19 июля 1947 г. № 162 (753).
	тов, командир приказал ему встать в общий
боевой порядок с ведущим звеном. Таким
	образом, на правом Фланге эсокадритьи у
веех пяти самолетов, считая и командир“
ские, дистанция не\ превышала одну длину,
a интервалы-— один. размах. Цель оказалась
закрытой облаками, Использовав разрывы в
облачности, бомбардировщики все же сумели
прицельно сбросить бомбы 16 заданному 06 =
еклу. После того как бомбы были сброше“
ны, в момент завершения‘ разворота на 00+
ратный куро были замечены на дистанции
около 2.000 метров две группы вражеских
‘истребителей, тю четыре самолета в каждой
Противник шел встречным курсом с набоч
ром высоты. Хорошо организованное Habaos
дение, в частности в передней полусферв;
‘обеспечило своевременную подготовку к бою:
Истребители противника развернулись и
пошли. нз сближение, имея превышение -
над группой бомбардировщиков. Вомандир
эскадрильи строго выдерживал скорость,
позволявшую бомбардировщикам сохранять.
компактный боевой порядок, 3 иетребитоя
лям прикрытия — занимать наивыгодней+
шее положение в соответствии 00 складыч
вающейся обетановкой.. :

Одна четверка истребителей противника

(самолеты «ФВ-190») отвернула влево и
парами атаковала двух наших истребителей
прикрытия на левом фланге и одвого — в
центре боевого порядка. Пара наших истреч
бителей, находившаяся выше и сзади bone
бардировщиков на дистанции около 200 wer.
ров, контратакой сбила один «ФВ-190»:
Бомбардировщики левого звена поддержали
контратаку наших истребителей сосредоточ
ченным огнем, не позволяя противнику при-
близиться. Однако истребитель прикрытих
в центре боевого порядка бомбардировщи-
ков все же был подбит.

Одновременно вторая четверка вражеских
истребителей (самолеты «Ме-109») атакоч
вала пару бомбардировщиков на правом
фланге боевого порядка. Встреченные на
‘подходе огнем трех правофланговых бомбар-
дировщиков и атакованные парой истребиы
‘rexel прикрытия, «Мессершмитты» не смогч
ли нанести поражения и потеряли один са-
‘Monet. В результате первой атаки были подя
биты два вражеских самолета из восьми, Нач
‘ши потери — один самолет (истребитель
прикрытия)’ и, кроме того, получил повреж-
дение ‘один бомбардировщик, оставшийся в
строю.

Вторая атака была произведена против
ником снизу.  Сосредоточенный огонь
стрелков ке позволил противнику По-
дойти на короткие дистанции, и атака
оказалась безрезультатной. Вражеские нот“
ребители продолжали атаковать парами ив
некоторых случаях одиночными самолета»
ми — CO всех направлений, преимуществен-
но снизу, Усилия противника в основном
сводились к попыткам расчленить боевой
порядок группы, связывая и отвлекая боем.
истребителей прикрытия и стремясь ото-
рвать пару бомбардировщиков, следовавшую
на правом фланге, Однако неприятель не доз.
бился уснеха, так как бомбардировщики и.
истребители прикрытия поддерживали всё
время тесное огневое` взаимодействие.

босредоточенный огонь бомбардировщи-
ков в сочетании с контратаками истребите+
лей прикрытия каждый раз обеспечивал от
ражение атаки, з в тех елучаях, когда враг
пыталея приблизиться для ведения огня на
короткую дистанцию, он нес потери, Неприе
ятель потерял еще три самолета, из кото
рых два были сбиты истребителями прикрыз
тия и один -— бомбардировщиками. Ocyme~
ствляя огневое взаимодействие, истребители
прикрытия несколько раз временно уходили
под боевой порядок бомбардировщиков, на
дежно прикрываясь огнем стрелков.
	В итоге этого боя, продолжавшегося
13 минут — до момента выхода нашей
труппы на реку Вислу, — необходимо от-
метить следующее: a

успешность отражения первой атаки проз
тивника была обусловлена умелой органи-
зацией наблюдения и оповещения:
	HCKYCHOG вождение группы позволило
сохранить высокую — обороноспособность
бомбардировщиков и облегчило действия
истребителей прикрытия;

