3 июля 1947 г, № 154 (761).
	Устранить
		Отличник боевой и политической подготовки Герой ев Союза капи-
Тан Ф. Чесноков перед учебно-тренировочным полетом.
	Снимок. капитана М. Рунова.

ЗА ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ
МАССОВОГО. СПОРТА
	Летний спортивный сезон в разгаре.
Ежедневно тысячи войнов-авиаторов запол-
няют спортивные площадки, стадионы, бас-
сейны, состязаясь в силе, уменье и ловко-
ети, Подходит к концу второй, тур заоч-
ных спортивных соревнований. В боль-
шинстве случаев в них принимает Уча-
стие весь личный состав подразделений и.
частей. Есть части, в которых все, начи-
ная с солдат и кончая старшими офицо-
рами, сдали нормы на значок ГТО 1-й
ступени и уснешно борются за право по-
лучения значка 2-й ступени.

Физкультура и спорт прочно вошли в
быт авиаторов. Оно и понятно:  авиатор
сможет успешно. справиться с боевой зада-
чей в том случае, если он в совершенстве
знает свое воинское дело, обладает высо-
кими моральными. качествами и физиче-
ски здоров, закален, натренирован.

Летом, как правило, спортивная работа
приобретает особенно большой размах. Уже
с ранней весны в авиачастях, училищах,
академиях началась птирокая подготовка к
летнему сезону. Авиаторы своими силами
строили спортивные городки, площадки,
стадионы, бассейны. Создав материальную
базу, они приступили к тренировкам. Вот
что сообщают по этому поводу наши чита-
‘тели.в многочисленных письмах, поступаю-
‘щих в редакцию:

«Выполняя программу летней учебы, —
пишет младший лейтенант Челышев, —
летно-технический состав нашей. части
активно участвует во всех спортив-
ных мероприятиях. Создан спортивный ко-
митет из чиела лучших спортеменов-активи-
		стов. Вомитет вовлек в спортивную работу.
не только всех авиаторов, но и членов семей
	офицеров: созданы две женские волейболь-
ные команды и легкоатлетическая группа.
Большое внимание уделено организация
ежедневных тренировок. В выходные дни
организуются товарищеские встречи по фут-
болу,- волейболу, баскетболу, проводятся
кроссы, массовые соревнования по легкой
атлетике. В результате всех этих мероприя-
тий личный состав части во 2-м туре заоч-
HBIX ‘соревнований добился высоких показа-
телей».

0 большом под’еме массовой спортивной
работы и высоких спортивных показателях
авиаторов пипгут также майор Ивонин, ка-
питаны Калинин и Пугачев, гвардии лейте-
нант Воробьев, лейтенант Тарасенко и млад-
ший сержант Чинибаев. /

Основная цель заочных спортивных с0-
ревнований — это массовая сдача норм на
значок, ГТО. Эта задача в большинстве ча-
стей успешно выполняется.

«Уже 85 процентов личного состава на-
шей части сдали нормы на значок ГТО, —
пишет из Туркестанского военного округа
младший лейтенант Халан. -— В злепних
	местах на многие десятки километров
	водоемов. Елинственный бассейн находится
	Библиотека не
запросов
	в городе. Командование организовало регуз
лярные выезды авиаторов в город, где о=и
тренируются в плазании и сдают нормы н&
значок ГТО. Многие уже сдали летние нор
мы на значок 2-й ступени», т

Инициаторами массовой спортивной раз
боты, как и следовало ожидать, повсемеет-
но являются комсомольцы, Вот что пишет по
этому поводу капитан Гошко.

«Ише весной комсомольская opranmarnst
подразделения, которым командует майор
Пестряков, на своем собрании обязала всех
своих членов быть застрельщиками массовой
спортивной работы. Но прежде всего необ
ходимо было создать материальную Gasy,
Энергично взялись за дело  комсомольцых.
Они расчистили площадку для спортивного
городка, своими силами изготовили турнику
брусья, «коня», бум. По инициативе кома
сомольцев в подразделении созданы различ-
ные спортивные секции. В их работу втя“
нута вся молодежь.

