вольнонаемного ‘состава,
Много бымю собрано рационализатореких
приложений по опгамизации труда, ис.
пользованию местных материалов, средетв
ит, д,

Выполняя решение партийного собрания.
	=

“ Коммунисты показывают пример в работе.
		Uren BAG) Нурулин возглавляет pe.
монт окладов, NoweMlenug mraéa, общежи-
тий, столовых, организует заготовку топли-
м. № ем обязанности лежит также обе-
ener He Рабочих о команд строительным
у и другими материалами Рабочие
помады тоя. Нурулина лали слово’ доероч-
10 ВЫПОЛНИТЬ СВОИ задания, экономно рас-
reloBaTh материалы, Слова’ ве расходятся ¢
1елом. Обвоими силами рабочие приепособи=
	_ ЧТо дала советская власт
	пи станки для изготовления финской

стружки и гвоздей, оборудовали пирамиду,
установили циркульную пилу. Часть лю-

дей выехала в лес. За короткое время
	команда, руководимая коммунистом . Hypy-

oe ene me
	Ty

иным, заготовила 530 кубометров. дров.
Плотники отремонтировали крыши  продо-
вольственного склада, радиостанции, и пои-
ступили.к ремонту помещения аккумуля-
а, компрессорной` и кислородной стан-
ций, : ее

В гарнизоне полностью заменена BHYT~
ренняя и внешняя электропроводка: подве-
дена электролиния к помбщениям аэродро-
Ма, отремонтировано паровое’ отопление в
	солдатеких общежитиях ‘и ‘столовой.
	Команда, коммуниста стабтшего лейтенан.`
ta Рябушкина успешно  затотавливает
финскую стружку для етроительных работ.
	1ервое время были неполадки: для выра
ботки стружки не было подходящей древе
	chub. Tos. Рябушкин” организовал поездку
B ROC и заготовил необходимое: количество.
высококачественной ‘древесины. По его
инициативе рабочие сделали котел для
размочки чурок,. что в значительной  сте-
пени повысило качество. стружки.
Особенно инициализно’ вымюлняют зада-
ние коммуниеты-хозяйственники. Ранние
	установленного ,‚ срока, они отремонтировали.
	крышу и пол складов, ‘оборудовали ‘стелла-
ми, расчистили под’ездные пути‘ к складам.
Готвитея к зиме-и складекое” имущество.
Приводитея в порядок, тара для продуктов,
ремонтируется зимнее обмундирование. на.
	подсобном хозяйстве идет затотовка, сена,
	овощей. Коммунисты автототы” возглавили
ремонт гаража, и подготовяу к зиме. ‘авло-.
	AMATO, о: И :
Майор В. ЖУКОВ.
	ь ONO MONE
	Открытое комсомольское собрание подразделения
	В подразделении, где секретарем оргаяи-
зации ВЛАСМ лейтенант Аникин, — со6тоя-
дось Комсомольское собрание, посвящен-
ное вонросу «Что дала советская власть
молодежи». № отому собранию молодежь
тщалельно готовилась. Были проведены 0е-
еды с воинами, коллективные читки: ©а,-
тей и рассказов, повествующих 9 жизни,
учебе, труде советской молодежи.

C интересным. содержалетьным докладом
на собрании выютупил офицер Куликов.
Ок рассказал о той заботе, которую прояв-
ЛЯЮт 0 молодом поколении советское пра-
вительство и большевиетокая партия,
	_ Цыле доклада один за другим поднима-.
5 Либь на трибуну воины-пагриоты. Они’ го-
			ворили 0 том, что им лично дала советекая
ВАаСТЬ.

(ларщий сержант Польский заявил:

— Скоро я демобилизуюсь, Я не заду-
умваюсь нал тем, чем мне придется за-
нималься после демобилизации: в армий я
прибрел специальность радиотехника. Для
не, молодежи, открыты в^в ‘двери; Каж-
ая профессия в нашей стране почетна.
Мы часто читаем в газетах Указы © шри-
своении звания Героя‘ Социалиетического
Труда лучшим колхозникам; ‘мастерам вы-
ких урожаев. А ведь многие из этих ‘ге-
ев еще не так’ давно были воинами Co-
зетокой Армии.