истребители прикрытия сочетали свой
маневр и огонь с поддержкой бомбардиров
щиков и н6 дали себя отвлечь от прикры-
ваемых самолетов:

огонь был хорошо организован: экипажи
бомбардировщиков не теряли компактного
боевого порядка и осуществляли взаимодей-
ствие между собой и истребителями прикры-
тия, Благодаря своему высокому моральному
состоянию личный состав смешанной груп-
пы в процессе всего боя сохранял епокойст»
вие, выдержку и уверенность в победе. не-
	смотря на непрерывные и продолжительные
	атаки противника,
Доцент, полковник М. ТИХОНОВ.
	метра. Лучший прыжок в длину совершил
ефрейтор Ремизов — Бы 80 см.

пряженно прошел последний этап со-
ревнований — кросс на 1.000 м. Пер-
	‚вым пришел к финишу старший сержант
	IEE EEN SERRA BAR ДОНУ

Никулин. Ето время — 2 минуты 38 сек
_ Командир подразделения об’явил блато-
	дарность Участникам соревнований, заняв
шим первые места,
	Младший техник-лейтенант
  П. СТЕПАНЕНКО.
	ПОГО ПРИЗА

СТАЛИНСКИЙ. СОКОЛ,
_ ИЗ-ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Loe} Ее ee
	ee eee

боевой и огневой ‚единицей, ‚ в некоторых
случаях может действовать самостоятельно
и выполнять боевые задания, не требующие
примененая крупных сил. При сомкнутом
боевом порядке «клин звеньев» в эскадрилье
	“в наибольшей стенени осуществляется Вз39-
.   имодействие между звеньями и отдельными

‚  самодетами, таю вак’все три звена в соетоя-
‘  нии поддерживать друг. друга огнем,

pe
	NE

Во время полета эскадрилья бомбарди-
	`овщиков обязана соблюдать следующие
	  УблОВиЯ:
	_ 1. Своевременно обнаруживать воздутно-
го ‘протавника, не позволяя ему внезацно
	 приближаться на дистанцию действительно-
	А НИС oo?

го огня к боевому порядку бомбардировщи-
ков. ии
_2. В процесее всего боя, начиная с момен-
та первой атаки, сохранять между звеньями
и экипажами огневое взаимодействие, сосре-
доточивая огонь в угрожающем направле-
НИИ; в .

3. Оргацизовать правильную систему ве-
дения огня.

4. Прибегать только к таким приемам ма-
	невра, которые’ способетвуют наилучшему
	отневому взаимодействию и ведению соередо-
точенного огня. В случае необходимости ис-
пользовать благоприятную обстановку для
выхода из боя (уход в облака или на свою
территорию). _

Соблюдение этих условий достигается
сомкнутым боевым порядком, при котором
самолеты располагаются на дистанциях и
интервалах, выгодных для огневой под-
держки ‘и тарантирующих безопасность
полета.

Сомкнутый боевой порядок, помимо улуч-
шения огневой поддержки, удобен для уп-
равления  эскадрильей. о

Для своевременного обнаружения воздуш-
ного противника, устанавливается система
	  наблюдения, действующая с момента взлета
	и до повадки в направлении ответственных
секторов подхода. Для прамера приведем ка-
	чественную характеристику одного Ws Ra-
	риантов такой системы.

Наблюдение обычно ‘усиливается во
внешнюю сторону боевого порядка, для чего
привлекаются птурманы и стрелки самоле-
тов командиров звеньев, следующих © внеш
ней стороны. Важную роль выполняет при
этом и стрелок самолета командира эскад-
рильи, который должен следить за всеми
изменениями в боевом порядке в задней по-
	В   Лусфере и докладывать командиру.
-   Ответетвенным сектором наблюдения для.
	всех летчиков является внутренняя сторона
боевого порядка в направлении самолета
своего  командира.. Цередняя полусфера,
таким образом, надежно просматривается
перекрестным наблюдением всех летчиков
эскадрильи. Внутреннее пространство зад-
ней полусферы боевого порядка (вверх и
	вниз} обеспечивается наблюдением штурма-
нов и стрелков внутренних ведомых. В ито-
те организации наблюдения по изложенной
	непрерывное
	  круговое наблюдение.
	Ответственные секторы наблюдения мно-
тократно перекрываются, в результате чего
повышается надежность наблюдения и до-
стигается полная его непрерывность. Одна-
ко для этого требуется обучить летный со-
став не простому наблюдению за воздухом,
а внимательному поиску и обнаружению
всех. появляющихся самолетов.