Передовики физической подготовки оказ
зывают повседневную помошь своим OTCTa«
ющим товарищам. Так. например, младший
сержант Шимов ежедневно в свободные of
занятий часы занимался © рядовым им
миным, который сильно отставал в физич
ческой подготовке. Сейчас тов. Зимин ода
нормы на значок ГТО».

В Н-ской. части, как сообщает тов. Axeq
перович, большое внимание уделяется прой
паганде ‘и расширению теоретических знам
ний авиаторов в области физической подгоя
товки. Недавно, например, капитан. Сипач
тов провел беседу на тему «Значение физ
зической подготовки для летчиков-истребие
телей»: врачи майор медицинской служб
Зак и капитан  медацинекой служб
Каплан прочли лекции о физиологии дыхам
вия, о деятельности центральной нервной
системы, о личной гигиене и самоконтроле.

Планомерная, регулярно ная
спортивная работа оказывает благотворное
влияние на здоровье авиаторов, помотает им
достигать успехов в боевой учебе.

«Метчики-штурмовики, — пишет  старя
ший лейтенант Карцев, — капитаны Вулая
‘тин и Никонов. старигие лейтенанты Степная
	‘нов. Погльшшев и Сатаров, стрелки=радие
	старшие сержанты Синявин и Богатырев
систематически занимаются легкой атлетиз
кой. Они неутомимы в работе, всетда 340-
ровы, бодры, веселы. После напряженного
летного ‘дня они чувствуют’ себя прекрасе
но».

Скоро закончится второй тур заочных
спортивных соревнований. ‘За время erd
проведения командиры, политорганы,  пар-
тийные и комсомольские организации нако»
пили большой опыт организации массовогй
спорта. Задача состоит в том, чтобы споря
тивная работа приняла еще больший вы
чтобы ежедневные занятия спортом и фи
культурой стали потребностью ‘каждого
авиатора,
	удовлетворяет
читателей
	Обзор писем, поступивших в релакиию
	в организации политзанятий
	В Н-ском соединении закончилась ин-
спекторская прозерка политзанятий.
	‚ Итоги этой проверки свидетельствуют о
том, что система политзанятий построена
вдесь в соответствии с требованиями Глав-
ного Политического Управления Вооружен-
ных Сил Союза ССР, & самая организация,
идейное содержание политзанятий и успе-
ваемость рядовых, сержантов и старшин в
основном удовлетворительны. В частях соз-
даны и постоянно действуют семинары ру-
ководителей политзанятий, периодически
созываются совещания по обмену опытом
работы. В результате политические занятия
проводятся по единому учебному плану. Во
всех группах уже изучены два первых раз-
ела программы  политзанятий, решение
а Пленума ЦК ВКП(б), государ-
\гвенный план восстановления и развития
пародного хозяйства на 1947 год, приказ
Министра Вооруженных Сил‘ СССР: от 23
февраля 1947 г. `
	Слелует отметить, что политзанятия су-
MecTReHHO повлияли. на повышение полити-
ческой грамотности рядовых, сержантов и
таршин. Особенно хорошую успеваемость
показали на инспекторской проверке группы
механиков, где. руководителями политзаня-
уий лейтенанты Шаллыко и Б. Иванов
и младший лейтенант Иванов.
	В основе успеха этих групп лежит кро-
потливый, добросовестный труд’ руководи-
телей политзанятий; Так, например, комму-
нист младитий лейтенант Иванов системати-
чески работает над повышением. политиче-
ркой сознательности слушателей своей груп-
пы и сам упорно овладевает знаниями. Он
изучил семь глав’ «Краткого курса истории
ВЕП(б)», внимательно следит за текущей
политикой, регулярно читает хуложествен-
ную литературу.
	Большое внимание тов. Иванов уделяет
подготовке к каждому политзанятию. Гото-
	вясь, например, к рассказу по теме «lI pe-
	имущества социалистического. ‘строя. перед
капиталистическим»; ‘он прочитал речь
товарища Сталина от 9 февраля 1946 года
и его книгу «0 Великой Отечественной
войне Советского Союза», статью А. Вы-
шинского «Победа советского народа в Ве-
anno Отечественной войне» и другие ма-
териалы. В процессе чтения тов. Иванов де-
лал выписки в черновую тетрадь, & затем
составил солержательный конспект.
	В эскадрилье, где секретарем организа-
ции ВЛВСМ младший сержант. Молчанов,
на собрании специально обсуждался вопрос
06 успеваемости комсомольцев на полити-
ческих занятиях. Спустя некоторое время
комсомольцы этой эскадрильи еще раз соб-
рались, чтобы всесторонне обсудить вопрое
0б `идейном росте. членов ВЛКСМ; перед про-
веркой вновь состоялось собрание. В резуль-
тате комсомольцы на инснекторской провер-
ке показали хорошие знания.
	Однако в ряде подразделений в организа-
ции и проведении политических занятий
наблюдаются и недостатки. В _, составе.
руководителей политзанятий совсем нет
офицеров полкового звена, командиров эс-
вадрилий и их заместителей. Коммунисты-—
командиры полков и эскадрилий — не вы-
ступают на партийных и комсомольских
собраниях первичных организаций с докла-
	дами о вопросам идейно-политического
воспитания личного состава, организации
и проведения политзанятий, & подчас пло-
хо помогают руководителям. Так, руководи-
тели политзанятий в эскадрильях старшего
лейтенанта Девяткина и капитана Бороди-
на почти не чувствуют помощи со стороны
командиров. Естественно, что с организаци-
ей политической учебы дело здесь обстоит
плохо: неудовлетворительно проводится са-
мостоятельное чтение, рядовой и сержант-
ский состав не ведет никаких записей по
пройденному материалу и не учится вести
конспекты, люди не имеют тетрадей хля по-
литичееких занятий.