0 праве молодежи на образование гово-
мт в св0ем выступлении старшина Анти-
Tit :

—Мой отец не имел возможности учить-
(я, так как у него не было средетв. `В
аркой Росеин ‘миллионы людей остава-
лиеь неграмотными. В школах и других
учебных заведениях учились только дети
богачей, Иначе стало в нашей стране при
советской власти. В СССР каждый гояжда-
Нин имеет право на ‘образование. Y nae
(куществлено вееобщее начальное ©буче-
	ние. Большинство сержантов нашего  под-
разделения имеет среднее образование. В
армии мы непрерывно пополняем свои зна-
ния. В нашем подразделении служит комео-
молец Павлов. К нам он пришел, имея
нлохую. теоретическую подготовку. Здесь
тов. Павлов, как и вбе воины, систематиче-
ки успешно учится. Сейчас он является
одним из лучших воинов, отличником боевой
и политической подготовки. Таких приме-
ров можно привести много. Как же нам He:
любить свою Родину!
Затем выступил секретарь комсомольской
организации лейтенант Аникин. Он сказал:
— Служба в Советской Армии является
почетной. обязанностью граждан СОСР. Эту
священную обязанность Haury волда-
ты, сержанты и офицеры выполняют ©
честью. Взять, к примеру, таких  комео-:
мольцев, как Гулак, Горячев, Морозов, Bec-
тик, Грудий, Гончаров, Пелих, Ильин,
Гришкин, Панков. Они образцово выполня-
ют свой воинский долг, отлично учатся,
неустанно совершенствуют боевое ‘мастер-
ство. Однако воть соеди нае и такие то-
варищи, которые още плохо учалея, нару.
шают воинский порядок. Им надо” раз’яс-
HATH, что, совершая дисциплинарные про-
ступки, нераливо относясь к учебе, они
порочат высокое звание советского воина.
— Советская власть предоставила нам,
молодым воинам, большие права, — ска»
зал в заключение тов. Аникин. — B ot-
вет на это мы должны отлично выполнять
свой долг перед Родиной. повседневно со-
вершенствовать свою боевую выучку, Ук-
реплять воинекую дисциплину, работать и
учиться так, как этого требует Министр
Вооруженных Сил Маршал Советского Co-
юза Н. А. Вулганин.
Собрание прошло на высоком идейном

уровне.

Капитан Н. БАЛАНИН.

эторусскому
	Bee, кому приходится проезжать по
11066 мимо села Воля-Высопкая. Жолков-
	ского района, Шьвовской ‘области, обра-
щают внимание на памятник, установлен-
ный в двухстах метрах от дороги.
Шоферы: останавливают машины, и люди
спешат к памятнику. С чувством гордости и
скорби ‘читаю они надпиеь на постаменте:
	1 воздушном бою таран».
	Белоснежный. обелиск. возвышающийся
на яркозеленой поляне, отчетливо виден и
с воздуха. Когда над. этим. местом пролета-
ют самолеты, летчики приветственно пока-
чивают крыльями, они помнят, что здесь
в 1914 году произошло историческое воз-
душное сражение, во время которого рус-
ский летчик Нестеров таранил аветрийско-
ro aca.

Muoro глубоких чувств и мыслей рожда-
ет этот памятник У советских авиаторов,
которые часто приходят сюда, чтобы поч-
тить память выдающегося русского пило-
та. Это Нестеров открыл перемену дейет-
вия рулей на. глубоких. виражах, это он

совершал первые дальние перелеты в Рое-
сии, впервые в мире выполнил «мертвую
	‘Фбсуждение вопроса‘ ‘бывших.
31°) итальянских колониях:
	В конце августа Советекее правитель-
	ство поставило перед правительствами
США, Великобритании и Франции. вопрос
о необходимости обсуждения в Совете Ми-
	  нистров Иностранных Дел судьбы бывших
	итальянских колоний в собответетвии с
Мирным договором с Италией. Ввиду того:
	{UTO правительства трех западных держав
	не дали определенного ответа‘ на. этот во-
прое, Советское правительетво направило
4 сентября правительствам США, Ветико-
британии и Франции ноту, в которой пред-
ложило: созвать Совет Министров Иноетран-
ных Дел до истечения - предусмотренного
Мирным договором” срока, т.е; до 15 cea:
тября с. г. чтобы рассмотреть вопрос 0
бывших итальянских колониях в порядке,
установленном Мирным договором.