‚ Для правильной. организации й ведения
отня необходимо:

а) огонь открывать с дальних дистанций
(500—600 метров) и вести его. прицельно
короткими очередями, не увлекаясь при-
стрелкой по трассе и не допуская большого
расхода патронов;

6) по мере приближения противника,
когда направление его атаки уже выяснено
и он подходит на дистанцию действительно-
го огня, стрельба ведется длинными 996-
редями:

в) если противник. осуществляет атаку
только с одного направления и одной груп-
	  ПОЙ в составе четырех-шести самолетов. TO
	по нему открывают сосредоточенный огонь
все три звена бомбардировочной эскадрильи.

Необходимо, однако, учесть, что почти
всегда возможны новые атаки с других на-
правлений. Поэтому важно уметь маневри-
ровать огнем и резервными отневыми сред
ствами,

Врупные группы истребителей противни-
ка (несть-восемь и более), выполняю-
‘Dive заход с одного направления, в послед-

ний момент обычно ‘ применяют‘ маневр,
рассредоточиваяеь для атак понарно, напа-
дая либо на фланговые звенья, либо же на
велущее или на один из флангов. Атаку ©
одного направления поэтому важно отражать
не всеми звеньями эскадрильи, а только
‚одним или двумя. В. готовности к открытию
‘огня в новом направлении следует держать
от одной трети до половины всех огневых
средств.

бооибардировщиков
	невого взаимодействия звеньев и самолете?

эскадрильи заключается в основном в том,

чтобы в боевом порядке по возможности
сокращать дистанции и интервалы, & Ко-
мандиру группы выдерживать такую эволю-
тивную скорость, которая в течение всего
воздушного боя обеспечила бы компактный
строй. wy

Необходимы также и некоторые измене-
ния во взаимном. положении звеньев =— дЛя
создания  сосредоточенного оборонительного
огня. Маневр выполняется по вертикали,
взяв превышение или принижение па 50—
100 метров ло отношению к ведущему или
соседнему звену. Эт0 позволяет сосредото-
чить огонь двух звеньев в одном направ-
лении, Кроме того, такой маневр исключает
поражение звеньев или нескольких бомбар-
дировщиков одной очередью снарядов.

Изменение направления полета разворота-
ми на °10—15° тоже может вызызатьгя
атакой с одного из флангов под ракурсами
3/, uaa “4/4, з также спереди сбоку по отно-
шению к ведущему звену. Такое направле-
ние атаки иногда совпадает с непрострели-
	ваемым сектором. в боевом порядке эс5дд-
рильи или перекрывается огнем фланговых
самолетов. Известно, что направления атак
под ракурсом  /4 спереди сбоку или 3/4 сза-
ди сверху сбоку не могут сопровождать-
ся метким огнем и поэтому имеют очень ма-
лый удельный вес. Следовательно, эти при-
емы маневра звеньев и развороты эскад-
рильи необходимо применять очень редко.
Основным направлением атак вражеских
истребителей является задняя полусфера.
Вольшой удельный вес здесь имеют атаки
сзади снизу, сзади сбоку и cTporo B
хвост. Поэтому на них и должно быть на-
правлено основное внимание в наблюдении
и сосредоточении огня. В указанных напра-
влениях сосредоточенный огонь В наиболь-
тей степени обеспечивается сохранением
	компактного боевого порядка без изменения
	курса и маневра перестроевия.
Вопросы ведения оборонительного во0з-
душного боя эскадрильи нами ‘расемотрены
	только © учетом собственного огня и маневруу
	бомбардировщиков. Известно, что дневные
бомбардировщики ведут боевые действия,
как правило, под прикрытием истребителей.