Есть случаи, когда сами руководители
недобросовестно готовятся к занятиям, сла-
бо работают‘над повышением своего идейно-
политического уровня. Так, руководитель
солдатской группы старший лейтенант Ско-
робогатов в беседе с поверяющим не смог
	ничего сказать по ряду вопросов текущей
политики.
	Существует твердое положение, которое
гласит 0 том, что политзанятия необхолиме
	проводить два раза в неделю по два часа ий!
	включать их в расписание боевой и полити-
ческой подготовки. Однако это указание в
ряде частей и подразделений не выполня-
лось. Так, в подразделении офицера Куле-
ва в марте количество часов, отведенных на
политзанятия, было самовольно урезано на
четыре часа. В апреле эта картина повто-
рилась. В ряде эскадрилий других полков
также не выдерживалея установленный по-
рядок. Ясно, что в этих эскалрильях руко-
водителям пришлось комкать материал, что-
‘бы в ограниченное время все же выполнить
учебный план.
	Грубейшим промахом политоргана яви-
лось . искусственное сведение раз-
личных групп для одновременного прохож-
дения программы политзанятий. Правда, та-
ких случаев было немного, но они все же
имели место. В Н-ской части сержантекий
состав 1-Й эскадрильи и управления
полка тридцать четыре раза занимался вме-
сте, т. е. по сути дела почти все’ время
политзанятия осуществлялись в сводной
группе. Недиференцированный подход к, по-
литическому обучению воинов имел место и
в других частях. Неудивительно, что
такой огульный подход повлек за собой сла-
бую успеваемость некоторых солдат, сер-
жантов и старшин.