1 сентября правительство Великобрита-
	нии передало Советскому Послу в Лондоне
тов. Зарубину ответную ноту, в которй
выразило юогласие принять. учаетие в
таком совещании Совета _ Министров
Иностранных Дел и предложило созвать
его в Париже, не определив, однако, срока
созыва, этого совещания.

Правительства США и Франции не дали
пока ответа на ноту Советского правяз
тельства от 4 сентября.

‘8 сентября Советекое правительство с0=
общило Правительству Великобритании о
своем согласии на созыв Совета Министров
Иностранных Дел в Париже и предложило
дату этого совешания — 10 сентября.

‘Аналогичное сообщение Советское mpa-
вительетво направило правительствам ОША
	и

(TACC), ©
	знамени тому
легчику ког
	петлю» и тем самым внес пеннейший
вклад в развитие высшего ‘пилотажа.
Почтить память выдающегося русского.
летчика часто приходят жители близлежа-
ших горолов и сел Львовской области.
	В селе Воля-Высопкая есть старожилы
	—= очевидцы исторического воздушного боя,
который провел Нестеров. Они ‘равсказы-
вают 0’том, как погиб отважный  нилот.

Накануне: тридцатипятилетней годевщи-
ны 60 дня выполнения: П. Н; Нестеровым
«петли» памятник. посетила группа авиато-
ров подразделения офицера Тищенко. Ha
месте гибели Нестерова состоялась беседа.
С огромным интересом авиаторы слушали
рассказ о жизни-и деятельности выдающе-
гоея русского летчика Нестерова, о его
героическом нодвиге..

~~ Нал’ левиз, — еказал офипер боко-
лов, —- быть такими же  отважными
и смелыми люльмн, так же служить ‹ делу
развития авиации, как Петр Николаевич
Нестеров. Мы навсегда сохраним память о
нашем выдающемся соотечественнике,

Советские воины возложили на памят-
ник огромный венок из живых цветов.

* * &

На снимке: группа офицеров и сержан-
тов в районе села. Воля-Высоцкая. Офи-
цер Соколов и сержант Кутырев возла-
гают венок на памятник П, Н. Несте-
рову.

Текст и фото майора И. Ложкина.
		РЕЗОЛЮЦИЯ РУКОВОДСТВА ППС В СВЯЗИ
С ИЗБРАНИЕМ БЕРУТА ГЕНЕРАЛЬНЫМ
СЕКРЕТАРЕМ ЦК ППР
	ВАРШАВА, 8 сентября. (ТАСС). Состо-
	ялось совместное заседание президиума
	Центрального  Иеполнительното `Вомитета
	польекой социалистической uapran (IEC),
	политической комиссии „и генерального се-
кретариата, партии,

В опубликованном коммюнике указы-
вается, что после выступления генераль-
	ного секретаря ППС КЮ. Циранкевича и
	развернувшейся дискуссий была едино.
лушно принята резолюция, приветствую -
	щшая возвращение Болеслава Bepyta в ак-
тивной руководящей деятельности в рабо-
чем движении, что накануне об’елинения
рабочих партий приобретает большое поди»
тическое значение; т ра

`°В коммюнике отмечаются  выдающеее
Участие Болеслава Берута в польеком ра-
бочем° движении, его большие заслуги в
борьбе за независимость и строительство
народного ‘польского госуларства, а также
на посту презилента,
	ЗАСЕДАНИЕ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
	ПРАГА, 8 сентября. (ТАСС).  Чехосло-
вацкое правительство одобрило’ законо-
проект 96 охране народно-демократической
республики, внесенный министром юстиции
Чепичкой. .

В развитие этого законопроекта принят
также законопроект о’ создании  государ-
ственного суда, который булет. расематри-
	вать наиболее важные дела, подеудные но-1в Белграде.
	_ Провокационная выдумка
	ТЕГЕРАН. 6 сентября. (ТАСС). В здеш-
них журналистских кругах весьма ирони-
чески воснриняли появившееся на-днях в
турецкой газете «Тасвир» сообщение ее
HbW-HOPECKON корреспондента 0 якобы
происходящей в настоящее время концеп-
трации моторизованных советских войск, на
иранекой границе;

Источник этой неумной и ` провокацион-
ной вылумки раскрывает гам корреспон-
	дент «Тасвир», утверждающий, что опаз-
	Маневры французской армии