Истребители прикрытия должны точно
знать боевой порядок бомбардировщиков в
момент. встречи с ними на маршруте и над
целью. (Способ бомбометания, количество
заходов`на цель и маневр подхода и ухода,
а также порядок действий в случае изме-
нения погоды в полете также должны
быть изучены с точки зрения обеспечения
прикрытия. Надежная взаимная радиосвязь
в полете —— основа четкого проведения
взаимодействия,

В смешанном боевом порядке бомбарди-.
ровщиков и истребителей` последние, в’ за-
висимости от количества, образуют одну,
две или три группы. Две, три пары
истребителей прикрытия” на эскадрилью
бомбардировщиков обычно составляют одну
группу неносредетвенного сопровождения,
летящую ‘попарно на флангах и сзади-
сверху на удалении 200—300 метров. При
большем количестве истребителей выде».
ляется ‘ударная труппа. Котда ожидается”
ожесточенное ’ противодействие ` крупных
сил вражеских ‘истребителей, прикрытие’:
должно быть усилено и Из его состава вы-
деленз группа резерва.

Взаимодействие бомбардировщиков, с ист
ребителями группы непосредственного. со-
провождения включает элементы маневра и
огневой поддержки, Маневр. группы отрани-
чивается короткими атаками  (отсечением)
вражеских истребителей, приближающихся
к бомбардировщикам, и затем немедленным
возвращением в боезой порядок. В случае
необходимости: бомбардировщики поддержи-
вают истребителей своим огнем. Ударная.
группа находитея на значительно большем.

удалении, прикрывая группу истребителей
	веносредственвого сопровождения, а также
бомбардировщиков на дальних подступах. к
ним (1.000 метров), Сохранение бомбар-
дировщиками плотного боевого порядка п
ведение ими оборонительного огня в зна-
чительной мере облегчают истребителям
прикрытия выполнение своей задачи.

5 марта 1945 года эскадрилья в составе
восьми бомбардировщиков под командовани-
ем майора Волкова нанесла удар по опорно-
му пункту Берент. Бомбардировщики при-
крывались пятью истребителями, располо-
женными на Флангах и сзади,

На маршруте группа шла между двух
слоев облачности. До подхода к цели стоел-
ки в окна нижнего слоя облаков заметили
пару вражеских истребителей, следовавших
под облаками, попутным курсом.

Доклады стрелков позволили ‘командиру
группы правильно оценить обстановку и
предусмотреть встречу с врагом в районе це-
ли. Учитывая, что правофлантовое звено
	эскадрильи состоит только из двух самоле-

На темы летней учебы
	ВСЕМЕРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ФОТОКИНОПУЛЕМЕТ
	шения огневого мастерства abe
торов. В Н-ском истребительном
подразделении широко применяют
этот аппарат в учебе. В летный день
на старт выносятся установки © ки-
нопулеметами и проводятся фото-
стрельбы по пролетающим и идущим
на посадку самолетам. Капитан Ву-
динов и другие: командиры эскадри-
mui Н-ской части таким способом
учат личный состав. точному, §e3-
‘ошибочному поражейию целей. После
стрельб они проводят разборы, ука-
зывают летчикам на ошибки, зафи-
кенрованные зппаратом на пленке.
Таким образом контролируются BCE
учебные «бои». Используя кинопуле-
мет, командиры тренируют своих.
подчиненных в ведении  одновремен-
вого огня парой и звеном.

Заслуживает. одобрения инициати-
ва офицеров. штаба и другой авиача-
сти. В классе воздушного  групно-
вого боя они вывешивают наиболее
характерные и поучительные сним-.
ки, сделанные летчиками при стрель-
бе из кинопулеметов. На занятиях
командиры указывают обучаемым на
характерные ошибки, широко нопу-
ляризируют опыт мастеров  меткого.
огня.