Материальное обеспечение политзанятий
также оставляет желать лучшего. В Н-ской
части политзанятия сплошь и рядом прово-
дятея в общежитии на койках, в необорудо-
ванных помещениях: отсутствуют классные
доски, мел, наглядные пособия по разделам
программы; нет тетрадей, карандашей.
	Bee эти недостатки свидетельствуют о
том, что политорган и отдельные командиры
	  еще недостаточно строго контролируют ор-
	ганизацию, идейное содержание. и методику
проведения политических занятий. Итоги
инспекторской проверки со всей убедитель-
ностью свидетельствуют, что политработ-
никам Н-ского соединения еше надо много
и плодотворно поработать, чтобы превратить
политические занятия в подлинную школу
политического воспитания воинов.
		ОЖИВИЛАСЬ КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ
	РАБОТА
	С наступлением летнего периода учебы
в клубе, где начальником офицер Мару-
тян, заметно оживилась культурно-массо-
вая работа. Каждую неделю для солдат,
сержантов и офицеров нашего подразделе-
ния демонстрируются два, & иногда и три
кинофильма, Значительно улучшился их
подбор.
	0с0бой популярностью среди авиаторов
пользуется кинофильм, «Клятва». Он уже
пважды  демонстрировалея на экране на-
шего клуба. Перед началом фильма были
прочитаны лекции, посвященные В. И.
Ленину и И. В. Сталину — великим вож-
IdM советского народа.
	Недавно клуб организовал коллективное
посещение городского театра, где авиаторы
нашей части просмотрели пьесу А. П. Че-
хова «Дядя Ваня».

Неоднократно на спене клуба выступа-
ли артисты Ленинградского театра’ драмы.
Они показали пьесу В. Симонова «Русский
вопрос». @ большим успехом выступил хор
северной песни,
	Ham шеф — Ленинградская областная
филармония организовала для авиаторов
несколько  содержательных концертов ©
участием лучших артистических сил го-
рода. Частые выступления артистов уве-
личили тягу молодых воинов в кружки ху
дожественной ° самодеятельности. В работу
кружков вовлечены солдаты, сержанты и
офицеры, учащиеся подшефной средней
школы и воспитанники детского дома.

Значительно раснирилея р6пертуар кон-
пертов художественной самодеятельности
й намного улучшилось идейное содержание
исполняемых номеров.
	Сейчас клуб части готовит вечер ветре-
чи с лауреатами Сталинской премии —
артистами Латвийского театра драмы. Ак-
теры расскажут авиаторам о своей работе
над произведением писателя Я. Райниса
«Огонь и ночь», за которую исполнители
тлавных ролей удостоены Сталинской пое-
	MAY,

Лейтенант И. ВОРОБЬЕВ.
		ТВОРЧЕСКИЙ УСПЕХ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
	академии имени \уковекого. Большим ус-
пехом пользовался спектакль также среди
местного населения.

На-днях пьеса «Давным-давно» была по-
казана в Враснознаменном зале Централь-
ного Дома Красной Армии им. М. В. Фрун-
зе. Роль Азарова исполнял подполковник
В. Шмелев, его племянницы ПТуры — стар-
ший лейтенант. А. Понурова, гусарского
поручика Ржевского — старший сержант
Н. Мутин. Удачная постановка (постанов-
щик — Н. Лучинская), хорошая игра ар-
тистов — все это привлекло внимание зри-
телей.

Спектакль «Давным-давно» является по-
казателем творческого роста драматическо-
го коллектива,
	Дом офицеров Государственного Враено-
знаменного. научно-испытательного инети-
тута ВВС по праву гордится своим драмати-
ческим коллективом. Благодаря повседневно-
му руководству со стороны работников Дома
офицеров и настойчивому труду участников
самодеятельности коллектив добился значи-
тельных творческих успехов.

Последняя работа этого коллектива —
постановка героической комедии Алексан-
дра Гладкова «Давным-давно». Высокая
патриотическая тема пьесы, обилие в ней
массовых сцен и танцовальных номеров да-
ли возможность артистам-любителям с03-
дать яркий и интересный спектакль. Его
ставили во многих авиационных подразде-
лениях в Военно-воздушной инженерной
	здесь имеется’ всего в одном экземпляре
«Повести о настоящем человеке» Б. Полево»
го в библиотеке нет.

Воины не имеют возможности регуляри
‘читать газеты «Культура и жизнь», «(оз
ветский спорт», «Литературная газета»; оты
сутетвуют журналы «Октябрь», «Знамя»
«Новый мир». Литература, выпускаемая
местным издательством, почему-то не попа
`дает в нашу библиотеку.