ПАРИЖ, 8 сентября. (ТАСС). Бак с00б-
шает агентство pane Пресс, в районе
военного лагеря в Мурмелоне  (лепарта-
	мент. Марны) сейчас впервые поеле 0ево-
божления страны пройсходят большие ма-
	  невры франпузекой армии.
	На маневрах присутствует начальник
генерального штаба французекой армии
генерал Ревер.
	` К ПРЕДСТОЯЩИМ МАНЕВРАМ.
АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСН В АВСТРИИ
	ПРАГА, 7 сентября. (ТАСС), Вах пере-
дает агентетво Телепресс из Вены, там
об’явлено, что в ближайшее время в Риде
(район Верхней Австрии) начнутея ма-
невры американских войск.

вему закону 006 охране наролно-демократи-
ческой республики. Закон предусматривает
привлечение в деятельности суда  пред-
ставителей народа. .

` Правительством по предложению ми-
нистра иностранных дел Шлементиса 0доб-
рена конвенция © режиме судоходства по
Дунаю, подписанная 18 августа 1948 года
	турецкого журналиста
	ность оккупации Ирана и нефтяных райо-
нов Ирака и Саудовской Аравии, будто бы
исходящая со стороны Советекого Союза,
сильно беспокоит... вашингтонские крути,
	повидимому, убогая фантазия корреспон-
дента «Тасвир» оплачена за счет этих
«кругов», пытающихся тавим. образом. 9т-
влечь внимание общественности от своих
темных дел в отранах Ближнего и Сред
него Востока.
	Учебное плавание
средиземноморского флота Англии _

лондон, 8: свнтября. (ТАСС); Атентетво
Рейтер сообщает, что корабли английского
средиземноморского флота покинули вчера»
порт Ла Валетта (Мальта) и отправились
во второе летнее крейсерекое - плавание,
во время которого они посетят француз=
ские, итальянские и  северо-африканские
порты. Ворайли этой эскадры примут уча-
стие в совместных учениях с бомбарди-
ровщиками и истребителями английского
воздултного флота. Во время крейсеренаго
плавания к эскадре присоединятся. другие
корабли флота. В плавании принимают уча-
стие крейсер «Ньюкасл», 9. эскадренных
миноносцев, 2 шлюпа и_2 фрегата. Вторая
флотилия минных тральщиков уже отира=
	 вилась в крейсерское плавание.

Гам, где была совершена ‚ петля“.
		КИЕВ, 8 сентября. (По телеграфу от] Генерал напомнил
	наш. спец.  корр.). Накануне ээ-летия
«петли» П. Н. Нестерова группа. летчяков
Н-ского соединения ‘посетила район, где
	‚прежде находился Сырецкий аэродром, нал
	которым, как.‹ известно, знаменитый рус-
ский авиалер совершил свою «петлю».
	— Мы -—— молодые летчики. — сказал
	Герой Советского Союза гвардии капитан
Всеволод Сергеев, — но кажлый Из нас в
годы Отечественной: войны совершил не
менее восьмидесяти боевых вылетов, про-
шел боевой путь от Москвы де Праги.
Часто мы вспоминали светлый образ родо-
начальника высшего пилотажа Петра Ни-
колаевича Нестерова, Его жизненный  под-
виги сейчас, в мирные дни учебы, служит
нам ярким примером того, как надо настей-
чиво овладевать вериинами летного  ма-
стерства, быль беззаветно преданным Ро-
дине. Петр Николаевич был не только бле-
	стяшим ученым-новатором, но и храбрей-.

TETTLE хто тт: РАЗН ЛА

шим русским воином.
	норр.). - Накануне 35-летия.   тельства, при которых П.; Н. Нестеров со-
	вершил свой знаменитый полет naj Compen-
ким аэродромом.
Затем. летчики направились к могиле

а
	И.Н. Нестерова: на Лукьяновекое кладби-
	ще гор; Киева:

Авиаторы подошли к могиле  тероя.
Здесь, под сенью деревьев, возвьыппается
памятник из черного лабрадора. На нем: вы-
сечены слова:

«Летчик Нестеров Петр Николаевич
(1886—1914 годы).