Опыт применения кинопулемета в
учебной практике дал блестящие р8-
зультаты, и все же в отдельных ча-
стях этот замечательный аппарат не-
дооценивают, ‘используют неумело.
Так, например, в Н-ском подразделе-
нии фотострельба с земли зачастую
проводится неорганизованно и бес-
контрольно. Здесь были случаи, ког-
да отдельные летчики вместо трени-
ровки в стрельбе по летающим над
зэродромом самолетам фотографирова=.
ли из кинопулемета... людей, нахо-
‘дившихея на старте. Офицеры штаба
He заботятея о том. чтобы пленки
	Обучение штурмовиков
	Отработка групповой слетанности должна
проходить прежде всего в ‘определенной ме-
тодической последовательности. В нашей
части. решение этой задачи начинается ©
обучения и подготовки ведущих групи.

Одновременно с выполнением задач по
индивидуальной технике пилотирования на
боевых самолетах мы проводим полеты на
учебно-тренировочных самолетах . «По-2»
или «Ут-2» с инструкторами во второй ка-
бине. На этих машинах отрабатываются
упражнения по слепой подготовке. При этом
мы практикуем одновременный взлет, набор
высоты и перестроение двух самолетов.
Выполнив указанные элементы, экипажи
расходятся по своим зонам и выполняют
основную задачу под колпаком,

По окончании отработки индивидуальной
техники пилотирования на высотах от 100
до 2.000 метров У нас организуютея показ-
ные полеты в паре на учебно-боевом само-
лете с инструктором в залней кабине ведо-
мого самолета. Ведущим бывает командир
звена или заместитель командира эскад-
рильи. До тех нор, пока инструктор не убе-
дится в полном усвоении летчиками элемен-
TOB TPYHHOBOTO полета, к самостоятельным
трупповым полетам рядовые летчики не.
допускаются.

Перед кажлым групповым полётом про-
водится тщательная наземная подготовка,
Особое внимание уделяется при этом обуче-
нию плановой работе газом и выдерживанию
одинакового крена на разворотах ведущим и
ведомым самолетами. Необходимо также
сохранение полного единообразия в положе-
нии обеих машин при наборе высоты, раз-
воротах, планировании, пикировании и в
полете по прямой.
	—— Отвечаем ——
на вопросы читателей
	Выйти на какой-либо ориентир, He имею-
щий радиостанции, = невозможно 10
«РИК-10» по той причине, что на нем рам
ка не укреплена. Однако при полете в за-
данном направлении можно для измерения
угла сноса использовать радиостанцию, рас-
положенную в начале. пути (в ИПМ). Это
вспомогательный способ. Детчиками, освойв-
зними самолетовождение по РПК, он приме-
няется для выхода на заданную линию пути
при неизвестном ветре и невидимости земли.

Каков порядок работы при выходе на ли-
нию заданного пути?.

. Над радиостанцией нужно пройти ©

курсом, равным заданному магнитному пу-

тевому углу (ЗМНУ), и заметить время
прохода радиостанции,

‚Для того, чтобы вблизи радиостанции. мз-
бежать виража, дать успокоиться магнитно-
му компасу и пройти точно над радиостан-
цией, следует на нее заходить но индикато-
ру куреа за пять-—восемь километров и с
направления, обратного направлению поле-
та. В этом случае при проходе над радио-
станцией легко взять нужный курс неболь-
THEM доворотом самолета.

2, Определяя угол сноса, надо иметь в
Вт следующее:

При встречном или попутном ветре угол
сноса будет равен нулю, и самолет полетит
по заданной линии пути. Вследствие «ры-
сканья» машины стрелка индихатора курса
будет незначительно отклоняться то’ внра-
во, то влево.

Если ветер боковой, то машину будет сно-
сить 6 линии. пути, в стрелка индикатора
курса будет уходить в сторону сноса. Для
того, чтобы определить угол сноса, нужно,
разворачиваясь в сторону ухода стрелки,
	направить хвост самолета н& радиостанцию
	магнитвому компасу определить Mae
тнатный курс (МВ-). Угол сноса будет ра-
вен разности магнитных курсов —* второго
CMR») и первого (МВ,)._

Так как угол сноса (УС) для скоростных
самолетов обычно невелик (не превышает
10—125), то и девиация на компасные кур-
сы (ВА, и ВЕ.) почти всегда одинакова.
Поэтому для определения УС можно практи-
чески пользоваться разностью КЁ— ВВ.