Культурно-просветительная работа библия
‘отеки ограничивается лишь устройство\
‘витрины к какой-нибудь дате да составле-
‘нием списка рекомендованной литератур ы
которой; кстати сказать, на полках не 0
‘вает, За все время своего существования биа
‘блиотека не организовала ни одного разборё
художественного произведения, не попыта»
лась организовать литературный кружок.
активом читателей никакой работы такж&
не ведется. ^

Агитатор части старший лейтенант Бара
  новский — в библиотеке редкий гость.

Техник-лейтенант В. БОНДАРЕНКО.

В любой физико-географической зо0н8
‘можно применять следующие мероприятия
по уходу за летными полями:

а) скашивание травостоя;

6) подеев трав с внесением удобрений,
обновление дернины и смену стартов.

Скашивание травостоя на больней тер=
‘ритории Союза следует проводить три разё
в тол. Особенное внимание должно быть
‘обращено на то, чтобы в течение зимы
летное поле. оставалось с плотным, нон
высоким травостоем. Для этого следует не
иозже чем за три-четыре недели до наз
ступления осенних заморозков подкоситв
траву на 8 — 10 сантиметров. В
этом случае травяной покров до наступле-
‘ния заморозков успевает возобновить листа
ву и окреннуть.

Подеев трав производитея на участке поч
тя ‘аэродрома. где травостой редкий или жд

выбит самолетами. Внесение в почву тра
	восмесй следует производить рано, когда
почва еще достаточно влажная. Семена, ay
делывают бороной.
	В том случае, когда травостой всега
летного поля сильно изрежен, необходчмо
произвести обновление дернины. Для этот
все летное поле обрабатывается тяжелыми
ножевыми боронами и вносятся улобрения
— навозная  жижа или компост. Засен
производится  травосмесью, составленной
для ланной зоны. Семян берется обычно
половинная норма, и заделываютея они
легкими зубовыми боронами и прикатывам
ются деревянным катком.
	Многочисленные опыты и наблюдений
показывают, что если старт меняется ча»
сто, то срок службы дернового покрова
значительно увеличивается. В случаях,
когда Из-за размера летного поля и’ на»
правления ветра невозможно организовать
старт на новом месте, все же пелесооб-
разно передвинуть старт хотя бы на 80
— 100 метров в сторону.

Эксплоатация растущей авиационной
техники с каждым годом пред`являет все,
более высокие требования к поверхности
аэродромов, что в свою очередь диктуез
необходимость коренного улучшения пракы
тики ухода за дерновым покровом на лета
	НЫХ ПОЛЯХ а Е
Инженер М. ПОЛТЕВ.
	В. нашем подразделении наблюдается
большой спрос на политическую, военную. и
художественную литературу. Однако. библи-
отека не удовлетворяет этого спроса. Вниг в
ней много, но они быстро изнаптиваются, и
их изымают из обращения вместо того, что-
бы переплести и снова пустить в оборот.
Паталога здесь вовсе нет.
	Зайдите в нангу библиотеку, и вы будете
	поражены: она имеет вид склада случайных
	вещей. Среди книг разбросаны шахматы,
домино, шацви. На подшивезх газет стоят
об’емистые банки с красками для плакатов
и лозунгов, а сверху лежат журналы в пе-
ремежку с музыкальными инструментами.
Прохол между полками перегорожен столом
	начальника клуба, а на столе возвышаются.
	кипы бумаг, бутылки с чернилами, олокно-
TE W AIBGOMEL...
	Прихолится удивляться, как в этой обета-.
	Новинок советской литературы в библио-
теке не видно. Такая популярная и нужная
книга. как «Молодая гвардия» А. Фадеева,

новке работает библиотекарь тов. Булешюва.
	вы бороной весною, после обильно выпав-
ших дождей и при образовании на поле
корки.

Из других мероприятий, пока мало при-
 ‘меняемых в аэродромном строительстве,

‘нужно указаль на лесозащитные полосы.
Лесозащитные полосы в сельском хозяй-
стве играют огромную роль: они  задер-
живают снег, уменьшают силу ветра (су-.
ховеев). Благодаря этому испарение влаги
почвой и растительностью: сокращается, &
также уменьшается выдувание почвы.