Русский летчик, совершивший первым в
мире «мертвую петлю» — 27 августа
	1913 года. Совершив впервые в истории
	овспримерный воздушный бой, таранил
своим самолетом самолет противника и по-
гиб вместе с ним 26 августа 1914 года
старого стиля»,
На могилу Нестерова летчики возложили
венок из живых цветов.
= Ник Б0Б208.

крыл ставшую ‘теперь азбучной истину 0
так называемой «перемене действия рулей
на глубоком вираже». Анализируя технику
выполнения этой ‘фигуры; Нестеров” -при-
шел к заключению, что’ руль направления
ий руль высоты при глубоком крене долж-
ны менятьея местами в отношении гори-
зонта. Из. этоге положения ‘он слелал вы-
вед 0’ способе выполнения глубоких вира-
жей и приступил к опытам в воздухе.
Теоретические предположения блестяще оп-
равлались на практике: виражи  получа-
лись точными и красивыми. Техника вы-
полнения их была совершенно противопо-
		школах. Ручку пришлось «брать на себя»,
8 руль. направления -—— убирать, между‘ тем
как в школах. учили на веех виражах да-
	вать ручку «or себя», а рулем направле-.
	ния ускорять певорот.

Трудно было нам; летчикам, еослужив-
цам Нестерова, преодолевать ‘привитые
школой привычки; но полеты замечатель-
	ного. руссиого авиат9рзЗ. пройсхолившие Ha’
	наних глазах, служили убедительным да-
казательством его правоты,

Экслериментальная работа’ над. виража-
ми была для Нестерова одновременно и
подготовкой к выполнению петли, которую
он определял, как вираж в вертикальной
плоскости,

Совершение петли являлось давнишним
стремлением Нестерова. 0 `неёй он мечтал
	еще в летной школе. На появившиеся в’
	чкольном рувопиеном журнале стихи о чу-
даке, бредящем «мертвой петлей», Несте-
ров ответил стихами же:

Не мир хочу я удивить,

Не’для забавы иль задора, —

Я вае хочу лишь ‘убедить,

Что в воздухе. везде ‘опора.

Эти строки нё только характеризуют
одаренность Нестерова, его острый ум и
настойчивость в’достижении пели, ню и
показывают, какую задачу хотел решить
Нестеров своей петлей,

«Убедить, что в воздухе везде опора».—
означало доказать, что самолетом. можно
управлять в любом. положении.

После окончания школы Нестеров He
оставлял мысли о выполнении петли и го-
товилея к ней. Воспитанник Михайловско-
го артиллерийского училища, оп облалал
солидными познаниями в области механи-
ки и высшей математики. Анализируя ди-_
намику петли, Нестеров пришел к выводу,
что в критическом верхнем положении
	петли ‘пентробежная сила должна уравно-
весить вес самолета. оная вес машины и
ве скорость, Нестеров расечитал необходи-
мый радиус петли, чтобы избежать зави-
 сания самолета в. верхней точке. По рас-
четам радиус получалея равным 25—30
метрам. Нужно было проверить, способен
ли самолет сделать поворот с таким радиу-
сом. Jina этой цели Нестеров применил
‚глубокие виражи. На аэродроме-двумя ве-
хами было обозначено расстояние, равное
45 метрам. Между этими вехами Нестеров
попробовал - сделать вираж, ‹. Попытка
улалась сразу, правда, пришлось заложить
крен’ около 70 — 80°. Таким образом, бы-
10 доказано, что самолет. допускает пово-
роты: © радиусом в 225 метра. Оетава-
	роты! е радиусом в 422,5 метра. Остава-
лось произвести некоторые дополнительные.
расчеты и детально продумать’ технику
	полнения петли.
	ла, что Нестеров правильно определил ос
HOBH Be ‘недочеты авиации того времени Й
наметил верный путь в устранению приз
чин, порождлавших застой и аварийность.
	Таким путем являлось повышение тоха
Ники пилотажа. изживание «белых пятен»
й предрассулков в теоряи и практике ул-
равления сомолетом. Огромное значение
работы, проделанной Нестеровым, заключа-
лось в. том, что ему удалось выяенить по-
ведение самолета при вертикальном ма-
невре. Самолет оказался управляемым и
Ha петле, Быстро стало шириться число
подражателей Нестерова, началась  пгиро-
кое ‘увлечение фигурными полетами. В ре-
зультате за короткий срок резко  подняз
Лась техника пилотажа. Фигурные полеты
стали обязательной составной частью RBa-