Компасный куре переводить в магвит-
ный не нужно лая облегчения расчетов,
	дентифрированным снимкам проведен
разбор. Недавно здесь «отличились»
и фотолаборанты во главе с фотоме-
хаником старшиной Романовым. Они
испортили больное. количество плен-
ки, заснятой экипажами. Все эти не-
достатки —— результат. пренебрежи-
тельного отношения к большому и
важному делу.

Командиры авизчастей и подраз-
делений обязаны в основу огневой
подготовки ‚летчиков положить
стрельбу из кинонулеметов. Необхо-  .
димо ежедневно тренировать летчи-
ков в определений дальности до це-_
ли, ракурса и скорости самолета, уп-
режления при стрельбе. Во всех ча-
стях должны быть изготовлены спе-
циальные установки для тренировки
в стрельбе по летающим над аэродро-
MoM самолетам. Следует чаще прак-
тиковать учебные воздушные «бои»
с обязательной прицельной стрельбой.
из. кинопулеметов, пользоваться ими
в  стрельбах по наземным целям 1
макетам и щитам на полигоне и, что!
особенно важно, при «штурмовке»
наземных целей, находящихся в дви-
жении.

Bea огневая подготовка летчиков
должна быть максимально приближе-
на к условиям боевой обстановки. Ни
в одном учебном бою, ни в одном по- _
лете и тем более при проведении лет-
но-тактических учений нельзя допу-

. скать упрощения. Любое воздушно-
_ стрелковое упражнение, любая зада-
ча, выполняемая летчиком, по евое-
му характеру и приемам ведения огня,
должны быть максимально приближе-
ны к условиям настоящего воздушно-
то боя. Кинопулемет помогает разре-
шить ‘эту задачу, способствует под-.
готовке грамотных, умелых и ининци-
ативных воздушных бойцов, могущих
‚ быстро обнаружить цель и безоши-
бочно поразить ее метким огнем. —
	Групповой слетанности
	В групювых полетах от летчика требует-
ся безукоризненная техника пилотирования
в момент ввода в ‘разворот и вывода из
	разворота, а также при перестроениях
	воздухе.

Вее эти элементы полета иллюстрируются
макетами самолетов в классе.

Во время предварительной подготовки на
аэродроме мы проводим розыгрыши методом
«пеший по-летному». Летчики становятся.
на свои места по отношению к ведущему, и
весь «полет» совершается в той последова-
тельности. в какой он будет выполнятьея
	в воздухе. Вроме того, мы правктикуем руле-
	ние самолетов в составе своих групи Ha за-
	данных интервалах и дистанциях на старт
перед взлетом и на стоянку — по оконча-
	нии НолеТа.

После отработки слетанноети пары на
земле ив воздухе начинаем а
полетом в составе 3BGHS.
	Нри выполнении маршрутных пелетов
	у нас практикуется поочереднзя замена ве-
	дущего рядовыми летчиками. Такой метод
улучшает отработку самолетовождения в
звене.
	Отрабатывая элементы групповой слетан-
ности, необходимо учитывать и такие обсто-
ятельства, как величина аэродрома, пыль-
ный он или нет, насколько удобен стар и
т. д. Взлет и посадку группы надо организо-
вать так, чтобы они занимали минимальное
время.

Летчики-штурмовики, отлично освоивигие
	групповые полеты на ореющих ‚ высотах,
	становятся неуязвимыми и способны вы-
полнить любую боевую задачу.
	Подполковник Г. ДАВЫДОВ.
	Механики отличники боевой и по“
литической подготовки старшина сверхз
срочной службы А. Бакай (сверху) и
старший сержант Н. Леухин готовят

5 :
самолет к очередному учебно-боевому
вылету.
	Снимок капитана Т. Мельника.
	{  ВЫСТАВКА РАБОТ
РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ —
	В окружном Доме офицеров открылась
	выставка работ военных рационализаторов и”
изобретателей.

На выставке представлены работы изо-
бретателей Военно-Воздутных Сил округа.
За истекший и текущий годы они внесли
около 200 ценных предложений, из них 180
уже реализованы.