Древесно-кустарниковые породы следует
подбирать с ‘учетом почвенно-климатиче-
ских условий и в первую очередь Te.
кустарниковые породы, которые растут в
районе расположения об’екта.

Весной в районе Одессы нами было за-
`мечено, как на одном земельном участке,
который имел’ лесозашитные полосы, &
весной боронилея, люперна. в смеси с дру-
гими травами пышно развивалась, равно-
мерно покрывая зеленым ковром всю по-
верхность. Рядом же, на другом летном
‘поле, травостой был слабый. Этот участок
не имел лесозащитных полос, весной не
боронился, вообще уход за травой. отсут-
ствовал.

Летные поля, расположенные в серозем-
HOH зоне, характеризуются следующими
природными особенностями, Здесь весьма
невелико количество выпадающих осадков
при большой испаряющей способности.
Осадки выпадают почти исключительно в
осенне-зимний период. Растительность здесь
представлена сухолюбамие верблюжья ко-

представлена сухолюобами. веролюжья ко-
лючка белая полынь, типец и др., которые
	преимущественно растут кустами. В этой
зоне дерновый покров На летных полях
слабый и редкий.
	Чтобы обеспечить интенсивное исполь-
зование летных полей в этой зоне, необ-
ходимо ‘разработать  мётоды применения
органически вяжущих веществ, а с дру-
гой стороны — искусственного орошения
летных полей. т

Аэродромы, расположенные среди арыч-
ной системы, имеют удовлетворительный
дерновый покров, что свидетельствует о це-
лесообразности внелрения искусственного
орошения и в аэролромном строительстве.
	СЕМИНАР КОМСОМОЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ
	В Н-ском авиационном соединении про-
зеден трехдневный семинар комсомольских
работников. Участники семинара прослу-
шали несколько ‘лекций: по военным
вопросам, о жизни и революционной  дея-
тельности В. И. Пенина и И. В. Оталина, 0
практической работе комсомольских орга-
низаций, о международном положении и
другие.

Большой интересе вызвал доклад под-
полковника Степаненко ‘о проведении ком-
сомольских собраний. Выступивший в пре-
ниях По этому вопросу секретарь ROMCO-
	мольской первичной организации лейте-
нант Румянцев рассказал 0 ‘том, как
у них проводятся тематические комсо-
	мольские собрания. Так, готовясь K
собранию, посвященному Teme «Знамя —
символ воинской чести», комсомольцы-
	агитаторы провели по эскадрильям Oece-
ды 0. знамени части: Был  подго-
товлен и вывешен красиво оформленный
монтаж о боевом пути части.

Секретари комсомольских организадий
обменялись опытом работы. Большое вни-
мание было ‘уделено вопросам внутри-
союзной деятельности в комсомоле, а  ак-
же формам и методам политико-воспитз-
тельной работы среди молодежи,
	ВСТРЕЧА КОМПОЗИТОРА С УЧАСТНИКАМИ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Лауреат Оталинской премии композитор
А. Г. Новиков шефетвует над кружками ху-
дожественной самодеятельности клуба офи-
церов Военно-воздущной инженерной акаде-
мии им, Н. Е. Жуковекого. На-днях состоя-
лась встреча тов. Новикова с членами во-
кального кружка, на которой обсуждался
‘вопрос о рецертуаре художественной само-
	деятельности на пуедстоящих больших кон-
	цертах в дни 30-й годовшины Великой Ок-
тябрьской социалистической революций и
двалцатипятилетнего юбилея академии.