®

Еф
	лификации летчиков. _
Петля Нестерова в короткий срок полу-
чила всеобщее признание. Русские летчиз
Ku ——~ Последователи Нестерова — приз
ступили к дальнейшему совершенетвованию
техники высшего. пилотажа. 24 сентября
1916 года инструктор Качинекой пколы
К. В. Арцеулов впервые в мире преднаме-
‘ренно. ввел самолет в штопор и частично
‘разработал методику вывода самолета из
штопора. Использование  штопорного Bpas
щения в сочетании е вертикальным манев-
ом позволило создать целый ряд новых
‘фигур высшего пилотажа, -
—-` Лальнейшее развитие лехники высшего
‘пилотажа, неразрывно связано с леятельно-
сетью советских авиаторов. Летчики сталияз
екой школы ‘Чкалов, Аниеимов, Степанчо=
нок, Отефановекий, Супрун, Покрышкин,
Romety и другие. разработали ряд новых
маневров, развили: искусство. нпалотировз-
Лия боевых ° машин, С ‘особой яркостью
сказалось Мастерство советских авиаторов
в оды Великой Отечественной войны; ко-
гда сталинские соколы в воздушных боях
‘разгромили. немецко-фашистекую авиацию.

Советские летчики первыми в мире
‘освоили технику индивидуального и грун»
HOBOTO пилотажа на реактивных самолетах,
блестяще продемонстрировав ee в День
авиации 1948 года на Тушинском аэродро-
ме, Развивая и совершенствуя технику
высшего пилотажа. советские авиаторы
глубоко  чтут память ем основоположни-
ка — Петра Николаевича Нестерова,
	Полковник К. КАПУСТЯН,
	95 лет назад, 9 сентября. 1918
	года, выдающийся русский летчик
	П.Н. Нестеров впервые в истории мировой авиации совершил „петлю
	9 сентября (27 августа ст. ст.) 1915
та русский военный летчик Петр Нико-
цевич“ Нестеров на аэродроме под Киевом
зиервые в мире совершил подет по ‘замкну-
№Й кривой траектории в вертикальной
плоскости. Ныне эта фигура сложного пи-
тажа называется’ «петлей. Нестерова».

Буржуазная пресса сперва пыталась
фойти молчанием приоритет Нестерова и
приписать выполнение. первой петли фран-
узкому лотчику Tlery. Фактически. же
	ее сделал петлю 21 сентября 1918 ro-
	№, т.е. через 12 дней после Нестерова,
асполагая уже описанием выполнения
эюй фигуры русским летчиком. Русская
буржуазная пресса того ‘времени,  воепи-
танная на низкопоклонстве перед’ Заиадом,
10 существу, замалчивала приоритет Несте-
рова, Некоторые газеты даже «польстили»

«терову обидной кличкой «русекого Пе-
гу», (пор разрешен был официальным при-
знанием самого Dery, 17 мая 1914 года
Ha собрании Московского общества возду-
хоплавания Шегу в докладе о евоих полетах
подтвердил приоритет славного русского
Летчика в выполнении петли на самолете.
1, обернувшись к присутствовавшему на
брании Нестерову, привететвовал его &н-
яодисментами,

Современному авиатору покажутся
‘ранными условия летной работы 35 лет
“ху назад. Однако на фоне этих условий
Гчловятся особенно понятными смыел и
Мачение новаторской деятельности Несте-
ва. Именно на заре развития авиации.
Пестеров заложил основы современных
Ipkevon пилотажа. Нестеров создал теорию
н разработал технику виражей и спиралей,
выполнением петли заложил основу фигур-
10го пилотажа. организовал первые, груп
вые полеты, совершал изумительные по
\сттабу перелеты и, наконец, закончил
свой жизненный путь смертью героя, про-
ond первый в мире воздушный бой тара-
ом,

Время Нестерова было периодом создя>
ния военной авиации в России. 913
MY B русской армии были сформированы
цервые авиапионные отряды. Общее число
	казал ошибочность многих правил, усваи-
ъаемых в авиационных школах того вре-
мени, расширил теоретический кругозор
авиаторов, настойчиво и конкретно дока-
зывая возможность управления самолетом
в любом положении. Всей. своей. деятель-
ностью замечательный русский летчик
убеждал в том, что лучшим ‘способом бооь-
бы с аварийностью является. совершенст-
вование ‘техники пилотирования, =.
Новаторство. Нестерова, было особенно
пенным еще и потому, что в этот период
нол влиянием аварий в летных и конструк-
тореких кругах стала преобладать тенден-
ция к созданию самолетов. е автоматиче-
ской устойчивостью, т, е, еамолетов е огра-:
ниченными управляемостью и маневренно-
стью. В Париже, например, был’ об’явлен
международный конкурсе по ‚увеличению
надежности аэроплана, причем значитель-
ное число. конструкторов стремилось: разре-
шить проблему путем ‘создания ` автоматов.
устойчивости, поддерживающих самолет в.
горизонтальном прямолинейном режиме по-
лета. ен =
В борьбе за уменьшение аварийности,
таким” образом, в авиации  еоздалось два’
	‚ чечения. сторонники одного из них счита-
	ли необходимым повысить управляемость
самолета = это: течение идейно возглав-
лял Нестеров. Приверженцы другого тече-
ния рассматривали автоматическую устой-
	чивость в качестве единственно надежного
	решения вопроса — этой течки. зрения
придерживались руководящие авиапионные
«верхи».

В этой идейной борьбе победил Несте-
	ров, Разработанная им техника глубоких
риражей и петли вызвала переворот во
взглядах ина управляемость и устойчи-
	вость, породила у летчиков стремление к
всестороннему овладению самолетом, к фи-
гурным полетам, заложила основы новых
методов обучения в авиационных школах.

Петля Нестерова явилась заключитель-
ной чаетью его работы над техникой вы-
полнения виражей и спиралей, т. в. ма-
невров самолета в горизонтальной плоско-
сти и при снижении, Нестеров первым от-
	самолетов русской военной авиации тогда
не превышало сотни. На вооружении со-
стояли весьма несовершенные самолеты.

Выпускаемые из школ летчики умели
	производить только взлет, посадку и поло-
 ие повороты. Крутые виражи и спирали
считались опасными упражнениями и были
запрещены.
В этих условиях смелая оксперимен-
таторская работа. Нестерова в области тех-
ники пилотажа оказала громадное влиягие
на развитие летного дела, За Нестеровым
потянулись, перенимая его приемы, снача-
ла лучшие авиаторы, а затем и вся М8сса
тетного состава, Нестеров практически до-
	larpa отические чуветва замечательного
	русского летчика побуждали его ускорить
задуманный полет. 9 сентября 1913 г. Не-
	стеров.. осущеетвил свой исторический по-:
	лет и выполнил исключительно EpacHBy!
и правильную петлто,

«27 августа 1913 года в 6 часов 10 МИ-
нут вечера, — говорится в протоколе реги-
	страции петли Нестерова, — поручик Не-
	стеров, поднявшиеь на «Ньюпоре» на вы-
соту 1.000 метров, остановив мотор, начал
планировать почти вертикально вниз. На
высоте 600-—700 метров от’ поверхности
	земли летчик выключил ‘мотор, выровнял
рулем глубины аэроплан. поставил ето. но--
	COM кверху, повернул На спину И, опять
	переведя в вертикальное положение. носом.
	ВНИЗ И замкнув  таким ‘00разом КРИВУЮ В
	вертикальной плоскости, выключил мотор и
нормальным планирующим спуском: атзри.-
	ровал (приземлилея, — и. НП.) на crap-
товой площадке того же Сыредкого воен-
ного аэродрома. Весь поворот в вертикаль-
Ной плоскости ‘поовелен ‘безо перегибов
	Ной плоскости проведен “Ges перегибов”
плавной кривой в течение: 6—8 секунл»,-
	Это выдающееся событие, конечно,” не
могло остатьея незамеченным. Газеты сде-
лали ‘из’ него бенеанию, и 0 петле скоро
узнала не только ‘вся Ровсия, но и загра-
нина. Как же отнеслись к петле Нестерова
его современники? Многие из них, не ис-
ключая и летчиков. восхищаясь гердиз-
мом Нестерова и, как патриоты,  ‘гордясь
приоритетом . русского летчика, в то же
время ‹ недооценили значение петли Для
лальнейшего развития авиации. Лишь не-
большая часть авиаторов сразу же осозна-