Капитан Надеждин сконструировал 663-
отказный и экономичный аппарат для
пайки мягкими и твердыми припоями. В
	отличие от паяльной лампы, аппарат при
	водится в действие за несколько секунд и
может бесперебойно работать в течение 70
	часов:
Простую, Ho  ужбную конструкцию
складывающихся. лыж предложил ин-
	‘женер-майор Бовальчук.
		Вюллевтиь Н-ской авиационной базы.
разработал новый метод устранения елож-
HOTO ‘дефекта ‘авиационных поршней. 910
позволяет использовать до’ ‘70 процентов
вышедших из строя поршней.
	Старший лейтенант В. ФЕДОСЕЕВ.
Белорусский военный округ. —

Экономят горючее

Летчики и младшие авиаспепиалисты:
нашей эскадрильи ведут усиленную борь-
бу за экономию горюче-смазочных материа-
лов. Эта экономия достигается грамотной эк-
сплоатацией материальной части.

Хорошие достижения в этом деле имеют
летчик младший лейтенант Ляхов п ме-
ханик 610’ самолета старший сержант
Лерников. За шееть месяцев этого года бе-
режливые авиаторы Ляхов и Лерников сэко-
номили 1.200 килограммов горюче-смазоч-
ных материалов.
	Старший лейтенант В. ВЕЗО.

Полет по РПК от радиостанции
в заданном направлении

‹аем
читателей

Летчик младший лейтенант Гла-
зов просиг раз’яснить порядок само-
летовождения по «РИК-10» от радио-
станции,
	Публикуем ответ по существу воп-
роса.
	Определение угла сноса производитея в
тот момент, когда стрелка индикатора курса
дает значительное постоянное отклонение в
какую-либо сторону; чувствигельность ин-
дикатора должна быть максимальной. Разво-
рот езмолета должен выполняться плавно, ©
небольшим коеном. Показание магнитного
	вомнаса следует снимать лишь носле того,
	как успокоится картушка, — через 20—50
секунд по окончании разворота. Расчет угла
сноса производится быстро в уме.
	3; Для выхоха на заданную линию. пути
необходимо исправить куре на три угла сно-
са (3УС), развернуть самолет в сторону,
противоположную сносу, и, заметив время,
взять. КИЗ.
	4. По выходе на заданную линию пути
берется курс для р в заданном на-
правлении.
	Для того, чтобы выйти на линию заданно-
го пути, необходимо после разворота на три
Угда сноса лететь столько времени, сколько
пропело от момента прохода радиоставнии до
взятия ВАз. По истечении этого времени
можно считать, что самолет нахолитея на
заданной линии пути, В этот момент берется
новый компасный куре ЕК. — для следова-
ния по линии заданного пути с учетом опре-
деленного сноса.
	После разворота на курс (с учетом угла
сноса) для следования по заланной линии
пути при помощи «РИК-10» можно осуще-
стваять только грубый контроль. Здесь тре-
буется периодически включать индикатор
курса и следить за характером отклонения
его стрелки. Если, например, в начале пути
при правом сносе стрелка отклонялась от
нуля вправо, а через некоторое время стала
двигаться влево, то это значит, что угол
сноса резко изменилея (переменилея знак).
Летчик тотда должен избрать другой способ
контроля пути.
	Применять «РИЕ-10» возможно в любом
полете по маршруту, если на ВИМ (конеч-
ном пути маритрута). имеется радиостанция.
Этот способ выхода на курс следования при-
обретает особое значение тогда, когда невоз-
	можно пользоваться другим.
	Приведем пример.

Пусть заданный магнитный путевой угол
будет равен 90°, девиация компаса равна
-- 20. Требуется проделать маневр выхода.
на курс следования по «РИК-10». Время
прохода Hal радиостанцией — 10 чае.
18 мин. и время взятия ВВ; — 10. чае.
24 мин.; после ‘прохода радиостанции стрел-
ка индикатора курса ушла вправо; при из-
мерении угла сноса компасный курс (ВБ)
равен 980
	Решение будет следующее.

Проходим Hal радиостанцией С магнитным
KYDCGM,- равным заданному марнитнему пу-
	TEBOMY углу, йли 90°. Для этого берем В\,

равный 880. Замечаем, что радиостанцию мы
прошли в 10 час. 18 мин. Через некоторое
время стрелка индикатора курса ушла впра-
во. Следовательно, самолет снесло вправо.
	Разворачиваем самолет в сторону’ отклоне-
	ния стрелки й в тот момент, когда она ветс-
ла на нуль, замечаем компасный курс
(RR), который оказалея равным 98°,

Определив Угол сноса, как разность ком-
пасных курсов (второго и первого), получа-
ем УС, равный -210°..

Берем ВВз для выхода на заданную ли-

нию пути и замечаем время. Самолет разво-
рачиваем влево, потому что сное — правый,
Компасный курс будет равен 68°, ‘а время
взятия этого курса — 10 чае. 24 мин.
_ Определяем промежуток времени между
моментом прохода над радиостанцией и раз-
воротом на компасный курс Д и время раз-
ворота для следования по заданной линии
пути. Этот промежуток выразится в 6 мин.,
а время разворота — в 10 час. 30 мин.

Рассчитываем компасный куре для следэ-
вания по заданной линии пути. Магнитный
Куре равен заданному магнитному путевому
углу минус угол сноса, то-есть 809. Учиты-
вая девиацию, получим, что ВЁл равен 780.
Этот курс мы и берем в 10 час. 30 мин.
	Полковник В. БЛИНОВ,
	„.Спортсмены-авиаторы готовятся
	ШИРИТСЯ OuRK УЛЬТУРНАЯ
РАБОТА
	H-CEHH . ABHATAPHH30H, 11. июля.
(По телеграфу от наш. корр.). Всесоюзный
день физкультурника воины Н-ского. авиа-
соединения встречают широким разверты-
ванием спортивной работы. \

Недавно в одном из подразделений был
проведен ‘кросе на дистанцию 3.000 мет-
ров. В нём участвовал весь личный coc-
тав. После соетоялись соревнования по ме-
танию ‘гранаты. Лучшие результаты в
вроссе и метании гранаты показали офи-
церы Клишанец, Горшенин, Чуносов, стар-
щий сержант Дементьев. Большой  спор-
тивный праздник авиаторов закончился
розыгрышем первенства части по волей-
болу. \

Сейчас идут матчи на первенство coe-
динения по футболу, Футбольная команда
подразделения, где физруком лейтенант
Глебов, завоевала «Большой кубок». Кол-
лективу физрука гвардии старшины Шуто-
ва присужден «Малый кубок». Хороших
спортивных показателей добились воины-
Физкультурники. подразделения, где физру-
ком гвардии старший. сержант Малышев.
	В нашей части уснешно прошел 2-й тур
заочных спортивных соревнований. Весь
личный состав напряженно боролся за луч-
ие показатели по гимнастике, метанию
гранаты, прыжкам, в длину с разбега, в
кроссе на 1,000 метров.
	В метании гранаты отличилесь под-
разделение офицера  Белицкого. — Пер-
вое место занял старший сержант. Пан-
кратов, бросивший rpansary na 5} метров.
Средний результат подразделения — 44
	РОЗЫГРЫШ ТРАДИЦИОН
	физкультурника
жж *
	ПОБЕДИТЕЛИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
	K Всесоюзному. дню
	Тучитие легкоатлеты нашей части при-
няли участие в розыгрыше традиционного
приза части — кубка, Который  еже-
годно вручается лучшему подразделенаю
за успехи в спортивной подготовке.
Спортсмены соревновались по прыждам
в длину и высоту, гранатометанию, бегу
на 100 метров. упражнениям на турнике.

Хорошую  натренированность и спор-
тивную закалку показали воины подраз-
	деления, где физкультурной работой руко-
‚водит  детчик лейтенант Гюльханданьян,
 Они завоевали большинство первых
мест. Летчик младший лейтенант Спирия
вышел ‚ победителем в прыжках в длину,
‚В беге за 100 метров первое место заная
летчик младший лейтенант Зайцев. Этому
подразделению вручен кубок,