Флагманский воздушный стрелок младший лейтенант А. Книгин в радиоруб-
	Снимок капитана М, Рунова.
	ке самолета ведет передачу во время полета.
	17 мая 1947 г.. № 114 (721).

От колхозников, колхозниц, рабочих, служащих -
и специалистов МТС и совхозов Азербайджанской ССР
	1оварищу СТАЛИНУ И. В.
	(Окончание. Начало на 2-й стр.).
	неров семечковых с площади ‚2 гектаров;
бригада т. Расулова Исмаила, колхоз
им. Кирова, Кубинского района — по 85
центнеров семечковых с площади 20 гекта-
DOB,
бригада т. Вадимова Курбана, колхоз им.
Азизбекова, Кусарского района — no 60
центнеров семечковых с площади 44 гекта-
ров;
о бригада т. Вдовенко Григория, колхоз
«Новая жизнь», Хачмасекого района —
по 80 центнеров косточковых с площади
4 тектаров;
бригада т. Алихановой Гава, колхоз им.
28 апреля; Закатальского района — по 11
центнеров ореха © нлошади 14,5 гектара;
звено Мамедовой Гюльназ, колхоз им. Ба-
гирова, Кубинского района — но 150 нент-
неров семечковых е площади 15 гектаров;
звено Шейдаевой Нешкиназ, колхоз им,
Ворошилова, Кубинского района — но 90
центнеров семечковых е площади 8 гедта-
ров; г
звено т. Алиевой Дурсун, колхоз «Социа-
лизм», Кусарекого: района — но 100 цент-
неров семечковых с площади 15 гектаров;
звено т. Гейхаровой Ханум, колхоз им.
Карла Маркса, Кахекого района — ne 19
центнеров ореха с площади 4 гектара:
звено т. Рамазанова М., колхоз им,
28 апреля, Закатёльского района — по
13 нентнеров ореха с площади 7,5 гектара;
звено Мамедова Мамеда, колхоз «Кызыл
Байрак», Белоканского района — по 11
центнеров ореха е площади 13 гектаров;
звено Керимовой Мимханым из Кубин-
ского плодосовхоза № 12 — по 150 цент
неров семечковых ‘плодов © площади 5
гектаров,
	По винограду:
	оаложим 425 гектаров новых, проведем
реконструкцию существующих виноградня-
ков на площади 200 гектаров и ремонт на
плошади 2.000 гектаров.

Проведем доброкачественный уход за ви-
ноградными насаждениями на площади
23.800 гектаров, a также мероприятия по
борьбе с вредителямл и болезнями виноград-
НИКОВ.

Добъемея повыгтёния урожайности вино-
традников, по сравнению с 1946 годом, на
15 процентов и получим в основных вино-
традареких районах следующие урожаи ви-
нограда с каждого полноеборного гектара:

в Таузоком — по 100 центнеров на
площади 90 гектаров;

в Акетафинском — ‘но 95 центнеров на
площади 250 гектаров;

в Шамхорском — по 80 центнеров на
площади 600 гектаров;

в Низаминском — по 60 центнеров. на
плошали 250 гектаров;

в Шемахинском — по 60 центнерев на
площади 500 гектаров;

в Шахбузеком районе, Нахичеванской
ACCP — no 60 центнеров на площади
100 rexrapos.

Переловые.. колхозы, .- бригады. и звенья:
взяли обязательство получить седедующие
урожаи винограда в каждого гектара:

колхоз «Ватан Мугарибаеи», Акетафин-
ского района — по 120 центнеров е пло-
щади 91 гектара:

колхоз им. Низами, Таузекого района —
по 120 центнеров с площади 75 гектаров!

волхоз «Баксовет», Шемахинского рай-
она — по 65 центнеров -с площади 77
тектаров; ,

бригада т. Бахшалиева Мамелгусейна,
волхоз им. Ленина. Абракуниеского рай-
она, Нахичеванской АССР — по 120
центнеров с площади 20 гектаров;

бригада т. Раваева Харисо, колхоз им,
Тенина, Акстафинского района — по 100
центнеров се площади 14 гектаров;

бригада т. Захарова Федора, колхоз им.
Сталина, Ленкоранекого района — uo 120
центнеров с площади 8,25 гектара:

звено т. Арутюнова, колхоз «Красный
Восток». Ахеуинского района -= по 110
центнеров с площади 9 гектаров;

звено т. Керимовой Севги, колхоз им,
Низами, Таузского района — по 125 цент-
неров с площади 9,4 гектара;

звено т, адыхова Саят, колхоз им. Клары
Цеткин, Шамхорекого района — но 100
центнеров с площади 14,5 гектара.

По виноградным совхозам Азсовхозтреста
повысим урожайность, по сравнению с
1946 годом, на 40 пронентов и дадим сверх
плана 10.000 центнеров винограда:

по совхозу № 3 получим по 70 центне-
ров е гектара на нлошади 197 гектаров;

но совхозу № 2 получим по 60 центне-
	ров с гектара на площади 9584 гектаров;
	по совхозу № 1 получим но 55 центнеров
е гектара на площади 250 гектаров;

407 одногектарников вовФозов Азсовхев-
треста обязались получить урожай виногра-
да по 100 пентнеров с кажхого гектара.
		Доспочно, к 30-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,
ВЪЫЮлНИМ государственный план увеличения
поголовья скота и сдачи государству живот-
новодческой продукции. р

В течение 1947 года добъемея увеличения.
поголовья лошадей на 12 процентов, круп-
ного рогатого скота — на 8 процентов,
овец и коз — на 10 процентов, увеличим в
1947 году удой молока на одну фуражную
корову и буйволицу на 35 процентов в
сравнении с 1946 годом.

В нелях создания собственной племенной
базы организуем в 1947 году дополнительно
племенных ферм по крунному рогатому ско-
ту 15, по овцеводству — 16 и 0 коше-
водетву — 7 ферм. ‘`

Добъемся дальнейшего укрепления кормо-
вой базы за счет расширения посевов мно-
толетних трав, кормовых корнеплодов, си-
лосных культур и проведения мероприятий
по улучшению лугов и пастбищ и повыше-
нию их урожайности. Обеспечим своевремен-
ную уборку сенокосов и создадим необ-
ходимые запасы кормов для предстоящей
зимовки скота.

Засеем осенью текущего года сверх уста-
новленного плана 10.000 гектаров люцерны,
1.200 гектаров эспарцета, а также 15.000
тектаров ячменя на прифермеких участках
на зеленый корм.

Передовые районы и колхозные фермы
взяли на себя следующие обязательства:
	Таузский район — получить в 1947 №-
ду на каждые 100 маток не менее 90 жере-
бят, 95 телят и 105 ягнят и увеличить но-
головье лошадей в колхозах на 16 проц.,
крунного рогатого екота — на 12 проц.,
овец и коз — на 14 проц., ликвидировать
бесскотность среди колхозников и выпол-
нить план удоя молока He менее, чем на
115 проц.;

Казахский район — нолучить в 1947 го-
бят, 90 телят и 100 ягнят и добиться вы
полнения илана 1947 года по лошадям на
110 проц., но крупному рогатому скоту —
на 115 opon., по овцам и козам — на 118
проц. ; }

Акстафинский район — получить ka
каждые 100 маток не менее 85 жеребят, 91
теленка и буйволенка, 102 ягнят и до-
биться выполнения плана по лошадям —
Ha 110 процентов, пе крупному рогатому
скоту -— на 108 процентов и но овцам и
козам -—— Ha 110 процентов;

Кедабекский район — получить на каж-
дые 100 маток не менее 85 жеребят, 90 те-
лят и 100 ягнят и добитьея выполнения
плана по поголовью лошадей — на 110
процентов, крупного рогатого скота — на
107 процентов, по овцам и козам — Ha
	108 процентов и по удою молока на 110
	Вартащенекий ‘район — получить на
каждые 100 маток не менее 90 жеребят,
95 телят и 105 ягнят и добиться выполне-
ния плана по поголовью лопгадей — на
115 процентов, крунного рогатого скота —
на 110 процентов и по овцам и козам — на
112 процентов.

Овцеводческая ферма колхоза им. Ленина,
Лачинекого района, обязалась вырастить
на каждые 100 овцематок по 125 ягнят,
от каждой грубошеретной матки юлучить
yo 2,8 килограмма шерсти и довести по-
головье овец и коз на ферме к концу
1947 года до 10.000 голов.

Овцеводческая ферма колхоза им. Берия,
Иминглинского района, обязалась выраетить
на каждые 100 овцематок по 120 ягнят, от
каждой грубошеретной матки получить по
2.5 килограмма шерсти и довести поголовье
овец и коз к концу 1947 года до 10.000 го-
лов.

Овцеводческая ферма колхоза «26 бакин-
ских комиссаров», Кахского района, обяза-
лась вырастить на каждые 1009 овцематок
по 115 ягнят, от каждой грубошеретной
маткн получить по 2,1 килограмиа шерсти
и довести поголовье овец и коз на ферме до
20.000 голов.

Конеферма колхоза им. Берия, Шемахин-
ского района — вырастить от имеющихся
45 конематок 45 жеребят;

конеферма колхоза им. Молотова, Агдам-
ского района ~— от 30 наличных конематок
вырастить 30 жеребят;

бригада т. Мамедова Гамида, колхоз им.
Кагановича, Ялдановекого района — взяла
обязательство получить от каждых 100 ов-
цематок в среднем по 135 ягнят;

коневодческая бригада т, Сулейманова
Кара, колхоз им. Димитрова, Казахского
	района — обязалась от всех 22 конематок
	получить и выраетить по одному жеребенку;

бригады т.т. Алиева Оруджа, Голжаева
Новруза и Ибрагимова Бекира из колхоза
«Коммунист», Кедабекского района, обяза-
лись получить от каждой овцы по 4,1 ки-
лограмма шерсти н вырастить на каждые
100 овцематок по 110 ягнят;

доярка колхоза «Ватан Мухарибаеи», Ак-
стафинекого района, т. Азимова Франгиз
обязалась добиться ереднего удоя ¢ каждой
коровы, завренленной за нею, до 1.600 ви-
лограммов молока. /

По совхозам Министерства = copxo308
Азербайджанской ССР обеснечим выполне-
ние государетвенного нлана развития живот-
новодетва: по лошадям на 106 процентов, по
крупному рогатому скоту — на 102 нро-
цента, по овцам и козам — на 104 процен-
та и по свиньям = на 120 процентов; по-
высим удой молока на одну фуражную ко-
рову на 20 процентов, навтриг шерсти 6
одной овцы — на 15 процентов в сравнении
е 1946 годом.

По отдельным еовхозам и бригадам до-
бъемся следующих показателей:

в мяео-молочном совхозе «Лысогорек»
надоить на каждую фуражную корову по
1,800 килограммов молока при плане 1.200
килограммов, получить и вырастить на
каждые 100 маток 90 телят;

в мясо-молочном совхозе «Пубахалилы»
1.400 килограммов молока’ при нлане 900
килограммов, получить и вырастить Ha
каждые 100 маток 85 телят, а всего полу-
чить 450 телят;

в овцпеводческом совхозе им, 28 апреля
настричь с каждой овцы по 2,8 килограмма
шерсти при плане 2,1 килограмма; полу-
чить и вырастить на каждые 100 маток по
95 ягнят, а всего получить 11.000 ягнят;

в конезаводе № 75 получить и сохранить
на каждые 100 маток 75 жеребят и выря-
стить 20 племенных жеребчиков для кол-
X030B;

бригадир овцеводческой бригады совхоза
им, 28 апреля т. Ибрагимов Алиш-— на-
стричь © каждой овцы по 4,8 килограмма
шерсти от 700 овец;

Доярка мясо-молочного совхоза ^ «Лыео-
горек» т. Кулиева Гафиза — надоить на
каждую фуражную корову но 2.500 киле-
граммов молока при плане 1.200 килограм-
MOB. ,

Мы берем на себя обязательетво органи-
зовать высококачественный уход за всеми
остальными культурами и добитьея высокз-
го урожая по этим культурам,

Мы обещаем Вам, дорогой друг и отец,
приложить все силы, чтобы полностью вы-
полнить свои обязательства, обеенечим даль-
нейшее организационно-хозяйственное Ув:
репление колхозов, умножим их богатства,
повысим качество  сельекохозяйственных
работ. Тридцатую годовщину Великого Ок-
тября колхозники, колхозницы, работники
МТС и совхозов Азербайджанской ССР вотре-
тят новыми победами.

ЧКелаем Вам, дорогой наш вождь и учи-
тель, долгих лет жизни на благо и радость
народов нашей Родины.

Да здравствует наша елавная партия
большевиков — вдохновитель и организатор
побед советекого народа! .

Да здравствует нам вождь и учитель,
родной и любимый товарищ Сталин!
	о-тактическом
	в глубине обороны «противника», Для этогб
к танкистам были направлены специ
альные авианаводчики из числа тактически
хорошо подготевленных штабных офицеров,
которые во время прорыва оборонительной
половы находились в танках. Накануне уче-
НИЯ представители авиационного и танково=
го итабов. заранее договорились о способах
взаимной связи в «60ю», а затем вылетами
отдельных экипажей проверили ее надеж=
ность, Таким образом в процессе всего лет-
но-тактичвского учения евязь между
самолетами и танками осуществлялась
уепенгино,

_ При организации летно-тактичееких уче-
ний «синим», как обороняющейея стороне,
обычно вылеляетея меньшее количеетво са-
уолетов. Но это не должно служить поводом к
TOMY, чтобы они действовали вяло и 0ез-
инициативно. Ценность двустороннего уче-
ния заключается в его напряженности, B
активных действиях обеих сторон. 9т0 в
большой степени будет зависеть от того, на-
сколько верно, умело и последовательно
Штаб, как аппарат руководетва, будет Ha-
правлять ход учения.
	На одном учении подразделение истреби=
телей, выстунавшэе на стороне «синих»,
получило задачу прикрывать свои войска
от ударов штурмовиков «красных», Воман-
дир истребительной части решал эту задачу
‘в основном посылкой пар и реже четверок
«Яковлевых». Когда же очередная группа
штурмовиков «красных» под прикрытием
четверки своих истребителей появилась над
целью, «виние» едва емогли провести «бой»
с этим прикрытием, ^Основная же группа —
HITYPMOBHEH, представлявиие непосредет=
венную угрозу для наземных войск «синей»
	цели и нанесла удар.
	Штаб на летн
	Роль штаба в подготовке и проведении
летно-тактического учения исключительно
велика. Инициативный. творческий нод-
	  хол штаба к организации учений является
	‘одним из важнейших условий, обеенечивало-
ших приближенность их к реальной боевой
	обеотановке. Чтобы убедиться в этом, доета-
	точно оглянуться на опыт минувшего учед-
ного года.

В тех случаях, когда штаб авиачаети глу-
боко вникал в смыел учебно-боевой задачи,
творчееки подходя к работе по созданию нз-
пряженной обстановки на учениях, веемерно
использовал опыт минувшей войны и избе-
	гал ненужных условностей, летчики извле-
	кали для себя больигую пользу, а учения яв-
лялись школой. нодлинного боевого мастер-
отва.

В чем же должна проявляться инициатн-
ва, штаба?

Летно-тактическое учение завершает ра-
боту по освоению определенного раздела
Бурса и является свовобразным экзаменом
как для летно-технического соетава, так И
для штабных офицеров, Следовательно, оно
должно быть максимально содержательным
	и в летном, и в тактическом отношении. В
практике учебы иногда приходилось
сталкиваться с упрощенчеетвом, пре
вращавигим детно-тактическое учение по
сути дела в обыленные учебные полеты с
бозвым применением; из него выхолащива-
10сь основное —— элементы тактики,

0б’яенялоеь это тем, что главную свою
задачу штаб видел в том, чтобы получше
натренировать экипажи, скажем, в грунно-
вой слетанности, стрельбе и т. д., забывая о
тактике. В результате летчики не совершен-
ствовали своих тактических навыков, He
училиеь действовать по-боевому,

Опыт минувшей войны ногозывает, что
наиболее успешно решает боевую задачу так-
тически грамотный летчик. Хорошая техника
	пилотирования и огневое мастеретво MO-
гут оказаться недостаточными, если они
не булут подкрецлены тактической под-
готовленностью летчика.

Готовя учение, пигаб обязан предуемот-
реть нвоведение лекций, групповых упраж-
нений, а иногда и военных. игр. которые пот
могут летному составу глубоко и всесторонне
разобраться в обстановке современного боя,
в методах применения авиации. Важдое по-
ложение нужно иллюстрировать примерами
из опыта Отечеслвенной войны. При
этом следует использовать опыт войны 0f’-
ективно, давая глубокий анализ наиболее
поучительных боев с учетом их положитель-
ных и отрицательных сторон.

Отдельные руководители на занятиях,
используя боевой опыт, оперируют приме-
рами из действий на войне только своей
части. При таком ограничении примеры не-
редко бывают мало поучительны и не
всегда уместны.

Замыкаться при изучении боевого опыта
лишь в рамки своей части-—значит  обед-
нять тактическую учебу. Поэтому штаб, го-
товящий летно-тактическое учение, должен
и здесь проявлять инициативу, находить и
рекомендовать летчикам, командирам звень-
ев, эскадрилий подходящую литературу:
сборники, бюллетени, журнальные и газет-
ные материалы, расптиряющие их предетав-
ление о теме предстоящего учения,

Широкое поле для инициативы откры-
вается перед. штабом в процессе проведе-
ния самого учения. Командир и его штаб
должны постоянно. думать над тем, какие
методы и способы применения авиации HaH-
лучшим образом оправдают себя в данной
тактической обстановке,

В Н-ской части летчикам-штурмовикам
«красной» стороны по условиям учения
предстояло подержать действия танков при
прорыве глубоко эшелонированной  0боро-
НЫ «СИНИХ».

На учении штаб этой части поставил
перед собой задачу — организовать такое
взаимодействие штурмовиков с танкистами,
при котором перенацеливание над полем
«60я» производилось бы не только с ЕП, но
и непосрелственно е танка. велунерго «бой»

оной доске  это способствует повышению ак-
	THBHOCTH обучаемых. Б конце занятии вы-
	ставляются оценки.

Разметка на полу и составление табли-
цы заранее замеренных дальностей позво-
ляют успенно проводить трениревочные. 38
нятия одновременно с большой групцой.
	На полу того же класса имеется ее од-
на разметка мест для установки прицелов.
Она предназначена для тренировки в онре-
‘делении ракурсов самолетов. Прицелы pac-
етавляются по кругу. Модель самолета
устанавливается в геатре.
	’ Цаходясь у прицелов, обучаемые на-
глаз устанавливают ракурсе самолета и со-
‚ общают данные руководителю занятий. 3а-
писав их ответы на доске, он называет
истинный ракуре, Цри этом в ходе трени-
  Popa указывается, что ракуре самолета от
крена не зависит.
Лля тренировки в прицеливании по не:
подвижным моделям самолетов использует
_ся та же разметка тренажера, о которой
‘только что шла речь. Вначале ¢ помощью
_ветавленного в модель стержня руководи:
‚тель показывает, как нужно правильно
прицеливаться. Затем ‘тренирующиеся при-
целиваютея по модели без етержня.
	Время для прицеливания на’ первый раз
не ограничивается. Затем, по мере приобре-
тения тренирующимися навыков, руково-
дитель ностененно сокращает его до мини-
мума. Перед концом занятия проводитея
контрольная проверка и выставляются
оценки. Это повышаег интерес обучаемых
к; тренировке. ;

Следующий этап — тренировка в прице-
ливании по движущейся модели. Для этого
\ нае есть простой, но очень эффективный
	тренажер, изготовленный тоже своими си-
лами,

К олектромотору МУ-30 с редуктором,
имеющим две взаимно пернендикулярные
оси вращения. приделаны два ролика, с
	помошью которых тренажер перемещается.
	по «рельсам». Один из роликов (ведущий)
наглухо посажен на горизонтальную ось
редуктора; другой, изолированный от пер-
вого (подлерживающий), свободно укреплен
	на горизонтальной оси не другую сторону
редуктора. ‘Ток, снимаемый роликами с
рельсов. передается на мотор. Вращаясь от

Учении

em Er eS
	ЧЕМУ НАУЧИЛА ЗАЗЕТВАЯ СЕССИЯ
	везения явилась   По
	Весенняя — зачетная
	подготовке материальной части к
	Большую роль в провелении свесии еыг-
	рали начальники елужо. Они оказали ощу-
тительную помощь’ офицерам в подготовке к
зачетам. Именно благодаря им уже в начале
февраля офицеры знали, какие вопросы бу-
дут задаваться по аэронавигации, связи и
радиолонации, а к середине февраля боль-
шинство летчиков, штурманов и техников
имело нерепиванные вопроеники но BeeM
дисциплинам.

На ход cecenu благотворно повлияла
большая подготовительная работа. Еще за-
долго до начала экзаменов офицерекий ео-
став тщательно изучил Нолежение о зачет-
ных сессиях. В середине. января мы со-
	ставили список тем, отрабатываемых
самостоятельно, список рекомендуемой
Литературы, Иодобрали нужные Ениги,
	Б феврале для каждой категории офицеров
были составлены вопросники по всем
дисциплинам. }

В феврале же начались регулярные кон-
сультации и дополнительные занятия, кото-
рые мы проводили главным образем но те-
мам, не входившим в план офицерской
учебы.

Исключительную роль в подготовке к
сессии сыграли партийная и комсомольская
организации. Были проведены партийные и
комеомольекие собрания, совещания актива.
	Не обошлось, конечно, и без некоторых
недостатков. Правда; в нашем  нодразделе-
нии всего три человека получили’ оценку
«носредственно». Но, например, один из
них — гвардии старший лейтенант Базу-
ев — могбы й не иметь. такой низкой оцен=
	    r
большим событием ‘в жизни нашей части.   лету.
	Она привила офицерам вкуе к само-
стоятельной работе. И в этом — наиболев.
важный результат весени.

В нашем подразделения одно время
многие офицеры-летчики, а еще больше
техники, недооценивали значения повее-
дневной самоподготовки. Время не плани-
ровалось, а потому часто приходилось
слышать жалобы на его нехватку.

Подготовка к зачетной сессии. заставила
наждого офицера серьезно призадуматься
над плачированием своего ‹ времени.
Естественное, что’. всем хотелось отлично
сдать экзамены. Организующую  родь
партийной организации, командиров и
штаба почуветвогали даже самые отетаю-
щие офицеры. Оказалось.. что о вполне
возможно  вык”оить время на самоподго-
току. Правда, работать пришлось ¢
большим напряжением. Офицеры заеижи-
вались в Классах  лалеко за полночь,
упорно работая над книгой. Это — ноло-
жительное явление: нельзя приобреети
знания, ие проявляя трудолюбия и усид-
чивости.

В нашем подразделении много бывалых
воинов, В их чести следует отметить, что
они не понадеялиеь на старый запас зна-
ний. Такие опытные мастера бомбового
Yuapa, как офицеры Безрученко, Чурзин,
ГригорБев, Нроскурня, аккуратно посеща-
ли все донолнительные ‘занятия, конеуль-
тации, мкого читали;

В нодразделении пользуются неоспори-
мым авторитетом мастера самолетовожде-
ния ‘гвардии капитан Метрусенко, гвар-
	Совершенно очевидно, что в данном. слу-.
чае и руководитель учения и его Штаб не

позаботились о создании таких уеловий, при
	которых истребители «синих» оказали HEL ^
	эффективное противодействие, а штурмови-
	ки в свою очередь были бы вынуждены ав-._-
	тивно преодолевать его.

Недостатком ‘работы отдельных шта-
бов на учении бывает то, что они иног-
да сковывают инициативу участников. уче-
ний и главным образом тем, что не вносят
коррективы в план учепий, заставляют
действовать по расписанию, независимо от
сложившейся обстановки. Правильно поету-
иают в тех частях, где в интересах поучи
тельности и поставленной учебной цели
вносят соответствующие изменения в 0б-
становку. Нривелем пример.

Темой учения был прорыв оборонитель-
ной полосы «противника». В разгар наступ-
ления пехоты на второй рубеж «синих»
штурмовики «красных» наносили эшелони-
рованные удары мелкими групнами, совер-
шая вылеты в строгом соответетвии с`пла-
новой таблицей «боя». Тогда штаб, руководя-
щий учением, усложнил обетановку поесред-
ством вводных данных о ветунлении в
«бой» резервов «противника». Тенерь танки
	1 и пехота «красных», штурмуя вторую Fue

нию обороны, встретили сильное   COHPOTHB-
ление. Помочь наземным войскам ‘можно
было только нанесением  сосредоточенного
удара. Правильно оценив создавшееся поло-
жение, командир штурмовиков офицер
  Скляров изменил метод действий и приказал
своим летчикам нанести соередоточенный
удар. Эффект настунления значительно ›воз-
Вос.
°_ Мы остановилиеь только`на нескольких
эЭтанах работы штаба в нодготовке и прове-
дении летно-тактичеекого учения. Вакой me
можно сделать вывод?

Тетно-тактические учения показали, что
чем больше творческой инициативы прояв-
ляет штаб, чем успентнее он использует боз-
вой оны, тем больше пользы извлекает лет-
ный состав и тем больше действия авиации
в ходе учения приближаются к доподлинно
боовьюу. А это позволяет успешно выполнять
одну из важнейших задач боевой учебы —
учить войска тому. что требуется на вейне.

диИ_ старший лейтенант Галькевич, гвар-  ки; Он -— способный, энергичный офикер,
		HO 6го губят зазнайство, переоценка своих
	дий лейтенант Нанченко, гвардии старший
	лейтенант Мельников.’ Шо они не ‘зазнают-   сил. а отсюда — нежелание учиться: B pe-
	ся. ще задолго. до начала серии рядовые
летчики говорили о них: «Ну, им пятер-
ки  обеспеченых.

Действительно, эти офицеры по всем
дисциплинам получили отличные оценки,
Но звание отличника им досталось нелег-
ко. Летчики упорно готовились к сессии.
И тут сказались положительные стороны
планирования служебного и личного вре-
мени, навыки в самостоягельной работе.
	Зачетная сессия в нашем подразделении
закончилась 25 апреля. Средний балл no.
всем дисцинлинам у летного состава. равен
4,57. Наиболее высокие оценки. получены
по радиолонации, воздушной навигации
и бомбометанию. Средний балл по этим
предметам составаяет 4,74,
`В ногу © летным составом идут и
офинцеры-техники: у них средний балл
4,58, При этом едедует учесть, что техники
одновременно ‘вели напряженную работу

зультате он оказалея на последнем месте,
‘Это серьезное предупреждение для ‘тех,
Кто забывает о сталинеком требовании: He
зазнаватьея, не жить прошлыми заелутами,
а новеедневно повышать евои знания.

Были у нас и организационные неполадз-
ки: Планомерчое проведение зачетов затруд-
нялось сжатыми сроками сессии. В апреле
МЫ ВЫНОлНЯлИ серьезные задачи, а это ли-
шило нае возможности предоставить лет-
чикам хотя бы два дня на подготовку к
вдаче очередного предмета. Мы вынуждены
были донуетить наслоение одного зачета
на другой, что в свою очередь сказалось
на результатах зачетов. Оказало‘ влияние
также недостаточное количество литера-
туры по общщевойсковой тавтике.

Мы приложим ‘все усилия, чтобы на
зачетной свосии осенью добиться еще
больших успехов.

Подполковник А. ЧЕЛНОНОВ.

oT ренировна в воздушной
_ стрельбе.
	Первоначальные навыки в использова- ‚ ноеть» раестояний от прицелов до моделей
нии прицелов прививаются молодым летчи- предварительно измерена и с учетом тинов
кам при изучении раздела ‘программы, но- самолетов отмечена в таблице.
	( помошью прицеленых делений ‘обу-
	священного основам воздушной стрельбы.
	$” ПЗУ п 9: 3 a ъ7`. Ее от

Руководители. занятий во время тренировок чаемые определяют расстояния до задан-
	модели и докладывают  руководи-
	В классе должны выработать у обучаемых ной
	прочные навыки в прицеливании по 8В03- телю занятий о результатах. Тот сверяет от-
	онределил.
	дунным и наземным’ целям.
	веты с таблицей. говорит, кто
	Для таких стрелково-тренажных занятий правильно и кто донустил ошибку. Затем он
	в Нашей части отведен специальный класс.
Все учебное оборудование, которое в нем
имеется, — от прицельных етанков, уста:
новленных шарнирно на треногах, до эдек-
	трифицированных тренажеров с моделями.
	верераспределяет цели.
Тренирующиеся нериэдически меняются

` местами. Иногда нереставляются модели са-

‚молетов.

‚Тренировки, проводимые повторно и с те-
	ES BE EERO OS Ре

самолетов. «летающими» по различным, ‚ми, кто уже изучил правила прицеливания,
курсам, — сконструировано самими руко-   проволятея несколько’ иначе. Сначала
		водителями занятий.

В тренировке мы пристунаем сразу же
повле изучения теоретических вопросов
программы. Вначале тренируем обучаемых
по элементам: в определении. дальноети, ра-
курса, упреждения, а затем переходим к 9т-
работке навыков в быстром и точном при-
цезливании © учетом всех элементов.
	Стремяеь повысить эффективность заня-
тий, мы добиваемся того, чтобы кав мож-
но меньше’ ‘времени тратилось на’ нодго-
тевку оборудования к тренировке, все обу-
чаемые привлекались к ней, постоянно на-
холились на виду и контролировались.
	Мне могут возразить: как можно осуще-
ствить все это, если руководителю занятий
приходитея обучать двадцать и больше че-
ловек? Как в этих условиях можно макей-
мально «загрузить» веех тренирующихея и
постоянно контролировать их?

Ответом на эти, вопросы может служить
расеказ о методике проведения занятий В
нашей части.
	На полу тренировочного класса отмечены
краской места установки прицельных стан-
KOR и моделей различных самолетов, Рас-
стояния 10 моделей рассчитаны соответст
венно от 100 10 400 и более метров. «Даль-
		проводятся  нееколько иначе. Сначала
дается задание прицелиться 00 одному
	Из «самолетов». Затем обучаемый дол-
	жен, не отрывая взгляда от прицела и не.
касаясь его, определить величину расетоя-.
	НИЯ до модели, сопоетавляя ее видимый раз:
мер © размером колеи, но не`наводя на нее
дальномерные деления. Этот метод приме:
няется для того, чтобы приучить опреде-
лять дистанцию в процессе прицеливания.
По отметкам, сделанным на полу, легко
выяснить. умеет ли обучаемый «открывать
	огонь» на заланную  дальноеть. Для этого.
	тренирующиеся делятся попарно; одив Нез
ремещает модель, а другой прицеливдется.
На заданной дальности прицеливающийся
подает команду: «Стой!». Модель оста-
навливается. Используя ‘отметки на полу,
руководитель ‘занятий устанавливает ошиб-
ви в определении расстояния.

Внимание тренирующихся обращается на
запоминание видимых угловых размеров
«самолетов» на малых, средних и больших
дальностях.

Практика показывает, что при такой op-
ганизации занятий за 45 минут каждый
из 16 — 18 человек, находящихся в грун-
не, успевает сделать но 30 — 35 упраж:
	нений на.определение дальности. Всех их.
руководитель занятий успевает проконтро-
лировать. Ответы записываются на Клас-
	`мотора, ведущий ролик катится по рельсу
и увлекает. за собой весь тренажер.

В вертикальную ось вставляется стер»
Жень, на свободном конце которого укрен-
	ляется модель самолета. При работе мотора _
‘модель движется вокруг оси, имитируя 10-
‘дет ‘самолета но круту. Мотор на рельсах -
	‘установлен так, что его вертикальная ось
  имеет некоторый наклон по отношению &
отвесной линии: Поэтому модель при дви
жении выполняет некоторые эволюции? вре
DL, виражи, боевые развороты.

Всего на рельсах установлено’ четыре
  модели: Тренировка произведитея © помо-
щью прицелов, укрепленных на четырех
столиках. На каждом столике имеется им-
нузьеный  нрерыватель со счетчиком. По-
‚вредством этого счетчика определяется
время, затраченное на прицеливание,

’Нажимая имеющуюся на стойке прицела
кнопку, тренирующийся запускает мотор:
Одновременно счетчик начинает оточитые
вать секунды. В момент «открытия огня»
нажимом на кнопку электроцепь размыз

кается. Движение модели прекращается, а.
прицел стонорится специальным  механиз-
	  MOM,
	С помощью упредительного стержня ру-.
	 ководитель быстро вскрывает оптибки. Ре-
‘зультаты он заносит в личные карточки
обучаемых:

Тренироватьея в прицеливании по дви-
‚жущейся модели могут одновременно четы-
‚ре человека. Остальные в это время це-
`лятся по тем же моделям самолетов с по-
мощью обычных  прицельных станков, рас-
ставленных по обе стороны тренажера на
определенных местах. ‘

’ Тренирующиеея периодически меняются
местами. Чаеть из них может практиковать-
	сея в «открытии огня» на заданной дально-
сти. Для этого в классе есть электрифипи-
рованный тренажер, который имитирует
приближающийся и улаляющийся самолет.
		OB
		К

An
АИ
	iM
	Такова применяемая нами методика про-
ведения  стрелково-тренажных занятий в
классе. Здесь обучаемые получают перво-
начальные навыки в точпом прицеливании.
Совершенствуют они эти навыки в тире, на
тренировочной площадке, в процессе воз-
душных стрельб.
		Письмо обсуждено и принято на собраниях колхозников, рабочих и спе-
пиалистов МТС и совхозов Азербайджанской ССР, на которых присутство-
	вало более 325.000 человек.