Тов. Новиков прослушал выступления с0-
	листов кружка. Инженер-капитан becropo-
	на ao PO APOWGK
	По данным многолетних: научно-исследо-
 вательских опытов, & также производствен-
ной практики передовых колхозов, установ-
лено, что внесение извести увеличивает
урожай сена, клевера на 5—9 центнеров
‘Ha гектар, а следовательно, улучшает траво-
етой, его сомкнутость, плотность.
	Известкование можно производить осенью
и весной. Известь вносится исключитель-
но в молотом виде по поверхности лет-
ного поля и заделывается одним следом тя-
желой бороной. На тяжелых по грануло-
метрическому составу грунтах известь рас-
сеиваетсея в смеси с песком.
	При определении доз внесения извести
необходимо руководствоваться нормами по
известкованию почвы, которые имеются в
районах. Ёсли же норма известкования
почвы отсутствует, то она должна быть
установлена агрономами на основании кис-
лотности почвы.
	Растительность, образуя довольно высо-
кий и плотный травостой, отмирая, не пол-
ностью разлагается и создает «войлок».
Последний со временем увеличивается, что
может привести к постепенному вырожде-
нию растительности (растительность вы-
превает). Это об’ясняется тем, что. нару-
шается аэрация доступ воздуха в почву и
к корням растений, увеличивается также
влажность в почве, влекущая за собой вы-
теенение высших растений низпгими.

Эффективной мерой в данном случае яв-
ляется обработка устарелой и уплотненной
дернины дисковой или луговой бороной на
глубину до 3—5 сантиметров. При проче-
сывании дернина очищается от отмерших
листьев, стеблей трав, сорняков и всего,
что спутывает травостой; улучшается аэра-
ция и обеспечивается лучшее вегетативное
размножение корневищных трав.

Несоблюдение перечисленных правил
ухода за дерновым покровом приводит к то-
му, что его прочность прогрессивно падает.
Деформируетея не только дерн, но и грунт.
После передвижения самолетов по’ поверх-
ности летного поля образуются колеи. уха»
	вайный и лейтенант Лизчов исполнили дуэт
Вильбоз «Моряки», Валентина` Полякова
ариозо кумы из оперы Чайковского’ «Чаро-
дейка», техник-лейтенант Камелин спел на-
родную русскую песню «Утес». Сделав за-
мечания по выступлениям, композитор › по-
знакомил присутствующих с одной из своих
новых песен.

При офицереком клубе решено создать во-
кальный ансамбль из состава участников
кружка сольного пения. Тов. Новиков будет
консультировать репертуарные. планы круж-
ка и инливилуальные программы исполните-`
	тей.
	бы, в дождливую погоду в них скапливается
вода, образуя грязь.

На одном 73 аэродромов, THe не
было надлежащего ‘ухода за дерновой
растительностью, глубина, колеи после про-
аа самолета во влажный период года до-
ходила до 10—15 сантиметров. В сухое же
время летное поле сильно пылило. Но есть
аэродромы, которые благодаря хорошему
уходу за травостоем могут быть. в эксплоа-
тационном состоянии почти круглый год.

В черноземной зоне растительный‘ покров
Ha летных полях развивается в ‘условиях
неустойчивого увлажнения.

Климат характеризуется сухостью, теп-
лым летом и большими испарениями, но
тем не менее весной почва обеспечена вла-
гой, которой. достаточно для. произрастания
богатой растительности. Почвы в этой зоне
содержат большое количество питательных
веществ, имеют прочную структуру. Грун-
товые воды залегают глубоко. Все эти
свойства настолько благоприятны, что с03-
дают хорошую, плотную дернину на аэрод-
ромах.

Создание дернового покрова на летных
полях, расположенных в южных областях
Союза, т. е. в полосе недостаточното увлаж-
нения, сопряжено с известными трудностя-

МИ.
	Влимат южной части черноземной зоны,
а также каштаново-бурой характеризуется
очень малым количеством ‘атмосферных
осадков, чрезвычайно жарким летом, низ-
Кой относительной влажностью, чрезвычай-
но сильным испарением влаги из почвы.
Вследствие недостатка влаги растительность
здесь не образует сплошного задернения, а
представлена отдельными кустами  пире-
трума и реже — ковыля. Растительность,
отмирая, подвергается ‘глубокому распаду.
Поэтому почвы не накапливают. большого
количества гумуса.

(Советская агрономическая наука  разра-
ботала мероприятия, позволяющие даже при
недостаточном увлажнении получать хоро-
ший травостой, а в данном случае плотный,
вомкнутый, переплетенный  дерновый по-
кров. ›

Основным в данной зоне является уме»
лое сохранение: влати в почве; Практиче-
ски это разретаетса путем рыхления поч-
	Содержание дернового покрова
	Хорошее состояние поверхности аэродро-
Ма обеспечивает безопасность взлета и по-
садки. Эксплоатационно-технические про-
цессы требуют, чтобы поверхность летного
поля была ровной, плоской, с допускаемы-
ми уклонами и достаточно прочной, чтобы
противостоять разрушению от удара колес.
	В сухое время года поверхность летного
поля не должна пылить, а во влажные пе-
риоды — размокать. Практика показала,
что фильтры, установленные на истребите-
ле конструкции Яковлева,  улавливали
только за один полет до 50—70 граммов
пыли, Совершенно очевидно, что такое ко-
личество пыли чрезвычайно вредно отра-
жается на состоянии мотора и приводит к
быстрому износу его подвижных деталей, а
следовательно, и к преждевременной с’емке
MOTODA.
	‚ Одним из лучших и простейших видов
покрытия поверхности аэродрома” является
дерновый покров с достаточно плотной, х0-
рошо развитой растительностью.  Искусст-
венные покрытия (бетон, асфальт) при вы-
Ссокой их стоимости применяются только В
виле отдельных полос. Обычно эти полосы
эксплоатируются в периоды весенней и
осенней распутицы. Летом же обычно взлет
и посадка самолетов совершаются с дерно-
вой поверхности летного поля. Отстода ясно
	значение хорошего, плотного и. упругого
дернового покрытия.

Правильная организация  агромероприя-
	тий по задернению летного поля и ухода 38
НИМ является важнейшим элементом в эк-
сплоатации аэродромов.

Практика показала, что на многих
зэродромах нет правильного, научно обосно-
ванного ухода за дерновым покровом. Обыч-
Но применяется только Косьба травостоя,
который, достигая высоты 20—25  санти-
метров, мешает производить взлет и посад-
ву самолетов.
` При эксплоатации чаето не соблюдаются
вамые простые, элементарные правила 10
Уходу за рабтительным покровом. После за-
сева, стоимость которого довольно высоБЗ,
	о траве не заботятся. В, результате траво-
стой не улучшается, а, наоборот, редеет,
Центр летного поля от непрерывной эк-
сплоатации становится выбитым, обнажен-
ным, сильно пылит.

Что нужно сделать для того, ни ра-
стительный покров улучшался и создавал
устойчивую поверхность для взлета и по-
садки самолетов? Для этого необходим пра-
вильный, систематический уход за дерно-
вым покровом.
	Огромные пространства Советского Союза
имеют различные физико-географические
зоны ‘и поэтому требуют тщательного изу?
чения местных природных условий.
	Растительный Покров аэродромов, раепо-
	  ложенных в подзолистой зоне, развивается
) при следующих природных особенностях.
Климатические условия таковы, что почвы:
	всегла получают влаги больше, чем отдают
ее путем ‘испарения и стока осадков. Грун-
товые воды, как правило, залегают. близко
к поверхности, и почвы аэродромов сильно
промываются. В результате они содержат
небольшое количество гумуса (1—3%) и
других питательных веществ, отличаются
кислыми свойствами, непрочной структу-
рой. Но растительный покров при соответ-
ствующем уходе за ним на этой почве раз-
вивается нормально.

К главным мероприятиям, улучшающим
дерновый покров на летных полях, ‹ можно
отнести;

обогащение почв минеральными и орга-
ническими удобрениями (навоз; торф низин-
ных болот и другие);
	известкование,

косьбу травостоя, прочесывание и 05ро-
нование.

Минеральные и органические удобрения
обычно вносятся в почву весной путем рас-
свивания под борону. Известкование устра-
няет вредную кислотность пэчвы, повышает
в ней количество питательных веществ, a
самое главное — улучшает. физическое
свойство почвы: